Главные вкладки

    Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» учебному модулю «Основы православной культуры»
    рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

    Ельчанинова Елена Ивановна

    Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon orkse.doc92 КБ
    Microsoft Office document icon soderzhanie_programmy.doc38.5 КБ
    Microsoft Office document icon planiruemye_rezultaty_osvoeniya_uchashchimisya.doc31 КБ
    Microsoft Office document icon kontrolno.doc33 КБ
    Microsoft Office document icon kalendarno.doc81.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    к рабочей программе

    «Основы религиозных культур и светской этики»

    4 класс

    Рабочая программа составлена на основе:

    - требований Федерального компонента государственного стандарта начального общего

    образования;

    - концепции духовно – нравственного воспитания;

    -авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики». А.Я.Данилюк «Просвещение», 2010.

    Данная рабочая программ является гибкой и позволяет вносить изменения в ходе реализации учебного процесса.  

    Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности. Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа. В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем. В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

    Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

    Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

    Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

    Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.  Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

    - общая историческая судьба народов России;

    - единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

    Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.

    Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

    Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:

    - ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель — воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;

    - педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;

    - системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);

    - ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;

    - единых требований  к результатам освоения содержания  учебного курса.

    Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.

    Место комплексного учебного курса в учебном плане

    Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объёме 34 учебных часа в год  в 4 классе.

    Количество часов – 34.

    Количество часов в неделю – 1.  

    Количество часов в I четверти – 8.

    Количество часов во II четверти – 7.

    Количество часов в III четверти – 10.

    Количество часов в IV четверти – 9.

     

    Основные содержательные модули курса:

    - Основы православной культуры

    - Основы исламской культуры

    - Основы буддийской культуры

    - Основы иудейской культуры

    - Основы мировых религиозных культур

    - Основы светской этики

    Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей.

    Образовательное учреждение на основе определения образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса. При этом выбор родителей (законных представителей) является приоритетным для организации обучения ребёнка по содержанию того или иного модуля.  

       В МКОУ Бутурлиновская ООШ № 7 в соответствии с выбором родителей (законных представителей) и согласия обучающихся изучения учебного курса ОРКСЭ в 4 классе ведётся по модулю «Основы православной культуры».

    В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих  работ и проектов на основе изученного материала (уроки 15, 31—34). Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме.  

    Основные задачи комплексного учебного курса:

    - знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

    - развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

    - обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

    - развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

    Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

    Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

    - понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

    - формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;

    - формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;

    - знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

    - укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

     

    ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

    Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

     

    Требования к личностным результатам:

    - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

    - формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей,

    религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

    - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

    - развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

    - воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

    - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

    - наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

    Требования к метапредметным результатам:

    - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

    - формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

    - адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

    - умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

    - овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

    - овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

    - готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

    - определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

    Требования к предметным результатам:

    - знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

    - знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

    - формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

    - осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

     

    ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

     «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

    Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

      Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

    Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2—29), изучаемые соответственно в 4 классе, дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.

     

    Учебный модуль «Основы православной культуры»

    Россия — наша Родина.

    Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло  в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, ,прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм и многоконфессионального народа России.

    Основные формы организации учебной деятельности

    Основные формы организации учебной деятельности – урок ознакомления с новым материалом, комбинированный урок, урок обобщения и систематизации знаний.  

    В ходе преподавания  используются следующие формы и методы: 

    • Метод моральных дилемм и дискуссий
    • Эвристические беседы
    • Исследовательский метод
    • Проектирование
    • Уроки – экскурсии
    • Деловые и ролевые игры
    • Творческие мастерские
    • Использование информационно- коммуникационных технологий

    Формы работы:

     

    • работа в паре
    • индивидуальная
    • групповая

    СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

    Система оценки достижений планируемых результатов освоения курса ОРКСЭ ориентирует образовательный процесс на духовно – нравственное развитие и воспитание учащихся, предусматривает использование разнообразных методов и форм. Формализованные требования (отметка) по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматривается. Уроки по курсу ОРКСЭ - уроки безотметочные, объектом оценивания является нравственная и культурологическая компетентность ученика, рассматриваемые как универсальная способность человека понимать значение нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества, воспитание потребности к духовному развитию. Но это не означает, что  нет необходимости и возможности в контроле усвоения знаний учащихся. Так как этот процесс индивидуален, поэтому используются формы контроля, позволяющие предусмотреть проверку, во–первых, достижения каждым учеником уровня обязательной подготовки по предмету; во–вторых, глубину сформированности учебных умений.  

