Конспект урока по ОРКСЭ (основы светской этики) по теме "Россия - наша Родина"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме

Конспект урока по ОРКСЭ (основы светской этики) по теме "Россия - наша Родина"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_orkse.doc171 КБ

Предварительный просмотр:

                                  

                                                                                                                       Киотова Н.В,

                                                                                                                                                учитель начальных классов

                                                                                                                                              МБОУ Богородская СОШ,

                                                                                                                                  Сергачского района

                                                                                                                                   

Конспект урока по  ОРКСЭ в  4 классе.

Модуль: «Основы светской этики».

УМК : А.Я.Данилюк «Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы  религиозных культур и  светской этики»                                                                                                                   Москва «Просвещение»  2012 г.

Урок №1

Тема урока: « Россия  - наша Родина».

Цель: формирование положительного отношения  каждого ученика к нашей  Родине – России.

Задачи:

  • формировать понятия: «Родина», «ценности», «традиции», «духовный  мир», «материальный мир», «внутренний  мир».
  • развивать умение действовать  сообща, прислушиваться к мнению   окружающих.
  • воспитывать  любовь и гордость к своей стране, духовно – нравственные качества.

Оборудование: компьютер, экран.

Дидактический  материал: карточки для игры  «Домино» и  составления модели «Ценности», конверты с половицами и поговорками, карточки для рефлексии, смайлики, символика России (флаг, герб, гимн) , выставка книг («Россия» энциклопедия для детей. – Москва 2014., История России. Энциклопедия. – М.: «Росмэн» 2009., В.Малов «Россия – наша Родина», «С чего начинается Родина» (стихотворения и рассказы), М.Короткова « Традиции русского народа» - М.: «Дрофа» 2008.,  «История России. Русские писатели».

Основные  термины  и понятия:

Планируемые  результаты:

Личностные: вызвать положительное отношение к уроку; формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; наличие  мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные: формирование умений планировать, контролировать и   оценивать  учебные действия в соответствии с поставленной задачей; овладение навыками  смыслового чтения текстов; овладение логическими действиями анализа, построения рассуждений; готовность слушать собеседника, вести диалог; излагать  свое мнение  и аргументировать  свою точку зрения; умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;

Предметные: знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Родина,   милосердие, добро,  честь, справедливость, как основы культурных традиций многонационального народа России; осознание     ценности   нравственности  и духовности  в человеческой жизни.

                                                                  План с  хронометражем.

Этап у рока.

Количество времени.

I.

Организационный момент.

2 мин.

II.

Постановка темы и цели урока.

4 мин.

III.

Работа в группах.

(Игра «Домино»)

6 мин.

IV.

Работа  источниками информации.

7 мин.

V.

Физкультминутка.

2 мин.

VI.

Работа в парах.

(работа по карточкам)

5 мин.

VII.

Работа с учебником.

8 мин.

VIII.

Коллективная работа.

(Составление модели «Ценности»)

7 мин.

IX.

Рефлексия.

2 мин.

X.

Домашнее задание.

2 мин.

                                                                                          Ход  урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое обоснование

I.Организационный момент.

Игра «Мы разные, но мы  вместе».

II. Постановка темы и цели урока.

- Здравствуйте ребята!

Сегодня у нас  урок  ОРКСЭ, который  мы начнем с игры

« Мы  разные, но мы вместе!»

- Ребята, сейчас я прошу встать только девочек.

- Какие вы сегодня красивые и нарядные.

- А теперь я прошу  встать мальчиков.

- Какие вы сильные и мужественные.

- Ребята, встаньте те, у кого светлые волосы, а затем у кого темные волосы.

- Вы, заметили какие мы разные, но мы вместе.

- Мы живем  в одной стране, ходим  в одну  школу, организуем  вместе  праздники. Очень важно, чтобы все люди были дружны. «Мы разные, но мы вместе».

- Ребята, сейчас я зачитаю стихотворение З.Александровой.

- Скажите  о чем стихотворение, какова главная  мысль стихотворения?

Родина.

Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у  ворот.

У реки березка -  скромница

И ромашковый  бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног,

И большой соседней   фабрики

Громкий  радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

- Ребята, а что для  человека значит  Родина?

