Рабочая программа по основам православной культуры 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Ягодина Татьяна Ивановна

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  на основе Примерной основной  образовательной программы начального общего образования,  обеспечена УМК для 1-4 кл А.Я.Данилюка , А.В. Кураева и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_opk_4_kl_yagodina.docx67.99 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования

Администрации муниципального образования Надымский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9г. Надыма»

Рекомендована

методическим объединением учителей начальных классов

Протокол №  5

от « 23 » мая  2014 года

Согласована

 « 27 » мая 2014 года

Заместитель директора по УВР

____________________И.В. Семенова

Утверждаю

 «_____»________________ 2014 года

директор школы

____________________Т.Г. Цвентарная

                                                                                             

Рабочая  учебная программа

по курсу «Основы религиозных культур и светской этики"

модуль «Основы православной культуры»

I уровень образования, 4а класс

Срок реализации программы: c 01.09.2014 г. по 30.05.2015 г.

Составлена на основе Примерной основной  образовательной программы

 начального общего образования

Составитель Ягодина Т.И., учитель начальных классов.

Надым - 2014 г.

Принято на педагогическом совете

протокол № 1 от 29 августа 2014 г.

  1. Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  на основе Примерной основной  образовательной программы начального общего образования,  обеспечена УМК для 1-4 кл

А.Я.Данилюка , А.В. Кураева и др.

4 класс – 34 часа (1 час в неделю);

УМК:

  1. А.В. Кураев. Учебник Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4 класс.- М.: Просвещение, 2014 г.,  рекомендован Министерством образования и науки РФ.

Цель и задачи комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

  1. знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

II. Общая характеристика учебного предмета

        Одна из особенностей этой программы – формулирование целей изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» в виде линий развития личности школьника средствами этого курса. Под линией развития мы понимаем группу взаимосвязанных умений по работе с содержанием, позволяющих человеку решать определённый класс жизненно-практических задач. Иными словами, это наш вариант ответа на вопрос, который часто задают дети в школе: «Зачем изучать этот предмет? Где он может мне пригодиться?» Линии развития как цели изучения данного курса определяются во взаимосвязи с линиями развития предметов «Окружающий мир» и «Обществознание».

        Обозначая цели через линии развития, мы облекаем требования федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основной образовательной программы по этому предмету в более понятные ребёнку формулировки с ясной структурой. Использование доступных для детского восприятия формулировок необходимо для осознания детьми нравственных правил и реальных действий в соответствии с этими правилами. Основы светской этики»  имеют своё начало в курсе «Окружающий мир» для 1–4 классов. Он направлен на формирование целостной картины мира (познавательные результаты) и умения вырабатывать своё отношение к миру (личностные результаты). Использованный в этом курсе деятельностный подход позволяет не только познакомиться с окружающим миром и найти ответы на интересующие ребёнка вопросы, но и освоить важнейшие понятия и закономерности, позволяющие объяснить устройство мира.

III. Описание места учебного предмета в учебном плане.

        В соответствии с федеральным базисным учебным планом, курс «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики»  изучается в 4–5 классах по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа. Особое место занимают проекты и практические работы. Они предполагают как совместную, так и самостоятельную работу учащихся по созданию несложных моделей.

IV. Описание ценностных ориентиров учебного предмета.

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

      Ценность природы, основанная на ценности жизни, на осознании себя частью природного мира, живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания, а также переживание чувства красоты, гармонии, осознание совершенства природы, желание сохранить и приумножить её богатство.

    Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, означающая необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

     Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

    Ценность истины – ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

     Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

     Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, нормального существования личности и общества.

     Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

     Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

     Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, представителя народа, страны, государства.

    Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить отечеству.

    Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

V.  Планируемые результаты.

Личностными результатами изучения данного курса должны быть следующие умения школьников:

–  оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого;

–  объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими;

–  самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

–  опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях;

–  чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки;

–  средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебников, направленные на реализацию 1-й и 2-й линий развития школьников.

Метапредметными результатами  изучения курса должны быть перечисленные ниже универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Регулятивные УУД:

–  самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

–  совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему);

–  совместно с учителем составлять план решения проблемы;

–  работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя;

–  в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.

Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

–  ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг;

–  отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий,

справочников и других материалов;

–  добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.);

–  читать вслух и про себя тексты учебников и при этом вести «диалог с автором»

(прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;

–  перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий;

–  перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;

–  преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;

–  преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средства формирования познавательных УУД – это учебный материал и задания учебников, направленные на реализацию 1-й линии развития, а также технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

–  доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

–  доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы;

–  слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения;

–  договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.

Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), работа в малых группах.

Предметными результатами изучения курса должны быть знания и умения, перечисленные ниже.

К 1-й линии развития относятся следующие из них:

–  определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям

(нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим);

–  излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества;

–  знать основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их возникновения в мире и в России;

–  устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях;

–  проявлять уважение к любой вере или к отсутствию её (за исключением тоталитарных сект, направленных на разрушение и подавление личности);

–  осознавать сходство некоторых важных духовно-нравственных оснований разных религий при их существенных отличиях.

Ко 2-й линии развития относятся следующие знания и умения:

–  строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

–  делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него;

–  договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций;

–  осознавать разницу между «внутренней искренней верой» и «внешним обрядоверием»;

–  на самом простом уровне различать традиционные религии и тоталитарные секты.

Диагностика успешности достижения этих результатов осуществляется прежде всего в ходе проектной работы учащихся. Основной способ диагностики – рефлексивная самооценка каждого ребёнка (по знаниям и умениям каждой из линий развития) и коллективная оценка детьми друг друга под руководством учителя. Дополнительный способ диагностики – экспертная оценка учителем в результате наблюдения за деятельностью учащихся при осуществлении проектов и представлении их классу.

VI. Содержание  учебного курса ОРКСЭ

 модуль «Основы православной культуры»

Введение. Россия – Наша Родина. (1 час)  Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

Основы православной культуры. (27 часов) Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду.  Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности

Духовные традиции многонационального народа России (6 часов) Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Срок  реализации рабочей учебной программы 2014/2015 учебный  год.

Контроль осуществляется в следующих видах: тематический, итоговый

Форма контроля: контрольная работа, защита проекта.

Таблица прохождения практической части программы

Тема

Всего часов

Контрольные уроки

Защита проекта

Введение

1

Основы православной культуры

27

У –  9

Духовные традиции многонационального народа России

6

У-18

У – 32,33,34

Всего:

34

2

3

Краткое описание деятельностной технологии как основного метода обучения.

    Деятельностная технология обеспечивает творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.

I этап    Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока   или  вопроса для исследования.

II этап   Поиск решения – этап формулирования нового знания

III этап  Создание продукта – это получение нового знания через самостоятельный поиск решения.

VII. Требования к оцениванию.

Для контроля и оценки знаний и умений по предмету используется индивидуальная и фронтальная устная проверка, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

Фронтальный опрос проводится как беседа-диалог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала, но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явлений и т.п.

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности. Следует выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего миры, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценкой заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторять его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.

При письменной проверке знаний используются такие контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа, что связана с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны также тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др.

Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественнонаучные представления детей. Основная цель этих проверочных работ – определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение и опыт, вести самостоятельно практическую работу.

VIII. Материально-техническое обеспечение курса

Главная цель курса по изучению основ религиозных культур и светской этики – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции. Реализация этой цели ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении. Для изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики», должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:

  • оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
  • технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)
  • классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
  • демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);
  •  вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т.ч. принтер, сканер, фото- и видеотехника (по возможности) и др.;
  • экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику
  • электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»;
  • дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
  • библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
  • учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»  (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая литература для учителя и др.);
  • нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие  правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;
  • специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);
  • научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;
  • хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;
  • документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии ведущих религий мира);
  • энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);
  • религиозная литература (произведения, составляющие «золотой фонд» мировой религиозной мысли; книги, содержащие актуальную информацию о событиях, происходящих в религиозной сфере жизни общества);
  • художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса

        Наглядные пособия: печатные пособия, в т.ч. картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты

      выдающихся людей России.

