День Конституции России
план-конспект занятия по орксэ (4 класс) на тему

Предлагаемый конспект урока может быть использован на занятиях по окружающему миру, ОРКСЭ, классном часе в 4 классе. Построен в познавательно-игровой форме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок ОРКСЭ «День конституции России»

4класс

Россия без каждого из нас обойтись может,
Но никто из нас без нее не может обойтись.
                                                 И.С.Тургенев

   

article55.jpghttp://svetlograd-info.ru/images/1%2836%29.jpg

Цель: 

Познакомить учащихся с основным законом государства –  

Конституцией России;

дать определение государственных символов - Герба, Флага, Гимна,  

способствующих  воспитанию патриотизма;

содействовать развитию познавательной активности учащихся;

формировать гуманизм, всесторонне развитую личность; 

воспитывать чувство гордости и уважения к Конституции.

Организационный момент:

Учитель:  В этом году наша страна отмечает 20 летие Конституции нашей страны. Этот праздник близок каждому гражданину страны, кому небезразличны судьба Родины, кто хочет, чтобы все поколения россиян испытывали гордость за свою великую державу.

Именно этому событию посвящен урок.

      Внимание!  Всем встать! Звучит Гимн России!

Приветствие (все по кругу, обращаясь друг к другу):

Скажем «Здравствуйте» руками!

Скажем «Здравствуйте» глазами!

Скажем «Здравствуйте» мы ртом –

Станет радостно кругом!

Учитель: А сейчас послушайте, пожалуйста,  легенду.

"Давным–давно было два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно все было разрешено: хочешь воровать - воруй, хочешь убивать - убивай, хочешь оскорблять - оскорбляй. Можно все. В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя не платить налоги, грубить. Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло войско государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя. Что тут началось!
В городах и селах бывшего государства Нельзя стали воровать, безнаказанно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно попросили помощи и государства Нельзя. Долго они совещались и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали счастливы и довольны".

Учитель: Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы стали ее жители, почему они чувствуют себя в безопасности?
(Жители стали жить по законам.)
 

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними  появились главные вопросы:

- Что люди могут делать и что нельзя?

- Что они обязаны и что не обязаны?

- На что они имеют право и на что не имеют?

 

- Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путём международных переговоров, и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках. В конце-концов людям удалось решить Главные вопросы и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.

 

- Декларация – название документа, в котором говорится о правах человека.

       Есть обязанности и права,

 Конституция их дала.

                                                Все записаны они

      Для  людей и для страны.

  

Конституция – это основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.

 Конституция - основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и фиксирующий его (государства) конституционный строй.

Конституция РФ является основным законом нашего государства, то есть ни один правовой документ, будь то федеральный закон или указ Президента, не должны противоречить требованиям и нормам, отраженным в Конституции.

Флаг

В каждой стране существует определённая государственная символика это флаг, герб, гимнhttp://svetlograd-info.ru/images/1%2838%29.jpg

 Флаг России выглядит так,

Белый цвет - за Отечество

Синий цвет - Верность

Красный цвет - Отвага, битва за веру

 


Герб

Двуглавый орёл был и остаётся символом власти, верховенства, силы, мудрости.

 На Российском гербе короны можно трактовать как символы трёх ветвей власти – исполнительной, законодательной короны и судебной. Скипетр символизирует на гербе защиту суверенитета. Всадник, поражающий змея - это символ борьбы добра со злом, защиты Отечества.http://svetlograd-info.ru/images/1%2839%29.jpg


 

Гимн. Наша Конституция, которая действует сейчас, была принята в 1993 году. 

- На первой странице Конституции – гимн нашей страны. Гимн – это главная песня страны, которая звучит на всех главных событиях страны.

Впервые потребность в Гимне возникла при Петре 1 . Появился Преображенский Марш. Марш исполнялся на праздниках в честь побед русского оружия, во время торжественных событий.

 После  выборов президента в 2000 г. депутаты приняли решение утвердить гимн России

Россия – священная наша держава,

Россия-любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава-

Твоё достоянье не все времена!

