Проект урока по ОРКСЭ. "Любовь и уважение к Отечеству."
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Брусова Наталья Сергеевна

Данный урок тридцатый в модуле "Основы православной культуры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_uroka_prilozheniya.doc586.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока по ОРКСЭ.

Модуль. Основы православной культуры.

Данный урок является тридцатым в модуле «Основы православной культуры».

Ф.И.О. учителя           Брусова Наталья Сергеевна

Класс. 4 класс

Тема. Любовь и уважение к Отечеству.

Основные понятия. Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм.

Цель: создать условия для формирования у детей чувства  любви и уважения к Отечеству.

 Задачи.

Образовательная. Выявить имеющиеся знания у учащихся о стране, в которой они живут,  и  расширить их. Уточнить значение понятий Родина, Отечество, патриотизм.

Воспитательная. Воспитывать чувство любви и уважения к Родине, чувство гордости за традиции, обычаи;

Воспитывать  желание быть причастными к истории Отечества, эмоциональную отзывчивость учащихся, чувствовать красоту слова.

Создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине; чувство гордости за героическое прошлое своей Родины.

Развивающая:

 Развивать творческие способности учащихся, интерес и желание больше узнать о родном крае;  устную речь учеников, навык самостоятельной работы с текстом, развивать умения сравнивать, анализировать текст, выделять существенное, обобщать;  способствовать развитию коммуникативных качеств, умению  работать в группе.

Личностные результаты.

 расширять кругозор обучающихся, обогащать  словарный запас.

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

-понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Метапредметные результаты.

Регулятивные.

-самостоятельно формулировать тему и цели урока;

-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

-в диалоге с учителем и другими детьми вырабатывать критерии оценки и определять степень -успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные.

-извлекать информацию, представленную в разных формах  перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы

 в другую (составлять план, модель);

-пользоваться словарями, кейсами;

-строить рассуждения;

Коммуникативные.

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

-высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть -готовым корректировать свою точку зрения;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-задавать вопросы.

Предметные результаты.

-самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, ставить пометы на полях, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

Технологии. Личностно - ориентированная,  сотрудничества, здоровьесберегающая,  деятельностный подход.

При разработке урока использованы приемы технологии ТРКМ: синквейн, инсерт; кейс-метод.

Тип урока:

 по основной дидактической цели: изучение нового материала

по способу проведения и этапам учебного процесса: комбинированный.

Оборудование: учебное  пособие А.В.Кураева «Основы православных культур; мультимедийный проектор для просмотра презентации, иллюстрации с изображением герба и флага России, Москвы и фотографиями родных мест; Толковые словари;  кейсы, , фонограмма «Песня о России» Шаврина Е., раздаточный материал для урока, игрушка матрешка, каравай хлеба, вышитое льняное полотенце, сладости в узелках.

В сценарии урока я использовала следующие сокращения в описании УУД:

Регулятивные - (Р)

Познавательные – (П)

Коммуникативные – (К)

Личностные – (Л)

Предметные – (П)

Этапы урока.

Цели.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся.

Комментарии

(формируемые УУД)

I. Стадия вызова.

1.Организационный момент.

Цель: создание положительного эмоционального настроя на усвоение учебного материала.

2. Мотивация к учебной деятельности и актуализация имеющихся знаний по теме.

Цель: подготовка к осознанному восприятию материала, стимулирование познавательного интереса.

II. Стадия осмысления.

Цель: получение новой информации;

ее осмысление соотнесение новой информации с собственными знаниями,

поддержание интереса созданного во время фазы вызова.

1. Сообщение темы  и цели урока.

2.Работа в группах по теме.

 а) Организация работы с кейсами.

б) Физминутка

Цель: снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых.

в) Презентация продукта совместной деятельности.

III. Рефлексия.

Цель: выражение новых идей и информации собственными словами;

анализ всего процесса изучения материала;

выработка собственного отношения к изучаемому материалу.

IV. Подведение итога урока. Домашнее задание.

Цель: дать анализ и оценку деятельности учащихся, создать ситуацию успеха.

Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

- Здравствуйте, ребята!

Поприветствуйте друг друга, улыбнитесь друг другу, подарите окружающим  частичку своей любви, тепла и радости.

Когда мы улыбаемся,
мы реже ошибаемся.
И чаще награждаемся
подарками судьбы.
Когда мы улыбаемся,
мы жизнью наслаждаемся.
И вмиг освобождаемся
от горестей любых.
Улыбка-вещь бесплатная,
простая и понятная,
смешная и понятная,
доступная для всех.
Когда мы улыбаемся,
Мы самоисцеляемся.
И силой наполняемся,
дарующей успех!

Слуховые ассоциации (звон колоколов)

-Готовясь к сегодняшнему уроку, меня привлекли необычные звуки. Я предлагаю послушать эти звуки и представить  место, где можно было бы услышать их.

-Что вы себе представили?

-Что почувствовали?

Ассоциация обоняния (каравай хлеба)

- Закройте глаза и узнайте предмет по запаху.

Что у меня в руках?

-Что вы себе представили?

-Что почувствовали?

Ассоциация осязания (матрёшка)

-Какой предмет находиться в коробке?

 

Зрительная ассоциация  (презентация  с фотографиями  уголков России и малой Родины)

-Какие ассоциации возникают при просмотре этих слайдов?

- Кто догадался, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?

Тема нашего урока « Любовь и уважение к Отечеству».

- На какие вопросы в ходе нашего урока вы бы хотели найти ответ?

(учитель выслушивает ответы детей, дополняет тем, что может быть важным при изучении темы, а детьми не озвучено)

- А мне бы хотелось, что бы вы ответили на такие вопросы:

-А что для вас  значит слово «Родина»?

- Кого можно считать патриотом?

- Как можно проявить свою любовь к Родине?

- Целью нашего урока будет поиск ответов на эти вопросы.

( каждая группа получает кейс с материалами по теме)

- Мы сейчас обозначили  основные вопросы, которых необходимо коснуться. Для  работы по теме урока вы разделены на 4 группы.  Каждая группа подготовит  свое сообщение, связанное с нашей темой.

На столах у вас лежат кейсы с  несколькими источниками информации. Приложение1. 

Изучая источники (на изучение дается 15 минут), вы должны будете делать пометы на полях:

V- эту информацию знал, знаю, вспомнил;

+ - это новая для меня информация;

? - эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.

Затем вы обсудите и  озвучите свои мысли.

Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам.

  1. Слаженность работы группы, то есть участие каждого ученика.  
  2. Полнота информации (на все ли вопросы будут найдены ответы).
  3. презентация выступления, то есть, насколько эмоционально и доходчиво вы сможете выступить.

Оценивать работу группы мы будем по  10-ти бальной шкале. Приложение 4.

Я, ты, он, она,

Вместе - целая страна,

Вместе - дружная семья.

В слове «мы» - сто тысяч «Я».

Большеглазых, озорных,

Черных, рыжих и льняных,

Грустных и веселых,

В городах и селах.

( показывает движения)

(Заслушивает ответы групп, дополняет, обобщает)

- Что было для вас знакомым из прочитанного?

- Что нового вы узнали для себя из этого текста?

- У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным?

- А теперь попробуйте все, что узнали на уроке, записать в виде синквейна, постарайтесь отобразить в нём полученные на уроке знания. Ребята, у вас будет несколько минут на выполнение этого задания, пока звучит песня – вы работаете.

 Приложение 2.

- Зачитайте свои синквейны и прикрепите на доску.

 (На доске прикреплён плакат «Россия». Дети друг за другом прикрепляют кружок с синквейном)

Приложение 3.

Я думаю, что все вы вырастите достойными гражданами России. Будете любить Родину и охранять природу родной земли. И если потребуется, сможете защитить нашу страну. Я также надеюсь, что вы будете уважать государственные символы нашей Родины.

