Рабочая программа по ОРКСЭ
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

     Введение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» должно стать первым шагом на пути восстановления в новых условиях на основе принципов гуманизма, нравственности, традиционной духовности социально-педагогического партнерства школы, семьи, государства, общественности в деле воспитания детей и молодежи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse.docx65.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

основная общеобразовательная школа № 2 г. Благовещенска

Рассмотрено на заседании ШМО:

Руководитель ШМО

_____        /Г.С.Загитова/

Протокол №___________        

«___» ____________        2014г.

Согласовано:

Заместитель директора по УВР

_____        /Р.Р.Идрисова/

«___» ____________        2014г.

Утверждаю:

Директор

МОБУ ООШ №2

_____        /Зырянова О.Н./

Приказ №____________

«___» ______        2014г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ОРКиСЭ модуль  «Основы мировых религиозных культур», 4 класс, УМК «Школа России»

   

срок реализации данной программы:  2014-2015 учебный год

                                                                 

разработана на основе  авторской программы А.Л.Беглова,  Е.В.Саплина

составитель:  Загитова Гузэль Сафуановна

Год составления  программы: 2014г.


  1. Пояснительная записка

  1. Нормативная основа:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»,
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • Устав образовательной организации МОБУ ООШ №2 г. Благовещенска;
  • Основные образовательные программы НОО МОБУ ООШ №2 г. Благовещенска;
  • Примерные программы по ОРКСЭ модуль «Основы мировых религиозных культур» УМК «Школа России», авторы А.Л.Беглова,  Е.В.Саплина – М.: Просвещение, 2011
  • Учебный план образовательной организации на 2014-2015уч. год МОБУ ООШ №2 г. Благовещенска ;
  • Положение о рабочей программе учителя;
  • ОРКСЭ модуль «Основы мировых религиозных культур», 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений./ А.Л.Беглова,  Е.В.Саплина М.: Просвещение, 2012.

  1. Цели и задачи изучения учебного предмета.

Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи:

  • Способствовать формированию у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России.

  • Создавать условия для  формирования  российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной культурно- религиозной  традиции;
  • Содержательно раскрыть  понятие российской  культурно-религиозной   традиции в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших подростков;
  • Создавать условия  для воспитания высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России;
  • Способствовать развитию способностей у младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Ключевые идеи программы:

  • Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России;
  • Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
  •  Духовные традиции многонационального народа России.
  • Духовное единство народа России и объединяющие нас моральные ценности;
  •  Образование как фактор духовно-нравственной консолидации российского общества, его  сплочения перед лицом внешних и внутренних вызовов;
  • Новая российская школа как фактор, обеспечивающий социокультурную модернизацию российского общества;
  • Личность в центре государственной образовательной  политики,  обеспечение  образовательных прав и  возможности реализации обязанностей  человека;
  • Открытое образование как ценностно-технологический контекст построения образовательного процесса;
  •  Новая «образовательная культура» педагога (обучение через деятельность, компетентностный  подход, проектные  технологии, развитие исследовательской культуры и самостоятельности и т.д.);

  1. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

          Вопросы, связанные с введением в школьную программу духовно-нравственной, культурологической тематики, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе, и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, остается слишком значимым. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа

Российской Федерации.

     В этой связи особо актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер и представляющего пять важнейших национальных духовных традиций – православие, ислам, буддизм, иудаизм, светскую этику.

     Введение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» должно стать первым шагом на пути восстановления в новых условиях на основе принципов гуманизма, нравственности, традиционной духовности социально-педагогического партнерства школы, семьи, государства, общественности в деле воспитания детей и молодежи.

     Педагогическая поддержка самоопределения личности, развитие её способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации, сами по себе не создают достаточных условий для свободного развития и социальной зрелости личности. Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, то есть всё то, в чём в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность.   Знание наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие.

     Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные  культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность»- являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи религиозными и общечеловеческими ценностями.    Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

           

  1. Место учебного предмета в учебном плане.

