Урок ОРКСЭ по модулю ОМРК на тему "Хранители преданий в религиях мира"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Гольева Наталья Борисовна

Урок на тему "Хранители преданий в религиях мира" разработан с использованием интернет-сервиса, который позволит учащимся на этапе рефлексии создать облако тегов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок ОРКСЭ (модуль ОМРК)

Тема урока: «Хранители предания в религиях мира».

Цель: сформировать представление о хранителях предания в мировых религиях и их роли в сохранении религиозных традиций через осмысление текста, с использованием интернет-сервиса Tagxedo.com.

Планируемые результаты:

Предметные: знакомство с хранителями предания, работа с различными источниками информации, формирование понимания прочитанного текста и систематизация знаний о хранителях предания.

Метапредметные: умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников, перевод информации с языка образов на язык слов и наоборот.

 Личностные: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков окружающих, умение работать в сотрудничестве с другими в процессе общения в диалоге.

Приемы и методы: беседа, смысловое чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, рассуждения на заданную тему, ИКТ-технологии.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня наша очередная встреча.  За окном  холод и слякоть,  а я попрошу вас представить себе яркое, теплое солнышко. Пусть  его лучи согреют Вас своим теплом. Вот солнечный  луч наполнил ваше сердце энергией доброты, нежности и любви. Пошлите свет любви Вашим родным и друзьям. Улыбнитесь своим товарищам. Дарите радость людям, будьте сами источником света, добра и любви.

2. Актуализация знаний и постановка проблемы.

- Предлагаю вам вспомнить,  что вы знаете о священных книгах мировых религий. ( Слайд №2) Выполните задания экспресс – опроса, правильное утверждение обозначьте знаком «+», неправильное  « - »  Я всем желаю успехов!

Самопроверка и оценивание. ( Ответы на доске: + - + + + +)

- Свою работу вы можете самостоятельно оценить с помощью дерева успехов: если все получилось, то смело прикрепляйте плод (яблоко), если затруднились в выполнении каких- то заданий, то прикрепляйте цветок, если не получилось выполнить задание-прикрепите почку, которая будет говорить о том, что при вашем старании она обязательно даст свой плод.

-Давайте с вами еще раз повторим названия священных книг. Учитель фразу начинает,  а ребята продолжают:

 Священное писание иудеев называется  …  (Танах)

Священное писание у христиан называется …  (Библия)

Главная книга мусульман называется: … (Коран)

Священная книга буддизма … (Типитака)

3. Постановка учебной проблемы.

( Слайд №3) Почему священные книги сохранились до наших дней, несмотря на то, что им уже тысячи лет? (Учащиеся высказывают свои предположения)

-Как вы считаете, о чем  мы будем говорить на уроке? (Ответы детей)

Тема нашего урока «Хранители преданий в религиях мира».  (Запись темы в тетради)

-Что означает слово хранитель? От какого слова произошло это слово? Что можно хранить и для чего? А как вы думаете, вы и ваша семья являетесь хранителями? Что вы храните и что можете передать потомкам? Как вы считаете,  любой ли человек может стать хранителем преданий?

-Ребята, о чем же мы узнаем на уроке?

Итак, цели нашего урока: (Слайд №4) На дерево успеха прикрепите плоды: кто дал правильный ответ на вопрос, кто дал неполный ответ-прикрепите цветок.

4. Организация учебно-познавательной деятельности.

- Как только возникли религии,  появились люди,  которые хранили священные знания,  древние ритуалы и традиции, предания своих предков, а также передавали их своим потомкам, учили их священным правилам (заповедям), по которым следует жить. ( Слайд№5) Хранителей религиозных традиций в древности называли жрецами, служителями.  У древних жителей Европы – кельтов они назывались друидами. А так как они были мудрецами, обладали огромными знаниями, умели растолковывать священные писания, то играли очень важную роль в управлении племенем, общиной или государством. Жрецы были советниками, учеными, знахарями, прорицателями. С течением времени вместо жрецов стало духовенство.

(Слайд №6) Духовенство – профессиональные священнослужители той или иной религии. Священнослужители являются толкователями божьих законов, возносят молитвы за людей перед богом, регулируют отношения между людьми, учат людей жить по заповедям. Они являются посредниками между высшими силами и человеком.

Как называются хранители преданий в разных религиях мира и чем они занимаются,  вы узнаете, работая в  группах. (Класс делится на 4 группы,  каждая получает своё задание: выполнить задания и найти соответствующие слайды в презентации, дополнив свой рассказ)

Задания для первой группы:

1. Прочитайте статью «Мудрецы иудеев» (С. 22)

2. Почему в Иерусалимском храме священнодействия совершала одна семья?

3.Найдите в Словаре толкование слова раввин.

4. Сформулируйте и запишите в тетрадь полный ответ на вопрос:

- Какую роль играют раввины в иудейской религиозной традиции?

Подготовьте рассказ о раввинах.

Задания для второй группы:

1. Прочитайте статью «Христианские священнослужители» (С. 22 – 23)

2. Кто такие апостолы? Чем они занимались?

3. Пользуясь словарём, найдите значение слов: иерархия, епископ, священник, дьякон

4. Создайте модель иерархии христианской церкви, используя соответствующий слайд презентации. Подготовьтесь рассказать о ней своим одноклассникам.

Задание для третьей группы:

1. Прочитайте раздел «Мусульманская община» (С. 23)

2. Почему мусульмане не имеют церковной организации?

3. Пользуясь текстом учебника, дайте определения слов: умма, имам, хафиз

4. Сформулируйте и запишите в тетрадь полный ответ на вопрос:

- Каких людей и почему особо почитают мусульмане? Подготовьте рассказ о хранителях преданий в исламе.

Задание для четвертой группы:

1. Прочитайте статью «Буддийская община» (С. 23)

2. Что такое сангха? Найди толкование слова в словаре.

3. Сформулируйте и запишите в тетрадь полный ответ на вопрос:

-  Кто хранит религиозные традиции буддистов?

4. Подготовься рассказать о первой сангхе и ламе.

Проверку работы в группах организуем в виде игры «Волшебная палочка». Вначале я передаю волшебную палочку ученику, которому хочу высказать свою благодарность за отзывчивость. Далее выступающих выбирают ребята, объясняя, за какие заслуги они передают волшебную палочку другому ученику из следующей группы. Дополнять ответы могут все желающие.

В результате выступлений учащиеся заполняют таблицу «Хранители преданий в религиях мира»:

Христианство

Ислам

Иудаизм

Буддизм

Оценивание работы с помощью дерева успеха. Все выступающие получают плоды за успешное выступление, цветок-за выступление с дополнениями; плоды могут получать и ученики, активно дополняющие тех, кто выступал. Не принявшие участия в выступлении прикрепляют почки, что означает- недостаточную активность проявил в команде.

Динамическая пауза «Ангелочки»

5. Применение теоретических знаний на практике.

-Теперь мы с вами знаем хранителей преданий в религиях мира. Подумайте, а какими качествами должен обладать человек, чтобы ему доверили такую ответственную историческую миссию? Объясните, почему? (Предположения ребят)

(Слайд №16) Хочу предложить вашему вниманию видеопритчу «Мудрец и бабочка».  Как притчу можно соотнести с темой урока? Учащиеся читают текст.

-Сформулируйте главную мысль притчи.

-Благодаря  какому качеству старец смог ответить на вопрос о том, что будет с бабочкой в руках человека? (Мудрость) (Слайд №17)Рассмотрите эмблему мудрости, созданную в 1635 году Дж. Уитером. «Что по-вашему означает мудрость?» (Примерный ответ: Мудрость-это способность находить решение жизненных проблем, опираясь на свой и чужой опыт.) 

6. Рефлексия.

-А теперь поработаем с интернет-сервисом Tagxedo.com. Предлагаю вам вспомнить хранителей преданий религий мира, качества, которыми они обладают и составить из них облако слов, которое поможет вам лучше запомнить материал, рассказать об услышанном дома. Создаем облако, следуя инструкции (Слайды №18-23)

Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги, посмотрите, у кого на дереве успеха много плодов, это означает, что урок для вас прошел плодотворно, чье дерево имеет цветы, не отчаивайтесь. Они совсем скоро станут плодами, а у кого на дереве есть почки, нужно задуматься над тем, как помочь своему деревцу зацвести и заплодоносить.

7. ( Слайд №24) Домашнее задание. Возьмите интервью у родителей или знакомых «Что могут обсуждать между собой представители разных религий?»

( Слайд №25) Завершая урок,  я хочу подарить вам свое облако слов с благодарностью за урок и пожеланием добра и мудрости в отношениях с близкими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока ОРКСЭ Тема урока: «Хранители предания в религиях мира»

Данный материал адресован учителям, ведущим  в 4-х классах предмет Основы мировых религий и светской этики по модулю "Основы мировых религиозных культур". Разработка содержит подробный ...

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс тема урока "Хранители предания в религиях мира."

Хранители предания в религиях мира. (Урок по курсу «Основы  религиозных культур и светской этики»; модуль Основы мировых религиозных культур»)....

Конспект урока по теме "Хранители предания в религиях мира".

Основные термины и понятия урока -  жрец, раввин, апостол, епископ, священник, диакон, иерархия, умма, хафиз, имам, сангха, лама. Виды деятельности - беседа, комментированное чтение, ус...

Урок №8 «Хранители предания в религиях мира»

Урок №8 «Хранители предания в религиях мира»Модуль «Основы мировых религиозных культур»Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»Учебник «Основы мировых религиозных культур» 4-5 кл.,...

Технологическая карта урока ОРКСЭ (4 класс) «Хранители предания в религиях мира»

Основы религиозных культур и светской этики. Тема урока: "Хранители предания в религиях мира"...

"Хранители предания в религиях мира".4 класс. Модуль "Основы мировых религиозных культур"

В ходе изучения темы учащиеся знакомятся с хранителями предания мировых религий от древних времён до наших дней....

Методическая разработка "Хранители предания в религиях мира" ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"4 класс УМК "Школа России"

Данную методическую разработку можно использовать на уроке ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозныз культур" в 4 классе УМК "Школа России". Разработка включает в себя конспект уро...