Учебное занятие "Чувство Родины" по ОРКиСЭ в 4 классе (Модуль "Основы светской этики")
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме

Мичкова Александра Александровна

Учебное открытое занятие на районном семинаре по ОРКиСЭ "Формирование познавательной активности у учащихся в рамках изучения курса ОРКиСЭ". Модуль "Основы светской этики". Подготовили и провели учителя начальных классов МБОУ СОШ № 111 г Новосибирска в сборной группе ребят 4-х классов Прохорова А.А., Щетинина М.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-ose.doc89.18 КБ
Microsoft Office document icon foto_ose_2.doc144.76 КБ

Предварительный просмотр:

Учебное занятие по Основам религиозных культур

и светской этики

Модуль: Основы светской этики

Тема: «Чувство Родины»

                                                                       Класс — 4-а-б МБОУ СОШ № 111

Учителя: Прохорова А.А.

Щетинина М.А.

Тип занятия: интегрированный

Образовательная цель:  формирование у детей образа родной страны ,  Родины; закрепление   понятий «Отчизна», «Мать», «Русь», «Россия», «Родина», «Малая Родина»; развивать  исследовательские навыки; формировать умение применять свои знания на практике; развивать познавательный интерес.

Воспитательная цель: воспитывать любовь к Родине, уважение к ее символам, чувство патриотизма; формировать умение работать по группам.

Формирование УУД:

-Личностные:  уважение к своей Родине, ее символам,  радость и гордость от того, что мы родились и живем в России, в Новосибирске, учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата.

-Регулятивные: определять цель учебной деятельности, уметь извлекать информацию, представленную в виде текста , добывать информацию из дополнительных источников.

-Познавательные: уметь анализировать, перерабатывать, систематизировать    нужную информацию.

-Коммуникативные: уметь работать в группе, договариваться друг с другом,  участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.

 Основные понятия: «Отчизна», «Мать», «Русь», «Россия», «Родина», «Малая Родина».

Оборудование: интерактивный комплекс, карта России, раздаточный материал для работы в группах, на доске вопрос: «Как зовут Родину?», понятия:«Отчизна», «Мать», «Русь», «Россия», «Родина», «Малая Родина», выставка книг.

Эпиграф: «За то, друзья, мы так Отчизну любим, что на земле прекрасней всех она»                                              

    А.Пришелец

Технологическая карта занятия  

Этап занятия

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Мотивационный этап

Взаимное приветствие учителя и   обучающихся друг с другом.

 

Все улыбнулись друг другу, приготовились к уроку

Коммуникативные действия: настроиться на работу в  группе

2. Этап актуализации темы

-Ребята, мы долго с вами готовились. Вы выполняли творческие задания, делали доклады, игры, презентации, сочинения. Скажите, какая у вас всех была общая тема?

(Ответы детей)

-Конечно, мы будем говорить о Родине, о России. И вместе в конце урока нужно будет ответить на вопрос «Как зовут Родину?»(на доске)

-А как еще можно назвать Родину?

Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.

Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное;

а Матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов…(на доске появляются понятия: Родина, Отчизна, Отечество, Мать, Русь, Россия)

Ответы: мы поговорим о  России, о Родине.

Дети смотрят презентацию и поют песню «У моей России»

Ответы: Отечество, Русь-Матушка, страна, государство, Отчизна.

Личностные УУД: ценить и принимать базовые ценности «Родина», «Малая Родина», «Россия» Уважение к своей Родине, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России.

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.

Регулятивные УУД:

определять цель учебной деятельности.

3  этап  Работа в группах

Открытие новых знаний,обмен информацией

(Музыка о Новосибирске-гимн, презентация «Кузьмин»)

1) -Первой мы предлагаем выступить команде «Малая Родина» (Красюк, Цыкунов, Кузьмин, Тейхреб...)

-А как Вы объясните это понятие?

Ответы детей, выступления детей.

Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других.

Познавательные УУД:

анализировать, систематизировать информацию.

Регулятивные УУД:

уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, добывать информацию из дополнительных источников.

2) — Вторая команда называется «Отечество» (Домнин, Шаталова, Евтихин, Купранова)

(ФОН № 3 «Отечество», ФОТО- Евтихин Военный институт ???  музыка Хворостян «Я служу России»)

Выступления детей.

