Разработка урока ОРКСЭ в 4 классе
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме

Цели:

- воспитание национальной гордости и готовности сохранять, распространять и преумножать ценности русской культуры для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине, терпимости и уважения друг к другу; развитие коммуникативных способностей

Задачи:

- познакомить учащихся с учебным пособием

- способствовать формированию у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России

- систематизировать знания учащихся о государственной символике

- продолжить работу над формированием навыка выборочного пересказа и умением отвечать на вопросы

Средства наглядности: выставка книг о России, флаг, герб, карта, портреты государственных деятелей, героев России, великих людей, репродукции картин, на которых изображены русские пейзажи, города, священные сооружения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema1_rossiya.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Россия – наша Родина» вводной темы «Наш дом – Россия»

учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Цели:

- воспитание национальной гордости и готовности сохранять, распространять и преумножать ценности русской культуры для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине, терпимости и уважения друг к другу; развитие коммуникативных способностей

Задачи:

- познакомить учащихся с учебным пособием

- способствовать формированию у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России

- систематизировать знания учащихся о государственной символике

- продолжить работу над формированием навыка выборочного пересказа и умением отвечать на вопросы

Средства наглядности: выставка книг о России, флаг, герб, карта, портреты государственных деятелей, героев России, великих людей, репродукции картин, на которых изображены русские пейзажи, города, священные сооружения.

Ход урока

Организация деятельности учащихся. Знакомство с учащимися в форме игры в «тезки».

 Сообщение темы и целей.

Слайд 1.Знакомство с содержанием курса, который предстоит изучать в 4 классе. Совершим путешествие по страницам нашего нового учебника «Посмотрим, полистаем, познакомимся»:

 Что вы можете сказать о новом предмете? О новом учебнике?

Изучение нового материала

Введение в тему урока.

Метод эмоционального погружения. Вступительное слово учителя. Звучат позывные.

Слайд 2. Что мы Родиной зовём?        

            Дом, где мы с тобой живём,

            И берёзки, вдоль которых  

            Рядом с мамой мы идём.                                            

            Что мы Родиной зовём?      

            Наши праздники и песни,

            Поле с тонким колоском,  

                         Тёплый вечер за окном  

 Объяснение учителя. 

 С чего, по-вашему, начинается Родина? Что для вас значит Родина? - Что же такое Родина, Отчизна, Отечество? (дети объясняют смысл данных слов)

- Сегодня на уроке мы начнём вести словарик новых понятий и слов, давайте запишем в него эти слова.

– Откуда произошло слово “родина”?

Слово “родина” произошло от древнего слова “род”, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого – либо старинного древнего рода. А само слово “род” обозначает древнейшего бога славян Рода.

– Какие однокоренные слова слову “родина”, вы можете привести?

Родители – отец и мать, у которых рождаются дети. Родич – родственник, член рода. Родня – родственники. Родословная – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её.

На столе у обучающихся конверт со словами пословицы. Дети работают в парах.

- Ребята, соберите пословицу и объясните её смысл. Двое обучающихся работают у доски.

На доске появляется пословица:

Где родился, там и пригодился.

Знакомство с ст. Нововладимировской.

В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина .

Что вы знаете о своей станице?

 Нет родины краше, чем станица наша!

Слайд 3.Сообщения уч-ся о ст. Нововладимировской.

Слайд4-5.Прекрасные сады, деревья и поля

Всё это-Родина моя!

Слайд 7-9.

Речушка Бейсуг, тополя.

Всё это –Родина моя!

Слайд 10-14.

Здесь живёт народ трудолюбивый.

И отдыхает он с душой..

Мы помним тех,

Кто подарил нам это.

И низкий им поклон земной.

Слайд 15.. А из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна.

Мы должны любить свою Родину, быть готовыми в любую минуту встать на ее защиту и, конечно же, хорошо знать историю своей страны.

– А как называется наша Родина?

– Наше государство называется Россия, Российская Федерация.

– Как называется столица нашего государства?

– Какие ещё города России вы знаете?