 

-Мне очень понравилась ваша работа. По старинной русской традиции я приготовила вам в дорогу узелки с лакомствами,  но и ещё с творческими заданиями. Привлеките к выполнению задания ваших родителей, представителей старшего поколения. А тема заданий – малая родина, задания у всех разные.

(Учащиеся выполняют команды)

(Ребята устно рассказывают о своих чувствах, мыслях, переживаниях.)

-Храм, звонница, колокольня

-Волнение, радость, потому что это праздничный звон, восхищение красивым звоном.

-Хлеб, пироги

-Мы представили каравай, только что вынутый из печи, вкусные бабушкины пироги.

-Тепло, аромат горячего хлеба, желание попробовать хлеб.

Игрушка, матрёшка, сувенир.

Столица, Родина, родные места.

(Дети формулируют тему урока, определяют цели и задачи урока.)

Говорить будем о нашей Родине. О России.

-

Россия многонациональная страна.

Традиции нашей страны.

Интересные факты о малой родине и т.д.

(Каждый ученик получает кейс, читает его, делая на полях пометы, потом идет обсуждение в группе)

(когда выступление готово, дети берутся за руки и поднимают их вверх)

(дети выполняют)

(работают над синквейном, озвучивают и крепят на доску)

планирование учебного сотрудничества с учителем (К)

самоопределение (Л)

 смыслообразование (Л)

 целеполагание (П)

 понимание  информации, представленной в неявном виде (П)

 

принятие и сохранение учебной задачи (Р)

 планирование своих действий (Р)

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (П)

интерпретация  и обобщение информации (П)

извлечение необходимой информации из текстов (П)

анализ и объяснение прочитанного (П)

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

учет разных мнений (К)

аргументация своего мнения (К)

достижение договоренностей и согласование общего решения (К)

осознание ответственности за общее дело (Л)

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

учет разных мнений (К)

аргументация своего мнения (К)

Приложение I        

Кейс № 1.

Вопросы для обсуждения.

1.Как называется наша Родина?

2. Откуда произошло слово «родина»?

Источник 1.

Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.

Источник 2.

 Толковый словарь живого великорусского языка. В.И.Даля.

Источник 3.

 Словарь синонимов.  В.И.Даля.

Источник 4.

Слово «РОДИНА» произошло от древнего слова «РОД», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого-нибудь древнего рода.

Род-бог славяно-русской мифологии, родоначальник жизни, дух предков. Покровитель семьи и дома. В честь этого бога и назван главный город племени россов- Родень (Родня). Также близкие по значению слова: родить, родители, родня, родословная, родина, народ.

Мы живём в России. Это наша Родина.

- Значит, мы кто?  Мы Россияне.

Источник 5 .

Русь.

Короткое – в один слог всего – а какое просторное и загадочное слово! Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами.

У слова Русь много значений. Русь. Русские. Россия. Россияне. Иными словами, Русь – это страна, где много рек и озер, а русский – это человек, живущий у воды.

Есть у слова Русь еще одно значение. Русью светлое место зовется. Где солнышко. Да всё светлое так называют: русый парень, русая девушка; русая рожь – спелая.

Милая светоносная моя Русь, Родина, Родительница моя. (По С. Романовской)

Источник 6.

Слово родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас – потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово род означает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень (Родня). Он был посвящён богу Роду.

Родить – значит, произвести на свет потомство. Родит женщина, родит животное (собака, кошка, лиса…), родит почва, земля.

Источник 7.

Давным-давно, в  далёкие времена  жили-были добры молодцы – могучие богатыри русские и девицы – красавицы, у них были добрые  матушки и мудрые батюшки. Умели они пахать, косить, дома – терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать, а также Родину защищать от нашествий вражеских. В ту пору государство называлось Киевская Русь, так как столицей был город Киев.

 - Слово  «Русь», как полагают некоторые учёные, произошло от слова «русло». Русло – это ложе реки, по которому она течёт меж берегов.

 - Русь – страна рек и озёр. Русь – светлое место. Это страна света. Солнца, добрых людей. Русских называют ещё росами, а страну, где они живут – Россией.

 Имя Россия у русского государства появилось постепенно в конце 11 века. Оно впервые встречается в летописях. Созданных при царе Иване 3.тогда часто употреблялось название «Россия» наряду с прежними названиями «Русь», «Русская земля», но со временем оно стало употребляться самостоятельно.

Источник 8.

Пословицы и поговорки.

Родной край – сердцу рай.

Нет в мире краше Родины нашей.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Одна у человека мать, одна у него и родина.

У народа один дом – Родина.

Нет сына без отчизны.

Родина – всем матерям мать.

Береги Родину, как зеницу ока.

Будь не только сыном своего отца – будь и сыном своего народа.

Всякому мила своя сторона.

В своём доме и стены помогают.

Дым отечества светлее чужого огня.

На чужой стороне Родина милей вдвойне.

На чужой стороне и весна не красна.

Расставшись с другом, плачут семь лет, расставшись с Родиной – всю жизнь.

Жить – Родине служить.

Источник 9.

Что такое Родина детскими глазами.

Родина берёт своё начало,
С маминой улыбки по утрам,
С берега родного и причала,
С краешка земли, что дорог нам.

С солнечного зайчика в ладошке,
И куста малины у реки,
Блюдца молока в углу для кошки,
Бабушкиной ласковой руки.

Родина – в знакомой детской книжке,
В запахе домашних пирожков,
И в глазах соседского мальчишки,
Что нарвал тебе букет цветов.

Родиной гордимся мы по праву,
Видя факел вечного огня,
Почитая воинскую славу,
И заветы прадедов храня.

Город, его улицы и парки,
Школа и надёжные друзья,
Даже вкус любимой шоколадки – 
Это тоже Родина моя!

                                   (Т. Дементьева)

Составьте образ Родины  из первых букв слова.

                Р:                         

                О:

                Д:

                И: 

                Н: 

                А:

Кейс №2.

Вопросы для обсуждения.

1.С чего начинается Родина, Отечество, Россия?

2.Кого можно считать патриотом?

Источник 1.  

Учебник « Основы православной культуры» А.В. Куваев

Источник 2.

Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.

Источник 3.

«Что зовем мы Родиной»                                          

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой растем,

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом.

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой живем,

И скворцов весенних песни

За распахнутым окном.

                                         (Степанов Владимир)

Источник 4.

Родина
Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.

Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком,
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.

                                     (Татьяна Бокова)

Источник 5.

С чего начинается Родина?

С чего начинается Родина? 
С улыбок и слез матерей;
С тропинки, ребятами пройденной, 
От дома до школьных дверей.

С березок, стоящих веками, 
На взгорье в отцовском краю, 
С желанья потрогать руками 
Любимую землю свою.

Где наша Отчизна кончается? 
Гляди — не увидишь границ, 
В полях горизонт раздвигается, 
При вспышке далеких зарниц.

А ночью в морях ее синих, 
Баюкает звезды волна. 
Нет края-конца у России;
Безбрежна, как песня, она.

Так что же такое ты. Родина? 
Поля в перелесках зари. 
Все очень знакомое вроде бы, 
А глянешь — и сердце горит.

И кажется: можешь с разбега, 
Взлететь, не боясь вышины, 
И синюю звездочку с неба, 
Достать для родимой страны.
                                   (К. Ибряев)

Источник 6.

"Наше Отечество, наша родина-матушка Россия, Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное, а матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, напоила своими водами, выучила языку, как мать, защищает и бережёт нас. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина"

 К.Д. Ушинский:

Источник 7.

Так много значит слово «Родина», что другим словом и не назовешь, не объяснишь, не охватишь. Одно назовешь, а каждый тебе что-то подскажет, так как  каждый понимает по-своему, но каждый обязательно произнесет: СЕМЬЯ, ДОМ, РОДНОЙ ГОРОД.

Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимает семья, работа, служение Отечеству. Родина мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги, природа – такие простые, теплые человеческие ценности становятся основой настоящей любви к родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при  каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце.

Источник 8.

Патриот – человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, благо своего народа, человек, который любит свою Родину.

