Курсовая работа "Сергий Радонежский"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursovaya_rabota_sergiy_radonezhskiy.doc194.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

ГБОУ  ВПО МО «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Кафедра социальных дисциплин, истории и культурного наследия

Курс «ОРКСЭ. Основы православной культуры»»

Курсовая   работа

Тема: «Преподобный Сергий Радонежский. Подвиг святого и его роль в истории и культуре Отечества»

                                                                                                    Выполнила: Ф.И.О

                                                                                               учитель начальных классов  

                                                                                             МБОУ СОШ № 1 г. Щелково

                                                                                             Гайдар О.П.

                                                                                                    Научный руководитель:

                                                                                                    кандидат культурологии,      

                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                                                     доцент Кутикова Н.А.

                                                                

                                                 

Москва 2014 год

Оглавление:

Введение………………………………………………………………………...3-4

1.Актуальность, Цель, Задачи проекта…………………………………...........

        1.1. Актуальность проекта………………………………………….........3-4

        

          1.2.  Цель проекта…………………………………………………….......3-4

          1.3. Задачи проекта……………………………………………………….3-4

  Основная часть………………………………………………………………….

2.1.Сценарий внеклассного мероприятия, посвящённый св. Сергию  Радонежскому………………………………………………………………. ...5-14

        2.2. Викторина, отражающая житие св. Сергия   Радонежского……….………………………………............................................15

        

Методический аспект………………………………………………………….16

Заключение……………………………………………………………………...16

Литература………………………………………………………………………17

Приложение....................................................................................................17

Введение:

Актуальность проекта:

В истории христианской православной культуры большое значение имеет личность христианина, воплотившего в своей жизни евангельские идеалы. Люди, чья жизнь, является примером христианской жизни для многих людей,  составила преемственную цепь формирования духовной культуры России. Жизнь таких людей была служением Богу, людям, отечеству.

Уже в 14 – 15 веках недалеко от Москвы, в Троицком монастыре было положено начало беспримерному в истории  христианскому православному подвижничеству. Много святых прославили своими подвигами землю Русскую, но только одного из них называет Православная Церковь «Игуменом земли Русской». Такое имя дано преподобному Сергию Радонежскому. Кем был этот человек, оказавший сильное влияние на дальнейшие пути развития православной культуры на русской земле? Он не был ни общественным, ни государственным деятелем, он не оставил после себя письменных документов, он всегда сторонился откровенного учительства. Но его дело – это его жизнь, а его влияние – определяется той высотой духа, который он носил в своем сердце и являл в своей жизни.

Актуальность моего проекта определяется постановкой проблемы данной работы: провести исследование биографии святого преподобного Сергия Радонежского, показать значение его личности в истории России, а также влияние её на духовную и религиозную жизнь людей (как в эпоху самого святого, так и в наши дни) на примере православных святынь Подмосковья, связанных с его именем.

Цель проекта: заключается в  разработке сценария внеклассного мероприятия, знакомящего детей с православными святынями Подмосковья, связанными с личностью преп. Сергия Радонежского.

Задачи проекта:

1. Соединить познание духовного и исторического наследия преподобного Сергия Радонежского;

2.Охарактеризовать Сергия Радонежского, который своей жизнью являл современникам пример христианского благочестия, неприхотливости,

скромности, трудолюбия и любви к людям; рассказать о событиях его жизни;

3. Создать важный и в то же время доступный проект, способный увлечь школьников;

4.Определить объекты изучения, в данном случае – главные святыни: широко известные храмы, иконы, места паломничества людей и т.д.;

5. Установить контакт и деловое сотрудничество со служителями храма;

6. Изучить литературу, интернет-сайты, видеоматериалы по данной теме;

7. Подобрать вопросы к викторинам по данной теме.

Основная часть:

Сценарий внеклассного мероприятия, посвящённый св. Сергию  Радонежскому « Сергий Радонежский – «игумен земли русской».

Цель: познакомить с духовным подвигом Сергия Радонежского, показать его заслуги перед Отечеством; раскрыть духовно-нравственный подвиг монашества.