        

В базисном учебном плане на изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики»  отводится 1 час в неделю. Всего на изучение программного материала отводится  34 часа

  1. Общая характеристика учебного предмета.

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы. Учебный курс ОРКСЭ являетсякультурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
     
 Освоение учебного содержания данного модуля, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

  • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
  • формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
  • формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
  • формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется

исторически и основывается на ряде факторов:

  • общая историческая судьба народов России, исповедующих разные религии;
  • единое пространство современной общественной жизни, включающее общность государства, языка, образования, культуры, экономики, права, менталитета, развитую систему межличностных отношений;

Включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:

  • Патриотизм
  • Социальная солидарность
  • Гражданственность
  • Семья
  • Труд и творчество
  • Наука
  • Традиционные российские религии
  • Искусство и литература
  • Природа
  • Человечество

Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимся должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведенного учебного времени с

учетом образовательных возможностей младших школьников.

  1. Сведения о примерной программе.

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

  • А.Л.Беглов, Е.В.Саплина «Основы мировых религиозных культур» М.: Просвещение, 2012

  1. Педагогические технологии.

Преподавание всех модулей курса ОРКСЭ строится на основе принципов толерантности,  уважения к различным религиозным традициям. Приоритетной задачей курса ОРКСЭ является духовно-нравственное воспитание учащихся на основе общечеловеческих гуманистических ценностей, нашедших воплощение во всех мировых религиях и в светской этике. Формы организации учебного процесса, содержание занятий  направлено на воспитание таких качеств, как совесть, долг, ответственность, милосердие, сострадание, гуманизм. Приоритетной является воспитательная составляющая  курса, развитие представлений младшего школьника о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей; обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры. Формы и виды учебной деятельности основываются на сочетании различных методов обучения:

словесных, которые наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности;

наглядных, которые наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса и формирования культурной эрудиции;

практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы, применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний и способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса;

репродуктивных, необходимых для получения фактических знаний, развития наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда;

индуктивных и дедуктивных, оптимальное чередование которых (с преобладанием индуктивных) обеспечит сохранение логики содержания и будет способствовать развитию логического и предметного мышления.

Применение перечисленных методов обучения в их оптимальном сочетании при изучении курса должно обеспечивать практическую направленность учебного процесса и способствовать созданию реальных возможностей для получения обучающимися новых знаний и совершенствования универсальных учебных действий, создаст условия для применения их в практической деятельности, исключит формальный подход и механическое усвоение фактов и теоретических сведений.

         Использование современных педагогических технологий является одним из факторов повышения качества начального образования, таких  как: 

  • проектная деятельность (данный метод стимулирует самостоятельность учащихся, их стремление к самовыражению, формирует активное отношение к окружающему миру, сопереживание и сопричастность к нему, развивает коммуникативные качества);
  • игровой (игра - сильнейшее средство социализации ребенка, она дает возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход. Игра важна как сфера реализации себя как личности, это деятельность коммуникативная);
  • ИКТ (урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, в результате, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке)
  • здоровьесберегающие (считаю, что наша задача сегодня - научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, свои уроки  стараюсь строить, ставя перед собой и учениками именно эту цель: как сохранить и укрепить здоровье);
  • деятельностный метод (при эффективном использовании деятельностного метода формируются метапредметные результаты образования, заданные ФГОС НОО (организационно-рефлексивные, познавательные, коммуникативные, личностные УУД), развивается логическое и вариативное мышление).  

  1. Основное содержание курса

Россия – наша Родина. Культура и религия. Возникновение религий. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздания. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. История  религии в России.  Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве.  Праздники и календари в религиях мира. Религия и мораль. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

  1. Планируемые результаты

Освоение школьниками учебного курса «Основы мировых религиозных культур», должно обеспечить:

  • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
  • формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур;
  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения  и развития культурных и духовных ценностей.

        Обучение детей по программе модуля «Основы мировых религиозных культур» должно направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Личностные:

  • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • Формирование образа мира как единого и целостного при  разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • Развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
  • Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

       Предметные:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.