                            Припев:

Славься, Отечество наше свободное,

                            Братских народов союз вековой,

                            Предками данная мудрость народная!

                            Славься страна! Мы гордимся тобой!

(Учащиеся читают гимн)

 

Учитель:  В Конституции 9 глав и 137 статей.

  • Основы конституционного строя
  • Права и свободы человека и гражданина
  • Федеративное устройство
  • Президент Российской федерации
  • Федеральное собрание
  • Правительство Российской федерации
  • Местное самоуправление
  • Конституционные поправки и пересмотр Конституции

Глава 1. В ней говорится, что правит в нашей стране народ. Что в России есть республики, края, области. Во главе государства стоит, избираемый на 4 года президент

Глава 2. В ней говорится, что у нас в стране все равны и всем гарантируется свобода и защита от врагов.

Глава3.В ней говорится, что столицей нашей родины является Москва, у нас в стране 186 республик, краёв и областей и обязательным языком для всех жителей является изучение русского языка.

Глава4.Президент страны. Он избирается всем народом на 4 года и клянётся ему честно служить и работать на благо страны.

Учитель. -Ребята, как вы думаете, когда человек только рождается, он имеет какие-нибудь права? ( да, имеет право на жизнь, на гражданство)

-А теперь подумайте, ребята, когда человек подрастает, какие ещё у него появляются права? (право учиться, передвигаться свободно даже по другим странам, право на защиту, свободу мысли и высказывания, получение информации и так далее)

-Правильно. А в 18 лет у вас становится ещё больше прав, вернее с 18 лет вы будете обладать всеми правами, прописанными в Конституции.

-Ребята, скажите, а человек только правами обладает? ( нет , есть и обязанности)

-И какая наша главная обязанность? (соблюдать законы)- Правильно. Для этого и существует Конституция. Человек живёт в обществе и должен соблюдать свои права и обязанности. Вот когда вы окончите школу, какое у вас будет право? (выбрать профессию)

- В нашей стране есть Конституция, в ней очень много законов: 

    Каждый человек имеет право на свободу слова

    Каждый человек имеет право на бесплатно среднее образование

    Каждый человек имеет право на работу

    Каждый человек имеет право на бесплатную медицинскую помощь

    Каждый человек имеет право на собственную неприкосновенность

    Каждый человек имеет право на неприкосновенность его жилья и имущества

Учитель:

А теперь давайте попробуем применить Конституцию к сказкам .

 буду задавать вопросы, а вы должны продумать, какое право нарушено.

1.    В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность жилища? (нарушила Лиса в сказке «Заячья избушка») 

     2.    В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался

           попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным?  

                             («Колобок».)

3.   В какой сказке и кто нарушил право на свободу, свободный труд за

      вознаграждение и держал кукол в рабстве? («Приключения

     Буратино».  Карабас-Барабас).

4.   Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное

      перемещение на метле? (Баба Яга.)http://svetlograd-info.ru/images/1%2841%29.jpg

5.    Кто нарушил право на свободу и держал Кая в холодном плену? (Снежная королева)

6.    Кто пользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай? (дед из сказки «Репка»)

 

Учитель:

2.  А теперь маленькие задания. (класс делится на 2 команды)

Каждая команда получает по сказочному герою и в течение нескольких минут обсуждает, какие права нарушал их герой по отношению к другим героям или какими правами воспользовался. А потом расскажут нам. (можно записать на листках и зачитать).http://svetlograd-info.ru/images/1%2843%29.jpg

1. Баба Яга (нарушила право на свободу, воспользовалась правом передвижения).

2. Кощей Бесмертный (нарушил право на свободу).

3. Дедушка Чипполино (у него нарушено право на свободу).

4. Лиса (нарушила право неприкосновенность жилища).

5. Лиса (колобок) (нарушила право на личную неприкосновенность)

6. Красная шапочка  (нарушила право на личную неприкосновенность)

7. Медведь (Теремок) - (нарушил право на неприкосновенность жилища).

8. Волк (три поросенка) - (нарушил право на неприкосновенность жилища).


