План-конспект урока по ОПК (Основы православной культуры) на тему "Монастырь" учителя ВК МКОУ Князевской ООШ Мандриковой Людмилы Андреевны.
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме

Мандрикова Людмила Андреевна

План-конспект урока по ОПК (Основы православной культуры) на тему "Монастырь" учителя ВК МКОУ Князевской ООШ Мандриковой Л.А.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ Князевская ООШ

Рамонского района

Воронежской области

Открытый урок по ОРКСЭ

(Основы Православной Культуры).

4класс.

Тема: МОНАСТЫРЬ.

Учитель начальных классов ВК

Мандрикова Л.А.

2015год

Тема урока: «Монастырь»

Учебник: А.В. Кураев «Основы православной культуры»

Цель урока: познакомить учащихся с православными монастырями; особенностями монастырской жизни; помочь учащимся осмыслить монашество как добровольный выбор человеком пути служения Богу;

Задачи:  

• дать учащимся первоначальные представления о православном монастыре и его

жителях;

• развивать нравственные качества личности;

• сформировать навыки поведения в монастыре;

• развивать коммуникативные, информационные компетенции;

  • развивать устную речь;
  • воспитывать уважение к людям различных взглядов (толерантность).

 Личностные:

Прививать интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;  

формулировать общие для всех людей правила поведения в монастыре.

Познавательные:

Формировать умение отбирать главное, синтезировать; оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала в виде творческой работы;

  Коммуникативные:

          Формировать умение договариваться, находить общее решение; развивать

способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу во время работы.

Формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, строить монологическое высказывание.  

Предметные:

Воспитание у учащихся любви к своему Отечеству, уважению к историческому прошлому и настоящему нашей Родины; формирование устойчивого интереса к предмету, желания больше узнавать о православной культуре России.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Формы и виды деятельности: беседа, выборочное комментированное чтение, самостоятельная работа и коллективная работа, работа с иллюстративным материалом (презентация, картинки учебника), работа в тетради, в электронном учебнике, участие в диалоге.

Необходимое техническое оборудование:

 Мультимедийный проектор.

 Экран для просмотра слайдов.

 Компьютер для воспроизведения диска с материалами урока.

 Диск с материалами урока. (Презентация).

Ключевые понятия урока: монастырь, монах, монахиня, монашеское облачение, обет, паломник, послушание, постриг, призвание, слуга Христу, святыня, труд и молитва.

План урока:

1. Орг. момент. (1 мин)

2. Актуализация знаний учащихся. (5 мин)

3. Определение темы урока. (3 мин)

4. Изучение нового материала.

  • Работа с учебником. Чтение текста по абзацам. Стр. 80-83. (8 мин)
  • Работа по учебнику. (6 мин)
  • Запись в тетради. (5 мин)
  • Работа с притчей (с.82). (2 мин)
  • Чтение жизнеописания Св. Луки Войно-Ясенецкого (с.83). (2 мин)

5. Рефлексия. (10 мин.)

6. Итог. (2 мин)

7. Домашнее задание. (1 мин)

Ход урока:

I.Организация деятельности учащихся. (психологический настрой).

(Мотивация, целью которой будет настрой учащихся к восприятию темы урока через зрительно - слуховые ощущения, эмоциональное вовлечение.

Форма - мультимедийная презентация (Презентация 1) в виде слайдов под звучание песни «Страх Господень» на стихи Иер. Романа в исполнении Ж.Бичевской).

II. Актуализация знаний учащихся.

На доске слова: 

монастырь, монах, монахиня, монашеское облачение, обет, паломник, послушание, постриг, призвание, слуга Христу, святыня, труд и молитва.

-Какие слова вам известны? Объясните их значение.

III.Постановка учебной задачи.

- Есть люди, которые хотят всю свою жизнь посвятить служению Богу, отказаться от всех благ, познать самих себя.

-Как их называют?

-А где они живут?

- Откройте в учебнике на странице 80-81 урок № 25.

- Определите тему урока.

- Из раздела «Вы узнаете» определите задачи урока.

- Запишите в тетрадях число 10 марта и тему урока «Монастырь». Слайд 1.  

- Слайд 2. Согласны ли вы со словами А.С.Пушкина? Почему?

- Слайд 3. Монастырь – это место, где небо сходится с землей. Это и чувствует душа человека, отворившего скромную деревянную дверь. Разделяющую мир и монастырь и ступившего на его благодатную землю.

                                                                                                          Святые Старцы.

- Были ли вы, ребята, когда-нибудь в монастыре?

- Согласны ли со словами Святых Старцев?

- Почувствовали ли вы что Монастырь – это святое намоленное место?

- Ребята, предлагаю вам по моим фотографиям, которые сделала я, когда была слушательницей курсов «Основы православной культуры», заочно познакомиться со Святым Алексеево-Акатовым женским монастырем г.Воронежа. Слайд 4-5. 

- А вот так выглядят монастыри в других городах нашей страны. Слайд 6, 7, 8.

+ Электронный урок: 1). Иллюстрации. №1. Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский мужской монастырь. 2). Монастыри.

IV. Изучение нового материала.

-Да, ребята, мы сегодня будем говорить о монастырях и монахах, узнаем, почему люди идут в монахи, от чего они отказываются, уходя в монастырь.

- Как вы понимаете слово монах? (Монах – этот тот, кто живет в монастыре, оставив мирскую жизнь).

- Подберите синоним к этому слову? (Синонимы: инок, пустынник) Слайд 9 об этом. 

+ Электронный урок: 1). Иллюстрации. №2. Инок мужского монастыря. №3. Монашество – это призвание.

- Чем отличается жизнь монаха от жизни обычного мирского человека? (Монах живет в монастыре, трудится, много молится, у него нет ничего своего собственного). Слайд 10 об этом.

