Главные вкладки

    Учебное занятие "Чувство Родины" по ОРКиСЭ в 4 классе (Модуль "Основы светской этики")
    план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме

    Мичкова Александра Александровна

    Учебное открытое занятие на районном семинаре по ОРКиСЭ "Формирование познавательной активности у учащихся в рамках изучения курса ОРКиСЭ". Модуль "Основы светской этики". Подготовили и провели учителя начальных классов МБОУ СОШ № 111 г Новосибирска в сборной группе ребят 4-х классов Прохорова А.А., Щетинина М.А.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon plan-ose.doc89.18 КБ
    Microsoft Office document icon foto_ose_2.doc144.76 КБ

    Предварительный просмотр:

    Учебное занятие по Основам религиозных культур

    и светской этики

    Модуль: Основы светской этики

    Тема: «Чувство Родины»

                                                                           Класс — 4-а-б МБОУ СОШ № 111

    Учителя: Прохорова А.А.

    Щетинина М.А.

    Тип занятия: интегрированный

    Образовательная цель:  формирование у детей образа родной страны ,  Родины; закрепление   понятий «Отчизна», «Мать», «Русь», «Россия», «Родина», «Малая Родина»; развивать  исследовательские навыки; формировать умение применять свои знания на практике; развивать познавательный интерес.

    Воспитательная цель: воспитывать любовь к Родине, уважение к ее символам, чувство патриотизма; формировать умение работать по группам.

    Формирование УУД:

    -Личностные:  уважение к своей Родине, ее символам,  радость и гордость от того, что мы родились и живем в России, в Новосибирске, учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата.

    -Регулятивные: определять цель учебной деятельности, уметь извлекать информацию, представленную в виде текста , добывать информацию из дополнительных источников.

    -Познавательные: уметь анализировать, перерабатывать, систематизировать    нужную информацию.

    -Коммуникативные: уметь работать в группе, договариваться друг с другом,  участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.

     Основные понятия: «Отчизна», «Мать», «Русь», «Россия», «Родина», «Малая Родина».

    Оборудование: интерактивный комплекс, карта России, раздаточный материал для работы в группах, на доске вопрос: «Как зовут Родину?», понятия:«Отчизна», «Мать», «Русь», «Россия», «Родина», «Малая Родина», выставка книг.

    Эпиграф: «За то, друзья, мы так Отчизну любим, что на земле прекрасней всех она»                                              

        А.Пришелец

    Технологическая карта занятия  

    Этап занятия

    Действия учителя

    Деятельность обучающихся

    УУД

    1. Мотивационный этап

    Взаимное приветствие учителя и   обучающихся друг с другом.

     

    Все улыбнулись друг другу, приготовились к уроку

    Коммуникативные действия: настроиться на работу в  группе

    2. Этап актуализации темы

    -Ребята, мы долго с вами готовились. Вы выполняли творческие задания, делали доклады, игры, презентации, сочинения. Скажите, какая у вас всех была общая тема?

    (Ответы детей)

    -Конечно, мы будем говорить о Родине, о России. И вместе в конце урока нужно будет ответить на вопрос «Как зовут Родину?»(на доске)

    -А как еще можно назвать Родину?

    Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.

    Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное;

    а Матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов…(на доске появляются понятия: Родина, Отчизна, Отечество, Мать, Русь, Россия)

    Ответы: мы поговорим о  России, о Родине.

    Дети смотрят презентацию и поют песню «У моей России»

    Ответы: Отечество, Русь-Матушка, страна, государство, Отчизна.

    Личностные УУД: ценить и принимать базовые ценности «Родина», «Малая Родина», «Россия» Уважение к своей Родине, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России.

    Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.

    Регулятивные УУД:

    определять цель учебной деятельности.

    3  этап  Работа в группах

    Открытие новых знаний,обмен информацией

    (Музыка о Новосибирске-гимн, презентация «Кузьмин»)

    1) -Первой мы предлагаем выступить команде «Малая Родина» (Красюк, Цыкунов, Кузьмин, Тейхреб...)

    -А как Вы объясните это понятие?

    Ответы детей, выступления детей.

    Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других.

    Познавательные УУД:

    анализировать, систематизировать информацию.

    Регулятивные УУД:

    уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, добывать информацию из дополнительных источников.

    2) — Вторая команда называется «Отечество» (Домнин, Шаталова, Евтихин, Купранова)

    (ФОН № 3 «Отечество», ФОТО- Евтихин Военный институт ???  музыка Хворостян «Я служу России»)

    Выступления детей.

    Домнин Максим рассказывает об Отечественной войне 1812 г и Первой мировой войне 1914 г, показывает свои поделки проекты. Шаталова Лиза проводит игру с пословицами «Пословицы рассыпались»

    (Все пословицы разрезаны на части, команды и гости «Собирают» их. Затем читают, что получилось)

    Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других.

