Главные вкладки

    Урок по ОРКиСЭ "Семья и семейные ценности"
    план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

    Захарова Екатерина Алексеевна

    Данный конспект урока подойдет для модуля "Основы мировых религиозных культур". 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Основы   религиозных   культур  и  светской  этики»

    (модуль «Основы  мировых  религиозных   культур»)

    Тема: Семья, семейные ценности.

    Цель: формирование  у  обучающихся  понятия семья и семейные ценности.

    Задачи: 1. Конкретизировать с  учащимися  понятия семья и семейные  ценности,

                      подвести  учащихся  к  выводу, что  семейные ценности различных  

                      религиозных   культур совпадают.        

                    2.Развивать умения сравнивать, анализировать текст, выделять  

                       существенное,   обобщать;  способствовать развитию

                       коммуникативных качеств, умению  работать в группе.

                   3. Воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение  к  семейным  

                       ценностям  и  традициям  представителей разных культур.      

                                                                                                         

    Виды деятельности:  просмотр видеоролика и его обсуждение, самостоятельная    

                                         работа  в группах с источниками информации, упражнение

                                          «водоворот»,чтение обсуждение притчи; устные рассказы                                

                                       обучающихся о  традициях своей семьи,  составление

                                        сборника семейных  заповедей, упражнение «ассоциация».    

    Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

    Основные термины и понятия: семья, семейные ценности, любовь, понимание.

    Оборудования: мультимедиа проектор, фотографии священных книг и семей  

                             разных  религиозных культур,  текст притчи и стихотворения,

                             отрывки   из источников  разных религиозных культур.

    Ход урока.

    I Организационный момент.

    II. Актуализация знаний.

    1. Чтение стихотворения ( может читать учитель, подготовленный ученик, или инсценировать 2 ученика)

    Как появилось слово «семья»?

    Когда-то о нём не слыхала земля…

    Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

    • Сейчас я тебе семь вопросов задам.

    Кто деток родит мне, богиня моя?

    И Ева тихонько ответила:

    • Я
    • Кто их воспитает, царица моя?

    И Ева покорно ответила:

    • Я
    • Кто пищу сготовит, о, радость моя?

    И Ева всё так же ответила:

    • Я
    • Кто платье сошьёт, постирает бельё

    Меня приласкает, украсит жильё?

    Ответь на вопросы подруга моя!

    • Я… Я... – тихо молвила Ева,
    • Я… Я…

    Сказала она знаменитых семь Я.

    Вот так на земле появилась семья.

    Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли мы задумываемся о том, что оно обозначает? Какое определение вы бы дали понятию « семья»? (Ответы детей.)

    (слайд № 5)

    1. Просмотр видеоролика. (слайд № 6)

    Давайте посмотрим что такое  «семья» для ваших сверстников. Совпадает ли их понятие с вашим?  

    1. Упражнение «Ассоциация».  (слайд № 7)

    У каждого свои представления о семье. Какие ассоциации с этим словом возникают у вас? (можно использовать  много ассоциаций и их записать, можно взять одну и нарисовать, можно поговорить устно.)

    • Если семья – это постройка, то какая..
    • Если семья – это цвет, то какой…
    • Если семья – это музыка, то какая…
    • Если семья – это геометрическая фигура, то какая…
    • Если семья – это название фильма, то какое…
    • Если семья – это настроение, то какое…

    III. Открытие детьми новых знаний.

    1. Как вы думаете, какой будет  тема  нашего  урока?

    2. Кто из вас знает, что представляет из себя традиционная семья в  различных религиозных  

          культурах? ( слайды № 8 – 11)

    Где записаны законы создания и жизни семьи? ( в священных книгах)

    Как они называются? (фотографии  священных писаний на слайдах)

    Как называлась книга о семье,  домашнем  укладе на Руси? («Домострой») (слайд № 12)

    1. Как вы думаете, на чём держится семья? ( Семейные ценности)

    Чтение и обсуждение притчи.

    Легенды и притчи являются прекрасным и эффективным средством общения, соединяя в себе мудрость и простоту. Притча не делит человеческий ум на вопрос и ответ. Притчи – это косвенные указания, намёк, которые проникают в сердце подобно семенам и при благоприятных условиях прорастут и дадут всходы.

