Конспект урока по ОРКСЭ. Модуль "Мировые религии" Тема "Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира" (христианство и иудаизм)
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Луценко Людмила Николаевна

Данный урок относится к курсу ОРКСЭ, модуль "Мировые религии". Тема "Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира" (христианство и иудаизм)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_religiya_i_moral.docx30.75 КБ

Предварительный просмотр:

hello_html_m1b7ebd86.png

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2

г. ДЕСНОГОРСКА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Урок по курсу ОРКСЭ. Модуль «Мировые религии»

Тема: Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира (христианство и иудаизм).

Учитель начальных классов

первой категории

Луценко Людмила Николаевна

Пояснительная записка

Данный урок предназначен при изучении курса «ОРКСЭ» в 4 классе, модуль «Основы мировых религиозных культур» к теме «Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира (христианство и иудаизм)

Ф.И.О. педагога: Луценко Людмила Николаевна, учитель начальных классов

Место работы: МБОУ « Средняя школа №2» г. Десногорска

Модуль: Основы мировых религиозных культур

Класс: 4 класс

Тема: Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира (христианство и иудаизм)

Количество часов:1 час

Цели: дать представление о нравственных заповедях ведущих религий мира (христианство и иудаизм);

Задачи:

Обучающие:

выявить сущность понятий: религия, мораль, заповедь, притча, нравственность;

узнать, что общего существует в учениях всех религий, в чём состоят нравственные заповеди в иудаизме и христианстве.

Развивающие:

развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся, способствовать развитию коммуникативных способностей, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Воспитывающие: воспитывать толерантность, уважительное отношение к разным религиозным культурам и их нравственным заповедям.

Формирование УУД

Познавательные УУД: актуализировать имеющиеся знания и представления;

содействовать пробуждению познавательного интереса к изучаемой теме; расширить кругозор, развивать умения извлекать информацию из текстов, словарей; выявлять сущность, особенности; на основе обобщения знаний делать выводы.

Коммуникативные УУД: развивать умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание на основе поставленной задачи; оформлять свои мысли в устной речи, используя термины и понятия; развивать умение работать в группе.

Личностные результаты: содействовать формированию мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; развивать положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока;

содействовать формированию духовно-нравственных качеств;

Регулятивные УУД: развивать умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Методы: публичные выступления учащихсябеседа, взаимные вопросы, самостоятельное чтение с приёмом insert, рассказ и чтение учителя, групповая дискуссия, составление словаря терминов и понятий, фотогалерея.

Технологии: технология развития критического мышления, интерактивные технологии, коммуникативные технологии, здоровье сберегающие технологии;

Формы: словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые, самостоятельная работа, репродуктивные, игра «Соломенная шляпка».

Виды деятельности: индивидуальная работа, работа в паре, работа в группе, коллективное обсуждение.

Технические средства и наглядность: учебное  пособие А. Л. Беглов «Основы мировых религиозных культур», текст притчи «Ворота сада», мультимедийная презентация урока, таблицы «Синквейн» (для работы в группах), карточка-помощница, репродукции картин.

Ожидаемые учебные результаты:

учащиеся познакомятся с понятиями: религия, мораль, заповедь, притча, нравственность;

узнают, что общего существует в учениях всех религий, в чём состоят нравственные заповеди в иудаизме и христианстве; запомнят «золотое» правило нравственности;

вспомнят, что они уже знают о религиях и заповедях; освоят новые лексические единицы и смогут их использовать в собственной устной и письменной речи;

осмыслят и обсудят притчу; смогут объяснять понятия «библия», «коран», «тора», «типитака», «заповеди», сделают выводы о ценности мудрых книг; смогут назвать несколько духовно – нравственных качеств, смогут высказать собственное мнение о ценности и пользе этого курса; проявят интерес к данной теме, вспомнят истории бескорыстных поступков других людей, станут духовно богаче и добрее друг к другу, к своим родителям, близким.

