Конспект урока по ОРКСЭ «Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира»
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Тема урока: «Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира»

Цель: сформировать представление учащихся о нравственных заповедях ведущих религий мира.

Задачи урока:

- учебные:

-  раскрыть смысл понятий: «заповедь, мораль, нравственность»;

-  ознакомить с заповедями иудаизма, христианства, ислама и буддизма;

- показать сходства и отличия заповедей данных религий мира;

- показать, что все заповеди рассматриваемых религий сводятся к нравственным нормам поведения человечества.

- воспитательные:

- способствовать воспитанию уважительного отношения к культурам религий мира.

-развитие универсальных учебных действий:

- развитие умений смыслового чтения, вывода следствий, нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhuravleva_vp.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы

"Школа с углубленным изучением информационных технологий №1368"

Конспект урока

по основам мировых религиозных культур

по теме:

«Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира».

 

                                                             Учитель: Журавлёва Валентина Петровна

                                                       

Москва, 2016 год

Тема урока: «Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира»

Цель: сформировать представление учащихся о нравственных заповедях ведущих религий мира.

Задачи урока:

- учебные:

-  раскрыть смысл понятий: «заповедь, мораль, нравственность»;

-  ознакомить с заповедями иудаизма, христианства, ислама и буддизма;

- показать сходства и отличия заповедей данных религий мира;

- показать, что все заповеди рассматриваемых религий сводятся к нравственным нормам поведения человечества.

- воспитательные:

- способствовать воспитанию уважительного отношения к культурам религий мира.

-развитие универсальных учебных действий:

- развитие умений смыслового чтения, вывода следствий, нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания.

Тип урока: урок первичного изучения новых знаний.

Основные понятия: заповедь, мораль.

Методическое обеспечение: учебник.

Виды деятельности: диалог, рассказ учителя, работа в группах, творческий поиск, моделирование, самостоятельная работа, рассматривание иллюстраций, слайдов.

Оборудование: проектор, экран, постеры, картинки (раздаточный материал).

Коммуникативные УУД:

1. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

2. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

3. Внимательно слушать собеседника, понимать его высказывания; выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью.

4. Участие в коллективном обсуждении учебной проблемы.

5. Быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

Регулятивные УУД:

  1. Быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
  2. Удерживать учебную задачу в процессе работы.
  3. Оценивать правильность выполнения задания.
  4. Оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности.

Познавательные УУД:

1. Поиски способов решения проблемы.

2. Умение выделять существенную информацию из различных источников.

3. Понимать информацию, представленную лидерами групп.

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Дети объединяются в 4 группы: «Православие», «Буддизм», «Ислам», «Иудаизм».

- Сегодня на уроке мы продолжим разговор по основам мировых религиозных культур. Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи.

2. Проверка домашнего задания.

Выставка рисунков по теме "Праздники и календари".

- Давайте вспомним определение слова "Религия".

        Каждой группе выдаются карточки с названиями праздников в мировых религиях. Дети должны назвать мировую религию и  рассказать о празднике.

 На  карточках задание: заполните пропуски:

Песах — это главный праздник ________________________ .

Рождество — это день рождения _______________________ .

Мавлид — день рождения пророка _____________________ .

Дончод — день рождения, просветления и ухода ________________ .

3.Беседа.

- Все религии отвечают на вопрос о том, в чём ценность каждого отдельного человека и как мы все должны относится к своему ближнему. Важным принципом всех религий является принцип ценности и сохранения человеческой жизни. Тяжело жилось народам до образования единобожия (т.е. вера в одного бога). Много было несправедливости среди людей, велись войны, уничтожались целые племена. И как бы в один голос пытаются сказать человечеству: «Нам нужен мир! Мы все едины! Мы братья и сестры одной Вселенной!»  С появлением единобожия каждая религия, изучив беды и ошибки человечества начинает выстраивать ряд правил, заповедей без которых не возможен мир на земле.

4. Постановка целей.

- Как вы можете объяснить, что такое мораль? Если дети не могуть объяснить, учитель объясняет.

   - Как вы думаете, о чём будем вести беседу на уроке? Слайд с зашифрованным словом. Дети разгадывают «Заповедь». (О заповедях каждой религии.)

 - Какова задача урока? Дети сами формулируют.  (Выяснить, чем между собой отличаются заповеди каждой религии, чем они похожи.)

- Попытайтесь продолжить предложения.

Сегодня на уроке мы познакомимся ...

Сегодня мы узнаем.. .

5. Постановка проблемного вопроса.

 На доске слайд «золотое правило нравственности» в разных религиях.

- Сейчас Вам предстоит изучить информацию учебника и ответить на главный вопрос урока: Что общего между нравственными заповедями в религиях мира?

6. Получение новых знаний.

Теоретический этап работы.

Работа в группах. Всем 4 группам выдается постер с названием одной из мировых религий, набор картинок.

Каждой группе даётся задание, прочитав стр. 68-71 в учебнике, выписать в постер основные заповеди в данной мировой религии, оформив в виде таблички. Дети самостоятельно выписывают заповеди и оформляют постер.