   

  1. Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы

  1. Место системы оценки в педагогических технологиях достижения стандарта

Система оценивания занимает особое место в педагогических технологиях достижения Требований стандартов и конкретизирующих их планируемых результатах освоения программ начального образования.

Она выполняет функции одного из основных компонентов программы и ее регулятора. Фактически, именно система оценивания обеспечивает единство подходов, существующих в вариативной системе общего образования.

       Оценивание как самого процесса познания, так и его результатов рассматривается как одна из самостоятельных важных целей обучения, призванных помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы поощряли учащихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании.

 

  1. Основные требования к системе оценивания.

 

Основные требования к системе оценивания, ее цели и задачи можно сформулировать следующим образом:

-установить, что знают и понимают учащиеся о мире, в котором живут;

-дать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения,

-отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении Требований стандарта и в частности, в достижении планируемых результатах освоения программ начального образования,

-обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей,

-отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.

 

Формы  контроля:

- формой промежуточного контроля является выполнение тестов и различных творческих заданий;

- форма итогового контроля - защита презентации.

 Курс рассчитан на 34 часа лекционно-практических занятий в 4 классе.

  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

Вид контроля Входной (В), тематический (Т), итоговый (И)[1]

Примечание

1 четверть (9 ч.)

1

Россия – наша Родина.

ИКТ

2

Культура и религия

3

Влияние религии на культуру.

4

Возникновение религий. Древнейшие верования

5

Возникновение религий. Религии мира и их основатели

ИКТ

6

Священные книги религий мира: Веды,  Авеста, Трипитака

7

Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран. Тест №1

8

Хранители предания в религиях мира

9

Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад

2 четверть (8ч.)

10

Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад

11

Человек в религиозных традициях мира

ИКТ

12

Для чего нужны священные сооружения. Храмы иудаизма и христианства.

13

Священные сооружения. Тест №2

ИКТ

14

Искусство в религиозной культуре.

15

Искусство в религиозной культуре иудаизма ибуддизма.

16

Творческие работы учащихся

17

Презентация творческих работ.

3 четверть (10ч.)

18

История религий в России. Выбор веры.

19

История религий в России.

20

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.

ИКТ

21

Религиозные ритуалы в искусстве.

22

Паломничества и святыни.

23

Праздники и календари иудаизма и христианства.

24

Праздники и календари ислама и буддизма.

25

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Заповеди иудаизма и христианства.

ИКТ

26

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Тест №3

27

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.

4 четверть (7ч.)

28

Семья.

29

Долг, свобода, ответственность, труд.

ИКТ

30

Любовь и уважение к Отечеству.

31

Любовь и уважение к малой родине.

32

Религии нашего края.

ИКТ

33

Подготовка творческих проектов, презентаций.

34

Презентация творческих проектов на тему «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», и т. д. на выбор учащихся.

И

  1. Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения.

Учебный комплект:

1. А.Л.Беглов, Е.В.Саплина «Основы мировых религиозных культур». Рекомендован Российской академией образования и науки РФ.

    М.: Просвещение, 2012

2. Электронное приложение к учебнику. А.Л.Беглов, Е.В.Саплина «Основы мировых религиозных культур».

Интернет-ресурсы:

  1. Электронная гуманитарная библиотека http://www.gumfak.ru;
  2. Государственный музей истории религии - http://www.gmir.ru;

Информационно-коммуникативные средства.

  1. Электронное приложение к учебнику. А.Л.Беглов, Е.В.Саплина «Основы мировых религиозных культур».

Технические средства обучения.

  1. Магнитная доска.
  2. Персональный компьютер.
  3. Телевизор

   Учебно-практическое оборудование.

  1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.

  1. Список литературы
  • Алексеев С.В. Все религии мира: энцикл. справ. / С. В. Алексеев, Г. А. Елисеев. - М.: Вече, 2007. - 587 с.: ил. - (Открой для себя весь мир!).
  • Армстронг К. История Бога: 4000 лет исканий в иудаизме, христианстве и исламе / К. Армстронг; пер. с англ. [К. Семенов]. - 2-е изд. - М.: Алпина нон-фикшн, 2010.
  • Богомолов А. И. Религии мира: новейший словарь / А. И. Богомолов. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 667 с. - (Словари).
  • Васильев Л.С. История религий: учебное пособие / Л.С. Васильев. - М.: Университет, 2008. - 791 с.

