ОРКиСЭ "Справедливость"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме

Мосолова Галина Викторовна

Познакомить учащихся с основными понятиями: справедливость, справедливый поступок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл u_12_spravedlivost.docx34.46 КБ
Microsoft Office document icon zadaniya.doc782 КБ

Предварительный просмотр:

Курс ОРКСЭ

2.МОДУЛЬ

«ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Урок № 12

Тема урока: Справедливость.

Мосолова Галина Викторовна

учитель МБОУ «ЦО №1»  г. Тулы

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представлений о справедливости, справедливом поступке.

Задачи:

  • Познакомить учащихся  с основными понятиями: Справедливость. Справедливый поступок.
  • Развивать кругозор учащихся, умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, делать выводы и обобщения.
  • Формировать коммуникативные умения работать в коллективе и  группами
  • Воспитывать чувство справедливости, моральных обязанностей во взаимоотношениях с людьми, сопричастности, личной ответственности за свои поступки.

Оборудование и учебно-методическое обеспечение: 

  • мультимедийный проектор, компьютер, экран;
  • учебник «Основы светской этики»;
  • опорные листы;
  • карточки с заданиями;
  • презентация к уроку.

Участники: учащиеся 4 класса.

Форма урока: комбинированный

Использованные программы для подготовки к уроку:

  • Power point (для создания презентации)
  • AIMP3 (для обработки звуковых файлов)

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.

Учитель читает рассказ В.Сухомлинского «СЕМЬ ДОЧЕРЕЙ». 

(слайд 1)

Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну и вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери.

-Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу,- сказала первая дочь.

-Я ждала тебя, как сухая земля ждёт каплю воды,- проговорила вторая.

-Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, - сказала третья.

-Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка, - щебетала четвёртая.

-Ты снилась мне, как розе снится капля росы, - промолвила пятая.

-Я высматривала тебя, как вишнёвый сад высматривает соловья,- сказала шестая.

А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу- помыть ноги.

- О чём  это я?

- О долге детей перед родителями.  О помощи детей родителям.

(Слайд 2)

-Как вы думаете, что труднее: говорить красиво или поступать красиво?

-Вы тоже дома помогали мамам. Давайте посмотрим, какие у вас получились ромашки для мамы. Трудно было?

Каждый зачитывает, чем он помог маме.

  1. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).

-Сегодня у нас в гостях прекрасная…, а впрочем, сейчас вы увидите сами.

Для того, чтобы гостья появилась, вам надо сказать о ней что-то хорошее, хотя вы её совсем не знаете. Попробуем? 

Примерные ответы: Хорошая, красивая, приветливая, добрая, весёлая, честная, доброжелательная, чудесная, волшебная и т.д.

(Слайд 3) 8 щелчков

-Кто же это?

-Золушка.

-Давайте вспомним её историю.

(Слайд 4)   Музыка

-Так что же произошло с Золушкой?

-Справедливо ли к ней относилась мачеха и сёстры? Почему вы так думаете?

-Кто помог Золушке попасть на бал?

-Чем закончилась сказка?

(Слайд 5)  

-Вы согласны с такой концовкой сказки? Почему, объясните свой ответ.

  1. Развитие умений – применение знания.

-Так о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

-О справедливости

-Кто попробует объяснить, что такое же справедливость?

(Слайд 6)

Пробуют ответить.

-Затрудняетесь. Давайте попробуем найти ответы в разных источниках.

-Первая группа поработает с энциклопедическим словарём.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ
категория морально-правового и социально-политического сознания, понятие о должном, связанное с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека. Содержит требование соответствия между реальной значимостью различных индивидов (социальных групп) и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием и т. п. Несоответствие в этих соотношениях оценивается как несправедливость.

- Вторая группа попробует определить, откуда к нам пришло это слово по этимологическому словарю и подберёт подходящие по смыслу слова.

От старославянского слова праведный, правда.

-правда, правдивость, правосудие, беспристрастие, правдивость, непредвзятость, приговор, закон

-Третья группа попробует сделать вывод о справедливости, изучив народные пословицы.