    Познавательные УУД:

    анализировать, систематизировать информацию.

    Регулятивные УУД:

    уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, добывать информацию из дополнительных источников.

    3)-Команда «Сибирь» (Пинаев, Ланюгов, Ефимова, Гришин)

     (Музыка- «Сказание о земле Сибирской»??? или Ваенга «Тайга»)

    Выступления детей

    Пинаев рассказывает о своих достижениях

    Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других.

    Познавательные УУД:

    анализировать, систематизировать информацию.

    Регулятивные УУД:

    уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, добывать информацию из дополнительных источников.

    4)-Команда «Сочинитель» (Пусенко, Шишова, Архипов, Умарова)

    Дети читают свои сочинения, обсуждение

    Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других.

    Познавательные УУД:

    анализировать, систематизировать информацию.

    Регулятивные УУД:

    уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, добывать информацию из дополнительных источников.

    5)-«Искусствоведы» (Солдатенкова, Всеволодский, Дербенев, Реваева)

    (Музыка Чайковского)

    Работа по презентации «Искусство России»  

    Солдатенкова Диана проводит викторину по искусству

    Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других.

    Познавательные УУД:

    анализировать, систематизировать информацию.

    Регулятивные УУД:

    уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, добывать информацию из дополнительных источников.

    6)-«Кто я для Родины?» (Борисов, Нурилоева, Нурилоев, Боровский, Булычева, Пивоваров)

    (Музыка, диск ОСЭ)

    Выступления детей по своим презентациям, стихотворения читают наизусть

    Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других.

    Познавательные УУД:

    анализировать, систематизировать информацию.

    Регулятивные УУД:

    уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, добывать информацию из дополнительных источников.

    4 Этап Обобщение

      (Фон в конце «С чего начинается Родина?», музыка)

    -Ребята, готовы вы ответить на вопрос: Как зовут Родину?

    Дети встают рядом со своими плакатами, поворачивают их на обратную сторону и читают по буквам: «РОССИЯ»

    Познавательные УУД:

    анализировать, систематизировать информацию.

    5 Этап Рефлексия.

    -Скажите своей Родине добрые слова(слова на все буквы слова РОССИЯ)

    Синквейк на слово РОССИЯ

    Познавательные УУД:

    анализировать, систематизировать информацию.

     4 Этап.  Обобщение 

    Подведение итогов

    (Фон в конце «С чего начинается Родина?», музыка)

    -Ребята, готовы вы ответить на вопрос: Как зовут Родину?

    А теперь каждая команда оценит уровень  своих знаний.

     Зеленая карточка - «Мы уверены в своих знаниях»

    Желтая карточка – “Мы  немного сомневаемся в своих знаниях”

    Красная карточка – “Нам  трудно”

    (дети встают рядом со своими плакатами, поворачивают их на обратную сторону и читают по буквам: «РОССИЯ»)

     

    Обучающиеся обозначают свой уровень усвоения материала на уроке.

    Личностные УУД: ценить и принимать базовые ценности « Родина», «семья», «друзья». Радость и гордость от того, что мы    живем в  России.

    Познавательные УУД:

    стремление к поиску интересующей информации и ее систематизации

    Регулятивные УУД:

    умение аргументировать свой ответ, делать выводы

    Регулятивные УУД:

    способность к преодолению препятствий, оценивать результаты своей и чужой деятельности,

    самоконтроль, самооценка.

    Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении, осуществлять контроль.

    План – конспект

    1 этап

    Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Мы рады Вас приветствовать в нашей тесной компании и приглашаем в необыкновенное путешествие

    2  этап

    -Послушайте стихотворение и  ответьте на вопрос «О чем мы сегодня будем говорить на занятии?»  (диск ОСЭ- стихи о Родине)

    Ответы: мы поговорим о России, о Родине.

    (показ ФОН № 1, с изображением природы, символов России, музыка «У моей России», поем песню)

    - Сегодня мы путешествуем по нашей Родине-России.

    (На доске появляется слово:Родина)

    -Как еще можно назвать Родину?

    (Ответы на карточках. Дети прикрепляют понятия на доску и объясняют смысл: Отечество, Русь-Матушка, страна, государство, Отчизна.)

    Например:

    Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.

    Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное;

    а Матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов…

    3 этап  Постановка вопроса

    -Вы много назвали понятий Родины. Предлагаю в конце занятия ответить вот на такой вопрос: «Как зовут Родину?»

    (Вопрос  появляется на доске)

    4  этап  Работа в группах

     (Музыка-гимн Новосибирск, презентация Кузьмин- ФОН -2)

    1) -На это занятие каждая команда готовила материал на заданную тему. Первой мы предлагаем выступить команде «Малая Родина» (Красюк, Цыкунов, Кузьмин, Тейхреб)

    Ответы детей, выступления детей.

