Урок по ОРКиСЭ "Семья и семейные ценности"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Захарова Екатерина Алексеевна

Данный конспект урока подойдет для модуля "Основы мировых религиозных культур". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Основы   религиозных   культур  и  светской  этики»

(модуль «Основы  мировых  религиозных   культур»)

Тема: Семья, семейные ценности.

Цель: формирование  у  обучающихся  понятия семья и семейные ценности.

Задачи: 1. Конкретизировать с  учащимися  понятия семья и семейные  ценности,

                  подвести  учащихся  к  выводу, что  семейные ценности различных  

                  религиозных   культур совпадают.        

                2.Развивать умения сравнивать, анализировать текст, выделять  

                   существенное,   обобщать;  способствовать развитию

                   коммуникативных качеств, умению  работать в группе.

               3. Воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение  к  семейным  

                   ценностям  и  традициям  представителей разных культур.      

                                                                                                     

Виды деятельности:  просмотр видеоролика и его обсуждение, самостоятельная    

                                     работа  в группах с источниками информации, упражнение

                                      «водоворот»,чтение обсуждение притчи; устные рассказы                                

                                   обучающихся о  традициях своей семьи,  составление

                                    сборника семейных  заповедей, упражнение «ассоциация».    

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Основные термины и понятия: семья, семейные ценности, любовь, понимание.

Оборудования: мультимедиа проектор, фотографии священных книг и семей  

                         разных  религиозных культур,  текст притчи и стихотворения,

                         отрывки   из источников  разных религиозных культур.

Ход урока.

I Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

  1. Чтение стихотворения ( может читать учитель, подготовленный ученик, или инсценировать 2 ученика)

Как появилось слово «семья»?

Когда-то о нём не слыхала земля…

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

  • Сейчас я тебе семь вопросов задам.

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила:

  • Я
  • Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила:

  • Я
  • Кто пищу сготовит, о, радость моя?

И Ева всё так же ответила:

  • Я
  • Кто платье сошьёт, постирает бельё

Меня приласкает, украсит жильё?

Ответь на вопросы подруга моя!

  • Я… Я... – тихо молвила Ева,
  • Я… Я…

Сказала она знаменитых семь Я.

Вот так на земле появилась семья.

Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли мы задумываемся о том, что оно обозначает? Какое определение вы бы дали понятию « семья»? (Ответы детей.)

(слайд № 5)

  1. Просмотр видеоролика. (слайд № 6)

Давайте посмотрим что такое  «семья» для ваших сверстников. Совпадает ли их понятие с вашим?  

  1. Упражнение «Ассоциация».  (слайд № 7)

У каждого свои представления о семье. Какие ассоциации с этим словом возникают у вас? (можно использовать  много ассоциаций и их записать, можно взять одну и нарисовать, можно поговорить устно.)

  • Если семья – это постройка, то какая..
  • Если семья – это цвет, то какой…
  • Если семья – это музыка, то какая…
  • Если семья – это геометрическая фигура, то какая…
  • Если семья – это название фильма, то какое…
  • Если семья – это настроение, то какое…

III. Открытие детьми новых знаний.

1. Как вы думаете, какой будет  тема  нашего  урока?

2. Кто из вас знает, что представляет из себя традиционная семья в  различных религиозных  

      культурах? ( слайды № 8 – 11)

Где записаны законы создания и жизни семьи? ( в священных книгах)

Как они называются? (фотографии  священных писаний на слайдах)

Как называлась книга о семье,  домашнем  укладе на Руси? («Домострой») (слайд № 12)

  1. Как вы думаете, на чём держится семья? ( Семейные ценности)

Чтение и обсуждение притчи.

Легенды и притчи являются прекрасным и эффективным средством общения, соединяя в себе мудрость и простоту. Притча не делит человеческий ум на вопрос и ответ. Притчи – это косвенные указания, намёк, которые проникают в сердце подобно семенам и при благоприятных условиях прорастут и дадут всходы.

Прежде чем говорить о семейных ценностях прочитайте  одну легенду. (слайд 13)

« В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» старец взял бумагу и написал на ней что – то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано сто раз одно и тоже слово…

Какое это слово?      « ПОНИМАНИЕ».  (слайд № 14)

  1. Работа с источниками в группах. (Приложение № 1)

Ученики делятся на 4 группы, каждая группа представляет религиозную культуру. Дети получают источники из которых должны выписать семейные ценности. Затем идёт обмен информацией между группами «водоворот».

