Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль Светская этика)
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Гартвих Юлия Вячеславовна

Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» для 4 класса  составлена в соответствии с основными требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего  образования (Москва, 2004 г.) на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. Я. Данилюка «Основы светской этики»», утверждённой МО РФ (Москва, 2012 г.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx33.84 КБ
Файл kalendarno-tematicheskoe_pl.docx26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 33

Рассмотрена и согласована

методическим объединением                                                       Утверждено

Протокол № ________                                                         Директор МАОУ СОШ №33

_______________________                                                ____________А.А. Балдин

Принята на методическом

(педагогическом) совете

Протокол №________

_________________________

Рабочая программа

по ОРКСЭ

(модуль «Основы светской этики»)

для 4 класса

на 2014/2015 учебный год

учителя начальных классов

Гартвих Юлии Вячеславовны

Тамбов

2014 г

Пояснительная записка

     Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» для 4 класса  составлена в соответствии с основными требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего  образования (Москва, 2004 г.) на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. Я. Данилюка «Основы светской этики»», утверждённой МО РФ (Москва, 2012 г.).

     Содержание авторской программы и логика изложения программного материала в учебнике «Основы светской этики» полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

     Цель рабочей программы – конкретизация содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по основам светской этики, возрастных особенностей младших школьников. В программе заложен механизм  формирования у детей  нравственных качеств, таких  как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлениях и традициях.

Цели и задачи учебного курса

     Курс  предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Поставлена задача нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них.

     Основой для данного курса является концепция « Духовно-нравственного воспитания». Данная программа реализует содержание одного из 6 модулей – модуль «Основы светской этики».

     Цель учебного курса – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

     Задачи курса:

  • развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
  • развитие интереса и уважения к истории и культуре народов России;
  • формирование качеств гражданина и патриота России;
  • воспитание духовно – нравственных качеств (дружелюбия, милосердия, доброты);
  • обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;
  • формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

     Школьный курс в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом адресован младшим школьникам и предполагает воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни.

     Дети младшего школьного возраста начинают приспосабливаться к миру, осваивать его законы и порядки, осознавать необходимость соблюдения определенных правил. Происходит преодоление эгоцентризма, свойственного раннему детству. Появляется стремление сообразовываться с конкретными требованиями жизни. Творческие устремления детей получают определенную конкретизацию и находят свое выражение в тех или иных видах и формах деятельности. Происходит оформление моральных идей и правил. В начальной школе продолжается процесс социально-личностного развития ребенка. Появляется система представлений об окружающих людях, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками, взрослыми.

Место и роль предмета в соответствии с требованиями ФГОС

 Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1час в неделю). Фактическое количество часов – 35.

Внесены изменения в программу. Тема «Образцы нравственности в культуре отечества»  изучается 2 часа.

Общая характеристика учебного курса

      Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса.

   Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи с общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль,  как в расширении  образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

     Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство,  поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую сложность нашей страны и современного мира.

      Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

  1. общая историческая судьба народов России;
  2. единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

     Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о светской этике посредством:

  1. ориентации содержания учебного курса на общую педагогическую цель, воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
  1. педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
  2. системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
  3. ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;

   Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы светских культурных традиций.

Место курса в базисном учебном плане

     Образовательный процесс в рамках учебного курса и в системе межпредметных связей призван обобщить, систематизировать процессы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в начальной школе, заложить основы их дальнейшего духовно-нравственного развития на ступенях основного и среднего (полного) общего образования.

     Изучение  курса предполагает:

  • обеспечение условий для усвоения обучающимися приоритетных традиционных морально-нравственных идеалов, базовых национальных ценностей, моральных норм;
  • знакомство обучающихся с культурно-историческими основами традиционных религий и светской этики в России;
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственности и морали в жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовности, нравственности, морали, полученных обучающимися в младшей школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.

     Учебный курс создает мировоззренческую и ценностную основу для интеграции разнопредметного гуманитарного учебного содержания в основной школе. Российскую историю, литературу, искусство легче понять и, следовательно, принять, зная их культурологические основы, понимая те идеалы, ценности, жизненные приоритеты, которые разделяли и к которым стремились наши предки. Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания  культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Ценностные ориентиры содержания курса

     Ценностные установки курса согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:

  • патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
  • социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
  • гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и  семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
  • семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
  • труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
  • наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
  • искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
  • природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
  • человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

     Освоение учебного содержания должно обеспечить:

  • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
  • формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
  • формирование уважительного отношения к  разным духовным и светским традициям;
  • формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального  многоконфессионального народа России;
  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

     Включение курса в основной вид деятельности обучающихся, в урочную деятельность, интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей.

Формы организации учебного процесса

     Основными формами организации учебного процесса являются: фронтальная, индивидуальная, групповая. В ходе реализации содержания модуля применяются следующие виды уроков: урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-образ и др. На уроках проводятся эвристические беседы, различные виды дискуссий, ролевые игры,  викторины и конкурсы. Для организации занятий используются методы: словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый, самостоятельной работы. Особое внимание уделяется работе с текстом: выборочное чтение, комментированное чтение, чтение с остановками. При работе в группе  используются следующие виды работы: взаимные вопросы и задания, беседа, интервью, драматизация. Самостоятельная практическая деятельность состоит в составлении словаря терминов и понятий, в создании образов, рисунков, фотографий, слайд-шоу, презентаций, проектов.

