Разработка урока-исследования "Монастырь"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Тулина Людмила Петровна

На уроке мы будем заниматься исследовательской работой, из которой узнаем о первых монастырях и первых монахах, которые не только молились за весь мир, но и защищали страну, когда она была в опасности, занимались благотворительностью, открывали при монастырях больницы и лечебницы, попробуем ответить на главный вопрос, который давно интересовал человечество: в чем смысл жизни человека?

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Лобановская СОШ № 11»


Монастырь


Урок по основам религиозных культур и светской этики
в 4 Б классе


Автор: Тулина Людмила Петровна,

учитель начальных классов

I. Орг. момент.

- Встаньте ровно, давайте зарядимся положительной энергией, а для этого улыбнемся друг другу и тихо-тихо сядем.

II. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня у нас необычный урок, урок-исследование. Мы будем заниматься исследовательской работой, из которой узнаем о первых монастырях и первых монахах, которые не только молились за весь мир, но и защищали страну, когда она была в опасности, занимались благотворительностью, открывали при монастырях больницы и лечебницы, попробуем ответить на главный вопрос, который давно интересовал человечество: в чем смысл жизни человека?

- Ребята, а теперь прочитайте эпиграф к нашему уроку:

«Мы всегда должны думать не о своих личных делах и удобствах, а о пользе ближним, которую можем принести» Александра Федоровна Романова.

III. Проверка домашнего задания.

Слово учителя: Для людей естественно жить вместе, создавать семьи, давать жизнь детям. Поэтому одна из странных и удивительных страниц истории человечества – это появление монахов.

Сейчас вам нужно будет решить кроссворд и отгадать ключевое слово.

1.

М

О

Н

О

С

2.

О

Д

И

Н

3.

 П

О

С

Л

У

Ш

А

Н

И

Е

4.

М

А

Н

Т

И

Я

5.

С

В

Я

Т

О

С

Т

Ь

6.

 Ч

Ё

Т

К

И

7.

О

Б

Е

Т

Ы

8.

П

О

С

Т

Р

И

Г

9.

М

О

Л

И

С

Ь

  1. От какого греческого слова произошло слово «монах».
  2. Что означает это слово.
  3. Работы по монастырскому хозяйству, помощь при богослужении.
  4. Облачение, окутывающее все тело, знак под Божией защитой.
  5. Быть монахом – очень нелегкий путь, но это самый прямой путь к … .
  6. Бусинки-узелки, их перебирание помогает монаху сосредоточиться на молитве.
  7. При принятии послушника в монахи он приносит … .
  8. Церковный обряд, совершаемый при посвящении в монашество.
  9. Одно слово из главного правила монашеской жизни.

- Молодцы, правильно. Какое же ключевое слово получилось, прочитайте его (монастырь).

- Правильно, ребята. Сегодня речь на уроке пойдет о монастырях и монахах.

Физкультминутка.

III. Работа над новым материалом.

- Как вы думаете. О чем мы будем говорить сегодня?

Дети: Сегодня наша исследовательская работа посвящена монастырям и монашеству, мы узнаем, что не только молитвенный подвиг совершали монахи, но и защищали страну от врага, занимались благотворительностью, помогали населению во время голода.

Учитель: Попробуем ответить на главный вопрос, который давно интересует человечество: в чем смысл жизни человека?

- Перед вами план, который нам будет помогать при исследовательской работе и карточка, которую вы будете заполнять по ходу исследования.

- Прочитайте первый пункт нашего плана.

  • Первые монахи и первые монастыри на Руси.

- Кто занимался исследованием этого вопроса?

Первый ученик:

- Я узнал, что основателем первого монастыря на Руси были пр. Антоний и Феодосий Печерские. Когда Преподобный Антоний пришел в Киев, здесь уже было несколько монастырей, основанных по желанию князей греками. Но святой Антоний не избрал ни одного из них, поселился в пещере. Это было в 1051 г. Здесь Антоний продолжал подвиги строгой иноческой жизни, которыми славился на Афоне; пищей его был черный хлеб через день и вода в крайне умеренном количестве. Многие приходили к нему за духовным советом и благословением. Некоторые стали проситься к нему на жительство. Первым был принят некто Никон, вторым пр. Феодосий.