Всяк правды ищет, да не всяк её творит.

Хлеб-соль кушай, а правду слушай.

Не ищи правды в других, коль в тебе её нет.

Правду, что шило в мешке не утаишь.

Говоришь правду-правду и делай.

Без правды не житьё-вытьё.

В ком добра нет- в том и правды мало.

ВЫВОД: справедливость - это правда.

-А теперь давайте обратимся к учебнику, что там написано о справедливости. Прочитайте 1-й и 2-й абзацы.

-Запишите определение справедливости в опорных листах, задание№1.

(Слайд 6)  (Щелчок)

Списывают определение с учебника.

-Прочитайте текст в учебнике дальше с 3-го по 5-й абзацы.

Читают вслух.

Давайте сейчас мы попробуем разобраться в нескольких ситуациях, справедливы ли они. Внимание на экран.

(Слайд 7)

Вот мы с вами говорим, что справедливо, а что нет. А по каким признакам мы это определяем?

Самостоятельная работа.

-Найдите ответ в учебнике и выпишите в опорные листы, задание №2.

Читают, что написали.

-Давайте сверим, что вы выписали.

(Слайд 8)

-Как вы думаете быть справедливым сложно?

-А вот что об этом говорят знаменитые философы разных исторических эпох. Внимание на экран.

(Слайды 9, 10, 11)

 (Слайд 12)  На экране ФЕМИДА.

-Кто из вас знает кто это?

-Фемида-богиня правосудия.

-А почему у неё завязанные глаза? Прочитайте в опорных листах. Задание №3.

-Что означают весы в её руке?

-Что обозначает меч?

-А вам хотелось бы быть справедливыми? Для этого вам следует выполнять  определённые правила. Обратимся к учебнику стр.29.

Читают по цепочке

  • Избегать в своих действиях зла.
  • Стремиться к борьбе с пороками и недостатками, а не с людьми, у которых они есть.
  • Признавать правоту других людей, сомневаться в собственной безусловной правоте.
  • Быть готовым пойти навстречу другому человеку, взглянув на ситуацию с его точки зрения.
  • Стремиться найти решение, которое могло бы устроить всех.
  • Не посягать на личность и достоинство человека
  • Исполнять обязанности перед другими и самим собой.

-Совершая несправедливые поступки, человек теряет способность правильно оценивать себя, тем самым он оказывается неспособным увидеть свои нравственные недостатки и не может их исправить.

  1. Закрепление  и обобщение пройденного на уроке материала.

-Золушка приготовила для вас интересное задание, выполнив его правильно, вы получите заслуженную награду, ошибётесь - не получите. Всё будет по справедливости.

Готовы? Внимание на экран.

Слайд 13

  • Противоположность справедливости (НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ)
  • Чем нужно руководствоваться, чтобы справедливо относится к людям? (ПРАВИЛАМИ) 
  • Первый признак оценки справедливости (СОРАЗМЕРНОСТЬ) 
  • Поступок должен быть оценен по ЗАСЛУГАМ)
  • Моральное правило, регулирующее отношение между людьми СПРАВЕДЛИВОСТЬ) 
  • Аристотель назвал справедливость совершенной ДОБРОДЕТЕЛЬЮ) 
  • За хороший поступок человек заслуживает награду, похвалу, уважение и ПОЧЁТ) 

-Что за награду вы получили?

-Благодарность.

-Справедливо?

-Но это ещё не всё.

(Слайд 14) 

Она просит помочь разобраться в некоторых ситуациях. В опорных листах задание №4

Ситуация 1.

-Сестра говорит:- Я старше, значит, мне надо больше кубиков.  

 Брат ей отвечает: - Я тоже хочу играть. Поделись со мной.

-Оцените поведение детей. Кто  поступил несправедливо? Почему? Как восстановить справедливость?

Ситуация 2. «Дружок»

Мама пришла с работы и спросила у сына:  

- Сынок, ты погулял с Дружком?  

Сын ей отвечает:  

-Погуляй ты сама с Дружком, а то мне надо уроки учить.