Оборудование: презентация «Сергий Радонежский – «игумен земли русской».

Ход беседы:

На доске висит икона Сергия Радонежского.  Рядом изображения Троице-Сергиевой лавры.  Выставка  книг о Сергии  Радонежском.

В нашей школе стало традицией   проводить неделю православной культуры. Сегодня мы продолжим знакомство  с православными святынями.

В 2014 г. мы отмечаем 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Эта дата имеет особое значение как для основанной им Троице-Сергиевой лавры и Сергиева Посада, так и для России в целом.

Отечество моё! Россия!                    

В тебе дух старины живёт.

И ни одна ещё стихия

Не победила твой народ.

Из тьмы веков ты восставала

И становилась всё сильней.

Святая Русь – твоё начало,

И преподобный Сергий в ней.      

Вопросы к учащимся:

-Что обозначает  слово преподобный? (Преподобный – Святой монах).

Далее на экране появляются слайды с изображением Троице- Сергиевой Лавры.

 -  Узнал ли кто из вас эти места?

-   Расскажите, что вы видели там.

-    Знаете ли вы, что такое монастыри?

-    Кто в них проживает?

 -   Кто такие монахи?

 -  А как на Руси по-другому называли монахов?

 -   Кого в обители называют игуменом?

 -    Назовите современные известные вам монастыри?

Сегодня мы поговорим о самом главном монастыре и его создателе.

Рассказ педагога (сопровождается показом слайдов).

В Древней Руси монастыри играли чрезвычайно важную роль как оплоты духовности, надежды и веры в лучшее будущее, как центры милосердия, реальной духовной поддержки, как школа взаимоуважения и помощи друг другу, как очаги образования и учености. В те давние времена монастыри были в основном в городах, а отшельничество было еще не известно. Вот тогда- то и свершилось важное событие – недалеко от города Ростова в большой семье родился мальчик.  Его родители Кирилл и Мария назвали сына Варфоломеем. Отец его служил у ростовского князя, ездил с ним в Золотую Орду, выполнял всякие поручения, а надо было – брался за меч и становился в войско.

Варфоломей рос таким же, как его сверстники: ухаживал за лошадьми и домашней скотиной, копался в огороде, ездил в поле и на охоту, играл с братьями и сестрами.

Рассказ подготовленного учащегося о том, как Варфоломей научился читать и писать.

Когда ему исполнилось семь лет, Варфоломей пошел в школу. Тогда школы были при церквах, и занимались с детьми священники. Вместе с Варфоломеем стал ходить в школу и его брат Стефан. Он учился хорошо, а вот Варфоломею учеба никак не давалась. Дети над ним смеялись. А учителю иногда приходилось его наказывать.

Но однажды отец послал Варфоломея разыскать пропавших со двора жеребят. Он долго ходил по полям и перелескам, кричал, звал жеребят, но их нигде не было видно.

Зато на берегу озера он неожиданно увидел сидящего под деревом незнакомого старика. Тот подозвал к себе мальчика. Варфоломей подошел и сел рядом. Они разговорились. Варфоломей расплакался и сказал старцу, что не может найти убежавших жеребят, а в школе ему не дается грамота.

Старец улыбнулся и погладил мальчика по голове, затем опустился на колени и стал молиться Богу. Глядя на него, встал на колени и Варфоломей. Помолившись, старец достал из-за пазухи кусочек церковного хлеба – просфоры – и дал мальчику. И, когда Варфоломей съел его, незнакомец сказал:

- Я дал тебе хлеб в знак того, что Господь любит тебя. Теперь ты будешь и читать, и писать гораздо лучше своих товарищей!

Варфоломей позвал старца к себе домой. Вместе они пришли к родителям мальчика. Оказалось, что жеребята сами нашли дорогу домой и давно уже в конюшне.

Старца накормили и уложили отдыхать. А вечером, когда вся семья была уже в сборе, старец позвал мальчика, дал ему толстую книгу и велел читать.

