Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль ОПК)
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Баламошева Светлана Валентиновна

Рабочая программа включает в себя Пояснительную записку и календарно - тематическое планирование к курсу ОРКСЭ ( модуль ОПК)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_opk_ktp.docx69.59 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе ФГОС и примерной программы начального общего образования (М.: Просвещение, 2010), авторской программы Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы/ А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2010.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  1. Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики.  Основы

православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. Учреждений с прил. На электрон. носителе / А.В. Кураев. -  2-е изд. -  М:Просвещение, 2013. – 95 с.: ил.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  1. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373 (ред. от 26.11.2010г. №1241, от 22.09.2011г. №2357)

«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

  1. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников,

рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  1. Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.04.2014г. № 08-548 «О федеральном перечне учебников»;
  2. Решения методического совета МБОУ СОШ №8 (протокол от 30.04.2014г. № 4), приказа МБОУ СОШ №8 от 01.09.2014г. № 380-од «Об

утверждении перечня учебников, рекомендуемых к использованию в образовательном процессе МБОУ СОШ №8, на 2014-2015 учебный год»;

  1. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ№8(принятой на заседании Управляющего совета (протокол

№2 от 30.05.2012г., протокол №11 от 01.03.2014г.), на заседании педагогического совета (протокол №9 от 24.05.2012г., протокол №3 от 21.02.2014г.), утвержденной приказами МБОУ СОШ №8 (от 15.06.2012г. №373, от 10.03.2014г. №156-од));

  1. Приказа от 01.09.2014г. №376-од «Об утверждении Положения о порядке разработки, утверждения и структуре рабочих программ учебных

предметов в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении МБОУ СОШ №8».

  1.  Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632)  
  2.  Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекта обусловлен Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ №8.

 Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала, представляющего собой высшую цель образования, нравственное представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных социальных субъектов: государства, семьи, школы, традиционных религиозных и общественных организаций.

В Концепции такой идеал обоснован и сформулирована высшая цель образования — воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

На основе национального воспитательного идеала сформулирована основная педагогическая цель  воспитания - социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

В связи с поставленной целью определяются общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:

  • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;
  • укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
  • формирование нравственного смысла учения;
  • формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
  • принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах православной культуры, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса.

В то же время преподавание основ православной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.

В этой связи актуальным становится включение в школьную программу модуля: «Основы православной культуры» Как часть курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также сопричастности к ним. Основные  культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

  • общая историческая судьба народов России;
  • единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.

Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы светской этики».

Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:

  • ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую  цель — воспитание нравственного, творческого, ответственного  гражданина России;
  • педагогического согласования системы базовых ценностей, удержания всех модулей учебного курса;
  • системы связей, устанавливаемых между модулями учебного  курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература и др.)
  • ориентация учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков
  • единых требований к результатам освоения содержания курса.

Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и культурных традиций. Сама национальная духовность с многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА

Программа рассчитана на 34 часа, будет изучаться в объёме 1 ч в неделю  в 4 классе.

Курс, раскрывающий основы мировых религиозных культур, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы.  

Основные содержательные модули курса:

  • Основы православной культуры
  • Основы  исламской культуры
  • Основы  буддийской культуры
  • Основы иудейской культуры
  • Основы мировых религиозных культур
  • Основы светской этики

Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей.

Образовательное учреждение на основе определения образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень учебного курса. При этом выбор родителей (законных представителей) является приоритетным для организации обучения ребёнка по содержанию того или иного модуля,

В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала, могут быть как индивидуальными, так и коллективными,. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранee изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме. Подготовка и презентация проекта (уроки могут проводиться по решению школы всем классом)

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

        • Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

        • Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни;

справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

        • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.

        • Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое.

        • Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

        •Воспитание ценностного  отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в в творчестве и искусстве

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Требования  к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  •  формирование образа мира как единого и целостного при  разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доения к истории и культуре всех народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки  на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  •  развитие этических чувств как регуляторов морального поведения
  •  воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам  других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  •  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  •  наличие  мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
  • Требования к метапредметным результатам:
  •  овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления
  •  формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные  способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  •  адекватное использование речевых средств и средств инфрмационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  •  умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  •  овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  •  овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения понятиям;
  •  готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь сосбтвенную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
  •  определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведении окружающих.
  • Требования к предметным результатам:
  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Модуль «Основы православной культуры», являясь частью курса ОРК и СЭ, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)

Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе.  Проведение  совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.

