Главные вкладки

    План-конспект урока по ОПК (Основы православной культуры) на тему "Монастырь" учителя ВК МКОУ Князевской ООШ Мандриковой Людмилы Андреевны.
    план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме

    Мандрикова Людмила Андреевна

    План-конспект урока по ОПК (Основы православной культуры) на тему "Монастырь" учителя ВК МКОУ Князевской ООШ Мандриковой Л.А.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МКОУ Князевская ООШ

    Рамонского района

    Воронежской области

    Открытый урок по ОРКСЭ

    (Основы Православной Культуры).

    4класс.

    Тема: МОНАСТЫРЬ.

    Учитель начальных классов ВК

    Мандрикова Л.А.

    2015год

    Тема урока: «Монастырь»

    Учебник: А.В. Кураев «Основы православной культуры»

    Цель урока: познакомить учащихся с православными монастырями; особенностями монастырской жизни; помочь учащимся осмыслить монашество как добровольный выбор человеком пути служения Богу;

    Задачи:  

    • дать учащимся первоначальные представления о православном монастыре и его

    жителях;

    • развивать нравственные качества личности;

    • сформировать навыки поведения в монастыре;

    • развивать коммуникативные, информационные компетенции;

    • развивать устную речь;
    • воспитывать уважение к людям различных взглядов (толерантность).

     Личностные:

    Прививать интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;  

    формулировать общие для всех людей правила поведения в монастыре.

    Познавательные:

    Формировать умение отбирать главное, синтезировать; оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала в виде творческой работы;

      Коммуникативные:

              Формировать умение договариваться, находить общее решение; развивать

    способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу во время работы.

    Формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, строить монологическое высказывание.  

    Предметные:

    Воспитание у учащихся любви к своему Отечеству, уважению к историческому прошлому и настоящему нашей Родины; формирование устойчивого интереса к предмету, желания больше узнавать о православной культуре России.

    Тип урока: урок формирования новых знаний.

    Формы и виды деятельности: беседа, выборочное комментированное чтение, самостоятельная работа и коллективная работа, работа с иллюстративным материалом (презентация, картинки учебника), работа в тетради, в электронном учебнике, участие в диалоге.

    Необходимое техническое оборудование:

     Мультимедийный проектор.

     Экран для просмотра слайдов.

     Компьютер для воспроизведения диска с материалами урока.

     Диск с материалами урока. (Презентация).

    Ключевые понятия урока: монастырь, монах, монахиня, монашеское облачение, обет, паломник, послушание, постриг, призвание, слуга Христу, святыня, труд и молитва.

    План урока:

    1. Орг. момент. (1 мин)

    2. Актуализация знаний учащихся. (5 мин)

    3. Определение темы урока. (3 мин)

    4. Изучение нового материала.

    • Работа с учебником. Чтение текста по абзацам. Стр. 80-83. (8 мин)
    • Работа по учебнику. (6 мин)
    • Запись в тетради. (5 мин)
    • Работа с притчей (с.82). (2 мин)
    • Чтение жизнеописания Св. Луки Войно-Ясенецкого (с.83). (2 мин)

    5. Рефлексия. (10 мин.)

    6. Итог. (2 мин)

    7. Домашнее задание. (1 мин)

    Ход урока:

    I.Организация деятельности учащихся. (психологический настрой).

    (Мотивация, целью которой будет настрой учащихся к восприятию темы урока через зрительно - слуховые ощущения, эмоциональное вовлечение.

    Форма - мультимедийная презентация (Презентация 1) в виде слайдов под звучание песни «Страх Господень» на стихи Иер. Романа в исполнении Ж.Бичевской).

    II. Актуализация знаний учащихся.

    На доске слова: 

    монастырь, монах, монахиня, монашеское облачение, обет, паломник, послушание, постриг, призвание, слуга Христу, святыня, труд и молитва.

    -Какие слова вам известны? Объясните их значение.

    III.Постановка учебной задачи.

    - Есть люди, которые хотят всю свою жизнь посвятить служению Богу, отказаться от всех благ, познать самих себя.

    -Как их называют?

    -А где они живут?

    - Откройте в учебнике на странице 80-81 урок № 25.

    - Определите тему урока.

    - Из раздела «Вы узнаете» определите задачи урока.

    - Запишите в тетрадях число 10 марта и тему урока «Монастырь». Слайд 1.  

    - Слайд 2. Согласны ли вы со словами А.С.Пушкина? Почему?