    Прежде чем говорить о семейных ценностях прочитайте  одну легенду. (слайд 13)

    « В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» старец взял бумагу и написал на ней что – то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано сто раз одно и тоже слово…

    Какое это слово?      « ПОНИМАНИЕ».  (слайд № 14)

    1. Работа с источниками в группах. (Приложение № 1)

    Ученики делятся на 4 группы, каждая группа представляет религиозную культуру. Дети получают источники из которых должны выписать семейные ценности. Затем идёт обмен информацией между группами «водоворот».

     

    1. Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах?

    Как вы считаете, почему? (Семья – это свято для всех)

    Есть ли расхождения в разных религиозных культурах? (да, но они незначительны).

    Давайте составим общие семейные ценности. (слайд) (слайд № 15)

    А какие буду самыми главными? (взаимопонимание и любовь) (слайд № 16)

    1. Индивидуальные рассказы детей о семейных ценностях, принятых у них. (можно заранее подготовить 2-3 учеников.

     

    IY. Закрепление изученного.

    Работа в группах. Составьте семейные  заповеди. (слайд № 17)

    ( Уважайте мнение всех членов семьи.

    Старайтесь понять каждого и если надо простить.

    Никогда не смейтесь над кем-то.

    Уважайте родственников.

    Почитайте родителей. И т. д.)

    Y. Рефлексия.

    Нарисовать свою семью.

    В конце занятия мне бы хотелось  подарить  вам  свечу. Почему именно свечу? (слайд № 18)

    Свеча  символизирует  свет  домашнего  очага,  свет  добра,   истины. (слайд  №  19)

    YI. Домашнее задание.   (слайд  №  20)

    Поговорить с родителями о ценностях своей семьи. Подобрать пословицы о семье, можно разных   народов.

     

     

    Семь в исламской религиозной  культуре.

    В Коране Аллах Всевышний говорит: «Аллах дал вам в ваших домах жилье…» (16:80).

    Что значит дом для мусульманской семьи? Является ли он тем местом, где члены семьи могут искренне общаться друг с другом, где у них возникает чувство общей веры и общих ценностей и где их поведение базируется на исламских принципах? Является ли он тем местом, где члены семьи чувствуют себя защищенными и счастливыми и где они проявляют доброту друг к другу?

    Дом не должен быть лишь тем местом, где люди едят, спят и отдыхают. Мы проводим большую часть времени в стенах дома, и именно в доме семьи собираются вместе, а жены и мужья имеют возможность находиться наедине. Именно здесь семья может вместе молиться и жить, руководствуясь тем, что было ниспослано Аллахом Милосердным. Со слов Ибн Аби Алдунья и других передают следующий хадис: «Когда Аллах любит людей, живущих в одном доме, он внушает им доброту друг к другу» (Сахих аль-Джами).

    Хотя ни у одной семьи жизнь не является безоблачной, мы должны использовать лучшие дары – терпение и способность прощать, чтобы исправлять совершенные ошибки. Мы должны стремиться быть терпеливыми, добрыми, спокойными, и, помимо всего прочего, понимать точку зрения спутника жизни.

    Нет другого способа прийти к теплым семейным отношениям, кроме как слушать и понимать. Большая часть наших неприятностей возникает из-за неспособности понять друг друга, а не из-за плохих намерений.

    Мужьям и женам следует избегать обсуждения своих семейных проблем с людьми со стороны. Кроме того, они должны поддерживать друг друга в выполнении предписаний Аллаха и воспитывать своих детей в духе исламских ценностей, поскольку, без сомнения, ребенок, выросший вне Ислама, обречен на страдания в этой и в будущей жизни.

    Семья в иудейской религиозной  культуре.

    Мир существует согласно законам природы, установленным Всевышним. Все в нем взаимосвязано. Вода питает землю. Из земли произрастают растения, отдавая в атмосферу кислород. Жизнь возможна только тогда, когда вся природа взаимодействует. Это взаимодействие называется любовью. Только любовью Всевышнего сотворен мир, только благодаря любви существует человек. Любовь к ближнему — важнейший принцип бытия, стержень общественной и частной жизни человека. Итак, основа эволюции — любовь. Таким сотворил Бог наш мир. Поэтому мы и называем  его Богом любви.

    Основа же всей Торы: любовь и праведность, то есть уважение к ближнему, строгое следование моральным заповедям, бескорыстная помощь всем нуждающимся вне зависимости от их заслуг. Эти качества не могут передаваться из поколения в поколение сами по себе, без воспитания. Поэтому одной из важнейших основ иудаизма является воспитание — и не только детей, но и взрослых. Первых учат родители, вторых — Сам Всевышний.

