Основы мировых религиозных культур.Проектная работа "Священные сооружения.Церковь Грузинской иконы Божией Матери. с.Осиново ЗМР РТ"
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Веремеенко Ольга Николаевна

О священных сооружениях ислама, христианства, иудаизма, буддизма. Конспект урока-экскурсии по теме: "Церковь Грузинской иконы Божией Матери в с. Осиново Зеленодольского района РТ". Материал будет полезен учителям при подготовке к урокам по ОРКСЭ, студентам, слушателям курсов повышения квалификации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет

Институт психологии и образования

Приволжского межрегионального центра повышения

квалификации и профессиональной переподготовки

работников образования

Проектная работа

«Священные сооружения.

Церковь Грузинской иконы Божией Матери

(п.Осиново ЗМР РТ)».

                               

Автор разработки: Веремеенко О.Н.

учитель начальных классов

МБОУ «Лицей им.В.В.Карпова» п.Осиново Зеленодольский  Муниципальный  район РТ

Научный руководитель:

Доцент кафедры религиоведения

Философского факультета КФУ,

                                                         Кандидат философских наук В.В. Королев

Содержание

Введение_________________________________________________________3

1.Священные сооружения  ислама____________________________________5

2. Священные сооружения  христианства______________________________8

3. Священные сооружения  иудаизма_________________________________14

4. Священные сооружения  буддизма_________________________________15

5. Конспект урока –экскурсии по теме: «Церковь Грузинской иконы Божией Матери (п.Осиново ЗМР РТ»_______________________________________ 18

Заключение______________________________________________________21

Список использованной литературы_________________________________22

Приложение._____________________________________________________23


Введение

Священные сооружения  представляют собой специальные места для религиозных отправлений, то есть церквей, мечетей, ступ, синагог и храмов. Многие культуры выделяют значительные средства на священные сооружения.  Места богослужений, религиозные и святые места причислены к самым впечатляющим, долговечным массивным зданиям, которые создал человек. В то же время храмовая архитектура, ориентированная на более доверительные отношения с Богом, может проявляться в небольших, легких конструкциях, рассчитанных на личное, частное, а не на общественное использование.

Священные сооружения  строились столетиями, и зачастую были самыми крупными сооружениями задолго до современных небоскребов. Стили священных сооружений  иногда отражали основные направления в развитии современных им строительных конструкций, не теряя при этом своей уникальности. С развитием монотеизма священные сооружения  все чаще становились центром богослужений и религиозных размышлений.

Цель  исследования: изучить священные сооружения различных мировых религий.

Задачи исследования:

- изучить значение, основные принципы, каноны и традиции построения священных сооружений различных мировых религий;

- узнать о возможных способах строительства священные сооружения различных мировых религий;

- выяснить, как архитектура священных сооружений различных мировых религий повлияла на современное зодчество.

Объектом исследования  являются священные сооружения различных мировых религий.

Предметом исследования является архитектура  священных сооружений различных мировых религий, главным образом призванных обслужить потребности религий.


1. Священные сооружения  ислама

Первоначально на Востоке священные сооружения  строились в форме арабской колонной мечети. Но быстро появились иные, различные в разных странах и областях типы архитектурных сооружений.

Израиль. Мечеть Скалы в Иерусалиме — одна из главнейших святынь мусульманства — расположена на месте, которое имелo огромное религиозное значение еще задолго до возникновения ислама. Скала — вершина горы Мориа — издревле почиталась многими как центр мира. Мечеть «Купол Скалы» была выстроена между 688 и 692 годами. Мечеть, воздвигнутая над скалой, является как бы куполом, прикрывающим это священное место. Говорят, что изначально купол мечети был сделан из золота, но исторические документы рассказывают, что купол был покрыт свинцовой крышей, а наружная поверхность листами позолоченной меди. Свинцовая крыша сохранялась вплоть до 1964 года, когда в ходе произведенного в мечети ремонта покрытие купола сделали из алюминиевых листов, которым химическим путем придали цвет золота. Диаметр его составляет 20 метров, а высота купола — 34 метра, он хорошо виден почти со всех точек Иерусалима. Расположен купол на основании, поддерживаемом каменными колоннами. Внешние стены мечети представляют собой восьмигранник и выполнены с аркадами. Изначально они были покрыты стеклянной мозаикой, но в XVI веке ее заменили на плитки в мусульманском стиле. Внутри мечеть двумя рядами колонн делится как бы на три круга, что позволяет паломникам целыми процессиями свободно двигаться вокруг находящейся в центре скалы. Под камнем расположена пещера, в которую ведут одиннадцать ступеней. А в потолке пещеры имеется отверстие, через которое стекала кровь жертвенных животных.