Сначала Варфоломей даже брать книгу не хотел. Ведь он думал, что не умеет ни читать, ни писать. Потом все-таки нерешительно взял ее раскрыл  и, к своему изумлению и радости родителей, стал читать так хорошо и быстро, как  никто из других учеников.

Наутро старец собрался уходить и, прощаясь с родителями Варфоломея, сказал, что их сын, когда вырастет, станет великим русским святым.

Рассматривается картина М.В.Нестерова «Видение отроку Варфоломею»

- Что вы можете сказать про мальчика, какой у него нрав, что выражает его взгляд в данный момент?

- Как вы думаете, кто явился отроку Варфоломею?

Рассказ учителя.

Ангел Господень, явившийся Варфоломею в виде старца, исчез, а мальчик почуял в душе своей окрылившую его радость. С того дня он бодро пошёл в учении, обгоняя ещё вчера смеявшихся над ним мальчишек.

С детских лет, когда у большинства подростков на уме игры и забавы, его сердце пламенело любовью к Богу. Давней мечтой Варфоломея было уединиться и молиться. Однако он был единственной опорой  престарелых родителей.

Около 1330 года родители Сергия, доведённые до нищеты, должны были покинуть Ростов и поселились в городе Радонеже.  

Когда мать и отец Преподобного умерли, он ушел вместе с братом – иноком Стефаном в дремучий лес и там усердно молился Богу. На холме Маковец  братья стали строить небольшую церковь, освящённую во имя Живоначальной Троицы.  Это было в 1337 году. Слайд

Осенью того же года игумен Митрофан постриг Варфоломея в монашество и нарёк его Сергием. Под этим именем он вошел в историю, как величайший  Святой земли русской . Но старший брат Стефан не смог вынести всех тягостей и ушел в один из московских монастырей. Варфоломей остается один. В старом тулупчике, в потертой шапочке, работает он с восхода до захода солнца. Спасение не только в посте, в одиночестве, в молитве, но и в труде. Господь послал его трудиться сюда. Надо вырубить поляну, вырвать корни, сгладить землю к весне. Тяжело. Пот катится градом, жилы выступили на теле.  Слайд

 Но в душе – счастье без меры, к чему с детства стремилась душа его: весна, радость, потому что служит Богу. Изведал он одиночество, нашествия демонов, пытавшихся изгнать его оттуда, и злобу лесных зверей. Но с Божьей помощью, с молитвою всё превозмог молодой отшельник. Одиночество забывалось за ежедневной работой (нужно было заготовлять на зиму дрова, возделывать огород), демоны, бессильные противостоять молитве, со срамом удалились, а дикие звери почуяли, что отшельник им не враг, перестали бояться и досаждать ему.  Раз увидел Сергий у кельи огромного-огромного медведя – и пожалел его, подал краюшку хлеба. Медведь мирно съел. Потом стал часто навещать Преподобного и вскоре сделался ручным.       Слайд

Но сколь ни одинок был Преподобный в это время, слух о его пустынничестве  распространился всюду. И стали приходить к нему люди, прося взять к себе, спасаться вместе. Однако Сергий принимал не всех, каждого убеждал, что жить в лесу очень тяжело и одиноко. Оставались самые упорные. Сообща выстроили каждому по избушке. Вокруг селения поставили частокол. Повесили ворота. Совместно копали большой огород. Жили очень бедно, но никогда не ссорились.

Сергий работал вместе со всеми. Он носил бревна, таскал из проруби на коромысле тяжелые ведра с водой, молол зерно ручной мельницей, месил тесто и пек хлеб. Он был очень сильный и редко уставал. Зимой и летом ходил в одной одежде. Много времени поводил в церкви и в беседах с товарищами. Кто умел читать и писать, начали переписывать церковные книги, иные даже рисовали иконы и украшали церковь. Слайд

Учащиеся читают стихи.

В стенах обители святой,

Под кровом кельи убогой,

Спасался старец жизни строгой,

Каких немного под луной.

Хотя он скрылся от людей,

Служить, желая только Богу, –

Но каждый знал к нему дорогу,

Кто о душе радел своей.