Блок 4 - итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты как индивидуальные, так и коллективные. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.

Каждый из модулей предмета расскажет школьникам о системе вечных ценностей, богатейшем и разнообразном опыте нравственной жизни, примерах человеческого подвига во имя высших идеалов

Первый раздел «Россия - наша Родина» занимает всего 1 урок. Но это важный урок, который задаёт тон всем остальным. Особенность его в том, что на нём присутствует весь класс, ведёт его классный руководитель или один из наиболее подготовленных учителей школы. Учащиеся ещё не разделяются на группы согласно избранному модулю. Они начинают изучать новый предмета все вместе. Они - один класс, и у них один курс, одна школа, одна страна - Россия. Школьники узнают о единстве многонационального российского народа и о многообразии его культурных, духовных, религиозных традиций. О том, что такое мир культуры, традиция, ценности, какое значение они имеют в жизни человека, семьи, общества. Уже на первом уроке дети должны ощутить, и эта мысль будет определять всё последующее изучение курса, что при явном различии наших взглядов на мир (каждый из школьников уже выбрал определённый модуль), при том, что все люди разные, мы - народ России - едины, у нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное - единые нравственные основы, делающие нас людьми по отношению друг к другу.

Второй урок – вводный. Его тема - «Культура и религия». Культура - важное понятие, которое содержательно объединяет все модули. Каждая духовная или мировоззренческая традиция раскрывается в содержании курса как традиция, лежащая в основе отечественной культуры. На последующих уроках второго раздела учащиеся должны получить целостное представление о том, что есть культура православия.

Второй раздел завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами.

 В  третьем разделе содержание образования по каждому модулю будет в большей мере выстраиваться с учётом культурно - исторических особенностей нашей страны и конкретного региона, где проживает семья обучающегося. Школьники начнут изучать темы: «Как христианство пришло на Русь». Тема Родины, национальной культуры, традиций, любви к родной земле определяет направленность большинства тем третьего раздела как в историческом, так и в современном контексте.

 В то же время в плане   объединено ключевыми понятиями, базовыми ценностями: Отечество (Россия, малая родина), семья, человек, общество, традиция, нравственные ценности, жизнь и её идеалы. Эти традиционные ценности лежат в основе учебно-воспитательного процесса и объединяют школьников, изучающих разные модули, в единый по духу классный коллектив, а содержание разных модулей - в один учебный предмет.

Наличие общих базовых ценностей в первом, втором и третьем разделах позволяет плавно перейти к изучению заключительного, четвёртого раздела «Духовные традиции многонационального народа России». Здесь происходит подготовка и презентация индивидуальных и коллективных творческих проектов учащихся, образовательный процесс выходит за рамки уроков и завершается большим школьно-семейным праздником.

Особо следует подчеркнуть, что в четвёртом разделе учебно-воспитательный процесс переходит в активную, творчески-продуктивную фазу. В процессе подготовки и презентации проектов учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его ещё раз, уже в активной, деятельностной, творческой форме. Обучающиеся получают  возможность ознакомиться с основным содержанием основ православной культур,  узнать о духовных традициях, проанализировать содержание тем.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

№ блока

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Используемые ресурсы

1

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций

Программа курса ОРСКЭ

Учебник ОРКСЭ

ОРКСЭ: Книга для учителя

Справочные материалы

ОРКСЭ: Книга для родителей. Электронное пособие

Электронное пособие

2-3

Основы мировых религиозных культур и светской этики

Знакомятся с содержанием священных книг. Описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций

Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их

Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий

Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение

 

Защищают свой проект

Программа курса ОРСКЭ

Учебник ОРКСЭ

ОРКСЭ: Книга для учителя

Справочные материалы

ОРКСЭ: Книга для родителей. Электронное пособие

Электронное пособие

4

Духовные традиции многонационального народа России

Знакомятся со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей

Анализируют моральные и этические требования к человеку в светской культуре и в различных культурных,  в т.ч. религиозных традициях

Анализируют важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм

Учатся сравнивать явления светской и  религиозной культуры

Излагают своё мнение  о значении норм этики, морали и нравственности в жизни людей, обществ