Мечеть Скалы имеет четыре двери, ориентированные по четырем частям света. Северный вход называется Вратами рая, восточный — Вратами Давида. Южный вход считается центральным, а напротив него высится фасад другой мечети — Аль-Акса. Внутри мечети Скалы находится изумительная мозаика с узорами, которые выполнены под явным влиянием византийского искусства. Стены ее украшены орнаментами с письменами — непременным декоративным элементом исламской живописи.

Средняя Азия. Гордостью Самарканда была соборная мечеть, предназначенная для тысячи молящихся и получившая в народе название Биби-Ханым. Ее строительство было закончено в 1404 г. Тимур требовал, чтобы самаркандская мечеть превзошла величественностью все здания мира. В своем первоначальном облике она представляла сложный архитектурный ансамбль, включающий стройные минареты, портально-купольные здания, грандиозные входные порталы. Время не пощадило этот замечательный памятник зодчества. Но даже в руинах он оставляет неизгладимое впечатление. Главным зданием ансамбля, противостоящим входу, была мечеть с огромной аркой, поддерживаемой восьмигранными минаретами и увенчанная бирюзовым, как бы сливающимся с небом куполом. Особой величественностью, гармоническим чувством пропорций отличался интерьер. Мечеть Биби-Ханым свидетельствует о смелости замысла и вдохновенном мастерстве создавших ее зодчих. Торжественно монументальна усыпальница Тимуридов—Гур-Эмир в Самарканде (нач. 15в.). В этом здании господствуют простые архитектурные объемы: восьмигранник основание, цилиндрический барабан и огромный ребристый сине-голубой купол. Внутреннее убранство мавзолея чрезвычайно богато: стены облицованы мрамором, резным стуком, покрыты орнаментальными росписями, вокруг надгробий расположена ажурная мраморная ограда, резные деревянные двери отличаются тончайшей ювелирной работой. Строгой красотой выделяется надгробие Тимура из темно-зеленого нефрита.

Турция. Самая знаменитая мечеть Стамбула — мечеть султана Ахмеда — построена в 1609—1617 годы архитектором Мехмедом-ага (учеником Синана) на месте бывшего дворца византийского императора, напротив Святой Софии. Строительство мечети началось по распоряжению султана, которому было тогда 19 лет. По преданию, он хотел из-за некоторых грехов юности умилостивить Аллаха. К тому же он подписал с одним из правителей династии Габсбургов договор, в котором признавал того равным себе. Это, видимо, и было решающим моментом: султан счел себя обязанным публично проявить свою веру и особую приверженность исламу. Архитектор Мехмед-ага завершил этот шедевр зодчества за семь лет. Миновав трое ворот во внутреннем дворе мечети, можно подойти к внешней колоннаде из гранита, на крыше которой 30 маленьких куполов. Большой внутренний двор мечети окружен пор тиками. В центре его располагается шестиугольный фонтан, опоясанный шестью колоннами со стрельчатыми арками. Такие фонтаны часто встречаются в мечетях и имеют вполне практическое значение: здесь верующие совершают омовение. В мечети (со стороны площади Атмейдан) имеется въезд, через который султан, не слезая с коня, мог попасть в свои покои в мечети.

Основание мечети — прямоугольник со сторонами 72х64 метра. Купол диаметром у основания 33,6 метра лежит на барабане, который опирается на 4 полукупола. Все это поддерживается четырьмя мраморными столбами, диаметр каждого из которых равен пяти метрам. Боковые галереи образуются мраморными колоннами и стрельчатыми арками, которые увеличивают и без того огромный молитвенный зал, отчего внутри мечети создается впечатление необыкновенного простора. Очень интересно в мечети расположение куполов. Большой центральный купол окружен четырьмя полукуполами, а под ними находятся еще четыре купола. Эта структура полностью раскрывается только внутри мечети. Четыре больших, стоящих на слоновьих ногах колонны держат всю купольную конструкцию. Почти ослепляющий эффект многих тысяч плиток мог бы стать навязчивым, если бы внутреннее пространство не было таким объемным, а свет не струился бы из 260 окон.


