Человек и Бог в православии
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Панова Мария Владимировна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chelovek_i_bog_v_provoslavii.docx43.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Человек и Бог в православии

Проектирование занятия

Организационный блок

1.Место темы в учебном плане.

Урок открывает большую тему: «Во что верят православные».Тема урока 3 перекликается с темой урока 9 – «Православное учение о человеке». Там главные вопросы звучат так: «Чем Бог одарил человека?», «Что такое образ Божий в человеке?». Значит, на уроке 3 мы даём лишь первоначальное представление о дарах Творца человеку – то есть о том, что сотворённый Богом мир предназначался во владение человеку, создавался для него.

На уроке 3 мы должны, прежде всего, уяснить себе, в каких отношениях, с точки зрения православной культуры и веры, находятся Бог и человек, человек и Бог.

2. Определение целей и задач

Образовательная: познакомить учащихся  с представлениями православных христиан о Боге  как о Творце мира, об Его роли в жизни верующего человека, научить учащихся объяснять связь человеческих представлений о Боге с законами и правилами жизни.

Воспитывающая:формировать уважительное отношение к мировоззрению верующих людей, вызвать интерес узнать о законах добра и гармонии в мире, помочь приобрести целостное мировосприятие на основе религиозного и научного представлений.

Развивающая: развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, сопереживание; развивать чувства прекрасного, восхищение красотой природы и понимание своей ответственности по отношению к  природе  как Божьему творению.

Требования к уровню освоения

личностные результаты

предметные

метапредметные

Ключевые понятия

  • Бог-Творец, мир – творение Бога,  человек  – это образ Божий;
  • творчество,душа разум, свобода, любовь

Словарик к уроку

Творец–слово творец означает совершителя, созидателя каких-то определённых (творческих) дел.

Поэт (греч) – творец

Творение– сам процесс созидания. Наша вселенная — это творение Бога, созидателя вселенной. Он создал, сотворил бытие на Земле. Человека, Своё создание, Он также наделил способностью творить и создавать свой мир — мир человеческой, материальной культуры.

Межпредметные связи

Орфография русского языка: Бог (боги), спасибо, богатства, богатырь (см. рубрика «Это интересно»), литературное чтение, изобразительное искусство

Содержательный блок

Основные вопросы урока:

  • Как возник мир?
  • Какие дары Бог дал человеку как Своему образу?
  • Что такое вера в Бога,и как она может влиять на поступки людей?

План построения учебного материала  

  1. Сотворение мира.
  2. Человек – высшее и разумное творение Бога.Божественные дары.
  3. Отношение Бога к человеку и человека к Богу.
  4. Вера человека.

Выбор эпиграфа

Сделай все возможное с твоей стороны. Все невозможное сделает Бог.

Технологический блок

Определение формы урока

Применение технологий, методов и приемов

Комбинированный урок

Методы и приемы:

  • визуальной карты,
  • видеометод
  • прием «Яркое пятно»
  • работа с учебником
  • заполнение таблицы
  • Составление мини-сообщения по ПОПС-формуле

Контрольно-оценочный блок

Лист личных достижений

        

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

  1. Мотивационный этап

Вариант 1. Учитель предлагает прослушать аудиоурок

Вариант 2.Учитель демонстрирует картину – природный пейзаж и предлагает ответить на вопросы:

Что вы видите на картине?

Как появилась эта картина?

Что вы можете сказать о художнике?

Подводим к понятию «творец». Художник создал картину, картина его произведение, творение, а каким еще словам можно назвать художника? (Творец).

1. Прослушивание аудиозаписи

2.Фронтальная беседа Предполагаемые ответы:

  1. Целеполагание

Вариант 1. После прослушивания аудиоурока, вопросы: Предположите, какая тема нашего урока? (О Боге, Творение мира и др.). Учитель обращает внимание на  ключевые понятий или через план и просит сформулировать цели и задачи урока

Вариант 2. Задание тоже, но опора на иллюстративный ряд и ключевые понятия.

на уроке

-я должен узнать … (о творении мира, о Боге);

-должен понять …

-выяснить…

-уточнить …

Связь с предыдущим уроков

Обращает внимание на абзац на с.6, что такое религия. Просит учеников прочитать.