Программа курса ОРСКЭ

Учебник ОРКСЭ

ОРКСЭ: Книга для учителя

Справочные материалы

ОРКСЭ: Книга для родителей. Электронное пособие

Электронное пособие

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОДУЛЯ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

№ темы

                  Наименование темы

Количество часов

Контрольный урок (презентация)

Тема 1

Россия – наша Родина

1

Тема 2

Культура и религия

1

Тема 3

Человек и Бог в православии

1

Тема 4

Православная молитва

1

Тема 5

Библия и Евангелие

1

Тема 6

Проповедь Христа

1

Тема 7

Христос и Его крест

1

Тема 8

Пасха

1

Тема 9

Православное учение о человеке

1

Тема 10

Совесть и раскаяние

1

Тема 11

Заповеди

1

Тема 12

Милосердие и сострадание

1

Тема 13

Золотое правило этики

1

Тема 14

Храм

1

Тема 15

Икона

1

Тема 16

Творческие работы учащихся

1

Тема 17

Подведение итогов

1

1

Тема 18

Как христианство пришло на Русь

1

Тема 19

Подвиг

1

Тема 20

Заповеди блаженств

1

Тема 21

Зачем творить добро?

1

Тема 22

Чудо в жизни христианина

1

Тема 23

Православие о Божием суде

1

Тема 23

Таинство Причастия

1

Тема 24

Монастырь

1

Тема 25

Отношение христианина к природе

1

Тема 26

Христианская семья

1

Тема 28

Защита Отечества

1

Тема 29

Христианин в труде

1

Тема 30

Любовь и уважение к Отечеству

1

Тема 31

Подготовка творческих проектов учащихся

1

Тема 32-33

Выступление учащихся  со своими творческими работами

2

Тема  34

Презентация творческих проектов

1

1

Всего

34

2

МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Основная литература для учащихся

  1. Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений А.В. Кураев. – М.: Просвещение, 2010.

Дополнительная литература для учителя

     1. Давыдова Н.В. «Мастера»: Книга для чтения по истории православной культуры. М.: Издательский дом «Покров», 2004.

Основная литература для учителя

  1. Пивоваров Б.И. «Православная культура России». Новосибирск, 2002; 2_е изд.Новосибирск, 2010.

   2. Кураев А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений –  Москва «Просвещение», 2011

Электронно-программное обеспечение

  1. Многофункциональный комплекс;
  2. Нетбуки для учащихся (29 штук);
  3. МФУ (принтер, сканер, ксерокс);
  4. Выход в Интернет;
  5. Цифровые зоны: коммуникационная (веб-камера на рабочем столе учителя, доступ через скайп);

цифровой фотоаппарат.

WEB-ресурсы для реализации ФГОС

http://pravolimp.ru/  Сайт Общероссийской олимпиады по Основам Православной культуры. Преподаватели ОПК могут найти на этом сайте комплект

методических разработок по учебнику протодиакона А.Кураева для 4-5 классов. 

http://pravolimp.ru/articles/70 - Статья о подготовке нового учебника по ОПК (автор протодиакон Андрей Кураев) 

Сайты с другими материалами по курсу "Основы православной культуры":

http://vos.1september.ru/  (ОПК, "1-е сентября")

http://iopk.ru/  (ОПК, издательство)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ,  4 КЛАСС

п/п

Дата

проведения

Тема урока:

Элементы содержания

Планируемые результаты

Контрольно-оценочная деятельность

Инфор-е сопров-е, цифр-е  и электр-е обра

зов-е ресур

сы

план

факт

Научится

Получит возможность научиться

вид

форма

1

Россия - наша Родина

Комбинированный урок.

Познакомить с новым учебником «Основы православной культуры»

Научить оценивать свою деятельность на уроках «Основы православной культуры»

Работать с учебником;

Организовывать свои действия (ставить цель, планировать работу, действовать по плану, оценивать результат);

Работать с информацией (самостоятельно находить, осмысливать и использовать ее);

Общаться с разными людьми, понимать друг друга, договариваться, сотрудничать друг с другом;

Развивать качества своей личности, оценивать свои и чужие поступки;

Высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы о России - нашей Родине; добавлять и приводить необходимые  доказательства по теме.