Слайд 16-17- Оказывается, как много в нашей стране городов и как много в ней народностей проживает.

Заранее подготовленные ученики читают стихотворение.

Еврей и тувинец, бурят и удмурт,

Русский, татарин, башкир и якут-

Разных народов большая семья,

И этим гордиться должны мы,  друзья.

Россией зовется общий наш дом,

Пусть будет уютно каждому в нём.

Любые трудности мы осилим,

И только в единстве сила России.

 Слайд 18. Работа по карте России.

-Покажите на карте Россию. Что вы можете сказать об ее территории?

- Какие реки, моря, озера, горы находятся на территории России?

- Назовите и покажите столицу России. 

Слайд 19.Главное, что делает людей нашей страны не просто соседями на этой земле, а единой семьей – это духовные традиции и ценности.

  Слайд 20.Словарная работа .

 На доске слова:

ПАТРИОТ

ОТЕЧЕСТВО

РОДИНА

СТОЛИЦА

ПРЕЗИДЕНТ

                                    ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ

Самостоятельная работа – учащиеся  находят значение слов, составляют с ними предложения и записывают в тетрадь, а затем зачитывают составленные предложения.

Объяснение учителя

- Россия – самая большая страна в мире, страна с древней историей. С первых дней жизни нас окружают родные люди. Постепенно их круг расширяется: родственники, друзья, соседи.  Главная ценность России – люди, их жизнь, труд и культура.

 .Все мы гордимся своей Родиной, одни посвящают ей свои стихи, песни, другие пишут картины. А вот великий поэт А.С. Пушкин написал в свое поэме «Руслан и Людмила» следующее:

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой,

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух... там Русью пахнет!

-Как вы понимаете выражение «Русский дух»? Подберите к  слову дух однокоренные слова. (духовный, душевный)

- Наш мир, ребята делится на внешний - материальный и внутренний - духовный.

-Что же такое духовный мир?

Работа по учебнику .

- Обратимся к учебнику (стр.4)

Обучающиеся читают в учебнике определение духовного мира. Запишите словосочетание в словарик.

2.Слайд 21. На доске записаны слова:

Высокое-

Светлое-

Красивое-

Доброе-

Любовь-

Честь-

Правда-

-Подберите к этим словам антонимы. Дети подбирают слова.

Высокое - низкое

Светлое - тёмное

Красивое - уродливое

Доброе - злое

Любовь - ненависть

Честь - бесчестие

Правда – ложь

- Слова, какого столбика нравятся вам больше? Почему?

-Действительно, слова первого столбика являются вечными ценностями.

- Кто может дать объяснение этому словосочетанию.

- Давайте запишем это словосочетание в наш словарик.

Вечные ценности – то, что ценится во все времена. Как вы думаете, вечные ценности относятся к материальному или к духовному миру?

У каждого народа – своя культура и свои традиции.

Как вы понимаете, что такое традиции? Давайте обратимся к толковому словарю.

Слайд 22.Традиция - (от лат. traditio - предание ) - передача образцов и норм духовной жизни, священных текстов, ритуалов и нравственности из поколения в поколение.

- Запишите данное слово в свой словарик.

Слайд 23.-24.Какие бывают традиции?

 Семейные  традиции объединяют семью
русские традиции объединяют русский народ.
Межнациональные традиции объединяют народы.
Все традиции объединяют Россию.
Духовные традиции определяют ценности человека, семьи, народа, России.

Закрепление изученного.

-Как называется человек, преданный своему народу, Отечеству? ( Патриот).

А какое чувство может испытывать патриот?  (Гордость).

Вы когда-нибудь испытывали гордость? Когда? За кого? За что?

А сейчас я предлагаю вам вспомнить о людях, настоящих патриотах нашей Родины, которыми мы можем гордиться. 

Слайд 25-30.Самостоятельная творческая работа учащихся.

Работа в группах. Каждая группа получает набор портретов или картинок и карточек с фамилиями. Задача ребят – догадаться, кто эти люди, соотнести название с картиной и, может быть, немного рассказать об этих людях. Продолжите этот ряд.

