"Возникновение религий. Религии мира и их основатели"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Устюгова Лариса Вячеславовна

Этот конспект урока был отправлен на городской конкурс методических разработок - 2-е место.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_kursa_orkse.doc213.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока в 4 классе.

Тема:  «Возникновение религий. Религии мира и их основатели»

Урок № 5. (второй из двух)

Цель:  Знакомясь с литературными и художественными произведениями, дать возможность учащимся задуматься над смыслом понятия «мировые религии». Формировать у детей понятие «религия», знания по возникновению религий мира и основателях религий. Определять основополагающую идею религий мира. Вместе с детьми поразмышлять о том, что объединяет все религии, какое значение имеет Иисус Христос, Муххамад, Будда, Авраам для людей.

                                                                            Ход урока

Этапы работы

Содержание этапа

время

1

Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: Способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи:

-создать положительный эмоциональный настрой;

-помочь принять правильную рабочую позу;

-напомнить о важности аккуратной работы в тетради.

Методы: словесные, объяснительно-иллюстративные

-Добрый день. Я рада снова видеть вас и надеюсь на взаимность.

Я, ты, он, она.

Вместе дружная семья!

Улыбнись соседу слева!

Улыбнись соседу справа!

За работу нам пора!

Сядем за парты правильно, спину держим прямо. Учебные принадлежности помогут нам в работе, они в порядке разместились в верхнем углу стола.

Сегодня нас с вами ждет очень интересный урок. Давайте мысленно пожелаем успеха друг другу.

   - Мы готовы продолжить работу? Хорошо.

1 мин

2

3.

А)

Б)

В)

Г)

4.

5.

Опрос учащихся по заданному материалу.

Цели, которые учитель ставит перед учениками:

Показать (продемонстрировать) знания  «Как и почему древние люди заботились о душах своих предков?. У какого народа возникла вера в Единого бога? Раскрыть понятия «пантеон», Завет?

Цель, которую учитель хочет достичь:????

Организовать  проверку  домашнего задания,

выявить затруднения в деятельности учащихся.

 Задачи:

Проверить умение учащихся.

Методы организации работы: словесные

Методы стимулирования: похвала.

Методы оценивания: самооценка с помощью сигнальных карточек, отметка.

Изучение учебного материала

Актуализация опорных знаний.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: выявление и закрепление  имеющихся знаний.

Цель, которую хочет достичь учитель:

Побуждать учащихся к активности при изучении нового материала.

Создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока.

Задачи : Повторить сведения   для открытия новых знаний.

Методы: побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Постановка учебной задачи

Цель: обсудить затруднение и сформулировать  цель урока.

Открытие новых знаний.

Цель: обсудить проект решения учебной задачи .

Методы: учебный диалог.

Задачи:

Учить учеников  определять свои границы знания и незнания.

Закрепление учебного материала

Цель: учиться работать в группах, планировать свою работу

Цель, которую ставит перед собой учитель: создать условия для формирования умения выполнять работу, выявлять главное в тексте, делать краткие записи.

Задачи:

-развивать  умения, способность давать адекватную самооценку

Методы: репродуктивные

Рефлексия

Цель:  осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса

Задачи:

Учить самооценке своей деятельности и деятельности класса.

Домашнее задание

Цель: закрепить умение выполнять

Цель, которую хочет достичь учитель:

Преодолеть волевые усилия при выполнении домашнего задания.

_ На прошлом уроке мы с вами начали знакомиться с темой « Возникновение религий».

- «Как и почему древние люди заботились о душах своих предков?.

- У какого народа возникла вера в Единого бога?

- Расскажите, что такое «пантеон», Завет?

-Оцените себя, свой уровень знаний и умений  по данному вопросу. (Высокий – красный, средний - жёлтый, низкий – чёрный)

-Если вы считаете, что слабо умеете выполнять такую работу, нам нужно потренироваться, поработать над этим.

Подумайте и скажите, как вы понимаете слова «культура», «религия».

- Ребята,  откройте учебник на странице 12 и прочтите те вопросы, ответы на которые мы сегодня будем находить.