Понимать главные ценности нашей Родины;

Пользоваться учебником;

организовывать свои действия на уроке; развивать качества личности, оценивать свои и чужие поступки;

Работать в паре, группе;

Решать проблемы используя проблемный диалог;

текущий

УО

2

Культура и религия

Урок изучения нового материала

 Узнают: Как человек создает культуру.

О чем говорит религия

Помочь сделать первые шаги на пути самопознания, мотивировать к самовоспитанию.

Понимать накопленный опыт человеческих удач и неудач.

Применять истоки русской культуры в православной религии.

Находить в тексте ответы на поставленные вопросы.

Употреблять слова благодарности.

Какие черты православной культуры 17 в. так поразившие арабского путешественника живы до сих пор? Каких из упомянутых традиций уже не встретишь?

текущий

УО

3

Человек и Бог в православии

Урок изучения нового материала

Что такое духовный мир человека;

Что такое культурные традиции и для чего они существуют

Объяснять, что такое Родина, Христианство.

Рассуждать «Что значит быть православным человеком?»

Отличать какие дары Бог дал человеку и как ими пользоваться.

Осознавать, как вера в Бога может влиять на поступки людей.

Почему Бога называют Творцом?

 Составлять план текста.

текущий

УО

4

Православная молитва

Урок изучения нового материала

Знакомство со Священным писанием.

Видами молитв: Молитва- славословие, молитва-просьба Что такое Божья Благодать?

Применять навыки сотрудничества с детьми и взрослыми.

Понимать, что такое православие? Обращение к Богу.

Нельзя прожить жизнь без испытаний и трудностей?

Принимать понятие что значит «молиться»?

Узнают Главное сокровище России – люди.

Значение слова «искушать»

Можно ли прожить жизнь без испытаний и трудностей?

текущий

УО

5

Библия и Евангелие

Урок изучения нового материала

Кто такие христиане?

 Что такое Библия

Что такое Евангелие

Священное Писание.

Помочь подростку обрести чувство защищенности, уверенности в том, что его любят не только папа и мама, но и Некто сверху.

Толковать слова: Христианство, Библия, Священное писание Ветхого Завета, Священное писание Нового Завета.

Как правильно читать Священные книги?

Толковать причины возникновения религиозного искусства.

толковать притчи, изложенные в Священных писаниях.

Познакомиться с картиной Васнецова В. «Христос Вседержитель»

текущий

УО

6

Проповедь Христа

Урок изучения нового материала

Чему учил Христос?

Что такое Нагорная проповедь.

Какое сокровище нельзя украсть?

Помочь понять, что православие – это не запрет, а скорее призыв, что   Бог ждет от человека не формального исполнения правил поведения, а внутренней перемены, преображения.

Устанавливать

взаимосвязь между

религиозной

(православной)

культурой и

поведением людей.

Размышление: на православных книгах изображается крест. Христиане носят на груди крест («крестик»). Для христиан это украшение, талисман или знак, напоминание?

 Понимать какое богатство православные христиане считают истинным и вечным?

Чего именно в мире становится больше в результате совершённой мести: добра или зла?

На православных книгах изображается крест. Христиане носят на груди крест («крестик»). Для христиан это украшение, талисман или знак, напоминание?

текущий

УО

7

Христос и Его крест

Урок изучения нового материала

Как Бог стал человеком.

Почему Христос не уклонился от казни.

Символику креста.

Устанавливать

взаимосвязь между

религиозной

(православной)

культурой и

поведением людей

Новые слова: «Православная культура. Воплощение.  Рождество»

Понимать значение написанных религиозных картин.

Устанавливать

взаимосвязь между

религиозной

(православной)

культурой и

поведением людей.

Учиться объяснять значение слов данных в тексте в переносном смысле.

текущий

УО

8

Пасха

Комбинированный урок.

Воскресенье не только день недели.

Что такое Пасха?

Как празднуют Пасху?

Понимать выражения: «Русская пасха. Пасха Христова. Пасхальная полночь. Пасхальный гимн. Пасхальное яйцо».

Подбор стихов русских поэтов, посвященных  дню Пасхи.

Рассуждать на тему: как  поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя?

Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа?

Как христиане приветствуют друг друга в пасхальные дни?

Как звучит главный пасхальный гимн?

В чем состоит христианский.