    Оценка решает две основные задачи:  

    - подведение итогов работы;  

    - сравнение (с самим собой и другими).

    Для оперативного контроля знаний и умений по курсу используются систематизированные упражнения, тестовые задания разных типов.  

    Подходы к оцениванию следующие: оценивание по системе «зачёт – незачёт»; вербальное поощрение, похвала, одобрение, интерес одноклассников и членов семьи к результатам собственной деятельности. Используется технология портфолио: составление портфеля творческих работ и достижений ученика позволяет учащимся производить самооценку своей деятельности в курсе ОРКСЭ, самопроверку своих действий по овладению учебным материалом. Одним из способов оценивания учеником своей деятельности и учителем их учебных результатов является систематическое обращение к материалам рубрик учебника: учащиеся под руководством учителя формулируют в начале урока его задачи и анализируют в конце урока достижение (или недостижение) предлагаемых результатов.

    При работе в парах или группах необходима качественная взаимооценка учениками деятельности друг друга: в виде создания презентаций, творческих проектов. Ученики должны ориентироваться в большей степени на самооценку, оценка учителем осуществляется в диалоге с учеником, она может быть изменена, уточнена. Педагог работает со шкалой требований к качеству обучения, приучая детей самостоятельно определять, какое умение нужно сформировать для решения конкретной содержательной или методической задачи.  

    Формы контроля уровня достижений учащихся

    Аттестация обучающихся является неотъемлемой частью образовательного процесса, которая позволяет всем участникам реально оценить результативность их совместной творческой деятельности, уровень развития способностей и личностных качеств ребенка, в соответствии с прогнозируемым результатом.

    Формы текущего контроля:

    • анализ продуктов творческой деятельности (сочинения, рисунки, проекты и  т. д.);
    • задания на закрепление и проверку, изложенные в учебном пособии для учащихся «Основы православной культуры»;
    • тестирование.

    Виды аттестации

    • Текущая аттестация – оценка качества усвоения материала какой-либо части (темы) программы и проводится педагогом на занятиях.
    • Промежуточная аттестация – это оценка качества усвоения учащимися, какой либо части, темы (тем) программы, по итогам учебного периода (полугодия, год) и проводится педагогом.  
    • Итоговая аттестация – это оценка овладения учащимися уровня достижений, заявленных в программе по ее завершению.

    Формы проведения аттестации

    Для текущего контроля уровня достижений учащихся использованы такие способы, как:

    • наблюдение активности на занятии;
    • беседа с учащимися, родителями;
    • экспертные оценки педагогов по другим предметам;  
    • анализ творческих работ, результатов выполнения диагностических заданий рабочей тетради;
    • тестирование.

    Формы проведения промежуточной аттестации: 

    • защита творческих работ и проектов;
    • выставочный просмотр;
    • собеседование;
    • игра.

    Для проведения итоговой аттестации по результатам изучения курса используется:    

    совокупность самостоятельно выполненных творческих работ.

    Формы проведения итоговой аттестации учащихся: презентация творческих работ, коллективная рефлексия, самоанализ и др.  

    Результаты промежуточной и итоговой аттестации воспитанников оцениваются таким образом, чтобы можно было определить:

    • насколько были достигнуты, прогнозируемые результаты программы каждым ребенком;
    • полноту выполнения образовательной программы.

    Оценка выставляется по системе «зачёт – незачёт».  

    Итоговая оценка накопительная, когда результаты выполнения всех предложенных заданий оцениваются по системе «зачёт – незачёт».  


    УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

     

    Реализация обозначенной цели курса ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении.

    Для изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики», должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:

    Учебные пособия для комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».  

