Конспект урока ОРКСЭ 4 класс.«Мораль и религия. Нравственные заповеди в религиях мира».
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Максимова Елена Евгеньевна

·        освоение учащимися знаний об общих нравственных основах мировых религий;

·        формирование ценностного отношения к «золотому правилу» нравственности;

·        развивать ценностное отношение к собственным поступкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maksimova_e.e._urok_orkse_4_klass.docx20.65 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 25 – 26  ОРКСЭ 4 класс. Блок «Основы мировых религиозных культур»  

Тема урока: «Мораль и религия. Нравственные заповеди в религиях мира».

Цели урока:

  • освоение учащимися знаний об общих нравственных основах мировых религий;
  • формирование ценностного отношения к «золотому правилу» нравственности;
  • развивать ценностное отношение к собственным поступкам.

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с представлениями об общих нравственных правил основных мировых религий;
  • познакомить с ключевыми понятиями урока, перечислить их.

Планируемые результаты:

  • Познавательные умения:
  • Узнавать, что общего существует в учениях, находить общие нравственные законы, ценности мировых религий;
  • Распознавать моральные заповеди иудаизма, христианства, ислама, буддизма;
  • Познакомиться с ключевыми понятиями урока.
  • Регулятивные  умения:
  • Выполнять самопроверку;
  • Соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;
  • Коммуникативные умения:
  • Формулировать собственное высказывание.
  • Учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству

Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1 этап

Самоопределение к деятельности

Цель:

  • Мотивировать к изучению темы;
  • Стимулировать интерес к познанию нравственных правил мировых религий.

Познавательные УУД: определять понятия морали и золотого правила нравственности.

Коммуникативные УУД: адекватно взаимодействовать с партнерами в рамках учебного диалога.

Регулятивные УУД: выполнять задания в соответствии с целью.

Личностные УУД: проявлять интерес к изучению нового материала.

2 этап

Информационно – аналитический

Цель:

  • Познакомить с представлениями об общих нравственных основ мировых религий.

Познавательные УУД: определять заповеди нравственности в основных мировых религиях.

Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Регулятивные УУД: выполнять задания в соответствии с целью. Планировать свое действие в соответствии с учебным заданием.

Личностные УУД: проявлять интерес и желание узнать о нравственных заповедях основных мировых религиях.

3 этап

Оценочно – рефлексивный

Цель:

  • Учить соотносить результат с поставленной целью;
  • Оценивать результат учебной деятельности.

Личностные умения: представлять и  оценивать результат собственной деятельности.

Регулятивные умения: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

1.Сегодня для нас снова откроются двери в удивительный мир познания (слайд 1)

Соберите слово, данное на слайде (слайд 2)

(слово – мораль)

Какие ассоциации возникают?

Подберите ассоциативное слово к каждой букве в слове мораль.

М  О  Р  А  Л  Ь

Обсуждение полученных результатов.

2. Предлагаю вам послушать басню.

«Мальчик, выросший у кормилицы в деревне, вернулся в город и очень удивился, увидев зеркало. Сперва, мальчик в зеркале ему понравился; потом по ребяческой привычке захотел он обидеть того, кто нравится, и скорчил ему рожу, а зеркало – тоже. Мальчик, разобидевшись, грозит ему кулаком, а зеркало грозится в ответ. Наш кривляка, озлясь, бросается с криком поколотить этого нахала и ушибает руки. Гнев его растёт. В отчаянии и ярости он мечется перед зеркалом, плача, крича и колотя по стеклу. Приходит мать, утешает его, ласкает, унимает слёзы и нежно говорит: «Не ты ли первый стал корчить рожи этому негоднику, который тебя огорчил?»                                             – Я.
– А теперь посмотри: ты улыбнулся – и он улыбнулся, ты к нему тянешь руки – и он тоже, ты не сердишься – и он не дуется: вот так-то люди друг с другом живут – и добро и зло возвращается к нам же».

Как вы прокомментируете слова матери в этой басне? 

Ко всем нужно относиться так, как ты бы хотел, чтобы к тебе люди относились. Очень хорошая мысль. Но когда и где появилось это высказывание?

3. Просмотр видеофильма «Золотое правило» (4 мин.)

Сформулируйте «золотое правило» нравственности

Как вы думаете, почему данное правило нравственности называется «золотым»?

Как вы понимаете золотое правило нравственности?

4.Чтение материала учебника на стр. 68 – 69.

5.Выполнение индивидуального задания

Важные слова

Комментарии

6.Групповая работа.

Сравните ваши записи. Совпадают ли они? Обсудите.

7. Фронтальная работа. Каждая группа озвучивает свой результат.

Какие нравственные нормы  особенно важны для христиан? Какие нравственные нормы  особенно важны для мусульман? Что является основой поведения человека в буддизме?

8. Работа с материалом учебника. Рубрика «Это интересно»

Прочитайте материал рубрики.

Что вас заинтересовало?

Почему они так себя ведут?

9.Работа в парах: разгадывание кроссворда (тренажер электронного приложения – распечатанный).

10.Обсуждение результатов (проверка с образцом)

11.Работа в группах. Создание синквейнов (по религиям). Обсуждение результатов. Рефлексия.

        

Собирают слово.

Предлагают варианты ассоциаций.

Работают в паре, подбирают ассоциации к буквам слова.

Высказывают свое мнение.

Слушают басню.

Предлагают комментарии к словам матери. Делают вывод.

Смотрят видеофильм. Отвечают на вопросы учителя.

Читают материал учебника.

Выполняют индивидуальное задание, находят ключевые слова. Перечислите предполагаемые ключевые слова.

заполняют таблицу по материалам учебника.

Работают в группах. Обсуждают, делают выводы.

Отвечают на поставленные вопросы.

Читают материал учебника в рубрике «Это интересно»

Отвечают на вопросы. Рассуждают.

Работают в парах, разгадывают кроссворд.

Самопроверка (по образцу), обсуждают.

Создают синквейны. Обсуждают результаты. Оценивают (карточка оценивания работы в группах)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира

Разработка урока по основам мировых религий и светской этики 4 класс, УМК "Школа 2100"...

Технологическая карта урока “Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.”,

Цель урока: организация совместной деятельности учащихся с целью систематизации знаний по теме «Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира .» и формирование нравственного совершенствовани...

презентация к уроку по теме Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

Тема урока: Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира....

Конспект урока по ОРКСЭ «Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира»

Тема урока: «Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира»Цель: сформировать представление учащихся о нравственных заповедях ведущих религий мира.Задачи урока:- учебные:- ...

Конспект урока по ОРКСЭ. Модуль "Мировые религии" Тема "Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира" (христианство и иудаизм)

Данный урок относится к курсу ОРКСЭ, модуль "Мировые религии". Тема "Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира" (христианство и иудаизм)...

Конспект урока -ОРКСЭ 4 класс Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

Дать представление о нравственных заповедях ведущих религий мира....