Второй ученик: детство Феодосия прошло в Курске. Мальчик словно родился для монашества: его бывало из церкви никак не вытащишь. Когда исполнилось 13 лет умер отец. Феодосий старший сын, теперь на него вся надежда, а надежды никакой. Однажды проходили мимо странники, путь их лежал в Иерусалим, так Феодосий с ними убежал. Мать догнала, схватила за волосы, да в чулан. Два дня ни есть, ни пить не давала. А едва утих гнев матери – Феодосий опять в храм. В храме попросил благословения у батюшки печь просфору, так стал Феодосий просфорником. А когда мать хотела заставить Феодосия жениться, ушел в монастырь. Ушел Феодосий в Киев-град. Там, говорят, на высоком берегу Днепра живет в пещере монах Антоний. Где он только не побывал и каких святынь не видал! В самой Византии, на святой горе Афон, даже дважды. Вот и образовался монастырь – Печерский.  Четыре года мать ничего не знала о сыне, а потом сказали, что стал он монахом. Чтобы ближе к сыну быть раздала она имущество свое и ушла в женский монастырь в Киев. Частенько она приходила в Печерский монастырь к своему сыну. Подружилась с юным летописцем Нестором и любира рассказывать ему о детстве своего Феодосия.

Учитель: Хорошо, спасибо. Вы прослушали сообщение о первых монахах и наверняка поняли, какой строгий образ жизни они вели и неустанно молились. Но русское монашество сочетало в себе не только служение миру молитвой за всех страждущих, обездоленных, заблудших, но и помогали во время нашествия врага.

Чтение стихотворения наизусть «А помните». (Фильшин Николай)

- Прочитайте второй пункт нашего плана.

  • Помощь монастырей в защите страны от врага.

- Кто занимался исследованием этого вопроса?

Третий ученик: Князь Александр Невский – великий воин. Он одерживал победы и над шведами, и над княжескими рыцарями, когда те вторгались в пределы Руси. Но еще князь – великий миротворец. «Не в силе Бог, а в правде», - любил повторять князь. В 1262 г. Правитель Орды послал своих воинов для участия в походе в далекую Персию. Тогда князь поехал в Орду. Там на переговорах он одержал величайшую из своих побед: хан отказался от призыва российских воинов на свою войну, и тысячи жизней были спасены. Возвращаясь из Орды, он тяжело заболел, принял схиму и скончался в Городецком монастыре. (Схима – высшая степень монашеского подвига).

- Ребята, может из вас кто-нибудь хочет что-то дополнить к этому сообщению?

Ученик:  Он мог бы ездить по балам, показывая свои награды ордена, но он поселился в Городецком монастыре и в молитве провел последние дни жизни.

Учитель: Александр Невский был причислен к лику святых как человек высокой нравственности и духовной жизни.

Четвертый ученик: А я хочу рассказать о Федоре Ушакове. Он провел десятки морских сражений и ни одного не проиграл. Более того, он не потерял ни одного судна и не отдал в плен ни одного матроса. Выйдя в отставку, он поселился рядом с Санаксарским монастырем в Мордовии и в молитве провел последние годы жизни.

Пятый ученик: А я хочу рассказать о богатыре Илье Муромце. В русских былинах сохранились предания о подвигах богатыря Ильи Муромца. После воинских подвигов он провел последний год жизни монахом Киево-Печерской Лавры. Он прославлен церковью, как святой преподобный воин, сменивший меч воина на духовный. Его мощи покоятся в древнем городе Киеве.

Учитель: Преподобный Илья почивает, сложив пальцы правой руки, как это принято в Православной церкви, для крестного знамения. А на левой руке его видны следы раны от удара копьем.

Вывод ученика: Богатырь Илья Муромец мог бы вести жизнь полную развлечений, утех, но он уходит в монастырь и молитвой продолжает служить народу.

Шестой ученик: В 1380 г. Войско монгольского хана Мамая шло на Москву. Князь Дмитрий Донской поехал в подмосковный Троицкий монастырь, основанный Сергием Радонежским. Святой благословил великого князя, военачальников и воинов на великий подвиг. И отправил с ними Пересвета и Ослабя, бывших воинов, ставших монахами.