  1. Оборудование для мультимедийных демонстраций; компьютер, медиапроектор,  интерактивная доска, система голосования/ тестирования.
  2. Ссылки на Интернет-ресурсы:
  3. Сайт ОС «Школа 2100»http://www.school2100.ru/uroki/elementary/
  4. Сайт «Светочъ» православная вера в презентациях  http://www.svetoch-opk.ru/

            Используемые мультимедийные продукты:  ЭОР. 1С: Школа. Игры и задачи, 1– 4 классы; (СД-Диск): «Основы православной культуры»

Календарно-тематическое планирование 4 класс

№ темы

Дата

Тема урока

Виды деятельности

Использование ЭОР

Дифференцированное домашнее задание

Введение (1 ч)

Познавательные УУД:

  • Извлекать информацию из разных источников (текст, таблица).
  • Сопоставлять, сравнивать, анализировать и оценивать ситуации и тексты из различных источников, чтобы разбираться и понимать, как нужно выполнять моральные нормы в отношении взрослых и сверстников в школе и дома, во внеучебных видах деятельности.
  • Строить речевое высказывание в устной форме.
  • Делать выводы на основе анализа объектов.
  • Осуществлять синтез, составлять целое из частей.
  • Обобщать и классифицировать.

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на уроке.
  • Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Принимать и сохранять учебную задачу.
  • Планировать свои действия.
  • Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

  • Слушать и понимать других.
  • Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
  • Оформлять свои мысли в устной форме.
  • Договариваться о правилах общения и поведения.

Личностные результаты:

  • Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
  • Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.

4.09

Введение. Россия – наша Родина

- знать понятия ценности, идеалы. Уметь определять эти понятия в литературе

- иметь представление для чего существуют культурные традиции

Презентация «Как работать с учебником»

Презентация «Россия  - наша Родина»

http://www.svetoch-opk.ru/

«1ученик-1 компьютер», работа с программой «Основы православной культуры»

С.4-5,читать, синквейн со словом «Родина»

*сочинение-рассуждение «Зачем мне изучать основы православной культуры?»

Основы православной культуры. (27 часов)

Познавательные УУД:

  • Извлекать информацию из текста. 
  • Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема).
  • Строить речевое высказывание в устной форме.
  • Объяснять понятия: добро, зло.

Регулятивные УУД:

  • Принимать и сохранять учебную задачу.
  •   Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

  • Слушать и понимать других.
  • Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
  • Оформлять свои мысли в устной форме.
  • Договариваться о правилах общения и поведения.
  • Формулировать своё мнение, свою позицию.

Личностные результаты:

  • Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей
  • Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

11.09

Культура и религия

Знать:

-для чего человеку необходима религия;

-что Религия дает человеку;

-как Культура и Религия взаимодействует друг с другом;

-когда человек считается культурным.

http://www.svetoch-opk.ru/

«1ученик-1 компьютер», работа с программой «Основы православной культуры»

С.6-7, читать, синквейн со словом «Культура»

Ответить на вопрос: приведи примеры духовных ценностей

*Что является источником русской культуры?

18.09

Человек и Бог в православии

- знать почему Бога называют Творцом;

- понимать выражение «вездеприсутствие Бога»

http://www.svetoch-opk.ru/

«1ученик-1 компьютер», работа с программой «Основы православной культуры»

С.8-11,читать, составить словарик с новыми словами

*подбери синонимы к слову творить.

25.09

Православие и молитва

-знать: почему христиане называют Бога «Отче», то есть «Отец»;

- что такое молитва;

-почему молитву «Отче наш» еще называют Господней молитвой;

http://www.svetoch-opk.ru/

«1ученик-1 компьютер», работа с программой «Основы православной культуры»

С.12-15, читать, эссе «Молитва»

*прочитай и выучи молитву «Отче наш»

2.10

Библия и Евангелие

- знать: почему Библию называют «Книга книг»;

- как переводится слово Евангелие;

- как зовутся авторы книг Ветхого Завета и  Нового Завета

http://www.svetoch-opk.ru/

«1ученик-1 компьютер», работа с программой «Основы православной культуры»

С. 16-19, читать, составить словарик новых слов

* Как ты понимаешь, что такое откровение? Бывают ли откровения в нашей обычной жизни? Чем они отличаются от религиозного откровения?

9.10

Проповедь Христа

- знать: что заповедал делать Иисус Христос, чтобы зло не разрасталось в мире;

- что составляет истинное богатство христианина;

-кого учил любить Иисус Христос

http://www.svetoch-opk.ru/

«1ученик-1 компьютер», работа с программой «Основы православной культуры»

С.20-23, читать, синквейн со словом «Доброта

*Что важнее чистая совесть или сила денег?

