Конспект урока по ОРКСЭ. Модуль "Основы православной культуры" Тема "Культура и религия"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Луценко Людмила Николаевна

Данный урок относится к курсу "ОРКСЭ" в 4 классе, модуль "Основы православной культуры", тема "Культура и религия". На этом уроке учащиеся познакомятся с понятиями "культура" и "религия. Учитель поможет им уяснить, что религия является частью духовной культуры, расширит имеющие знания и представления о духовном мире человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕgerb_cv6gerb_cv6

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2

Г. ДЕСНОГОРСКА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Урок по  предмету ОРКСЭ

Тема: Культура и религия

Срок реализации: 1 год

Возраст детей: 9-11 лет

4 класс

                                             Учитель начальных    классов                                                                                      

                                                          первой категории

                                 Луценко Людмила     Николаевна

2019 учебный год

Пояснительная записка

Данный урок предназначен при изучении курса «ОРКСЭ» в 4 классе, модуль«Основы православной культуры» к теме «Культура и религия»

Цель: познакомить учащихся с понятиями: культура и религия, помочь уяснить, что религия является частью духовной культуры.

Задачи: 

Познавательные УУД:  актуализировать и расширить имеющиеся знания и представления о культуре и религии, о духовном мире человека;

содействовать формированию представлений о разнообразии культурных традиций;

установить связь представлений о Родине с понятиями «культура» и «религия», содействовать пробуждению познавательного  интереса к изучаемой теме; расширить кругозор, развивать умения извлекать информацию из текстов, словарей; выявлять сущность, особенности; на основе обобщения знаний делать выводы.

Коммуникативные УУД: развивать умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание на основе поставленной задачи; оформлять свои мысли в устной речи, используя термины и понятия; развивать критическое мышление;

Регулятивные УУД: развивать умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные результаты: содействовать формированию мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; развивать положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока;

воспитание доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости;

развивать начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний;

содействовать формированию духовно-нравственных качеств;

развивать способность к самоорганизации с целью расширения учебных задач;

обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития;

содействовать формированию отношений к различиям культур как норме человеческой жизни.

Понятия: культура,   религия, причины, православие.

Методы: публичные выступления учащихся, беседа, взаимные вопросы,  чтение с остановками, рассказ  и чтение учителя,  групповая дискуссия, составление словаря терминов и понятий, игра.

Технологии: технология развития критического мышления, интерактивные технологии, коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии;

Формы: словесные,  наглядные, практические, проблемно-поисковые,  самостоятельная  работа,  репродуктивные.

Виды деятельности: индивидуальная работа, работа в паре, работа в группе, коллективное обсуждение, практическая работа.

Технические средства и наглядность: учебное  пособие А.В.Кураева «Основы православной культуры»,  электронное приложение к учебнику (диск): иллюстрация М. Нестеров «На Руси», фото «Библия и крест», контроль, слайд-шоу, словарь, тренажёр, хрестоматия, текст притчи, мультимедийная презентация урока, раскраска розы, храма (на всех учеников разные), таблицы (для работы в парах), звукозапись  «Музыка»,

Краткая аннотация работы

Данный урок относится к курсу «ОРКСЭ» в 4 классе, модуль «Основы  православной культуры», тема «Культура и религия». Урок второй.

Предполагаемый результат.

На этом уроке учащиеся повторят и закрепят знания о том, как называется наша страна, о духовном мире человека, приведут примеры материального и духовного мира, 2-3 ученика расскажут о культурных традициях семьи. Далее учитель заинтересует их новой темой. Применив мотивирующий приём «яркое пятно».

Обучающие подберут образы- ассоциации к понятиям «культура» и «религия»; познакомятся с этими понятиями, запишут в тетрадь, вспомнят, что они уже знают о культуре и религии.

Затем назовут храм и церковь в нашем городе, поделятся впечатлениями о посещении храма, церкви. Обучающиеся  освоят новые лексические единицы и смогут их использовать в собственной устной и письменной речи. Далее они послушают рассказ учителя о культуре и религии, оценят чтение диктора (электронное приложение) о культуре. Узнают о мировых религиях и о религиях России,  объяснят толкование понятия «Православие». На уроке будет обязательная работа с книгой. В течение всего урока учащиеся  будут учиться читать правильно, объяснять некоторые понятия, задавать вопросы друг другу, отвечать на них и доказывать правильность ответов.