     К коллективным формам внеурочной деятельности можно отнести проведение тематических недель, творческих мастерских, вечеров, встреч с интересными людьми, выпуски стенных газет, конкурс плакатов и др. В них, как правило, принимают участие целые параллели классов.

     В рамках индивидуальной внеклассной работы школьнику может быть предложено подготовить доклад на определенную тему, изготовить пособие, разработать проект. Подобная индивидуальная работа носит исследовательский характер.

Все обозначенные выше формы организации учебной деятельности призваны решать задачи нравственного, морально-этического и патриотического воспитания.

Формы  контроля

     Индивидуальный контроль (контроль учителем): устный опрос, домашняя работа (поисковая, творческая), самостоятельная работа (воспроизводящая; вариативная; эвристическая; творческая).

     Взаимоконтроль: проверка работы по эталону (образцу), устный опрос (в парах, в группах).

    Самоконтроль.

    Фронтальный контроль (устный опрос, письменная работа).

    Тестирование, викторины, кроссворды и т.п.

    Итоговой формой оценки деятельности учащегося является проектная работа по индивидуальной теме в рамках курса.

Содержание учебного предмета

Россия − наша Родина. Духовный мир человека. Культурные традиции.

Светская этика и её значение в жизни человека. Мораль и нравственность.

Культура и мораль. Происхождение морали. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.

Особенности морали. Правила морали. Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе.

Добро и зло. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла.

Как менялись представления о добре и зле в ходе истории.

Добродетель и порок. Кто такой добродетельный человек.

Как понимал добродетель древнегреческий философ Аристотель. Какое чувство важно сохранять при стремлении к добродетели.

Что такое свобода. Как связана свобода с моральным выбором.

В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек.

Что такое ответственность. При каких условиях возможно ответственное поведение.

Что такое моральный долг. В чем особенности морального долга. Какие моральные обязанности есть у человека.

Что такое справедливость. По каким признакам можно судить о справедливости. Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым.

Что такое альтруизм. Что такое эгоизм. Что значит быть «разумным эгоистом».

Какие отношения существуют между людьми. Что такое дружба. Чем дружеские отношения отличаются от других отношений.

Как светская этика отвечает на вопрос «Что значит быть моральным?»

Подготовка и защита творческих работ и проектов. Методика создания морального кодекса в школе. Образование как нравственная норма.

Род и семья – исток нравственных отношений. Что такое род, семья. Как возникли некоторые фамилии. Что такое родословная.

Что такое поступок в этике. Что такое нравственный поступок. Какие признаки имеет нравственный поступок. Что значит быть нравственным в наше время?

Почему появилось золотое правило нравственности. Как формулируется золотое правило нравственности. Как применять золотое правило нравственности в жизни.

Что такое стыд. Что такое чувство вины. Когда принято извиняться. Методы нравственного самосовершенствования.

Что такое честь. Что такое достоинство.

Что такое совесть.

Чем различаются понятия «Стыд» и «совесть».

Нравственные идеалы. Смелые и сильные защитники Отечества – богатыри. Правила честного поединка.

Кто такие рыцари, джентльмены и леди. Какими качествами должен обладать истинный рыцарь и джентльмен. Что значит быть настоящей леди.

Образцы нравственности в культурах разных народов. Образцы нравственного поведения в культуре России. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства.

Наши знаменитые земляки – труженики, патриоты, воины, коллективисты.

Что такое этикет. Одежда и этикет. Значение речи для этикета. Какие правила этикета должен знать каждый.

Праздники как одна из форм исторической памяти. Когда и как появились праздники. Какое значение имеют праздники. Что такое подарок и как его выбирать.

Жизнь человека – высшая нравственная ценность.

Любовь и уважение к Отечеству. Государство и мораль гражданина. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

Знать/ понимать:

  • основные нормы светской морали, их значение в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  • значение нравственности  в жизни человека и общества;
  • ценность человеческой жизни;
  • основы российской гражданской идентичности, свою этническую  и национальную  принадлежность; ценности многонационального российского общества.

Уметь:

  • выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета;
  • высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности;
  • осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  • становления  внутренней установки  поступать согласно своей совести и законам нравственности.

Работа  по  данному  курсу  обеспечивается  УМК:

  1. Основы религиозных культур и светской этики. 4–5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2010. – 63 с.: ил.
  2. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2014. – 86 с.
  3. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. – М.: Просвещение, 2011. – 74 с.
  4. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А.Б.Воронцов, В. М. Заславский, С. Е. Егоркина и др.; под ред. А. Б. Воронцова. – М.: Просвещение, 2011. – 59 с. (Стандарты второго поколения).
  5. С. И. Ожегов. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1987. – 315 c.



Предварительный просмотр:

Приложение к рабочей программе

Календарно – тематическое планирование.

Модуль «Основы светской этики» - 35 ч.

