План-конспект урока по ОПК (Основы православной культуры) на тему "Монастырь" учителя ВК МКОУ Князевской ООШ Мандриковой Людмилы Андреевны.
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме
План-конспект урока по ОПК (Основы православной культуры) на тему "Монастырь" учителя ВК МКОУ Князевской ООШ Мандриковой Л.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План-конспект урока по ОПК на тему "Монастырь" | 26.31 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Князевская ООШ
Рамонского района
Воронежской области
Открытый урок по ОРКСЭ
(Основы Православной Культуры).
4класс.
Тема: МОНАСТЫРЬ.
Учитель начальных классов ВК
Мандрикова Л.А.
2015год
Тема урока: «Монастырь»
Учебник: А.В. Кураев «Основы православной культуры»
Цель урока: познакомить учащихся с православными монастырями; особенностями монастырской жизни; помочь учащимся осмыслить монашество как добровольный выбор человеком пути служения Богу;
Задачи:
• дать учащимся первоначальные представления о православном монастыре и его
жителях;
• развивать нравственные качества личности;
• сформировать навыки поведения в монастыре;
• развивать коммуникативные, информационные компетенции;
- развивать устную речь;
- воспитывать уважение к людям различных взглядов (толерантность).
Личностные:
Прививать интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;
формулировать общие для всех людей правила поведения в монастыре.
Познавательные:
Формировать умение отбирать главное, синтезировать; оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала в виде творческой работы;
Коммуникативные:
Формировать умение договариваться, находить общее решение; развивать
способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу во время работы.
Формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, строить монологическое высказывание.
Предметные:
Воспитание у учащихся любви к своему Отечеству, уважению к историческому прошлому и настоящему нашей Родины; формирование устойчивого интереса к предмету, желания больше узнавать о православной культуре России.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Формы и виды деятельности: беседа, выборочное комментированное чтение, самостоятельная работа и коллективная работа, работа с иллюстративным материалом (презентация, картинки учебника), работа в тетради, в электронном учебнике, участие в диалоге.
Необходимое техническое оборудование:
Мультимедийный проектор.
Экран для просмотра слайдов.
Компьютер для воспроизведения диска с материалами урока.
Диск с материалами урока. (Презентация).
Ключевые понятия урока: монастырь, монах, монахиня, монашеское облачение, обет, паломник, послушание, постриг, призвание, слуга Христу, святыня, труд и молитва.
План урока:
1. Орг. момент. (1 мин)
2. Актуализация знаний учащихся. (5 мин)
3. Определение темы урока. (3 мин)
4. Изучение нового материала.
- Работа с учебником. Чтение текста по абзацам. Стр. 80-83. (8 мин)
- Работа по учебнику. (6 мин)
- Запись в тетради. (5 мин)
- Работа с притчей (с.82). (2 мин)
- Чтение жизнеописания Св. Луки Войно-Ясенецкого (с.83). (2 мин)
5. Рефлексия. (10 мин.)
6. Итог. (2 мин)
7. Домашнее задание. (1 мин)
Ход урока:
I.Организация деятельности учащихся. (психологический настрой).
(Мотивация, целью которой будет настрой учащихся к восприятию темы урока через зрительно - слуховые ощущения, эмоциональное вовлечение.
Форма - мультимедийная презентация (Презентация 1) в виде слайдов под звучание песни «Страх Господень» на стихи Иер. Романа в исполнении Ж.Бичевской).
II. Актуализация знаний учащихся.
На доске слова:
монастырь, монах, монахиня, монашеское облачение, обет, паломник, послушание, постриг, призвание, слуга Христу, святыня, труд и молитва.
-Какие слова вам известны? Объясните их значение.
III.Постановка учебной задачи.
- Есть люди, которые хотят всю свою жизнь посвятить служению Богу, отказаться от всех благ, познать самих себя.
-Как их называют?
-А где они живут?
- Откройте в учебнике на странице 80-81 урок № 25.
- Определите тему урока.
- Из раздела «Вы узнаете» определите задачи урока.
- Запишите в тетрадях число 10 марта и тему урока «Монастырь». Слайд 1.
- Слайд 2. Согласны ли вы со словами А.С.Пушкина? Почему?
- Слайд 3. Монастырь – это место, где небо сходится с землей. Это и чувствует душа человека, отворившего скромную деревянную дверь. Разделяющую мир и монастырь и ступившего на его благодатную землю.
Святые Старцы.
- Были ли вы, ребята, когда-нибудь в монастыре?
- Согласны ли со словами Святых Старцев?
- Почувствовали ли вы что Монастырь – это святое намоленное место?
- Ребята, предлагаю вам по моим фотографиям, которые сделала я, когда была слушательницей курсов «Основы православной культуры», заочно познакомиться со Святым Алексеево-Акатовым женским монастырем г.Воронежа. Слайд 4-5.
- А вот так выглядят монастыри в других городах нашей страны. Слайд 6, 7, 8.
+ Электронный урок: 1). Иллюстрации. №1. Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский мужской монастырь. 2). Монастыри.
IV. Изучение нового материала.
-Да, ребята, мы сегодня будем говорить о монастырях и монахах, узнаем, почему люди идут в монахи, от чего они отказываются, уходя в монастырь.
- Как вы понимаете слово монах? (Монах – этот тот, кто живет в монастыре, оставив мирскую жизнь).
- Подберите синоним к этому слову? (Синонимы: инок, пустынник) Слайд 9 об этом.
+ Электронный урок: 1). Иллюстрации. №2. Инок мужского монастыря. №3. Монашество – это призвание.
- Чем отличается жизнь монаха от жизни обычного мирского человека? (Монах живет в монастыре, трудится, много молится, у него нет ничего своего собственного). Слайд 10 об этом.