 - каковы по-вашему цели нашего урока?

 - Что вы знаете о Иисусе?

Далее рассказ учителя об Иисусе.

Иудеи ждали пророка, который избавит их от всех бед (они назвали его мессия – «помазанник», по-гречески Христос). Поэтому когда появился проповедник Иисус, многие из иудеев последовали за Ним, считая, что Он и есть обещанный Мессия – Христос. Как повествуют рассказы Его последователей, Иисус родился в маленьком городке Вифлеем. Его родителям не хватило места в гостинице, поэтому Мать Иисуса, Мария родила Младенца в пещере, которую использовали для ночлега скота. Когда Иисус вырос, Он стал проповедовать, учил, что люди должны любить Бога и своих ближних. Он не только проповедовал, но и исцелял больных, помогал тем, кто в этом нуждался. Люди, которые следовали за Ним и верили в Него, считали Его не только человеком, но и Сыном Божиим, пришедшим открыть людям путь к праведной жизни. Иисус призывал каждого человека измениться, стать лучше. Однако многие в народе ждали от мессии другого. Они считали, что он должен избавить иудеев от их врагов и притеснителей, что он должен быть храбрым военачальником, а не проповедником. Поэтому скоро между Иисусом и начальниками иудейского народа возник конфликт. Иисуса схватили рядом с Иерусалимом, в саду под названием Гефсимания и решили казнить страшной казнью: Его распяли на кресте, как делали это с самыми злыми преступниками. В этот момент большая часть учеников испугались и покинули Его. Только несколько человек пришли, чтобы снять Его безжизненное тело с креста и предать достойному погребению. Среди этих самых верных последователей Иисуса были несколько женщин, которые снова пришли к Его гробу на третий день после казни. Но здесь их ждало поразительное открытие: гроб оказался пуст. Как верят христиане, Иисус как Сын Божий не был подвластен смерти, и Он воскрес из мертвых. Вдохновленные этой вестью, ученики Иисуса Христа стали проповедовать Его учение в Иудее и за ее пределами, скоро это учение распространилась по многим странам. Оно стало называться христианством, а последователи Иисуса – христианами.

- Какие религии вы можете назвать?

- Какое отношение к ним могут иметь картинки на карточках, которые помогли вам разделиться на группы?

- Сегодня на уроке мы узнаем, как возникли три мировые религии, и кто был их основателем.

Вопросы для работы в группе:

Христианство

Почему иудеи последовали за проповедником

Иисусом?

Где родился Иисус?

Почему Иисуса считали Сыном Божьим?

Почему между Иисусом и начальниками

иудейского народа возник конфликт?

Что случилось после смерти Иисуса и как

началось распространяться христианство?

Ислам

Кто такой Мухаммад и кто такие ханифы?

Что случилось с Мухаммадом на горе близ

Мекки?

К  чему призывал Мухаммад?

С чего началось распространение ислама

 по странам и континентам?

Что такое ислам и кто такие мусульмане?

Буддизм

Где возник буддизм?

Почему царевич Сиддхартха Гаутама покинул

 свой дворец?

Как к царевичу пришло просветление?

В чём смысл четырёх благородных истин

 буддизма? Кто такой Будда?

Как умер Будда и что такое ступы?

По итогам выступлений детей под комментировано письмо  заполняются  тетради, записываются  определения понятий.

учитель контролирует фронтальную работы

- Определите роль мировых религиозных культур в жизни людей.

– Как вы думаете, а что объединяет все религиозные культуры?

– Какое значение имеет Иисус Христос, Муххамад, Будда в жизни человека, представителя той или иной религиозной культуры?

 - Возвратимся к теме урока, вспомните какие цели мы с вами ставили в начале  урока?!

 - Мы реализовали все поставленные цели?

 - Что было для вас интересным?

 - О чем вы хотели бы узнать побольше и поведать нам  на следующем уроке?

 -А теперь  подойдите к классной доске и присоедините  смайлика – покажите своё настроение по окончанию урока.

