Главные вкладки

    Конспект урока по ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс. Тема: «ЗАПОВЕДИ»
    план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме

    Спиридонова Валентина Федоровна

    Конспект пригодится учителям, которые ведут уроки православной культуры. Тема "Заповеди"  - непростая тема. но тема вечная. Как подать материал по  этому вопросу, чтобы он был понятен и интересен ученикам, предлагается в разработке урока. Также в конспекте даются ссылки на ресурсы интернет, некоторые из них созданы мной,  они помогут учителю  раскрыть данную тему полнее, сделать урок разнообразнее.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл православие, ОРКСЭ, 4 класс493.02 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                                                                                                                                                 «Средняя общеобразовательная школа №2»

    г. Тарко-Сале Пуровского района

    Конспект урока по ОРКСЭ

    Основы православной культуры

    4 класс

              Тема: «ЗАПОВЕДИ»

                                                           Учитель начальных классов

     Спиридонова Валентина Федоровна                        

    г.  Тарко-Сале

    2014 г.  

    Тема: «Заповеди»

    Цель урока: Познакомить учащихся с Библейскими Заповедями.

    Задачи урока:

    • Обучающие: познакомить с событиями, описанными в Библии, рассказывающими где, когда, кому, зачем  были даны заповеди.  Познакомить  со значением заповедей, познакомить с основными нормами религиозной морали.
    • Развивающие: понять, почему и как  заповеди помогают людям различать добро и зло, понимание значения нравственности,  веры и религии в жизни человека и общества
    • Воспитывающие: воспитывать потребность в выполнении заповедей, раскрыть  как выполнение или нарушение заповедей влияет на внутренний мир человека.

    Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    Оборудование:

    компьютер, проектор, презентация(  загружена на сайт книга Calameo http://ru.calameo.com/read/0029301394c7f09f73587 , диск по курсу ОРКСЭ (православный модуль), таблица для инд. работы по заповедями, данными Богом Моисею.

    Ход урока:

    1. Более трёх бысяч лет назад пророк Моисей и его народ наблюдали, как задымилась и затряслась гора Синай. «Моисей поднялся на дымящийся Синай для того, чтобы там встретить Бога и получить от Него заповеди. Бог сам начертал заповеди на  каменных плитах (скрижалях), которые Моисей вынес из огня к народу…» -  так рассказывает Библия.

    О заповедях, которые дал Бог Моисею, мы будем вести разговор сегодня на уроке. 

    Открывается на доске тема урока.

    1. Что такое  «заповедь»? (ответы детей).  

    Прочтём разные трактовки этого понятия из различных  словарей. Вы можете записать в свой словарь  то определение, которое вам больше понравилось.

    Заповедь это:

     «Изречение, содержащее религиозно-нравственное предписание.» (Библейский словарь  В.Вихлянцева)

     «Правило, положение, служащее руководящим указанием для кого (чего)-нибудь.» (С. И. Ожегов)

     «Строго обязательное правило поведения» (Малый толковый словарь русского языка)

     Скажите, как бы вы теперь ответили на мой вопрос?

    Заповедь – религиозное предписание, составляющее одну из моральных норм человечества.

    - Какие главные слова в определении?

    3.  Бог дал Моисею 10 заповедей. Первые четыре говорят об отношениях человека с Богом. Остальные касаются отношений людей между собой.

    О первых нам расскажет сюжет передачи «Купелька» о Заповедях Божьих.

    http://www.youtube.com/watch?v=eKdjTDkJfz4 (просмотр начала передачи о первых четырёх заповедях)

    Что вы узнали? Что было знакомо? Что было новым?

    1. Работа с текстом.

    Теперь мы прочитаем, о чём говорят остальные шесть заповедей.

     Групповая работа.  Чтение  учащимися заповедей, обсуждение в группе, заполнение своих строк в таблице.  Представление своих суждений классу.

    Учитель сопровождает ответы кадрами из презентации.

    (У каждого ученика распечатана страница из тетради к уроку, которую предлагается заполнять остальные колонки по ходу выступления товарищей).

