Открытый урок по ОРКСЭ модулю"Основы православной культуры" по теме "Заповеди"
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Маркелова Надежда Викторовна

Открытый урок по ОРКСЭ по теме "Заповеди"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_po_orkse_zapovedi.docx38.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное учреждение  -                                                                                                                                                                 средняя общеобразовательная школа села Калининское

Марксовского района Саратовской области

Конспект открытого урока по ОРКСЭ

Основы православной культуры 

4 класс

Урок №11    Тема: «ЗАПОВЕДИ» 

Учитель начальных классов, ОРКСЭ

 Маркелова Надежда Викторовна                        

село Калининское

 2012-2013 учебный год

План - конспект урока  по ОРКСЭ

Тема: «Заповеди»

Цель: познакомить учащихся с библейскими заповедями.

Задачи:

образовательные:

  • знакомство учащихся с десятью заповедями Моисея;

воспитательные:

  • формирование у учащихся представлений о законах и ценностях христианской морали;

развивающие: 

  • расширение кругозора учащихся;
  • способствование развитию у детей речи, живого образного мышления, самостоятельности суждений;
  • содействие развитию волевой сферы ребёнка: осознанности поведения и самоконтроля.

Оборудование:

  • ноутбук, проектор, 
  • слайды, диск по курсу ОРКСЭ (православный модуль),
  • текст с десятью заповедями, данными Богом Моисею;
  • итоговое задание «Проверь себя» (тесты, аналог задания с диска).

Ход урока:

  1. Орг. момент
  2. Проверка домашнего задания: по вопросам:

-Что такое добро? Зло? Грех?

-Каких два важнейших дела есть у совести?

-Почему покаяние называют лекарством для души? Как оно лечит?

-Какие шаги покаяния вы можете назвать?

-Как ты поступишь, если твой знакомый расскажет о своём злом плане:

       а) сделаешь вид, что не слышал;

       б) попробуешь объяснить советчику, почему так поступать нельзя.

       в) помешаешь причинить людям зло;

       г) предупредишь того, против кого твой советчик замыслил своё зло?

  1. Постановка проблемы.

      -  Мы с вами живём в огромном, бесконечном мире. И вы уже знаете, что мир по-другому,  называется – природа. Вы знаете, что у природы есть свои законы, то есть правила, по которым она живёт. Например, смена времён года. В нашей местности зиму сменяет весна, весну лето и т.п., в жарких странах сезон засухи сменяет сезон дождей. Вы знаете, также, что существует круговорот воды в природе, что земля вращается вокруг солнца, и мы видим каждый день, что солнце всходит и заходит. И еще множество разных законов.  

           - А что будет, если эти законы нарушатся? (мир ждёт разрушение и катастрофа).

      Человек – это часть природы. Человечество – все люди, живущие на земле.  И у людей тоже есть свои законы, свои правила жизни.

      -  Какие законы  и правила жизни человека вы знаете?   (Правила для учащихся.  Нормы Этикета. Законы страны.)

        -А  вы знаете, как должны относиться друг к другу? (Надо относиться друг к другу с уважением, нельзя обижать друг друга, нельзя грубить, надо помогать друг другу и т.п.)

     Многие философы в истории человечества формулировали правила, которые люди должны выполнять для того, чтобы в обществе был порядок.

   - Попытайтесь и вы сформулировать правила, чтобы помочь людям организовать их совместную жизнь.

  1. Открытие новых знаний.

А) Работа по учебнику.

Учебник, страница 40: Ребята! Библия рассказывает, что три с лишним тысячи лет назад пророк Моисей и его народ видели, как задымилась и затряслась гора Синай. Слайд №1.