Патрио́т — патриотичный человек — тот, кто любит своё Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины .

«Патриотизм, – говорил Алексей Толстой, - это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше… Это – сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней её счастливых и её несчастных дней». 

Патриотизм скорее всего это нравственное чувство, которое включает в себя несколько черт, не только любовь к Родине.!
Патриотизм: - любовь к Родине;
- лояльность в отношении к политическому строю;
- следование и умножение традиций своего народа;
- бережное отношение к историческим памятникам и обычаям страны;
- привязанность к родным местам;
- стремление к укреплению чести и достоинства Родины;
- воинская храбрость, мужество и самоотверженность;
- знание законов и следование им;
Итак, патриотизм это такое качество, которым должен (обязан) сегодня обладать истинный гражданин станы

Источник 9.

В каждой стране есть свои герои, и именно на их опыте, на их подвигах воспитывается молодое поколение. Наша Родина – страна героическая. В ее тысячелетней истории военных лет в общей сложности было больше, чем годов мирных. Но, какие бы враги нам не бросали вызов, мы выстояли. И чтобы в любых условиях молодежь была готова вновь встать на защиту страны, нужны примеры героизма – не показного, а истинного.  За каждой наградой – героизм офицера, солдата… 

Отдельная тема – награды космонавтов. Дважды и более побывавшие в космосе становились дважды Героями. За 50 лет в космосе побывали более 520 человек из разных стран, из них 55 – женщины.
Афганская война… Она стала для нашей страны трагичной, длительной, принесла много горя семьям погибших . 91 человек получил звание Героя. Более 10 человек получили звание Героя уже после вывода наших войск. В Афганской войне погиб 91 смолянин. Количество жертв двух Чеченских войн неизвестно. 410 человек стали Героями РФ. Ирина Янина, медсестра, спасла 4-х человек из горящего БТР. Погибла при взрыве машины, удостоена звания Героя в 1999 г.
Во время грузинского конфликта в августе 2008 года 13 человек стали Героями РФ. Вновь возрождено награждение орденом Святого Георгия и Георгиевским крестом. 8 человек получили орден и 263 – Георгиевские кресты.. За годы Великой Отечественной войны Смоленщина дала стране 261 Героя Советского Союза, 40 кавалеров ордена Славы. У нас 250 Героев Соцтруда, 45 кавалеров ордена Трудовой Славы. В каждой семье живет память о своих героях, пусть даже они и не имеют никаких наград.

За многовековую историю России наш народ совершил неисчислимое количество самоотверженных подвигов в боях с иноземными врагами, в борьбе за независимость, свободу и суверенитет нашей Родины, а также в процессе укрепления и развития мощной державы. В России такое количество Героев Отечества, которых нет ни у одного другого государства в мире. И исток этих подвигов, совершенных в разные исторические эпохи, один: любовь к Родине! Патриотизм, преданность Отечеству, сознание своей неотъемлемости от Родины – главные составляющие нашего народа.

Источник 10.

Россия – многонациональное государство, впитавшее в себя различные культуры, вероисповедания. И народы России всегда дружно и самоотверженно защищали свою единую Родину. Во все времена перед лицом внешней угрозы и внутренних потрясений народы России сплачивались, выступали единым монолитом. Ополчение Минина и Пожарского в 1612 г. состояло из представителей разных национальностей и народов. В Отечественной войне 1812 года наряду с русскими принимали участие татары, башкиры, калмыки, военные формирования народов Кавказа. Высочайший моральных дух и ярко выраженный интернациональный характер патриотизма проявился в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Брестскую крепость защищали воины более чем 30 национальностей. В боях под Москвой в дивизии генерала И. В. Панфилова сражались воины из самых разных уголков Советского Союза. И, одержав великую победу над фашизмом, наш многонациональный народ принес свободу народам Европы.

Историческая память народов нашей страны из века в век, от поколения к поколению передает сведения о ратных подвигах сынов России, спасших землю русскую от иноземных захватчиков и оказавших помощь другим народам и странам. Богатырская сила и бесстрашие Ильи Муромца – защитника земли Русской; доблесть дружины князя Олега; отвага полка Игорева; слава войска Александра Невского; стойкость ратников Дмитрия Донского и ополченцев князя Пожарского; знаменитые победы русской армии и флота под командованием Петра I; стремительный натиск на врага русской армии под руководством генералиссимуса А. В. Суворова, генерал-фельдмаршала М. И. Кутузова; беспредельная стойкость героев Бородинского сражения, военачальников генерал-фельдмаршала М. Б. Барклая-де-Толли, генерала от инфантерии П. И. Багратиона, успех партизанских действий Дениса Давыдова – во время Отечественной войны 1812 года; подвиги замечательных русских флотоводцев адмиралов П. С. Нахимова и Ф. Ф. Ушакова; самоотверженность и беспримерная забота о солдате генерала от кавалерии А. А. Брусилова в Первую мировую войну; героические подвиги Советской армии под руководством Генералиссимуса И. В. Сталина, прославленных маршалов Г. К. Жукова, А. М. Василевского, И. С. Конева, Б. М. Шапошникова, С. К. Тимошенко, К. К. Рокоссовского, адмиралов флота Н. Г. Кузнецова, С. Г. Горшкова – всё это наша героическая история. А подвиги легендарных полководцев – гордость и национальное достояние Отечества.

За геройские подвиги со времен Петра Великого Герои Отечества награждались орденами, медалями и именным оружием. Орден Святого апостола Андрея Первозванного, военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия, орден Святого Александра Невского, орден Святого равноапостольного князя Владимира являлись высшими наградами в иерархии российских орденов и вручались отличившимся офицерам российской армии. Солдаты за геройские подвиги награждались Георгиевскими крестами. Полными кавалерами Георгиевского креста за отличия в Первой мировой войне стали В. И. Чапаев, будущийтрижды Герой Советского Союза С. М. Буденный.

В 1918–1920 гг. Михаил Фрунзе, Александр Пархоменко, Василий Блюхер, Григорий Котовский были награждены новым советским орденом – орденом Боевого Красного Знамени. Высшая степень отличия за героические подвиги в Советском Союзе была учреждена 16 апреля 1937 г.

Источник 11.

С каждым годом все дальше памятная дата 9 мая 1945 года, когда весь мир узнал о победе русского народа над фашистами, все меньше становиться людей, свидетелей и участников той страшной, кровопролитной войны. И мы не имеем права забывать о тех «кто уже не прейдет никогда…», кто подарил нам Мир и счастливое детство. Поэтому каждый год 9 мая все люди с благодарностью вспоминают тех, кто сложил свои головы. Весь мир празднует с нами этот день. Советская армия победила фашизм. Справедливая освободительная борьба завершилась в 1945 году. С первого ее дня и до последнего люди совершали бессмертные подвиги во имя победы.

Вся страна – армия и народ, тыл и фронт – объединились под лозунгом «Смерть фашистским оккупантам!», «Все для фронта, все для победы!» вся страна превратилась в единый грозный военный лагерь.

Люди не думали о своей жизни, не жалели себя. В мыслях было одно:
Остановить врага! В суровые дни войны рядом со взрослыми вставали дети.
Школьники собирали металлолом, деньги в фонд обороны, отсылали на фронт теплые вещи, кисеты для табака, работали на военных заводах, дежурили на крышах домов при воздушных налетах, помогали убирать урожай в полях, выступали с концертами в госпиталях, ухаживали за ранеными. Многие юные герои пали смертью храбрых на полях сражений. Их именами названы улицы, корабли, школы.

И вот наступил он, этот великий долгожданный день – День Победы!
Этого праздника люди ждали 1418 дней. 
Советские войны прошагали тысячи километров, освобождая нашу страну и страны Европы от фашизма.

Если бы каждому из 20 миллионов погибшему на этой войне посвятить минутное молчание, то население всей Земли замолчало бы на 30 лет. Давайте хранить память о тех, кто своим подвигом, своей жизнью добыл для нас победу. Давайте бережнее относиться к ветеранам, участникам и очевидцам той войны, их с каждым годом становиться все меньше и меньше. Спасибо им за то, что мы живем под мирным небом.