9.
Колобок (воспользовался правом свободы передвижения).

10. Карлсон (воспользовался правом свободы передвижения).

11. Барон Мюнхаузен (воспользовался правом свободы передвижения).

12. Капитан Врунгель. (воспользовался правом свободы передвижения).

13. Сеньор помидор. Тыква. (Нарушено право неприкосновенности жилища).

14. Знайка (воспользовался правом на образование).

15. Буратино (воспользовался правом на образование).

16. Герои простоквашино (воспользовались правом на отдых).

17. Незнайка (воспользовался правом на медицинскую помощь).

18. Звери из Айболита (воспользовались правом на медицинскую помощь).

19. Чебурашка и Гена (воспользовались правом на труд).

20. Наф-наф (воспользовался правом на труд).

 

Учитель: Отношение человека к Родине выражено в пословицах. У вас на столах лежат пословицы, которые нужно восстановить.
Следующая игра  

Всякому мила…( своя сторона).

Родина-мать, …( умей за нее постоять).
Для Родины своей…( жизни не жалей).
На чужой стороне и…(весна не красна).
Жить -…(Родине служить)
Родной свой край…(люби и знай, делами прославляй).

Восстановленные пословицы дети наклеивают на лист бумаги, прикрепляют на доску и читают пословицы.
 

Учитель:

Следующая игра, ребята, называется

«Определи, кто из героев сказки лишён следующих прав» /выбери одного героя из трёх, остальных зачеркни/. 

 Право на жизнь

А) Золушка

Б) Колобок

В) Кот в сапогах

 Право на неприкосновенность жилища

А) Сестрица Алёнушка

Б) Три поросёнка

В) Колобок

 Право на свободный труд

А) Золушка

Б) Красная Шапочка

В) Балда

Право на свободу вступления в брак

А) Золушка

Б) Дюймовочка

В) Алёнушка

Право на владение личным имуществом

А) Красная Шапочка

Б) Буратино

В) Баба Яга

 Закрепление  знаний.

Учитель:

Итак, где же записаны права и обязанности граждан России? (В основном законе России – Конституции.)

        - Когда была принята новая Конституция? (12 декабря 1993 г.)

        - Зачем нужна Конституция? (Ответы детей.)

Учитель:

Наш разговор сегодня подошел к концу. Я думаю, что он был полезен для вас. Вы многое узнали о Конституции, об устройстве нашей государственной системы, о правах и обязанностях граждан.
Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов сказал: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!”
Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Я думаю, что постепенно вы научитесь всему, узнаете обо всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы – будущее нашей Родины.

Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и беречь ее богатства.

Рефлекия.

  • Что нового вы узнали из урока?
  • Что вы расскажите родителям и друзьям о Конституции?
  • Что для вас является самым главным в Конституции?

Спасибо за урок.

-Внимание!  Всем встать! Звучит Гимн России!

Использованы материалы

prezentacii.com…9811-20-let-konstitucii-rf.html

nsportal.ruНачальная школаРазноеkonstitutsiya-rf

proshkolu.ruНадежда Николаевна ОмельченкоБлог

pedsovet.orgТренажёрlink_id,119932/Itemid,118

uchportal.ruРазработкиИстория конституции РФ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День конституции России

Развитие познавательной активности учащихся, кругозоро, воспитание любви к родине!...

кл.час "День Конституции России"

классный час для 4 класса "20 лет Конституции России"...

Презентация "День Конституции России"

Материал ориентирован для школьников начальных классов и рассказывает о главном законе страны, его истории и содержании....

День Конституции в России. Конспект занятия.

Конспект занятия в 4 классе можно использовать как на уроке по окружающему миру, так и на ОРКСЭ, и во внеклассной работе....

12 декабря - день Конституции России

Данное мероприятие поможет в доступной форме познакомиться с правами и обязанностями ребёнка....

единый урок "День Конституции России"

стихи, песни, беседа, рассказ, практическая  работа...

Классный час "День Конституции России" в 1 классе

Воспитательное мероприятие по формированию и развитию нравственности, гражданственности, патриотизма на основе литературных сказок. Классный час...