Образовательное путешествие по ОРКСЭ(4 класс)
учебно-методический материал по орксэ (4 класс) по теме

Зайцева Любовь Анатольевна

Образовательное путешествие - одна из форм,способствующих расширению образовательного пространства учащихся,способствующая развития интереса к предмету.Данное путешествие по Петербургу может использоваться, как при изучении модуля "Православие", так и "Мировые религиозные культуры".Лучшее время проведения - конец учебного года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse.docx704.9 КБ

Предварительный просмотр:

Курсы по ОРКСЭ апрель-май 2014

Образовательное путешествие. Зайцева Любовь Анатольевна ГБОУ гимназия № 148 имени Сервантеса

1. Вы находитесь в Литейной части города, получившей свое название по главной магистрали этого района – Литейному проспекту. Расположенное неподалеку от него, в центре небольшой площади церковное здание стало своеобразным памятником русскому оружию. 1) Что необычного в этом памятнике по сравнению с другими сооружениями подобного назначения?

2) Какие особо чтимые петербургские святыни связаны с этим памятником?

1) Над созданием Спасо-Преображенского собора работали 3 архитектора: М.Г. Земцов, П.А.Трезини (1743 - 1754) и восстанавливал после пожара В.П. Стасов (1825 – 1829). Необычна ограда этого собора – основа которой, стволы трофейных турецких пушек, взятых со стен турецких крепостей. Ограда состоит из 102 бронзовых орудий столов. Также вокруг собора стояли 12 орудий и 2 «единорога», составляющих собственность Преображенского полка. Стволы орудий установлены дульным срезом вниз, в знак того, что они уже никогда не будут участвовать в военных действиях.

2) В этом соборе хранятся особо чтимые петербургские святыни:

  • образ Спаса Нерукотворного – любимая икона Петра I,
  • копия иконы Божей Матери «Всех Скорбящих Радосте», сделанная по велению сестры Петра I царевны Натальи Алексеевны,
  • складень с образами Преображения Господня великомученика Пантелеймона и святого царя Константина,
  • икона великомученика Пантелеймона с частицей мощей.

2. К западу от этого здания вы увидит новый ориентир, давший название улице. Какую связь можно обнаружить между этими двумя объектами? С каким историческим событием связано появление этого сооружения? Как это событие объясняет название сооружения? Какие объекты, расположенные рядом, также напоминают об этом событии?

Пантелеймоновская церковь (Церковь святого великомученика и целителя Пантелеймона) задумана и возведена как храм – памятник русскому флоту, в знак благодарности за две морские победы при Гангуте 27.07.1714 и при Гренгаме 27.07.1720. Обе победы одержаны в день Святого Пантелеймона, поэтому церковь так и назвали. Между Спасо-Преображенским собором и Пантелеймоновской церковью есть много общего:

  • оба сооружения были созданы по велению царственных особ (Елизаветы Петровны, Петра I)
  • оба храма связаны с именем великомученика Святого Пантелеймона
  • сооружены в честь воинских побед русской армии и флота
  • на стенах этих двух сооружений есть мемориальные доски с именами воинов, павших в боях (Спасо-Преображенский собор) и полков, участвующих в сражениях (Пантелеймоновская церковь)
  • от названий храмов происходит название городских объектов: Преображенская площадь, Пантелеймоновская улица, Пантелеймоновский мост
  • оба сооружения являются объектами культурного наследия РФ

Весной 1945 года рядом с Пантелеймоновской церковью был открыт мемориал, посвященный защитникам п-ова Ханко (раньше он назывался Гангут), сражавшимся в 1941 году. Архитектор В.Каменский удачно вписал его в ансамбль Пантелеимоновского храма. Так мужество воинов 18 века, слилось с героизмом солдат и матросов 20 века.

3. Оказавшись на ближайшем мосту, найдите единственный в Петербурге замок. Почему появился он на берегах Невы?

У этого замка четыре совершенно разных фасада. На что похож каждый из них? С чем связано появление фасада, выходящего на Садовую улицу? В чем его особенности?

