Урок по ОРКСЭ "Любовь и уважение к Отечеству"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Урок по ОРКСЭ "Любовь и уважение к Отечеству"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lyubov_i_uvazhenie_k_otechestvu.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

КАСКАДНАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО КУРСУ ОРКСЭ

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ

  1. Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Коробова Галина Аркадьевна

Район

Автозаводский

Место работы

МБОУ СОШ 179

Должность

Учитель начальных классов

  1. Общая информация

Модуль

Основы православной культуры

УМК

Издательство «Просвещение»

Тема урока

Любовь и уважение к Отечеству

Тип урока

Урок изучения нового материала

Цель, задачи

Общая цель: воспитание патриотических чувств учащихся  на основе любви и уважения к Отечеству

Задачи:  

  • Формирование понятия «патриотизм», подвести обучающихся к мысли, что патриотизмом является любовь и уважение к Отечеству.
  • Прививать любовь и уважение к семье, родному дому.
  • Учить детей читать, высказывать своё отношение к прочитанному

Необходимое оборудование

Учебник, интерактивное оборудование, доска, иллюстрации с изображением картин природы России, выставка рисунков «Моя Родина»

Дидактическое обеспечение

Ребусы и загадки о Родине, Толковый словарь.

  1. Планируемые результаты  урока
  • личностные
  • Формирование основ гражданского патриотизма, чувства уважения к своему Отечеству

  • предметные
  • Знание и понимание смысла понятия «любовь», «Отечество», «патриотизм»

  • метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)
  • Умение осуществлять самоконтроль и контроль результатов работы партнёров
  • Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения.
  • Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования других точек зрения.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*

Индивидуальные проекты детей «Традиции моей семьи», «Праздники в моей семье» «Вклад моей семьи в развитие и процветания Отечества»

 

  1. Литература и Интернет-ресурсы

Основная

  • Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры.4-5 классы- М.: Просвещение, 2011

Дополнительная

  • Живая вода. Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок. М. Детская литература,1987.
  • К.Д. Ушинский «Наше Отечество»;  А.Ф.Никитин Граждановедение:5 класс М.,1997

Интернет-ресурсы

  • School-collection.edu.ru

ЭОРы


  1. План проведения занятия с обоснованием выбора  технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

  1. Этап урока
  1. Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
  1. Деятельность обучающихся с указанием форм организации
  1. Формируемые УУД
  2. (с указанием конкретных действий)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

Предлагаю провести экскурсию по выставке рисунков «Моя Родина».

На доске - ребусы и загадки о Родине.

Стихотворение о родине Н.Поляковой

- Что общего между этими словами РОДИНА и ОТЕЧЕСТВО?

Дети по желанию рассказывают, что они нарисовали и почему.

Разгадывание ребусов и загадок.

Высказывают своё мнение. Сверяем ответы с толковым словарём.

Познавательные УУД:

Умение формировать понятие и работать со словарём.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

Класс разделён на две команды.

-Подобрать однокоренные слова к словам ОТЕЧЕСТВО и  РОДИНА.

- Какие слова 1 столбика являются синонимами для слов 2 столбика?

отец                         род

отчий                       родной

отчество                  родник

отчизна                    народ

отечественный        родина

Отечество, отчизна, родина, родная земля

Регулятивные УУД:

Умение анализировать и пользоваться раннее полученными знаниями на других уроках.

Коммуникативные УУД: умение работать командой.

3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения – каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

Учитель.  Как называется государство в котором вы живете? Дети ответили - Россия.

РФ -  вызывает затруднения.

Стихотворение С. Комратовой.

Россия — какое красивое слово.

За ясные зори, умытые росами.

За русое поле с колосьями рослыми,

За реки разливные в пламени синем

Тебя по - славянски назвали Россия.

Как называют людей любящих свою Родину? (патриотами).

   

Написать на листочках отзыв о качествах любви к Родине.

Ответы: беречь природу, очищать водоёмы, строить мосты, дороги и города… (прикрепляем на доску)

Комм.: готовность слушать собеседника.

Позн.: овладение логическими действиями анализа

4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

Учитель отсылает к словарю.

