Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Добро и зло" 4 класс
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Сыскова Дарья Александровна

Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Добро и зло" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dobro_i_zlo.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ

Тема: «Добро и зло»

ФИО учителя: Устьянцева Д.А

Класс: 4

                           

Цели деятельности учителя:

  • ознакомление с главными понятиями морали «добро» и «зло».
  • привитие у детей навыков нравственной рефлексии по отношению к добру и злу;
  • воспитание доброжелательность, уважительное отношение друг к другу.

Планируемые результаты

Предметные:

  • научатся первоначальным представлениям о добре и зле;
  • готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.

Личностные:

  • овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: учебник «Основы светской этики», презентация, проектор, компьютер.

 

Этапы урока

Методы и приёмы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Самоопределение к деятельности

Словесный: слово учителя, беседа

2 мин

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарья Александровна, сегодня я проведу у вас урок ОРКСЭ. Наведите, пожалуйста порядок на партах, и сядьте ровно.

- Ребята, давайте сейчас настроимся на продуктивную работу:

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Ваши ушки на макушке,
Глазки широко раскрыты.
Слушайте, запоминайте,
Ни минуты не теряйте!

- О чем говорят строки, которые вы только что услышали?

Приветствуют учителя.

- Данные строки говорят о том, что мы должны внимательно слушать учителя, запоминать всё что услышим.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Р: саморегуляция

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания; синтез

Л: смыслообразование

2. Актуализация знаний и мотивация

Наглядный: учебная презентация

Словесный: фронтальный опрос

5мин

- Молодцы, сейчас вашему внимаю предлагается видеофрагмент. После просмотра, которая вы мне должны сказать, о чем же все-таки там шла речь.

-Ребята, о чем все-таки данный видеофрагмент?

Просмотр видеофрагмента

-В видео фрагменте речь шла о добре и зле.

Р: саморегуляция

П: синтез

П: установление причинно-следственных связей

3. Постановка учебной задачи

Словесный: беседа

Практический: работа в группах

4 мин

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

- Верно, сегодня на уроке мы поговорим о том, что такое добро и что такое зло.

Добро и Зло – два вечных спутника,

Идут по жизни с нами до конца.

Как разделить их, чтоб не мучиться,

И не болела по ночам душа.

Добро – такое теплое, как солнышко,

А зло – оно холодное, как лед

- Какую цель мы можем поставить на урок?

- Ребята, давайте объединимся в группы по 4 человека и обсудите, что такое добро, и что такое зло.

- Кто может рассказать?

- На уроке мы будем говорить о добре и зле.

Проблемная ситуация

- Узнать, что такое добро и зло.

- Научится анализировать «добрые» и «злые» поступки.

Работа в группах

Р: целеполагание; саморегуляция

П: формулирование проблемы

К: постановка вопросов

4. Открытие детьми нового знания

Практический: работа с учебником, работа в группах

Словесный: фронтальный опрос, беседа

Динамическая пауза

10мин

- Чтобы нам стало немного понятнее, давайте откроем учебники на странице 39 и прочитаем, что же такое добро.

-Хорошо, ребята, а как вы думаете добрый человек, то какой?

-Верно, ребята, а каких добрых персонажей их сказок вы знаете и помните?

-Верно, ребята, а что такое зло?

- Да вы правы, давайте посмотрим, как трактует понятие зло - составителей «Толкового словаря русского языка» С.И.Ожегов. Кто нам прочитает?

- Ребята, а каким злых персонажей из сказок вы помните и знаете?

-Вы верно назвали. Сейчас я вам прочту одну притчу, ваша задача внимательно послушать ее и скачать в чем же смысл.

Как-то, два друга много дней шли в пустыне. 
Однажды они поспорили, и один из них дал пощёчину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: 
- Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину. 
Они продолжали идти, и нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, и его друг его спас. Когда он пришёл в себя, он написал на камне:- «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь». 
Тот, кто дал пощёчину и который спас жизнь своему другу спросил его: 
- Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? 

-Ребята, как вы думаете, почему он так ответил?

-Да, так оно есть, хотите послушать, чем закончилась притча?
Друг ответил: 
- Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.

-Итак, в чем смысл притчи?