Шли годы. Монастырь рос. Все больше народу приходило к Сергию, и братия желала, чтобы Сергий стал игуменом, А он отказывался. "Желаю лучше учиться, нежели учить, лучше повиноваться, нежели начальствовать; но боюсь суда Божия: что угодно Богу. Святая воля Господа да будет!”  И все же он решил спросить совета – как ему быть. Пешком, за сотни верст, отправился в город  Переяславль, где жил тогда епископ. Епископ и так уже слышал о Сергии, увидев его, тут же велел быть ему игуменом. Сергий теперь не мог противиться. Три дня он прожил в Переяславле. В первый день стал дьяконом, во второй – священником, а в третий – игуменом. А на четвертый день вышел из города. Он возвратился в монастырь с поручением от Церкви – вести по жизни своих товарищей.

Господь никогда не оставлял Сергия. Тот мог чудесной силой лечить людей и находить под землей воду. Когда монастырь вырос, то воду из речки носить стало далековато. Сергий нашел поблизости небольшую лужу и стал молиться, чтобы Господь дал воды. Потом перекрестил лужу, и вдруг оттуда забил родник.

А когда в соседней деревне заболел мальчик, отец принес его на руках в монастырь и попросил Сергия,, чтобы тот помолился за ребенка. Но, пока Сергий готовился к молитве, мальчик тихо умер. Отец впал в отчаяние и выбежал из церкви, а когда вернулся, то увидел своего сына живого и здорового. Он стоял на коленях рядом с Сергием и молился. Отец упал игумену в ноги, умоляя о прощении. Святой лишь покачал головой, улыбнулся и запретил рассказывать об этом случае.

Были и другие больные, вылеченные чудесной силой  Сергия.

Прошло четыре десятка лет. Не узнать убогой маленькой церковки в лесной чаще. Пришедшая в пустыню братия вместе с Сергием позаботилась об улучшении храма Божия во имя Святой Троицы.   Слайд

За духовной жизнью братии Сергий наблюдал и был строг. Во всем остальном был смиренен. Издалека прибыл в обитель один поселянин, который слышал о преподобном Сергии, как о великом пророке и очень хотел его видеть. Миновав святые врата, он спросил, где сейчас игумен. «Копает землю в огороде» - сказал ему монах. Поселянин пошёл туда, куда ему показали, и в самом деле на огороде какой-то старик в ветхой со множеством заплат ризе прилежно работал лопатой. Пришелец подумал, что над ним подшутили: не может же настоятель известного на всю Русь монастыря одеваться  в такие обноски. На колокольне неожиданно ударил колокол, хотя до вечерней службы было далеко. К святым вратам побежали люди, засуетились, разволновались. В обитель пожаловал знатный князь. А он, минуя всех сбежавшихся приветствовать его людей, прошёл на огород и склонил голову, под благословление  отставившего лопату в сторону старца.

-О чём это говорит?  (о смирении). Преподобный Сергий был незлобив и нечестолюбив. Преподобный Сергий был все так же прост, беден и равнодушен к мирским благам. Голос его был негромкий, лицо спокойное.

Да, монастырь уже не нуждался, как прежде. Слава о духовных подвигах и чудотворениях Сергия день ото дня распространялась. В Сергиеву обитель стало стекаться множество народа. Не только простолюдины, но и князья, и вельможи приходили просить духовного совета и молитв Преподобного.

В те времена ордынский хан  Мамай захотел напасть на Русь и окончательно разорить ее. Весть о готовящемся нашествии дошли до московского князя Дмитрия. Князь Дмитрий решил биться с ордынцами за русскую землю. В разные концы Руси поскакали гонцы с посланием, чтобы все войска собирались к Москве на борьбу с захватчиком. А сам князь, собрав свою дружину, поехал за  последним советом к Сергию.  Слайд

Сергий выслушал Дмитрия и благословил его на битву: «Ждет тебя Божья помощь и милость его. Иди на битву. Иди, не бойся.»  Он перекрестил князя, велел ему наклониться и прошептал на ухо: «Ты победишь».