Вывод ученика: Пересвет и Ослабя в трудную для Родины минуту из монастыря снова вышли на поле боя – это было поле Куликово.

Учитель: Именно как монахи хорошо знали слова Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за ближних своих».

Седьмой ученик: Троицкий монастырь выдержал осаду, гетманов Сапеги и Лисовского. При этом никакого воинского гарнизона в монастыре не было. Осадив крепости, поляки начали бомбардировку из  орудий, длившуюся  1 год, 3 месяца и 20 дней. Но захватить крепость штурмом интервентам не удалось. Отчаявшись взять монастырь приступом, поляки начали вести подкоп. В один из таких вылазок, два монаха забрались в подкоп и взорвали его вместе с собой.

Вывод ученика: Обитель  с недостаточными силами, благодаря лишь стойкости и мужеству оборонявшихся, успешно выдержали осаду.

Восьмой  ученик: Псково-Печерский монастырь и его противостояние польско-литовскому войску. Летом в 1581 году стотысячная польско-литовская армия двинулась на Псков. В крепости – монастыре находились сторожевые войска, которые перехватили неприятельские отряды, обозы с оружием, шедшие к осажденному городу. Разгневанный король Стефан Баторий обстрелял монастырь из пушек и разбил стену возле Благовещенского храма. Теперь уже только одна военная сила не могла спасти обитель. И тогда иноки принесли к пролому главную святыню – древнюю икону Успение Божией Матери. Все осажденные горячо молились. Заступница услышала их молитвы. Битва продолжалась до глубокой ночи, но все приступы были отражены.

Вывод ученика: Видя, что одной только силы и мужества недостаточно для защиты монастыря, монахи прибегают к своему духовному орудию – молитве.

- Прочитайте следующий пункт плана.

  • Появление при монастырях первых больниц.

Девятый ученик: Первые больницы появились при монастырях в XI веке. В 1091 году первые больницы появились в Переяславе. Позднее больницы появились в Новгороде, Смоленске. При монастырях часто содержались больничные палаты. В первой половине XVI века была основана больница при Соловецком монастыре. Здесь монахи занимались не только практической медициной, перепиской и хранением рукописей, но и переводили греческие и латинские книги медицинского содержания.

Вывод ученика: Русское монашество и монастыри не только возглавляли оборону, выделяя монахов для русского войска, но и занимались устройством больниц.

Девятый ученик: А я хочу рассказать о свято-казанском монастыре, построенном в селе Колюпаново Тульской области, в честь святой Ефросинии, лечившей от многих болезней и недугов. Ефросинья, родилась в семье знатных родителей, закончила Смольный институт в Петербурге , знала несколько языков. По окончании института была при дворе Екатерины II, но в самую цветущую пору своей жизни она покидает дворец, раздает свое имущество бедным и начинает странствовать. Она побывала в нескольких монастырях, где несла разного рода послушание. В начале 40-х годов она переехала на постоянное жительство в село Колюпаново, где и осталась до конца жизни. Ефросинья лечила от холеры, рака, душевные болезни, болезни ног и многие другие болезни. Со всех уголков страны к ней шли люди, чтобы получить исцеление.

Учитель: Да и сейчас в Свято-Казанском монастыре у раки с мощами Ефросиньи люди продолжают получать исцеление.

Вывод (обобщение по третьей части плана): На протяжении веков велика была роль монахов и монастырей. Они принимали активное участие во всех сферах жизни страны: и в политической, и в духовной, в развитии здравоохранения.

- Обратимся к четвертому пункту плана.

  • Благотворительная помощь монастырей.

- Кто нашел материал по этой подтеме?

Одиннадцатый ученик: Благотворительная деятельность монастырей начинается с Киево-Печерского монастыря. Еще преподобный Феодосий Печерский благословил отчислять на бедных 10-ю долю доходов монастыря, построил отдельный двор, где жили нищие, калеки, больные. Каждую субботу из обители воз хлеба посылали в тюрьмы. В голодные годы монастыри кормили окрестных жителей.