- Как называется  страна, в  которой  мы  с вами живем, место, где живут наши близкие, наши родители? (Россия)

- Ребята,  как связаны эти два слова?

  • Попробуйте  сформулировать тему  сегодняшнего урока?
  • О чем мы  с вами  будем говорить?

Участвуют  в   игре.

Слушают  стихотворение, определяют главную мысль стихотворения  

З.Александровой «Родина»

Отвечают на вопросы  учителя, высказывают свои суждения о понятии «Родина».

Страна, в которой  родился и живет человек. Место, где живут наши близкие, наши родители. Место, по которому люди очень скучают, находясь далеко.

Наша страна называется Россия.

Формулируют  тему  урока «Россия -  наша Родина».

Личностные УУД

(положительное  отношение к уроку).

Предметные УУД

(знание и понимание обучающимися ценности: Родина, воспринимать на слух художественное произведение)

Метапредметные УУД

(Регулятивные УУД)

самостоятельно формулируют цель урока после предварительного обсуждения.

III. Работа в группах.

Игра «Домино»

IV.Работа с источниками информации.

V. Физкультминутка.

VI. Работа в парах.

Работа   по карточкам.

- Ребята, сегодня мы будем говорить об  удивительной стране.  Она простирается на тысячи  километров и занимает одну третью  часть территории материка Евразии.

Россия – самое крупное государство в мире  с разнообразными рельефами, климатом и растительном и животным  миром.

- Ребята, а знаете ли вы, как называется  столица нашей  Родины?

- Ребята, а как называются главные официальные  государственные символы нашей страны?

Что они из себя представляют? 

  • Давайте вспомним, с помощью игры «Домино», поработав в группе.

 Учитель раздает карточки. Каждая карточка разделена чертой на две части – одной записано понятие, на другой – определение к другому понятию.

  • Ребята, расставьте  карточки так, чтобы  понятие с определением совпадало.

Ключи к карточкам:

Флаг  России представляет  прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: белой, синей и красной.

Государственный герб представляет собой четырехугольник, имеющий закругленные  нижние углы и заостренный  в оконечности красный геральдический щит  с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья.

На обеих головах орла – по малой короне, а над ними – одна большая корона, соединенная  лентой. В правой лапе орел держит скипетр, а  в  левой – державу. На  груди  у орла изображен  серебряный   всадник в  синем плаще на коне, поражающий копьем дракона.

Государственный гимн  - один из важнейших   официальных государственных символов  страны, так же как и флаг и герб.

- Ребята, помните, когда звучит гимн, присутствующие должны стоять, а мужчинам следует снять головные уборы. Если при этом происходит поднятие флага, присутствующим нужно повернуться к нему лицом.

- Ребята, население России составляет 144 млн. человек. По количеству граждан Россия занимает первое место в Европе и девятое в мире.

Россия – многонациональная страна, в которой проживают представители более 200 национальностей: русские, украинцы, татары, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне, аварцы, казахи, азербайджанцы, таджики, дагестанцы, удмурты, марийцы, осетины, белорусы, кабардинцы и другие.

  • Ребята, а как  еще можно назвать нашу страну?

  • Давайте обратимся  к толковому словарю И.С.Ожегова и  посмотрим лексическое значение слова «Родина».

- Ребята, а какая бывает Родина?

- Ребята, а какая ваша Родина?

- Назовите самые любимые уголки вашей Родины.

  • Ребята, попробуйте подобрать синоним к слову «Родина».

      (самостоятельная работа)

- Давайте обратимся  к словарю синонимов (составитель М.В. Петрова; Москва 2014)  и подберем слова.

- Ребята, а какие прилагательные можно подобрать к слову

Моя Родина……?

 Жура – жура – журавель!

Облетел он сто земель.

Облетел, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

«Где же лучшая земля?»

Отвечал он пролетая:

«Лучше нет родного края!»

- Ребята, а знаете ли вы пословицы и поговорки  о Родине?

Раздает пословицы и поговорки  в заранее подготовленных конвертах.