Источник 12.

 СЕРГАЧ – старинный город Нижегородского края, первое упоминание о котором в русских летописях относится к 1382 году. Тогда, в XIV-XVI веках, до взятия русскими войсками Казани в 1552 году, он выполнял роль небольшого сторожевого поста на восточных рубежах Руси. Начало городу дали беглые крестьяне, укрывавшиеся от непосильного феодального гнета в дремучих припьянских лесах. В середине ХVII века Сергач становится селом, центром поташного производства в России, занимавшего тогда важное место в экономике русского государства. Являясь собственностью крупного феодала боярина Б.И. Морозова, это селение стало заселяться им «наплавными» людьми, то есть собранными по воле владельца из разных его поместий.

Сегодня Сергач – организующий центр восточной части Правобережья, растущий промышленный город. С каждым годом расширяются экономические связи города. Сергач становится центром большого агропромышленного района с развитым земледелием и животноводством. Неузнаваемо изменились культура и быт сергачан. На сергачской земле выросли многие знаменитости. Сергач – родина первого председателя прославившегося на всю страну колхоза «Алга» М.С. Саберова.

   Наши селения гордятся Героями-земляками: В.А. Ермолаев, И.Д. Ивлиев., Н.А. Старчиков, Н.В. Шапкин, С.Г. Зимин, а город Сергач прославлен именами В.С. Гусева, В.А. Бударагина и Н.А. Плеханова. Мы гордимся, что с нашим городом связана жизнь ряда видных ученых, принесших славу отечественной науке. Это основоположник отечественной геологии Михаил Эдуардович Ноинский, Герой Социалистического Труда вице-президент Академии наук СССР академик П.Н.Федосеев, последователь Ноинского Александр Леонидович Ященко. На сергачской земле родился и вырос детский прозаик и поэт Иван Васильевич Беляков, писатель лауреат Государственной премии РСФСР Семен Иванович Шуртаков. Сергачане гордятся своими замечательными земляками.

Источник 13.

На Нижегородской земле не было кровопролитных боев, но это не значит, что война обошла нас стороной: военного лиха наши земляки хватили сполна. На обелиске имена воинов не вернувшихся с полей сражений.

Источник 14.

Сделайте мир вокруг себя чище, добрее, справедливее, и вы сделаете лучше себя, вы почувствуете, как возрастает в мире любовь, как изменилась наша страна.

От малых дел рождается большая любовь к ближнему, к стране. И все это называется патриотизмом.

Составьте портрет патриота.

Патриот – человек, который

любит_____________________________________________________________

хранит___________________________________________________________

уважает__________________________________________________________

переживает________________________________________________________

гордится_________________________________________________________

помогает_________________________________________________________

               ________________________________________________________

              _______________________________________________________-

потому что не может быть равнодушным, потому что только активные действия патриота  сделают Родину процветающей.

Кейс № 3.

Вопросы для обсуждения.

Назовите важнейшие символы нашей страны.

 Чем славится Россия? Чем славится малая родина?

Источник 1.

Государственные символы России — установленные Федеральными конституционными законами отличительные знаки государства — Российской Федерации.

К ним относятся:

Государственный герб России

Государственный гимн России

Государственный флаг России

Флаг.    

 -Что означает каждый цвет флага?

Белый - вера и чистота, синий – небо, благородство, верность, а красный – героизм, отвагу и смелость.

Герб.

- На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орёл.

 Правой лапой орёл сжимает скипетр.

В его левой лапе – держава.

Над головами орла – короны.

На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита.

Это – Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которое помогло ему победить змея. Чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.
Гимн – это торжественная песня.

-Когда звучит гимн?

В торжественных случаях: во время национальных праздников, подъёма Государственного флага, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. Гимн нужно слушать стоя.

Источник 2.

Песня славы

Славься, великая,
Многоязыкая
Братских российских
Народов семья.

Стой, окружённая,
Вооружённая
Древней твердыней
Седого Кремля!

Здравствуй, любимое,
Неколебимое
Знамя, струящее
Разума свет!

Славная дедами,
Бравыми внуками
Дружных российских
Народов семья.

Крепни победами,
Ширься науками,
Вечно нетленная
Славы земля!
                               (Н. Асеев) 

Источник 3.

 Россия – самая большая страна на Земле.                                                    

Она занимает девятую часть всей суши. Россия расположена сразу в двух частях света: в Европе и в Азии. Её территория так велика, что требуется почти неделя, чтобы проехать на поезде от её западных до восточных границ. 
-Россию называют богатой страной.

 Толковый словарь Ожегова объясняет:

"Богатый – то же, что обильный, содержащий в себе много чего-нибудь ценного”.

Источник 4.

Россия – это одна из самых больших стран в мире. Именно в нашей стране

расположено большое количество заповедников, имеется много полезных

ископаемых, лесных и водных ресурсов.

Каждый человек должен любить и охранять свою Родину, бережно

относиться к её культурным ценностям, гордиться достижениями своего

народа.

Берегите Россию – нет России другой.

Берегите её тишину и покой,

Это небо и солнце, э тот хлеб на столе,

И родное оконце в позабытом селе…

Берегите Россию, без неё нам не жить.

Берегите её, чтобы вечно ей быть.

Нашей правдой и силой,

Всею нашей судьбой.

Берегите Россию – нет России другой!

Источник 5.

Россия – необъятная страна. Ее площадь составляет 17 млн. км2. Чтобы совершить путешествие с севера на юг, нам придется преодолеть 4 тыс. км, а чтобы пролететь от ее западных границ до восточных на самолете потребуется около 12ч., 
пролетев 10 тыс. км. С высоты мы увидим крупные реки: Волгу, Дон, Лену, Обь, Енисей, Амур, самое глубокое озеро Байкал – 1е в мире по запасам пресной воды. Огромные города и маленькие поселки, бескрайние поля и леса. И все это наша Родина – Россия.

Россия – эта великая, могучая, красивая держава. За свою многовековую историю терпела: нашествия, войны, погромы, пожары, страдания и выходила из всех испытаний обновленной, словно птица Феникс из пламени.

Источник 6.

Россия - страна с бурной многовековой историей и богатой культурой. Некоторые архитектурные и историко-культурные памятники на территории РФ внесены в список объектов Всемирного Наследия ЮНЕСКО, в том числе Московский Кремль и Красная площадь, исторический центр Санкт-Петербурга и дворцово-парковые комплексы его окрестностей, исторические памятники Новгорода, историко-культурный комплекс Соловецких островов, белокаменные памятники древней Владимиро-Суздальской земли и городов "Золотого Кольца России", церковь Бориса и Глеба в Кидекше, Троице-Сергиева Лавра в Сергиевом Посаде, Церковь Вознесения в Коломенском, Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник "Кижи" и др. 
Исторические места - Москва, Новгород, Бородино, Ростов Великий, Смоленск, Псков, Тула, Рязань, Орел, Волгоград, многочисленные города Сибири - в каждом из них (да и во множестве других мест страны) обязательно найдется что посмотреть. 

На территории РФ расположено свыше 100 заповедников и национальных парков, великие реки: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур, самое большое и глубокое озеро Байкал, горные вершины Большого Кавказа и курорты Кавказских Минеральных Вод, Телецкое озеро на Алтае, гейзеры и вулканы Камчатки 
Привлекательны для туристов курортные зоны на Черном море; Кремль, Красная прощадь, мавзолей В. Ленина, Оружейная Палата, храм Василия Блаженного, Третьяковская галерея, Бородинская панорама, музей Андрея Рублева, усадебные ансамбли-музеи Кусково, Коломенское, Останкино, Царицыно, Архангельское - в Москве. 
Кто хоть раз побывал в Санкт-Петербурге, навсегда запомнил Эрмитаж, Русский музей, Исаакиевский собор, Петропавловскую крепость, Александро-Невская лавра, уникальный музей - Кунсткамеру, непревзойденные дворцово-парковые ансамбли: Петергоф, Павлоск, Пушкин, Гатчину. 