  1. Приложения к программе

Тесты

Тест №1 «Священные книги религий мира» к уроку 7.

  1. В какой стране написаны одни из древнейших текстов, которые считаются священными:

а) в Китае

б) в Индии

в) в России

  1. Что такое «веды»:

а) книги, рассказывающие о древних религиях

б) книги по религии

в) древнейшие священные тексты

  1. Слово «веды» означает:

а) «правило», «умения»

б) «вера», «религия»

в) «знание», «учение»

  1. Как называется буддийское священное писание?_____________________
  2. Трипитака — это_______________________________________________

______________________________________________________________

_____________________________________________________________

  1. На каком языке были записаны сведения о жизни Будды, и о том как он учил людей

а) на еврейском

б) на индийском

в) не знаю

  1. Из Священной книги буддизма, кто является беспечным и ленивым?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как иудеи называют Священное писание?________________________
  2. Кто, как считают иудеи, открыл людям истину:

а) познали сами

б) Бог

в) прорицатель

  1. Как называют Священное писание люди, которые преимущественно говорили на греческом языке:

а) Библией

б) Танах

в)Типитака

  1. Что означает «Библия»?

а) «слова»

б) «писание»

в) «книги»

  1.  Как в современной религии называется Священное писание и иудеев, и христиан?

а) Библия

б) Танах

в)Веды

  1.  Почему и иудеи, и христиане  стали называть Священную книгу одинаково?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Что включает Новый Завет?___________________________________

______________________________________________________________

  1.  Что включает Ветхий Завет?_____________________________________________________________________________________________________________________________
  2.  Какая книга входит в Ветхий Завет?_____________________________
  3. Пятикнижие (Тора)это -

а) первая часть Библии

б) пятая часть Библии

в) все части Библии

  1.  Почему часть Библии называется Пятикнижие?___________________
  2.  О чем рассказывается в «Бытие»?_____________________________________________________________________________________________________________________________
  3.   О чем рассказывается в «Исходе»?_______________________________

______________________________________________________________

  1. Что записано в других книгах Пятикнижия?______________________________________________________________
  2. Что содержит третья часть Пятикнижия?______________________________________________________________
  3.  Как называется книга Нового Завета?____________________________
  4. Какое слово переводится «Благая весть»?________________________
  5. Почему христиане считают эту книгу Нового Завета Богодуховенным?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  6. Как называли ближайших учеников Христа?________________________
  7.  В какой книге рассказывается об их путешествиях и приключениях, в которых они проповедовали учение Христа в разных странах и частях света?________________________________________________________
  8.  Как называют письма, которые первые ученики писали христианским общинам?______________________________________________________
  9.  Как называется последняя книга Библии?__________________________
  10.  От какого греческого слова произошло это слово?_______________________________________________________
  11.  Как называется главная книга мусульман?_________________________
  12.  Кто получил от Бога Коран?___________________________________
  13. В понимании мусульман Коран это_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  14. Что в переводе в арабского означает «Коран»?_____________________
  15.  Сурами — это_________________________________________________
  16.  Бог мусульман________________________
  17.  Из каких книг состоит Новый Завет______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  18.  Почему Священное писание буддистов в переводе на русский язык называется «Три корзины мудрости»?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тест №2 «Священные сооружения» (к уроку № 13)

Религиозные обряды (действия, ритуалы) способствуют закреплению в сознании верующих соответствующих религиозных представлений, формированию религиозного самосознания и укреплению веры в потусторонние силы.