 

  1. Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах?

Как вы считаете, почему? (Семья – это свято для всех)

Есть ли расхождения в разных религиозных культурах? (да, но они незначительны).

Давайте составим общие семейные ценности. (слайд) (слайд № 15)

А какие буду самыми главными? (взаимопонимание и любовь) (слайд № 16)

  1. Индивидуальные рассказы детей о семейных ценностях, принятых у них. (можно заранее подготовить 2-3 учеников.

 

IY. Закрепление изученного.

Работа в группах. Составьте семейные  заповеди. (слайд № 17)

( Уважайте мнение всех членов семьи.

Старайтесь понять каждого и если надо простить.

Никогда не смейтесь над кем-то.

Уважайте родственников.

Почитайте родителей. И т. д.)

Y. Рефлексия.

Нарисовать свою семью.

В конце занятия мне бы хотелось  подарить  вам  свечу. Почему именно свечу? (слайд № 18)

Свеча  символизирует  свет  домашнего  очага,  свет  добра,   истины. (слайд  №  19)

YI. Домашнее задание.   (слайд  №  20)

Поговорить с родителями о ценностях своей семьи. Подобрать пословицы о семье, можно разных   народов.

 

 

Семь в исламской религиозной  культуре.

В Коране Аллах Всевышний говорит: «Аллах дал вам в ваших домах жилье…» (16:80).

Что значит дом для мусульманской семьи? Является ли он тем местом, где члены семьи могут искренне общаться друг с другом, где у них возникает чувство общей веры и общих ценностей и где их поведение базируется на исламских принципах? Является ли он тем местом, где члены семьи чувствуют себя защищенными и счастливыми и где они проявляют доброту друг к другу?

Дом не должен быть лишь тем местом, где люди едят, спят и отдыхают. Мы проводим большую часть времени в стенах дома, и именно в доме семьи собираются вместе, а жены и мужья имеют возможность находиться наедине. Именно здесь семья может вместе молиться и жить, руководствуясь тем, что было ниспослано Аллахом Милосердным. Со слов Ибн Аби Алдунья и других передают следующий хадис: «Когда Аллах любит людей, живущих в одном доме, он внушает им доброту друг к другу» (Сахих аль-Джами).

Хотя ни у одной семьи жизнь не является безоблачной, мы должны использовать лучшие дары – терпение и способность прощать, чтобы исправлять совершенные ошибки. Мы должны стремиться быть терпеливыми, добрыми, спокойными, и, помимо всего прочего, понимать точку зрения спутника жизни.

Нет другого способа прийти к теплым семейным отношениям, кроме как слушать и понимать. Большая часть наших неприятностей возникает из-за неспособности понять друг друга, а не из-за плохих намерений.

Мужьям и женам следует избегать обсуждения своих семейных проблем с людьми со стороны. Кроме того, они должны поддерживать друг друга в выполнении предписаний Аллаха и воспитывать своих детей в духе исламских ценностей, поскольку, без сомнения, ребенок, выросший вне Ислама, обречен на страдания в этой и в будущей жизни.

Семья в иудейской религиозной  культуре.

Мир существует согласно законам природы, установленным Всевышним. Все в нем взаимосвязано. Вода питает землю. Из земли произрастают растения, отдавая в атмосферу кислород. Жизнь возможна только тогда, когда вся природа взаимодействует. Это взаимодействие называется любовью. Только любовью Всевышнего сотворен мир, только благодаря любви существует человек. Любовь к ближнему — важнейший принцип бытия, стержень общественной и частной жизни человека. Итак, основа эволюции — любовь. Таким сотворил Бог наш мир. Поэтому мы и называем  его Богом любви.

Основа же всей Торы: любовь и праведность, то есть уважение к ближнему, строгое следование моральным заповедям, бескорыстная помощь всем нуждающимся вне зависимости от их заслуг. Эти качества не могут передаваться из поколения в поколение сами по себе, без воспитания. Поэтому одной из важнейших основ иудаизма является воспитание — и не только детей, но и взрослых. Первых учат родители, вторых — Сам Всевышний.

Заповедь  о  почитании родителей  рассматривается  в  иудейской  культуре  как  высший  долг  человека. Семья в иудаизме не только социальное, но так же религиозное  объединение. Член  семьи  считается   ответственным  за  её  доброе  имя. «Семья  подобна  куче  камней  -  вытащи  один,  и  вся куча  рассыплется».