    Учебные пособия «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики» подготовлены для  экспериментального курса «Основы религиозной культуры и светской этики» для 4-5 классов основной школы. Каждый ученик получает одно из шести предлагаемых учебных пособий, имеющих общую структуру из четырех блоков и связанных общими методологическими принципами, а также целями и задачами курса указанными выше.

    В качестве методологического принципа разработки всех учебных пособий выбран культурологический подход, способствующий формированию у учащихся первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики, учитывающий уже имеющийся круг знаний учащихся, а также межпредметное взаимодействие.

    Все представленные материалы адаптированы с учетом возрастного восприятия младших подростков.

     

    УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОДУЛЯ

    «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

     

    Учебные пособия для учебного модуля «Основы православной культуры»

     

    ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

    для учащихся, для учителей и родителей

     

    Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

    • Кураев А. В. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. 4-5 классы. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений –  Москва «Просвещение», 2010.  
    • Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры.
    • Методические рекомендации для учителей. Г.Чебоксары «Новое время», 2010.
    • Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. Книга для родителей. Москва «Просвещение», 2010
    • Электронное пособие «Основы религиозных культур и светской этики».

     

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

     

    Библиотечный фонд (книгопечатная продукция):

    • нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;
    • специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);  
    • научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;
    • хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений,
    • тематически связанные с содержанием курса;
    • энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);
    • художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;
    • - печатные пособия, в т.ч. картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты выдающихся людей России.

     

    ОБОРУДОВАНИЕ И ПРИБОРЫ

     

    ● оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;

    ● технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе): классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок; демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.); вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т.ч. принтер, сканер, фото- и видеотехника (по возможности) и др.;

    ● экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию;- электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»; дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса.



    Предварительный просмотр:

    СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

    по по  курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

    модуля «Основы православной культуры»

    (1  уч.час в неделю, всего 34  часа)

     

    № п/п

    Название раздела (главы)

    Количество часов

    Содержание учебного раздела

    (основные изучаемые вопросы)

    1

    Введение в православную духовную традицию.

    16

    1.Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.

    2.Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.

    Знакомятся с историей возникновения и распространения  православной культуры.

    3.Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.

    Изучают основы духовной традиции православия.

    4.Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.

    5.Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия.

    Дают определения основных понятий  православной культуры

    6.Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.

    7.Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.

    Учатся  устанавливать взаимосвязь между религиозной  (православной) культурой и поведением людей.

    8.Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.

    9.Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке

    10.Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.

    11.Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.

    12.Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.

    Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры

    13.Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое   неосуждение.

    14.Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.

    15.Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.

    Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры.

    16.Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений. Подведение итогов.    Выполнение праздничного проекта.

    Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества

    2

    Православие в России.

    18

    17.Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение.

    18.Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.

    Знакомятся с развитием православной культуры в истории России.

    19.Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.

    20.Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.

    21.Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях.

    22.Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.

    Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (православной и др.)

    23.Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.

    24.Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.

    25.Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы.

    26.Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.

    27.Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.

    28.Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен.

    29.Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

    Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.

    30.Повторительно - обобщающий урок по второму разделу.

    Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.

    31.Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

    Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника, излагать своё мнение.

    Готовят сообщение по выбранной теме.

    32-34.Итоговая презентация творческих проектов учащихся (продолжение).



    Предварительный просмотр:

    Планируемые результаты освоения учащимися

    программы по основам православной культуры

    Осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);

    развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;

    знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;

    осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;

    умение следить за своими словами и делами; способность  контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;

    настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;

    как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.

    Развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;

    любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;

    умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;

    умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи.

    Развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;

    любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;

    умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;

    умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи.начальной школе:

    развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры; 

    знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;

    умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории (к примеру, Александр Невский — Ледовое побоище);  

    умение видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл;

    умение соотносить старый и новый стили (даты юлианского и григорианского календарей), знание причины расхождения этих календарей;

    приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;

    усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, становлении её духовности и культуры;

    приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;

    формирование потребности в нравственном совершенствовании.



    Предварительный просмотр:

    КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

    1. Темы для исследовательских работ

    Как христианство пришло на Русь.