-Действительно, так оно и есть. Все, что нам сделали плохое мы должны отпускать, а не хранить в памяти. А все хорошее помнить да долгие годы.

-А сейчас давайте немного отдохнем.

Физмитка( видеофрагмент)

- Добро-это высшая нравственная ценность. Все полезное, хорошее, все, что помогает человеку и природе, идёт им на пользу, называется добром.

- Это такой человек, который желает добро другим, отзывчивый, который всегда готов прийти на помощь.

-Иван-царевич, Золотая Рыбка, Дюймовочка, Золушка, Красная Шапочка,

-Это то, что приносит людям беду, горе. От зла, нечего хорошего нельзя ожидать.

-«Зло-нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду»

- Карабас Барабас, Кощей бессмертный,Баба-Яга.

 Слушают притчу

-Потому что зло мы должны забывать, а добро помнить.

-Да

Предположения детей.

-Потому, что плохое мы должны забыть, и стирать это их своей памяти, как бы то сделали пески. А все хорошее, мы должны оставлять в памяти на долгие годы, как гравировка на камне.

Выполняют физминутку

Р: саморегуляция

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания; анализ; выбор оснований и критериев для сравнения

К: управление поведением партнера

Р: саморегуляция

П: анализ; установление причинно-следственных связей

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания; анализ; выбор оснований и критериев для сравнения

5. Первичное закрепление

Практический: выступление у доски

Словесный: слово учителя

5мин

-Ребята, о теме добра и зла очень хорошо говорит народная мудрость пословиц и поговорок. На доске висит лента с пословицами, каждый будет отрывать листочек и зачитывать вслух при это стараться объяснить их смысл.

Добро не умирает, а зло пропадает

Добра желаешь, добро и делай

Добро помни, а зло забывай

Доброе слово лечит, а злое – калечит

Доброе слово человеку, что дождь в засуху

Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

Худо тому, кто добра не делает никому

Слушают учителя

-Это значит, что добро всегда побеждает, а зло тебя только губит.

-Твои мысли должны совпадать с тем, что ты желаешь. И если ты желаешь человеку добра, такие и должны быть поступки.

-Нужно забывать зло, ведь тебе самому будет плохо, если ты будешь жить только этими мыслями.

-Когда нам говорят, добрые слова нам становится радостно, у нас поднимается настроение. А когда нам говорят зло слово, то и настроение пропадает и делать нечего не охота.

-Т.е доброе  слово человеку необходимо, оно его спасет от проблем и бед, и поэтому его сравнивают как дождь в засуху.

-Кто совершает добрые дела, тот весел, добр. А кто злой, тот и жизни не рад.

-Не совершая добрые поступки мы сами становимся несчастны.

Л: смыслообразование

Р: саморегуляция

П: установление причинно-следственных связей

6. Самостоятельная работа с самопроверкой

Наглядный: учебная презентация

Практический: работа в парах

Словесный: слово учителя,

5мин

- Посмотрите на слайд, на слайде вы видите таблицы. Внимательно посмотрите, ваша задача, перенести эту таблицу в тетрадь.

-Ребята, на слайде вы видите слова, ваша задача состоит в том, чтобы в паре с вашим соседом распределить данные слова в 2 группы. Такие как качества «помощники» добра и качества «помощники» зла.

(мужество, честь, хвастливость, жестокость, скромность, милосердие, совесть, трусость, зависть, жадность, честность, тактичность, болтливость, правдивость, хитрость, бестактность, лживость, справедливость, выдержка, эгоизм.)

-Давайте проверим, пара Маши и Вани какие слова вы отнесли к словам «помощникам» добра. Остальные внимательно слушают и проверяют, правильно ли вы распределили.

-Ребята, у всех так, все верно указали слова «помощники» добра?

-Хорошо, Диана и Коля, какие слова вы отнесли к «помощникам» зла?

-Ребята, проверьте все ли  слова  назвали Диана и Коля?

Слушают задание

Переносят таблицу в тетрадь

Выполняют задание в парах

- К слова «помощникам» добра мы отнесли:мужество,честь,скромность,милосердие,совесть,честность,тактичность,правдивость,справедливость, выдержка.

-Да.

- К словам «помощникам» зла мы отнесли:хвастливость, жестокость, трусость,зависть,жадность, хитрость, бестактность, лживость, эгоизм.