    В конце выступления команда оценивает свое настроение: удалась ли работа группы (дети совещаются и вывешивают смайлик настроения на карту России)

    2) — Вторая команда называется «Отечество» (Домнин, Шаталова, Евтихин, Купранова)

    ( ФОТО- Евтихин Военный институт ФОН -3,  музыка Хворостян «Я служу России»)

    Выступления детей.

    Домнин Максим рассказывает об Отечественной войне 1812 г и Первой мировой войне 1914 г, показывает свои поделки (коллекции армий разных лет из пластилина)

    Шаталова Лиза проводит игру с пословицами «Пословицы рассыпались»:

    Одна у человека родная мать, одна него и РОДИНА !

    Родина краше солнца, дороже золота!

    Родина - мать, умей за неё постоять!

    Родина начинается с семьи!

    На чужбине и собака тоскует!

    На чужой стороне и орёл – ворона!

    Если народ един – он непобедим!

    Кто где родился, тот там и пригодился!

    Без любви к человеку нет любви и к РОДИНЕ!

    В каком народе живёшь, того обычая и держись!

    Своя земля и в горсти мила!

    Человек без Родины не живет!

    (Все пословицы разрезаны на части, команды и гости «Собирают» их. Затем читают, что получилось)

    Настроение команды-смайлик

    3)-Команда «Сибирь» (Пинаев, Ланюгов, Ефимова, Гришин)

    Выступления детей (Музыка- «Военный Новосибирск»)

    Настроение команды-смайлик

    4)-Команда «Сочинитель» (Пусенко, Шишова, Архипов, Умарова)

    Дети читают свои сочинения, обсуждение. (Презентация Шишовой Дарьи)

    -Какие чувства вызвали у Вас сочинения о Родине?

    Настроение команды-смайлик

    5)-«Искусствоведы» (Солдатенкова, Всеволодский, Дербенев, Реваева)

    (Музыка Чайковского звучит фоном)

    Работа по презентации «Искусство России», Солдатенкова Диана проводит викторину

    Настроение команды-смайлик

    6)-«Кто я для Родины?» (Борисов, Нурилоева, Нурилоев, Боровский, Булычева, Пивоваров)

    (Выступления Борисова и Нурилоевой под собственные презентации)

    Письма семьи Кузьминых(Сергей читает письма своего дедушки с фронта)

    Настроение команды-смайлик

    4 Этап  Обобщение

    Город Солнца (просмотр фильма “Город Солнца”-собственный фильм)

    Все команды оценивают общее настроение (как подготовились, поработали, на каком уровне)

    Коллаж(собираем материалы, каждая группа на свой плакат)

    (Фон в конце «С чего начинается Родина?», музыка-просмотр и прослушивание)

    -Ребята, готовы вы ответить на вопрос: Как зовут Родину?

    (Дети встают рядом со своими плакатами, поворачивают их на обратную сторону и читают по буквам: «РОССИЯ») (Звучит фоном мелодия «У моей России»)

    5 Этап Рефлексия Синквейк на слово РОССИЯ (дети называют добрые слова своей Родине) Например:

    Р-(родная)

    О-(огромная)

    С-(славная)

    С-(сильная)

    И-(интересная)

    Я-(яркая)

    Табличка настроения по цветам

    Плохое

    Хорошее

    Отличное

    Синий смайлик

    Желтый смайлик

    Оранжевый смайлик

    Список использованной литература:

    1.  Алексеев Ю.А. и др. Моя Родина — Россия . -Санкт-Петербург: Книжная палата,2006.

     2.Каплунова И. Н., Новоскольцева И. А. Я живу в России. -М.:Просвещение,2011 — 106 с.

    3. Обществознание. 5 кл.учебник./БоголюбовЛ.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И./ - М. : Просвещение, 2013. - 127с.

    4 Интернетресурсы.

    5.Энциклопедии “Росмэн” “Чудеса света Россия”, “Народы России”, “Россия”



    Предварительный просмотр:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.

    Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....

    Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.

    Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....

    Рабочая учебная программа по "Основы религиозных культур и светской этике", модуль "Светская этика"

    Рабочая учебная программа  по модулю "Светская этика" для обучающихся 4 класса...

    Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс. Модуль Светская этика

    Рабочая   программа по предмету  «Основы религиозных культур и светской этики»,  модуль  «Основы светской этики»  разработана  на основе требований Федерально...

    Рабочая программа 4 класс, Модуль Светская этика ,ПНШ

    Рабочая программа 4 класс, Модуль Светская этика ,ПНШ...

    РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ.

    Программа по Основам религиозных культур и светской этики....