 

Домашним заданием будет: поработать с диском (урок № 5),  прочитать текст на страницах 12-15. Ответить на вопросы.  Выучить все понятия.

Откроем дневники и запишем домашнее задание.

 - Они верили, что души умерших продолжают участвовать в жизни своей семьи и своего племени.

 

 - Первым народом, который поверил в Единого Бога, был иудейский народ   (еврейский). Родоначальником евреев считается  патриарх Авраам.

 - Пантеон – это многобожие, в которое верили люди древних государств – Египта, Рима, Индии, Китая, Японии. Они считали, что каждый бог имел свою «специализацию». Боги покровительствовали ремёслам и искусству, а также считались владыками морей и океанов, подземного царства.

Завет – Это  договор с Богом, который заключил Моисей. Во время странствия на горе Синай Моисей получил от Бога каменные таблички – скрижали, на которых были записаны заповеди Бога еврейскому народу. Чтобы быть верным  Богу, они должны соблюдать его заповеди .

Дети оценивают себя.

Культура  – это материальные и духовные ценности, которые создает человек на протяжении своей истории (Учебник, стр. 8). Религия – это духовная информация, особый тип отношения человека к миру и к самому себе, обособленный представлением о загробном мире, как о доминирующем по отношению к обыденному существованию реальности (Энциклопедия религий под. ред. А.П. Забияко и др.).

Выслушиваются ответы детей.

Дети слушают рассказ в сопровождении просмотра слайдов презентации.

Учитель просит учащихся объединиться в группу.  Каждый из учеников вынимает из коробочки карточку с картинкой. Учащиеся  одинаковые  картинки образуют в группы.

           

        

        

Планируют работу в группе:

1. Самостоятельно прочитать текст.

2.Выбрать каждый себе вопрос на полоске бумаги

3. Найти в тексте абзац, в котором содержится ответ на этот вопрос.

Далее заслушиваются ответы детей:

1.Город Вифлеем. Люди поверили в его святость, что именно он – сын Божий и пришёл, чтобы помочь людям. Иисус призывал каждого человека измениться, стать лучше. Однако многие в народе ждали от мессии другого. Поэтому скоро между Иисусом и начальниками иудейского народа возник конфликт. Иисуса схватили и решили казнить страшной казнью: Его распяли на кресте, как делали это с самыми злыми преступниками.

 2. Мекка. Мухаммад призывал всех арабов, которые верили в разных богов, вернуться к религии единобожия, которую исповедуют иудеи и христиане.

3. Царевич покинул свой дом и начал скитаться в поисках истины жизни. Как-то он сел под дерево баньяна и дал клятву, что не сойдет с этого места, пока не достигнет своей цели и не познает истину. И к нему пришло «просветление», он осознал «четыре благородные истины». Эти истины состояли в том, что: в мире существует страдание; существует причина страдания; существует освобождение от страданий; состояние освобождения от страданий в индуизме называлось нирваной; существует путь, ведущий к освобождению от страданий.

Мессия – это ________________

В переводе с греческого языка слово Мессия означает ________

Христианством называется религия, в основе которой лежит_____________________

Христиане это ______________

Ханифы – это ________________

Мухаммад – это _______________

Бог переводится с арабского языка как ______________

 Ислам – это религия, в основе которой лежит учение пророка ____

 В переводе с арабского языка слово ислам переводится как «______», «________».

Мусульмане – это _____________

Сиддхартха Гаутама – это________

Буддизм – это религия, в основе которой лежит вера в четыре благородные истины: __________

5 мин.

3 мин.

3 мин.

7 мин.

8 мин

7 мин.

3 мин

3 мин

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя образовательная школа № 25

Кировского района г.Волгограда

Городской конкурс методической продукции, созданной в рамках апробации комплексного учебного курса

« Основы религиозных культур и светской этики»

Номинация: авторская методическая разработка урока комплексного учебного курса ОРКСЭ.

Модуль « Основы мировых религиозных культур»

Учебник: Основы духовно – нравственной культуры народов России.  Основы религиозных культур и светской этики.

 Основы мировых религиозных культур.

Издательство: «Просвещение».