текущий

УО

9

Православное учение о человеке

Урок изучения нового материала

Чем Бог одарил человека?

 Когда болит душа?

Что такое «образ Божий»?

Душа. Тело.

Описывать основные

содержательные

составляющие

священных книг,

описывать священные сооружения,

религиозные

праздники и святыни

православной

культуры.

 Есть ли в нашем мире такое, чего нельзя потрогать и увидеть?

Понятие выражения «внутренний мир человека»?

Как Библия рассказывает о происхождении души?

Рассуждать на темы: «Как ты думаешь, какие именно мысли надо отгонять от себя подальше? Вот начинает у тебя  в голове кружиться мысль: чтобы меня похвалили, я, пожалуй, наябедничаю на друга… Как ты полагаешь, будет по-честному: принять такую мысль»?

текущий

УО

10

Совесть и раскаяние

Урок изучения нового материала

Подсказки совести.

Как исправить свои ошибки.

Рассуждать: «Есть полушуточное определение человека: «человек - это животное, умеющее краснеть». Объясните его.

Какие два важнейших дела у совести?

Связаны ли между собой два выражения: бессовестный человек и мертвая душа.

Почему покаяние называют лекарством для души? Как оно лечит?

Какие шаги в покаянии вы можете назвать?

Понимать: «Заплакал от горького стыда. В тих словах обновилась его душа…»

Распознавать понятие совесть и раскаяние.

текущий

УО

11

Заповеди

Урок изучения нового материала

Бог дал 10 заповедей Моисею.

Какие заповеди даны людям?

Помочь понять, зачем человеку была дана Богом заповедь  трудиться, подвести к осознанию, что труд на благо ближнего не наказание, а лекарство для души трудящегося.

Подбирать синонимы к слову – заповедь, зависть.

Познакомить с десятью заповедями Бога.

 

Есть ли связь между словами: заповедь, заповедник заповедный? Какая у христиан есть особая причина для того, чтобы не лгать?

 Зачем нужно преодолевать зависть?

 Что помогает в борьбе с ней?

 «Добросердечный человек». Какие синонимы вы можете подобрать?

текущий

УО

12

Милосердие и сострадание

Урок изучения нового материала

Чем милосердие отличается от дружбы?

Кого называют «ближним»?

Как христианин должен относиться к людям?

Понимать: «Самарянин. Милосердие. Сострадание. Милостыня.»

Рассуждение на тему: можно ли за милосердие брать плату?

Выделение среди строк Пушкина понятия как стать милосердным?  

Значение слова «падший»? (Упавший? Побежденный? Согрешивший?). Объяснение выражений: грехопадение, впасть в грех?

Что нужно делать, чтобы стать милосердным?

 Давать собственные определения.

текущий

УО

13

Золотое правило этики

Комбинированный урок.

 Главное правило человеческих отношений.

Что такое неосуждение?

Объяснять «золотое правило этики». Толковать, почему оно «золотое»?

Как уберечься от осуждения других?

Сформулируй свои правила.

Рассмотрите картину «Христос и грешница». Как Христос защитил женщину?

Рассказывать события, изображенные на православных картинах.

Строить диалог о взаимоотношениях людей.

текущий

УО

14

Храм

Урок изучения нового материала

Что люди делают в храмах

Как устроен православный храм.

Почему икона так необычна?

Для чего изображают невидимое?

Вести себя вХраме.

Новые слова: «Икона. Благословение.

Иконостас. Алтарь».

Знакомятся с

устройством храмов.

Что такое иконостас? Какие иконы в нём присутствуют всегда?

Может ли православный христианин молиться без иконы?

Объяснять значение выражения «Казанская Богоматерь».

Рассуждать на тему: «Как вы думаете, зачем существуют правила поведения в различных общественных местах»?

текущий

УО

15

Икона

Урок изучения нового материала

Икона. Святые. Лик. Нимб. Молитва.

Познакомятся с

описанием основных

содержательных

составляющих

священных книг,

описанием священных сооружений.

В чем состоит отличие иконы от обычной живописной картины?

Как понятие «света» связано с пониманием Бога в христианстве Бога?

Почему православные христиане считают возможным изображать невидимого Бога?

Кому молятся православные христиане, стоя перед иконой?

Правила поведения перед иконами.

Что люди просят, глядя на иконы?