Тема урока

Кол-во

часов

УУД

Планир.

дата

Фактич.

дата

Примечания

1

Россия – наша страна

1

 Иметь представление об отечественной религиозно-культурной традиции (многонациональная, многоконфессиональная) РОССИЯ;

развитие этических чувств и норм.

03.09

2

Что такое светская этика?

1

Знать, что такое мораль, нравственность, светская и религиозная этика, какое значение имеет в жизни человека этика.

10.09

3

Мораль и культура.

1

Учиться  применять моральные нормы в реальных жизненных ситуациях, адекватно оценивать свои поступки и действия других людей на основе традиционных нравственных ценностей и моральных норм.

17.09

4

Особенности морали.

1

Расширение знаний уч –ся о морали, об особенностях морали, знать, что такое  материальная культура и духовная культура, в чём их разница, уметь вести диалог, слушать собеседника, развитие коммуникативной речи.

24.09

5

Добро и зло.

1

Что такое добро и что входит в понятие добра. Что такое зло и какие есть наиболее распростр. его проявления. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла.

01.10

6

Добро и зло.

1

Формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, определение понятий добро, зло, гуманность.

08.10

7

Добродетель и порок.

       1

Формировать представление  о добре, зле, добродетеле и пороке. Воспитывать доброту, гуманное отношение к людям. 

       15.10

8

Добродетель и порок.

       1

Закрепить понятия добродетель и порок. Воспитывать чувство собственного достоинства. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственности и морали для достойной жизни личности, семьи, общества.

        22.10

9

Свобода и моральный выбор человека.

1

Знакомство с основными терминами:

свобода, моральный выбор. Ситуация морального выбора. Понимание значения свободы, морали, морально ответственного поведения для жизни человека, семьи, общества.

05.11

10

Свобода и ответственность.

1

Познакомить с основными терминами и понятиями: ответственное поведение, свободный выбор личности, отношения ответственности.

Воспитывать толерантность, уважение друг к другу.

12.11

11

Моральный долг.

1

Дать первоначальные представления о значении морального долга, моральной обязанности для жизни и деятельности (в том числе образовательной) человека, семьи, общества.

19.11

12

Справедливость.

       1

Познакомить с основными понятиями: справедливость, моральные правила справедливого человека. Формирование справедливого отношения к людям. 

        26.11

13

Альтруизм и эгоизм.

1

Познакомить с понятиями эгоизм, альтруизм, разумный эгоизм. Воспитывать желание стать альтруистом, не быть эгоистичными  по отношению к близким  людям.

03.12

14

Дружба.

1

Знание, понимание и принятие личностью ценностей: друг, дружба.

10.12

15

Что значит быть моральным.

1

Формировать у обучающихся осознанное позитивное отношение к культурным феноменам "нравственность", "мораль", "гуманизм", "духовность", 

Воспитывать любовь и уважение к родителям, к своей Родине,к друг  другу.

17.12

16

 Род и семья - исток нравственных отношений.

1

  Формировать чувство гордости за свою семью, бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода.

24.12

17

Нравственный поступок.

1

Укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести.

14.01

18

Золотое правило нравственности.

1

Формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом.

21.01

18

Стыд, вина и извинение.

1

Готовность и способность выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки.

28.01

20

Честь и достоинство.

1

Знать понятия честь и достоинство;

Воспитывать чувство собственного достоинства.

04.02

21

Совесть.

1

Развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам.

11.02

22

Образцы нравственности.

1

Развитие духовной, культурной и социальной преемственности поколений.

18.02

23

Образцы нравственности.

1

Развитие способности общаться

друг с другом, соблюдая моральные

нормы поведения, воспитывать уважение и толерантное отношение.

25.02

24-25

Образцы нравственности в культуре Отечества.

2

Укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.

04.03

11.03

26-

27

Этикет

2

Развитие этических чувств и норм.

18.03

01.04

28-29

Семейные праздники.

 2

Понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека.

08.04

15.04

30

Жизнь человека-высшая нравственная ценность

1

Осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать.

22.04

31

Любовь и уважение к Отечеству.

1

Формировать чувство гордости за свою Родину, развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности.

29.04

32

Подготовка творческих проектов.

1

Умение объединяться и работать в группах, умение разделять ответственность в процессе коллективного  труда.

06.05

33-35

Выступления уч-ся со своими творческими работами.

3

Уметь защищать свой проект, высказывать своё мнение.

13.05

20.05

27.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по ОРКСЭ модуль светская этика

рабочая учебная программа разработана на основе  программы А Я Данилюка...

Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль "Светская этика"

Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль "Светская этика"...

Рабочая программа по ОРКСЭ.Модуль "Светская этика"

Рабочая программа по ОРКСЭ.Модуль "Светская этика"...

Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Светская этика") 4 класс учебник издательства "Просвещение"

Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Светская этика") 4 класс учебник "Светская этика" издательство "Просвещение" соответствует требованиям ФГОС...

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "Светская этика" 4 класс

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "Светская этика" 4 класс...

Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Светская этика") 4 класс.

Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Светская этика") 4 класс....