1.Какие сооружения верующие считают священными:

а) это постройки, в которые ходят люди

б) это сооружения, в которых верующие совершают ритуальные действия

в) это сооружения, к которых люди объединяются для каких-либо целей

2.Каково назначение священных сооружений верующих:

а) для совместного участия в ритуалах

б) для совместного проведения досугов

в) для совместного празднования значимых событий

3.Скиния — это:

а) здание у древних племен для проведения ритуальных обрядов

б) место у древних индусов для общения с Буддой

в) переносной шатер у древних еверев для молитв богам и принесения жертв богам

4.Стоунхендж  - это:

а) самое крупное древнее сооружение из камней для молитв

б) самое крупное сооружение для молитв в Англии

в) собранные вместе и поставленные в определенном порядке сооружения из камней

5.Как называется знаменитое сооружение, которое построили древние иудеи в Иерусалиме?______________________________________

6.Синагоги — это

а)  «дома свиданий» для совместного чтения книг

б) «дома собраний» для совместных молитв и чтение Священного писания

в)  «сооружения древних иудеев для молитв

7.Различаются синагоги по своему внутреннему устройству:

а) да

б) нет

8. Сколько фитилей всегда должно быть в миноре:

а) 7

б) 8

в) 5

  1. Катакомбы — это

а) каменные коридоры

б) подземные гробницы

в) захоронения древних иудеев

  1.  Как называются христианские храмы?__________________
  2.  Алтарь — это__________________________________________________
  3.  Иконостас — это_______________________________________________
  4. Иконы — это____________________________________________________
  5.  Фрески — это___________________________________________________
  6.  Что венчает кровлю почти всех христианских храмов?_______________
  7. Какое сооружение часто примыкает к храму?_______________________
  8.  Мечеть - это____________________________________________________
  9.  Минарет — это_______________________________________________
  10.  Мекка — это_________________________________________________
  11.  Ниша (михраб) — это__________________________________________
  12.  Кто руководит молитвой в мечети?_______________________________

  1.  Есть ли в мечети картины, скульптуры и изображения живых существ?

а) да

б) нет

  1.  Какие условия должен соблюдать верующий мусульманин, когда заходит в мечеть для молитвы?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2.  Как был похоронен Будда?

а) забальзамирован

б) захоронен в земле

в) сожжен на погребальном костре

  1.  Пагода — это___________________________________________________

Тест № 3 «Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира»

  1. Важный принцип всех религий:

а) ценности и сохранения человеческой жизни

б) соблюдение всех религиозных обрядов

в) отказ от общественной социальной жизни

  1. Как называются самые известные предписания в Ветхом завете о том, как должен жить и вести себя человек?

а) Библия

б) Десять заповедей

в) Тонах

  1. Кому были дарованы эти предписания Богом на горе Синай?

а) Моисею

б) Аврааму

в) Иисусу Христу

  1. Мусульмане считают, что основой творения, конечной его целью и высшей ценностью является___________________________.
  2. Пророк Мухаммад любил говорить: «Рай находится под ногами наших матерей». Тем самым он подчеркивал _________________________________________.
  3. Что является основой поведения человека в буддизме?

а) любовь к себе и окружающим

б) ответственность за других

в) любовь к родным и близким

  1. Что говорит учение буддизма о том, что должен сделать человек, чтобы достичь счастья:

а) он должен быть послушен

б) должен много молиться

в) он должен сделать счастливыми других людей

  1. Бодхисатв — это

а) божество

б) служитель храма

в) любой человек

  1. Перечисли заповеди буддистов:

1)______________________________________________________________

2)____________________________________________________________

3)____________________________________________________

4)__________________________________________________________

5)_________________________________________________________

  1. На что делается особый упор в буддизме?

а) необходимость сострадания всем живым существам

б) любовь  и примирение

в) на молитву

  1. Основное нравственное правило в буддийской религии?

а) непричинение вреда не только людям, но и животным

б) непричинение вреда людям

в) непричинение вреда животным



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...

рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса для коррекционной школы 5 вида

рабочая программа написана на основе учебника М. Т. Студеникина "Основы светской этики"....

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" 4-5 классы

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" Кураева 4-5 классы...

Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе

Календарно-тематическое планирование курса Основы религиозных культур и светской этики для 4 класса....

Рабочая программа по ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс

Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального  общего образования. А также на осн...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа  по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...