Чтение фрагмента на с. 6: «Религия  говорит, что рядом с человеком и даже выше него есть невидимы разумный и духовный мир: Бог, ангелы…Для многих людей вера в Бога становится на столько глубокой, что определяет их поведение и их культуру»

Можно использовать прием «От слова к предложению»

Слова: религия, вера, Бог, Творец

4. Объяснение нового материала

4.1. Творение мира

Верующие люди называют Бога Творцом. Что такое творчество?

Творчество – это создание чего-то нового, чего раньше не было.

Учитель предлагает детям вопрос: а как возник столь разнообразный, прекрасный и загадочный мир? Выслушиваются все точки зрения и предположения и дети сами (обязательно!) произносят фразу: «Этот мир сотворил Бог».

Знакомство с новым материалом

Варианты: 1. Чтение эпизода о сотворении мира из книги Бытия в детском изложении

2.Просмотр слайдовой презентации с комментарием.

3. Просмотр мультфильма.

Дети делают визуальную карту творения мира (можно использовать заготовки, попросить вырезать или нарисовать элементы визуальной карты: небо, ангел, океан, рыбы, растения, животные, человек); в центре карточка с надписью «БОГ-ТВОРЕЦ», вокруг – дни творения

Презентация

слайды 2,3,4

Связь науки и религии (эпизод) –для формирования целостного мировосприятия

Просмотр слайдов и чтение высказываний выдающихся ученых (М.В. Ломоносов, Луи Пастер)

4.2. Человек – высшее и разумное творение Бога

Презентация, слайд 5

Основная мысль: Человек создан по Образу Божьему.

Образ Божий раскрывается в способности человека быть свободным, любить, быть разумным, творить.

Предлагает прочитать притчу «Мастер сделал карандаш»

Заполняют таблицу: Дары, которые Бог дал человеку (см. ниже в конспекте):

Разум

Душа

Свобода

Совесть

Любовь

Способность творить

Чтение высказывания Г.Х. Андерсена

4.3. Отношение Бога к человеку и человека к Богу.

Постановка вопроса: если Бог наделил человека такими дарами, то о каком отношении Бога к человеку мы можем говорить?

При затруднении ответить на вопрос учитель подводит к ответу своимкомментарием и предлагает прием «Яркое слово» среди предложенных на доске слов выделяется по размеру, цвету одно – ЛЮБОВЬ

Бог любит человека.

Комментарий: Из книги Бытия мы видим, что Бог сотворил мир для людей. Место для жизни человека Бог готовил особенно тщательно и заботливо, – это Райский сад. В нём есть всё, что нужно – и пища, и тепло, и общение, и возможность приложить и развить свои таланты.

Предположите, а что требуется от человека? Как вы думаете, как должны верующие люди относиться к Богу?  

Комментарий: От человека же требуется хранить дар Творца и – преумножать его. Заботиться о нём. Для этого человеку и дано такое множество талантов, способностей, с помощью которых он будет править миром и беречь его.

Варианты ответов: Человек должен беречь созданный Богом мир – природу, добрые отношения между людьми, относиться к Творцу с благодарностью, уважительно, почтительно, с любовью…

Работа с лексикой урока

Прочитайте на с. 10 учебника сообщение в рубрике «Это интересно». Какая существует связь между словом  «Бог» и словом «дары»?

Чтение рубрики «Это интересно» с. 10-11 учебника

  1. Что такое вера?

Презентация (слайд 6, 7)

Работа с текстом учебника и выход на 3 содержательную линию: Что дает вера человеку? И что значит верить?

Варианты:

1. Работа с текстом учебника с.8-9.

2. Просмотр видеосюжета о вере (из цикла Вера святых)

Как вера в Бога может влиять на поступки людей?

Возможный ответ:Верующий человек, православный, всегда помнит, что над ним есть Бог, и старается не совершать зла.

5. Рефлексивный

Составление ПОПС-формулы

Вариант:

П – позиция «Я считаю (убежден), что Бог любит человека »

О – обоснование «Потому что Он наделил его богатыми дарами»

П–пример «Я могу подтвердить это тем, что очень много есть талантливых, добрых людей»

С– следствие «В этой связи я делаю вывод, что человек должен помнить о своем высоком предназначении – быть образом Божиим»

  1. 6.Оценочный этап

Заполняют листок личных достижений (самооценка)

Задание к 4.1. Чтение книги Бытия о сотворении мира и просмотр слайдовой презентации.

Отрывки из книги Бытия можно привести в максимально сокращённом варианте, чтобы успеть прочитать их за один урок.

