Конспект урока по ОРКСЭ на тему: "Россия - наша Родина"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Ахметова Баглан Нурмагамбетовна

Урок предназначен для учащихся 4-го класса. Урок поможет учащимся прийти к мысли, что наша Родина многонациональна, что с давних времен здесь живут в мире и дружбе люди разных национальностей. Узнают, что у каждого народа свои традиции и обычаи, которые основаны на добре, чести, милосердии и справедливости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka_rossiya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  урока :Россия- наша Родина.

Результаты:

-личностные: формирование  основ российской гражданской  идентичности, чувства гордости за свою Родину, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

-метапредметные: умение принимать и сохранять  цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления, овладение навыками чтения текстов различных стилей  и жанров, осознанного построения речевых высказываний.

-предметные: знание, понимание и принятие обучающимися  ценностей: Отечество, нравственность, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.

Цель: формирование и развитие ценностного отношения к совместной  учебно-познавательной деятельности по построению и моделированию понятий «Родина», «отечество», «народ», «Россия», «Российская Федерация»

Виды деятельности: беседа, работа с понятиями, работа с иллюстрацией, работа с текстом, чтение стихов, комментированное чтение.

Основные понятия и термины: Россия, Родина, отечество, Федерация, герб, флаг, президент, народ, традиция.

Оборудование: карта России, компьютерная презентация, проектор, экран.

              Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Знакомство с учебником.

-Ребята, сегодня мы с вами  начинаем изучать новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики».Этот курс состоит из нескольких модулей. Всего их 6: «Основы православной  культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики».

-Мы с вами будем изучать «Основы мировых религиозных культур». На уроках мы будем изучать культуру и религию народов России, а также  всего мира. Мы будем говорить о добре и о зле, познакомимся с религиозными ритуалами, обычаями и обрядами, поговорим о милосердии, взаимопонимании, любви и уважении к Отечеству.

-А изучать  мы этот предмет будем вот по учебнику, который так и называется «Основы мировых религиозных культур»

-Посмотрите, какой яркий, красочный, очень занимательный учебник.

-Полистайте, рассмотрите его.Конечно же , более подробно вы рассмотрите его дома. А чтобы он сохранился таким красивым и аккуратным, нужно надеть на него обложку и положить закладку.

III. Работа по теме урока.

Беседа.

-Ребята, что мы называем Родиной?

(Слайд 3: Определение понятия «Родина»)

(Родина- род, родник, родственник, родной.)

-Мы любовно называем  нашу страну Родиной, потому что родились и живём в ней.

(Слайды 4-7: «Что мы Родиной зовём?»)

-Как называется наша Родина?

-А какое ещё название имеет Россия?

-А как вы думаете, что такое Федерация?

(Федерация – это государство, состоящее из объединившихся в единое государственное целое  отдельных самостоятельных государств.

-Ребята, а как вы  понимаете, что такое родина?

-Давайте подберём родственные слова к слову Родина.

( Слайд 8: определение понятия «федерация»

Чтение стихотворения «Что мы Родиной зовём?»

Что мы Родиной зовём?

Дом, где  мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

-Подберите синонимы к слову Родина.(Отечество, отчизна)

Чтение стихотворения:

И поля цветут,

И леса шумят,

И лежат в земле

Груды золота.

И во всех концах

Света белого

Про тебя идёт слава громкая.

И уж есть за что,

Русь могучая,

Полюбить тебя,

Назвать матерью.

-Так писал в своих стихах Иван Савич  Никитин.

-И действительно, есть за что полюбить Россию. Ведь она одна из самых красивых богатых стран мира. Да к тому же она ещё и самая большая на планете.Она простирается на тысячи километров с запада на восток, с севера на юг.

(Слайд 9: карта России)

1.Работа с понятиями –

определениями символов России.

-Вот она какая, наша Родина, Ну и конечно, мы знаем, что у каждой страны есть свои символы. Какие?(герб, флаг, гимн)

-Послушайте стихотворение:

У России величавой

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад и восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый,

Он – России дух свободный.

(Слайд 10: герб России).

-Герб- главный символ любого государства. Российскому гербу уже  более 400 лет.

Орёл-это символ вечности России, символ глубокого уважения к своему прошлому, к своим корням. Короны, связанные лентой, - символ братства народов.

В лапах - скипетр и держава - символ власти, сейчас независимости от других государств.

-Белый цвет-берёзка,

Синий-неба цвет.

Красная полоска-

Солнечный рассвет(Флаг России)

-Флаг – триколор. Белый цвет – цвет мира, говорит о миролюбии нашей страны. Синий - символизирует веру, верность. Народ любит свою страну, верен ей. Красный цвет – цвет силы, крови пролитой за Родину.

