Формирование духовно-нравственных качеств личности на уроках ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур».
статья по орксэ (4 класс) на тему

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад34.3 КБ

Предварительный просмотр:

        

Уважаемые коллеги!

 Вашему вниманию предлагается доклад на тему:

Формирование духовно-нравственных качеств личности на уроках ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур».

Духовно-нравственное воспитание школьника младших классов происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения, на уроках. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.

Традиционные подходы к нравственному образованию школьников в основном и выстраивались на передаче готового нравственного опыта. Перед учителями стояла  и стоит проблема обогащения нравственного опыта учащихся путем внедрения более продуктивных педагогических технологий (системно-деятельный подход, личностно-ориентированный), способствующих актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике.

По итогам социологических исследований выявлено, что в нашей жизни существует огромное противоречие между знаниями и их использованием, умениями и поведением человека, приобретенными им навыками и совершаемыми поступками. Возникает закономерный вопрос - Почему знающий не поступает согласно своему знанию, не использует его? И как вывод, ответ – да потому, что знания не повлияли на саму личность, на ее качество и ничего не изменили в ее сущности, остались «мертвым капиталом».

И вот, исходя из всего вышесказанного, возникла проблема, стоящая перед обществом и школой в частности – Что надо изменить в системе образования и как сделать так, чтобы педагогические усилия достигали своей цели и приводили к развитию личности и формированию ее положительных духовно-нравственных качеств?

Для раскрытия понимания ключевого словосочетания «духовно-нравственное воспитание» необходимо понять, что есть «духовность» и «нравственность».

«Духовность» - всё относящееся к человеческой душе, духу, Богу, Церкви, вере. (В.И. Даль).

Или в широком понимании – стремление человека переделать себя, одухотвориться, строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, гармонии и, конечно же, любви.

«Нравственность» - это компонент духовности, содержанием которого выступают этические ценности. «Нравственность» - это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом.

«Духовность» и «Нравственность» - существуют в неразрывном единстве. При их отсутствии невозможно полноценное развитие личности.

Введение  предмета  «Основы религиозных культур и светской этики»  (далее – курс ОРКСЭ),  определяется необходимостью существенного усиления воспитательных функций общеобразовательных учреждений во взаимодействии с семьей, общественными и традиционными религиозными организациями, другими субъектами социализации ребенка.

Курс ОРКСЭ состоит из 6 модулей и направлен на духовную консолидацию российского общества, укрепление его традиционных нравственных основ средствами образования.

Каждый из шести модулей курса ОРКСЭ позволяет дать школьникам представление о многообразии и взаимопроникновении религиозной и светской КУЛЬТУРЫ, предоставляет возможность обсуждать нравственные вопросы и вопросы светской этики,  с опорой на культурные особенности и традиции.

В основные задачи курса входит: формирование у школьников представления о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры, воспитание толерантности, развитие способности самоопределения, осознанного выбора мировоззрения.

Эти задачи решаются путем включения в каждый модуль материалов по истории России и мира, литературе, музыки, живописи и изобразительному искусству, фрагменты биографий известных людей.

Уроки  ОРКСЭ содействуют интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, их родителей, учителей) в национальную и мировую культуру; способствует формированию широкого кругозора и осознанного нравственного мировоззрения граждан, что определяется в качестве основных задач содержания образования в законодательстве России.

Замечательно, что такой курс появился в школах и в частности – у нас в гимназии. Вместе с тем, введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» - это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания. При этом светская и религиозная этика не противопоставляются, а взаимодополняют друг друга. Нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства и уважения к человеку, так как основными понятиями, с которыми знакомятся дети из урока в урок, являются: Отечество, мораль, нравственность, добро, добродетель, справедливость, ответственность, милосердие, семья, жизнь, честь, достоинство.

Переходя к тому, каким образом осуществлять формирование духовно-нравственных качеств личности на уроках ОРКСЭ, скажу немного о своей работе в этом направлении.

