Главные вкладки

    Конспект открытого урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Учебный модуль: «Основы буддийской культуры» Тема:«Буддизм в России»
    план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

    Аяна Сергеевна

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka.docx31.6 КБ
    Файл samoanaliz_uroka.docx21.34 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сценарий урока.

    Урок в 4 классе.

    Комплексный курс «Основы религиозных культур и светской этики»

    Учебный  модуль: «Основы буддийской культуры»

    Тема: «Буддизм в России»

                  Дата проведения: 28.01.2013г

    Учитель: Семис-оолАяна Сергеевна

    Цель урока: Познакомитьучащихся с историей  развития буддизма в России.

    Задачи:

    1. познакомитьучащихся с историей  развития буддизма в России;

    познакомить учащихся с представлениями о буддизме как одной из традиционных религии в современной России; создать условия для формирования у учащихся представления о межконфессиональном диалоге в современной России;

    1. развивать устную речь, память, логику.
    2. воспитать чувство уважения  и интерес к религиозной и духовной культуре своего народа.

    Ожидаемые результаты урока:

    -учащиеся познакомится с историей  развития буддизма в России;

    -узнают какие религии считаются традиционными в современной России;

    -получат представления о межконфессиональном диалоге в современной России;

    -познакомятся с ключевыми понятиями урока, начнут использовать их в собстенной устной и письменной речи.

    Методы: беседа, показ, объяснение, поисковый,групповая работа, исследовательская работа.

    Оборудование: диск «Открытие буддизма», песня Ишкиноглу и Санчай башкы, проектор, комьютер, презентации к уроку.

    Ход урока:

    I.Вводный( мотивационно-организационный)

    1). Организация деятельности учащихся

    2) Мотивация деятельности к уроку.

    3)Подготовка к усвоению нового материала.

    4)Актуализация знаний.

    -Игра «Ты мне, я тебе» (групповая работа)

    II.Основной (информационно-аналитический)

    1)Угадывание темы урока.

    2)Работа в тетради.

    3)Словарная работа.

    4) Вступительная беседа учителя

    5)Работа с книгой. Чтение учеником стр.38.

    6)Ознакомления с дацаном в Бурятии (слайды и комментарии к ним)

    7)Знакомство с Даша-ДорджоИтигеловым.

    -Сообщение ученика. (Эрендей Денис) (Слайды)

    III.Физминутка.

    8.Продолжение изучение темы.

    1)Первая волна буддизма

    2)Развитие буддизма

    3) Храм Устуу-Хурээ

    4)Важные понятия стр.39 прочитать и объяснить. (Сайды)

    5)Закрепление нового материала.

    Вопросы к уроку. (Слайд)

    IV.Заключительный (оценочно-рефлексивный)  

                   1)Обобщение.

        2)Домашнее задание.

    Общее задание:

    Индивидуальное задание:

     3).Рефлексия.

    Урок в 4 классе.

    Комплексный курс «Основы религиозных культур и светской этики»

    Учебный  модуль: «Основы буддийской культуры»

    Тема: «Буддизм в России»

    Цель урока:Познакомить учащихся с историей  развития буддизма в России.

    Задачи:

    1. познакомить учащихся с историей  развития буддизма в России;

    познакомить учащихся с представлениями о буддизме как одной из традиционных религии в современной России; создать условия для формирования у учащихся представления о межконфессиональном диалоге в современной России;

    1. развивать устную речь, память, логику.
    2. воспитать чувство уважения  и интерес к религиозной и духовной культуре своего народа.

    Ожидаемые результаты урока:

    -учащиеся познакомится с историей  развития буддизма в России;

    -узнают какие религии считаются традиционными в современной России;

    -получат представления о межконфессиональном диалоге в современной России;

    -познакомятся с ключевыми понятиями урока, начнут использовать их в собстенной устной и письменной речи.

    Методы: беседа, показ, объяснение, групповая работа, исследовательская работа.