текущий

УО

16

Творческие работы учащихся

Обобщающий урок

Знать:  

значение

православной культуры

в жизни людей, общества.

Написание сочинений на тему: «Как я понимаю «золотое правило этики»?

Применение полученных знаний на предыдущих уроках.

Совместное рассуждение на тему «Как я понимаю «золотое правило этики»?

Обсуждение с одноклассниками название курса «Основы православной культуры», подбор иллюстративного материала к творческим работам.

текущий

17

Подведение итогов

Обобщающий урок

знать: Из чего складывается оценка творческой работы 

Представить свою творческую работу для обсуждения. Отстаивать свою точку зрения. Аргументировать свой ответ.

Представле-

ние творческих работ. Письменный опрос: упражнения тренажеры

текущий

18

Как христианство пришло на Русь

Урок изучения нового материала

Знать основные понятия: Отечество, Родина, духовный мир, культурные традиции.

Объяснить, что такое духовный мир человека. Рассказать о традициях своей семьи. Рассказать, какие ценности лежат в основе своей семьи. Рассказать о празднике День народного единства (4 ноября).  

 Рассказ о традициях своей семьи. Обсуждение  о празднике День народного единства (4 ноября).  

текущий

УО

19

Подвиг

Урок изучения нового материала

Знать: Что такое подвиг, что такое жертвенность.

Пример подвижнической жизни архиепископа Луки Войно-Ясенецкого. 

Объяснить слово «подвижник», «жертвенность» и употреблять их в речи. Различать ценности, ради которых люди жертвуют своим временем, здоровьем, даже жизнью Рассказать о герое

Беседа. Чтение текста с остановками. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры.

текущий

УО

20

Заповеди блаженств

Урок изучения нового материала

Знать: Что такое «заповедь», «блаженство», что делает христианина счастливым. 

Объяснить, почему христиане благодарны Иисусу Христу. Читать текст Заповедей Блаженства с полным пониманием. Приводить примеры исполнения этих заповедей христианами.

Участие в беседе.

Приводить примеры исполнения этих заповедей христианами.

текущий

УО

21

Зачем творить добро?

Урок изучения нового материала

Знать: В чём, как и почему христиане подражают Христу, чему радуются святые 

Нарисовать кресты Иисуса Христа, апостолов Петра и Андрея.

Правильно употреблять в речи слово «смирение». Объяснить выражение «Даром приняли – даром давайте».

Правильно употреблять в речи слово «смирение». Объяснить выражение «Даром приняли – даром давайте».

текущий

УО

22

Чудо в жизни христианина

Урок изучения нового материала

Знать: В чём состоит христианское учение о Святой Троице. Что такое христианские добродетели и в чём они проявляются 

Отличать на иконе изображение Святой Троицы. Объяснить связь слов «вера» и «верность». Рассказать, какие добродетели видит учащийся в самом себе и своих одноклассниках

Участие в беседе. Объяснить связь слов «вера» и «верность». Рассказать, какие добродетели видит учащийся в самом себе и своих одноклассниках

текущий

УО

23

Православие о Божием суде

Урок изучения нового материала

Знать: В чём состоит представление христиан о Божием суде. Почему христиане верят в бессмертие. творению добра.

Рассказать, как вера в Божий суд влияет на поступки христиан. Перечислить мотивы, поощряющие христиан к творению добра.

Рассказ с элементами беседы. Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций

текущий

УО

24

Таинство Причастия

Комбинированный урок.

Знать: Что такое Причастие, что такое церковное Таинство.

Что происходит в храме во время Литургии. 

Рассказать, чем отличается история Ветхого Завета от истории Нового. Объяснить, как главная надежда христиан связана с Литургией. Рассказать, в чём главное назначение Церкви.

Участие в беседе. Рассказать, в чём главное назначение Церкви

текущий

УО

25

Монастырь

Урок изучения нового материала

Знать: Кто такой монах, и почему люди идут в монахи. Что представляет собой монастырь. Какие монастыри и лавры существуют на территории России. 

Объяснить, что приобретает человек, став монахом, и от чего он отказывается. Рассказать, какие крупные и известные монастыри действуют на территории России.

Рассказать, какие крупные и известные монастыри действуют на территории России.

текущий

УО

26

Отношение христианина к природе

Комбинированный урок.