Я практически все уроки провожу с использованием презентаций, с применением разнообразных форм работы: парной и групповой по четырем основным религиям: христианство, иудаизм, ислам, буддизм. Регулярно применяю технологию критического мышления, основные виды коммуникативной деятельности, работу по группам, технологию проектной деятельности, различные творческие задания, головоломки, кроссворды, сканворды.  Вместе с этим использую  и  различные игровые методики.

На уроках стараюсь сделать так, чтобы дети научились проявлять активность, творчество  при выполнении различных заданий, при этом приветствую активность детей при использовании ими  необходимого иллюстративного материала, репродукций и других материалов.

В своей работе постоянно использую компьютер, так как почти на каждом уроке работаем с диском к учебнику, составляем презентации с новыми терминами, иллюстрации к текстам учебника.

Ввиду того, что учебник «Основы мировых религиозных культур» на мой взгляд оказался слишком сложным для восприятия младшими школьниками и с целью, чтобы обучающимся стало понятно содержание урока, я использую примеры из литературных, музыкальных произведений, репродукций картин художников, знакомых детям, фотографий, интегрируя содержание курса с такими предметами,  как литературное чтение, окружающий мир, изобразительное исскуство, музыка, технологии. Например.

Изучая тему «Россия – наша Родина», я начала урок с прочтения стихотворений известных поэтов: Г. Ладонщикова – «Наша Родина», В.Степанова – «Что мы Родиной зовем», З. Александровой – «Родина», Р. Гамзатова – «О Родине, только о Родине».

Затем определили, какая тема объединяет эти стихотворения?, какие ценности утверждаются в этих стихотворениях? и какие из этих ценностей объединяют граждан России?  

По теме «Культура и религия» вспомнили стихотворение Маяковского – «Что такое хорошо и что такое плохо?». Определили, какого из двух мальчиков можно было назвать культурным человеком.

На этом – же уроке используются фотографии христианских, буддистских и исламских храмов, видеофрагменты музыкальных произведений: запись христианских псалмов, исламских песнопений, горлового пения монахов - буддистов.

По теме «Возникновение религий», чтение мифа «Олимп» из книги Н.Куна «Легенды и мифы древней Греции» по ходу чтения выписываются на доску  и в тетрадь, встречающиеся в мифе, имена богов.

Изучая тему «Добро и зло», предлагаю детям, прочитав рассказ В.А. Осеевой «Три товарища», обсудив его, самостоятельно вывести тему занятия.

По теме «Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира» я с детьми рассмотрела притчи Иисуса Христа «О блудном сыне», «О благородном самаритянине», «О богаче и лазаре», «О сеятеле». Дети, работая в группах, самостоятельно определяли нравственные ценности, скрытые в притчах.

В качестве рефлексии по уроку не требую от детей передать содержание параграфа учебника или повторить формулировки понятий, изученных на уроке. Чаще всего, чтобы проверить, как обучающие поняли содержание урока, использую пословицы, фразеологизмы соответствующие теме урока и прошу объяснить их смысл. Кроме этого, использую рубрики «Тренажер», «Контроль» цифровых образовательных ресурсов для выполнения  тестовых заданий по теме урока как групповых, так и индивидуальных.

Домашние эадания носят в основном творческий или проблемный характер. Например, по теме «Россия – наша Родина» - посоветовавшись с родителями, назвать традиции, принятые в их семьях.

По теме «Добро и зло» придумать сценарий рекламного ролика – «Делайте добро» или подобрать пословицы разных народов о добре, оформив в виде рисунка.

По темам «Священные книги религий мира» и «История религий в России» составить кроссворды.

По результатам выполнения детьми домашних заданий по теме «Священные сооружения» - нарисовать рисунки, был проведен конкурс на лучший рисунок, по итогам которого лучшие дети были поощрены.

На каждом уроке уделяю внимание формированию положительной мотивации у обучающихся к изучению данного курса. Способы мотивации выбираю в зависимости от конкретных условий учебно – воспитательного процесса – создание ситуации успеха для обучающихся, комфортно – психологический климат урока; качественная оценка учителя результатов обучения, которая следует за самооценкой обучающихся; использование интересного для обучающихся, занимательного материала. Например.