Тема урока:  «Возникновение религий. Религии мира и их основатели».

4 класс.

Учитель: Устюгова Лариса Вячеславовна.

2014 год.

Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного курса  «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы мировых религиозных культур» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по  «Основам религиозных культур и светской этики». Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий и на основе программ, разработанной авторами А.Л.  Бегловым,  Е.В.Саплиной, Е.С. Токаревой,  А.А.Ярлыкаповым.  

Программа рассчитана на 34 часа (1 раз в неделю).

Изучение модуля «Основы мировых и религиозных культур» направлено на достижение следующих целей:

 - развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

 - формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию4

 - знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание её значении в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

 - формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;

 - воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;

 - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Пояснительная записка к уроку курса ОРКСЭ. Модуль « Основы мировых религий»  в 4 классе.

Тема:  «Возникновение религий. Религии мира и их основатели»

Урок № 5. (второй из двух)

Цель:  Знакомясь с литературными и художественными произведениями, дать возможность учащимся задуматься над смыслом понятия «мировые религии». Формировать у детей понятие «религия», знания по возникновению религий мира и основателях религий. Определять основополагающую идею религий мира. Вместе с детьми поразмышлять о том, что объединяет все религии, какое значение имеет Иисус Христос, Муххамад, Будда, Авраам для людей.

По основной дидактической цели:

  1. Обобщение и систематизация знаний;
  2. Актуализировать личностную познавательную деятельность, взаимопомощь.
  3. Создавать условия для формирования понятия о классификациях мировых религий.

Задачи:

Образовательные:

  1. Повторить теоретический материал по теме.
  2. Продемонстрировать своеобразие и богатство религиозных культур народов мира.
  3. Уметь  работать с текстовым материалом (изучающее чтение, умеющее целью извлечение полной точной информации с последующей интерпретации содержания текста: поисковое чтение, направленное на нахождение конкретной информации)

Развивающие:

  1. Способствовать развитию мыслительных операций, коммуникативных способностей, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.
  2. Использование иллюстративного материала для развития художественного восприятия;
  3. Развитие воображения, мышления, внимания.

Воспитательные:

  1. Воспитывать толерантность и уважительное отношение к разным религиозным культурам.
  2. Отработка навыков работы в группе, умений согласовывать свои действия с коллективом, приходить к единому мнению, вырабатывать общую позицию.
  3.  Прививать уважительное отношение к людям любой религиозной конфессии;  развивать коммуникативные навыки.

Основные термины и понятия: Миссия (Христос) и его учение. Христиане. Христианство.  Ислам. Мусульмане. Мухаммад и его учение. Буддизм. Сиддхартха Гаутама (Будда) и его четыре благородные истины.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Техническое обеспечение: ПК учителя, экран, мультимедийный проектор, колонки.

Программное обеспечение: Microsoft Power Point 2010, Microsoft Office Word 2010, Windows Movie Maker, My TestX, VideoMASTER


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок 5 ОРКСЭ "Возникновение религий. религии мира и их основатели"

урок 5 в 4 классе по курсу "Основы мировых религиозных культур"...

Конспект урока по теме "Возникновение религий. Религии мира и их основатели".

Данный урок является продолжением по теме. Основные термины и понятия урока - христианство, ислам, буддизм, нирвана....

Возникновение религий.Религии мира и их основатели.

Учащихся получат первоначальные представления о культурологических основах мировых религий,познакомятся   с возникновением  мировых религий и их основателями, изучат понятия:...

Возникновение религий. Религии мира и их основатели

Конспект урока по ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") с использованием технологии АМО....

Конспект открытого урока по ОРКСЭ на тему «Возникновение религий. Религии мира и их основатели»

Конспект открытого урока по ОРКСЭ на тему «Возникновение религий.  Религии мира и их основатели»...

Методическая разработка урока по теме "Возникновение религий. Религии мира и их основатели."

В данной разработке представлен подробный конспект урока и презентация для самостоятельной деятельности учащихся....

Возникновение религий. Религии мира и их основатели

Конспект урока по ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") с использованием технологии АМО....