    Оборудование: диск «Открытие буддизма», песня Ишкин оглу и Санчай башкы, проектор, комьютер, презентации к уроку.

    Ход урока:

    I.Вводный( мотивационно-организационный)

    1). Организация деятельности учащихся.

    Здравствуйте ребята. Все готовы к уроку. Сегодня у нас урок необычный. Потому что, как вы, уже заметили в классе присутствует гости. Это ваши родители и учителя нашей школы. Поприветствуем их.

    2) Мотивация деятельности к уроку.

    Вспомним о карме. (Карма это закон причины и следствия. Если человек живёт осознанно, в гармонии с природой, отдельными людьми и человечеством в целом, то своими хорошими мыслями и поступками мы накапливаем хорошую карму. Ты улыбнулся и тебе улыбнулись в ответ. Улыбнёмся друг другу и гостям в классе.

    3)Подготовка к усвоению нового материала.        

    Сегодня мы на уроке познакомимся с новыми терминами и повторим пройденные темы по курсу. А сейчас внимательно посмотрите на видео и подумайте о чём мы сегодня будем говорить на уроке. (Видеофрмагмент с диска «Открытие буддизма»)

    -Конечно как вы уже догадались, сегодня мы будем говорить о буддизме в России и о его развитии в нашей республике.

    -Прочитайте текст рубрики «Вы узнаете» стр.38. Что вам предстоит узнать на этом уроке.

    4)Актуализация знаний.

    Игра «Ты мне, я тебе» (групповая работа)

    Класс делится на 2 группы. У каждой группы на столе лежат вопросы. Эти вопросы они должны задать группе противнику. Другая команда отвечает и задаёт вопрос той команде . которая начала задавать вопрос.

    Вопросы 1 команды

    Вопросы 2 команды

    1

    Кто такой Будда Шакьямуни?

    Ответ:Основатель буддийского учения.мудрец из рода Шакьямуни.Жил в Индии 2,5 тысячи лет.

    Ответ:

    1)Уводить их от зла.

    2)Побуждать их делать добро.

    3)Дать им хорошее образование.

    4)Устроить им походящий брак.

    5)Передать им в своё время наследство.

    1

    Перечислитьпять способов проявления родителями любви к своим детям.

    2

    Перечислить пять способов, при помощи которых дети выражают свою любовь и уважение к родителям

    Ответ:

    1)Исполнять обязанности, возложенные на них родителями.

    2).Сохранять семейный уклад и традиции.

    3)прислушиваться к советам родителей

    4)Чтить их старость и быть им опорой.

    5)Вести себя так, чтобы быть достойными наследства.

    2

    Привести пример из жизни тувинцев по бережному отношению к природе.

    Ответ: Носки обуви плавно загнуты вверх, чтобы уберечь и не поранить благословенную землю.

    -Молодцы, ребята.Вы хорошо усвоили пройденные темы.

    II.Основной (информационно-аналитический)

    1)Угадывание темы урока.

    Видеофрагмент из диска «Открытие буддизма»

    -Посмотрев этот фрагмент видео, как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (О буддизме в России)

    -Правильно угадали, ребята. Тема 18 урока курса «Основы буддийской культуры» «Буддизм в России» Познакомимся с историей  развития буддизма в России, о  современном состоянии буддизма в нашей стране и с титулами глав буддистов разных стран.

    2)Работа в тетради.

    Запишите сегодняшнее число и тему урока.

    3)Словарная работа:

    Указ- айтыышкын, монастыри (хурэ)

    4) Вступительная беседа учителя:

    (Слайд Елизаветы Петровны)

    В 1741 г российская императрица Елизавета Петровна, издала указ, согласно которому на территории России признавалось существование буддийской религии. Эта дата считается датой официального признания буддизма в России.

    Запись в тетрадях: 1941год официального признания буддизма в России.