№ урока: 25

Аннотация: Данный урок является 25-м в модуле «Основы мировых религиозных культур».

Тип урока – изучение нового материала.

Форма урока – рассказ с элементами беседы и с использованием презентации Power Point. Основные виды деятельности обучающихся: коллективная, групповая, индивидуальная.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа с притчей, творческий рассказ, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, игра, психотерапевтическое упражнение, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Основные термины и понятия: культура, религия, православие, иудаизм, Ветхий Завет, заповеди.

Оборудование: мультимедийное оборудование (интерактивная доска), презентация «Культура и религия», учебник «Основы мировых религиозных культур» А.Л.Беглов и другие.

План урока

  1. Организация деятельности обучающихся.
  2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.
  3. Актуализация знаний обучающихся.
  4. Творческий рассказ учителя с элементами беседы.
  5. Игра и физкультминутка.
  6. Комментированное чтение слайдов и статьи из учебника. Ответы на вопросы.
  7. Работа с притчей «Ворота сада»
  8. Психотерапевтическое упражнение «Соломенная шляпа».
  9. Работа в группах. Самостоятельная работа.
  10. Речевая разминка
  11. Закрепление пройденного. СИНКВЕЙН
  12. Рефлексия.
  13. Домашнее задание.

Конспект урока

IОрганизация деятельности обучающихся

Приветствие. Создание положительного эмоционального настроя.

II. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания

Примерные вопросы к обучающимся:

1. Что нового узнали для себя на прошлом уроке?

2.Какие религиозные праздники принято отмечать в вашей семье?

3. Чтение сочинений-миниатюр на тему: «Праздник в моей семье».

III. Актуализация знаний обучающихся. Сообщение темы и задач урока.

У. Прочитаем тему урока.

«Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира». Слайд 1.

Примерные вопросы для беседы:

-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

(Учитель сообщает цель урокаСлайд 2

-Какие задачи будем решать?

-Как вы понимаете значение слов «религия» и «мораль»? (Зачитываем толкование из толкового словаря)

(Дополняем из книги стр. 68) Узнаем, что общего существует в учениях всех религий и в чём состоят нравственные заповеди в иудаизме и христианстве,

IV. Вступительное слово учителя и небольшой творческий рассказ с элементами беседы.

Слайд 3. Религия – форма культуры, в которой находят свое выражение красота, добро, истина и справедливость. К этим духовным ценностям человек должен стремиться в своем творчестве, в своей культуре.

Сегодня вы увидите в презентации фотографии, которые отражают красоту нашего города, нашего края, нашей родины. Постараемся их правильно назвать.

Слайд 4. Все великие религии мира основаны на двух величайших нравственных заповедях: любовь к Богу и любовь к человеку.

Человек остается человеком до тех пор, пока заботится о других.

Учитель напоминает детям о важном событии в Десногорске, о приезде патриарха Кирилла и об открытии храма. Назовите этот храм?

Слайд 5. «Мудр кто знает нужное, а не многое»…

Знания можно разделить на: необходимые, важные, нужные, ненужные, несвоевременные, вредные.

Священник Александр Захаров пишет:

«Нужнейшее для человека знание как ему жить? … Может и полезно и нужно знать, как живут рыбы, звери, птицы и всякие букашки – но всего полезней и нужней знать: как мне надобно жить?»

-Какие знания на ваш взгляд необходимые и нужные?

-А как об этом пишет Священник Александр Захаров?

Слайд 6. _ Какие религии учат как нам жить? (повторяем)

Слайд 7. А знаете ли вы важный принцип всех религий?

Каждая религия отвечает на вопрос о том, в чем ценность каждого отдельного человека и как мы все должны относиться к своему ближнему.

Важным принципом всех религий является принцип ценности и сохранения человеческой жизни.

Слайд 8. В каких книгах мы можем прочитать об этом? (повторяем)

Ценность человека постоянно упоминается в священных книгах разных религий, в высказываниях мудрецов и добродетельных людей.
(Читаем хором
) Человеку предписывается никогда не делать своему ближнему того, что он не хотел бы, чтобы сделали ему самому.

-Чему же учат эти мудрые книги?

Повторение пройденного по таблице. ( Учащиеся вспоминают названия книг, их перевод, из каких разделов состоят книги, о чём они)?

V. Игра и физкультминутка одновременно «Да – нет» 

на вопрос нет –руки вверх, на вопрос да - поворот к соседу и хлопок руками с ним)

Рождество и Пасха - главные праздники христиан?

Праздник Курбан-байрам – праздник иудеев?

Тора – священная книга иудеев?

Праздник Мавлид–это праздник буддистов?

Праздник Сагаалган – это праздник мусульман?

Коран состоит из 3 частей?

В состав Библии входит Новый завет?

Библия означает «учебник»?

Библия рассказывает о жизни Иисуса Христа?

Типитака состоит из 3 частей?

Коран – священная книга мусульман?

Бог дал людям Тору через Моисея?

VI.Комментированное чтение слайдов и статьи из учебника (вставим пропущенные слова)

У.Будем внимательны к каждому слову текста, чтобы прокомментировать те представления, которые мы уже имеем, и добавить новые знания.

9 слайд. Библия рассказывает… три с лишним тысячи лет назад пророк Моисей и его народ видели, как задымилась и затряслась гора…. Моисей поднялся на дымящийся…, чтобы там встретить Бога и получить от него заповеди…(стр.69)

10 слайд. Христиане считают, что человек должен любить своего ближнего как самого себя и заботиться даже о тех, кто отступил от общепринятых правил.

-В какой причте описано очень ярко отношение Бога к грешному человеку?

11 слайд. «Мудрые мысли из священных книг религий мира» (читают ученики)

Иудаизм : «И изрёк Бог слова сии: " ...почитай отца твоего и мать, ...не убий, не прелюбодействуй, не кради..."».

12 слайд. Древнееврейский мудрец говорил: «Если я только для себя – зачем я? (чего я стою?)». Он хотел сказать, что жизнь человека теряет всякий смысл, если он живет только для себя одного. Иудейский закон в двух словах: «Не делай ближнему того, что неприятно тебе». Вот суть всей Торы. Именно такое понимание иудейского закона– было усвоено христианством. Иисус даже усилил его. Он говорил…(читаем в учебнике стр.69-70)

13 слайд. Христианство:

«Не судите, да не судимы будете ... И так во, всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

-Как вы понимаете эти слова?

14 слайд. Проповеди Иисуса Христа (работа с иллюстративным материалом)

Рассмотрите коллаж. Что изображено? Что говорит Иисус?

(Читаем все) Возлюби ближнего твоего, как самого себя.

VII. Работа с притчей.

Учитель. Послушайте притчу и подумайте, как бы вы её назвали. (Ворота сада) О чём она?

В каких строчках заключается мудрость?

Чему она может научить?

Кто сможет рассказать её дома?

VIII. 15 слайдПсихотерапевтическое упражнение «Соломенная шляпа».

Учитель. Поупражняемся в честности. (Ученик одевает шляпу, учащиеся задают ему 5 вопросов, на которые ученик даёт правдивые ответы)

IX. Работа в группах. Самостоятельная работа.

Обсуждение и озвучивание ответа на вопрос:

-Нужны ли сейчас современному человеку данные Богом заповеди? Поясните.

X.Речевая разминка (Читаем хором «золотое» правило нравственности и мудрость Омара Хайяма)

16-17 слайд. Поступай с людьми так, как ты бы хотел, чтобы они поступали с тобой.

Других не зли и сам не злись.

Мы гости в этом бренном мире.

И если что не так – смирись,

Будь умнее – улыбнись,

Холодной думай головой,

Ведь в мире всё закономерно:

Зло, излучённое тобой, к тебе вернётся непременно… (Омар Хайям)

18 слайд . Главное — в любых условиях оставаться человеком. А вы знаете истории бескорыстных поступков других людей? (Рассказы детей)

XI.Закрепление пройденного. 19 слайд .

-Что общего существует в учениях всех религий?

-Что такое заповеди? Чему они учат?

-О чём рассказывается в одной из причт?

-Как учил Христос относиться к людям?

-Какие заповеди самые главные?

20 слайд.

Учитель. Вам надо ответить из какой мудрой книги эти слова.

1. Иисус Христос передал ученикам Свое учение в беседах, проповедях. Но люди боялись забыть что-то из того, что открыл им Бог. Некоторые из них записали то, что узнали. Однако писали они не сами по себе, но с помощью самого Бога. Дух Святой помогал им, вдохновлял их, хотя они писали своим языком и были людьми своего времени.
2. «Кто не встает, когда время вставать; кто исполнен лени, несмотря на молодость и силу, у кого решимость и мысль подавлены – тот не найдёт пути к мудрости»
3. «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите: сие есть тело Моё».
4. Хвала Аллаху,
Кто небеса и землю создал,
Устроил мрак и свет!
И все же те, кто не уверил,
Других придумывают в равные Ему.

21-22слайды. СИНКВЕЙН

XII. Рефлексия.

23 слайд. Вы видите смайлики. Поднимите руки те у кого настроение на уроке соответствовало первому смайлику (смайлик улыбается), а у кого настроение после урока соответствует другому смайлику (грустный смайлик).

XIII. Домашнее задание.

Спросить у родителей, как в нашей жизни отражены нравственные заповеди.

Собрать пословицы и поговорки, касающиеся заповедей. ( Например: «На лжи далеко не уйдешь). Обсудить с родителями вопросы из учебника.

24 слайд. Заключительные слова учителя.

Спасибо за сотрудничество! Молодцы!

Давайте следовать моральным заповедям: быть доброжелательными, прилежными, честными, уважать окружающих, помогать близким и стремится совершать только добрые поступки».

25 слайд. А сейчас мы зажжём свечу, чтобы чистое пламя жизни горело и не угасало и давало только хорошее направление всем нашим мыслям, желаниям и стремлениям.

Приложение

Притча «Ворота сада»

Жил-был юноша с дурным характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: «Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо».

В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие дни научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день: понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди.

Наконец, наступил день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришел к отцу и сказал ему эту новость.

Отец сказал юноше: «Вынимай из ворот один гвоздь каждый раз, когда не потеряешь терпения».

Наступил день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди.

Отец подвел сына к садовым воротам: «Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах! Никогда они уже не будут такими как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны, как те, что на воротах. Можешь вонзить в человека нож, а потом вытащить его, но всегда останется рана... И будет неважно, сколько раз ты попросишь прощения – рана все равно останется. Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая».

Использованная литература

1.Беглов А.Л. «Основы мировых религиозных культур». 4 класс. Учебник.
2.Ресурсы сети Интернет

3.Материал из Википедии. Образовательный портал Слово

4.Структура урока ОРКСЭ составленная по материалам Иоффе А.Н., доктора пед. наук АПК ППКРО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира

Разработка урока по основам мировых религий и светской этики 4 класс, УМК "Школа 2100"...

Технологическая карта урока “Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.”,

Цель урока: организация совместной деятельности учащихся с целью систематизации знаний по теме «Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира .» и формирование нравственного совершенствовани...

презентация к уроку по теме Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

Тема урока: Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира....

Конспект урока по ОРКСЭ «Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира»

Тема урока: «Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира»Цель: сформировать представление учащихся о нравственных заповедях ведущих религий мира.Задачи урока:- учебные:- ...

Презентация к уроку ОРК и СЭ по теме:"Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира".

Презентация к уроку ОРК и СЭ по теме:"Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира"...

Конспект урока -ОРКСЭ 4 класс Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

Дать представление о нравственных заповедях ведущих религий мира....