2. Священные сооружения  христианства

У христиан само слово «церковь» (греч. собрание) означало не «здание», в отличие от античного храма, а «собрание верующих христиан». «Христианская церковь не есть храм, - говорит Р.Тафт, - Первоначально община, а не некая материальная святыня, считалась местом пребывания Бога». Но так было лишь на первоначальном этапе становления христианства. По мере того, как христианство становилось господствующей религией в разных областях Средиземноморья, менялось и понимание сущности и назначения организуемого им пространства. Архитектура античной Греции и Рима была чуждой христианству и не могла выступать образцом, поэтому взор христианских архитекторов обращается к другим религиозным культам, преимущественно восточным.

Не имея собственных архитектурных сооружений, первые христиане вынуждены были использовать сооружения уже имеющиеся. Поскольку же христианство всегда обращалось к широкой аудитории - народу, постольку естественным местом для христианских собраний «экклесий» стали сооружения, использовавшиеся до этого для собраний народных.

В I-III вв. христианскими храмами служили катакомбы. Это были подземные пещеры и коридоры, в которых первоначально хоронили членов христианской общины и куда приходили молиться родственники умерших.

В начале IV в. гонения на христиан в Римской империи прекратились: в 313 г. император Константин издал эдикт о веротерпимости. После объявления христианства господствующей религией Римской империи многолюдные молитвенные собрания из тесных подземных катакомб перенесли в просторные базилики. В 319 г. начинается строительство базилики Святого Петра на Ватиканском холме.

В западном (римском) и восточном (византийском) христианстве первым типом храмового пространства становится - «базилика» (греч. - место царских заседаний). Как тип архитектурной организации пространства, базилика известна со II в. д.н.э., то есть она возникает задолго до появления христианства. Базилика была зданием прямоугольным в плане, вытянутым и разделенным внутри продольными рядами колонн. Промежутки пространства, образуемые рядами колонн, стали называться «нефами» - «кораблями». Здание было пространственно ориентировано с запада на восток. Завершалось пространство базилики - апсидой (нишей в восточней стене храма, имевшей полукруглую форму с куполообразным верхом), где располагался алтарь.

Соответствуя духу собраний, базилика была пространственно однородна. Она была лишена перегородок. Ряды колонн, идущие от входа к апсиде, делили пространство базилики на три или пять неф. Постепенно центральный неф становится местом клира, а боковые - местом прихожан.

Со времени Константина в первой половине IV века христианство становится имперской религией, а постройки империи, соответственно, становятся постройками христианства.

Важно подчеркнуть, что базилики ни генетически, ни архитектурно, не были христианской формой организации пространства. Это была вынужденная жертва христиан. Использование базилик, поэтому было «временно», до тех пор, пока не появится собственного храма.

Традиционно христианские храмы в плане имеют крест — символ креста Христова как основы вечного спасения, круг (тип храма ротонда) — символ вечности, квадрат (четверик) — символ земли, где народы сходятся в храм с четырёх сторон света, либо восьмиугольник (восьмерик на четверике) — символ путеводной Вифлеемской звезды. Каждый храм посвящен какому-либо христианскому празднику или святому, день памяти которого называется храмовым (престольным) праздником. Иногда в храме устраивают несколько алтарей (приделов). Тогда каждый из них посвящен своему святому или событию. Согласно традиции, храм обычно строится алтарём на восток. Однако существуют исключения, когда литургический восток может не соответствовать географическому (например, Церковь мученика Иулиана Тарсийского в Пушкине (алтарь обращён на юг), Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Тверской обл. (д. Николо-Рожок) (алтарь обращён на север)). Не возводились православные храмы, алтарной частью обращённой на запад. В других случаях ориентированность по сторонам света могла объясняться территориальными условиями. Кровля храма увенчивается куполом с крестом. По распространённой традиции, православные храмы могут иметь:

1 купол — символизирует Господа Иисуса Христа;

2 купола — два естества Христа (божественное и человеческое);

3 купола — Святая Троица;

5 куполов — Христос и четыре евангелиста;

7 куполов — семь Вселенских соборов, семь таинств христианских;

9 куполов — девять чинов ангельских;

13 куполов — Христос и 12 апостолов.

24 купола — 12 пророков в ветхом Завете и 12 апостолов в Новом Завете;

25 куполов — 12 пророков в ветхом Завете и 12 апостолов в Новом Завете + Иисус Христос;

33 купола — возраст Христа, в котором его распяли.

В византийской традиции купол крылся непосредственно по своду, в русской традиции в связи с «вытягиванием» формы купола возникло пространство между сводом и куполом. В православном храме выделяют три части: притвор, основной объём храма — кафоликон (средняя часть) и алтарь. В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных.

  Основные части православного храма

Алтарь — место таинственного пребывания Господа Бога, является главной частью храма. Самое важное место в алтаре — престол в форме четырёхугольного стола, имеет две одежды: нижнюю из белого полотна (срачица) и верхнюю парчовую (индития). Символическое значение престола — как места, где невидимо пребывает Господь. На престоле находится антиминс — главный священный предмет храма. Это освященный архиереем шелковый плат с изображением положения Христа во гроб и с зашитой частицей мощей какого-либо святого. Связано это с тем, что в первые века христианства служба (литургия) совершалась на гробницах мучеников над их мощами. Антиминс хранится в чехле (илитон). Возле восточной стены в алтаре находится «горнее место» — возвышенное седалище, предназначенное для архиерея и синтрон — дугообразная скамья для духовенства, примыкающая изнутри к восточной стене алтаря, симметрично его продольной оси. К XIV—XV вв. стационарный синтрон вовсе исчезает. Вместо него при архиерейском богослужении устанавливают переносное кресло без спинок и ручек.

Алтарную часть от кафоликона отделяет алтарная преграда — иконостас. На Руси многоярусные иконостасы появляются в нач. XV в. (Успенский собор во Владимире). В классическом варианте иконостас имеет 5 ярусов (рядов):

местный (в нём располагаются местночтимые иконы, царские врата и дьяконские двери);

праздничный (с маленькими иконами двунадесятых праздников) и деисусный чин (главный ряд иконостаса, с которого началось его формирование) — эти два ряда могут меняться местами;

пророческий (иконы ветхозаветных пророков со свитками в руках);

праотеческий (иконы ветхозаветных святых).

Однако в широком распространении рядов может быть 2 и больше. В шестой ярус могут входить иконы со сценами страстей или святых, не вошедших в апостольский ряд. Состав икон в иконостасе может быть различным. Наиболее традиционно устоявшиеся изображения:

На двустворчатых царских вратах, расположенных посередине местного ряда, чаще всего имеют 6 клейм — изображение Благовещения и четырёх евангелистов.

Слева от царских врат — икона Богородицы, справа — Иисуса Христа

Вторая вправо от Царских врат икона соответствует престолу (храмовая икона).

На дьяконских дверях — обычно архангелы или святые.

Над царскими вратами — «Тайная вечеря», выше (на той же вертикали) — «Спас в силах» или «Спас на престоле» деисусного чина, справа от Него — Иоанн Предтеча, слева — Богородица. Особенность икон из Деисуса — фигуры чуть повёрнуты, обращены к центральному образу Христа.

Иконостас завершается крестом с фигурой Христа (иногда без неё). Иконостасы бывают павильонного типа (храм Христа Спасителя в Москве), тягловые (были распространены в XV—XVII в.в.) и каркасные (появляются с началом строительства барочных храмов). Иконостас — символ небесной Церкви, предстоящей с земною. Завеса, отделяющая престол от царских врат, называется катапетасмой. Цвет катапетасмы бывает различным — тёмный в трагические дни, на праздничные богослужения — золотой, голубой, алый. Входить в царские врата, а также пересекать пространство между катапетасмой и престолом не должен никто, кроме священнослужителей. Вдоль иконостаса со стороны основного пространства храма располагается небольшое протяжённое возвышение — солея (внешний престол). Общий уровень пола алтаря и солеи совпадают и приподняты над уровнем храма, количество ступеней — 1, 3 или 5. Символическое значение солеи — приближение к Богу всех священнодействий, происходящих на ней. Там же устраивается амвон (выступ солеи перед царскими вратами), с которого священником произносятся слова Священного Писания и проповеди. Его значение велико — в частности, амвон представляет собой гору, с которой проповедовал Христос. Облачальный амвон представляет собой возвышение посреди церкви, на котором совершается торжественное облачение архиерея и нахождение до входа в алтарь. Места для певчих во время богослужения называются клиросами и находятся на солее, перед флангами иконостаса. У восточной пары столбов кафоликона может располагаться царское место — у южной стены для правителя, у северной — для духовного лица.

