Тематическое планирование Бунеев Светская этика
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Сушко Лариса Анатольевна

Рабочий материал  по светской этике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnyalka_svetskaya_etika.doc46.5 КБ
Microsoft Office document icon kalendarno_tematich_plany_po_etike.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики»

4 класс

Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлева

Пояснительная записка

       Программа «Основы религиозных культур и светской этики (модуль основы светской этики)» рассчитана на учащихся 4 классов. В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 часа в неделю 4-ого классе всего 34часа.

Основы светской этики» направлено на достижение следующих целей:

Цели курса:

  • Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России
  • Развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;,  
  • Формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; знакомство с основными нормами светской и религиозной морали.
  • Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
  • Понимать историческую роль традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
  • Понимать и объяснять систему общечеловеческих нравственных ценностей, на которой основаны мировые религиозные культуры и светская этика (познавательные действия):
  • Добывать и критически оценивать поступающую информацию.
  • Систематизировать информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (в его структурных элементах, нравственных понятиях) и представлять её в разных формах (текст, схема, модель и т.д.).

  Задачи курса:

  1. Целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции.
  2. Активизация познавательной активности школьников.
  3. Создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся.
  4. Нравственное, моральное, патриотическое воспитание школьников.
  5. Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Общая  характеристика учебного курса 

Одна из особенностей этой программы – формулирование целей изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» в виде линий развития личности школьника средствами этого курса. Под линией развития мы понимаем группу взаимосвязанных умений по работе с содержанием, позволяющих человеку решать определённый класс жизненно-практических задач. Иными словами, это наш вариант ответа на вопрос, который часто задают дети в школе: «Зачем изучать этот предмет? Где он может мне пригодиться?» Линии развития как цели изучения данного курса определяются во взаимосвязи с линиями развития предметов «Окружающий мир» и «Обществознание».

        Обозначая цели через линии развития, мы облекаем требования федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основной образовательной программы по этому предмету в более понятные ребёнку формулировки с ясной структурой. Использование доступных для детского восприятия формулировок необходимо для осознания детьми нравственных правил и реальных действий в соответствии с этими правилами.

Курс  изучения светской этики направлен на формирование целостной картины мира (познавательные результаты) и умения вырабатывать своё отношение к миру (личностные результаты). Использованный в этом курсе деятельностный подход позволяет не только познакомиться с окружающим миром и найти ответы на интересующие ребёнка вопросы, но и освоить важнейшие понятия и закономерности, позволяющие объяснить устройство мира.                                              

На уроках по «Основам светской этики»  должны быть объяснены следующие понятия: этика, мораль, особенности морали, культура, высшие нравственные ценности: добро, справедливость, свобода, моральный выбор, моральный долг, дружба, честь, достоинство, совесть, стыд и т. д.

В результате обучения  в рамках этого курса у учащихся должны сформироваться мотивации к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций, а также к уважительному диалогу с представителями других культур и мировоззрений.  

Место учебного предмета в учебном плане

          В соответствии с федеральным базисным учебным планом, курс «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики»  изучается в 4 классе по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа. Особое место занимают проекты и практические работы. Они предполагают как совместную, так и самостоятельную работу учащихся по созданию несложных моделей.

 В ходе преподавания будут использоваться следующие формы и методы:

-Метод моральных дилемм и дискуссий

-Исследовательский метод

-Проектирование

-Уроки – экскурсии

-Деловые и ролевые игры

-Различные викторины и другие конкурсные события

-Творческие мастерские

-Использование информационно- коммуникационных технологий

      Формы работы:

           - коллективная

           - групповая

           - индивидуальная

Учебно-методическое обеспечение

При изучении курса предполагается использование следующих учебников, учебных комплексов и пособий:

   - Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. А.Я.Данилюк – М.:Просвещение, 2011.

- Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. А.Я.Данилюк.- М.: Просвещение, 2010.

- Электронное приложение к учебному пособию (графики, таблицы, фотографии, картины, ауди - и видеоматериалы, оригинальные документы, произведения художественной литературы) ОАО «Издательство «Просвещение»,2010.

- Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4 классы: справ. материалы для общеобразоват. учреждений / [  Б.Х. Бгажноков, О.В.Воскресенский, А.В.Глоцер и др.] ; под ред. В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой. – М.: Просвещение, 2010.

Тематическое планирование составлено на основе сборника программ общеобразовательных учреждений 4 классы. Основы религиозных культур и светской этики. Данилюк А. Я. – М.: Просвещение, 2011.

При изучении комплексного учебного  курса «Основы религиозных культур и светской этики» предполагается  интеграция с предметами   «Литература», «Музыка», «История», «Изобразительное искусство».



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

4 класс.

№ урока

Дата

Тема урока

Кол-во

 часов

Тип урока

Планируемые результаты

Предметные: знать/уметь

Метапредметные (УУД): регулятивные – Р, познавательные – П, коммуникативные – К, личностные - Л

Оборудование

наглядность

ИКТ

Форма деятельнос-ти

Домашнее

задание

1

Знакомство с новым предметом и новым учебником. Как работать с учебником.