Славится Россия своими древнерусские городами знаменитого "Золотого Кольца": Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Суздаль, Владимир, Сергиев Посад, Юрьев. 
Известны в России и за ее пределами историко-архитектурный музей-заповедник в Смоленске, Кремль и дворец Ивана Грозного в Вологде, Музей деревянного зодчества "Кижи", исторические памятники Великого Новгорода, Соловецкий монастырь на Белом море, Псково-Печорский монастырь и музей-заповедник "Пушкинские горы" в Пскове, Кремль (14-15 вв. ) в Казани, мемориальный комплекс "Сталинградская битва" (1942 г. ) в Волгограде, музей-заповедник (16-17 вв. ) в Тобольске. 

Источник 7.

Русский дом.

Россия подобна огромной квартире.
Четыре окна в ней и двери четыре:
На север, на запад, на юг, на восток.
Над нею небесный висит потолок.

Роскошный ковер устилает в квартире
Полы на Таймыре и в Анадыре.
И солнце горит в миллиард киловатт,
Поскольку местами наш дом темноват.

И, как и положено каждой квартире,
Имеется в ней Кладовая Сибири:
Хранится там ягод различных запас,
И рыба, и мясо, и уголь, и газ.

А рядом с Курилкой - Курильской грядою -
Находятся краны с горячей водою,
У сопки Ключевской клокочут ключи
(Пойди и горячую воду включи!)

Еще есть в квартире три классные ванны:
Северный, Тихий и Атлантический океаны.
И мощная печка системы "Кузбасс",
Что греет зимою холодною нас.

А вот холодильник с названием "Арктика",
Прекрасно работает в нем автоматика.
И справа от древних кремлевских часов
Идут еще семь часовых поясов.

Мы все в нашем доме соседи и жители:
Простые жильцы, управдомы, строители.
И что мы построим теперь на Руси?..
Об этом ты папу и маму спроси.

(А. Усачёв)

Источник 8.

Малая родина.

Сергачский район расположен в юго-восточной части Нижегородской области. Граничит с Бутурлинским, Княгининским, Спасским, Пильнинским, Краснооктябрьским и Гагинским районами. В районе имеется один город и 17 сельских администраций, на территории которых расположены 37 сел и 27 деревень. Административный центр района – город Сергач.

Кто приручил и научил танцевать косолапых?

Этот рассказ об уникальном промысле, который издавна существовал в окрестностях Сергача, в юго-восточной части Нижегородской области. По названию этого города сергачскими или сергачами назывались и медвежатники. Примечательно, что медведь стал символом Сергача и огромного уезда, в котором жили русские, мордва, татары.

На гербе Сергачского уезда, утвержденном в 1781 году Екатериной II, наряду с губернским символом — оленем — изображен медведь. Вслед за этим и краеведы назвали уезд «медвежьим углом», хотя в нем преобладали степные и лесостепные места — припьянская степь, где не было никаких лесов, диких зверей. Не было крупных массивов и в северной половине уезда, в левобережье Пьяны.
Дело в том, что до конца XIX века Сергачский уезд отличался своим оригинальным медвежьим промыслом, славился своими мужественными балагурящими медвежатниками — поводырями (вожаками) «ученых» медведей. Вождение по городам и весям «ученых» косолапых, выступавших в роли «артистов», стало делом значительной массы крестьян. Достаточно сказать, что число медведей в татарских и русских селениях (в мордовских селениях их не было) уезда достигало до 500—600 голов. Сергачский уезд был единственным уездом в России, где культивировался этот оригинальный, глубоко народный промысел. И он был известен далеко за пределами России. Медвежатники посещали Польшу, Германию, Чехию и другие страны. Вожака и его «ученого» медведя называли не иначе как «Сергач» — медведь и его вожак были синонимами. Медведя и вожака принимали радушно и говорили «Сергач пришел — плясать будет!»

Источник 9.

Герб города

Герб города Сергач представляет собой гербовый щит, разделенный надвое. Верхняя половина щита имеет символическое изображение красного бегущего оленя, расположенного на саребряном фоне. Это символ Нижегородской губернии. В нижней части гербового щита, имеющий ярко-желтый (золотой) цвет изображен символ города – медведь. Почему медведь оказался центральной фигурой городского герба, вам ответит история развития удивительного промысла горожан – дрессировке медведей. По всей Руси-матушке ходили «сергачи» со своими дрессированными медведями. Бывали они, судя по сохранившимся записям, и в Польше, и во Франции, и в Германии, и в Италии. Сохранилось в городе и предание о том, что во время Отечественной войны с Наполеоном в Сергаче формировались специальные медвежьи «полки», обученные для «борьбы» с французами. Сохранилось предание, что для этих обученных медведей даже был устроен парад-смотр.

Сергачский краеведческий музей

Сергачский краеведческий музей имеет двойную направленность. Это и исторический , и краеведческий музей одновременно. Экспозиционно-выставочная площадь городского музея составляет 242,7м2, где демонстрируется 6972 экспоната. Музей расскажит вам и о известной битве, произошедшей на реке Пьяна, и о удивительном промысле жителей Сергача – дрессировке медведей, и о первых поташных заводах, открытых с повеления боярина Морозова. Также вы сможете совершить экскурсию в дендропарк Сергачского лесхоза. Дендропарк расположен наивысшей части лесной зоны Сергачского лесхоза, которая именуется урочище Явлейка – красивейшем месте окрестностей города.

Памятники истории

В городе Сергач сохранилось много исторических мест, связанных с разными событиями нашей истории. Простая прогулка по улицам Сергача окунет вас в мир русской старины. На ул. Казакова сохранилась денежная кладовая, принадлежавшая уездному казначейству (1820). Городская больница также является памятником архитектуры XIX века, расположена на ул. Казакова. Сохранился и дом, в котором происходил 1-й съезд РКСМ уезда. С революционной эпохой связан и дом, в котором родились и провели годы жизни сестры Чачины  – Екатерина Ивановна и Ольга Ивановна  – революционерки Сергача. Сохранилось и здание городского училища, где обучался Ноинский М.Э. – ученый-геолог. Приехавшим в Сергач, будет интересно познакомиться с памятниками архитектуры XIX века: пожарная часть, земская управа, жилой дом на пл. Ленина, торговая лавка, ставшая в 1891 столовой для голодающих. Интересным может стать и посещение городского кладбища, где можно увидеть надгробия XVIII века, где похоронен племянник А.С. Пушкина  – Н.Л. Пушкин.

Сергач – крупная железнодорожная станция

Сейчас Сергач, с уверенностью, можно назвать крупной железнодорожной станцией. Здесь проходят магистрали, связывающие центр России с Зауральем.

Церковь Михаила Архангела

Храм этот относился к бывшему селу Кладбищи. Сейчас является действующим. Церковь Михаила Архангела построена в 1859. Это удивительно красивое здание, выполненное в архитектурном духе эклектики, псевдорусского стиля. Храм на ул. Гусева был выстроен на месте еще более древнего храма, который был построен в 1702, но обветшал. В 1848 году два крестьянина села Кладбищи: Малышев Василий и Курылев Антон обратились к епископу Нижегородскому с прошением о строительстве на месте обветшавшей церкви Михаила Архангела нового храма. Этот храм и сегодня радует взор своей неповторимой техникой исполнения и изяществом. Белокаменный храм соединен с высокой колокольней.

Перерабатывающая промышленность и малое предпринимательство

В городе Сергач развита перерабатывающая промышленность. «Сергачский хлебозавод», работающий уже не первое десятилетние, выпускает десятки наименований высококачественных кондитерских и хлебобулочных изделий. «Нижегородсахар» – одно из основополагающих предприятий Сергача. Перерабатывает, порядка, З000 тонн сахарной свеклы ежедневно. Тем самым, обеспечивая этой продукцией не только Нижегородскую область. В районе, на данное время, зарегистрировано, порядка, 550 малых предпринимательских структур и 39 фермерских хозяйств. Основные виды деятельности, в которых учувствует малое предпринимательство – это сельское хозяйство, торговля и общественное питание (кафе, столовые...), бытовое обслуживание (ремонтные мастерские, салоны...), строительство и промышленность.