Моисей поднялся на дымящийся Синай для того, чтобы там встретить Бога и получить от Него заповеди. 40 дней Моисей провел на объятой огнем вершине. Этот огонь не обжигал его, потому что он был знаком присутствия Бога. Бог Сам начертал заповеди на  каменных плитах, которые Моисей вынес из огня к народу. Люди же были поражены еще и тем, что вернувшись к ним, сам Моисей светился так, что лучи исходили от лица его, хотя сам он этой перемены в себе не замечал.

Слайд №2. Вот об этих заповедях мы и будем говорить сегодня на уроке. Тему урока – записываем в тетрадь. 3 минуты.

Б) Словарная работа: 

Ребята, а как вы понимаете слово «заповедь»? Что это такое? После ответов ребят учитель предлагает их вниманию определение из Библейского словаря В.Вихлянцева (листочки с текстом на столах перед учащимися). Запишите в словарь наиболее понравившееся вам определение.

Заповедь –  Изречение, содержащее религиозно-нравственное предписание.

Заповедь -  Правило, положение, служащее руководящим указанием для кого (чего)-нибудь. (С. И. Ожегов)

Заповедь – Строго обязательное правило поведения (Малый толковый словарь русского языка)

 Попросим детей дать определение слова заповедь. Затем даем определение:

Заповедь – религиозное предписание, составляющее одну из моральных норм человечества. Пусть дети выделят главные слова в определении: религиозное предписание, моральная норма.

  1. минуты.

- Как люди получили от Бога закон через пророка Моисея. Как вы считаете, а зачем нужен закон? (Обсуждение). Законы устанавливают порядок в жизни людей.

  1. минут.

  - Какие же законы дал людям Бог через своего пророка Моисея?

На столах перед учащимися – тексты десяти заповедей.

Первые четыре заповеди говорят об отношениях человека с Богом. 

Слайды №4, №5. Остальные касаются отношений людей между собой. Вот об этих  заповедях мы и поговорим с вами подробней.

В) Исследовательская работа с текстом

Ученикам предложено поработать с учебником стр. 40-41. Класс делится на группы. Каждая должна прокомментировать одну из заповедей: объяснить, что означает данная заповедь и привести аргументы, подтверждающие её справедливость. В качестве аргументов можно использовать истории из Библии, художественные произведения или реальные истории из личного опыта учеников. Дети читают учебник, обсуждают и представляют свои ответы классу. В ходе каждого выступления учитель демонстрирует соответствующий слайд презентации, дополняет, конкретизирует, приводя свои примеры.

   ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ.

Что нового вы узнаете из текста? Отмечайте новую информацию в таблице.

Заповеди

Заполни таблицу

Содержание

Что означают?

Аргументы

5

Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы продлились дни твои на земле

Родители дали жизнь, заботились о ребёнке. За это – продлятся дни

6

Не убивай

7

Нельзя брать чужое без разрешения

8

Выполнение заповеди – залог сохранения семьи

9

Любой обман
откроется.
Бог видит обман

10

Не желай… ничего, что у ближнего  твоего

Чтение текста

Послетекстовая работа

  1. Заповедь пятая: Слайд №6.

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.

Учебник, страница 40: прочитай, что сказано в тексте учебника об этой заповеди.

- Почему почитание и уважение родителей – залог доброй жизни на земле?

- Как вы думаете, почему надо почитать своих родителей? Что такое почитание? (уважение).

  1. Заповедь шестая:  Слайд №6.

Не убивай.

Учебник, страница 40-41: прочитай, что сказано в тексте учебника об этой заповеди.

На первый взгляд все ясно: не убивай! Но будем еще помнить, что под убийством разумеется не только лишение жизни, но и попустительство, совет, способствующий этому преступлению. Эта заповедь повелевает жить со всеми в мире и согласии, потому что и словом можно убить человека. Ведь если ты ненавидишь другого человека, то тебе уже хочется, чтобы его не стало.

Заповедь седьмая: Слайд №6.

Не прелюбодействуй (будь верным, не предавай своих близких).

Учебник, страница 41: прочитай, что сказано в тексте учебника об этой заповеди.

Это очень важная заповедь: она учит тому, что, если человек создал семью, он должен быть верен ей всю жизнь. Тогда семья будет прочной и счастливой.

  1. Заповедь восьмая: Слайд №6.

Не кради.

Учебник, страница 41: прочитай, что сказано в тексте учебника об этой заповеди.

То есть не воруй – ни тайно, ни явно. Не обманывай при продаже, при сделке, делай все по совести. Кража делает обоих несчастными. И того, кто украл, и того, у кого украли.

- Что общего у убийства и воровства? (Убийца и вор бесчеловечны, причиняют страдание другим.)

  1. Заповедь девятая: Слайд №7.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. (Не лги.)

Учебник, страница 41: прочитай, что сказано в тексте учебника об этой заповеди.

Нельзя лгать, клеветать, осуждать другого.

- Какая у христиан есть особая причина, чтобы не лгать? (Они верят, что Бог видит и знает всё. Его не обманешь.)

  1.  Заповедь десятая: Слайд №7.

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего. (Не завидуй.)

Учебник, страница 41: прочитай, что сказано в тексте учебника об этой заповеди.

- Как зависть мешает радости, гасит её?

         Просмотр отрывка из мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке». (Диск).

- Почему старуха осталась у разбитого корыта?

- Что привело ее к этому?

(От добра добра не ищут и т.д.-ответы детей) – соблюдения правил!

12 минут на обсуждение  5-10-й  заповедей.

Вывод: для чего же служат заповеди людям? Можем ли мы сказать, что заповеди Моисея не утратили своего значения и сегодня? Нужны ли сейчас современному человеку данные Богом заповеди? Слайд №8.

На слайде №8 предложены ответы на выбор учащихся:

  • Нет, потому что они были нужны в древности, когда народ был необразованным; сейчас все люди грамотные, поэтому эти законы им не нужны.
  •   Да, потому что нравственные законы важны для любого времени.
  •   Да, потому что соблюдение заповедей даёт тебе право считать себя избранным из людей, потому что ты лучше.

Итак, в Библии рассказывается, что Бог дал людям заповеди, чтобы оградить их от зла. Заповеди Моисея показывают  людям, что есть ценности, через которые нельзя переступать!

  1. Работа в группах.  Класс делится на 2 малых группы. Каждая группа получает задание: разгадать кроссворд.

КРОССВОРД:

1Д

2М

Е

О

3З

4С

5С

К

Р

И

Ж

А

Л

И

Я

С

П

Н

Т

Е

О

А

Ь

Й

В

Й

Е

Д

6Б

И

Б

Л

И

Я

По вертикали:

  1. Сколько всего заповедей дал Бог человеку?
  2. Имя пророка, получившего заповеди
  3. Правила, данные Богом, помогающие различать добро и зло
  4. Гора, на которой Моисею были даны заповеди

По горизонтали:

  1. Каменные доски, на которых были записаны заповеди
  2. Книга, в которой записаны заповеди.

По 3 минуты на разгадывание кроссворда и ответ от каждой группы, проверка на слайде.

Физминутка

  1. Работа в парах.

Каждой паре учащихся дается задание «Контроль» к уроку 11 на диске.

3 минуты.

  1.     Индивидуальная работа.

Каждый учащийся получает задания на листочке.

  1. минуты.

     13. Закрепление

-  За выполнение какой заповеди  Бог обещает земную награду? ( Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.)

- Как ты думаешь,  какая заповедь предостерегает человека от самого тяжкого преступления? («Не убивай»).

- Какая  заповедь говорит нам, что мы не имеем права присваивать себе что-либо, не принадлежащее нам? («Не кради»).

- Верность какой заповеди - залог сохранения семьи? («Не прелюбодействуй»).

- Смысл какой заповеди выражает пословица «Сколь веревочке не виться, а кончик найдется»? («Не лги»).