    Заповедь  о  почитании родителей  рассматривается  в  иудейской  культуре  как  высший  долг  человека. Семья в иудаизме не только социальное, но так же религиозное  объединение. Член  семьи  считается   ответственным  за  её  доброе  имя. «Семья  подобна  куче  камней  -  вытащи  один,  и  вся куча  рассыплется».

    Семья в православной  культуре.

    Cемья  в православии всегда входила в ранг особых, непреходящих, жизненно важных ценностей. Она была основой и светского общества, и православной общины.

    В дореволюционной России Домострой служил источником подобной информации, в нем были изложены основные принципы построения семьи и ведения дома в соответствии с православием. Любовь (к Богу, друг другу, ко всем людям), уважение, смирение и кротость, терпение, забота, взаимопомощь, почитание младшими старших, дети были главными принципами-ценностями семьи (дома) по Домострою. В Домострое семья сама по себе выступала как ценность. Главой семейства однозначно был муж, «государь», который нес за домочадцев колоссальную нравственную ответственность: он должен «следовать всем христианским законам и жить с чистой совестью и в правде, с верой творя волю Божью и соблюдая заповеди его, и себя утверждая в страхе Божьем, в праведном житии, и жену поучая, также и домочадцев своих наставляя, не насильем, не побоями, не рабством тяжким, а как детей, чтобы были всегда упокоены, сыты и одеты, в теплом дому и всегда в порядке»2. Муж и жена принимали все решения соборно, так как Домострой предписывал супругам ежедневно наедине обговаривать все вопросы. Жена по Домострою выполняла функцию регулирования эмоциональных отношений в семье. Именно ей отводится роль «заступницы» за детей и слуг перед строгим «государем», она же отвечает и за семейную благотворительность (нищелюбие и странноприимство) - важный фактор духовной жизни, проявления которой одобрялись церковью и обществом3.

    Любовь - основа основ семьи и православия.

    Семья в буддистской  религиозной  культуре.

    Жизнь в буддистской семье полна любви, радости и смеха. Существует древняя традиция одаривания: дарить пищу, подарки, гостеприимство и помощь. Дарящий получает от этого огромное удовольствие. Семья для буддистов – это близкое и духовное единство людей, где уважение друг к другу не только наполняет разум, но и выражается в словах и поступках. Порядок в семье поддерживается не страхом наказания, а доверием и взаимным уважением. Будда учил, что зло само по себе является наказанием. Оно делает нашу жизнь уродливой и даже после многих лет наслаждений всё равно приводит нас к горькому сожалению и раскаянию.

    Согласно традиции буддизма супруги должны заботиться о своих родителях, детях и любом члене обеих семей, который нуждается в поддержке. Поэтому брак заключается ради интересов общины, а не только счастья двоих.

    Дети должны выражать свою любовь и уважение к родителям  

    Необходимо, чтобы родители были хорошим примером для своих детей, достойным для подражания.

    Если бы мы по-настоящему любили какого-то человека, мы бы неустанно стремились к его счастью. А вместо этого люди неустанно заботятся лишь о своём собственном благополучии. Именно эта потребность в другом человеке, обусловленная эгоистичными желаниями, создаёт проблемы и страдания в отношениях между людьми.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Классный час"Урок семьи и семейных ценностей"

    Классный час, посвящённый семье и семейным ценностям. Адаптирован для учащихся первого класса....

    Урок знаний "Семья и семейные ценности"

    В уроке собран интересный материал по теме "Семья" : стихи осемье, легенда "Как появилась дружная семья", результаты статистики, кроссворд, пословицы,песня.К разработке составлена призентация....

    Педагогическая мастерская «Семья и семейные традиции. Роль семейных ценностей в жизни человека» занятие для детей 1-3 классов

    Актуальность данной темы обусловлена тем, что семья играет важную роль в жизни каждого человека и общества в целом. В младшем школьном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориен...

    План-конспект урока по ОРКСЭ "Ценность родства и семейные ценности"

    План-конспект урока включает в себя этапы:1. Организационный блок. 2. Информационный блок. 3. Аналитический блок. 4. Рефлексивный блок. 5. Оценочный блок....

    Урок знаний "Семья и семейные ценности"

    Урок знаний 4 классТема: Семья и семейные ценности.Цели:Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы, воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за сво...