Конспект урока по ОРКСЭ по теме "Дружба"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Куталина Вера Борисовна

Конспект урока по ОРКСЭ по теме "Дружба" 4 класс, модуль Основы светской этики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_orkse.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

КАСКАДНАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО КУРСУ ОРКСЭ

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Куталина Вера Борисовна

Район

Ленинский

Место работы

МБОУ средняя школа № 62

Должность

Учитель начальных классов

Общая информация

Модуль

Основы светской этики

УМК

 Школа России

Тема урока

 Дружба

Тип урока

комбинированный

Цель, задачи

1. Расширить и углубить  знания и представления  детей о дружбе.

2.Учить детей осмысленно относиться к своим поступкам и   понимать чувства и поступки других людей. Развивать речевые навыки и  умения учащихся.

3.Воспитывать  в детях доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение к окружающим людям.

 4. Формировать нравственные качества обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, уважать близких людей, вежливо  общаться в коллективе.

Необходимое оборудование

Ноутбук, мультимедийный проектор, экран.

Дидактическое обеспечение

Учебники, раздаточный дидактический материал для детей.

Планируемые результаты  урока

  • личностные
  •  самоопределение, смыслообразование;
  • нравственно-этическая ориентация
  • предметные
  • ориентация в нравственном содержании и смысле слов «дружба», «друг»;
  • развитие этических чувств – совести, сочувствия, дружелюбия
  • метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)
  • принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять самоконтроль;
  • строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять анализ и синтез полученной информации, делать выводы;
  • строить диалог и владеть монологом, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*

Самоконтроль и взаимоконтроль, пошаговый контроль в течение урока, итоговый контроль.

Литература и Интернет-ресурсы

Основная

  • А. Я. Данилюк Основы духовно-нравственной культуры народов России. Москва «Просвещение»,2011                                                                      
  • А. Я. Данилюк Основы светской этики Учебник для 4-5 класс, Москва «Просвещение»,2010                                                                        

Дополнительная

  •  А. Г. Асмолов Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Москва  «Просвещение»,2010.
  • Г. С.Ковалева, О.Б.Логинова Планируемые результаты начального общего образования Москва  «Просвещение»,2010.

Интернет-ресурсы

  • ru.wikipedia.org›wiki/Основы…и_светской_этики
  • http://www.prosv.ru/about.aspx?ob_no=20558
  • http://www.prosv-ipk.ru)
  • http://pedsovet.su/load/143-1-0-14647
  • http://russkoe-slovo.ru›metodika/mat…Etika_04_08.pdf
  • http:// festival.1september.ru›Добро

ЭОРы

Диск с записями музыки и презентацией к уроку «Дружба»


План проведения занятия с обоснованием выбора  технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

Формируемые УУД

(с указанием конкретных действий)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

Звучит запись песни  В. Шаинского «Улыбка». Пожелание хорошего настроения и интересной работы.

Метод: проблемный диалог.

Загадка: Она вам ничего не стоит, но для окружающих вас людей она  бесценна.

Вопрос: Почему Карнеги так сказал об улыбке человека?

Слушают песню.

Настраиваются на интересную работу.

Слушают, анализируют и отгадывают загадку.

Отвечают на вопрос.

Фронтальная работа класса.

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

 

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

Вопрос: Кому чаще всего вы дарите свою улыбку?

Сообщение темы урока: «Дружба».

Показ слайда на экране: «Дружба начинается с улыбки»

Метод: проблемный диалог.

 Вопрос: Как вы понимаете смысл этого выражения?

Слушают, анализируют, отвечают с опорой на свой жизненный опыт.

Читают, анализируют, отвечают.

 Фронтальная работа класса.

Слушают, анализируют, отвечают, приводят примеры из жизни или литературных произведений.

Фронтальная работа класса.

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

Вопрос: Что такое дружба?

Практический метод с использованием наглядности.

Задание: Подберите однокоренные слова к слову дружба.

Показ слада с однокоренными словами для самопроверки детей.