-Все.

Р: саморегуляция

К: управление поведением партнера

П: структурирование знаний; анализ;

7. Включение в систему знаний

Словесный: слово учителя

7мин

-На ваших столах лежат листочки с кроссвордом, ваша задача отгадать все слова. Что бы получилось слово, а какое именно мы

узнает, когда вы разгадает все слова.

-Давайте, проверим, какие слова вы вписали. Итак, первое слово. Кто нам прочитает вопрос?

-Что это?

-Верно, следующий вопрос?

-Что это?

-Правильно, следующий вопрос?

-Что это?  

-Верно, следующий вопрос?

-Что это?

-Молодец, следующий вопрос?

-Что это?

-Правильно, следующий вопрос?

-Что это?

-Ребята, дак какое у нас слово получилось?

-А среди вас или ваших друзей есть добрые люди. Какие добрые поступки они совершают?

-И все- таки доброта имеет ли ценность в наше время?

 Слушают задание.

-Это человеческий орган как символ переживаний, чувств, настроений человека.

-Это се р д ц е

- Чувство гневного раздражения, недоброжелательства против кого-нибудь.

-Это злоба.

-Чувство самоотверженной, сердечной привязанности.

-Это любовь.

- Весёлое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения.

-Радость.

- Пожелание добра

-Доброжелательность.

-Помощь, направленная к благополучию кого-нибудь

-Забота.

- Близкие отношения, основанные на доверии.

-Это дружба.

-У нас получилось слово-доброта.

Приводят примеры

-Да доброта имеют большую ценность, добрый человек всегда улыбчивый у него есть настроение. А злой человек, кричит, ругается. И правильно говорят, добро всегда побеждает зло.

Р: саморегуляция

П: структурирование знаний; анализ;

8. Рефлексия деятельности

Наглядный: учебная презентация

Словесный: беседа

2 мин

- Ребята, давайте вспомним, какую цель мы ставили в начале урока?

- Хорошо. Как вы считаете, мы достигли поставленной цели? Что вы узнали на уроке? Что вам понравилось/не понравилось?

- Сейчас я раздам вам небольшие памятки с правилами доброты. Вклейте их в свои рабочие тетради.  

  1. Помогать людям.
  2. Защищать слабого.
  3. Делиться последним с другом.
  4. Не завидовать.
  5. Прощать ошибки другим.
  6. Беречь природу.
  7. Уважать старших.

Размышляют о прошедшем уроке

- узнать, что такое добро и зло;

-научится анализировать «добрые» и «злые» поступки.

Л: смыслообразование; нравственно-этическая ориентация

Р: оценка

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания; рефлексия способов и условий действий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ОРКСЭ /модуль "Православная культура" 4 класс

Зачем творить добро? Мне кажется нет такого человека, который хотя бы один раз в своей жизни не задавался бы таким вопросом. Часто в своей повседневности мы не замечаем горе и страдания других людей. ...

Конспект урока по ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс. Тема: «ЗАПОВЕДИ»

Конспект пригодится учителям, которые ведут уроки православной культуры. Тема "Заповеди"  - непростая тема. но тема вечная. Как подать материал по  этому вопросу, чтобы он был понятен и инте...

Конспект урока по ОРКСЭ «Милосердие и сострадание», 4 класс.

Конспект урока по ОРКСЭ «Милосердие и сострадание»....

Конспект урока по ОРКСЭ «Добродетель и порок», 4 класс.

Конспект урока по ОРКСЭ «Добродетель и порок»....

Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Семья" 4 класс

Цели деятельности учителя: формирование представления о семье как части общества, о роли и месте семьи в жизни человека.Планируемые результаты:Предметные:- знать, что такое семья и ее отличительные пр...

Конспект урока по ОРКСЭ Правила твоей жизни, 4 класс, УМК "Основы светской этики."

Цели деятельности учителя: расширение знаний учащихся о правилах и культуре поведения, формирование положительного отношение к правилам поведения, стимулирование самовоспитания и самоконтроля учащихся...

Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Дружба" 4 класс

Данный урок является четырнадцатым в модуле "Основы светской этики".Урок формирует у учащихся понятие "дружба", способствует воспитанию коллективизма, взаимовыручке; формирует нрав...