    Христианское отношение к природе.

    Святые в отношении к животным.

    Русские святые-воины. (На примере одного святого: святых   благоверных  князей Александра Невского, Димитрия Донского, праведного Феодора Ушакова, Александра Суворова или других)

    Святой, прославившийся в нашем крае.

    Возможные баллы за исследовательскую работу: от 30 до 50.

    1. Темы сочинений

    Крещение Руси как начало великой русской культуры.

    Кого мы называем хамом? Происхождение понятия.

    Может ли  христианское отношение к природе помочь решению экологической проблемы?

    Какие  есть особые убеждения христиан, укрепляющие их в делании добра?

    Возможен ли подвиг в мирное время?

    Как вы понимаете заповедь «Блаженны плачущие»?

    В каком случае солдат может быть назван миротворцем? Приведите примеры такого миротворчества.

    Возможные баллы за сочинение: от 5 до 15.

    За каждое остальное задание начисляется 1 балл. Для зачета нужно набрать не менее 15 баллов.

    Закончите предложение

    Год крещения Руси - _______

    Русь крестил _____________

    Преподобного Герасима Иорданского обычно изображают на иконе с (название животного) ________

    Преподобный Сергий Радонежский кормил около своей кельи (название животного) ____________

     

    На месте пропуска вставьте слово

    Вставьте слово в названия монастырей или мест, где они находятся:

    _______________ пустынь

    _______________Посад

    Киево-_________лавра

    _______-Невская Лавра

    Тестовые задания

    1. Что движет героем, совершающим истинный подвиг? Вычеркните лишнее

    - бескорыстие

    - любовь к Отечеству

    - защита близких

    - восстановление справедливости

    - нажива

     2. О чем молятся христиане во время войны? (выбери два варианта)

    - чтобы было убито побольше врагов

    - чтобы была взята большая добыча

    - чтобы меньше людей погибло

    - о победе

    3. Два необходимых и достаточных условия для причащения христиан:

    - личное покаяние

    - подаяние нищим

    - совершение только хороших дел

    - вера во Христа

     4. Что бывает только у монахов?

    - четки

    - клобук

    - постриг

    - обет

    - молитва

    5. Венцы в таинстве венчания символизируют:

    - вечность

    - богатство

    - долгую жизнь

    - единство любви и испытаний

    6. Отметьте слова, обозначающие общие ценности христиан и людей других убеждений?

    - любовь ко Христу

    - молитва ко Христу

    - защита природы

    - защита Отечества

    - милосердие

    - честный труд        

    7. Заповедей блаженства

    - пять

    - восемь

    - девять

    8. Какая заповедь блаженства пропущена в стихотворении Льва  Мея «Слепорожденный»

      … истое блаженство

    Себе наследует лишь тот,

    Кто духом нищ, кто слезы льет,

    Кто правды алчет, правды жаждет,

    Кто кроток был и незлобив,

    Кто сердцем чист, миролюбив…

    9. О ком говорится в отрывке из стихотворения Алексея Константиновича Толстого

    Любовью к ближним пламенея,

    Народ смиренью Он учил,

    Он все законы Моисея

    Любви закону подчинил

    - о Христе

    - об Андрее Первозванном

    - о Петре 1

    10. Знакомство с каким произведением искусства повлияло на решение князя Владимира принять христианство?

    - болгарские танцы

    - греческая икона

    - немецкий орган

    11. О каких делах Христос будет спрашивать с людей на Своем суде? Допишите фразы из его притчи:

    Я был голоден -

    Я жаждал -

    Я был в темнице -

    Я был болен -

    Я был странником -

    Я был наг -



    Предварительный просмотр:

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    по  курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуля «Основы православной культуры»

    (1  уч.час в неделю, всего 34  часа)

    Тема урока

    Универсальные учебные действия

    Формы контроля

    Количество часов

    Дата

    План

    4 «А»

    Факт

    4 «А»

    План

    4 «Б»

    Факт

    4 «Б»

    Раздел I. Введение в православную духовную традицию.

    1

    Россия – наша Родина.

    Регулятивные:учиться работать по предложенному учителем плану.