А когда Дмитрий собрался уезжать из монастыря, Сергий дал в помощь его войску двух монахов – богатырей, Пересвета и Ослябю. Они оба раньше были воинами, но потом пришли к Сергию и стали монахами - богатырями. Сергий возложил на богатырей схимы с нашитыми на них крестами, и заповедал им "крепко бороться во Христе на врагов его". Их присутствие в одеждах схимников в войске Дмитрия придавало походу дух великого святого дела. Слайд.

Мультфильм «Пересвет и Ослябю»

И Дмитрий Донской одержал великую победу над Мамаем  Золотой Орды в Куликовской битве в 1380 году. Мужество и героизм русских людей развеял господствующее ранее представление о непобедимости татар. Слайд

С тех пор русское государство  стало освобождаться от власти Золотой орды.  Но ордынцы были еще сильными. Чтобы победить  в долгой и изнурительной войне с ордынцами, Русь должна была быть дружной. Не всем это нравилось. И Сергий ходил в дальние княжества мирить князей. Сергий и Дмитрий Донской хотели, чтобы все объединились вокруг Москвы.

В 1612 году, в Смутное время, монастырь выдержал долгую осаду многочисленных врагов. Сколько раз неприятель пытался взять его штурмом, но защитники сражались отчаянно.

Обстреливали   враги монастырь и из пушек -  монахи и стрельцы гасили пожары, чинили стены. А когда удавалось, выходили из ворот на вылазки и разбивали неприятеля. Ратники монастыря шли в бой с именем Сергия на устах. Осада была выдержана. Враги с позором отступили от лаврских стен. Выстояла лавра - выстояла Россия.

Сам Сергий считал себя недостойным такой судьбы. Он по-прежнему был очень скромен. Никогда не рассказывал о чудесах, которые случались с ним.

Скромности он учил и других.      

Преподобный Сергий всегда молился об обители и о своей братии. Однажды, совершая молитвенное правило, он вдруг услышал голос, который звал его. Преподобный открыл оконце своей келий и увидел необыкновенный, чудный свет с неба. "Сергий! Ты молишься Богу о чадах твоих, Господь принял молитву твою”, – раздался таинственный голос. При этом преподобный видел множество прекрасных, невиданных птиц, сидящих в монастыре и около него. "Сколько видишь ты этих птиц, так умножится и число учеников твоих, и после тебя не оскудеют последующие стопам твоим”, – продолжал голос.    Слайд 

У Сергия было много учеников. Он посылал их в самые дальние земли государства, чтобы они там учили людей. Монахи уходили в леса, и скоро там вырастали церкви и избы. Понемногу вокруг монастырей селились люди. Они вырубали лес, пахали землю, занимались всякими ремеслами, учились читать и писать.

Так строилась и расширялась Великая Русь.

В своем монастыре он завел разные искусства. Теперь там писали уже красивые иконы. Великий русский         иконописец Андрей Рублев был учеником Сергия Радонежского и в его монастыре стал монахом.

До глубокой старости Сергий работал сам и учил других, как надо работать и молиться. Он был учителем  для всей Руси, а для князей – миротворцем

Слушались его все, от великих князей до простых крестьян, и все просили у святого совета.

В конце своей жизни Преподобный Сергий удостоился посещения Самой Пресвятой Богородицы. Это произошло Рождественским постом. Преподобный Сергий, как обычно, пел в кельи Акафист Божией Матери и молил Царицу Небесную об обители. После сел отдохнуть. Вдруг он сказал келейнику Михею "Ободрись. Сейчас будет чудесное” и услышал голос: "Пречистая грядет”. В ослепительном свете перед ним явилась Богоматерь с апостолами Петром и Иоанном. Он пал на землю, но Богоматерь ободрила его и сказала, что всегда будет Заступницей обители, его молитвы до Нее дошли, и удалилась. Михей же оставался лежать, закрыв глаза одеждой. За полгода до смерти Преподобный уже знал о ней, собрал всех учеников, отдал распоряжения, а сам начал безмолвствовать.

Ученики читают стихи.