    - Слайд 3. Монастырь – это место, где небо сходится с землей. Это и чувствует душа человека, отворившего скромную деревянную дверь. Разделяющую мир и монастырь и ступившего на его благодатную землю.

                                                                                                              Святые Старцы.

    - Были ли вы, ребята, когда-нибудь в монастыре?

    - Согласны ли со словами Святых Старцев?

    - Почувствовали ли вы что Монастырь – это святое намоленное место?

    - Ребята, предлагаю вам по моим фотографиям, которые сделала я, когда была слушательницей курсов «Основы православной культуры», заочно познакомиться со Святым Алексеево-Акатовым женским монастырем г.Воронежа. Слайд 4-5. 

    - А вот так выглядят монастыри в других городах нашей страны. Слайд 6, 7, 8.

    + Электронный урок: 1). Иллюстрации. №1. Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский мужской монастырь. 2). Монастыри.

    IV. Изучение нового материала.

    -Да, ребята, мы сегодня будем говорить о монастырях и монахах, узнаем, почему люди идут в монахи, от чего они отказываются, уходя в монастырь.

    - Как вы понимаете слово монах? (Монах – этот тот, кто живет в монастыре, оставив мирскую жизнь).

    - Подберите синоним к этому слову? (Синонимы: инок, пустынник) Слайд 9 об этом. 

    + Электронный урок: 1). Иллюстрации. №2. Инок мужского монастыря. №3. Монашество – это призвание.

    - Чем отличается жизнь монаха от жизни обычного мирского человека? (Монах живет в монастыре, трудится, много молится, у него нет ничего своего собственного). Слайд 10 об этом.

    - Как же становятся монахом? Об этом мы прочитаем в учебнике…

    V. Работа с учебником.

    1. Чтение текста по абзацам. Стр. 80-81.

    2. Беседа о прочитанном.

    -Кто такой монах? Как переводится это слово с греческого языка?

    - Как появились монастыри, как стать монахом?)

    3.Монастыри.

    Стихотворение. (читает ученик или учитель).

    «Отвлекись ненадолго от суетных дел:

    В мире место иным есть вещам.

    Приезжай в монастырский старинный придел

    Поклониться священным мощам.

    Хор монашеский в храме молитву поет,

    И пока она снами- Россия живет.

    Средь божественных ликов, лампад и свечей,

    В стороне от мирских и назойливых глаз,

    На восходе ли дня иль в закате лучей,

    Слышишь, братия молится Богу о нас.

    - Монастырь, ребята, – это особый мир, там свои законы и правила.

    - Туда приезжают люди, чтобы поклониться святыням, очистить свою душу. Некоторые люди едут за советом в трудной жизненной ситуации, за исцелением от болезни.

    Приходилось ли вам вместе со взрослыми бывать в монастыре? (рассказы детей)

    - А некоторые люди связывают свою жизнь с Богом и остаются в монастыре совершать свой подвиг благочестия. Слайд 11-12.

    4.Интерактивный момент – показ Слайдов 13. (Кельи монахов)

    VI.Рефлексия. 

    Ответы на вопросы:

    -Как вы думаете, ребята, для чего люди уходят в монастырь?

    а) чтобы заработать славу праведника;

    б) чтобы посвятить свою жизнь Богу;

    в) чтобы убежать от мирских забот.

    - А, когда появились первые монахи? (в III веке от Рождества Христова)

    - Кто является первым христианским монахом?

    (первый христианский монах св. Антоний Великий)

    - Назовите и объясните главное правило монашеской жизни.

    (Трудись и молись)

    - Как вы думаете, чем занимаются монахи в монастыре? (Ответы уч.)

    Слайды 14-15 (ПАРАЛЛЕЛЬНОО –ОБЪЯСНЕНИЕ УЧИТЕЛЯ)

    + Электронный урок: Иллюстрации. №4. На послушании в Серафимо-Дивеевском монастыре.

     - Да, ребята, Главное правило монахов «Трудись и молись». 

    Утро в монастыре начинается рано, иногда даже в 3 – 4 часа, вы еще спите, когда монахи уже совершают утреннюю молитву.

     Прием пищи происходит только два раза в день, в особенные дни даже один раз в день.

    + Электронный урок: Золотое правило. 1. Поучение монашествующим. Советы и поучения.