    Познавательные: выполнение действий по алгоритму.

    Коммуникативные: выражение своих мыслей.

    Личностные: нравственно-эстетическое оценивание понятия Родина

    текущий

    1

    01.09.15.

    04.09.15.

    2

    Культура и религия

    Регулятивные: саморегуляция

    Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

    Коммуникативные: выражение своих мыслей.

    Личностные: нравственно-эстетическое оценивание.

    текущий

    1

    08.09.15

    11.09.15.

    3

    Человек и Бог в православии.

    Регулятивные: саморегуляция

    Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

    Коммуникативные: уметь договариваться, вести дискуссию

    Личностные: ценить и принимать ценности.

    текущий

    1

    15.09.15.

    18.09.15.

    4

    Урок-экскурсия

    Православная молитва

    Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.

    Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

    Коммуникативные:  умение слышать, слушать и понимать партнера 

    Личностные: ценить и принимать ценности.

    текущий

    1

    22.09.15.

    25.09.15

    5

    Библия и Евангелие

    Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.

    Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

    Коммуникативные:  умение слышать, слушать и понимать партнера 

    Личностные: ценить и принимать ценности.

    текущий

    1

    29.09.15.

    02.10.15.

    6

    Проповедь Христа

    Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.

    Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

    Коммуникативные:  умение слышать, слушать и понимать партнера 

    Личностные: ценить и принимать ценности.

    текущий

    1

    06.10.15.

    09.10.15.

    7

    Христос и Его крест

    Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.

    Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

    Коммуникативные:  уметь вести дискуссию.

    Личностные: ценить и принимать ценности.

    текущий

    1

    13.10.15.

    15.10.15.

    8

    Пасха

    Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.

    Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

    Коммуникативные:  умение слышать, слушать и понимать партнера 

    Личностные: ценить и принимать ценности.

    текущий

    1

    20.10.15.

    23.10.15.

    9

    Православное учение о человеке

    Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.

    Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

    Коммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя  

    Личностные: нравственно-эстетическое оценивание.

    текущий

    1

    27.10.15.

    30.10.15.

    10

    Совесть и раскаяние

    Регулятивные:  способность понимать и проявлять свои чувства посредством слов.

    Познавательные: построение логической цепи рассуждений.

    Коммуникативные: выражение своих мыслей.

    Личностные: нравственно-эстетическое оценивание

    текущий

    1

    10.11.15.

    13.11.15.

    11

    Заповеди

    Регулятивные: саморегуляция

    Познавательные:

    анализировать жизненные ситуации и выбирать нравственные формы поведения.

    Коммуникативные: умение согласованно выполнять совместную деятельность

    Личностные: ценить и принимать ценности.

    текущий

    1

    17.11.15.

    20.11.15.

    12

    Милосердие и сострадание

    Регулятивные: оценка нравственных норм

    Познавательные: извлечение необходимой информации.

    Коммуникативные:  сотрудничать в совместном решении проблемы

    Личностные: личностное переживание

    текущий

    1

    24.11.15.

    27.11.15.

    13

    Золотое правило этики.

    Регулятивные: саморегуляция

    Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

    Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. 

    Личностные: ценить и принимать ценности.

    текущий

    1

    01.12.15.

    04.12.15.

    14

    Урок-экскурсия

    Храм

    Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.

    Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

    Коммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя

    Личностные: ценить и принимать ценности.

    текущий

    1

    08.12.15.

    11.12.15.

    15

    Урок-экскурсия

    Икона

    Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.

    Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

    Коммуникативные: выражение своих мыслей.

    Личностные: ценить и принимать ценности.

    текущий

    1

    15.12.15.

    18.12.15.

    16

    Творческие работы учащихся

    Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.

    Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

    Коммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя  

    Личностные: ценить и принимать ценности

    промежуточный

    1

    22.12.15.

    25.12.15.

    Раздел II. Православие в России.

    17

    Как христианство пришло на Русь

    Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.

    Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

    Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера 

    Личностные: нравственно-эстетическое оценивание

    текущий

    1

    29.12.15.

    15.01.16.

    18

    Подвиг

    Регулятивные: саморегуляция

    Познавательные: извлечение необходимой информации.