16.10

Христос и Его Крест

- знать : почему именно смерть Иисуса Христа имеет такое значение для человечества;

- что, по мнению верующего человека, находится за порогом смерти

http://www.svetoch-opk.ru/

«1ученик-1 компьютер», работа с программой «Основы православной культуры»

С.24-27, читать, составить словарик новых слов

* почему верующие во Христа  не боятся умирать. Что позволяло христианам не бояться смерти?

23.10

Пасха

- знать: с каким событием связан праздник Пасхи;

- почему Христа называют Спасителем;

- что символизирует яйцо

http://www.svetoch-opk.ru/

«1ученик-1 компьютер», работа с программой «Основы православной культуры»

С.28-31, читать, синквейн со словом «Пасха»

* Что значат слова молитвы, которая поется на пасху: «Смертию смерть поправ»?

30.10

Контрольная работа № 1.

- знать: как должен относиться православный человек к людям других религий;

- кому в первую очередь должен помогать православный человек;

-уметь отвечать на вопросы.

http://www.svetoch-opk.ru/

«1ученик-1 компьютер», работа с программой «Основы православной культуры»

*Защищая свою Родину, христиане помнили слова Господа Иисуса Христа: «Нет больше той любви, как если…продолжи.

13.11

Православное учение о человеке

- знать: как человек может сделать свою душу богаче;

-в чем главное отличие человека от животного;

- зачем Бог даровал человеку свободу

http://www.svetoch-opk.ru/

«1ученик-1 компьютер», работа с программой «Основы православной культуры»

С. 32-35, читать, эссе «Моя Душа»

*В чем проявляется «Образ Божий» в человеке?

20.11

Совесть и раскаяние

- знать : что помогает человеку различать добро и зло;

- кто является свидетелем любого недоброго поступка человека

http://www.svetoch-opk.ru/

«1ученик-1 компьютер», работа с программой «Основы православной культуры»

С. 36-39, читать, составить словарик новых слов

* Вести разговор со своей совестью – это……

27.11

Заповеди

- знать: почему заповеди ещё называют Законом Моисеевым

http://www.svetoch-opk.ru/

«1ученик-1 компьютер», работа с программой «Основы православной культуры»

С. 40-41, читать, эссе «Заповеди»

* Нужны ли сейчас современному человеку данные Богом Заповеди?

4.12

Милосердие

- знать, что каждый милосердный поступок — это ступень лестницы, ведущей к небесам.

http://www.svetoch-opk.ru/

«1ученик-1 компьютер», работа с программой «Основы православной культуры»

С. 42-45, читать, сочинение «Милосердие»

*Сострадание помогает человеку…

11.12

Золотое правило этики

- знать: почему нельзя осуждать, сплетничать;

http://www.svetoch-opk.ru/

«1ученик-1 компьютер», работа с программой «Основы православной культуры»

С. 46-47, читать, составить пять правил неосуждения

* Заповедь говорит нам о любви: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Стоит задуматься: «Как я себя люблю?» рассуждение

18.12

Храм

 - знать значение слов: храм, собор, церковь, часовня, алтарь, канон.

http://www.svetoch-opk.ru/

«1ученик-1 компьютер», работа с программой «Основы православной культуры»

С. 48-51, читать, сочинение «Храм моей Души»

*придумай вопросы к словам: храм, собор, церковь, часовня, алтарь, канон.

25.12

Икона

- знать: историю развития древнерусской иконописи;

- чем икона отличается от картины

http://www.svetoch-opk.ru/

«1ученик-1 компьютер», работа с программой «Основы православной культуры»

С.52-55, читать, синквейн со словом «Икона

* « Святая икона», «святой образ» - почему так говорят?

15.01

Творческие работы учащихся

- уметь представлять собственный проект

http://www.svetoch-opk.ru/

«1ученик-1 компьютер», работа с программой «Основы православной культуры»

С.56-57, читать, выбрать тему творческой работы, с.3, рисунок «Мой Ангел»,(А4)

* Подготовить презентацию проекта

22.01

Контрольная работа № 2

- уметь составлять кроссворды

http://www.svetoch-opk.ru/

«1ученик-1 компьютер», работа с программой «Основы православной культуры»

*составь кроссворд по наиболее понравившейся пройденной теме

29.01

Как христианство пришло на Русь

- знать: как связано понятие Святая Русь с крещением Руси;

- зачем люди крестят детей

http://www.svetoch-opk.ru/

«1ученик-1 компьютер», работа с программой «Основы православной культуры»

С. 58-61, читать, сочинить новогоднюю сказку

*Объясни название главной улицы современного Киева Крещатик.

