ОРКСЭ Модуль"Основы светской этики"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Марченкова Инна Викторовна

Проект урока ОРКСЭ. Модуль основы светской этики. Учебник: Н.И.Ворожейкина, Д.В.Заяц Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики и мировых религиозных культур.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Марченкова Инна Викторовна

учитель начальных классов

первая категория

МБОУ СОШ №6

города Смоленска

Проект урока по «Основам религиозных культур и светской этики»

(модуль «Основы светской этики»)

Тема урока: «Жизнь дана на добрые дела»

Тип урока: урок ознакомления с новым учебным материалом

Форма: урок

Цели:  формировать представление о понятиях «доброта», «сострадание», «терпимость», «дружелюбие», «духовно-нравственные качества» и «духовно-нравственные ценности»; формировать умение анализировать поступки людей, литературных героев с точки зрения их соответствия духовно-нравственным ценностям человека; развивать речь и мышление младших школьников средствами учебных заданий на анализ ситуаций, связанных с поступками людей; воспитывать у младших школьников чувство ответственности за свои поступки.

Оборудование: учебник: Н.И.Ворожейкина, Д.В.Заяц Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики и мировых религиозных культур. – «Ассоциация XXI век, 2012; запись стихотворения Е.Королева «Добрые дела», листок для записи, проектор и компьютер, фрагмент мультфильма «Цветик-семицветик», бумажные цветы с 7 лепестками для каждого ученика, музыкальное сопровождение.


Ход урока

  1. Оргмомент

-Как называется наш урок?

-Что мы на нём изучаем?

  1. Сообщение темы, постановка целей

-Послушайте стихотворение. О чём оно? (Слушание стихотворения «Добрые дела» Е.Королева)

-Каждый день вы тоже совершаете огромное количество поступков, дел. Они могут быть «хорошие» и «плохие». Вспомните свои дела и поступки за эту неделю, запишите их. Используйте для записи словосочетания глагол + им. существительное или короткие предложения.

- Объединитесь в пары. Подумайте, какие поступки доставили радость окружающим, близким людям. Выделите их красным цветом. Как можно назвать такие дела? (Злыми)

- Какие поступки могли огорчить окружающих или близких вам людей? Выделите их синим цветом. (Добрыми)

-Каких дел (поступков) оказалось больше? Всегда ли в вашей жизни так бывает?

-А как вы думаете, человек живёт, чтобы творить добро или зло? Объясните свой выбор.

-Для каких же дел дана человеку жизнь?

-Кто может сформулировать тему нашего урока? (Ответы детей)

- Откройте учебник на стр.73, прочитайте тему урока, как она сформулирована в учебнике. (Жизнь дана на добрые дела)

-Почему название темы дано в кавычках? (Это пословица)

-В чём её смысл?

-Итак, тема урока «Жизнь дана на добрые дела». Какова цель нашего урока? (Узнать…,понять…,объяснить…, оценить…)

Физминутка (песня «Доброта» ансамбль «Барбарики»)

III. Объяснение нового материала.

-Сегодня вы будете сами узнавать, без каких качеств человек не сможет совершать добрые дела (поступки). Результаты своих поисков вы будете заносить в схему, в центре которой будут наши «добрые дела».

-Прочитайте 1 абзац в учебнике (стр.73).

- Какую пословицу вы  встретили в тексте. (Добра желаешь – добро делай). Как вы её понимаете?

-Какие духовно-нравственные качества встретились вам в этой части текста? Нужны ли они человеку, который будет совершать добрые дела. Какие это могут быть дела? (Например, сострадание – помощь больному, доброта – ласковое обращение с людьми, забота, терпимость – не оскорблять людей, которые отличаются от тебя).

-Внесём эти духовно-нравственные качества человека в нашу схему.

- Всегда ли человек совершает только добрые дела? Прочитайте 2 абзац учебника, дай оценку поступкам детей. (Текст о домашних питомцах)

-Какая фраза, по-вашему мнению, отражает главную мысль этой части? («Мы в ответе за всех, кого приручили»)

-О каком качестве человека здесь идёт речь? (Ответственность). Внесём его в схему.

-Прочитайте 3 абзац, где дана стаья из газеты «Комсомольская правда» о незрячем человеке и его собаке.

-Кто стал членом семьи для Алексея? (Собака поводырь Берта)

-Что мы узнали о них из статьи газеты? (Инвалид по зрению Алексей пошёл работать, чтобы заработать деньги на операцию своей собаки, которая могла потерять зрение).

-Какие нравственные качествахарактеризуют поступок Алексея? (Сострадание, доброта, ответственность).

-Вывод: важно не быть эгоистом, делающим всё только для себя, не думающим, не заботящимся о других (4 абзац).

-А как вы проявляете заботу о членах своей семьи?