Покорный высшему небесному веленью,

Он на стезю безмолвия вступил

И подвиг свой великий довершил,

Исполненный глубокого значенья.

Вскоре святой Сергий заболел и умер.

Призвал Господь избранного раба

В небесные и вечные селенья;

Исполнил он свое предназначенье;

Окончилась великая борьба!

Во время преставления лицо Преподобного Сергия просияло, и от тела его распространилось необыкновенное благоухание. Через 32 года мощи святого Сергия были открыты совершенно нетленными (целыми), и даже одежда не предалась тлению.

Прошли долгие годы, прежде чем Русь победила всех своих недругов, объединилась и стала сильной и богатой державой. Много сделали для этого русские святые,  и одним из них был Сергий Радонежский. Он пришел на поросшую лесом гору Маковицу никому не известным юношей, а ушел из Свято – Троицкого монастыря прославленным русским святым. Его имя сегодня знает каждый.

Радонежский чудотворец – наше духовное богатство, ангел-хранитель Земли Русской, со всех концов идут и едут паломники в Троице-Сергиеву Лавру со своими недугами – телесными и душевными, идут, чтобы помолиться у раки с мощами, получить благословение, узнать духовные корни своего Отечества.  Слайд  (Троице-Сергиева Лавра).  Нам нужно знать эти корни – тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, будет дороже взрастившая нас Земля, легче будет почувствовать каждому из нас назначение и смысл собственной жизни.

Ученики читают стихи.

Тихий свет на Маковце - горе

Радугой цветёт над всей землёй:

Этот инок Сергий на заре

Молится с небес о нас с тобой.        

Уж шесть столетий вереницей    

В обитель Сергия идут

И пред святой его гробницей

Поклоны ревностно кладут.                

И преподобный  выручает

Из всех напастей и невзгод.

Большую радость получает

У раки страждущий народ.

 

Открыто людям Божье слово.

Окончен путь земной Святого,

И Преподобный в вечной жизни

О нашей молится Отчизне.

Угодника нетленно тело-          

Живёт его святое дело.

Он всем нам показал дорогу,         

Которая приводит к Богу.

Подведение итогов занятия

Мы узнали о житии великого святого земли Русской – Преподобного Сергия.

-Что такое житие? 

Житие – буквально соответствует греческому слову биос – жизнь) Этим термином стали обозначать жанр жизнеописания святых. Житие – жизнеописание, в котором рассказывается не только о фактах  биографии, но и о духовной жизни человека.

Чему оно учит нас?  Дети отвечают.

Оно учит нас Божией правде, смирению, мужественности, трудолюбию, благоговению, вере, любви к Богу.

 Каким же был Сергий Радонежский?  

-Какие духовно – нравственные  подвиги совершил Преподобный Сергий? Дети отвечают.

Подвигами святого Сергия был подвиг смирения, затем подвиг воздержания, подвиг трудолюбия, подвиг нравственной чистоты, справедливости. Но главным деянием Преподобного Сергия были вера и любовь к Господу.

- Каковы заслуги Сергия перед отечеством?

Святая Церковь празднует память Преподобного Сергия 18 июля и 8 октября.

В трудную минуту мы обращаемся со словами молитвы к Сергию Радонежскому  и просим его помочь нам.

Викторина, отражающая житие св. Сергия Радонежского

1. Как звали Преподобного Сергия в детстве? (Варфоломей)

2. Как звали его родителей? (Кирилл и Мария)

3. Кому посвятил Преподобный Сергий церковь, ведя иноческую жизнь в лесу? (Пресвятой Троице)

4. Какое чудо произошло с Преподобным Сергием еще до рождения? (Когда святой находился в утробе матери, он трижды прокричал в самых важных местах литургии)

5. Как звали братьев Преподобного Сергия? (Стефан и Петр)

6. На какую битву благословил Преподобный Сергий князя Димитрия Донского? (На Куликовскую битву)

7. Кто из святых явился Преподобному Сергию вместе с Божией Матерью? (Святые апостолы Петр и Иоанн)

8. Кто из учеников Преподобного Сергия написал икону "Троица" (Преподобный Андрей Рублев).