Чем знаменит Сергач?

Долгое время «Сергачский» поташ признавался за границей лучшим. Поташные заводы приносили не только весомую прибыль государству, но и славу. Славился Сергач и другим своим производством – добротные «сергацкие» лапти в одночасье раскупались на многочисленных ярмарках. Однако всероссийскую известность Сергач сыскал в удивительном ремесле – дрессировке медведей. По всей Руси-матушке ходили «сергачи» со своими дрессированными медведями. Бывали они, судя по сохранившимся записям, и в Польше, и во Франции, и в Германии, и в Италии. Сохранилось в городе и предание о том, что во время Отечественной войны с Наполеоном в Сергаче формировались специальные медвежьи «полки», обученные для «борьбы» с французами.

Промышленность

На территории района работает 7 предприятий, в основном в сфере переработки сельскохозяйственной продукции. Самым крупным из них является ОАО "Нижегородсахар", основной производитель сахара в Нижегородской области.

ПО «Сергачский хлеб» - хлеб и хлебо - булочные изделия

ОАО «Типография» - газеты

ОАО «Феникс» - халаты, костюмы, куртки, рукавицы

ООО «Промторг» - костюм зимний, костюм летний, куртка утепленная рабочая, куртка для милиции, рукавицы

Ветсанутильзавод - мясо-костная мука

ООО «Сергачский электромеханический завод»

 По смыслу вставьте нужные слова.

 Каждый человек _________ свою Родину. Он старается, чтобы его страна была _____________, поэтому хорошо ________________. Гражданин _____________ свою Родину от врагов. 

Кейс № 4.

Вопросы.

-Как вы можете выразить любовь к Родине?

Обычаи и традиции нашей страны, малой родины.

Источник 1.

Любовь – основа нашей жизни. Каждый человек хочет, чтобы его любили. Но если он останавливается только на этом чувстве, то превращается в эгоиста. Настоящая любовь начинается с бескорыстной любви к ближнему. Это когда за свою любовь, вы ничего не требуете взамен. Например: семью, друзей и т.д. Мы любим свою Родину за то, что она у нас есть и, не смотря, какая она.

  Любовь – это служение на благо: людей, Отечества и т.д.

  Отечество – это все мы.

- Ещё Николай Васильевич Гоголь, известный русский писатель, говорил: «Ты жалуешься, что тебя  никто не любит,  но нам какое дело,  любит ли нас кто или не любит? Наше дело: любим ли мы?»

От малых дел рождается большая любовь к ближнему, семье, Родине. Всё это называется патриотизм. Научить патриотизму, как учат математике и физике, нельзя. Чувство Родины – это не заучивание перечня правил и положений, это чувство проникает в нас с молоком матери, это воздух, которым мы дышим, солнце, которое мы видим, дом, в котором мы живём. Чувство любви и уважения к Отечеству должно пронизывать всю нашу жизнь.

Источник 2.

-Выразить любовь к Родине  можно своими поступками: помогать престарелым людям, принимать участие в охране природы.

Даже самый малый вклад каждого человека может принести большие результаты. Будь другом и защитником природы. Не давай в обиду животных и птиц. Этим ты поможешь сохранить неповторимую красоту родного края. Родина будет богата, а народ счастливым.

Источник 3.
Здравствуйте, гости дорогие! Рассаживайтесь поудобнее. Дай бог тому, кто в нашем дому – дорогим гостям, милым детушкам, чтоб хорошим было все: и житье, и бытье, и здоровьице.

- Вот такими красивыми словами в далекие времена на Руси встречали гостей.

Гостеприимство – это старинная традиция русского народа. У каждого народа есть свои традиции. Как вы понимаете это слово? Что такое традиции?

Традиции – это не русское слово, оно переводится с латинского языка, как передача – это то, что передается от одного поколения к другому.

О знаменитом русском гостеприимстве и хлебосольстве ходили легенды не только по Руси, но и далеко за её пределами.

Источник 4.

Замечательный обычай, всякого проезжего и прохожего приглашать к себе в дом и угощать, пришел к нам из далекой древности.

Приветствовали гостя, конечно, хлебом с солью. Хлеб выражал пожелание богатства и благополучия, а соль считалась оберегом, способным защитить человека от враждебных сил и влияний.

Нарезать и подать хлеб с солью должен был сам хозяин. Тем самым между гостем и хозяином должно было установиться отношение доверия. Отказ отведать хлеб-соль расценивался как оскорбление.

После того как гость отведывал хлеб-соль, подавали напитки и начинался пир.

На стол подавались холодные (студень из говяжьих ног, или икра) и горячие блюда (гусь, индейка), жаркое, пироги и «верхосыток» (десерт).

Из напитков первым подавался квас, на царских пирах — вино.

Пить следовало полным горлом, а «не прихлебывать, как делают куры». Но с другой стороны считалось постыдным напиться допьяна.

Гостей следовало накормить и напоить допьяна, создать им уют и весёлое настроение.

Этот обычай был принят как у помещиков так и бедняков. Хозяева обижались, если гости мало ели и пили, старались сделать так, чтобы гость был доволен угощением.

Были случаи, когда хозяин вместе с женой и детьми становились перед почетным гостем на колени и умоляли отведать ещё хоть немножко.

Немудрено, что после таких застолий гость мог едва передвигаться на ногах и сразу же после обеда с помощью хозяина отправлялся отдыхать в отведённую ему комнату.

У крестьян застолья были не такими помпезными как у знати. В основном подавался ржаной и ячменный хлеб, а мог быть и из смеси ржаной и овсяной муки.

Особое место на столе занимали различные каши (ячменная, пшенная, овсяная, гораздо реже гречневая), а также овсяный и гороховый кисели.

Щи - шти - похлебка, мясная или постная, из рубленой и квашеной капусты; иногда капусту заменяет щавель – роскошное угощение на Руси.

Можно было подать и "уху с курей" (обыкновенная лапша с курицей). На Руси в старину любой суп именовали ухой.

Еда подавалась на стол порезанной на мелкие куски, поэтому не было необходимости в ножах и вилках. Гости ели вдвоём из одного блюда — это называлось «разделить трапезу». Есть с кем-либо из одного блюда считалось определённой честью.

Перед обедом стол накрывался скатертью, если она была. Часто люди незнатного происхождения обедали без всякой скатерти и ставили на стол соль, уксус, перец и хлеб.

После принятия пищи нужно было лечь отдохнуть, не отдыхать после обеда считалось как отступлением от вековых обычаев предков и приравнивалось к ереси.

Уезжая домой гостей в дорогу наделяли узелками с лакомствами: пряниками, орехами, сладкими пирогами. Не принять угощение значило не только обидеть хозяев, но и прогневить Бога. "Хлеб-соль - дар Божий",- говорили на Руси. Как можно не принять хлеба! Это считалось, чуть ли не грехом.

Традиции бывают семейные. Какие традиции есть у вас в семье? (Дни рождения, проводы в армию и т.д.)

- А еще есть народные традиции, связанные с празднованием таких событий, как проводы зимы, встречи весны и т. д.

- Какие традиционные русские праздники вы знаете? (Масленница, Рождество, Пасха)

- Да, ребята. Русский народ любит проводить эти традиционные праздники, и поэтому ходят друг к другу в гости. Они очень дружелюбные и гостеприимные.

- Ребята, об этом народ сочинил много пословиц и поговорок. А вы знаете пословицы и поговорки о гостеприимстве? И как вы их понимаете?

Пословицы.

Гость доволен – хозяин рад.

Для доброго гостя и ворота настежь.

Много гостей – много новостей.

Гость щей не жалей – погуще налей.