Двенадцатый ученик: Большую помощь во время голода оказывал и Кирилло-Белозерский монастырь. Однажды случился в тех краях голод. Народ стал стекаться к обители, прося хлеб. Запасы монастырские были рассчитаны только на скудное пропитание братии. Однако игумен Кирилл велел давать хлеб всем приходящим. И чем больше раздавали хлеб, тем больше умножались монастырские запасы.

Учитель: В петровские времена во время войны со шведами мужской монастырь в честь Вознесения Господня Печерский также оказывал помощь государству средствами в строительстве корабля «Орел» и отправил царю колокол на пушки.

Учитель: Наше исследование закончено.

- А сейчас возьмите в руки свои карточки и давайте обобщим весь материал, который мы исследовали и попробуем ответить на главный вопрос, который давно интересовал человечество.

Ответы детей:

1 ученик: Смысл жизни человека в служении ближнему. На примере Федора Ушакова. Александра Невского, Ильи Муромца мы видим, что они могли жить в достатке, потому что имели большую славу, могли ездить на балы, вести приемы, а они уходят в монастырь, чтобы еще раз послужить ближнему молитвой за него.

2 ученик: Монахи не только молитвой служат народу, но и когда страна оказалась в опасности, они встали на ее защиту, не жалея своей жизни.

3 ученик: Монахи часто отдавали последнее, на примере Кирилло-Белозерского монастыря, мы видели, что во время голода монахи последний хлеб отдают населении. Лечили людей, открывали больницы.

Вся их жизнь направлена на служение ближнему.

Учитель: Прочитайте еще раз эпиграф, можно ли на наш вопрос ответить словами Александры Федоровны Романовой.

Ученики: Да, можно.

Звучит песня «Молитва»

Учитель: Во время звучания песни «Молитва», наверное, каждый присутствующий здесь человек думал в этот момент о себе, о своей жизни и о той пользе, которую каждый из нас может принести ближнему.

- А теперь давайте вспомним наше паломничество (слайд 22-45)

- Урок закончен. Всех благодарю за работу на уроке. Разрешите на память об уроке преподнести вам небольшие подарочки. ПОДАРКИ ГОСТЯМ!!!


Источники материалов:

  1. http://blogs.pravkamchatka.ru/glas/files/2010/08/1.jpg
  2. http://img-fotki.yandex.ru/get/6423/37366204.10b/0_9545b_28f774c0_XL
  3. http://clipartus.ru/rastr/3246-klipart-png-angelochki.html
  4. http://blagosloven.ru/wp-content/uploads/2011/07/Prp.-Antoniy-Pecherskiy.jpg
  5. http://www.nikolski.kz/img/nb569446.jpg
  6. http://jalita.com/guidebook/temple_of_yalta/images/nevskiy_lg.jpg
  7. http://www.gift-for-man.ru/assets/images/ikona-fedora-ushakova-bolshaja-big.jpg
  8. http://www.tunnel.ru/userfiles/ck/images/2672/281.jpg
  9. http://i023.radikal.ru/1111/ea/85608b175c6b.jpg
  10. http://eleusa.ru/images/icon_gallery/5_temple_icon/eleusa.ru_28_peresvet_osliabe.jpg
  11. http://img-fotki.yandex.ru/get/4001/a70cn190.7/0_1a5f9_9858706a_XL
  12. http://www.matrony.ru/wp-content/uploads/DSCF0031_2.jpg
  13. http://www.loversplanet.com/russian-brides-blog/wp-content/uploads/2008/03/russian-women.jpg
  14. http://image.lang-8.com/w0_h0/45227d6e1501e8dd3e24338a2add2d3c5e366773.jpg
  15. http://ukhov.fastsite.ru/wp-content/uploads/2011/04/KirilloBelozerskyMonastery-View_thumb.jpg
  16. http://forum.2108.kiev.ua/uploads/monthly_09_2010/post-13674-1283405492.jpg

  1. Первые монахи и монастыри Древней Руси.
  2. Помощь монастырей в защите страны.
  3. Создание первых больниц при монастырях.
  4. Благотворительная помощь монастырей.
  5. Подведение итогов. Ответ на главный вопрос: в чем смысл жизни человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка программМетодическая разработка реализации первой части программы «Разговор о правильном питании»

Разработка рабочей программы по  курсу Правильное питание. 1 часть . 2 класс...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"

Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...