Рабочая программа модуля «Основы православной культуры» по учебному курсу «Основы православной культуры и светской этики» 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс)

Пороло Татьяна Анатольевна

Название курса

Основы православной культуры

Класс

4

Количество часов

33ч  (1 часа в неделю)

Составители

Пороло Т.А.

Автор УМК

 А.В. Кураев

Цель курса

формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.

 

Структура курса

Введение в православную духовную традицию-1ч

Основы православной культуры-16ч

Православие в России-10ч

Духовные традиции многонационального народа России-6ч

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy-pravoslavnoj-kultury-4r1-klass.docx260.33 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

  • Раздел «Пояснительная записка» …………………………………....2-4
  • Раздел «Планируемые результаты освоения учебного предмета»…5-8
  • Раздел «Содержание учебного предмета» …………………….........9-11
  • Раздел «Календарно-тематическое планирование…………………12-13

Раздел Пояснительная записка

          Рабочая  программа модуля «Основы православной культуры» по учебному курсу «Основы православной культуры и светской этики» составлена и реализуется на основе следующих документов:

1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"  № 273-ФЗ  

2. Закон РО 3 № 26-3С «Об образовании в РО» 

3.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

4.Примерные  программы  по «Основы религиозных культур и светской этики» автор Данилюк А.Я.

5.Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ лицей № 5;

6.Положение о рабочей программе МБОУ лицей № 5

7.Учебный план МБОУ лицей №5 на 2018-2019 учебный год.

8. Календарный учебный график МБОУ лицея №5 на 2018-2019уч.г.

9. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПиН 2.4.2821-10

Цель курса «Основы православной культуры и светской этики» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.

Задачи учебного курса:

  1. знакомство обучающихся с основами православной культуры;
  2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе;
  4. формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  5. развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

 Общая характеристика модуля

      Модуль «Основы православной культуры»   является культурологическим и направлен на развитие у школьников  представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

          Преподавание знаний об основах православной культуры призвано сыграть важную роль не только в  расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. Ознакомление с нравственными идеалами и ценностями  православных  духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

      В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельной форме.

     Курс ОРКСЭ будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, родителей, учителей) в национальную мировую культуру.

  В основе учебно - воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.

 Предполагается, что усвоение курса сформирует у младшего школьника мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций русского народа, уважении к ним, диалогу с представителями других культур и мировоззрений. А также установлению духовной, творческой атмосферы в классе, развитию совести и высоконравственной гражданской позиции детей, воспитании благоразумных стремлений к добродетелям и желания одолеть свои пороки.

Место предмета в  учебном плане

На изучение курса отводится 34 часа, с расчетом – 1 час в неделю. Рабочая  программа  по «Основам православной культуры»  составлена в соответствии с учебным планом МБОУ лицея №5.   Календарный план-график для учащихся 4 классов МБОУ лицея №5 на 2018-2019 учебный год предполагает реализацию курса  в 4р1  классе в течение 33 недель, 33часа.

Вследствие этого в  содержании программы были уплотнены темы в следующих разделах:

Раздел IІ. Основы православной культуры

Изучаются в рамках одного часа вместо двух следующие темы:

-Творческие работы учащихся (1ч)

Раздел  Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате освоения программы  по «Основам православной культуры» во 4-ом классе планируется достижение младшими школьниками следующих результатов:

Личностные результаты 

осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность); 

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

— формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

— развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

— воспитание доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

— наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметныерезультаты :

— овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

— формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

  • условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

— адекватное использование речевых средств и средств информационно коммуникационных технологий для решения раз личных коммуникативных и познавательных задач;

— умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

— овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

— овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и при чинно следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

— готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

— определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельнос ти; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты 

— знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как ос новы культурных традиций многонационального народа России;

— знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

— формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

— осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Учебно-методические пособия, используемые для достижения планируемых результатов

Литература для учащихся:

   1. Основы православной культуры. 4 класс. А.В. Кураев, Учебник для общеобразовательных учреждений –  Москва: «Просвещение», 2014.