    В перерывах между молитвами монахи усердно трудятся, выполняют послушания, - работают на полях, на огородах, в монастырской кухне или ремонтируют здания монастыря. 

    - Монастырь – это святое место, где нужно себя по-особенному вести.

    Слайд 16.  Существуют правила поведения в Монастыре.

    Примерные рекомендации «Правила поведения в монастыре» (запись в тетрадях):

    В монастыре запрещается:

    1. Громко разговаривать, кричать, включать громкую музыку.
    2. Говорить по мобильному телефону на территории монастыря.
    3. Носить шорты на территории монастыря.
    4. Лицам женского пола находиться без головного убора.

    - А сейчас предлагаю ребята вам тестовое задание: Слайд 17-18.

    Тестовые задания:

    1. Закончите предложение:

    Люди уходят в монастырь, когда

    1) у них не ладится в жизни;

    2)  им хочется, чтобы ими восхищались;

    3)  чувствуют потребность постоянного общения с Богом.

     

    2. Закончите предложение:

    Основным в монашеской жизни является

    1)  труд и молитва;

    2)  желание быть лучшим в монастыре;

    3)  самоистязание и самолюбование.

    -Предлагаю познакомиться с некоторыми деталями одежды монахов, святых отцов церкви.

    Слайд 19 (монастырем управляют…),

     20 (+ Электронное приложение к учебнику: Монашеское облачение),

     21 (Патриарх Кирилл).

    VI. Итог. Слайд 22.

     

    ВЫВОД: 

    -Ребята, Монашество - это очень нелегкий путь. Но это самый прямой путь к святости.

    Монаху не надо тратить силы на отстаивание своих прав и интересов, на защиту своего имущества. Монаху нечего делить, то есть, у него нет этого повода для ссор. А это значит, что он может быстрее достичь внутреннего мира в душе, что является прямым путем к Богу.

    VII. Дом. з. – (разбор и обсуждение предстоящего домашнего задания – на доске)

    1). Можно написать сочинение на тему по выбору: «Жизнь дана на добрые дела» или «Доброму Бог помогает».

    2). Можно нарисовать момент, когда вы были по-настоящему очень счастливы.

    3). А можно нарисовать макет памятника Доброму человеку.

    ХI. Рефлексия

     

    - Ребята мы с вами не раз говорили, о том, что для тех, кто верит в Бога и желает помолиться ему в благодарность или прося о помощи, можно это делать и в храме Господнем, и дома перед иконами.

    -Сейчас идет Великий пост и молитвы к Богу особенно важны.

    - Испонение песни-молитвы «Страх Господень» Иерей Роман в исполнение Ж.Бической. Слайд №23-24

    - ИГРА «Комплимент».

    -Мы сегодня успешно трудились и можем себя похвалить.

    - Перед вами СМАЙЛИКИ, предлагаю оставить себе один из них, а два отдать товарищам, НО предварительно, честно оценив вклад каждого из вас в урок; подумайте и скажите:

    -За что можно похвалить соседа по парте?

    -За что можно похвалить себя?

    - За что можно похвалить учителя?

    -Спасибо всем участникам урока! 

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:

    Работа в электронном приложение к учебнику -

     1. Контроль.

    2. Тренажер.

    3. Об оптинском старце преподобном Амвросие.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект урока по модулю "Основы православной культуры." Тема урока: "Христос и его крест"

    Данная работа была защищена на курсах повышения квалификации . Смерть Иисуса Христа на кресте - центральный образ христианского искусства. Значение крестной казни Христа в том ,что « Он снизошел быть...

    Милосердие и сострадание. План-конспект урока ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры"

    С 01.09.2012 года во всех общеобразовательных школах России введен новый предмет "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ). Педагоги нашей школы совместно с обучающимися овладевают новыми ...

    План-конспект, презентация к уроку №18 по основам православной культуры." Как христианство пришло на Русь"

    План-конспект, презентация к уроку №18 по основам православной культуры." Как  христианство пришло на Русь"...

    Православный храм. Урок по предмету "Основы православной культуры"

    Разработка урока и презентация  по теме ОПК "Православный храм". Задачи урока - познакомить учащихся с понятием "Храм - дом Божий", назначением, внешним видом и устройством пр...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ «Основы православной культуры и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Тема урока: Милосердие и сострадание

    Урок «Милосердие и сострадание» проводится в 4 классе по предмету «Основы православной  культуры», автор учебника А.В.Кураев, 12 уроком по счёту. Этот урок проходит после ...