     Страница  из тетради к уроку №11 «Заповеди»

    Заполни таблицу по образцу:

    заповедь

    от чего предостерегает заповедь

    как советует поступить любящее сердце

    «Почитай отца твоего

    и мать твою»

    от неуважения к родителям и вообще к старшим

    слушаться родителей, уважать и беречь их; ухаживать за ними в старости

    «Не убий»

    прежде чем взять вещь, спросить разрешение у хозяина; всегда возвращать чужое; довольствоваться тем, что у тебя есть

    от всякой неправды, обмана, перекладывания своей вины на другого человека

    не хвастаться, делиться с другими людьми; уметь радоваться чужой радостью

    1.         А теперь дополним свои ответы новыми сведениями из отрывка передачи «Купелька» Заповеди Божьи. http://www.youtube.com/watch?v=eKdjTDkJfz4 ( продолжение просмотра сюжета передачи)

    Заповедь пятая. Почитай отца твоего и мать твою. Родители дали нам жизнь, потому даже за это они достойны уважения и почитания.

    Почитание – поддержка, душевное внимание, участие.

    Заповедь шестая.  Не убивай.

    Не ты дал жизнь, значит, не тебе её и отнимать!

         Заповедь седьмая. Не кради.

    Тот кто крадёт, причиняет страдания другому человеку.

    Что общего у убийства и воровства?

    Заповедь восьмая. Не прелюбодействуй.

     Будь  верным, не предавай своих близких.

    Это очень важная заповедь: она учит тому, что, если человек создал семью, он должен быть верен ей всю жизнь. Тогда семья будет прочной и счастливой.

             Заповедь девятая. Не лги.

    Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Прочитай , что сказано в тексте учебника об этой заповеди.

    Какая у христиан есть особая причина, чтобы не лгать? – Они верят, что Бог видит и знает всё. Его не обманешь.

     Заповедь десятая. Не завидуй.

    Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего. 

    Как зависть мешает радости, гасит её?

    6. Вывод:

     - Можем ли мы сказать, что заповеди Моисея не утратили своего значения и сегодня?

    - Нужны ли  они современному человеку?

    Итак, в Библии рассказывается, что Бог дал людям заповеди, чтобы оградить их от зла. Заповеди Моисея показывают  людям, что есть ценности, через которые нельзя переступать!

    1. Проверка усвоения основных понятий урока.

                   КРОССВОРД:

     Адрес кроссворда  http://learningapps.org/display?v=p2coqc0ra 

    C:\Users\Satellite\Pictures\Безымянный.png

    По вертикали:

    1. Сколько всего заповедей дал Бог человеку?
    2.   Имя пророка, получившего заповеди.
    1. Каменные плиты, на которых были записаны заповеди

    По горизонтали

    1. Правила, данные Богом, помогающие различать добро и зло
    2. Гора, на которой Моисею были даны заповеди
    1.   Книга, в которой записаны заповеди

    1. Физминутка

    1.  «Контроль» к уроку «Заповеди» на диске.

    8. Закрепление.

    «Народная мудрость»  О какой заповеди сказано? Правильно ли рядом написаны объяснения, как правильно?

    Железо ржа съедает, а завистливый от зависти погибает.  (Почитай отца твоего и матерь твою).


    Не ищи правды в других,  коли её в тебе нет.       (Не лги)

    Вору потакать – что самому воровать.                   (Не убивай)

    На свете всё найдёшь,  кроме отца и матери.         (Не укради)

    Насилие - яд для души. Не завидуй                     (Друг познается в несчастии)

    Для того, чтобы развивалось государство, у него есть Конституция – основной закон для государства. У человека верующего, есть свой закон,  нравственный.  Православных людей  ведут по жизни Заповеди Божьи. Они наполняют светом добра, справедливости, человечности души верующих.  Если мы будем в своей  жизни руководствоваться  этими Заповедями, то вы сможете своим примером показать другим, что надо делать, как поступать, чтобы наша жизнь была человечнее, милосерднее, а мир вокруг нас стал прекрасней.