Домнин Максим рассказывает об Отечественной войне 1812 г и Первой мировой войне 1914 г, показывает свои поделки проекты. Шаталова Лиза проводит игру с пословицами «Пословицы рассыпались»

(Все пословицы разрезаны на части, команды и гости «Собирают» их. Затем читают, что получилось)

Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других.

Познавательные УУД:

анализировать, систематизировать информацию.

Регулятивные УУД:

уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, добывать информацию из дополнительных источников.

3)-Команда «Сибирь» (Пинаев, Ланюгов, Ефимова, Гришин)

 (Музыка- «Сказание о земле Сибирской»??? или Ваенга «Тайга»)

Выступления детей

Пинаев рассказывает о своих достижениях

Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других.

Познавательные УУД:

анализировать, систематизировать информацию.

Регулятивные УУД:

уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, добывать информацию из дополнительных источников.

4)-Команда «Сочинитель» (Пусенко, Шишова, Архипов, Умарова)

Дети читают свои сочинения, обсуждение

Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других.

Познавательные УУД:

анализировать, систематизировать информацию.

Регулятивные УУД:

уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, добывать информацию из дополнительных источников.

5)-«Искусствоведы» (Солдатенкова, Всеволодский, Дербенев, Реваева)

(Музыка Чайковского)

Работа по презентации «Искусство России»  

Солдатенкова Диана проводит викторину по искусству

Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других.

Познавательные УУД:

анализировать, систематизировать информацию.

Регулятивные УУД:

уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, добывать информацию из дополнительных источников.

6)-«Кто я для Родины?» (Борисов, Нурилоева, Нурилоев, Боровский, Булычева, Пивоваров)

(Музыка, диск ОСЭ)

Выступления детей по своим презентациям, стихотворения читают наизусть

Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других.

Познавательные УУД:

анализировать, систематизировать информацию.

Регулятивные УУД:

уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, добывать информацию из дополнительных источников.

4 Этап Обобщение

  (Фон в конце «С чего начинается Родина?», музыка)

-Ребята, готовы вы ответить на вопрос: Как зовут Родину?

Дети встают рядом со своими плакатами, поворачивают их на обратную сторону и читают по буквам: «РОССИЯ»

Познавательные УУД:

анализировать, систематизировать информацию.

5 Этап Рефлексия.

-Скажите своей Родине добрые слова(слова на все буквы слова РОССИЯ)

Синквейк на слово РОССИЯ

Познавательные УУД:

анализировать, систематизировать информацию.

 4 Этап.  Обобщение 

Подведение итогов

(Фон в конце «С чего начинается Родина?», музыка)

-Ребята, готовы вы ответить на вопрос: Как зовут Родину?

А теперь каждая команда оценит уровень  своих знаний.

 Зеленая карточка - «Мы уверены в своих знаниях»

Желтая карточка – “Мы  немного сомневаемся в своих знаниях”

Красная карточка – “Нам  трудно”

(дети встают рядом со своими плакатами, поворачивают их на обратную сторону и читают по буквам: «РОССИЯ»)

 

Обучающиеся обозначают свой уровень усвоения материала на уроке.

Личностные УУД: ценить и принимать базовые ценности « Родина», «семья», «друзья». Радость и гордость от того, что мы    живем в  России.

Познавательные УУД:

стремление к поиску интересующей информации и ее систематизации

Регулятивные УУД:

умение аргументировать свой ответ, делать выводы

Регулятивные УУД:

способность к преодолению препятствий, оценивать результаты своей и чужой деятельности,

самоконтроль, самооценка.

Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении, осуществлять контроль.

План – конспект

1 этап

Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Мы рады Вас приветствовать в нашей тесной компании и приглашаем в необыкновенное путешествие

2  этап

-Послушайте стихотворение и  ответьте на вопрос «О чем мы сегодня будем говорить на занятии?»  (диск ОСЭ- стихи о Родине)

Ответы: мы поговорим о России, о Родине.

(показ ФОН № 1, с изображением природы, символов России, музыка «У моей России», поем песню)

- Сегодня мы путешествуем по нашей Родине-России.

(На доске появляется слово:Родина)

-Как еще можно назвать Родину?

(Ответы на карточках. Дети прикрепляют понятия на доску и объясняют смысл: Отечество, Русь-Матушка, страна, государство, Отчизна.)

Например:

Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.

Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное;

а Матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов…

3 этап  Постановка вопроса

-Вы много назвали понятий Родины. Предлагаю в конце занятия ответить вот на такой вопрос: «Как зовут Родину?»

(Вопрос  появляется на доске)

4  этап  Работа в группах

 (Музыка-гимн Новосибирск, презентация Кузьмин- ФОН -2)

1) -На это занятие каждая команда готовила материал на заданную тему. Первой мы предлагаем выступить команде «Малая Родина» (Красюк, Цыкунов, Кузьмин, Тейхреб)

Ответы детей, выступления детей.

В конце выступления команда оценивает свое настроение: удалась ли работа группы (дети совещаются и вывешивают смайлик настроения на карту России)

2) — Вторая команда называется «Отечество» (Домнин, Шаталова, Евтихин, Купранова)

( ФОТО- Евтихин Военный институт ФОН -3,  музыка Хворостян «Я служу России»)

Выступления детей.

Домнин Максим рассказывает об Отечественной войне 1812 г и Первой мировой войне 1914 г, показывает свои поделки (коллекции армий разных лет из пластилина)

Шаталова Лиза проводит игру с пословицами «Пословицы рассыпались»:

Одна у человека родная мать, одна него и РОДИНА !

Родина краше солнца, дороже золота!

Родина - мать, умей за неё постоять!

Родина начинается с семьи!

На чужбине и собака тоскует!

На чужой стороне и орёл – ворона!

Если народ един – он непобедим!

Кто где родился, тот там и пригодился!

Без любви к человеку нет любви и к РОДИНЕ!

В каком народе живёшь, того обычая и держись!

Своя земля и в горсти мила!

Человек без Родины не живет!

(Все пословицы разрезаны на части, команды и гости «Собирают» их. Затем читают, что получилось)

Настроение команды-смайлик

3)-Команда «Сибирь» (Пинаев, Ланюгов, Ефимова, Гришин)

Выступления детей (Музыка- «Военный Новосибирск»)

Настроение команды-смайлик

4)-Команда «Сочинитель» (Пусенко, Шишова, Архипов, Умарова)

Дети читают свои сочинения, обсуждение. (Презентация Шишовой Дарьи)

-Какие чувства вызвали у Вас сочинения о Родине?

Настроение команды-смайлик

5)-«Искусствоведы» (Солдатенкова, Всеволодский, Дербенев, Реваева)

(Музыка Чайковского звучит фоном)

Работа по презентации «Искусство России», Солдатенкова Диана проводит викторину

Настроение команды-смайлик

6)-«Кто я для Родины?» (Борисов, Нурилоева, Нурилоев, Боровский, Булычева, Пивоваров)

(Выступления Борисова и Нурилоевой под собственные презентации)

Письма семьи Кузьминых(Сергей читает письма своего дедушки с фронта)

Настроение команды-смайлик

4 Этап  Обобщение

Город Солнца (просмотр фильма “Город Солнца”-собственный фильм)

Все команды оценивают общее настроение (как подготовились, поработали, на каком уровне)

Коллаж(собираем материалы, каждая группа на свой плакат)

(Фон в конце «С чего начинается Родина?», музыка-просмотр и прослушивание)

-Ребята, готовы вы ответить на вопрос: Как зовут Родину?

(Дети встают рядом со своими плакатами, поворачивают их на обратную сторону и читают по буквам: «РОССИЯ») (Звучит фоном мелодия «У моей России»)

5 Этап Рефлексия Синквейк на слово РОССИЯ (дети называют добрые слова своей Родине) Например:

Р-(родная)

О-(огромная)

С-(славная)

С-(сильная)

И-(интересная)

Я-(яркая)

Табличка настроения по цветам

Плохое

Хорошее

Отличное

Синий смайлик

Желтый смайлик

Оранжевый смайлик

Список использованной литература:

1.  Алексеев Ю.А. и др. Моя Родина — Россия . -Санкт-Петербург: Книжная палата,2006.

 2.Каплунова И. Н., Новоскольцева И. А. Я живу в России. -М.:Просвещение,2011 — 106 с.

3. Обществознание. 5 кл.учебник./БоголюбовЛ.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И./ - М. : Просвещение, 2013. - 127с.

4 Интернетресурсы.

5.Энциклопедии “Росмэн” “Чудеса света Россия”, “Народы России”, “Россия”



Предварительный просмотр: