I.Организационный момент. Игра «Мы разные, но мы вместе».
II. Постановка темы и цели урока. | - Здравствуйте ребята! Сегодня у нас урок ОРКСЭ, который мы начнем с игры « Мы разные, но мы вместе!» - Ребята, сейчас я прошу встать только девочек. - Какие вы сегодня красивые и нарядные. - А теперь я прошу встать мальчиков. - Какие вы сильные и мужественные. - Ребята, встаньте те, у кого светлые волосы, а затем у кого темные волосы. - Вы, заметили какие мы разные, но мы вместе. - Мы живем в одной стране, ходим в одну школу, организуем вместе праздники. Очень важно, чтобы все люди были дружны. «Мы разные, но мы вместе». - Ребята, сейчас я зачитаю стихотворение З.Александровой. - Скажите о чем стихотворение, какова главная мысль стихотворения?
Родина. Если скажут слово «Родина», Сразу в памяти встает Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот. У реки березка - скромница И ромашковый бугор… А другим, наверно, вспомнится Свой родной московский двор. В лужах первые кораблики, Над скакалкой топот ног, И большой соседней фабрики Громкий радостный гудок. Или степь от маков красная, Золотая целина… Родина бывает разная, Но у всех она одна! - Ребята, а что для человека значит Родина?
- Как называется страна, в которой мы с вами живем, место, где живут наши близкие, наши родители? (Россия)
- Ребята, как связаны эти два слова?
- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока?
- О чем мы с вами будем говорить?
| Участвуют в игре.
Слушают стихотворение, определяют главную мысль стихотворения З.Александровой «Родина»
Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои суждения о понятии «Родина».
Страна, в которой родился и живет человек. Место, где живут наши близкие, наши родители. Место, по которому люди очень скучают, находясь далеко.
Наша страна называется Россия.
Формулируют тему урока «Россия - наша Родина». | Личностные УУД (положительное отношение к уроку).
Предметные УУД (знание и понимание обучающимися ценности: Родина, воспринимать на слух художественное произведение)
Метапредметные УУД (Регулятивные УУД) самостоятельно формулируют цель урока после предварительного обсуждения. |
III. Работа в группах.
Игра «Домино»
IV.Работа с источниками информации.
V. Физкультминутка.
VI. Работа в парах.
Работа по карточкам. |
- Ребята, сегодня мы будем говорить об удивительной стране. Она простирается на тысячи километров и занимает одну третью часть территории материка Евразии. Россия – самое крупное государство в мире с разнообразными рельефами, климатом и растительном и животным миром. - Ребята, а знаете ли вы, как называется столица нашей Родины?
- Ребята, а как называются главные официальные государственные символы нашей страны? Что они из себя представляют? - Давайте вспомним, с помощью игры «Домино», поработав в группе.
Учитель раздает карточки. Каждая карточка разделена чертой на две части – одной записано понятие, на другой – определение к другому понятию. - Ребята, расставьте карточки так, чтобы понятие с определением совпадало.
Ключи к карточкам:
Флаг России представляет прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: белой, синей и красной.
Государственный герб представляет собой четырехугольник, имеющий закругленные нижние углы и заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. На обеих головах орла – по малой короне, а над ними – одна большая корона, соединенная лентой. В правой лапе орел держит скипетр, а в левой – державу. На груди у орла изображен серебряный всадник в синем плаще на коне, поражающий копьем дракона. Государственный гимн - один из важнейших официальных государственных символов страны, так же как и флаг и герб.
- Ребята, помните, когда звучит гимн, присутствующие должны стоять, а мужчинам следует снять головные уборы. Если при этом происходит поднятие флага, присутствующим нужно повернуться к нему лицом. - Ребята, население России составляет 144 млн. человек. По количеству граждан Россия занимает первое место в Европе и девятое в мире. Россия – многонациональная страна, в которой проживают представители более 200 национальностей: русские, украинцы, татары, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне, аварцы, казахи, азербайджанцы, таджики, дагестанцы, удмурты, марийцы, осетины, белорусы, кабардинцы и другие.
- Ребята, а как еще можно назвать нашу страну?
- Давайте обратимся к толковому словарю И.С.Ожегова и посмотрим лексическое значение слова «Родина».
- Ребята, а какая бывает Родина? - Ребята, а какая ваша Родина? - Назовите самые любимые уголки вашей Родины.
- Ребята, попробуйте подобрать синоним к слову «Родина».
(самостоятельная работа)
- Давайте обратимся к словарю синонимов (составитель М.В. Петрова; Москва 2014) и подберем слова.
- Ребята, а какие прилагательные можно подобрать к слову
Моя Родина……?
Жура – жура – журавель! Облетел он сто земель. Облетел, обходил, Крылья, ноги натрудил. Мы спросили журавля: «Где же лучшая земля?» Отвечал он пролетая: «Лучше нет родного края!»
- Ребята, а знаете ли вы пословицы и поговорки о Родине? Раздает пословицы и поговорки в заранее подготовленных конвертах. - Попробуйте составить вместе с соседом по парте пословицы, которые я вам раздала в конвертах.
Пословицы.
Где кто родится, там и пригодится.
Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Дым Отечества светлее чужого огня.
Человек без Родины - что соловей без песни. Всякому мила своя сторона.
Без корня трава не растёт, без Родины человек не живёт.