    Традиционно буддийскими регионами в нашей стране являются Калмыкия,Бурятия,Тува.

    (Слайд)

    5)Работа с книгой. Чтение учеником стр.38.

    В 1915г Санкт-Петербурге был построен первый буддийский храм в Европе. Это стало распространием буддийских идей в многочисленных группах, общинах, организациях в крупных городах России. (Слайд)

    В настоящее время буддизм в России переживает духовное возрождение. Восстанавливаются древние храмы, строятся новые, открываются буддийские университеты, издаётся литература. (Ознакомления с новой литературой.Показать книги)

    6)Ознакомления с дацаном в Бурятии (слайды и комментарии к ним)

    7)Знакомство с Даша-ДорджоИтигеловым.

     Сообщение ученика. (Эрендей Денис) (Слайды)

    III.Физминутка.

    Что такое медитация? (Сосредоточение, ведущее к внутренней гармонии)

    Используется песня Ишкиноглу и Санчайбашкы «Бурганбашкыбуруудатпа» (Слайды)

    8.Продолжение изучение темы.

    1)Первая волна буддизма пришла в Туву в IX веке от уйгуров. Дальнейшее знакомство тувинцев с буддизмом произошло в XIII—XIV вв., когда Тува входила в состав Монгольской империи. Самые ранние буддийские храмы, обнаруженные археологами на территории Тувы, датируются XIII—XIV вв. Во второй половине XVIII в. после разгрома Джунгарского ханства, в состав которого входила Тува, войсками правившей Китаем маньчжурской династии Цин, Тува попала в подчинение к Китаю. В это же время на территории Тувы начинают активную миссионерскую деятельность монгольские Ламы, представители школы Гелугпы; традиция Ньингма также получила значительное распространение. Начиная с 70-х гг. XVIII в. в Туве появляются первые стационарные буддийские монастыри (хурэ).

    2)Развитие буддизма

    Во второй половине XIX века монастыри (хурэ) имелись в каждом тувинском кожууне (административная единица). С экономической точки зрения они представляли собой крупные феодальные хозяйства, обслуживаемые сотнями аратов (крепостных крестьян), владели скотом, занимались торговлей.

    3) Храм Устуу-Хурээ – один из самых крупных буддийских храмов Тувы, расположенный в 7 км севернее города Чадана, центра Дзун-Хемчикского района республики. Он был основан в 1905-1907 годах. Строительство осуществлялось под руководством и по проекту специально приглашенного тибетского ламы Кунтана Римпоче. В строительных работах непосредственное участие принимало и местное население. В 1930 году храм был закрыт, в 1937 году принято решение о разрушении храма, однако полностью разрушить комплекс не удалось, от храма остались высокие глинобитные стены. Ламы, работавшие в храме, были расстреляны.

    Сейчас на месте старого храма – развалины глинобитных стен, которые являются священными для многих жителей республики, притягивают многочисленных паломников и туристов. Рядом располагается открытый 23 июля этого года новый буддийский храм, являющийся современной копией старого храма. Там идут службы работают ламы. Но при этом объект не является только религиозным. (Слайды)

    В 1999 году в Чадане прошел первый Международный фестиваль музыки и веры «Устуу-Хурээ», главной целью которого инициаторы фестиваля – тувинские музыканты – объявили движение за восстановление храма Устуу-Хурээ. Фестиваль проводится ежегодно. Восстановление храма началось в 2008 г. при поддержке тогдашнего главы МЧС, уроженца Тувы Серея Шойгу и Правительства Тувы, лично главы республики Шолбана Кара-оола. Изначально задумывалось построить новый храм на месте стен старого, однако руины решили оставить и возвести новый храм рядом с разрушенным. Работы велись по проекту московского архитектора Вили Хаславской. Восстановление храма было закончено в 2012 году, 23 июля 2012 года состоялась церемония открытия Устуу-Хурээ. В этот день в храме побывали более 10 тысяч человек, в том числе около двух тысяч участников XIV фестиваля «Устуу-Хурээ».

