ОРКСЭ 4 класс тема: Добро и Зло.
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Морякова Наталья Евгеньевна
 

Задачи

ЭОР

Учитель

Ученики

УУД

 

1.

Организацион

ный

Создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность.

Презентация

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!».

«Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!».

И каждый становится добрым, доверчивым,

Доброе утро длится до вечера.

Рада приветствовать вас на уроке основы религиозной и светской этики. Давайте улыбнёмся друг другу, поздороваемся с нашими гостями и начнём урок с хорошим настроением.(1мин)

Парами берутся за руки, здороваются.

Эмоциональный настрой

2

Повторение

ранее изученного, актуализация знаний 

Создание условий для постановки учебной задачи через проблемный диалог; активизация мыслительной деятельности учащихся, заинтересованность в предстоящей работе.

 

Вспомним, с какими основными понятиями курса мы познакомились. Обратите внимание на карточки которые

перед вами лежат. Необходимо соединить термины и их определения,  берём  карточку №1. Соедините стрелками  термины и определения. (3мин)

Карточка 1. Слайд №2

культура

Материальные и духовные ценности, которые создаёт человек на протяжении своей истории

Мировые религии

Религии , верующие которых, живут в разных странах и принадлежат разным народам

 христианство

Вера в Иисуса Христа, и учение о его жизни и воскреснии

ислам

«Смирение перед богом», приверженцы называют себя мусульманами

буддизм

Её истины:

-в мире существуют страдания;

-существует освобождение от страданий;

-существует путь, ведущий к освобождению от страданий

иудаизм

Вера в единого бога

Сверим ваши результаты. слайд №3 (5мин)

Формулируют основные понятия курса, определив границы знания и незнания

Ответы учащихся

Познавательные УУД:

- логические:  установление причинно-следственных связей, выбор оснований и критериев для сравнения

- самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, формулирование проблемы

Регулятивные УУД:

- целеполагание

Личностные УУД:

- интерес к изучению предмета

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

, 3

Работа по теме

Создание условий для активизации знаний через размышление и выполнение практического задания

 

Скажите чему учат мировые религии?

Следующее задание (слайд №4)

На экране проецируются слова:

  Справедливый, заботливый, грубый, обаятельный,

щедрый, верный, мстительный, милосердный, трусливый.

Какое задание вы бы предложили сделать с данными словами?(5 мин)

Подумайте для чего выделены в словах буквы? (слайд №5) Какое слово зашифровано?(добро)

-А можете ли вы объяснить значение этого слова?

-Что означают слова не выделенные?(зло)

- давайте догадаемся, что мы будем изучать сегодня на уроке? ( наша задача разобраться и понять, что такое добро и зло).(5мин)

слайд №6 Записывают тему урока.

 

1.Что такое добро?

- Давайте мы обратимся к учебнику и прочитаем на с.24 первый абзац . Беседа по прочитанному.

.- О чем вы прочитали, что вы нового узнали о происхождении добра и зла?(5мин)

- Запишите определение в тетрадь

Так что же такое добро?  (слайд №7)

Сергей Ожегов дал такое определение этому слову:  «Добро - всё положительное, хорошее, полезное людям и обществу, то, что сохраняет мир»

-Рядом с добром всегда шагает его противоположность. О чем это я?

Слайд №8- вопрос на доске.

2. Что такое зло?

Найдем определение в словаре Ожегова.

Зло – нечто дурное. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду.-

физкультминутка (2 мин)

Самостоятельная работа

разделить на 2 группы: положительные и отрицательные качества

Дети по буквам отгадывают слово ДОБРО.

В словаре, в учебнике

Ответы учащихся (учебник, словарь)

Зло

В словаре Ожегова – «Зло - нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок»

Познавательные УУД:

- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные УУД:

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

- умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

4

Работа с притчей

Создание условий для выявления обучающимися новых знаний о добре и зле, развития умений находить ответы на проблемные вопросы

 

Работа с притчей.

- Что такое притча?

- Притчи- это вековая мудрость народов всего мира. Зло и добро, мир и война, любовь и ненависть, глупость и мудрость, лень и трудолюбие. Все это темы притч. Притча – это маленькая сказка – быль, а всем известно, что сказка ложь, да в ней намек,- добрым молодцам урок!

Человек рано или поздно задумывается, по какому пути он идет: по дороге “добра” и “света” или по дороге “зла” и “тьмы”. У доброго человека и слова, и дела добрые. А может ли в одном человеке уживаться и добро, и зло?  Слайд №9 - читают

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

-В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность , эгоизм, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

-А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся:

-Всегда побеждает тот волк которого кормишь. (1мин)

- О чём эта притча?

- Кто герои этой притчи? (добро и зло)

 - Кто побеждает в борьбе?

 - Как вы понимаете последние строки притчи?

- Как можно назвать положительные поступки  человека?

- Чему учит нас эта притча? (4мин)

 

Поучительный рассказ или сказка

Ответы детей

Ответы детей

 

О добрых  и плохих поступках.

Человек ценен в своих поступках. Доброе дело дорого стоит. Доброе дело само себя хвалит.