1

Комбинированный

Уметь: объяснять своими словами смысл выражений: духовные ценности общества, духовные идеалы человека.    

Р – учиться работать по предложенному учителем плану

Презентация

Беседа

Взаимообъяснение

2

Введение. Россия – наша Родина

1

Комбинированный урок

Знать: понятия ценность, идеал, духовность человека, душа, внутренний мир. Уметь: объяснять своими словами смысл выражений: духовные ценности общества, духовные идеалы человека.    

 Р – учиться работать по предложенному учителем плану

.П – выполнение действий по алгоритму

.К – выражение своих мыслей.

Л – нравственно-эстетическое оценивание            

Карта России

Картины художников

Беседа

Взаимообъяснение

1.Ответить на вопросы (стр.9)

3-4

Граница между добром и злом

Различия между понятиями мораль, нравственность, этика.

1

1

Комбинированный урок

Знать: значение слов добро и зло, культура, мораль, нравственность, безнравственность, этика.

Уметь: объяснять значение выражений: неэтичное поведение, этика человеческих отношений, безнравственный поступок, нравственная культура.

Р – понимать значение добра и  зла.

П – извлечение необходимой информации.

Л – эмоциональное переживание.

К – выражение своих мыслей.

Словарь

Презент

ация

Рассказы

Мульфильм

Беседа

Иртервью

Составление словаря терминов и понятий

1.Ответить на вопросы (стр.16)

2.Две игрушки (стр.19)

3.Сообщение-презентация (стр.19)

5

Готовим проект: «Добрый сюрприз для доброго человека»

1

6-7

Долг и совесть

Игра-викторина  «Долг  в жизни людей разных профессий»

2

Комбинированный урок

Знать: понятия долг, совесть, стыд, моральный долг.

Уметь: объяснять своими словами значение выражений и различия между ними: отдать долг, исполнить долг, быть в неоплатном долгу, по долгу службы, по зову долга, есть стыд – есть и совесть, моральный долг.

Р – способность понимать и проявлять свои чувства посредством слов.

П – построение логической цепи рассуждений.

Л – нравственно-эстетическое оценивание.

К – выражение своих мыслей.

Словарь

Презентация

Взаимообъяснение

Составление словаря терминов и понятий

1.Сообщение-презентация (стр.23)

2.Пластилиновая композиция (стр.23)

8-9

Честь и достоинство

2

Комбинированный урок

Знать: понятия честь, достоинство, дело чести, человек чести, чувство собственного достоинства.

Уметь: объяснять, чем честь отличается от  достоинства; объяснять смысл выражений: «Честь – сосуд, покров души, под которым душа хранится живой»; «Жизнь наша принадлежит Родине, а честь – никому!»; «Незапятнанная честь».

Р – определять самостоятельно критерии оценивания.

П – поиск и выделение необходимой информации.

Л – нравственно-эстетическое оценивание.

К – участвовать в диалоге.

Словарь

Презентация

Беседа

Взаимообъяснение

1.Книжка-раскладушка (стр.29)

2.Макет (стр.29)

10-11

Счастье и смысл жизни

2

Комбинированный урок

Знать: понятия  мечты, счастье, смысл жизни.

Уметь: объяснять своими словами, что такое счастье, смысл жизни.

Р – планировать алгоритм выполнения заданий.

П – построение логической цепи рассуждений.

Л – ценить и принимать ценности.

К – высказывать свою точку зрения.

 

Рассказы

Рисунки

Мультфильм

Беседа

Интервью

1.Журнал для детей (стр33)

2.Карта фантастической страны (стр.33)

12-13-14

Справедливость и милосердие

3

Комбинированный урок

Знать: понятия справедливость, милосердие, золотое правило нравственности.

Уметь: объяснять своими словами смысл пословиц и изречений о справедливости, составлять правила поведения по типу «золотого правила нравственности».

Р – оценка.

П – извлечение необходимой информации.

Л – личностное переживание.

К –         сотрудничать в совместном решении проблемы.

Словарь

Презентация

Рисунки

Высказывания

Стихи

Беседа

Составление словаря терминов и понятий

1.Книжка-комикс (стр.39)

2.Рассказ (стр.39)

15-16

Представление проектов по теме «Как отличить добро от зла?»

2

Театрализованный урок

Знать: где в жизни нам пригодится правильное понимание добра и зла.

Уметь: объяснять свой выбор поступков, своё отношение к ним.

Р – оценка.

П – построение логической цепи рассуждений.

Л – нравственно-эстетическое оценивание.

К – сотрудничать в совместном решении задачи.

Презентация

Драматизация

Интервью

1.Спектакль (стр.19)

2.Игра-викторина (стр.23)

3.Инсценировка.(стр.29)

4.Маленький детективный спектакль (стр.33)

5.Инсценировка-миниатюра (стр.39)

17-18

Каковы истоки морали?

Ценность рода и семьи

2

Комбинированный урок

Знать: понятия род, семья, любовь, семейные традиции.