Игры на уроке помогут позитивно относиться к происходящему, толерантно относиться к другим мнениям и позициям. Мудрость, поданная в простой и ясной форме научит детей думать, находить решения проблем, разовьёт в них воображение и интуицию. Притча поможет детям задуматься над своим поведением и заставит их осознать  собственные ошибки и посмеяться над ними. Учащиеся смогут давать определение понятиям «культура», «религия», «православие»; сделают вывод о ценности культуры,  религии.

Назовут несколько духовно – нравственных качеств, таких как: послушание, трудолюбие, терпение, помощь, честность, любовь, доброжелательность, отзывчивость, смогут  высказать собственное мнение о ценности и пользе образования.

С большим удовольствием поработаем с электронным приложением к учебнику «Основы православной культуры». Проверим свои знания по теме, найдём правильные ответы, дополним предложения, пройдём испытание на тренажёре, прочитаем мудрость из православных книг, объясним своё понимание друг другу.

Обязательно выполним индивидуальную практическую работу: нарисуем или раскрасим картинку, подготовим индивидуальный проект на тему «Культура и религия»

В конце урока подведём итог: что же из урока понравилось больше, что у нас получилось хорошо, а над чем надо ещё поработать, примем к сведению, как надо работать над собой.

Рассмотрим фото («Самая трудная работа над собой»), выскажем скрытый смысл этого фото.

Задачи урока помогут развить положительные эмоции и чувства, будут способствовать развитию начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.

Ход урока

I.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

 (1-2  мин.)

Учитель вначале урока предлагает пожелать друг другу удачи.

-Прикоснитесь ладошками друг к другу, улыбнитесь и подарите частичку своей любви, доброты, тепла и радости своим одноклассникам.

-Скажите, что нам пригодится для успешной работы?

(Умение слушать и понимать учителя и одноклассников, думать и соображать, чтобы ответить правильно, хорошо читать, понимать прочитанное, объяснять, помогать друг другу, дополнять одноклассников).

-Как вы думаете, можно проявлять свои эмоции на уроке?

Эпиграф: «С малой удачи начинается большой успех»

Учитель. От работы каждого из нас зависит этот урок. Какой он будет? Интересный или скучный, познавательный или развлекательный?

II. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.  (6 мин)

Учитель. Давайте вспомним, о чём мы узнали на прошлом уроке.

-Какое имя носит наша, замечательная страна? (Россия)

-Как ещё уважительно мы называем нашу страну?

 (Отчизна, Отечество, Родина.)

-Что такое духовный мир человека?

(Это все знания, содержащие в священных книгах,  произведениях искусства. Это отношения между людьми. Это заботливое отношение человека к окружающему миру).

- Докажите, что вы ответили верно. (Выборочное чтение стр.4, 3 абзац)

-Приведите примеры материального мира.

(Это всё, что сделано руками человека)

-Чем отличается физический труд от труда души?

(Труд души – это уважение к старшим, забота о младших, любовь к Родине. А физический труд – это уборка дома, класса, работа на огороде).

-О каком богатстве нашей Родины мы вели разговор на 1 уроке?

 (О культурных традициях).

- Культурные традиции в России одинаковые или разные?

(- Культурные традиции разные, потому что наша страна многонациональная).

-Кто хочет рассказать о культурных традициях своей семьи?

(Празднуем Рождество, Пасху, устраиваем семейные праздники, навещаем бабушку и дедушку, дарим им подарки, ходим в храм …)

-А зачем народу традиции?

(Традиции помогают сохранить связь с прошлым Родины, каждому указывают правильный путь).

-Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи?

Прочитайте о вечных ценностях в учебнике (с.5, 3 абзац)

Вечные ценности: добро, честь, справедливость, милосердие).

Дети помогают учителю снова прикрепить эти слова  на доске.

   III. Сообщение темы урока.  Формулировка целей и задач  (1 мин.)

-Попробуйте определить тему сегодняшнего урока (Культура и религия)

-Как вы думаете, что мы сегодня планируем делать?

(Мы узнаем новые понятия, расширим свой кругозор, будем учиться оформлять свои мысли, используя новые термины и понятия).

Учитель дополняет. Будем учиться сотрудничать друг с другом.

А) Мотивирующий приём  «яркое пятно»  (2 мин.)

-Какие ассоциации возникают у вас при слове «культура»?

(Всё чисто и красиво, красивый город, культурные  люди, они  со вкусом одеты,  никто не мусорит, красивая природа, чистые тротуары, звучит красивая музыка и т.д.)

-С каким цветком можно сравнить культуру?

 Слайд 2. (На слайде  ромашка, василёк, роза)

(С розой)

-Почему всё-таки с розой, а не с ромашкой и васильком?

(За розой надо ухаживать,  поливать её, пропалывать, обрезать сухие ветки. Без заботы человека она не сможет расти. А ромашка и василёк выживают сами).

-А с каким природным явлением вы бы сравнили культуру? (С радугой)

-Объясните.

 Слайд 3. Почему?

-А какие ассоциации возникают у вас при слове «религия»?

(Люди идут в храм или церковь, в храмах висят  иконы, горят свечи, моление, библия, Рождество, Богоматерь, Крещение и т.д.)

-Вспомните,  как называются храм, церковь в нашем родном городе?

(Храм «Всех скорбящих Радосте», церковь Стефания Великопермского)

-Кто посещал их?

-Расскажите о ваших впечатлениях.

(Дети рассказывают,  когда они были в храме или церкви, с кем, по какому случаю…)

Б) Постановка проблемного вопроса

-О чём же вы узнаете на уроке?

Дети заглядывают в рубрику: ВЫ УЗНАЕТЕ (с.6)

(Как человек создаёт культуру, о чём говорит религия)

-Давайте сформулируем вопросы, на которые мы должны сегодня ответить в конце урока.

(Как вы объясните понятие культура и понятие  религия?)

-А я добавлю ещё один вопрос, на который нам предстоит ответить.

 Связаны ли культура и религия между собой?

-Кто из вас готов рассказать свой рассказ о культуре и религии?

(Рассказы детей)

IV. Изучение нового материала

А) Рассказ учителя  (2 мин.)

В повседневной речи слово «культура» часто связано с представлениями о дворцах и музеях, театрах и библиотеках. Порой мы употребляем такие выражения, как «культурный человек», «культурно себя вести». Культурный человек везде остаётся культурным.

В толковом словаре под редакцией С.И.Ожегова сказано, что воспитанный человек – это человек, который умеет хорошо вести себя.

А.П.Чехов: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и …(мысли)

-Как вы понимаете слова Чехова?

(Высказывания детей: лицо приветливое, умное, одежда – чистая, современная, душа – добрая, светлая, мысли – хорошие,  поступки – достойные, добрые).

Каждый человек является частью общества. Если в нашей стране будет больше …(культурных) людей и наша страна станет …(лучше).

Б) Словарь  (3 мин)

Итак, слово  «культура». Заглянем в словарь.

 (электронное приложение к уроку).

Текст читает диктор.

«В терминологии естественных наук слово «культура» сохранило своё первоначальное значение (культивировать, возделывать).

В Священном Писании говориться: «И выслал его (Адама) Господь из сада Эдемского, чтобы возделывать землю. Человек стал возделывать землю, выращивать скот, строить дома. Потом стал строить большие города, в которых были бы библиотеки, соборы, концертные залы, монастыри. Он стал украшать свой дом, свою одежду, писать книги, рисовать картины, сочинять музыку…

Чтобы создать всё это, он трудился не только физически, но и духовно.

«Природа, возделанная духом человеческим, есть культура», - сказал русский философ Д.М. Велланский

В древней летописи о труде говорится так: «На земле добра без труда не достичь, так отчего же мы избегаем труда благословенного?»

В) Взаимовопросы  (2мин.)

Учитель. Какие вопросы можно задать к этому тексту? (Работа в паре)

-Какое значение у слова КУЛЬТУРА?

-Почему Господь выслал Адама из сада Эдемского?

-Чем стал заниматься человек?

-Человек работал только физически?

(Выслушать несколько вопросов и ответов)

Г) Обобщение  (1 мин.)

Слайд 5. Культура … Объекты, созданные человеком. Система определённых ценностей. Образ жизни народа, его традиции, обычаи, духовные представления, язык и т. д.

Д) Первичное закрепление

-Заполните 1 столбик таблицы КУЛЬТУРА

КУЛЬТУРА

РЕЛИГИЯ

Взаимопроверка

IV. Изучение нового материала (продолжение)   (3 мин.)

Слайд 6. Что такое религия? «Религия  в переводе с латыни это вера, духовная вера, исповеданье, богопочитание или основные духовные убежденья»

-Выберите из этой строчки самое понятное для вас СЛОВО. (Вера)

Посмотрите фото «Библия и крест» и иллюстрацию М.Нестеров «На Руси»

-Какие вопросы у вас возникли?

-О чём вы подумали?

Словарь. Религия – одна из форм общественного сознания, совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения»

Мировые религии (буддизм, ислам, христианство).

Слайд 7. Традиционные религии России: христианство, ислам, буддизм и иудаизм.

Слайд 8. Важный принцип религии. В чём  ценность каждого отдельного человека и как мы все должны относиться к своему ближнему. 

Слайд 9.  Трудясь, человек меняет не только мир, но и себя… (становится заботливым, а не ленивым).

Слайд 10. Большинство граждан нашей страны называют себя православными.

-Прочитайте внимательно слово «православие».

-Из каких двух слов оно состоит (право и славим)

-Что они могут обозначать? (правильно славим)

На уроках православной культуры мы будем говорить о том, как православные славят Бога и почему они это делают.

Можем теперь ответить на вопрос: Что такое религия?

РЕЛИГИЯ – это мысли и поступки человека, который убеждён, что рядом с человеком и даже выше его есть невидимый разумный и духовный мир: БОГ, ангелы, духи.

V. Работа с книгой   (6-8 мин.)

А) Чтение текста с остановками и самостоятельное чтение.

-А сейчас мы прочитаем информацию в учебнике  с. 6-7

Б) Первичная проверка понимания изученного

-Придумайте для соседа по парте вопрос о прочитанном.

-Какие вопросы вы можете задать?

(Из какого языка пришло к нам слово КУЛЬТУРА? Что оно обозначало сначала? Как понимается это слово сегодня? Что самое важное в культуре? Выбирает ли человек свою культуру? Как описал некоторые черты нашей культуры арабский путешественник? Что вы узнали о религии?)

В) Заполнение таблицы.

 Заполните 2 столбик РЕЛИГИЯ. Взаимопроверка.

VI. Игра «Спасибо»

Сейчас мы поиграем в игру «Спасибо» -1 мин.

Учитель начинает:

-Лиля, я говорю тебе спасибо за твою скромность, за твою культуру.

 (Дети продолжают).

- Савелий, я говорю тебе спасибо, за то, что ты всегда ведёшь себя хорошо, разговариваешь спокойно, любишь учиться.

- Марьяна, я говорю тебе спасибо, за то, что ты выразительно читаешь, тебя приятно слушать…

VII. Контроль.

-Проверим свои знания о значении культуры

 (электронное приложение к уроку).

1. Для чего человеку нужна культура?

А) Чтобы знать свои традиции, приобщаться к наследию своей Родины, ценить и умножать культурное достояние своего народа

Б) Чтобы гордиться перед другими народами достояниями своей культуры

В) Чтобы быть лучше всех

2. Что даёт религия  человеку?

А) Материальное благополучие

Б) Нормы морали и нравственности, ориентиры на жизненном пути, возможность быть счастливым

В) Превосходство над нерелигиозными людьми

3. Как культура и религия взаимодействуют друг с другом?

А) Религия основана на культуре

Б) Культура существует только благодаря религии

В) Культура и религия взаимно дополняют  друг друга. Религиозные переживания людей находят отражение в культуре, а культура углубляет религиозные представления.

4.Когда человек считается культурным?

А) Когда он занимается физкультурой

Б) Когда он знает особенности культуры своей Родины и поступает в соответствии со своим знанием

В) Когда он читал книги о культуре

(Учащиеся записывают ответы в тетрадь: 1 – А; 2 - …) Проверка. Самооценка. Взаимопроверка.

VIII.  Физкультминутка.

Слайд –шоу  «Мы россияне» (электронное приложение к уроку).

Учащиеся рассматривают 10 красивых фото.

-О чём вы думали, рассматривая эти фото?

IX. Работа с притчей. (Чтение притчи учителем)  (2 -3 мин.)

Один человек пришел к старцу и, увидев его крайнее незлобие,  попросил:

- Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким.

Старец согласился и попросил человека принести картофель и прозрачный пакет.

- Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, – сказал учитель, – то возьми картофель. Напиши на нем имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет.

- И это всё? – недоумённо спросил человек.

- Нет, – ответил старец. – Ты должен всегда этот пакет носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель.

Человек согласился. Прошло какое-то время. Его пакет пополнился многими картофелинами и стал достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале, стал портиться. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах.

     Тогда человек пришёл к старцу и сказал:

– Это уже невозможно носить с собой. Во-первых, пакет слишком тяжёлый, а во-вторых, картофель испортился. Предложи что-нибудь другое.

    Но старец ответил:

– То же самое происходит и у людей в душе. Просто мы это сразу не замечаем. Поступки превращаются в привычки, привычки – в характер, который рождает зловонные пороки. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот груз.

-Как бы вы назвали эту притчу?

-О чём эта притча? (Эта притча о том, как  научиться не злиться на людей)

-Как вы думаете, можно ли прощать людей, которые вас обидели?

X. Тренажёр.  

Культурный и религиозный человек

 (электронное приложение к уроку).

Работа в группах  (3-4 мин.)

  1. Распределите слова на 2 группы

Проявление религии в человеке

Проявление культуры в человеке

  1. Религиозным человека можно считать, если он…

А) Знает основы религии

Б) называет себя верующим

В) Соблюдает правила, установленные в его религии

3. Продолжите фразу:

 Что является самым важным показателем религиозности человека…

А) демонстрирование своего отношения к религии других людей

Б) вера

В) положение в церковном мире

4. Продолжите фразу:

 Культура даёт человеку знание о…

А) материальное состояние народа

Б) правилах  хорошего тона

В) духовных ценностях

XI. ХРЕСТОМАТИЯ   (3 МИН.)

… Каждый истинный христианин, уважающий себя и знающий свои немощи, не имеет побуждений гордиться, выставляться собою, своим правоверием, унижаться перед другими, уступать верованиям чуждых, притеснять другого. При таком взаимообщении,  естественно, предполагать и уважение чужих прав и обязанностей, следствием чего бывает согласие в обществе, мир, развитие умственных и нравственных сил, благоспешество и благоустроенность.

(Из книги  «Объяснение апостольских чтений протоирея В.Михайловского)

XII. Практическая работа  (5 мин.)  (Тихо звучит красивая музыка)

На листах А-4 учащиеся раскрашивают картинки- раскраски храма, розы или создают проект на тему «Религия и культура»

Работы вешают на доску. Обсуждение работы.

-Что вы можете сказать о своей работе?

-Чья работа вам больше понравилась?

-Какую работу вы бы смогли улучшить?

XII. Игра «Подбери слово»  

Слайд 11. Предлагаю вам игру «Подбери слово». Кто быстрее?

Задание. 1вариант: подберите прилагательные – качества характера к  I столбику.

2 вариант: подберите существительные  или прилагательные–ко  II столбику.

К – красивый                  Р - Родина

У – уникальный              Е – Евангелие, единение

Л – любимый                   Л – люди

Ь                                        И – истоки

Т – терпеливый                Г – гордость

У – уважительный           И – истина

Р – разный                         Я – ясный, яркий

А – активный

XV. Итог урока. Рефлексия  (1 мин.)

-Какую задачу ставили на уроке?

-Удалось решить поставленную задачу?

-Что на уроке у вас хорошо получилось?

-Над чем ещё надо поработать?

-Какой момент урока вам больше понравился?

Заключительное слово учителя

Слайд 12. Спешите делать добро! Совершенствуйтесь!

XV. Домашнее задание: с.6-7; обсудить с родителями тему урока, закончить творческую работу.

Литература

1.Учебное пособие А.В.Кураева «Основы православной культуры»

2. Ресурсы - интернета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урокапо математике в 1 классе

Тема "Прибавление чисел 7,8,9" по программме В.Ф.Виноградовой "Начальная школа 21 века"...

конспект урокапо математике в 1 классе

Тема "Прибавление чисел 7,8,9" по программме В.Ф.Виноградовой "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока по основам православной культуры "Культура и религия" 4 класс

Второй урок курса ОПК. Дети знакомятся с понятиями "культура", "религия", "православие"....

ОРКСЭ модульОсновы православной культуры (материал для родителей)

Как выбрать модуль ОРКСЭ? Когда родителям предстоит выбрать для своего ребенка предмет (модуль) из курса ОРКСЭ, то в данном случае выбор родителей имеет культурно-историческое и мировоззренч...

Конспект урока ОРКСЭ 4 класс.«Мораль и религия. Нравственные заповеди в религиях мира».

·        освоение учащимися знаний об общих нравственных основах мировых религий;·        формирование ценностного отношения к «зо...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ, 4 КЛАСС. ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Уважаемые гости! Дорогие ребята. 21 сентября, по новому стилю, торжественно празднуют один из великих православных праздников – РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. Этот праздник считается в церковно...