1 группа:

Христианство

  1. Верить в одного бога, не покланяться другим богам, благоговейно чтить его, не произносить его имя в обыденном разговоре, посвящать ему один из дней недели.
  2. Чтить отца и мать.
  3. Не убивать.
  4. Не красть.
  5. Сохранять верность в браке.
  6. Не лгать даже в мыслях.
  7. Не покушаться на то, что принадлежит другому человеку.

Основа нравственности: Основой всего сущего – является любовь к Богу. Не делай ближнему того, что неприятно тебе.

  1. группа:

Ислам

  1. Не убивать.
  2. Любить друг друга.
  3. Уважительно относиться к матерям «Рай находится под ногами наших матерей».
  4. Запрет на спиртное.
  5. Человеку необходимы добрососедские отношения.

Основа нравственности: Человеческая жизнь является наивысшей ценностью, а убийство одного человека приравнивается к убийству целого человечества.

  1. группа:

Буддизм

  1. Не стремиться к личной выгоде.
  2. Отказ от преднамеренного убийства любого живого существа.
  3. Отказ от воровства.
  4. От лжи.
  5. От супружеской неверности.
  6. От алкоголя.

Основа нравственности: Не причинять вред любому живому существу.

4 группа:

Иудаизм

  1. Верить в одного бога, не покланяться другим богам, благоговейно чтить его, не произносить его имя в обыденном разговоре, посвящать ему один из дней недели.
  2. Чтить отца и мать.
  3. Не убивать.
  4. Не красть
  5. Сохранять верность в браке.
  6. Не лгать даже в мыслях.
  7. Не покушаться на то, что принадлежит другому человеку.

Основа нравственности: Что ненавистно вам, не делайте ближнему своему.

Дети оформляют постеры, собрав воедино таблички, названия праздников, картинки.

Каждая группа выбирает капитана, который руководит работой всей группы.

Выступление капитанов каждой группы.

Физминутка

1 группа:

По религии христианство было нарушено основное правило:

Не делай ближнему того, что неприятно тебе.

2 группа:

По религии ислама были нарушены следующие правила:

Человеку необходимы добрососедские отношения.

3 группа:

По религии буддизма Филька нарушил самое главное правило:

Не навреди всему живому на земле.

4 группа:

По религии иудаизма нарушено самое главное правило:

Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте с ними.

- Все религии отвечают на вопрос, в чем ценность каждого отдельного человека и как мы все должны относиться к своему ближнему.

В Ветхом Завете содержатся предписания о том, как должен жить и вести себя человек. Эти предписания являются общими для иудеев и христиан.

Самые известные из них - это Десять заповедей, которые были дарованы Моисею на горе Синай самим Богом.

Иисусу Христу принадлежит краткая формулировка всех тех заповедей, которые ранее были даны человечеству: "Возлюби Господа Бога твоего и возлюби ближнего твоего, как самого себя". Заповеди о любви к Богу и ближнему стали основой всего нравственного учения Христианской церкви.

Мусульмане считают, что основой творения и высшей ценностью является человек. Ислам предписывает людям любить друг друга и относиться друг к другу так, как они хотели бы, чтобы относи-лись к ним самим.

Основой поведения человека в буддизме считается ответственность за других. Буддисты считают: для того чтобы человек мог достичь счастья, он должен сделать счастли-выми других людей.

- Какое общее "Золотое правило нравственности" для всех культур мы можем вынести?

Обобщение:

       

Не делай ближнему того, что неприятно тебе.

Человеку необходимы добрососедские отношения.

Не навреди всему живому на земле.

Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте с ними.

         

7. Рефлексия учебной деятельности.

- Капитаны, протяните свою руку ладошкой вверх. Ребята, положите свои ладони на ладонь капитана. Поблагодарите друг друга за работу. Благодаря вашей дружной работе, у нас всё получилось.

- У каждой группы на столах лежат смайлики, выберите одного, чтобы показать ваше настроение на уроке.

8. Домашнее задание.

- Обсудите дома с родителями, как в нашей жизни отражены нравственные заповеди. Чем заповедь отличается от закона?

Учитель предлагает каждому оценить своё участие в уроке и удовлетворенность своей деятельностью.

- Итак, ребята, на этом наш урок закончен. Спасибо всем вам за работу. Все хорошо трудились. Молодцы! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира

Разработка урока по основам мировых религий и светской этики 4 класс, УМК "Школа 2100"...

Технологическая карта урока “Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.”,

Цель урока: организация совместной деятельности учащихся с целью систематизации знаний по теме «Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира .» и формирование нравственного совершенствовани...

презентация к уроку по теме Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

Тема урока: Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира....

Конспект урока по ОРКСЭ. Модуль "Мировые религии" Тема "Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира" (христианство и иудаизм)

Данный урок относится к курсу ОРКСЭ, модуль "Мировые религии". Тема "Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира" (христианство и иудаизм)...

Презентация к уроку ОРК и СЭ по теме:"Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира".

Презентация к уроку ОРК и СЭ по теме:"Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира"...

Конспект урока -ОРКСЭ 4 класс Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

Дать представление о нравственных заповедях ведущих религий мира....