- Как же становятся монахом? Об этом мы прочитаем в учебнике…
V. Работа с учебником.
1. Чтение текста по абзацам. Стр. 80-81.
2. Беседа о прочитанном.
-Кто такой монах? Как переводится это слово с греческого языка?
- Как появились монастыри, как стать монахом?)
3.Монастыри.
Стихотворение. (читает ученик или учитель).
«Отвлекись ненадолго от суетных дел:
В мире место иным есть вещам.
Приезжай в монастырский старинный придел
Поклониться священным мощам.
Хор монашеский в храме молитву поет,
И пока она снами- Россия живет.
Средь божественных ликов, лампад и свечей,
В стороне от мирских и назойливых глаз,
На восходе ли дня иль в закате лучей,
Слышишь, братия молится Богу о нас.
- Монастырь, ребята, – это особый мир, там свои законы и правила.
- Туда приезжают люди, чтобы поклониться святыням, очистить свою душу. Некоторые люди едут за советом в трудной жизненной ситуации, за исцелением от болезни.
Приходилось ли вам вместе со взрослыми бывать в монастыре? (рассказы детей)
- А некоторые люди связывают свою жизнь с Богом и остаются в монастыре совершать свой подвиг благочестия. Слайд 11-12.
4.Интерактивный момент – показ Слайдов 13. (Кельи монахов)
VI.Рефлексия.
Ответы на вопросы:
-Как вы думаете, ребята, для чего люди уходят в монастырь?
а) чтобы заработать славу праведника;
б) чтобы посвятить свою жизнь Богу;
в) чтобы убежать от мирских забот.
- А, когда появились первые монахи? (в III веке от Рождества Христова)
- Кто является первым христианским монахом?
(первый христианский монах св. Антоний Великий)
- Назовите и объясните главное правило монашеской жизни.
(Трудись и молись)
- Как вы думаете, чем занимаются монахи в монастыре? (Ответы уч.)
Слайды 14-15 (ПАРАЛЛЕЛЬНОО –ОБЪЯСНЕНИЕ УЧИТЕЛЯ)
+ Электронный урок: Иллюстрации. №4. На послушании в Серафимо-Дивеевском монастыре.
- Да, ребята, Главное правило монахов «Трудись и молись».
Утро в монастыре начинается рано, иногда даже в 3 – 4 часа, вы еще спите, когда монахи уже совершают утреннюю молитву.
Прием пищи происходит только два раза в день, в особенные дни даже один раз в день.
+ Электронный урок: Золотое правило. 1. Поучение монашествующим. Советы и поучения.
В перерывах между молитвами монахи усердно трудятся, выполняют послушания, - работают на полях, на огородах, в монастырской кухне или ремонтируют здания монастыря.
- Монастырь – это святое место, где нужно себя по-особенному вести.
Слайд 16. Существуют правила поведения в Монастыре.
Примерные рекомендации «Правила поведения в монастыре» (запись в тетрадях):
В монастыре запрещается:
- Громко разговаривать, кричать, включать громкую музыку.
- Говорить по мобильному телефону на территории монастыря.
- Носить шорты на территории монастыря.
- Лицам женского пола находиться без головного убора.
- А сейчас предлагаю ребята вам тестовое задание: Слайд 17-18.
Тестовые задания:
1. Закончите предложение:
Люди уходят в монастырь, когда
1) у них не ладится в жизни;
2) им хочется, чтобы ими восхищались;
3) чувствуют потребность постоянного общения с Богом.
2. Закончите предложение:
Основным в монашеской жизни является
1) труд и молитва;
2) желание быть лучшим в монастыре;
3) самоистязание и самолюбование.
-Предлагаю познакомиться с некоторыми деталями одежды монахов, святых отцов церкви.
Слайд 19 (монастырем управляют…),
20 (+ Электронное приложение к учебнику: Монашеское облачение),
21 (Патриарх Кирилл).
VI. Итог. Слайд 22.
ВЫВОД:
-Ребята, Монашество - это очень нелегкий путь. Но это самый прямой путь к святости.
Монаху не надо тратить силы на отстаивание своих прав и интересов, на защиту своего имущества. Монаху нечего делить, то есть, у него нет этого повода для ссор. А это значит, что он может быстрее достичь внутреннего мира в душе, что является прямым путем к Богу.
VII. Дом. з. – (разбор и обсуждение предстоящего домашнего задания – на доске)
1). Можно написать сочинение на тему по выбору: «Жизнь дана на добрые дела» или «Доброму Бог помогает».
2). Можно нарисовать момент, когда вы были по-настоящему очень счастливы.
3). А можно нарисовать макет памятника Доброму человеку.
ХI. Рефлексия
- Ребята мы с вами не раз говорили, о том, что для тех, кто верит в Бога и желает помолиться ему в благодарность или прося о помощи, можно это делать и в храме Господнем, и дома перед иконами.
-Сейчас идет Великий пост и молитвы к Богу особенно важны.
- Испонение песни-молитвы «Страх Господень» Иерей Роман в исполнение Ж.Бической. Слайд №23-24
- ИГРА «Комплимент».
-Мы сегодня успешно трудились и можем себя похвалить.
- Перед вами СМАЙЛИКИ, предлагаю оставить себе один из них, а два отдать товарищам, НО предварительно, честно оценив вклад каждого из вас в урок; подумайте и скажите:
-За что можно похвалить соседа по парте?
-За что можно похвалить себя?
- За что можно похвалить учителя?
-Спасибо всем участникам урока! ☺
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:
Работа в электронном приложение к учебнику -
1. Контроль.
2. Тренажер.
3. Об оптинском старце преподобном Амвросие.