 

 

Существование в человеке двух противоположных качеств.

Познавательные УУД:

- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания

- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование

- усвоение понятий «добро» и «зло»

Коммуникативные УУД:

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Личностные УУД:

- самоопределение

5

Первичное закрепление

Самостоятельная работа с последующей самопроверкой и самооценкой.

Создание условий для освоения способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

 

Добро и зло – особые слова.

Работа в парах

 

Добро

Зло

Цвет

 

 

Слово

 

 

Чувство

 

 

Сказочный  герой

 

 

Поступок

 

 

Поиграем в «Ассоциации». Перед вами на листочках таблица №2. Напишите, какой цвет, слово, поступок у вас ассоциируется с добром, а какой со злом.

-Посмотрим, что у вас получилось.

 -Что проще: говорить о добре или делать добро? (5мин ) (слайд №10)

 

Учащиеся выполняют работу,

зачитывают свои ответы

Говорить легче, а делать добро трудно. Надо преодолевать страх, насмешки, думать о других.

Работа в группах.

Ответы учащихся.

Регулятивные УУД:

- контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Личностные УУД:

- самоопределение

6

Рефлексия деятельности (итог урока)

Создание условий для рефлексии

 

Сформулируйте правила доброты.

Правила доброты.

1.Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.

2.Призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям

3.Делать добро для близких, друзей

4.Не завидовать

5.Не вредничать

6.Не грубить

-Чтение учащимися наизусть стихотворений

Добро

Справедливый, милосердный

Дружить, любить, помогать

Доброе дело дорого стоит.

Порядочность

Регулятивные УУД:

-оценка, самооценка

собственной деятельности на уроке

7

Домашнее задание

Создание условий для активизации познавательной деятельности через творческое домашнее задание

 

- опиши свой добрый поступок

В заключении: Исполнение песни «Дорогою добра»

Учащиеся выбирают задание с учетом индивидуальных возможностей

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prez_otkr.urok_.orkse_okonchat.ppt1.24 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Предмет: «Основы религиозной культуры и светской этики».

Слайд 2

СОЕДИНИТЕ СТРЕЛКАМИ ТЕРМИНЫ С ОПРЕДЕЛЕНИЯМИ. ТЕРМИНЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ Иудаизм Её истины: -в мире существуют страдания; -существует освобождение от страданий; -существует путь, ведущий к освобождению от страданий; Христианство «Смирение перед Богом», приверженцы называют себя мусульманами. Буддизм Вера в Иисуса Христа и учение о его воскрешении. Ислам Вера в единого Бога.

Слайд 3

СОЕДИНИТЕ СТРЕЛКАМИ ТЕРМИНЫ С ОПРЕДЕЛЕНИЯМИ. ТЕРМИНЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ Иудаизм Вера в единого Бога. Христианство Вера в Иисуса Христа и учение о его воскрешении. Буддизм Её истины: -в мире существуют страдания; -существует освобождение от страданий; -существует путь, ведущий к освобождению от страданий; Ислам «Смирение перед Богом», приверженцы называют себя мусульманами.

Слайд 4

ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ. Справе…ливый, заб…тливый, грубый, о…аятельный, ве..ный, мстительный, мил…сердный, трусливый.

Слайд 5

ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ. Справе Д ливый, заб О тливый, грубый, о Б аятельный, ве Р ный, мстительный, мил О сердный, трусливый.

Слайд 6

Добро и Зло

Слайд 7

Что такое добро? С.И. Ожегов: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, то, что сохраняет мир».

Слайд 8

Что такое зло? С.И. Ожегов: «Зло – нечто дурное. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».

Слайд 10

ИГРА : «АССОЦИАЦИИ».

Слайд 11

Домашнее задание. Опиши свой добрый поступок. Кому он принес пользу?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по ОРКСЭ на тему Добро и Зло

Урок подходит для проведения урока в разных модулях ОРКСЭ, где есть тема Добро и Зло....

Материалы к уроку ОРКСЭ, 4 класс. Тема: "Добро и зло"

Материалы к уроку ОРКСЭ по теме "Добро и зло" содержат подборку пословиц и поговорок народов мира о добре и зле, афоризмы, а также материалы по мотивам русских народных и литературных сказок....

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс Тема: Добро и зло"

Тема урока Добро и зло.ПредметОсновы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы светской этики»Класс4 классФедеральный округ РоссииРоссийская ФедерацияГород/поселениеСанкт-Петербу...

Конспект занятия по курсу ОРКСЭ в 4 классе. Тема: Добро и зло (урок №1)

Воспитание детей было и остаётся самым трудным видом деятельности в мире. Что может быть сложнее и ответственнее, чем воспитать в человеке Человека?...

Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Добро и зло", 4 класс

Урок общеметодологической направленности.Цель урока - формировать у обучающихся нравственные качества и моральные ориентиры....

Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Добро и зло" 4 класс

Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Добро и зло" 4 класс...

Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздания" (УМК "Основы мировых религиозных культур", 4 класс)

Тип урока: "открытие" нового знания. Цель урока: формирование представлений у обучающихся о появлении понятий «добро» и «зло» в мировых религиях.Задачи урокаПлан...