Уметь: объяснять своими словами  смысл выражений: семья – источник нравственности, нравственная культура человека.

Р – самооценка

П – построение логической цепи рассуждений.

Л – нравственно-эстетическое оценивание.

К – выражение своих мыслей.

Словарь

Схема

Стихи

Составление галереи образов

Интервью

Беседа

1.Фотоальбом с подписями (стр.47)

2.Рисунок с подписью (стр.47)

3.Сочинение-размышление (стр.47)

19-20

21-22

23

Образцы культуры народов

Добрые сказки разных народов

Добрые песни разных народов

2

2

1

Урок - экскурсия

Знать: чем отличаются народы друг от друга и что у них общего; общие нравственные правила разных народов России.

Уметь: объяснять своими словами смысл выражений: культура народа, культура народов России, духовно-нравственная культура, духовно-нравственная культура народов России.

Р – саморегуляция.

П – смысловое чтение.

Л – нравственно-эстетическое оценивание.

К – выражение своих мыслей.

Презентация

Рисунки

Пословицы

Составление галереи образов

Беседа

Интервью

1.Сообщение-доклад (стр.53)

2.Аппликация или пластилиновый макет (стр.53)

24-25

Взгляд светский и религиозный

2

Интегрированный урок

Знать: понятия религия, религиозная община, атеисты, светские правила.

Уметь: объяснять своими словами смысл выражений: нравственность верующего человека, религиозная мораль, религиозная этика, светские правила морали, светская этика.

Р – целеполагание.

П – смысловое чтение.

Л – уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.

К – участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки

Словарь

Презентация

Рисунки

Стихи

Беседа

Составление словаря терминов и понятий

1.Сообщение

26

Представление проектов по теме «Каковы истоки правил морали?»

1

Театрализованный урок

Знать: истоки общих правил поведения в семейных ценностях, образцах народной культуры, религиозных  и светских традициях.

Уметь: использовать знания о семейных ценностях, народной культуре, традициях религий и светской этики для объяснения выбора поступков, своего отношения к ним.

Р – оценка.

П – построение логической цепи рассуждений.

Л – личностное переживание.

К – сотрудничать в совместном решении задач.

 

Презентация

Интервью

Драматизация

1.Фестиваль одноклассников «Добрые игры, в которые мы играем всей семьей» (стр.47)

2.Фестиваль одноклассников «Добрые песни разных народов» (стр.53)

3.Инсценировка (стр.59)

27-28-29

Какие правила морали особенно важны в школе?

Правила поведения в школе

3

Урок-дискуссия

Знать: зачем в школе нужны особые правила поведения.

Уметь: объяснять правила действия в различных школьных ситуациях.

Р – саморегуляция.

П – понимать правила поведения в школе.

Л – личностное переживание.

К – планирование способов взаимодействия.

Таблица

Рассказы

Беседа

Драматизация

Интервью

1.Документ «Проект конституции нашего класса» (стр.65)

30-31-32

Этикет – форма для содержания этики

3

Урок - ролевая игра

Знать: в чем сходство и различие слов этика и этикет; зачем нужно соблюдать форму в отношениях между людьми в школе.

Уметь: объяснять значение высказываний об этикете, соблюдать правила этикета.

Р – самостоятельное создание алгоритмов действий.

П – анализ,сравнение,обобщение.

Л – нравственно-эстетическое оценивание.

К – выражение своих мыслей.

Высказывания

Презентация

Фильм

Драматизация

Беседа

Интервью

1.Сообщение(стр.69)

33-34

Представление проектов по теме «Какие правила морали особенно важны в школе?»

2

Урок-практикум

Знать: особенности применения правил морали в разных школьных ситуациях

Уметь: отличать этикет от этики, делать нравственный выбор поступка и объяснять его в различных школьных ситуациях.

Р – оценка.

П – построение логической цепи рассуждений.

Л – личностное переживание.

К – сотрудничать в совместном решении задач.

Презентация

Интервью

Драматизация

1.Игра «Новые ситуации 4-го класса» (стр.65)

2.Мини-спектакль (стр.69)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно- тематическое планирование по светской этике 4 класс

календарно-тематическое планирование по ОРКиСЭ модуль "Светская этика" 4 класс...

Внеурочка. Календарно-тематическое планирование кружка "Этика:азбука добра"

С поступлением детей в школу появляется необходимость воспитания поведения в обществе.Основная цель курса - формирование у детейнравственных ориентиров при построениидеятельностного общения и взаимоот...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 4 класса по курсу "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы светской этики"

       Модуль «Основы светской этики» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первич...

Тематическое планирование. Модуль «Основы светской этики»

Тематическое планирование. Модуль «Основы светской этики»...

Тематическое планирование по курсу "Основы светской этики"

Тематическое планирование по курсу "Основы светской этики" 4 класс (34 часа)...

Тематическое планирование по курсу "Основы светской этики"

Тематическое планирование по курсу "Основы светской этики" 4 класс (34 часа)...