- Попробуйте  составить вместе с соседом  по парте пословицы, которые я вам раздала в конвертах.

         

        Пословицы.

Где кто родится, там и пригодится.

Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Дым Отечества светлее чужого огня.

Человек без Родины - что соловей без песни.

Всякому мила своя сторона.

Без корня трава не растёт, без Родины человек не живёт.

  • Молодцы ребята!

Справились с этим заданием.

Отвечают на вопросы.

Москва – столица  и крупнейший город России.

Главные официальные государственные символы нашей страны:

Герб, флаг, гимн.

Расставляют карточки так, чтобы понятие с определением совпадало.

Флаг России - прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: белой, синей и красной.

Государственный герб -

четырехугольник, имеющий закругленные  нижние углы и

заостренный  в оконечности красный геральдический щит  с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья.

Государственный гимн  - один из важнейших   официальных государственных символов  страны, так же как и флаг и герб.

Родина,

  1. Отечество, родная страна.
  2. Место рождения, происхождения кого - чего н., возникновения чего – н.

Малая Родина.

Работают по словарю синонимов.

Родина, Отчизна, Отечество, родная земля, край родимый.

Моя Родина  красивая, заботливая, добрая и др.

 

Выполняют физические

упражнения.

Работают в парах, составляют пословицы о Родине,  в заранее подготовленных     конвертах.

Предметные

(знание, понимание и принятие обучающимися ценности: Родина.)

Метапредметные УУД

(Коммуникативные УУД)

 умение  планировать и согласованно выполнять  совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга.

Метапредметные УУД

(Познавательные УУД)

добывать новые знания, поиск и отбор необходимой информации.

Личностные УУД

(формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий).

Метапредметные УУД

(Познавательные УУД)

поиск и отбор необходимой информации.

Метапредметные УУД

Личностные УУД

(формирование  основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою страну).

(Познавательные УУД)

поиск и отбор необходимой информации.

Метапредметные УУД

(Коммуникативные УУД)

 умение слышать, слушать и понимать партнера,  планировать и согласованно выполнять  совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться.

VII.Работа с учебником.

VIII. Коллективная  работа.

Модель

«Ценности».

- Ребята, мы живем в одной стране, учимся, трудимся, нас много, мы все разные.

  • А что  нас окружает?

  • Откройте учебники  на         с.4, прочитайте фрагмент учебника и  подчеркните понятия, которые вам еще не знакомы.

Мир, окружающий нас бесконечен и  многообразен. Вещи, предметы, среди, которых живет человек, явление природы – материальный мир.

Но есть и другой мир – духовный. Духовный мир – это знания  и информация, содержащаяся в книгах, в произведениях искусства и кино, отношения  между людьми.

- Духовный мир отражается  в человеке и образует его внутренний мир или душу человека.

  • В этом внутреннем мире человека живут воспоминания, образы дорогих людей, все , во что он верит и к чему стремится.

- Ребята, а почему человек может радоваться и грустить, быть сердитым или веселым?

- Как вы считаете, от чего это зависит?

- А можно ли разрушить внутренний мир человека?

  • Ребята, в духовном мире есть свои дороги. Они называются традициями.

  • Культурные традиции – это богатства нашей многонациональной страны. Особое  место среди них занимают  религиозные культуры и морально — этические нормы. И все они основаны на таких, качествах о которых мы узнаем  ( как они называются)  в процессе  составления модели.

- Ребята, давайте попробуем составить  модель, название, которой вы узнаете в процессе составления.

- Что нас объединяет?

Родина для нас едина, а  мы с вами частицы нашей необъятной Родины.

- Нарисуйте прямоугольник, а в нем себя.

- Когда каждый  из нас появился

на свет. Кто был  всегда с нами?

Рисуйте второй прямоугольник– семья.

- Что они нам дают, без чего нельзя жить и развиваться?

- Напишите эти слова в прямоугольник.

-Сначала  вас окружали близкие люди, что происходило по мере взросления?

- Ребенок подрастает, у него появляются друзья, знакомые, одноклассники.

- А что нужно  в этот период человеку, чтобы полноценно развиваться?

- Напишите эти слова в прямоугольник.