- Как же становятся монахом? Об этом мы прочитаем в учебнике…

V. Работа с учебником.

1. Чтение текста по абзацам. Стр. 80-81.

2. Беседа о прочитанном.

-Кто такой монах? Как переводится это слово с греческого языка?

- Как появились монастыри, как стать монахом?)

3.Монастыри.

Стихотворение. (читает ученик или учитель).

«Отвлекись ненадолго от суетных дел:

В мире место иным есть вещам.

Приезжай в монастырский старинный придел

Поклониться священным мощам.

Хор монашеский в храме молитву поет,

И пока она снами- Россия живет.

Средь божественных ликов, лампад и свечей,

В стороне от мирских и назойливых глаз,

На восходе ли дня иль в закате лучей,

Слышишь, братия молится Богу о нас.

- Монастырь, ребята, – это особый мир, там свои законы и правила.

- Туда приезжают люди, чтобы поклониться святыням, очистить свою душу. Некоторые люди едут за советом в трудной жизненной ситуации, за исцелением от болезни.

Приходилось ли вам вместе со взрослыми бывать в монастыре? (рассказы детей)

- А некоторые люди связывают свою жизнь с Богом и остаются в монастыре совершать свой подвиг благочестия. Слайд 11-12.

4.Интерактивный момент – показ Слайдов 13. (Кельи монахов)

VI.Рефлексия. 

Ответы на вопросы:

-Как вы думаете, ребята, для чего люди уходят в монастырь?

а) чтобы заработать славу праведника;

б) чтобы посвятить свою жизнь Богу;

в) чтобы убежать от мирских забот.

- А, когда появились первые монахи? (в III веке от Рождества Христова)

- Кто является первым христианским монахом?

(первый христианский монах св. Антоний Великий)

- Назовите и объясните главное правило монашеской жизни.

(Трудись и молись)

- Как вы думаете, чем занимаются монахи в монастыре? (Ответы уч.)

Слайды 14-15 (ПАРАЛЛЕЛЬНОО –ОБЪЯСНЕНИЕ УЧИТЕЛЯ)

+ Электронный урок: Иллюстрации. №4. На послушании в Серафимо-Дивеевском монастыре.

 - Да, ребята, Главное правило монахов «Трудись и молись». 

Утро в монастыре начинается рано, иногда даже в 3 – 4 часа, вы еще спите, когда монахи уже совершают утреннюю молитву.

 Прием пищи происходит только два раза в день, в особенные дни даже один раз в день.

+ Электронный урок: Золотое правило. 1. Поучение монашествующим. Советы и поучения.

В перерывах между молитвами монахи усердно трудятся, выполняют послушания, - работают на полях, на огородах, в монастырской кухне или ремонтируют здания монастыря. 

- Монастырь – это святое место, где нужно себя по-особенному вести.

Слайд 16.  Существуют правила поведения в Монастыре.

Примерные рекомендации «Правила поведения в монастыре» (запись в тетрадях):

В монастыре запрещается:

  1. Громко разговаривать, кричать, включать громкую музыку.
  2. Говорить по мобильному телефону на территории монастыря.
  3. Носить шорты на территории монастыря.
  4. Лицам женского пола находиться без головного убора.

- А сейчас предлагаю ребята вам тестовое задание: Слайд 17-18.

Тестовые задания:

1. Закончите предложение:

Люди уходят в монастырь, когда

1) у них не ладится в жизни;

2)  им хочется, чтобы ими восхищались;

3)  чувствуют потребность постоянного общения с Богом.

 

2. Закончите предложение:

Основным в монашеской жизни является

1)  труд и молитва;

2)  желание быть лучшим в монастыре;

3)  самоистязание и самолюбование.

-Предлагаю познакомиться с некоторыми деталями одежды монахов, святых отцов церкви.

Слайд 19 (монастырем управляют…),

 20 (+ Электронное приложение к учебнику: Монашеское облачение),

 21 (Патриарх Кирилл).

VI. Итог. Слайд 22.

 

ВЫВОД: 

-Ребята, Монашество - это очень нелегкий путь. Но это самый прямой путь к святости.

Монаху не надо тратить силы на отстаивание своих прав и интересов, на защиту своего имущества. Монаху нечего делить, то есть, у него нет этого повода для ссор. А это значит, что он может быстрее достичь внутреннего мира в душе, что является прямым путем к Богу.

VII. Дом. з. – (разбор и обсуждение предстоящего домашнего задания – на доске)

1). Можно написать сочинение на тему по выбору: «Жизнь дана на добрые дела» или «Доброму Бог помогает».

2). Можно нарисовать момент, когда вы были по-настоящему очень счастливы.

3). А можно нарисовать макет памятника Доброму человеку.

ХI. Рефлексия

 

- Ребята мы с вами не раз говорили, о том, что для тех, кто верит в Бога и желает помолиться ему в благодарность или прося о помощи, можно это делать и в храме Господнем, и дома перед иконами.

-Сейчас идет Великий пост и молитвы к Богу особенно важны.

- Испонение песни-молитвы «Страх Господень» Иерей Роман в исполнение Ж.Бической. Слайд №23-24

- ИГРА «Комплимент».

-Мы сегодня успешно трудились и можем себя похвалить.

- Перед вами СМАЙЛИКИ, предлагаю оставить себе один из них, а два отдать товарищам, НО предварительно, честно оценив вклад каждого из вас в урок; подумайте и скажите:

-За что можно похвалить соседа по парте?

-За что можно похвалить себя?

- За что можно похвалить учителя?

-Спасибо всем участникам урока! 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:

Работа в электронном приложение к учебнику -

 1. Контроль.

2. Тренажер.

3. Об оптинском старце преподобном Амвросие.