Например, день3-й: «И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так.

И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.

И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.

И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо.

И был вечер, и было утро: день третий».

Можно сократить цитаты из книги Бытия:

«И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так.

И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.

И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так».

Комментарий к 4.2

- В Библии о человеке говориться: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт. 1, 26).  Согласно христианскому вероучению Господь создает человека особенно: по образу и подобию Своему, венцом творения и, в отличие от всех других Своих творений, наделяет его свободой. Кроме того, Господь создавая человека наделяет его бессмертной душой: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2, 7).

Задание к 4.2

Заполните таблицу. Выберите из столбца характеристики и вставьте в таблицу, а также допишите в 3 столбике свои предположения, зачем даны  такие дары человеку.

Нам даны:

Что это?

Зачем?

Свобода

Возможность выбирать

Выбирая добро – мы

приближаемся к Богу

Разум

Ум, знание, понимание

Знать, из чего выбираешь

Совесть

Внутренний голос в человеке

Чтобы отличать добро от зла

Доброта

Хорошее отношение к другим

Чтобы дарить радость другим

Любовь

Служение, самопожертвование

Чтобы быть счастливым

  1. Внутренний голос в человеке
  2. Возможность выбирать
  3. Служение, самопожертвование
  4. Ум, знание, понимание
  5. Хорошее отношение к другим

Комментарий к 4.3.

Сегодня мы узнали, что христиане верят в Бога-Творца. Бог для христианина – Тот, Кто сотворил мир, природу, всё живое и самого человека. И весь этот мир Создатель отдал в дар Своему любимому творению – человеку.

Как вы думаете, как же должны верующие люди относиться к Богу?  (Ответы детей: с благодарностью, уважительно, почтительно, с любовью…)

Действительно, в православной культуре есть даже такое специальное слово, которое выражает отношение человека к Творцу, - «благоговение». То есть необычайно почтительное, трепетное отношение. Отношение любящего, может быть, даже восхищённого, сына (или дочери) к безгранично уважаемому им Отцу.

А поскольку Бог – Творец и, конечно, видит Своё творение – Его называют в православии Всевидящим – то верующий человек старается жить так, чтобы ему не за что было стыдиться перед Богом. В Ветхом Завете (а это часть Библии, к которой принадлежит и книга Бытия) есть выражение «ходить пред Богом». То есть люди старались никогда не забывать, что на них смотрит Бог, и никогда не совершать таких поступков, которые огорчили бы или прогневали Творца.

Это отношение выразилось даже в том, как православные христиане пишут слово «Бог». Прочтите сообщение из рубрики «Это интересно» на    с. 11 учебника.

Задание к 4.4.

Ребята, прочитайте на с. 8 небольшой рассказ о мальчике Ване и обратите внимание на фотографию Вани на с. 9.

Как вы думаете, Ваня – какой-то необыкновенный мальчик или обычный? (Обыкновенный мальчик, только верующий).

Что помогло мальчику преодолеть страх и броситься спасать котёнка? (Вера в Бога. Ваня сказал: «С Богом бояться не надо».  Вера делает человека бесстрашным.)

Как Ваня объяснил свои чувства по отношению к Богу? Смог ли он объяснить, Кто это? (При мысли о Боге Ване хорошо, как бывает, когда он рядом с мамой или с папой.Он чувствует себя защищено, тепло, спокойно.)

К рефлексивному этапу:

Составление мини-сообщений

(ПОПС-формула)

Составление мини-сообщений (ПОПС-формула) это алгоритм изучения конкретной проблемы. Дается проблема или вопрос, составляется сообщение из 3–4 предложений по следующей формуле:

П – позиция «Я считаю, что ...»

О – обоснование «Потому что ...»

П–пример «Я могу подтвердить это тем ...»

С – следствие «В этой связи я делаю вывод ...»

Рубрика «Подумайте»

Как Вы думаете, с точки зрения христианской нравственности позволительна

ли привычка при мелких неурядицах (упавшая на пол вещь, «сбежавшее»

молоко) восклицать «О! Господи», «Боже мой!»?

Ответ

Подобная привычка недопустима, она нарушает заповедь Бога – «Не произноси имени Господа Бога твоего в пустую». Человек употребляет Имя Божие, не вкладывая в него смысла, а просто в качестве междометия.