–Но ведь мы же договорились, что днём будешь с собакой гулять ты, а я – вечером. Ты давал обещание, - возмутилась мама.

Мальчик  обиделся и сказал маме:

-Просто ты меня не любишь, поэтому и даёшь мне поручения!

-Оцените поступок мальчика.

Ситуация 3.

-Можно ли считать справедливыми слова ребят в стихотворении А. Барто «Я лишний»

Сергей сказал:

-Я лишний.

Пять деревьев, пять ребят.

-Я напрасно вышел в сад.

А как поспели вишни,

Сергей выходит в сад.

-Ну нет, теперь ты лишний!

Ребята говорят.

Слайд 14 (щелчок)

На экране появляется слово МОЛОДЦЫ!

-Заслуженная награда.

  1. Домашнее задание.

(Слайд 15)

-Дома вам предстоит поработать с литературными произведениями, которые у вас указаны в опорном листе в задании №6. Посмотрите.

И ответить на вопрос «О каких отношениях одних героев к другим рассказывается в произведениях? Справедливы ли финалы историй?

Работа с опорным листом.

  1. Рефлексия

Работа с опорным листом

Задание №5

Использованные материалы

  1. Intela «Обучение для будущего» под общей редакцией Е.Н. Ястребцевой, Я.С. Быховского, М., 2004 г.
  2. Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (базовая модель) / в сб. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания. - Том 1 // под общ. ред. Л.И. Семиной. - М.,Бонфи, 2002. - 239 с.
  3. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках. - М.: Просвещение, 2004. - 236 с.
  4. Основы религиозных культур и светской этики \ книга для учителя под редакцией В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой, М., «Просвещение», 2010 г.
  5. Сайт международного журнала о критическом мышлении «Перемена» http://www.ct-net.net/ru/rwct_tcp_ru
  6. Первое сентября» http://ps.1september.ru
  7. Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru



Предварительный просмотр:

Опорный лист к уроку «Справедливость».

Задание №1

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Задание №2

           

Задание №3

Фемиду - богиню правосудия - иногда изображают с повязкой на глазах, как символ беспристрастия, с мечом и весами в руках

Весы — древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершённые смертными при жизни. Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит.

Меч в руках Фемиды — символ возмездия. Он обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает.

Задание №4

Ситуация 1 «Игрушки»

-Сестра говорит:- Я старше, значит, мне надо больше кубиков.  

 Брат ей отвечает: - Я тоже хочу играть. Поделись со мной.

-Оцените поведение детей. Кто  поступил несправедливо? Почему? Как восстановить справедливость?

Ситуация 2. «Дружок»

Мама пришла с работы и спросила у сына:   - Сынок, ты погулял с Дружком?  Сын ей отвечает:  -Погуляй ты сама с Дружком, а то мне надо уроки учить.–Но ведь мы же договорились, что днём будешь с собакой гулять ты, а я – вечером. Ты давал обещание, - возмутилась мама. Мальчик  обиделся и сказал маме: -Просто ты меня не любишь, поэтому и даёшь мне поручения!

-Оцените поступок мальчика.

Ситуация 3 «Вишни»

-Можно ли считать справедливыми слова ребят в стихотворении А. Барто «Я лишний»

Сергей сказал:-Я лишний.

Пять деревьев, пять ребят.

-Я напрасно вышел в сад.

А как поспели вишни,

Сергей выходит в сад.

-Ну нет, теперь ты лишний!

Ребята говорят.

Задание №6

Ответьте на вопросы:

О каких отношениях одних героев к другим рассказывается в  этих произведениях?

Справедливы ли финалы историй?

Задание №5

Я  чувствовал себя   на уроке…                                         Материал мне был понятен…

Я усвоил основные понятия…                                             Я выполнял задания…

Мне захотелось поступать согласно                                Хочу поделиться  знаниями

моральным нормам…                                                                        с друзьями…



 

Комментарии

Пашинина Алла Леонидовна

Галина Викторовна,спасибо за профессионально разработанный урок по теме "Справедливость". Чрезвычайно интересный и полезный материал.