Метод: проблемный диалог.

Вопрос: Являются ли слова товарищ, приятель однокоренными к слову дружба? Что их объединяет?

 

Слушают, объясняют, как понимают смысл слова дружба. Фронтальная работа класса.

Подбирают однокоренные слова, объясняют их смысл. Проверяют. Индивидуальная работа.

Слушают, анализируют, объясняют свое мнение.

 

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

Вопрос: Что нам поможет определить значение слова дружба? Обратимся к литературным произведениям о дружбе.

Вопрос: Какие произведения о дружбе вы знаете?

Чтение учителем рассказа В.Осеевой «Синие листья»

 Прием: беседа.

Вопрос: Помог ли вам рассказ понять смысл слова дружба? Анализ рассказа.

Задание: Выберете качества человека, с которым бы вы хотели дружить. Показ слайда со словами, называющими разные черты характера человека.

Проблемно-поисковый метод.

Что такое дружба?

   

Слушают, анализируют, высказывают свои предположения. Фронтальная работа.

Вспоминают, отвечают.

Слушают, анализируют, отвечают на вопросы.

Фронтальная работа.

Читают, отвечают на вопрос, высказывают свои мнения.

Выдвигают гипотезы.

Предлагают решение проблемной ситуации.

 

 

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Личностные УУД

5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

Задание: Откройте учебник и прочитайте текст о дружбе.

  Практический метод.

Чтение статьи из пособия для учащихся. Самостоятельная индивидуальная работа.

 

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

Вопрос: Что нового вы узнали из статьи? Обменяйтесь своими впечатлениями с соседом по парте.

Анализ статьи учебника по вопросам.

Слушают, высказывают свои мнения.

Работа в парах.

Слушают, анализируют, отвечают.

Фронтальная работа.

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Проблемно-поисковый метод.

Задание: Соберите из карточек пословицы о дружбе.

Показ слайда для организации  проверки.

Задание: Объясните смысл пословиц.

Вопрос: Как же толкуется слово дружба в русском языке?

Работа в группах.

Слушают, читают, вспоминают пословицы, обсуждают, составляют предложения. Взаимопроверка.

 Читают, объясняют с опорой на свой жизненный опыт и знания.

Слушают, анализируют, предлагают варианты ответов.

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

 Объяснение:  Определим значение слова дружба, воспользовавшись толковым словарем.

Практический метод.

Слушают, запоминают.

Фронтальная и индивидуальная работа

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

триз

Задание: Напишите синквейн о дружбе, воспользовавшись памятками.

Показ слайда  со своим синквейн.

Итог урока. Вопросы детям.

Индивидуальная работа в тетрадях. Сочиняют, записывают.

По желанию вслух читают свои стихи.

Отвечают на вопросы.

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

 

ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока №21 ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"

Предлагаю на примере конкретного урока № 21 курса ОРКСЭ рассмотреть,  как учитель формирует у учащихся УУД на различных  его этапах....

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.

Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.

Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс тема урока "Хранители предания в религиях мира."

Хранители предания в религиях мира. (Урок по курсу «Основы  религиозных культур и светской этики»; модуль Основы мировых религиозных культур»)....

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль основы православний культуры, тема урока "Календарный год в православии"

Данный урок способствует развитию духовно-нравственной основы личности, позволяет развивать способности, анализировать и обобщать информацию. Развивает комуникативные способности учащихся....

Конспект урока по ОРКСЭ:Основы православной культуры по теме "Не совсем обычный урок" в 4 классе.

Конспект урока по Основам православной культуры в 4 классе на тему "Не совсем обычный урок". Использованные  методы обучения: работа в группах, проблемный(подводящий) диалог, метод демонстра...

Конспект урока по ОРКСЭ модуль светская этика "Нравственные идеалы" Урок 24

Цель урока: раскрытие понятия  духовного мира личности на примере образов русских богатырей. Главным зерном данного урока является работа с понятиями, на которые учащиеся выходят через...