Конспект занятия по курсу ОРКСЭ в 4 классе. Тема: Добро и зло (урок №1)
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме

Воспитание детей было и остаётся самым трудным видом деятельности в мире. Что может быть сложнее и ответственнее, чем воспитать в человеке Человека?

            Воспитание осуществляется в диалоге отцов и детей. Однако их отношения довольно часто принимают драматический характер: старшее поколение, стремясь оградить молодёжь от ошибок, хочет передать ей собственный опыт, собственные модели поведения и представления, молодое поколение в то же время, не желая жить чужим умом, отстаивает своё право на самостоятельный путь, своё понимание жизни.

             Современная эпоха не решила проблему взаимоотношений поколений. Причин этому много: и непростые 90-е годы прошлого столетия, разрушившие многое из того, во что верили бабушки и дедушки современных младших подростков, лишившие стабильности и уверенности в безоблачном будущем их родителей, и невиданные темпы обновления мира, и мощные потоки информации, ежедневно обрушивающиеся на нас. Конечно, у человека всегда есть то, что он способен передать своим детям и внукам независимо от времени, - любовь, честность, порядочность, доброе имя.
              Особенность современной эпохи в том, что мы, взрослые, осваиваем новые условия современной, динамично меняющейся жизни вместе с детьми, мы учимся вместе с ними. Для этого есть только один верный путь - диалог отцов и детей, взаимное и искреннее уважение родителей и детей, их желание слышать и понимать друг друга. Возможно, одним из шагов на этом непростом пути можно считать появление курса «Основы религиозной культуры и светской этики».
                Объединить нас, создать основу для содержательного диалога отцов и детей способна культурная традиция. Поэтому каждый из модулей курса расскажет школьникам о системе вечных ценностей, богатейшем и разнообразном опыте нравственной жизни, примерах человеческого подвига во имя высших идеалов.
                 Содержание курса «Основы религиозных культур и светской этики» имеет воспитательный, нравственно-развивающий характер. Успешное решение воспитательных задач возможно только в согласованном взаимодействии семьи и школы. Новый учебный курс рассчитан именно на такое педагогическое партнёрство учителей и родителей.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.doc.docx22.32 КБ
Файл prilozhenie1.docx11.79 КБ
Файл prilozhenie2.docx14.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по курсу ОРКСЭ в 4 классе

Тема: Добро и зло (урок №1)

                                                                          Игнатова Оксана Валерьевна

                                                                          учитель начальных классов

                                                                          ГБОУ СОШ № 851(СП№728) г. Москвы

208-797-117

Цель: развитие представлений учащихся о добре и зле, как основных этических понятиях.

Задачи:

- формировать нравственную позицию учащихся;

- учить видеть и анализировать поступки окружающих;

-развивать речь, творческие способности и познавательный интерес детей к предмету;

-воспитывать коллективизм и умение работать в группе;

-закрепить коммуникативные навыки.

Проблема: Что такое добро и зло?

Виды деятельности: беседа, работа с иллюстративным материалом, дискуссия, творческая работа учащихся, защита проектов-рисунков.

Основные термины и понятия: добро, зло, добрый человек, злой человек.

Оборудование: 

-учебник «Основы светской этики» А.Я.Данилюк;

-аудиозапись песни «Дорогою добра»;

-выставка книг детских писателей о добрых людях и добрых поступках;

-справочные материалы;

-текст притчи (Приложение1);

-анкета (Приложение 2)

-Смарт доска;

-компьютерная презентация 

Ход занятия

1. Организация деятельности учащихся.

2. Погружение в тему.

Учащиеся рассматривают на слайдах презентации рисунки, распределяют их в две группы. СЛАЙД №2

Учитель: Рассмотрите внимательно рисунки. В какие две группы вы можете их распределить?  

Учащиеся: В одну группу рисунки, на которых изображены добрые, хорошие поступки, а в другую группу рисунки, на которых изображены плохие, злые поступки. СЛАЙДЫ № 3-4

Учитель: Дайте название каждой группе рисунков.

Учащиеся: Добро и зло. СЛАЙДЫ № 5-6

3. Постановка проблемы.

Беседа:

- Понятны ли вам слова «добро» и «зло»?