1 группа – военачальники Жуков Георгий Константинович, Кутузов Михаил Илларионович, Суворов  Александр Васильевич. 

2 группа – композиторы и певцы  - Чайковский Петр Ильич, Александра Николаевна Пахмутова, Дмитрий Александрович Хворостовский.

3 группа – писатели и поэты Агния Львовна Барто, Самуил Яковлевич Маршак, Виктор Петрович Астафьев.

4 группа – космонавты Юрий Алексеевич Гагарин, Алексей Архипович Леонов, Валентина Николаевна Терешкова.

5 группа – спортсмены Анатолий Евгеньевич Карпов, Ирина Роднина и Александр Карпов, Евгений Устюгов,  Евгений Плющенко.

Итог урока

Слайд 31-32..

 «Есть такая мудрость: нельзя подняться на вершину лестницы, не преодолев нижних ступеней. Точно так же, невозможно достичь неба, не будучи способным сперва полюбить свой родной дом – страну, где ты родился, и народ, частью которого ты являешься».

Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл .

-Что такое духовный мир человека?

 -Что такое культурные традиции и для чего они существуют?

Слайд 33. Домашнее задание. Подготовка учащихся к беседе с членами семьи:

Рядом  с вами живут скромные люди, которые не совершили геройских поступков, но всей своей жизнью они доказали, что они являются настоящими патриотами города, края, страны. Это ваши дедушки и бабушки, которые строили наш город, обращали атомную энергию на пользу людям, запускали первые сибирские спутники. Вот мы и подошли к домашнему заданию «Моя семья в истории города» (Запись домашнего задания)

  1. Проведи интервью с родителями по вопросам:
  • Каких героев России они знают, в чем их заслуги перед Отечеством?
  • Каких русских писателей, художников, композиторов они знают, чем они знамениты?
  • Какие книги о нашей Родине они посоветовали бы тебе прочитать?
  • Есть ли среди ваших родственников те, кто много сделал для Родины? Кто это, в чем их заслуги?

2. Или найди материал об известном человеке (по выбору). Подготовь рассказ о нем. Объясни, почему ты выбрал именно этого человека

Слайд 34.Вопрос-мостик: «Как стать таким, чтобы Родина гордилась тобой?»

Используемый учебный материал

  1. Книга для учителя (Справочные материалы для общеобразовательных учреждений) Под редакцией В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой, М. «Просвещение», 2010
  2. Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (Учебник Кураева )
  3.  Методические рекомендации для учителей курса «Основы религиозных культур и светской этики»
  4. Интернет-материалы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока ОРКСЭ для 4 класса на тему «Как я понимаю буддизм»

Методическая разработка урока ОРКСЭ для 4 класса на тему «Как я понимаю буддизм»...

Методическая разработка урока ОРКСЭ (основы светской этики) по теме "Совесть" 4й класс

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

Разработка урока ОРКСЭ Модуль: Основы мировых религиозных культур Урок 14 : «Искусство в религиозной культуре (первый урок по теме)» автор: учитель начальных классов Резаева Т.М,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛАС УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 103   Курс ОКРСЭМодуль: Основы мировых религиозных культ...

Методическая разработка урока ОРКСЭ 4 класс по теме «История религий в России. Рассказ о выборе веры» с использованием игры «Как ты думаешь» (Технология критического мышления)

Данная методическая разработка урока по ОРКСЭ поможет преподавателю вышеупомянутого курса провести урок по этой теме в форме увлекательной игры (Технология критического мышления, игра "Как ты думаешь"...

Разработка урока ОРКСЭ 4 класс "Культура и религия"

Разработка урока  поможет учителю, преподающему Основы православной культуры в 4 классе  сформировать у обучающихся понятие культуры и религии, развить интерес к родной культуре и религии; в...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...

Методическая разработка по ОРКСЭ 4 класс Урок по теме: «Православный храм» - представляет собой урок - путешествие.

Урок в 4 классе по теме: «Значимость православного храма для русской культуры» способствует формированию у учащихся представлений о храмовой архитектуре. В процессе урока учащиеся изучают ...