5.02

Подвиг

- знать: можно ли считать «мученичество», которое человек принял за свою веру, подвигом;

-уметь приводить примеры подвига.

http://www.svetoch-opk.ru/

«1ученик-1 компьютер», работа с программой «Основы православной культуры»

С. 62-63, читать, синквейн со словом «Подвиг»

*В  России особо почитаются русские воины, ставшие святыми: Александр Невский, Дмитрий Донской, Фёдор Ушаков. Как вы думаете почему?

12.02

Заповеди блаженства

- знать: в чем главное отличие заповедей Ветхого Завета от заповедей блаженства

http://www.svetoch-opk.ru/

«1ученик-1 компьютер», работа с программой «Основы православной культуры»

С.64-67, читать, сочинение «Моё счастье»

*Как вы понимаете заповедь «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю»?

19.02

Зачем творить добро?

- знать: зачем Христос пришел в мир;

- когда человек может испытать «духовную радость»

http://www.svetoch-opk.ru/

«1ученик-1 компьютер», работа с программой «Основы православной культуры»

С.68-69, читать, эссе «Добрый человек»

* Продолжи фразу: «Добрые дела помогают человеку….»

26.02

Чудо в жизни христианина

- знать: что в жизни христианина может быть названо чудом

http://www.svetoch-opk.ru/

«1ученик-1 компьютер», работа с программой «Основы православной культуры»

С.70-71, читать, составить словарик новых слов

* Продолжите цитату священника Николая Агафонова: «Чудесное с нами рядом, но мы не замечаем Его. Оно пытается говорить с нами, но мы не слышим, наверное, от того, что….»

05.03

Православие о  Божием суде

- знать: что такое для православного христианина вечная жизнь;

- влияет ли земная жизнь на жизнь человека в вечности;

- как определятся судьба человека в вечности;

- одинаковый ли смысл в православии имеют  слова «бессмертие» и «вечная жизнь»

http://www.svetoch-opk.ru/

«1ученик-1 компьютер», работа с программой «Основы православной культуры»

С.72-75, читать, эссе «Добрый человек»

* Закончи предложение. Божий суд называют Страшным судом, потому что…

12.03

Таинство Причастия

- знать: от какого слова образовано слово «причастие»;

- зависит ли действие причастия на человека от его душевного состояния;

- что изменяется в людях, которые чаще причащаются

http://www.svetoch-opk.ru/

«1ученик-1 компьютер», работа с программой «Основы православной культуры»

С.76-79, читать, составить словарик новых слов

*Таинство называется так, потому что:   ….

19.03

Монастырь

 - знать: для чего люди уходят в монастырь;

- что в монастыре  для монаха важнее всего;

- как проявляется религиозное призвание.

http://www.svetoch-opk.ru/

«1ученик-1 компьютер», работа с программой «Основы православной культуры»

С.80-83, составить словарик новых слов

*Люди уходят в монастырь, когда…

02.04

Отношение христианина к природе

- знать: как может проявляться  «образ Божий» в человеке по отношению к природе;

- должен ли человек быть ответственным за окружающий его мир.

http://www.svetoch-opk.ru/

«1ученик-1 компьютер», работа с программой «Основы православной культуры»

С.84-85, синквейн со словом «Природа»

*Почему человека называют «венцом творения»?

09.04

Христианская семья

- знать: почему надо слушаться родителей;

-уметь жить в семье по христианским заповедям.

http://www.svetoch-opk.ru/

С.86-87, читать, эссе «Моя семья»

*В православии семью очень часто называют «малой церковью».  Как вы думаете почему?

Духовные традиции многонационального народа России (6 часов)

Познавательные УУД:

  • Извлекать информацию из разных источников (текст, таблица).
  • Сопоставлять, сравнивать, анализировать и оценивать ситуации и тексты из различных источников, чтобы разбираться и понимать, как нужно выполнять моральные нормы в отношении взрослых и сверстников в школе и дома, во внеучебных видах деятельности.
  • Строить речевое высказывание в устной форме.
  • Делать выводы на основе анализа объектов.
  • Осуществлять синтез, составлять целое из частей.
  • Обобщать и классифицировать.