Учащиеся прочитывают определение понятия «ПАТРИОТИЗМ». (преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу)

Познавательные УУД:

Умение формировать понятие и работать со словарём.

5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

Учитель: Мы любим своих родных, свой дом, свой двор и улицу. И если мы уезжаем из родных мест, то всегда вспоминаем свой дом, пишем    письма своим родным. После долгого отсутствия  возвращаемся домой, где нас всегда помнят и ждут. Здесь наша Родина. Родина —  род.

Когда мы говорим о близких сердцу людях, мы скажем «родные» - род наш, наша общая жизнь.

Каждый из нас связан со своими родными и близкими, как листья на одной веточке. Мы любим своих родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек. Мы помним даже тех, кого уже нет. Мы бережем их могилки, молимся за них . Семья — основа благополучия нашей Родины. Расположите последовательно слова : любовь, традиции, патриотизм.

Какие традиции сложились в России? Традиции складываются, если человек любит Родину. Он служит на благо своей Родины. А служение — это любовь. Настоящая любовь начинается с любви к ближнему, родителям, друзьям.    

Традиции, любовь, патриотизм.

-Праздничные даты, субботники, демонстрации, религиозная культура…

Регул.: учатся приходить к общему мнению.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

Разгадывание кроссворда.

Работа в парах – соревнование, чья пара быстрее.

Используются слова: Отечество, родина, Россия, патриот, патриотизм, традиции, любовь.

Познавательные УУД:

Развитие творческого мышления

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Защита Отечества долг каждого гражданина. О ком из защитников Родины вы можете рассказать?

Учитель делает вывод. Кто любит Родину, тот ее защищает от врага, возделывает землю, выращивает хлеб, строит дома, села и города. И потому Родина для нас не предмет бытового пристрастия, а подлинная святыня. Нельзя погасить в себе эту святыню .Ею надо жить. За нее стоит бороться и умереть. Настоящий патриот любит свою Родину бескорыстно.

Дети внимательно слушают защиту проекта. «Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин- защитники Отечества». Сообщения о Дмитрии Донском и Александре Невском.

Личностные УУД:

Формирование нравственной модели поведения детей.

8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Класс разделён на 5 групп. Задание - Собери пословицу о Родине и объясни смысл пословицы. (Пять пословиц перемешаны. Каждой команде даю первое слово)

Учащиеся собирают пословицы:

Где кто родился, там и пригодился. Если дружба велика, будет Родина крепка. Родина любимая, что мать родимая. Береги землю родимую, как мать любимую. Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Познавательные УУД:

Творческое мышление, умение самостоятельно добывать знания.

Коммуникативные УУД:

Умение работать в группах.

9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

Даю оценку работы команд. Домашнее задание. Составить синквейн по нашей теме урока.  

Учащиеся дают оценку работы в группах, записывают домашнее задание.

Регулятивные УУД: планирование.

ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок № 30 по Основам светской этики. Тема "Любовь и уважение к Отечеству"

Урок с презентацией. По тематике этот урок может быть использован в любом модуле этого курса. Позволяет расширить знания и представления о Родине. Много творческой работы с использованием активных мет...

урок ОПК по теме "Любовь и уважение к Отечеству"

урок по теме "Любовь и уважение к Отечеству"...

«Основы религиозных культур и светской этики» Тема урока: «Любовь и уважение к Отечеству».

Урок по курсу "Основы светской этики" в 4 классе с презентацией....

конспект урока ОРКСЭ "Любовь и уважение к Отечеству"

Данный урок является уроком повторения, обобщения. Учебный материал мы отбирали в соответствии с программными требованиями, при этом учитывали особенности восприятия материала учеников 4 класса....

конспект урока ОПК "Любовь и уважение к Отечеству" 4 класс

Конспект урока по ОРКиСЭ модуль Основы православной культуры на тему "Любовь и уважение к Отечеству" 4 класс по учубнику Кураевой....

Разработка к уроку ОРКСЭ "«Любовь и уважение к отечеству".

Сформировать представления об уважении и любви к Отечеству...