Другими структурными частями православного храма являются:

Основное пространство храма (кафоликон) — область земного пребывания людей, место общения с Богом.

Трапезная (необязательно), как второй (тёплый) храм — символ помещения, где происходила пасхальная Тайная вечеря. Трапезная устраивалась по ширине апсиды.

Притвор (предхрамие) — символ греховной земли.

Пристройки в виде галереи, дополнительные храмы, посвящённые отдельным святым — символ града небесного Иерусалима.

Колокольня перед входом в храм символизирует свечу Господу Богу.

Следует отличать колокольню от звонницы — сооружения для подвески колоколов, не имеющего башнеобразной внешности.

Храм, церковь — самый распространённый вид культового сооружения в православии и в отличие от часовни имеет алтарь с престолом. Колокольня может стоять как вплотную к храму, так и отдельно от него. Нередко колокольня «вырастает» из трапезной. Во втором ярусе колокольни может располагаться маленький храм (темничка). В более поздние времена, когда возводились тёплые церкви в подклете устраивалась печь для обогрева всего здания. Территория вокруг храма обязательно благоустраивалась, производилось ограждение участка, посадка деревьев (в том числе плодовых), например, круговая обсадка, образующая своеобразную беседку. Такой садик имел также символическое значение райского сада.

3. Священные сооружения  иудаизма

Синагога (от греч. συναγωγή, «собрание»; ивр. בֵּית כְּנֶסֶת‎, бейт кне́сет — «дом собрания»; идиш שול, шул — «школа»), после разрушения Иерусалимского храма — основной институт еврейской религии, помещение, служащее местом общественного богослужения и центром религиозной жизни общины.

Синагога не только оказала решающее влияние на формирование иудаизма. Традиция придает синагоге огромное значение в еврейской жизни. Талмуд считает, что она уступает по святости только Храму, и называет её микдаш меат — «малое святилище».

Хотя внешне синагоги отличаются друг от друга, в основе их внутреннего устройства лежит конструкция Храма, который в свою очередь повторял устройство Скинии, построенной евреями в пустыне. Это было огороженное прямоугольное пространство. Внутри находился умывальник, где священнослужители омывали руки и ноги перед началом службы, и жертвенник для жертвоприношения животных. Вслед за этим располагалось нечто вроде шатра, называемого Святилищем. Туда могли входить только священнослужители. В глубине Святилища, скрытая особым занавесом (парохет), находилась Святая святых. Там стоял Ковчег Завета, содержавший Скрижали Завета с высеченными на них Десятью заповедями. Когда царь Соломон построил Храм, он воспроизвел устройство Скинии, добавив прилегающий двор, где могли молиться женщины.

Синагоги строятся так, что их фасад всегда обращён к Израилю, по возможности, к Иерусалиму, где стоял Храм (для европейских синагог это означает ориентацию на восток). Во всяком случае, стена, у которой стоит арон кодеш (шкаф, в котором хранятся свитки Торы), всегда направлена в сторону Иерусалима, и в любом месте земного шара еврей молится, обратясь лицом к нему.

По правилам необходимо стремиться к тому, чтобы синагога располагалась на самом высоком месте в городе.

Синагога имеет обычно прямоугольную форму, для мужчин и женщин есть раздельные помещения (это может быть балкон, боковой или задний придел), разделённые мехицей. У входа помещается раковина, где можно помыть руки перед молитвой. В той части синагоги, которая соответствует местоположению Святилища в Храме, устанавливается большой шкаф (иногда в нише), покрытый занавесом, называемым парохет. Такой шкаф называется синагогальным ковчегом (арон кодеш) и соответствует Ковчегу Завета в Храме, в котором хранились скрижали с Десятью Заповедями. В шкафу находятся свитки Торы — самое священное достояние синагоги.