-Какая заповедь учит быть счастливым, советует уметь радоваться чужой радостью? («Не завидуй»).

-  Почему мудрые люди говорят, что «зависть – корень всех зол»?

 - Как выдумаете,   нужны ли современному человеку заповеди?

               

      В заповедях Бог открыл свой замысел человеку и указал путь добродетельной жизни. Заповеди, о которых мы говорили, регулируют отношения между людьми и теснейшим образом связаны с верой в Бога. Тогда отношения людей друг с другом обретают высший смысл, становясь абсолютным, непререкаемым законом. Ведь они – договор Бога с человеком!

Исполнение заповедей позволяет душе расти. Нарушение заповедей ведет к бессовестности. Душа теряет чувствительность и в этом смысле становится как мертвая. Заповеди повелевают: человек, не превращай всю свою жизнь только в поиск удовольствий для себя, раскрой свое сердце для других людей, будь милосердным. Чем лучше мы будем соблюдать законы человеческой жизни, тем больше будет добра и любви на земле. Если вы будете правильно себя вести, может быть,  глядя на вас,  будут также вести себя ваши друзья, знакомые, братья, сёстры и даже взрослые, а потом и ваши дети. Чем больше будет хороших людей, тем прекраснее будет мир.

         

  1. Домашнее задание:  с. 40-41, учебника прочитать, ответить на вопросы, собрать пословицы, поговорки, касающиеся заповедей; обсудить с родителями вопросы из учебника. 1 минута.
  2.       Рефлексия:

- Как вы думаете, по заповедям надо поступать только по отношению к тем, кого мы любим, или ко всем людям? Расскажите о случаях преодоления себя.

- В чем смысл соблюдения заповедей?

- Как соблюдать заповеди, находясь в центре современной жизни?

 - Какие заповеди тебе были известны?

- О каких ты узнал на этом уроке?

- Какие заповеди заставили тебя задуматься? Над чем?

Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что________

Наиболее трудным мне показалось___________

Самым интересным было__________

Я бы хотел попросить своего учителя__________________

Вывод: - Каждый христианин должен соблюдать заповеди, так как:

  1. Заповеди даны Богом
  2. Они учат отличать добро от зла
  3. Выполнение заповедей даёт человеку душевный покой,
    приближает его к Богу.

Все эти заповеди можно свести к одной: «Люди, любите друг друга!».  Я желаю, чтобы вы были счастливы, чтобы смеялись, святились и радовались каждому мгновению своей жизни, и чтобы другие, глядя на вас становились тоже счастливы.

Пусть же все хорошее, что есть в каждом из нас, только растет и развивается, разрастается. Не пускайте зло в ваши сердца, души.

КРОССВОРД:

1

2

3

4

5

6

По вертикали:

  1. Сколько всего заповедей дал Бог человеку?
  2. Имя пророка, получившего заповеди
  3. Правила, данные Богом, помогающие различать добро и зло
  4. Гора, на которой Моисею были даны заповеди

По горизонтали:

  1. Каменные доски, на которых были записаны заповеди
  2. Книга, в которой записаны заповеди.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль основы православний культуры, тема урока "Календарный год в православии"

Данный урок способствует развитию духовно-нравственной основы личности, позволяет развивать способности, анализировать и обобщать информацию. Развивает комуникативные способности учащихся....

Открытый урок по ОРКСЭ, ( модуль «Основы православной культуры»)«Заповеди»

В данном уроке совместила ФГОС и основы православной культуры. Изучение нового материала построено на изучении литературных произведений и мультипликационных фильмов....

Технологическая карта открытого урока по ОРКСЭ модулю «Основы православной культуры» 4 класс Урок №28 Тема: «Защита Отечества»

Урок подготовлен для обучающихся в 4 классе. Используя учебник А.В. Кураева ,учебник «Основы православной культуры», «Просвещение», 2012. - с. 88-91.  и другую дополнитель...