Методический аспект:

Мне было очень интересно работать над проектом, и  я считаю, что данный проект может бить использован  не только для проведения  внеурочного мероприятия в школе, но и для подготовки к урокам ОРКСЭ.

Заключение:

Подводя итог проекту, я хотела бы ещё раз подчеркнуть важность подобного рода исследований. Полагаю, что анализ жизненного пути такой личности, как преподобный Сергий Радонежский, даёт преподавателю возможность глубже донести до учащихся его значение для нашей страны, полнее раскрыть ту роль, которую святой сыграл не только в духовной, но и светской стороне российской истории; наглядно продемонстрировать влияние Сергия Радонежского на жизнь современных людей.

Как мне кажется, цель, и задачи проекта в целом были достигнуты: сценарий внеклассного мероприятия разработан достаточно полно (диалоги с детьми, викторины, слайды); духовное значение Сергия Радонежского показано в контексте его исторической миссии. Я считаю, что предлагаемый учащимся сценарий внеурочного мероприятия, вполне способен выполнить свою главную цель, заявленную вначале: показать школьникам духовную и историческую роль преподобного Сергия на примере связанных с его именем православных святынь Подмосковья.

Литература:

  1. Аверьянов К. А. Сергий Радонежский. Личность и эпоха. — М., 2006;
  2. Жизнь и чудеса преподобного Сергия Радонежского. — М., 1997;
  3. Соловьев Н.М. Сергий Радонежский.  Из серии «Жизнь великих людей». «Граница» Москва 1993
  4. Шевченко Л.Г. Духовное краеведение Подмосковья. Москва 2007

Приложение:

  1. «Кирилл и Мария, родители Сергия Радонежского». Рассказы о святых. (ТК «Радость моя» 2010-01-30);   http://video.yandex.ru/users/mor-vikt2008/view/1306/#
  2. Фильм «Образ Доброчинности»;  http://video.mail.ru/mail/misis-elpis/1720/1761.html
  3. Видеофильм «Игумен Земли Русской»;  http://www.youtube.com/watch?v=GTE9t0GcWYM
  4. Мультфильм «Пересвет и Ослябя»;  http://pvlpvl.at.ua/publ/multfilmy/peresvet_i_osljabja/11-1-0-915


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Житие преподобного Сергия Радонежского

Этот материал можно использовать  на уроке литературного чтения в 4 классе ("Школа России" авторы Климанова и др.) Фото на слайдах я уменьшила, чтобы уложиться в 2 МГ. Вы можете фото увеличить и колич...

Курсовая работа " Формирование у младших школьников умения учиться как основы развития универсальных учебных действий"

Задача учителей начальной школы , обеспечить условия для развития целостной личности младшего школьника. Средством решения этой задачи выступает учебная деятельность, организуемая по поводу различног...

Курсовая работа "Самоонализ профессиональной деятельности учителя начальных классов с точки зрения требований ФГОС в начальной школе"

Конституция Российской Федерации, признавая высшую ценность человека, его прав и свобод, провозглашает как одно из неотъемлемых право каждого на образование. Это соответствует принципу, изложенному в ...

Курсовая работа по теме: «Методический анализ УМК и проектирование урока, направленного на формирование у младших школьников умения учиться как основы развития универсальных учебных действий»

Обращение к разработке Программы развития универсальных учебных действий на начальной ступени школы отвечает новым социальным запросам, закрепленным Федеральным Государственным образовательным станда...

Курсовая работа по теме:"Портфолио ученика начальных классов".

В курсовой работе содержится теоретическое обоснование темы, предложен один из вариантов ученического портфолио, разработаны разделы портфолио с подробным описанием материалов, которые могут туда поме...

Внеклассное мероприятие, посвященное 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского « ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ – ИГУМЕН ЗЕМЛИ РУССКОЙ»

В 2014 году верующие  всей России отмечают праздник – 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Эта дата имеет особое значение как для основаннойим Троице-Сергиевой лавры и Серг...