Справились с этим заданием. |
Отвечают на вопросы. Москва – столица и крупнейший город России. Главные официальные государственные символы нашей страны:
Герб, флаг, гимн.
Расставляют карточки так, чтобы понятие с определением совпадало.
Флаг России - прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: белой, синей и красной. Государственный герб - четырехугольник, имеющий закругленные нижние углы и заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья.
Государственный гимн - один из важнейших официальных государственных символов страны, так же как и флаг и герб.
Родина, - Отечество, родная страна.
- Место рождения, происхождения кого - чего н., возникновения чего – н.
Малая Родина.
Работают по словарю синонимов. Родина, Отчизна, Отечество, родная земля, край родимый.
Моя Родина красивая, заботливая, добрая и др.
Выполняют физические упражнения.
Работают в парах, составляют пословицы о Родине, в заранее подготовленных конвертах.
|
Предметные (знание, понимание и принятие обучающимися ценности: Родина.)
Метапредметные УУД (Коммуникативные УУД) умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга.
Метапредметные УУД (Познавательные УУД) добывать новые знания, поиск и отбор необходимой информации.
Личностные УУД (формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий).
Метапредметные УУД (Познавательные УУД) поиск и отбор необходимой информации.
Метапредметные УУД Личностные УУД (формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою страну).
(Познавательные УУД) поиск и отбор необходимой информации.
Метапредметные УУД (Коммуникативные УУД) умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться.
|
VII.Работа с учебником.
VIII. Коллективная работа. Модель «Ценности». |
- Ребята, мы живем в одной стране, учимся, трудимся, нас много, мы все разные.
- Откройте учебники на с.4, прочитайте фрагмент учебника и подчеркните понятия, которые вам еще не знакомы.
Мир, окружающий нас бесконечен и многообразен. Вещи, предметы, среди, которых живет человек, явление природы – материальный мир. Но есть и другой мир – духовный. Духовный мир – это знания и информация, содержащаяся в книгах, в произведениях искусства и кино, отношения между людьми. - Духовный мир отражается в человеке и образует его внутренний мир или душу человека.
- В этом внутреннем мире человека живут воспоминания, образы дорогих людей, все , во что он верит и к чему стремится.
- Ребята, а почему человек может радоваться и грустить, быть сердитым или веселым? - Как вы считаете, от чего это зависит?
- А можно ли разрушить внутренний мир человека?
- Ребята, в духовном мире есть свои дороги. Они называются традициями.
- Культурные традиции – это богатства нашей многонациональной страны. Особое место среди них занимают религиозные культуры и морально — этические нормы. И все они основаны на таких, качествах о которых мы узнаем ( как они называются) в процессе составления модели.
- Ребята, давайте попробуем составить модель, название, которой вы узнаете в процессе составления. - Что нас объединяет? Родина для нас едина, а мы с вами частицы нашей необъятной Родины. - Нарисуйте прямоугольник, а в нем себя. - Когда каждый из нас появился на свет. Кто был всегда с нами? Рисуйте второй прямоугольник– семья.
- Что они нам дают, без чего нельзя жить и развиваться? - Напишите эти слова в прямоугольник.
-Сначала вас окружали близкие люди, что происходило по мере взросления? - Ребенок подрастает, у него появляются друзья, знакомые, одноклассники. - А что нужно в этот период человеку, чтобы полноценно развиваться? - Напишите эти слова в прямоугольник.
- Как вы думаете, как будет называться следующий прямоугольник? - А что важно для жителей города, чтобы жить в хороших условиях? - Напишите эти слова в прямоугольник.
- Посмотрите, что общего во всех этих прямоугольниках? - Как же назвать все то, что так необходимо человеку для хорошего развития и проживания? (Ценности) Традиции основаны на вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие.
- Если мы с вами будем следовать им, мы не заблудится в сложном мире, сможем отличить хорошее от плохого, узнаем, как сделать свой внутренний мир чистым, светлым, радостным.
|
Читают текст в учебнике на с. 4
Знакомство с новыми понятиями.
От настроения человека.
Да, если ты будешь обманывать, говорить плохие слова, проявлять жестокость.
Отвечают на вопросы учителя. Одна Родина, одна земля, один язык Рисуем себя.
Мама, папа, бабушки и дедушки,…. Рисуют второй прямоугольник. Семья любовь, доброта, забота, радость, дом.
|
Они нам дают: любовь, доброту, заботу, радость, дом,….
друзья верность друзей, дружба, общение, терпение, добродушие.
|
Нужна любовь родителей, верность друзей, дружба, общение, терпение, добродушие.
Город безопасность, здоровье, чистота в городе, красота, справедливость, образование.
|
Важно: безопасность, здоровье, чистота в городе, красота, справедливость, образование.
Ценности. |
Метапредметные УУД (Коммуникативные УУД) чтение про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором», отделять новое от неизвестного, выделять главное.
Метапредметные УУД (Регулятивные УУД) составление плана решения задачи совместно с учителем.
Метапредметные УУД (Познавательные УУД) преобразование информации из одной формы в другую: представление информации в виде схемы.
Метапредметные УУД (Коммуникативные УУД) высказывать свою точку зрения, слушать других людей, относиться к ним с уважением.
Личностные УУД (формирование осознания своей принадлежности к народу, к стране).
Предметные УУД (знание, понимание и принятие обучающимися ценности: добро, милосердие, справедливость, честь.) |