(Слайд 11:флаг России)

- Гимн России.

(Слайд 12)

-Кто такой президент? А кто президент России?

(Слайд 13: фото В.В.Путина)

-Назовите столицу нашей Родины.

(Слайд 14:Москва)

-Москва-это Красная площадь,

 Москва-это башни Кремля.

 Москва-это сердце России,

 Которая любит тебя.

-А какой второй по значимости город  нашей страны?

-Какой город принято считать  северной столицей России?

(Слайд 15: Санкт-Петербург)

-Наша Родина очень велика и необъятна. Её величие воспето во многих стихах и песнях. Вот фраза из песни «Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек…»

-Если мы захотим  проехать её  с востока на запад , то на самолёте это займёт целый день.

Из иллюминатора самолёта можно увидеть белоснежные толщи льда. Это царство льда и снега – Северный полюс.

(Слайды 16-17)

-Тигры-жители Уссури-

В полосатой ходят шкуре.

Этот очень редкий вид

И красив, и знаменит.

-Где в нашей стране живут тигры?

(Слайд 18: «Дальний Восток»)

-За особую красоту их иногда называют « голубыми глазами Земли».Это озёра.

-Какое самое глубокое озеро вы знаете?

-Это самое глубокое озеро в мире .Вода в нём чистая и пресная. Её можно пить. Это сокровищница нашей Родины.

(Слайд 19: «Байкал»)

-Ничто не сравнится  с красотой и обаянием берёзовых рощ, зарослей могучих елей и трепещущих на ветру осин. Это бескрайние просторы Сибири.

(Слайд 20 : «Сибирь»)

 (Слайд 21: «Кавказ»)

-Нашу страну  населяют много народов . На территории России живут люди разных национальностей.

_Назовите их. (Слайд 22: «Народы»)

-Правильно. Наша Родина  многонациональна. С давних времён здесь живут в мире и дружбе люди разных национальностей. У каждого народа  свои традиции и обычаи.

-А как вы понимаете слово традиция? Обычай?

-Традиция-это всё то, что длительное время соблюдается членами семьи и их потомками, передаётся из поколения в поколение. То есть , передача правил поведения ,обычаев и обрядов.

Традиции и обычаи  всех народов основаны на добре, чести, милосердии, справедливости.

-А что  такое милосердие?

-А что такое справедливость?

-У каждого народа есть национальные и культурные традиции. Особое место среди них занимают религиозные культуры и морально-этические нормы. Морально-этические нормы – это и есть добро, честь, справедливость, милосердие. Соблюдая все эти морально-этические нормы, человек станет добрым, духовно чистым, светлым и радостным.

-В нашей стране живут люди, которые знают и бережно хранят разные традиции. Они говорят на разных языках, но хорошо понимают друг друга и все вместе составляют одну дружную семью народов России. Мы разные. Но мы все вместе живём, вместе учимся, вместе работаем и вместе любим и гордимся нашей Родиной-Россией. (Слайд 23 : «Мы едины…»)

(Слайд 24: «Живут в России разные…»)

2.Работа с текстом учебника. Чтение текста(комментированное).

3.Первичное восприятие текста.

4. Работа со словарём  (объяснение происхождения слов Русь и русские)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме "Россия-любимая наша страна"

Данный урок проведён как открытый по новым стандартам. Урок прошёл хорошо, дети с удовольствием включались в работу....

Конспект урока по Основам светской этики "Россия - наша Родина"

Конспект урока по курсу ОРКиСЭ, модуль "Основы светской этики", урок "Россия - наша Родина"...

Конспект урока по окружающему миру по теме:"Наша Родина – Россия"

Цели деятельности учителя: Формирование  представления о России, развитие  интереса к истории России, воспитание чувства гордости за свою страну.Планируемые результатыПредметные: закрепить з...

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс "Россия - наша Родина"

Тема урока: «Россия наша – Родина» - 1 часТип урока: объяснение нового материалаФормы контроля и диагностики достижения результатов обучения: устный опрос, выполнение практическ...

Урок по ОРКСЭ 4 класс потеме «Наша РОДИНА – Россия»

Познакомить детей с понятиями Россия, Родина,Президент, Государственные символы(флаг, герб, гимн) определить их значение в жизни человека и историческом развитиии нашей родины....

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Россия на карте" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о карте.Планируемые результаты:Предметные:- знать, что такое карта и приёмы чтения карты;- знать отличие глобуса от карты...

КОНСПЕКТ УРОКА по окружающему миру ТЕМА «РОССИЯ ВСТУПАЕТ В ХХ ВЕК» (УМК Школа России), 4 класс

Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о важнейших событиях в России в начале XX века.Планируемые результатыПредметные: Знать: понятия: «политическая партия», &laqu...