- Как  вы думаете, как будет называться следующий прямоугольник?

- А что важно для жителей города, чтобы жить в хороших условиях?

- Напишите эти слова в прямоугольник.

- Посмотрите, что общего во всех этих прямоугольниках?

- Как же назвать все то, что так необходимо человеку для  хорошего развития и проживания? (Ценности)

Традиции  основаны на вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие.

- Если мы с вами будем следовать им, мы не заблудится в сложном мире, сможем отличить хорошее от плохого, узнаем, как сделать свой  внутренний мир чистым, светлым, радостным.

Читают   текст  в  учебнике на с. 4

Знакомство  с новыми  понятиями.

От настроения человека.

Да,  если ты будешь обманывать, говорить плохие слова, проявлять жестокость.

Отвечают на вопросы  учителя.

 Одна Родина, одна земля, один язык

Рисуем себя.

         

         Я.

Мама, папа, бабушки и дедушки,….

Рисуют второй прямоугольник.

         

     Семья

любовь,

доброта, забота, радость, дом.

Они нам дают: любовь,

доброту, заботу, радость, дом,….

         

     друзья

верность друзей, дружба, общение, терпение, добродушие.

Нужна любовь родителей, верность друзей, дружба, общение, терпение, добродушие.

         

     Город

 безопасность, здоровье,    чистота в городе, красота, справедливость, образование. 

   

Важно: безопасность, здоровье,    чистота в городе, красота, справедливость, образование. 

   

Ценности.  

Метапредметные УУД

(Коммуникативные УУД)

чтение  про себя тексты учебников и при этом: вести  «диалог с автором»,  отделять новое от неизвестного, выделять главное.

Метапредметные УУД

(Регулятивные УУД)

составление плана решения задачи совместно с учителем.

Метапредметные УУД

(Познавательные УУД)

преобразование информации из одной формы в другую: представление информации в виде схемы.

Метапредметные УУД

(Коммуникативные УУД)

высказывать свою точку зрения, слушать других людей, относиться к ним с уважением.

Личностные УУД (формирование осознания  своей принадлежности к народу, к стране).

Предметные УУД

 (знание, понимание и принятие обучающимися ценности: добро, милосердие, справедливость, честь.)

IX. Рефлексия.

  • Сегодня мы хорошо потрудились. Много узнали полезного.
  • Покажите сигналами свое настроение (заранее подготовленные смайлики). 
  • Хорошо!

- Ребята, а сейчас,  посмотрите на доску, прочитайте начало фразы  и продолжите её.

Я сегодня на  уроке узнал….

Мне это пригодится…

Теперь я знаю, что….

Личностные УУД

(формирование осознания своей принадлежности к народу, стране)

X. Домашнее задание.

- Ребята,  посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье (запишите  в рабочую тетрадь).

Список литературы.

  1. Основы духовно – нравственной  культуры народов России. Основы светской этики. 4 – 5 классы: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012
  2. Данилюк А.Я. Основы духовно – нравственной культуры народов  России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы  общеобразовательных  учреждений 4 -5 классы. – М.: Просвещение, 2012
  3. С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1987
  4. А.А. Лисовецкая. Энциклопедия для детей. – Москва, 2014
  5. Р. Данкова. С чего начинается Родина? Стихотворения и рассказы. – М.: Издательство Оникс, 2010
  6. М.В.Петрова. Словарь синонимов.  -  Москва, 2014
  7. Т.Н.Максимова. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир».- Москва « ВАКО», 2012

                                                                                          Приложение.

Игра «Домино»

Государственный гимн 

- один из важнейших   официальных государственных символов  страны, так же как и флаг и герб.

Флаг России

прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: белой, синей и красной.


Государственный герб -

четырехугольник, имеющий закругленные  нижние углы и

заостренный  в оконечности красный геральдический щит  с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья.

Работа   с пословицами.

Где кто родится,

там и пригодится.

Для родины своей ни сил,

ни жизни не жалей.

Дым Отечества,

светлее чужого огня.

Человек без Родины,

что соловей без песни.

Всякому мила,

своя сторона.

Без корня трава не растёт,

без Родины человек не живёт.