   Михайловский или Инженерный замок - бывший императорский дворец, построенный по заказу императора Павла и ставший местом его смерти. Здание возведено на месте деревянного Летнего дворца, где родился Павел. Существует придание, что солдату стоявшему к карауле у Летнего дворца, явился юноша, окружённый сиянием.и сказал: «Иди к императору и передай мою волю- дабы на этом месте был воздвигнут храм и дом во имя архистратига Михаила».C:\Users\Любовь Анатольевна\Pictures\749px-Spb_06-2012_MichaelCastle.jpgC:\Users\Любовь Анатольевна\Pictures\800px-Михайловский_замок.jpg

   Своим названием замок обязан находившемуся в нём  Храму Михаила Архангела (фасад выходит на Садовую улицу), покровителя дома Романовых,и причуде Павла Первого, принявшего титул Великого магистра Мальтийского Ордена, называть все свои дворцы «замками». Второе название «Инженерный» произошло от находившегося там с 1819 года Главного инженерного училища.

   У этого замка четыре совершенно разных фасада. Южный фасад подчёркнуто монументален. Торжественный строй его колонн и гигантские обелиски напоминают колоннаду Лувра и ворота Сен-

Дени в Париже.

   Северный фасад, обращенный к Летнему саду разработан , как парковый. Открытыю террасу Этого Фасада поддерживает мраморная колоннада, использована и широкая лестница, украшенная статуями Геркулеса и  Флоры.

Западный и восточный фасады трактованны как подчинённые. В сторону Садовой улицы Выступает фасад дворцовой церкви, которая увенчана типично петербургским шпилем.C:\Users\Любовь Анатольевна\Pictures\800px-St_Michael's_Castle_with_2nd_Inzhenerniy_bridge.jpg

C:\Users\Любовь Анатольевна\Pictures\800px-Saint_Michael's_Castle_South.jpg

4. Найдите и осмотрите здание, увидев которое «многие невольно вспоминали «Покрова на рву», что в Москве на Васильевском спуске Красной площади». Чем можно объяснить это сходство? Каковы особенности этого сооружения? С какими историческим событием оно связано?  

Собо́р Воскресе́ния Христо́ва на Крови́ или Храм Спа́са-на-Крови́ в Санкт-Петербурге —православный мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова; сооружён в память того, что на этом месте 1 [13] марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II (выражение на крови указывает на кровь царя). Храм был сооружён как памятник Царю-Мученику на средства, собранные по всей России[1].

Расположен в историческом центре Санкт-Петербурга на берегу канала Грибоедова, рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью, неподалёку от Марсова поля. Высота девятиглавого храма 81 м, вместимость до 1600 человек. Является музеем и памятником русской архитектуры.

Храм был возведён по указу императора Александра III в 18831907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), который впоследствии от строительства отошёл. Проект выполнен в «русском стиле», несколько напоминает московский собор Василия Блаженного

Архитектура храма представляет собой образец позднего этапа эволюции «русского стиля». Здание представляет собой собирательный образ русского православного храма, ориентированного на образцы Москвы и Ярославля XVI—XVII веков. Большое влияние на внешний облик храма оказала архитектура московского собора Василия Блаженного..

5. Как связаны увиденные вами сооружения? Можно ли назвать их с памятниками?

  Все увиденные мной сооружения являются действующими православными храмами. Все они были основаны  по повелению царственных особ: Елизаветы Петровны, Петра Первого, Павла Первого, Александра Третьего. В проектировании и строительстве  этих сооружений принимали участие несколько архитекторов. Все эти сооружения являются памятниками архитектуры и истории, объектами культурного наследия РФ. Помимо религиозных функций, они осуществляют музейную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научная статья "Об образовательном путешествии"

Тетрадь на печатной основе "Образовательное путешествие в Ленинградский зоопарк"...

Образовательное путешествие"Добро побеждает зло" 2 класс

Представлен конспект  технологии образовательноо путешествия. Уроки чтения во 2 классе, период 2 недели...

Образовательное путешествие Вокруг Казанского собора

Образовательное путешествие "Вокруг Казанского собора" - первая часть коллективного социального проекта "Куда плывет кораблик?". Задание распечатывалось и складывалось ввиде кораблика приемом ори...

Коллективное образовательное путешествие на кондитерско-булочный комбинат "Черёмушки".

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3739085","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"473","style":"width: 48px; height: 47px;","width":"480"}}]]Коллективное образовательн...

Образовательное путешествие в библиотеку № 124

Лекция о творчестве Е.Пермяка...

Рабочая образовательная программа по ОРКСЭ

Данная  программа адресована учащимся 4 класса, рассчитана на один год. Рабочая программа составлена с учетом «Базисного учебного плана» для общеобразовательных учреждений Российской Федерации в ...