В центре синагоги находится возвышение, называемое бима или алмемар. С этого возвышения читается Тора, на нём установлен стол для свитка. Это напоминает помост, с которого в Храме читали Тору.

4. Священные сооружения  буддизма

Буддийские храмовые комплексы различались по планировке в зависимости от того, строились ли они в горах или на равнине. Для храмовых ансамблей, построенных на равнине, характерно симметричное расположение зданий. В горных условиях по самому характеру местности симметричное расположение зданий обычно просто невозможно, и архитекторам приходилось каждый раз находить конкретное решение задачи наиболее удобного расположения сооружений храмового комплекса.

Храм-монастырь состоял первоначально из семи элементов: 1) внешние ворота (самон), 2) главный, или золотой зал (кондо), 3) зал для проповедей (кодо), 4) барабанная или колокольная башня (коро или суро), 5) хранилище сутр (кёдзо), 6) сокровищница, (сёсоин) и, наконец, 7) многоярусная пагода. Крытые галереи, как и ведущие на территорию храма ворота, нередко представляли собой примечательные в архитектурном отношении самостоятельные сооружения. Также в комплекс включались жилое помещение для монахов, обеденный зал.

В храмовых комплексах внутренняя площадь прямоугольной формы была окружена крытым крышей коридором, в котором размещались ворота. Всю монастырскую территорию окружали внешними земляными стенами с воротами с каждой стороны. Ворота назывались по тому направлению, на которое они указывали. Главными были нандаймон — Великие южные ворота. Внутренние ворота — тюмон — считались третьими по значимости строениями в храме после главного зала и пагоды. Самым распространенным типом ворот были двухъярусные. В периоды Асука и Нара (645-794) главный зал, вмещающий сакральный объект поклонения, назывался кондо (буквально — «Золотой зал»), но уже в эпоху Хэйан его стали называть хондо — главный зал. Зал для проповедей был местом, где собирались монахи для получения наставлений, для занятий и участия в ритуалах, он был обычно самым крупным сооружением в древних монастырях. Вплоть до нашего времени сохранились залы в храмах Хорюдзи и Тосёдайдзи.

Создание самых крупных и самых монументальных буддийских ансамблей началось лишь с VIII в. и соответствовало новым историческим условиям. Оно совпало со временем образования первого централизованного единого японского государства и появления первого города-столицы Нара (Хэйдзёкё — «крепость мира»), сменившей временные резиденции правителей. Раньше по местному обычаю столицу переносили каждый раз, когда на престол восходил новый правитель. Считалось, что смерть императора делает место «нечистым», и благоденствие его наследников зависит от выбора нового места для столицы.

 Город застраивали по образцу китайской столицы Чанъань (ныне город Сиань). В плане Нара представляла собой прямоугольник, насчитывавший около 10 км в длину. Главная магистраль разделяла её на две части, каждая из которых делилась на кварталы. Обширную северную территорию занимал императорский дворец.

Величие столицы сказалось на масштабах входящих в неё буддийских ансамблей. Увеличились размеры не только отдельных зданий, но и всей храмовой территории. Больше стали площади, предназначенные для государственных празднеств [Historical Nara, 25].

Древнейшей буддийской постройкой в Японии является ансамбль Хорюдзи в городе Нара (столица государства с 710 по 784 г.), воздвигнутый в 607 г. Центр его — прямоугольный двор, окружённый крытыми галереями, с воротами на южной стороне и залом для проповедей на северной. Внутри двора помещаются кондо (Золотой зал), увенчанный массивной двухъярусной крышей, которую поддерживали столбы и ветвистые резные кронштейны, и пятиярусная пагода, возвышающаяся на 32 м. В кондо обычно находится объект почитания — изображение Будды. Считается, что это самые древние деревянные сооружения. «Чудо красоты» ансамбля Хорюдзи заключается в удивительном равновесии и гармонии двух разных по форме зданий: храма с его как бы парящими крышами и устремлённой вверх пагоды, завершающейся шпилем с девятью кольцами — символом буддийских небесных сфер. Шпиль — самая существенная часть пагоды, наиболее четко выражающая ее глубокую философскую символику. Шпиль увенчивал центральную колонну, под которую помещали «драгоценности», символизирующие пепел Будды, а все строение служило поддержкой для этой колонны. Прототипом для японской пагоды служила индийская ступа, полушарие из камня и земли с зонтообразным шпилем, предназначенная для почитания останков Будды [Фишер, 75]. Рядом с великолепием этого монастыря японские дома, святилища и даже дворец правителя казались маленькими и непритязательными.