Знать: Какие качества делают человека «выше» природы. Какую ответственность несёт человек за сохранение природы. В чём проявляется милосердное отношение к животным. 

заботится о нём.

Вести диалог на тему «Почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу?».

Рассказать о своём домашнем питомце и о том, как ребёнок заботится о нём.

Участие в беседе теме «Почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу?».

текущий

УО

27

Христианская семья

Комбинированный урок.

Знать: Почему заключение брака в церкви называется «венчание». Что означает венец над молодожёнами. Что означает обручальное кольцо. 

Рассказать, какие традиции есть в семье обучающегося. Объяснить, какое поведение называется хамским. Обсудить вопрос: «Позволяет ли совесть бросать постаревшего или заболевшего супруга?»

Обсудить вопрос: «Позволяет ли совесть бросать постаревшего или заболевшего супруга?»

текущий

УО

28

Защита Отечества

Комбинированный урок.

Знать: Имена и подвиг святых защитников Родины. Когда война бывает справедливой. Когда против общих недругов России вместе сражались разные народы.

Объяснить, какие поступки недопустимы даже на войне. Рассказать, какие слова вдохновили Пересвета и Ослябю на участие в Куликовской битве.

Беседа  по тексту учебника.

Рассказать, какие слова вдохновили Пересвета и Ослябю на участие в Куликовской битве.

текущий

УО

29

Христианин в труде

Комбинированный урок.

Знать: Какие заповеди получили первые люди от Творца. Что такое первородный грех. Что такое пост, и для чего он нужен христианину. 

Рассказать, какие заповеди получили первые люди от Творца. Объяснить выражение «работать на совесть». Составить устный рассказ на тему «Какой труд вреден для человека».

Составить устный рассказ на тему «Какой труд вреден для человека».

текущий

УО

30

Любовь и уважение к Отечеству

Комбинированный урок.

Знать: Главные ценности для человека, к какой бы национальности или религиозной культуре он себя ни относил, – Родина, семья, жизнь, культура. 

Объяснить выражение «жизнь положить за други своя». Рассказать, какие дела может совершать человек (даже ребёнок) на благо других людей, на благо своей Родины

Беседа  по тексту учебника. Рассказать, какие дела может совершать человек (даже ребёнок) на благо других людей, на благо своей Родины

текущий

УО

31

Подготовка творческих проектов учащихся

Знать: Как готовится творческий проект. Какие виды творческих проектов существуют. 

Искать нужную информацию, систематизировать её,  сделать выводы из проведённого исследования, разработать творческий проект.

Конференция

Выступление со своим творческими проектами.

текущий

УО

32

Выступление учащихся  со своими творческими работами

Знать: всесторонне тему, по которой готовит выступление учащийся.

Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на поставленные по теме выступления вопросы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

Конференция

Выступление со своим творческими проектами Обсуждение с одноклассниками название курса «Основы православной культуры», подбор иллюстративного материала к творческим работам.

текущий

УО

33

Презентация творческих проектов

Смотр знаний. Урок презентация.

Знать: всесторонне тему, по которой готовит выступление учащийся.

 

Грамотно презентовать свой творческий проект. Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на вопросы..

Обсуждение с одноклассниками название курса «Основы православной культуры», подбор иллюстративного материала к творческим работам.

текущий

34

Презентация творческих проектов.

Смотр знаний. Урок презентация.

Знать: всесторонне тему, по которой готовит выступление учащийся.

 

Грамотно презентовать свой творческий проект. Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на вопросы..

Выступление со своими творческими проектами

текущий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" 4-5 классы

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" Кураева 4-5 классы...

Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики")

Рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса на 2012-13 уч.год....

Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры")

Рабочая программа по ОРКСЭ ( модуль"Основы православной культуры") для 4 класса на 2012-13 уч.год...

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль ОПК для 4 класса

Рабочая образовательная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) модуль «Основы православной культуры» разработана в соответствии с требованиями федерального госу...

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль ОПК для 4 класса

Рабочая образовательная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) модуль «Основы православной культуры» разработана в соответствии с требованиями федерального госу...

Рабочая программа по ОРКСЭ, модуль "Православная культура"

В образовательном учреждении МБОУ «Романовская СОШ» на основе образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также возможностей организа...

рабочая программа по ОРКСЭ модуль светская этика

рабочая учебная программа разработана на основе  программы А Я Данилюка...