Технологическая карта открытого урока по ОРКСЭ модулю «Основы православной культуры» 4 класс Урок №28 Тема: «Защита Отечества»
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Агафонова Наталья Борисовна

Урок подготовлен для обучающихся в 4 классе. Используя учебник А.В. Кураева ,учебник «Основы православной культуры», «Просвещение», 2012. - с. 88-91.  и другую дополнительную литературу, позволяет достичь предметных результатов: учащиеся узнают новое понятие: «святые защитники», «справедливая война».  Без чувства любви к своей малой родине нет и патриотизма, знакомятся с героическим прошлым нашей Родины, биографиями и  подвигами  русских богатырей, полководцев и другими героями земли русской. Благодаря подвигам этих людей у детей формируется представление о таких понятиях, как героизм, мужество, верность и преданность Отечеству, формируется у младших школьников , чувство патриотизма и любви к Родине, основанного на знании и уважении отечественной истории и православной культуры, способствует  развитию самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Суть урока  в том, чтобы сделать экскурс в историю и разобравшись с критериями «справедливых войн», попытаться увидеть являются ли парадоксальными высказывания, взятые из христианских заповедей: 1) «Не противиться злому: но кто ударит в правую щеку твою, обрати к нему и другую. Любите врагов ваших и благотворите ненавидящих вас»; 2) «Всякий гневающийся  на брата своего напрасно, подлежит суду»; 3) «Нет больше той любви, как если кто-то положит душу свою за ближних своих». Вместе с учениками  прийти  к общему мнению, что противоречий в высказываниях нет, так в первой и второй заповедях речь идет о личностном, а третье посвящено защите Отечества. Надо бороться со злом, надо стремиться к добру, нельзя осуждать людей, делать им плохо. Все плохое вернется к тебе. Но если враги напали – надо жизнь свою не щадить. И все-таки стараться решать все вопросы путем дипломатии. Родина превыше всего. Мы должны гордиться ею и славить Отечество своими делами.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_kr_opk_tehkarta.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого урока по ОРКСЭ модулю «Основы православной культуры»

4 класс

Урок №28 Тема: «Защита Отечества»

Цель: формирование чувства патриотизма и любви к Родине, основанного на знании и уважении отечественной истории и православной культуры.
Формируемые УУД:
Коммуникативное УУД: быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
Личностные УУД Следование в поведении моральным и этическим требованиям; самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха /неуспеха/ в учебной деятельности, участие в коллективном обсуждении учебной проблемы
Познавательное УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение; Рефлексия способов и условий действий.
Регулятивное УУД: оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности; удерживать учебную задачу на всем протяжении урока.

Планируемые результаты:

Предметные: задумаются над  понятиями : подвиг, патриотизм, самопожертвование, героизм, мужество, миротворец.

Личностные: осознают значимость чтения, высказывают свою точку зрения, выражают положительное отношение, к процессу познания, умеют проявлять внимание, удивление, выражать желание больше узнать;

 

Метапредметные :

  • регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения её результата, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей, планируют свои действия;
  • познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, применяют модели для получения информации;
  • коммуникативные: составляют небольшие диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета, взаимодействуют с окружающими;
  • предметные: научатся осознанно воспринимать притчи, получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного, высказывать суждения о произведении и поступках героев, отвечать на вопросы по содержанию.

Основные понятия: Патриотизм, оборонительная война, духовный воин, миротворец .

Формы урока: индивидуальная, парная, фронтальная, групповая.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.

Оборудование: учебник Кураева А.В. «Основы православной культуры» 4-5 классы, интерактивная доска, презентация, индивидуальные листы, тетради, проектор, словари, сердечки.

 

 

Принятые сокращения видов универсальных учебных действий (УУД)

Коммуникативные УУД (КУУД)

Регулятивные УУД (РУУД)

Личностные УУД (ЛУУД)

Познавательные УУД (ПУУД)

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

№п/п

Этап урока и его цель.

Примерное время проведения

Деятельность учителя

(Содержание учебного материала)

Деятельность учащихся

(виды деятельности)

Формируемые универсальные учебные действия

1.

Оргмомент.

Цель:

Приветствует учащихся; проверяет готовность класса к уроку; 

Готовятся к уроку.

2.

Проверка домашнего задания (актуализация знаний).

Цель:

Приветствует учащихся; проверяет готовность класса к уроку;

Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем

.

 

3.

4

5.

Изучение нового материала.

Цель:

Открытие новых знаний

Закрепление изученного материала.

«Мозговой штурм»

Вопрос: вспомните, что такое Родина? Подберите к слову «родина» синонимы.

(Ответы детей). Слайд 3. Родина, Отчизна, Отечество, Россия, Русь.

Работа в парах. (Учащиеся получают карточки с заданием)

Работа в парах. (Учащиеся получают карточки с заданием)

Учитель:   На уроке каждый из вас узнает что-то новое для себя о славных защитниках нашего Отечества и о том, когда война бывает справедливой.  Постарайтесь быть внимательными на уроке, работать дружно, помогайте друг другу. Желаю успеха каждому из вас! Запишите тему урока в тетрадь.

  1. Изучение новой темы.

Учитель: на Руси всегда жили люди, о которых шла добрая молва по Земле русской. Славились они своими добрыми делами, мужеством, удалью, благородством, сражались с врагами за русскую землю. Это были славные князья, воеводы, богатыри. В народе их любили, уважали, шли за ними на бой, слагали песни, сказки, былины, легенды об их жизни. Слайды4- 5.

Задание: Ребята, пожалуйста, назовите славных русских богатырей, которых известный русский художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил на картине «Богатыри»!

Беседа по вопросам:

  • От кого богатыри защищали Русь? Кто, по вашему мнению, мог быть врагом русской земли? (ответы учащихся)
  • Знаете ли вы других русских богатырей? (ответы учащихся)

Слайды 6

Учитель: предлагаю вам поучаствовать в викторине «Знаете ли вы русских богатырей?»

Вопросы викторины:

  • Могучий богатырь, который не смог поднять суму переметную. (Святогор)
  • Славный защитник Руси-матушки, 33 года недвижно просидевший в избе. Калики перехожие помогли ему обрести силу богатырскую. (Илья Муромец)
  • Силач, легко выдернувший из земли соху, которую не могла вытащить вся дружина Вольги Святославовича. (Микула Селянинович)
  • Богатырь, поповский сын. Одолел Тугарина Змеевича. (Алеша Попович)
  • Побратим Ильи Муромца, освободивший Забаву Путятишну, племянницу князя Владимира. (Добрыня Никитич)      

Учитель: Молодцы! Читайте былины, русские народные сказки, исторические книги и вы еще больше узнаете и полюбите свою Отчизну.

Физкультминутка  (музыкальное сопровождение «Богатыри» группа С.Намина). Слайд 7.

Учитель: не раз мирный труд и тихая семейная жизнь жителей Руси – России нарушались военными грозами. Почти половина из тысячи лет нашей истории прошла в войнах. Принято делить войны на справедливые и несправедливые. Найдите и прочитайте в учебнике, какие войны с христианской точки зрения называются справедливыми? (стр. 89)

Задание: прочитай текст учебника на стр.90 и ответь, как должен вести себя воин - христианин

 Слайды 9-10

Учитель: история знает много примеров верного служения Родине. О некоторых героях земли русской нам расскажут ваши одноклассники, которые дома подготовили сообщения о них.

Сообщение об Александре Невском.

Слайды  11-12   .

Учитель: Запишите в тетрадь имя этого полководца. Почему А.Невского называли миротворцем? Подберите синонимы к слову «миротворец» (ответы детей).

Запись понятия в тетрадь.

За свои величайшие победы без оружия русской православной церковью он причислен к лику святых. В храмах вы сможете увидеть икону с изображением лика А.Невского.  Слайд 11 .

В честь князя построено в России множество храмов, в Санкт-Петербурге его именем назван величественный монастырь – Александро-Невская лавра (слайд 12 ).

В Российском государстве учрежден орден Александра Невского, которым награждают лучших защитников нашей Родины (слайд 12 ).

Сообщение о Дмитрии Донском.

Учитель: Запишите в тетрадь имя этого полководца.

О чем просил Сергий Радонежский князя Дмитрия Донского в 1380г., когда князь отправлялся на битву с войском хана (слайды 13-15 ).

Почему святой Сергий дал благословление на битву?

Учитель: в 2012 году Россия отмечает знаменательную дату – 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года. Кто знает фамилию русского полководца под командованием которого была разбита армия Наполеона? (слайды 16-18 ).

Сообщение учащегося о Михаиле Илларионовиче Кутузове.

Учитель:  Запишите в тетрадь имя этого полководца. В память о победе русского народа в Отечественной войне 1812 года в Москве был сооружен храм Христа Спасителя. Он был богато украшен скульптурой и живописью. Внутри храма на стенах были установлены мраморные доски, на которых были перечислены все сражения войны 1812 года, военные части, имена военачальников, погибших, раненых и отличившихся в боях воинов. В Санкт-Петербурге на Дворцовой площади стоит Александровская колонна. Это памятник русскому народу, победившему в Отечественной войне 1812 года.

 Во время Великой Отечественной войны 1942 году 29 июля был учрежден Орден Кутузова. Самых доблестных воинов награждали этим орденом.

Беседа о защитниках Отечества, героях Великой Отечественной войны.

Учитель: вспомните, какую великую войну вел наш народ в 1941-1945г.? (Ответы учащихся) Слайды 19-20.

Чем закончилась эта война?

Почему народ назвал эту войну Великой Отечественной?

Кто участвовал, воевал на той войне?

Можно ли назвать их богатырями земли русской?

Подведение итогов урока:

Закончи предложение (слайд 21-22):

  • Сегодня на уроке я узнал, что ….
  • Я познакомился с такими понятиями как …
  • Я расскажу своим родителям ….

.  Домашнее задание.

Учебник стр.88 – 91, задания.

Нарисуйте защитника Отечества.

С помощью родителей подготовьте рассказ о герое наших дней.

    Запись в тетради: Защита Отечества.

Учащиеся записывают в тетрадь имена богатырей

Дети выполняют движения по тексту: Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри! (Руки в стороны.)

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и ещё

Через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги.

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

Читают по учебнику стр 89

Запись понятия в тетрадь

Запись понятия в тетрадь

Война может быть справедливой, только если она оборонительная, когда воин защищает свою Родину, семью и веру. Поэтому русские воины хорошо знали слова Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за ближних своих».

Читают текст на стр.90

Обмен мнениями, обсуждение правильности выводов. Слайды

Объяснение понятий «справедливая война»,«героизм», «воинский долг». Запись в тетрадь.

Ученик делает сообщение

Запишите в тетрадь имя полководца.Записывают.

Подбирают синонимы к слову :миротворец

Записывают имя полководца.

Записывают имя полководца

Ответы обучающихся

          Ответы учеников

Записывают задание.

Регулятивные УУД

 

 1.Определять цель деятельности на уроке.

   

2.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

1.        Слушать и понимать других.

2.        Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3.        Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4.        Договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе

Познавательные УУД

  1. Извлекать информацию из текста.
  2. Строить речевое высказывание в устной форме.

  1. Делать выводы на основе анализа объектов.

  1. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.

  1. Использовать основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

  1. Устанавливать причинно-следственные связи.

Личностные результаты

  1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы.
  2. Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

Сопоставлять положительные поступки людей.

Личностные результаты

  1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы.
  2. Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

Сопоставлять положительные поступки людей.

Коммуникативные УУД

1.        Слушать и понимать других.

2.        Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3.        Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4.        Договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.

Коммуникативные УУД

1.        Слушать и понимать других.

2.        Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3.        Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Познавательные УУД

Личностные результаты

  1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы.
  2. Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

Сопоставлять положительные поступки людей.

Познавательные УУД 1. Извлекать информацию из теста.

2. Строить речевые высказывания

  1. Делать выводы на основе анализа объектов.

 

  1. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.

 

5.Использовать основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

6. Устанавливать причинно-следственные связи.

коммуникативные

умение слушать, вступать в диалог

регулятивные

планирование своей деятельности, целеполагание

Познавательные,

Личностные

Коммуникативные удд

Личностные результаты

1. Развиваем умения высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2.        Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3.        Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

6.

Подведение итогов урока. Обобщение полученных на уроке сведений.

Рефлексия.

Учитель:

-Какие основные понятия мы обсуждали сегодня ? Защита Родины, справедливая война, несправедливая война

- Как должен вести себя воин: с врагами Отечества, с детьми врагов, с пленными ,со стариками?

-Как мы чтим память воинов, павших на поле брани за нашу землю?

Какие поступки недопустимы на войне?

Ответы учеников:Защита Родины,справедливая война,миротворец.

«…Даже на войне воин должен оставаться человеком.»

Читать:стр 90

Ученики высказывают свое мнение по проблеме: почему защита Отечества названа и долгом и обязанностью?

ученики высказывают свое мнение о том, что нового они узнали на уроке и насколько это соотносится с целями данного урока.

Личностные результаты

1. Развиваем умения высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2.        Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3.        Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

                                             

                                                                             

                                                                               

                                                                             Список литературы:

  1. С.Алексеев. Книга для чтения по истории нашей Родины. -  М.: Просвещение, 1991.
  2. С.Алексеев. Сто рассказов из русской истории. - М.: Юридическая литература,1991.
  3. С.Григорьев. Рассказы о Кутузове. -  Н.:1990
  4. Журнал «Фома»: https://foma.ru/
  5. История Отечества. Справочник школьника.  - М.: Слово, 1996
  6. А.В. Кураев, учебник «Основы православной культуры», «Просвещение», 2012. - с. 88-91. 
  7. Школьная энциклопедия «История России XX век». -  М.: Олма-Пресс образование,2003
  8. MySlide.ru: https://myslide.ru/presentation/osnovy-pravoslavnoj-kultury-zashhita-otechestva
  9. http://www.portal-slovo.ru/
  10. https://docs.google.com/open?id=0B4daI27c_9Nld21vbkZYQ01UeEdZQS16VmVLdnJOUQ
  11. Православие RU: http://www.pravoslavie.ru/12407.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль основы православний культуры, тема урока "Календарный год в православии"

Данный урок способствует развитию духовно-нравственной основы личности, позволяет развивать способности, анализировать и обобщать информацию. Развивает комуникативные способности учащихся....

Конспект урока по ОРКСЭ модуль Основы православной культуры с презентацией.Тема "Заповеди"

Данный урок был мной проведен на районном семенаре по ОРКСЭ и заслужил высокую оценку присутствующих на нем гостей....

Открытый урок по ОРКСЭ, ( модуль «Основы православной культуры»)«Заповеди»

В данном уроке совместила ФГОС и основы православной культуры. Изучение нового материала построено на изучении литературных произведений и мультипликационных фильмов....

Технологическая карта урока ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры»). 4 класс. Тема: "Библия - Священная книга христиан"

Технологическая карта урока и мультимедийная презентация знакомят учеников 4 класса с Библией. Можно использовать материал для проектной деятельности....

Конспект урока по ОРКСЭ. Модуль "Основы православной культуры" Тема "Культура и религия"

Данный урок относится к курсу "ОРКСЭ" в 4 классе, модуль "Основы православной культуры", тема "Культура и религия". На этом уроке учащиеся познакомятся с понятиями "...