Домашнее задание: Устно ответьте на вопросы с. 11 учебника:

1)  Почему Бога называют Творцом?

2)  Как вы думаете, почему люди сравнивают любовь Бога к человеку с любовью отца к своим детям? Объясните.

3)Расскажите родителям, другим взрослым о православии. Вместе подумайте над вопросом: «Что значит быть православным человеком?»

Поэтическая страничка

О, БОЖЕ МОЙ

Пускай мученья мне грозят -
Благодарю за этот миг,
За все, что сердцем я постиг,
О чем мне звезды говорят.

О, Боже мой, благодарю
За то, что дал моим очам
Ты видеть мир - Твой вечный храм -
И землю, небо и зарю...

Везде я чувствую, везде
Тебя, Господь, в ночной тиши,
И в отдаленнейшей звезде,
И в глубине моей души.

Д. С. Мережковский

СПАСИБО

Певучий, живой, благодатный,
Загадочный русский язык.
В просторах родных, необъятных
Ты благословенно возник.

В великом смешенье народов,
Как пали гордыни мечты,
Великому русскому роду
Ниспослан по промыслу ты.

Из множества слов твоих звучных,
Мне в душу запало одно:
Спасибо - и нет его лучше!
Как зов ко спасенью оно!

Забылись легенды и даты,
Но воздух напоен Руси

Звучаньем, как вздох, благодатным:
Спасибо. Спаси Бог. Спаси.

А. Горбовский

Дополнительный материал

Притча

Мастер сделал карандаш и остался доволен своей работой. Карандаш был как бравый солдат: стройный, подтянутый, готовый встать в строй. Мастер сказал ему: Есть пять вещей, которые ты должен делать всегда.

Первое: ты волен делать всё, что захочешь. Но помни, что сможешь творить только тогда, когда ты позволишь держать себя в чьей-то руке.

Второе: тебя будут болезненно обтачивать, но ты поймёшь, что это необходимо: тебе надо мно-гому научиться, и, претерпев всё, ты станешь лучше.

Третье: то, что в тебе важнее всего, будет у тебя внутри. Услышав свой внутренний голос, ты сможешь исправлять свои ошибки.

Четвёртое: ты должен помогать другим и всегда оставлять свой добрый след.

Пятое: ты создан, чтобы служить другим; ты истратишь себя на пользу им, но в этом ты найдёшь своё счастье.

Ты запомнил это? Тогда пойдём. Нас ждёт много дел.

Но карандаш молчал, и бездействовал. Мастер понял, что он говорил о себе.

Приёмы работы с текстом:

1. Прочитайте текст.

2. Озаглавьте его.

3. Разделите текст на смысловые части.

4. Выделите в каждой смысловой части текста основную мысль.

5. Определите одним словом понятие, заключённое в каждом наставлении Мастера.

6. Запишите это понятие в первую колонку таблицы.

7. Заполните другие части таблицы и сделайте по ней выводы.

8. Контроль усвоения материала. Выводы урока.

1. Дайте своё определение понятия "человек".

Таким образом, учащиеся приходят к выводам о том, что:  человек – уникальное существо, наделённое душой, даром мышления, речи, высокими нравст-венными качествами – совестливостью, милосердием, ответственностью, чувством долга и т.д.;  в словах родного языка заключена великая мудрость, но в них есть и своя тайна – забытый ныне смысл, который мы должны вернуть из небытия; мы обязаны беречь родной язык, сохранить его для потомков.

9. Рефлексивный этап урока: синквейн "человек".

Человек.

Мыслящий. Творческий.

Действует. Трудится. Созидает. "Человек – это звучит гордо!" (Максим Горький). Гражданин.

10. Домашнее задание: подобрать пословицы о человеке, слове, культур речи.


        

        



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Человек и Бог в православии

Презентация к уроку ОРКСЭ (ОПК) "Человек и Бог в православии"...

Конспект урока на тему "Человек и Бог в православии"

Конспект урока на тему "Человек и Бог в православии"...

Человек и Бог в православии

Конспект урока по ОРКСЭ...

Человек и Бог в православии

p { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 10); line-height: 120%; text-align: left; }p.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }p.cjk { font-family: "Ver...

Презентация к уроку ОРКСЭ но теме "Человек и природа в православии" 4 класс

Презентация к уроку ОРКСЭ но теме "Человек и природа в православии" 4 класс. По учебнику А.В. Кураева...