    Коммуникативные: выражение своих мыслей.

    Личностные: личностное переживание

    текущий

    1

    12.01.16.

    22.01.16.

    19

    Заповеди блаженств

    Регулятивные: саморегуляция

    Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

    Коммуникативные:  умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. 

    Личностные: ценить и принимать ценности

    текущий

    1

    19.01.16.

    29.01.16.

    20

    Зачем творить добро?

    Регулятивные: понимать значение добра и  зла.

    Познавательные: извлечение необходимой информации.

    Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.   

    Личностные: эмоциональное переживание.

    текущий

    1

    26.01.16.

    05.02.16.

    21

    Чудо в жизни христианина

    Регулятивные: саморегуляция

    Познавательные: извлечение необходимой информации.

    Коммуникативные: выражение своих мыслей.

    Личностные: личностное переживание

    текущий

    1

    02.02.16.

    12.02.16.

    22

    Православие о Божием суде

    Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.

    Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

    Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.  

    Личностные: личностное переживание

    текущий

    1

    09.02.16.

    19.02.16.

    23

    Урок-экскурсия

    Таинство Причастия

    Регулятивные: саморегуляция

    Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

    Коммуникативные:  умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. 

    Личностные: ценить и принимать ценности

    текущий

    1

    16.02.16.

    26.02.16.

    24

    Монастырь

    Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.

    Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

    Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера 

    Личностные: личностное переживание

    текущий

    1

    01.03.16.

    04.03.16.

    25

    Отношение христианина к природе

    Регулятивные: саморегуляция

    Познавательные: извлечение необходимой информации.

    Коммуникативные: выражение своих мыслей.

    Личностные: личностное переживание

    текущий

    1

    15.03.16.

    11.03.16.

    26

    Христианская семья

    Регулятивные: саморегуляция

    Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

    Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

    Личностные: ценить и принимать ценности 

    текущий

    1

    22.03.16.

    18.03.16.

    27

    Защита Отечества

    Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.

    Познавательные: извлечение необходимой информации.

    Коммуникативные: выражение своих мыслей. 

    Личностные: ценить и принимать ценности 

    текущий

    1

    05.04.16.

    25.03.16.

    28

    Христианин в труде

    Регулятивные: саморегуляция

    Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

    Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.  

    Личностные: нравственно-эстетическое оценивание

    текущий

    1

    12.04.16.

    08.04.16

    29

    Любовь и уважение к Отечеству

    Регулятивные: саморегуляция

    Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

    Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. 

    Личностные: ценить и принимать ценности   

    текущий

    1

    19.04.16.

    15.04.16.

    30

    Повторительно-обобщающий урок

    Регулятивные: саморегуляция

    Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

    Коммуникативные: выражение своих мыслей.

    Личностные: нравственно-эстетическое оценивание 

    промежуточный

    1

    26.04.16.

    22.04.16.

    31-34

    Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

    Регулятивные: саморегуляция

    Познавательные: Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий

    Коммуникативные:  Участвуют в диспутах и учатся слушать собеседника.

    Личностные: Умение излагать свое мнение. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

    итоговый

    4

    03.05.16.

    10.05.16.

    17.05.16.

    24.05.16.

    29.04.16.

    06.05.16.

    13.05.16.

    20.05.16.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по учебному курсу "Основы религиозных культур и светской этики" 4 класс

    Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики" изучается в 4 классе в объёме 1час в неделю (всего 34 часа), направлен на развитие у учащихся 10-11 лет представлений о нравствен...

    Рабочая программа комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" модуль "Основы светской этики"

    Рабочая программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» составлена в соответствии с Конституцией РФ, Законом «Об образовании в РФ», К...

    рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры»

    Изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики» направлено на развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества; формирование ...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» для учащихся 4 классов на 2015 - 2016 учебный год

    Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» разработана в соответствии с  Положением о рабочей программе МБОУ СОШ №2 г.Лермонто...

    Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики»

    Для многоконфессиональной и поликультурной России особенно актуально получение знаний об основах духовно-нравственной культуры, исторических, культурных и религиозных традициях народов, населяющих наш...

    Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе

    Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и  светской  этики»...