Семья в православной  культуре.

Cемья  в православии всегда входила в ранг особых, непреходящих, жизненно важных ценностей. Она была основой и светского общества, и православной общины.

В дореволюционной России Домострой служил источником подобной информации, в нем были изложены основные принципы построения семьи и ведения дома в соответствии с православием. Любовь (к Богу, друг другу, ко всем людям), уважение, смирение и кротость, терпение, забота, взаимопомощь, почитание младшими старших, дети были главными принципами-ценностями семьи (дома) по Домострою. В Домострое семья сама по себе выступала как ценность. Главой семейства однозначно был муж, «государь», который нес за домочадцев колоссальную нравственную ответственность: он должен «следовать всем христианским законам и жить с чистой совестью и в правде, с верой творя волю Божью и соблюдая заповеди его, и себя утверждая в страхе Божьем, в праведном житии, и жену поучая, также и домочадцев своих наставляя, не насильем, не побоями, не рабством тяжким, а как детей, чтобы были всегда упокоены, сыты и одеты, в теплом дому и всегда в порядке»2. Муж и жена принимали все решения соборно, так как Домострой предписывал супругам ежедневно наедине обговаривать все вопросы. Жена по Домострою выполняла функцию регулирования эмоциональных отношений в семье. Именно ей отводится роль «заступницы» за детей и слуг перед строгим «государем», она же отвечает и за семейную благотворительность (нищелюбие и странноприимство) - важный фактор духовной жизни, проявления которой одобрялись церковью и обществом3.

Любовь - основа основ семьи и православия.

Семья в буддистской  религиозной  культуре.

Жизнь в буддистской семье полна любви, радости и смеха. Существует древняя традиция одаривания: дарить пищу, подарки, гостеприимство и помощь. Дарящий получает от этого огромное удовольствие. Семья для буддистов – это близкое и духовное единство людей, где уважение друг к другу не только наполняет разум, но и выражается в словах и поступках. Порядок в семье поддерживается не страхом наказания, а доверием и взаимным уважением. Будда учил, что зло само по себе является наказанием. Оно делает нашу жизнь уродливой и даже после многих лет наслаждений всё равно приводит нас к горькому сожалению и раскаянию.

Согласно традиции буддизма супруги должны заботиться о своих родителях, детях и любом члене обеих семей, который нуждается в поддержке. Поэтому брак заключается ради интересов общины, а не только счастья двоих.

Дети должны выражать свою любовь и уважение к родителям  

Необходимо, чтобы родители были хорошим примером для своих детей, достойным для подражания.

Если бы мы по-настоящему любили какого-то человека, мы бы неустанно стремились к его счастью. А вместо этого люди неустанно заботятся лишь о своём собственном благополучии. Именно эта потребность в другом человеке, обусловленная эгоистичными желаниями, создаёт проблемы и страдания в отношениях между людьми.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок знаний "Семья и семейные ценности"

В уроке собран интересный материал по теме "Семья" : стихи осемье, легенда "Как появилась дружная семья", результаты статистики, кроссворд, пословицы,песня.К разработке составлена призентация....

Педагогическая мастерская «Семья и семейные традиции. Роль семейных ценностей в жизни человека» занятие для детей 1-3 классов

Актуальность данной темы обусловлена тем, что семья играет важную роль в жизни каждого человека и общества в целом. В младшем школьном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориен...

План-конспект урока по ОРКСЭ "Ценность родства и семейные ценности"

План-конспект урока включает в себя этапы:1. Организационный блок. 2. Информационный блок. 3. Аналитический блок. 4. Рефлексивный блок. 5. Оценочный блок....

Урок знаний "Семья и семейные ценности"

Урок знаний 4 классТема: Семья и семейные ценности.Цели:Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы, воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за сво...

Формирование у обучающихся 1 класса по системе Л. В. Занкова ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни

Как развивать ценностные представления об институте семьи,  о семейных ценностях и культуре семейной жизни...

Конспект занятия по формированию фамилистических ценностей на тему :"Семья и семейные ценности" (1 класс)

Цель: воспитание чувств любви и гордости к своей семье, уважение к родителям, развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям.Задачи:1. познакомить учащихся с основными трад...