Как аукнется, так и откликнется.

Делай добро и жди добра.

Источник 5.

Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации, глубоко уходящие корнями не только в православие, но даже в язычество. Россияне продолжают отмечать языческие праздники, верят в многочисленные народные приметы и предания.

Христианство подарило русским такие замечательные праздники, как Пасха, Рождество и обряд Крещения, а язычество – Масленицу и Ивана Купалу.

Пасха – это светлый праздник воскресения Христа. Этот праздник пришел на Русь из Византии вместе с крещением в конце X века. С тех пор по всей России широко, красиво и торжественно отмечают этот христианский праздник.

Пасха – это день обильного угощения. После Великого Поста на стол в этот день выставляются самые разные и вкусные блюда. И среди них первое место занимают ритуальные кушанья. И, прежде всего, это пасхи, куличи и крашеные яйца.

Яйцо, которое традиционно красилось в красные цвета и его оттенки, стало обязательным атрибутом и символом христианской Пасхи с XII века. А кулич всегда выпекали из дрожжевого теста, высоким и круглым. Сверху кулич украшают изображением креста. Считается, что если пасхальный хлеб удался, то в семье все будет благополучно. При еде кулич разрезают не вдоль, а поперек, сохраняя верхушку целой, чтобы покрывать ее оставшуюся часть кулича.

  И, конечно же, по старому русскому обычаю в эти пасхальные дни посылались и разносились дары бедным и неимущим, родственникам и совсем не знакомым людям в богадельни, сиротские приюты, больницы и тюрьмы. Не обделялись и нищие странники - ведь в народе говорили, что «от Пасхи до Вознесения странствует по земле Христос с апостолами, испытывая милосердие и доброту каждого».

Рождество Христово — праздник рождения Иисуса Христа, спасителя мира, с пришествием которого люди обрели надежду на милосердие, доброту, истину и вечную жизнь. Православная церковь отмечает Рождество Христово по юлианскому календарю 7 января в отличие от западных церквей, празднующих его 25 декабря по григорианскому календарю.

Святки

Двенадцать дней после праздника Рождества Христова до Крещения называют Святками, то есть святыми днями, так как эти двенадцать дней освящены великими событиями Рождества Христова. В Святки принято ходить в гости, навещать больных, стариков, дарить подарки. На Святки отменяются все посты, угощения обильны и разнообразны.

Зимние святки начинались с колядования. Молодежь рядилась и обходила все дома в деревне со святочными песнями. Коляда и Овсень - мифологические персонажи песен - должны были принести крестьянам обильный урожай и домашнее счастье.

Зимние святки были шумным и веселым праздником: жгли костры, собирались на игрища, устраивали посиделки, девушки гадали.

По преданию, в течение восьми дней после рождения Иисуса Христа бродит по земле нечистая сила, рыскает по улицам, пугает прохожих. Ряженые, представляли нечистую силу, надевали рогатые и бородатые маски, пугали и веселили людей.

Крещение Господне

18 января наступает Крещенский сочельник. Крещение по традиции не обходится без гаданий. Встарь вся семья, от мала до велика, а иногда, и несколько семей принимали участие в святочных гаданиях. Этот обряд сохранился со времен язычества.

Праздник Крещения Господня завершает Святки. Отмечается в память крещения Иисуса Христа Иоанном Предтечей в водах реки Иордан. Этот праздник называют еще Богоявлением, потому что во время крещения Иисуса Христа слетел с небес голубь, это был Дух святой, и раздался голос Бога, сказавшего, что Иисус Христос - Его возлюбленный Сын. На Крещение в церквах освящают воду. У православных христиан издавна существует обычай приносить домой святую воду и бережно хранить ее. Эту воду пьют, умываются ею, считая ее целебной, окропляют ею дом.

Масленичные обряды в России

Пожалуй, самым веселым праздником на Руси можно назвать Масленицу. Этот праздник считается отголоском дохристианских времен, когда славяне еще были язычниками.
В старину считалась масленица праздником поминовения усопших. Так что сжигание масленицы - это ее похороны, а блины - это поминальное угощение. Но прошло время, и русский люд, жадный до веселья и отдыха, превратил грустный праздник в разудалую Масленицу. Но осталась традиция печь блины - круглые, желтые и горячие, как солнце, а к ней добавились катания на конных упряжках и санях с ледяных гор, кулачные бой, тещины посиделки. Масленичные обряды очень необычны и интересны, так как они сочетают в себе завершение периода зимних праздничных ритуалов и открытие нового, весеннего периода праздников и обрядов, которые должны были способствовать получению богатого урожая. 
Масленицу справляют целую неделю перед Великим постом. Причем каждый день Масленичной недели был посвящен особым ритуалам.

Понедельник, Масленица

В понедельник Масленицу встречали. В этот день из соломы делали чучело Зимы, надевали на него старую женскую одежду и с пением возили на санях по деревне. Затем чучело ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях. Катание с гор - это не просто забава, а старинный обряд, ведь считалось, что у того, кто больше раз с горы скатиться, у того и лен выше будет.

Вторник, Масленица

Вторник назывался «заигрыш». С этого дня по всей деревне начинались разного рода развлечения: катания на санях, народные гулянья, представления скоморохов и кукольных театров во главе с Петрушкой. На улицах расхаживали ряженые, в масках, разъезжавших по знакомым домам, где экспромтом устраивались веселые домашние концерты. Большими компаниями катались по городу, на тройках и на простых санях. 
Ни одна масленичная неделя в Москве прошлого века не обходилась без медвежьего представления. Медвежья потеха была очень популярна среди всех слоев населения больших и малых городов, сел, деревень. Дрессированные медведи смешили публику, изображая, как девушки красятся перед зеркалом, как женщины блины пекут.

Среда, Масленица

Среда – лакомка - открывала угощение во всех домах культовым масленичным блюдом - блинами - и другими яствами. В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, варили пиво. Повсюду появлялись торговые палатки. В них продавались горячие сбитни (напитки из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю.

Четверг, Масленица

На четверг - разгул - приходилась середина игр и веселья. Именно тогда проходили и жаркие масленичные кулачные бои.

Пятница, Масленица

Если в среду зятья угощались блинами в доме у тещи, то в пятницу они устраивали у себя тещины вечера с блинами. Теща обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов: сковороду, половник и пр., а тесть посылал мешок гречневой крупы и коровье масло. Неуважение зятя к этому событию считалось бесчестием и обидой, и было поводом к вечной вражде между ним и тещей.
Вообще на Масленицу особое место отводилось теме семейно-брачных отношений: на масленицу чествовали молодоженов, поженившихся в течение прошедшего года. Молодым устраивали своеобразные смотрины в селе: ставили их к столбам ворот и заставляли целоваться у всех на глазах, забрасывали старыми лаптями или соломой, а иногда устраивали им «целовальник» — когда односельчане могли прийти в дом к молодым и поцеловать молодую. Традиция требовала, чтобы они нарядные выезжали «в люди» в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе, чтобы торжественно под песни скатывались с ледяной горы. Масленичная неделя проходила также во взаимных визитах двух недавно породнившихся семейств.

Суббота, Масленица

Суббота в Масленичной неделе была посвящена золовкиным посиделкам. Молодые невестки принимали у себя родных.

Воскресенье, Масленица

Воскресенье получило название «Прощенное». В этот день близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные им обиды и неприятности; по вечерам принято было посещать кладбища и «прощаться» с умершими. В последний день Масленичной недели происходит самое интересное действо - проводы Масленицы - с торжественным сжиганием чучела Зимы. В большой костер люди бросали также блины и остатки угощения. Детям же говорили, что вся сытная пища в костре сгорела, тем самым объясняя им, почему в Великий пост едят только постную пищу.

Прощание с Масленицей

Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста — Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду, очищая ее от жира и остатков скоромного.

Свадьба

Наряду с прочими русскими традициями, также большой интерес вызывают и свадебные традиции, которые передавались из поколения в поколение.

Источник 6.