             

    9.Домашнее задание:  с. 40-41 учебник:  читать, отвечать на вопросы, подобрать пословицы, поговорки, примеры из жизни, которые объясняют Заповеди; рассказать  родителям то, что сегодня вас взволновало.

               

     10.  Рефлексия:

    - Как вы думаете, по заповедям надо поступать только по отношению к тем, кого мы любим, или ко всем людям? Расскажите о случаях преодоления себя.

    - Как соблюдать заповеди, находясь в центре современной жизни?

    - Какие заповеди тебе были известны?

    - О каких ты узнал на этом уроке?

    Ответьте на вопросы:

    Работа мне понравилась (не понравилось) потому, что________

    Самым трудным для меня было___________

    Самым интересным было__________

    11.  Вывод:  Каждый христианин должен соблюдать заповеди, так как:

    1. Заповеди даны Богом
    2. Они учат отличать добро от зла
    3. Выполнение заповедей даёт человеку душевный покой,
      приближает его к Богу.

             Если сказать кратко, то смысл Заповедей в одном, чтобы мы уважали и любили друг друга. Я думаю, что после нашего урока всем вам захочется подумать о том, так ли живёт каждый из вас. Мне хочется, чтобы вы захотели перечитать все заповеди и приняли их в свой разум и душу. Будьте счастливы, и дарите счастье друзьям, близким и незнакомым вам людям.

    Литература.

    1.  Детская библия, Институт перевода Библии, 1983,1990.
      2.  Кураев А.В «Основы православной культуры» учебник (4-5 класс). М.: Просвещение, 2010. – 95 с.

    Интернет-ресурсы:

    1. http://ru.calameo.com/read/0029301394c7f09f73587 презентация к уроку
    2.
    http://rudocs.exdat.com/docs/index-288533.html?page=5  –Заповеди  
    3.
    http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/konspekt-uroka-po-orkse-zapovedi-4-klass-kuraeva  конспект Маркеловой Надежды Викторовны.

    4.http://learningapps.org/display?v=p2coqc0ra  кроссворд.

    5. http://www.youtube.com/watch?v=eKdjTDkJfz4  Передача  «Купелька» Заповеди Божьи.

    6.http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons Методическое обеспечение экспериментальных уроков по Основам православной культуры для 4-5 классов

    К преподавателям. Готовясь к урокам по ОРКСЭ мы пользуемся разными источниками, пользуемся и разработками коллег.  Очень сложно претендовать на оригинальность урока, т. к. обязательно нужно использовать учебник, тетрадь. Используем  материалы известных православных сайтов и стараемся следовать их рекомендациям при освещении той или иной темы. Потому много совпадений в разработках учителей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по ОРКСЭ:Основы православной культуры по теме "Не совсем обычный урок" в 4 классе.

    Конспект урока по Основам православной культуры в 4 классе на тему "Не совсем обычный урок". Использованные  методы обучения: работа в группах, проблемный(подводящий) диалог, метод демонстра...

    Конспект урока по ОРКСЭ: основы православной культуры по теме "Заповеди". 4 класс

    Тип урока: изучение нового материала. Ставятся цель урока, обучающие, развивающие и воспитывающие задачи, описываются ожидаемые результаты. Содержание урока включает УУД с указанием конкретных действи...

    Конспект урока по ОРКСЭ (основы светской этики) по теме "Россия - наша Родина"

    Конспект урока по ОРКСЭ (основы светской этики) по теме "Россия - наша Родина"...

    План-конспект урока по ОПК (Основы православной культуры) на тему "Монастырь" учителя ВК МКОУ Князевской ООШ Мандриковой Людмилы Андреевны.

    План-конспект урока по ОПК (Основы православной культуры) на тему "Монастырь" учителя ВК МКОУ Князевской ООШ Мандриковой Л.А....

    Технологическая карта урока по модулю курса ОРКСЭ "Основы православной культуры" на тему: "Дорога к храму"

    Конспект урока по модулю курса ОРКСЭ на тему: "Дорога к храму" "Ищите к Господу дорогу, любите и хвалите Бога!"...