- Каких людей вы назовёте добрыми, а каких – злыми?

- Какое отношение вызывают у вас злые люди?

4. Формулирование темы урока и постановка задач учащимися.

Учитель: Давайте познакомимся с одной притчей. Мне было бы интересно узнать ваше мнение и поделиться своими мыслями о прочитанном.

Дети читают текст притчи (Приложение1)

Два волка.

Когда – то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

- В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Учитель: Ребята, согласны ли вы со словами деда, что в каждом из нас живут такие волки?

Выслушиваются ответы детей.

Учитель: Эта притча – одна из самых моих любимых. Небольшой текст, а так много мудрости заключено в этих словах! Она рассказывает о двух состояниях души человека. Иногда побеждает добро, а иногда и зло… Но одного без другого не бывает. Как вы думаете, почему старик не даёт своему внуку чёткого ответа на вопрос о том, какой волк побеждает?

Учащиеся: Старик хотел, чтобы внук сам принял решение и нашёл ответ на свой вопрос. Человек сам хозяин своей жизни.

Учитель: На какие вопросы мы с вами сегодня должны найти ответы? Какую задачу поставим перед собой?

Учащиеся: Что такое добро? Что такое зло? Почему нужно стремиться к добру и избегать зла?

5. Проектно – исследовательская работа в группах.

1) Учащиеся в группах работают со справочными материалами, с учебником:

- находят определение добра и зла;

- готовят примеры проявления добра и зла в жизненных ситуациях;

- подбирают синонимы к словам «добро» и «зло»;

2) Дискуссия:

- Многих ли знакомых вы можете назвать однозначно- добрыми людьми? Злыми людьми?

- А что вы скажете о себе?

- Добро и зло – понятия относительные.  И нам с вами иногда очень тяжело сделать правильный выбор, не лгать, не завидовать. Прочитайте притчу ещё раз и скажите, в каких словах заключается главный смысл?

Учащиеся: В словах старика «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».

Учитель: Что означает «кормить добро»?

Учащиеся: Совершать добрые поступки и не совершать плохие.

Учитель: Отрицательные поступки разрушают самого человека и тех, кто его окружает. Надписью над входом в штаб-квартиру ООН в Нью-Йорке является изречение Конфуция: «Не ненавистью уничтожается ненависть, но отсутствием ненависти уничтожается она». А яркий борец за права чернокожих а Америке Мартин Лютер Кинг говорил: «Ненависть порождает ненависть, насилие порождает насилие, а любовь порождает любовь». Недаром есть пословицы «Как аукнется, так и откликнется», «Не рой другому яму – сам в неё попадёшь». Ребята, назовите качества, которые вы цените в своих друзьях.

Учащиеся: Доброта, честность, взаимопомощь, справедливость, великодушие и пр.

Учитель: А как вы думаете, какими считают вас друзья?

Выслушиваются ответы детей.

- Видите, никто из вас не сказал, что хотел бы видеть рядом с собой жадного, лживого, завистливого и злого человека. Значит, нам всем хочется быть на стороне добра. Чем же нам кормить «доброго волка»?

Учащиеся: Совершать добрые поступки, помогать друзьям, любить семью, не лгать, не завидовать, не сквернословить. Воспитывать в себе лучшие качества: доброту, честность, справедливое отношение к своим и чужим поступкам. Надо научиться принимать ответственные решения и вовремя исправлять сделанные ошибки.

Учитель: Согласны ли вы, что каждый должен сам принять решение, каким человеком он хочет вырасти?

- Подберите пословицы, которые помогают формировать жизненные ценности.

Учащиеся подбирают пословицы из предложенных учителем СЛАЙД № 7

Учись доброму, худое на ум не пойдёт.

Молодость плечами покрепче, старость головою.

С молоду учись – навек пригодится.

Пустой спор до ссоры скор.

Не одежда красит человека, а его добрые дела.

Тише едешь – дальше будешь.

Добро сеять, добро и пожинать.

Поспешишь – людей насмешишь.

Доброта без разума пуста.

3) Защита проектов – рисунков о добре и зле по прочитанным ранее литературным произведениям.

4) Обсуждение различных ситуаций из жизни детей СЛАЙД № 8

- Помощь пожилому человеку при переходе проезжей части.