Семейные традиции

Духовная атмосфера дома, включающая в себя привычки и уклад жизни его обитателей, которые передаются из поколения в поколение, - именно это и представляют собой семейные традиции. В России людям приятно дарить и привозить друг другу из поездок подарки и сувениры, делать комплименты или поддерживать в трудную минуту. Например, мужчина и женщина должны выполнять различные роли и обязанности. Женщина является женой, матерью, которая рожает и кормит детей, а мужчина – добытчик, он зарабатывает деньги и охраняет семью. Дети обязаны уважать своих родителей и помогать им. Руку и сердце в России предлагает именно мужчина, а женщина, в свою очередь, принимает решение о готовности вступить в данный брак. Кроме этого, существуют семейные и религиозные праздники, которые каждая русская семья отмечает по-разному. Многие обычаи, конечно же, очень индивидуальны и передаются от отца к сыну, или от матери к дочери. Но все они направлены на то, чтобы еще больше сблизить родных людей и наладить отношения в семье в целом.

День святого Валентина в России уже несколько десятилетий является полноценным праздником. Впрочем, в нашей стране его отмечают лишь с 90-х годов двадцатого века.

Особенно популярен праздник у молодых людей. По сути 14 февраля это еще один повод сказать друг другу о своих чувствах, сделать друг другу приятный сюрприз. Около 80% юношей и девушек отмечают 14 февраля как День влюбленных. А более половины жителей нашей необъятной Родины считают себя таковыми.

Несмотря на это, есть и те, кто против традиции празднования Дня святого Валентина в Россини. Большинство религиозных конфессий отрицательно относятся к традиции празднования Дня влюбленных. Негативно относится к этому празднику и Русская православная церковь. Да и католики не отмечают День святого Валентина. По их мнению, в основе праздника 14 февраля лежит языческий праздник, в ходе которого поощрялись беспорядочные половые связи и разврат. Католическая церковь 14 февраля не устраивает никаких праздничных служб.

Простые же россияне, в особенности молодые люди, не задумываются об этом, а просто празднуют день, который посвящен самому важному чувству, что есть на свете, любви. Тем более, что в современном обществе не так уж много поводов для радости. В российских вузах организуют капустники, посвященные Дню влюбленных. Возлюбленные 14 февраля обмениваются валентинками и преподносят своим вторым половинкам милые презенты.

К Дню святого Валентина в России магазины просто переполнены разнообразными сувенирами с романтической символикой, а так же в этот день принято дарить друг другу открытки, сладости в форме сердец и, конечно, красные розы.

В наше время 9 мая в России выходной, да и некоторые другие страны бывшего СССР до сих пор празднуют с нами этот великий день.

Введен праздник был в 1945 году, но с 1947 года он долгое время являлся рабочим днем, а начал отмечаться снова только в 1965 году, именно в этот год праздник стал выходным днем для всей страны.

Распад СССР на некоторое время внес свои коррективы в празднование Дня Победы – парады некоторое время не проводились, да и пышности этот праздник уже не имел, но с 1995 года все традиции снова возродились и соблюдаются до сих пор.

В 1995 году прошли два парада – на Поклонной горе и Красной площади в Москве, с того момента традиция проводить парады была возрождена снова.

В этот великий праздник по традиции встречаются фронтовики, возлагаются цветы и венки к памятникам погибших в войне солдат и обязательный атрибут этого дня – салют, проходящий практически во всех крупных мегаполисах страны.

В Москве проходит праздничный концерт, транслируемый по телевидению.

Источник 7.

Сергач — город районного значения в России, административный центр Сергачского района Нижегородской области. Внесен в список исторических городов России.

Население 21,6 тыс. жителей (2010 г.). Статус города, Сергач получил в 1779 году.

География

Город расположен на реке Пьяна, в 140 км к юго-востоку от Нижнего Новгорода. Станция располагается на железной дороге Москва — Казань.

Месторождения строительного песка, красной глины.

В 3-ёх км. к западу от города находится санаторий «Серебряный ключ» возле известного одноименного источника.

Символ Сергача - медведь.

В Сергачском районе функционируют 60 учреждений культуры.

Это – 18 ДК, 13 сельских клубов, 24 библиотеки, объединенных в центральную библиотечную систему, детские музыкальная и художественная школы, краеведческий музей, бригада «Нечерноземье», молодежный развлекательный центр «Гавань». 

Основные культурные запросы населения удовлетворяет районный Дом Культуры. В РДК создан детский музыкальный театр, работает вокальный кружок, ансамбль русской песни и пляски «Потешки». Дети в возрасте от 3-х до 16-ти лет ежегодно принимают участие в конкурсе «Звездный дождь». Районный вокальный ансамбль трио «Цветные сны» получил в 2004 году диплом 1 степени на престижном областном конкурсе «На Волге широкой». Традицией стало проведение в Сергаче межрайонных фестивалей, основные из них:  рок-фестиваль, ВИА «Серебряные струны», патриотической  песни «Золотые  погоны» и другие.

Среди успешно проводимых культурных мероприятий можно отметить основные -– День города, День молодежи, День Победы, Новогодний карнавал, Юморина, День славянской письменности и культуры, а также музыкальный фестиваль «Памяти Горина». Семь лет жители города Сергача отмечают празднование Дня славянской письменности и культуры, проводят крестный ход. Дети всех школ района пишут сочинения, отрывки из  лучших сочинений публикуются в газете «Сергачская  жизнь», победители  награждаются  грамотами, дипломами, денежными  премиями, ценными  подарками. Инициатором  этого  праздника  является   писатель С. И. Шуртаков, чье  имя  вот уже 7 лет  носит  Сергачская  центральная  библиотека.
Одним из главных учреждений культуры в Сергачском районе является открывшийся в 2003 году молодежный центр «Гавань». В 2004 году в здание был проведен декоративный ремонт. На базе центра проводятся мероприятия не только для молодежи, но и для людей других поколений.

Активно развивается в районе библиотечная система. В Центральную библиотеку оформлена подписка на справочную и учебную литературу, а также приобретен комплект аудио-видео материалов. В рамках проекта «Сельская библиотека» получено 8 комплектов литературы. В здание ЦБС открылась детская комната с видеосалоном, а при Акузовской библиотеке – мини-музей мордовской национальной культуры. 

Интересно организована работа краеведческого музея, где собрано множество экспонатов, позволяющих проследить историю Сергачского края. В музее проводятся массовые мероприятия и иногородние выставки. По программе «Сохранение музейного дела» в 2004 году приобретены четыре современных выставочных витража. Краеведческий музей ежегодно посещает более 5000 человек.

                                                                                                                                           

Приложение II.

 

Приложение III.

                                                                                         

Приложение IV.

Полнота информации

Слаженность работы группы

Презентация выступления

Итого

1-я группа

   

         

           

       

2-я группа

3-я группа

4-я группа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модуль «Основы светской этики» Урок 30 Тема «Любовь и уважение к Отечеству»

Авторы-разработчики:Зимина Елена Анатольевна, учитель начальных классов;Короткова Екатерина Михайловна,учитель начальных классовЦель урока:- Формирование у детей представления о понятиях «любовь», «ув...

Основы светской этики. Урок по теме "Любовь и уважение к Отечеству"

Урок по новому курсу "Основы светской этики"...

Урок по ОРКСЭ "Любовь и уважение к Отечеству"

Урок по ОРКСЭ "Любовь и уважение к Отечеству"...

Урок - исследование ОРКСЭ "Любовь и уважение к Отечеству"

Выяснить в чём могущество нашей страны, что объединяет всех граждан России. Обобщить и систематизировать знание понятий: Отечество, Отчизна, Родина....

Конспект открытого урока по ОРКСЭ "Любовь и уважение к Отечеству"

Конспект открытого урока по ОРКСЭ "Любовь и уважение к Отечеству"...

Конспект урока по ОРКСЭ "Любовь и уважение к Отечеству".

Что такое любовь к Родине? 23 февраля. Что это за праздник?...