    4)Важные понятия стр.39 прочитать и объяснить. (Сайды)

    С историей Камбы-лам Тувы сейчас можно ознакомиться на стенде, оформленном в вестибюле хурээ. Обязанности первого в постстетский период Камбы-ламы исполнял  Казак Оругдаевич Сандак (1918-1997).  В октябре 1997 года, после его кончины Камбы-ламой стал Аганак Хертек. В 2000 году Камбы-ламой стал Еше Дагба (в миру Долаан Куулар). В 20032 году Камбы-ламой был Март-оол Норбу-Самбу. В 2005 году Камбы-лама Тувы -  Джамбел Лодой (в миру Апыш-оол Сат). В марте 2009 года избраТензин Цультим, (в миру Николай Куулар).

         5)Закрепление нового материала.

    1).Вопросы к уроку. (Слайд)

    А)При какой российской императрице был издан указ о признании существования буддийской религии в России? (Елизавета Петровна)

    Б)Когда и где был построен первый буддийский храм в  Европе? (в1915г в Санкт-Петербурге)

    В)В каких регионах в нашей стране традиционно исповедуется буддизм?

    Г)Кто является Камбы-ламой буддистов Тувы?(В марте 2009 года избраТензин Цультим, (в миру Николай Куулар).

    Д) Как называется главный буддийский храм  в Туве? (Цеченлинг)

    IV.Заключительный (оценочно-рефлексивный)  

     1) Обобщение.

    В настоящее время буддизм в Туве, но и за её пределами переживает духовное возрождение. Поэтому нам тувинцам,надо только радоваться этому. Ведь Будда говорил: «Распахните объятия изменениям, но не отвергайте при этом своих ценностей».  А одной из главных общечеловеческих ценностей, как мы уже изучали на прошлых уроках, является ценность жизни.

    2.Домашнее задание.

    Общее задание: прочитать или пересказать членам семьи, друзьям, взрослым текст урока, обсудить с ними его содержание.

    Индивидуальное задание: подготовить сообщения об истории развития буддизма в одном из регионов в России.

    3) Рефлексия.

    Самое лучшее на уроке было…, а самое худшее… .

    Самое интересное было… , а самое скучное… .

    Самым веселым было…, а самым серьезным … .



    Предварительный просмотр:

    Самонанализ урока литературного чтения во 2 классе на тему:

    «Л.Н.Толстой. Басня «Старый дед и внучек»

    учителя начальных классов: Семис-оол Аяны Сергеевны

    Данный урок является седьмым уроком литературного чтения раздела «В семейном кругу мы с вами растём». Эта тема очень легко воспринимается моими учениками, так как восприятие и осмысление материала основано на субъективном опыте учащихся. В своей деятельности  я стараюсь применять различные формы организации учебной деятельности школьников, в том числе и групповые. Учащиеся моего класса имеют разный уровень техники чтения , на каждом уроке я создаю условия для формирования выразительного чтения.

             Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

    Решение образовательных задач урока соответствует требованиям программы по литературному чтению  для 2 класса начальной школы.

    Цель урока:

    -познакомить учащихся с биографией Л.Н.Толстого, его рассказом «Старый дед и внучек»;

    -учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста;

    -воспитывать уважение и сострадание к старым людям, родителям.

    Планируемые результаты:

    -учащиеся должны на слух воспринимать художественные произведения;

    -соотносить смысл пословицы и прозаического произведения;

    -пересказывать текст подробно, выборочно;

    -характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, авторское отношение к ним.

    Оборудование: проектор, компьютер, презентация  к уроку, видеоролик, выставка книг Л.Н.Толстого, картинки (дедушки, внука, семьи)учебник по литературному чтению, тетради.