5. Конспект  урока-экскурсии по теме :

« Церковь Грузинской иконы Божией Матери (п.Осиново ЗМР РТ) »

Цель урока-экскурсии: показать учащимся внешнюю и внутреннюю  красоту священного сооружения православной культуры, помочь осознать значимость строения, его цели – объединить  людей с целью обращения к Богу через молитву.

Задачи урока: 

  1. С помощью текста в учебнике и мультимедийной презентации узнать, как выглядят  священные сооружения православия.
  2. Вместе с учащимися совершить  экскурсию в священное сооружение православный храм.
  3. Постараться выявить характерные черты православного храма.
  4. Прийти к выводу, какой же цели служит это священное сооружение;
  5. Заполнить в ходе экскурсии информационную карточку.

Оборудование урока: учебник «Основы мировых религиозных культур», заготовки информационных карточек для учащихся,  компьютер,  мультимедийная установка, экран.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, заполнение таблицы, самостоятельная работа с источниками информации, экскурсия-наблюдение в местный храм .

Основные термины и понятия:  церковь, алтарь, икона, фреска.

Средства наглядности: изображения священных сооружений , местный храм(находится недалеко от образовательного учреждения)

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

I.Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

Проверяет готовность обучающихся к уроку, эмоционально,психологически и мотивационно подготавливает к усвоению нового материала, озвучивает тему и цель урока-экскурсии.

Эмоционально настраиваются и готовятся к уроку.

II. Актуализация опорных знаний

- Что объединяет людей всех религиозных культур? Как называется здание, где люди совершают молитву?Что вы знаете об этих зданиях? Что бы вы хотели узнать о  них?

Молитва.Все верующие ходят в храм.

Церковь, храм, мечеть.

Как они выглядят, каковы правила поведения в них.

III. Изучение нового материала

- Сегодня на уроке нам предстоит совершить путешествие по православному храму и ответить на поставленные вами вопросы.

Запишем тему урока: «Священные сооружения православия, местная церковь Грузинской иконы Божией Матери»

Работа с презентацией «Христианский храм» на фоне мелодии «Колокольный звон»:

  1. Внешний облик храма;
  2. Внутренний вид храма;
  3. Правила поведения в храме.

- Рассмотрите  схему. Из каких частей состоит православный храм?

- Кто из вас был в храме? Как нужно себя вести  в них? Работа с учебником.

- Как называется наш храм в п. Осиново? Просмотр презентации: «Православие поселения Осиново ЗМР РТ. Церковь Грузинской иконы Божией Матери.» Зчитывается небольшая историческая справка( см. приложение)

Работа с ключевыми словами:

Священное сооружение-сооружение, связанное с религиозным культом, относящееся к богослужению.

Храм- архитектурное сооружение-предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.

Работа с учебником, с.32.

- Иконостас,алтарь,притвор.

Работа с учебником ,с.32.

IV. Экскурсия в местное священное сооружение

У каждого из вас на руках информационная карточка, которую необходимо будет заполнить во время или после нашего посещения церкви Грузинской иконы Божией Матери.Используйте те знания, которые вы получили в первой части нашего урока. Помните правила поведения в храме.Итак, в путь!

Рассматривают карточку, задают вопросы по её заполнению.

V.Итог урока-экскурсии.

Наше путешествие подошло к концу.Где же мы  с вами побывали сегодня? -  Какие правила поведения в священном сооружении вы можете выделить? – Что для вас показалось самым интересным? – Как вы оцените  свою работу во время урока-экскурсии?

Ответы учащихся.

VI.Домашнее задание.

По выбору:

  1. Подготовить фотоотчет о местной церкви во время экскурсии;
  2. Подготовить рассказ по результату посещения местного священного сооруж.

Заполнить информационную карточку.

Выполняют работу по заданию учителя, используя полученную информацию во время урока и экскурсии.