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на уроке.
  • Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Принимать и сохранять учебную задачу.
  • Планировать свои действия.
  • Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

  • Слушать и понимать других.
  • Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
  • Оформлять свои мысли в устной форме.
  • Договариваться о правилах общения и поведения.

Личностные результаты:

  • Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
  • Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.

16.04

Защита Отечества

- уметь различать приводить примеры понятия справедливая и несправедливая война;

- знать имена защитников Отечества и их подвиги.

http://www.svetoch-opk.ru/

С.88-91, читать, сочинение «Святые защитники Отечества»

* Во время различных войн известны случаи, когда на поле боя выходили безоружные монахи, держа в руках святые иконы, и противники уходили с поля битвы без сражения. Чем были движимы эти монахи?

23.04

Христианин в труде

- знать: заповеди, данные людям в раю;

- земной труд должен:

Быть честным пред людьми  и  Богом;

- христианин трудится и работает для того, чтобы:

Приблизится к Богу,  стараясь делать те дела,  которые Богу угодны.

-уметь выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры и давать им оценку.

http://www.svetoch-opk.ru/

С.92-93, читать, эссе «Мой труд»

* Как вы понимаете смысл фразы: «Если кто не хочет трудиться, то и не ешь»?

30.04

Любовь и уважение к Отечеству

- знать понятия Отечество, Любовь, Уважение, Патриотизм.

-уметь толерантно относится к представителям разных мировоззрений и культурных традиций, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права  иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

http://www.svetoch-opk.ru/

с. 94-95, читать, Синквейн со словом «Отечество»

*Подготовить проект на тему : Любовь и уважение к Отечеству

07.05

Творческие работы обучающихся

- уметь самостоятельно  работать, работать в группах, планировать свою  деятельность.

- уметь представлять проект.

http://www.svetoch-opk.ru/

Подготовить проект  по выбранной теме

*Редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала к творческим работам.

14.05

Творческие работы обучающихся

- уметь представлять проект.

- уметь отвечать на вопросы оппонентов;

- иметь собственное представление по изученным темам.

http://www.svetoch-opk.ru/

Подготовить проект  по выбранной теме

21.05

Обобщение курса за год

Уметь защищать проекты, презентации.

Знать: правила составления презентаций, требования к оформлению и ее защите.                                              Уметь: подготовить проект  в соответствии с требованиями, комментировать его, отвечать на вопросы по содержанию проекта.

http://www.svetoch-opk.ru/

Подготовить проект  по выбранной теме

Всего – 34 урока.

Список литературы

Для учащихся:

  Кураев А. В. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. 4-5 классы. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений –  Москва «Просвещение», 2010.

Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: электронное учебное пособие. (CD-Диск)

Для учителя

Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. Материалы для общеобразовательных учреждений; под ред. Тишкова В.А., Шапошниковой Т.Д. – М.: Просвещение, 2010 – 239 с.

Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы. – М.: Просвещение, 2010 – 24 с.

Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. Методические рекомендации для учителей. Г.Чебоксары «Новое время», 2010

Для родителей

Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. Книга для родителей. Москва «Просвещение», 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по основам православной культуры в 4 классе.

Данная  рабочая  программа  разработана  на основе ФГОС НОО  и  предназначена  для обучающихся  4 класса  общеобразовательной  школы....

рабочая программа по основам православной культуры в 4 классе.

Данная  рабочая программа составлена  в соответствии с требованиями  ФГОС НОО  и предназначена  для обучающихся  4 класса общеобразовательной  школы...

Рабочая программа по основам православной культуры 4 класс

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности.Вопросы, связанные с введением в школьну...

Рабочая программа.. ОРКСЭ. Основы православной культуры. 4 класс

Рабочая программа по Основам Православной культуры для 4 класса с УУД....

Рабочая программа модуля «Основы православной культуры» по учебному курсу «Основы православной культуры и светской этики» 4 класс

Название курсаОсновы православной культурыКласс4Количество часов33ч  (1 часа в неделю)СоставителиПороло Т.А.Автор УМК А.В. КураевЦель курсаформирование российской гражданской идентичности мл...