    Тип урока: комбинированный

    Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как моей основной организационной задачей являлось создание условий для восприятия, осмысления и  первичного закрепления нового материала. На мой взгляд, такие условия были созданы на проведенном уроке.

    Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, индивидуальные, групповые и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников,  применение словесных, визуальных методов, работа с учебником, рабочей тетрадью способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.

    А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я поставила перед моими учениками посильные познавательные проблемы.

    Для активизации мышления учащихся я использовала систему вопросов по сюжетной линии произведений на основе их субъективного опыта, задавала вопросы связанные с их жизнью в семье, чтобы любому ученику посильно было  отвечать на поставленные вопросы. Создавала проблемные ситуации, домашнее задание ученики выполняли по группам, для восприятия материала работал активный визуальный ряд, активно использовался на уроке учебник и ТСО

    Использование компьютерных технологий на уроке дало возможность для целостного восприятия детьми  нового материала, для построения визуального ряда воспринимаемого.

    Особое место на уроке занимает формирование и развитие у учащихся  общеучебных навыков.

    Уровень самостоятельного мышления школьников, их познавательную активность, уровень усвоения и первичного закрепления нового материала я оцениваю как хороший. На мой взгляд, этот урок послужит толчком, опорой для дальнейшей познавательной деятельности учеников. Они и в дальнейшем будут с интересом читать произведения Толстого, так, как узнали что он очень любил детей.

    Качественную оценку деятельности школьников я делала по ходу урока. Я думаю, что она послужит стимулом для дальнейшей познавательной деятельности школьников как на уроке, так и во внеурочное время.

    Для эмоционального восприятия материала я использовала слайды, детские книжки, демонстрационный материал, аудиозаписи. И в соответствии с интересами сегодняшних учеников брала новости из интернета про самого старого дедушки. Чтобы они сравнили его со своими дедушками.

    Физминутку тоже делала по теме урока и с учётом возрастных особенностей детей. Возможности учебного кабинета использованы полностью. В кабинете имеется компьютер, магнитофон, поэтому я активно использую аудиовизуальные средства обучения.

    Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. В конце урока я дала посмотреть видеоролик с актуальной темой, которые проводили группа исследователей  детям от 4 до 8 лет задавая один и тот же вопрос: «Что такое любовь?», чтобы дети понимали как их сверстники в разных странах понимают это чувство по отношению к своим близким по разному.  Были соблюдены с моей стороны нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель - ученик», и рефлексия урока показала яркое эмоциональное восприятие нового материала.

    6 декабря 2013 год


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" (модуль «Основы светской этики»)

    Основы религиозных культур и светской этики Модуль:  «Основы светской этики»Класс: 4.№ урока: 13.Тема: Альтруизм и эгоизм.Цель:  формирование представлений об альтруизме и милосердии, к...

    Разработка урока по курсу основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») тема "Совесть"

    Цель: формирование представления о совести, стыде,  как о нравственной ценности. Задача учителя: помочь раскрыть и сопоставить  понятия «совесть», «стыд»  через анализ художест...

    Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»)

    Модуль « Основы мировых религиозных культур»Класс:  4Урок: № 26Тема: Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Цель: Познакомить с основными христианскими праздниками....

    Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы светской этики» Тема урока:«Добро и зло»

    Вашему вниманию предлагается конспект урока с презентацией по ОРКСЭ в 4-м классе по теме "Добро и зло".Цели урока:1. Обучающая: формирование у детей представления о добре и зле, о хороших, добрых пост...

    разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" модуль " Основы мировых религиозных культур"

    Урок разработан по курсу " Основы религиозных культур и светской этики", где через понятие Родина идет знакомство учащихся с основами православной, мусуль­манской, буддийской, иудейской культур, основ...

    Конспект урока учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль: «Основы мировых религиозных культур» по теме «Священные книги религий мира»

    Данный урок входит в модуль "Основы мировых религиозных культур" по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». К уроку прилагается презентация, в которой отражены некоторые этапы работы на у...