Литература для учителя:

  1. Данилюк А.Я. Основы духовно-нравственной культуры народов России.  Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы. - М.: Просвещение, 2014г.
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009г.
  3. Кураев А.В. Основы православной культуры. Учеб. 4-5 классы. - М.: Просвещение. 2014г.
  4. Оберниха Г.А. Поурочные разработки к учебнику «Основы православной культуры» автора А.В.Кураева. - М.: Просвещение. 2013г.
  5. Основы духовно-нравственной культуры народов России.  Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справочные материалы для общеобразоват. учреждений. Под ред. В.А.Тишкова, Т.Д. Шапошникова и др. - М.: Просвещение. 2013г.
  6. Электронное приложение (CD) к учебному пособию А.В. Кураева «Основы Православной культуры» 4-5 класс.
  • Технические средства: компьютерный комплекс, мультимедийный проектор.
  • Библиотечный фонд (книгопечатная продукция):

- специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи;

- научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам модуля;

- хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;

- документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников);

- энциклопедическая и справочная литература;

- религиозная литература;

  • Печатные пособия, в том числе картографические издания, иллюстративные материалы.

Раздел Содержание учебного предмета

  (33 ч)

Раздел I. Введение в православную духовную традицию. 1 час

Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.

Раздел IІ. Основы православной культуры 16 часов

Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.

Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.

Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.

Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия.

Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.

Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.

Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.

Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.

Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.

Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.

Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.

Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.

Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.

Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.

Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений.

Подведение итогов. Выполнение праздничного проекта.

Раздел IIІ. Православие в России. 10 часов

Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение.

Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.

Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.

Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.

Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях.

Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.

Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.

Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.

Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы.

Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.

Раздел IV. Духовные традиции многонационального народа России 6 часов

Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.

Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Повторительно - обобщающий урок по второму разделу.

Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

Итоговая презентация творческих проектов учащихся (продолжение).

Тематическое планирование

Раздел №

Кол-во часов

Контроль

Раздел I

Введение в православную духовную традицию.

1

Раздел IІ

Основы православной культуры

16

Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений. Выполнение проекта.

Раздел IІІ

Православие в России.

10

Тестовые задания

Раздел IV

Духовные традиции многонационального народа России

6

Итоговая презентация творческих проектов

Раздел 4. Календарно-тематическое планирование

4р1

                  Раздел и темы урока

Количество часов

Дата проведения урока

Раздел I. Введение в православную духовную традицию.

1

Россия – наша Родина

1

04.09

Раздел IІ. Основы православной культуры

16

2

Культура и религия

1

11.09

3

Человек и Бог в православии

1

18.09

4

Православная молитва

1

25.09

5

Библия и Евангелие

1

02.10

6

Проповедь Христа

1

09.10

7

Христос и Его крест

1

16.10

8

Христианская семья

1

23.10

9

Православное учение о человеке

1

06.11

10

Совесть и раскаяние

1

13.11

11

Заповеди

1

20.11

12

Милосердие и сострадание

1

27.11

13

Золотое правило этики

1

04.12

14

Храм

1

11.12

15

Икона

1

18.12

16

Творческие работы учащихся

1

25.12

17

Подведение итогов

1

15.01

Раздел IІІ. Православие в России.

10

18

Как христианство пришло на Русь

1

22.01

19

Подвиг

1

29.01

20

Заповеди блаженств

1

05.02

21

Зачем творить добро?

1

12.02

22

Чудо в жизни христианина

1

19.02

23

Православие о Божием суде

1

26.02

23

Таинство Причастия

1

05.03

24

Монастырь

1

12.03

25

Отношение христианина к природе

1

19.03

26

Пасха

1

09.04

Раздел IV. Духовные традиции многонационального народа России

6

28

Защита Отечества

1

16.04

29

Христианин в труде

1

23.04

30

Любовь и уважение к Отечеству

1

30.04

31

Подготовка творческих проектов учащихся

1

07.05

32

Выступление учащихся  со своими творческими работами. Презентация творческих проектов

2

14.05

33

Праздник «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия»

21.05

Всего

33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" модуль "Основы светской этики"

Рабочая программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» составлена в соответствии с Конституцией РФ, Законом «Об образовании в РФ», К...

Программа учебного курса " Основы религиозных культур и светской этики" модуля " Основы православной культуры"

Цель модуля: способствовать развитию представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; воспитание порядочных, терпимых, честных граждан, которые с у...

Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» учебному модулю «Основы православной культуры»

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и р...

рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры»

Изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики» направлено на развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества; формирование ...

Рабочая программа к учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» для 4 класса

Рабочая программа и КТП к учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» для 4 класса...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ «Основы православной культуры и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Тема урока: Милосердие и сострадание

Урок «Милосердие и сострадание» проводится в 4 классе по предмету «Основы православной  культуры», автор учебника А.В.Кураев, 12 уроком по счёту. Этот урок проходит после ...

Преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики»

Преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики»...