На Рождество учащиеся, наиболее активно проявившие себя на уроках и при выполнении домашних заданий, были поощрены открытками.

 К слову сказать, что применяя на своих уроках безоценочную систему проверки знаний, заметила одну особенность – такая система не пугает и не сковывает детей. Они много рассуждают, доказывают, не боятся ошибиться. На уроках часто просто направляю беседу. Дети сами задают вопросы, самостоятельно ищут на них ответ. Меня радует, когда на уроках возникает дискуссия, значит, тема занятия интересна учащимся. Ребята очень стараются много работать с книгой. Они с увлечением рассматривают иллюстрации, читают тексты. Пытаются анализировать и комментировать то, что узнали. Очень часто дети самостоятельно готовят сообщения к урокам, делятся своими знаниями. Через игровые задания пополняется словарный запас моих учеников, развивается речь и, конечно же, положительная мотивация.

Хочу отметить то, что это очень хорошо, что данный курс преподается при выходе из начальной школы. Все нравственные и культурные понятия в этом возрасте хорошо осознаются и усваиваются.

Нравственная культура необходима каждому человеку. Ведь душа, как и тело, живёт тем, чем питается.

В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, я использую следующие методы обучения:

- внесение практически на каждом уроке элементов самостоятельного поиска, для создания проблемности в обучении – как одного из важнейших оснований для активной мыслительной деятельности учеников, формирования нравственных категорий;

- применение элементов интерактивного воздействия.

Интерактивные методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу в обучении, так как основаны на прямом взаимодействии учащегося со своим опытом. Интерактивные методы способствуют интенсификации процесса обучения, и позволяют сделать знания более доступными, а также анализировать учебную информацию и творчески подходить к усвоению учебного материала.

Результатом проведённых мной уроков по данному курсу стало обогащение детей в личностном, метапредметном и предметном планах.

В личностном плане можно отметить проявление у детей таких качеств как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях.

В метапредметном плане особенно ярко проявилось умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысление текстов различных стилей и жанров, осознанное построение речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог, развивается умение учиться в процессе решения учебных задач данного курса, проектной деятельности, в том числе – коллективной.

В предметном плане заложены основы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей.

Подводя итог своему докладу, хочу с уверенностью сказать, что уроки ОРКСЭ нужны и важны. И нужны они именно в рамках обязательного образования.

Хочется верить, что эти уроки добра, понимания, общения сдвинут с места стену равнодушия, невежества и непонимания, которые зачастую присутствуют у наших детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"

В данной работе представлен конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"...

Презентация к уроку ОРКСЭ (Модуль Основы мировых религиозных культур) "История религий в России" Часть 2

Презентация к уроку ОРКСЭ (модуль Основы мировых религиозных культур) "История религий в России". Презентация подготовлена по материалам учебника "Основы мировых религиозных культур" авторы А.Л. ...

Презентация к уроку ОРКСЭ (Модуль Основы мировых религиозных культур) "Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды" Часть 1

Презентация коротко расскажет о том, как стали возникать ритуалы, пояснит, что это такое. Яркое оформление иллюстрауиями поможет более восприимчивому пониманию, что такое ритуалы, и как они совершалис...

Презентация к уроку ОРКСЭ (Модуль Основы мировых религиозных культур) "Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды" Часть 2: христианство.

Презентация рассказывает о семи таинствах православного христианства: крещение, миропомазание, соборование, исповедь, венчание, елепомазание, священство. Презентация составлена по материалам учеб...

Разработка урока ОРКСЭ Модуль: Основы мировых религиозных культур Урок 14 : «Искусство в религиозной культуре (первый урок по теме)» автор: учитель начальных классов Резаева Т.М,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛАС УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 103   Курс ОКРСЭМодуль: Основы мировых религиозных культ...

Урок ОРКСЭ. Модуль: Основы мировых религиозных культур. Тема: Семья.

Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме "Семья", модуль: Основы мировых религий....