Заключение

Архитектура священных сооружений отражает историческое становление религий. Строительство священных сооружений является «переосмыслением в наглядно-чувственной форме важнейших догматов вероучения»

Священные сооружения, прежде всего, должны символизировать «дом бога», и строители делали все, чтобы человек почувствовал это. Делался упор на большие размеры, на прочность, позже стали более искусно украшать внутренний интерьер и внешние детали. Развитие религиозной мысли, распространение вероучения тесно связаны со строительством священных сооружений. Также в зависимости от режима власти, господствующего в тот или иной период, храмовый комплекс нес на себе его отпечаток.

Священные сооружения были и религиозным местом, и общественным. В праздничный день на территории священных сооружений устраивались торжественные процессии в честь божества этого праздника. Но для того, чтобы побыть наедине с богом, и строились священные сооружения. Хотя в прошлом вход в священные сооружения был разрешен только священнослужителям, сегодня насладиться духовным общением с высшими силами могут все. Почитание своих предков тесно связано с храмовым культом, надежды на хороший год люди могут доверить только всемогущим божественным существам. Поэтому строительство религиозных помещений всегда будет актуальным. Человечество с самого начала своего развития обозначало такие места. В наше время, когда религии установились, храмы, церкви и другие священные места продолжают играть огромную роль в жизни людей.


Список использованной литературы

1. Баранов Н.В., Бунин А.В., Большаков В.В. Всеобщая история архитектуры в 12 томах. Том 4 архитектура Западной Европы. Средние века. Стройиздат., 1973. С. 635-659.

  1. Вагнер Г. К. От символа к реальности. Развитие пластического образа в русском искусстве XIV-XV веков /Вагнер Г. К. М.: Искусство, 1980. С. 23.
  2. Павлов Н. Л. Алтарь. Ступа. Храм: архаическое мироздание в архитектуре индоевропейцев / Павлов Н. Л. М .: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. 368 с.
  3. Казачкова С.П. Основы религиозных культур и светской этики/ Казачкова С.П.М.:Планета,2014. -224с.
  4. Архипов В.А. Осиновские страницы.-Казань:Издательство «Дом печати»,2002. С. 351.

Приложение.

1.Историческая справка о церкви.

2. Методический материал к уроку:

презентация  «Христианский храм»

(из метод.пособия по ОРКСЭ).

3. Фотоматериал  о местной церкви.

4. Шаблон информационной карточки для учащихся .

Информационная карточка

Ф.И. учащегося____________________________________________________

1.Название священного сооружения

2. Настоятель

3. Внешний облик церкви(описание)

4.Внутренний вид (части храма, названия икон и др.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Т. Д. Шапошникова К. В. Савченко Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы светской этики Основы мировых религиозных культур Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы иудейской культуры Основы буддийской куль

Т. Д. ШапошниковаК. В. СавченкоОсновы духовно-нравственной культурынародов России Основы светской этикиОсновы мировых религиозных культурОсновы православной культурыОсновы исламской культурыОснов...

Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»)

Модуль « Основы мировых религиозных культур»Класс:  4Урок: № 26Тема: Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Цель: Познакомить с основными христианскими праздниками....

Основы религиозной культуры и светской этики Модуль «Основы мировых религиозных культур» План-конспект урока Тема урока «Россия – наша Родина»

Основы религиозной культуры и светской этики  Модуль «Основы мировых религиозных культур» План-конспект урока Тема урока «Россия – наша Родина»...

Урок "Казанская икона Божией Матери" (предмет "Основы религиозных культур и светской этики")

Урок разработан в рамках темы "Иконы Божией Матери в истории христианской культуры Подмосковья" по учебнику Л.Л.Шевченко "Духовное краеведение Подмосковья"....

Конспект урока по «Основам религиозных культур и светской этике» (модуль «Основы мировых религиозных культур») по теме «Искусство в религиозной культуре» (4 класс)

Конспект данного урока может быть использован на уроках ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") в 4 классе...

Внеклассное занятие по курсу «Основы Религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» Тема: «Иверская икона Божьей Матери»

Внеклассное занятиепо курсу «Основы Религиозных культур и светской этики»модуль «Основы православной культуры»(из цикла занятий «Чудотворные иконы Божьей Матери») Т...