- Прочитайте 5 абзац. Вспомните концовку сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». (Просмотр фрагмента мультфильма «Цветик-семицветик», «Союзмультфильм», 1948год, просмотр с 16 минуты)

-Какие нравственные качества помогли Жене сделать выбор последнего желания? (Ответы детей сравниваем со схемой на доске)

-Почему старушка сказала, что только последний лепесток вернулся к ней и из него можно вырастить новый цветик-семицветик? (Добрые дела могут к тебе вернуться и дать начало новым добрым поступкам).

IV. Закрепление

-В нашей сказке из доброго поступка Жени вырос новый цветик-семицветик.

-А как бы вы использовали лепестки волшебного цветка, запишите свои желания. Свои цветы прикрепит к доске с помощью магнитов – у нас получится «Поляна наших желаний». (Во время работы звучит мелодия ансамбля «Золотое кольцо» «Добрые дела»)

- Зачитаю некоторые ваши желания. Какие человеческие качества проявились в этом поступке? Это духовно-нравственные качества человека или эгоистические, т.е. полезные лишь автору этого желания?

-Вспомните свои желания. Кто загадал желания не только для себя, но и для самых близких, родных людей? А для всех людей в мире?

- Поступки и дела, которые мы совешаем руководствуясь духовно-нравственными качествами, на благо окружающих нас людей являются ценностью для каждого из нас.  Всё это – духовно-нравственные ценности.

V. Самостоятельная работа.

-Прочитай сказку Валентины Алексанровны Осеевой «Добрая хозяюшка» стр.75-77. Подготовься ответить на вопросы на стр.77 (работайте в паре).

1. Почему на ваш взгляд , автор назвала сказку «Добрая хозяюшка»?

2. Как вы считаете , нужны ли для дружбы  такие качества , как доверие, честность, верность? Если сможете, то дополните список.

-Как можно дополнить нашу схему, какие нравственные качества мы в неё внесём?

VI. Подведение итогов урока.

-Посмотрите на нашу схему. Без каких нравственных качеств нельзя представить себе настоящего человека, который стремится совершать в своей жизни добрые поступки?

-Без этих качеств невозможно сохранить духовно-нравственные ценности человека – уважение, жизнь, семья, дружба, справедливость, доброта, ответственность, личность человека, милосердие и другие ценности.

-Какой вывод вы сделали для себя из нашего урока? (Ответы детей).

-Прочитаем вывод на стр.77 в синей рамке. Какие слова на ваш взглядздесь самые главные? (Надо уметь «различать добро и зло, оценить поступки людей с позиций добра. Но прежде, чем оценить других людей, попробуйте оценить себя: подумай о своих недостатках, постарайся их исправить»)

VII. Домашнее задание.

Стр. 78 «Подготовься к проверке знаний». По желанию выбери задание из раздела «Узнай, расспроси у взрослых»

  1. Имеются ли у твоего народа пословицы и поговорки о гостеприимстве, дружбе, труде, уважении старших? Поделись ими со своими одноклассниками.
  2. Приведи примеры из литературы и жизни(читал в газете, видел по телевизору, был свидетелем того или иного случая, рассказали родители) доброты, сострадания,справедливости.

VIII. Рефлексия.

-Посмотрите на нашу цветочную поляну. Какие чувства вызывают яркие цветы?

-А добрые дела людей?

-Какие чувства испытываешь ты, совершая добрые дела? А что чувствуют окружающие тебя люди?

- Какое настроение у тебя сейчас?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль"Основы светской этики" 4 класс

На этой странице вы найдёте рабочую программу,календарно-тематическое планирование по новому курсу ОРКСЭ модуль"Основы светской этики" 4 класс...

конспект урока для 4 класса по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" по теме "Дружба"

Данный конспект занятия подходит не только для урока по курсу ОРКСЭ, но прекрасно можно использовать и во внеклассной работе . Тема дружбы занимает большое значение в жизни каждого человека,не зависим...

Курс ОРКСЭ Модуль "Основы светской этики".

Тематическое  планирование - 4 класс.Курс  ОРКСЭМодуль "Основы  светской  этики"....

Урок 15. (ОРКСЭ, модуль -Основы светской этики. Тема урока "Что значит быть моральным"

Урок 15. (Орксэ, модуль "Основы светской этики") Тема урока: "Что значит быть моральным"...

Урок по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики". 4 класс. Тема: "Дружба"

Цель урока по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики" на тему "Дружба": раскрытие сущности понятия "дружба", формирование представлений о качествах, которыми должен обладать настоящий друг. Формы ...

Анализы текстов в рамках курса ОРКСЭ. Модуль: Основы светской этики.

Данный материал предлагается для работы с 4  классом по курсу ОРКСЭ, модуль Основы светской этики. Он поможет учащимся понять глубину нравственных поступков и предлагает вопросы для дискуссии по ...

Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики")

Рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса на 2012-13 уч.год....