- Ученик не уступает место пожилому человеку в транспорте.

- Мальчики бегут по коридору школы.

- Старшие ученики обижают младших.

- Ребёнок помогает маме в работе по дому.

6. Подведение итогов. СЛАЙДЫ № 9-10

- Чтение стихотворения:

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту всегда.

И если когда-то кому-то поможет

Улыбка твоя и твоя доброта

Ты счастлив, что день не

Напрасно был прожит

Что годы живешь ты не зря.

- Обсуждение выставки книг о добре, добрых людях и их поступках. СЛАЙД № 11

- Написание синквейна на тему «Добро»

Правила построения синквейна.

1 строка – 1 ключевое слово (существительное) – тема синквейна.

2 строка – 2 прилагательных, описывающих тему.

3 строка – 3 глагола, характеризующие действия, которые производит существительное.

4 строка – короткое предложение из 4 слов, показывающее отношение автора к теме.

5 строка – синоним или ассоциации из одного слова, которое повторяет суть темы.

Пример синквейна:                 Добро.

                                                  Чистое, искреннее.

                                                  Возвышает, наделяет, побеждает.

                                                  Добро всегда побеждает зло.

                                                  Любовь.

7. Рефлексия.

Анкетирование учащихся (Приложение2)

- Какой я?

- Что мне нравится в себе?

- Что бы я хотел изменить в себе?

В конце урока звучит песенка «Дорогою добра» СЛАЙД №12

8. Домашнее задание.

Подготовить рисунок на тему «Мой добрый поступок» (в форме листьев дерева)



Предварительный просмотр:

Два волка.

Когда – то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

- В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.



Предварительный просмотр:

Приложение2

Анкетирование

Может  ли кто-нибудь из вас сказать по совести: «Я добрый человек».

Давайте проведём анкету «Добрый ли вы человек?»

  1. У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всё, что у вас есть, на подарки друзьям?
  2. Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?
  3. Если ваш партнёр плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать ему приятное?
  4. Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?
  5. Любите ли вы злые шутки?
  6. Вы злопамятны?
  7. Сможете ли вы терпеливо выслушивать даже то, что вас совершенно не интересует?
  8. Умеете ли на практике применять свои способности?
  9. Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?
  10. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?
  11. Вы охотно выполняете просьбы?
  12. Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?

Результаты анкеты

 А теперь вы можете засчитать себе 1 очко за ответ «да» на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ «нет» на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.

  1. Вы набрали больше 8 очков. Вы любезны. Нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдёт.
  2. От 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на всё, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.
  3. Вы набрали меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательны, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по курсу "Интеллектика",3 класс

Разработка урока по курсу "Интеллектика" в 3 классе по теме "Развитие способности планировать"...

Презентация урока по курсу ОРКСЭ, модуль ОМРК, тема «Добро и зло.Грех, раскаяния и воздаяния»

Презентация "Основы мировых религиозных культур", тема "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния." Курс ОРКСЭ....

Материалы к уроку ОРКСЭ, 4 класс. Тема: "Добро и зло"

Материалы к уроку ОРКСЭ по теме "Добро и зло" содержат подборку пословиц и поговорок народов мира о добре и зле, афоризмы, а также материалы по мотивам русских народных и литературных сказок....

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс Тема: Добро и зло"

Тема урока Добро и зло.ПредметОсновы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы светской этики»Класс4 классФедеральный округ РоссииРоссийская ФедерацияГород/поселениеСанкт-Петербу...

Конспект занятия по курсу "Истоки возрождения" по теме "Сказка"

Конспект занятия  по курсу "Истоки возрождения" по теме "Сказка" во 2 классе...

ОРКСЭ 4 класс тема: Добро и Зло.

ЗадачиЭОРУчительУченикиУУД 1.ОрганизационныйСоздание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность.ПрезентацияПридумано кем-то просто и мудроПри встрече здороваться: «Добро...

Конспект занятия по Окружающему миру 1 класс. Тема занятия "Зачем нам телефон и телевизор?"

Конспект занятия по Окружающему миру 1 класс. Тема занятия "Зачем нам телефон и телевизор?"...