ОРКСЭ "ДОБРО И ЗЛО"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме

Абукова Диана Гусейгеновна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dobro_i_zlo.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г.-к. КИСЛОВОДСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14

 «Добро и зло»

ОРКСЭ

4 класс

Абукова Д.Г.,

учитель начальных классов

 МКОУ СОШ № 14

г.-к.Кисловодск,

2014 год

Цели урока:

  • Расширение представлений учащихся о понятиях «добро» и «зло» с позиции нравственного смысла.
  • Воспитание нравственных качеств личности и этических норм поведения, чувства добра и сострадания, любви и милосердия.
  • Воспитывать чувства ответственности за совершаемые поступки.
  • Развитие коммуникативных навыков, навыков работы с компьютером.
  • Развитие письменной и устной речи, навыков анализа текста.
  • Развитие умения анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями.
  • Развитие творческих способностей.

Оборудование и наглядность:

  • Мультимедийные материалы
  • Репродукции картин художников (в электронном варианте)
  • Текст «Притчи о блудном сыне»

Виды деятельности

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с толковым словарем и с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания

Ход урока.

  1. Организация деятельности учащихся.

Игра – тренинг «Волшебный цветок добра»

Дети, встаньте в круг, слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу.

(Можно включить красивую, приятную мелодию.)

Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.

Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе...

Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.

Определения настроения к началу урока

Настроение

Начало урока

Конец урока

  1. Проверка домашнего задания.

Обзор по темам

  • Назовите 4 мировых религии
  • Как называются каменные таблички, которые Моисей получил от Бога
  • Назовите имя мусульманского Бога
  • Название буддийского Священного писания
  • Как называются части Корана?
  • В какой религии мы встречаем слово раввины?
  • Как называют представителей мусульман, возглавляющих молитв?
  • Как называется Священная книга христиан?

  1. Формулировка темы урока и запись её в тетрадь.

- И так, ребята, как вы думаете, о чем нам предстоит говорить на сегодняшнем занятии?

  1. Беседа с учащимися по вопросам.
  • Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми?
  • Как вы относитесь к злым людям? Какое отношение они у вас вызывают?
  • Добро и зло всегда существовали на земле?
  • Чего больше в мире добра или зла?
  • К чему призывают все мировые религии: к искоренению зла или добра?
  • Как вы понимаете, что такое грех?

Подведение к цели урока.

  1. Рассказ учителя о трактовке происхождения добра и зла в разных религиях, у разных народов.

Разные народы и религии по-своему объясняли появление добра и зла на Земле. Но во все времена люди разных национальностей должны бороться со злом, искоренять зло и прежде всего в себе.

В древних религиях многих народов существовали добрые и злые боги, боги равные по силе, появившиеся одновременно с миром.

Древние греки считали, что на Земле существовало добро. А зло пришло позже, когда женщина по имени Пандора открыла ящик (ларец), в котором находилось зло.

Библия (иудаизм и христианство) говорит о том, что Бог создал рай на Земле, в котором все было прекрасно, зла не было. Бог просил первых людей выполнять правила установленные им на Земле. Но человек нарушил заповедь Бога, связь между богом и людьми нарушилась. Мир стал изменяться, стал жестоким и страшным, то есть на Земле появилось зло.

В мусульманстве считается, что добро и зло существуют по воле Бога. Он четко указам людям в Коране, что есть добро, а что есть зло, и заповедал людям следовать путем добра и справедливости.

В буддизме зло – это страдания, которые сопровождают человека с первых дней жизни и до последних.

  1. Работа с понятиями добро, зло, грех.
  • Так что же такое добро и зло? (Словарная работа)
  • Запишите в тетрадях определения.

Добро – это объективное моральное качество поступка личности, добродетель, это идеал нравственного поведения, это совокупность положительных норм и требований нравственности.

              Запись в тетрадь:

Добро – это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними.

Зло – противоположность добра, это то, что мораль стремится устранить.

              Между добром и злом идет постоянная борьба, и зло, к сожалению, часто оказывается сильнее, потому что оно требует меньше усилий, не требует ежечасного, каждодневного терпеливого поведения, соблюдения норм, правил, законов.

(Приведите примеры добрых и злых поступков).

               В мировых религиях существуют правила, которым должен следовать верующий человек, заповеди, которым должен следовать человек.

        Но как сказано в Библии человек нарушил заповеди жития в Раю. Это нарушение назвали грехопадением. (Словарная работа)

Грех – нарушение заповедей Бога, непослушание человека Богу.

  1. Чтение статьи из учебника.
  2. Выборочный пересказ текста по заданиям.
  • Что было первым добро или зло?
  • Какая жизнь была в раю по замыслу Творца?
  • Почему прервалась связь между Богом и человеком

Работа в парах

добро

смелость

мужественность          твердость                       открытость                    спокойствие                    невозмутимость            благородство

милосердие                                            

зло 

коварство

раздражение

гнев

хитрость

жестокость

агрессивность

нетерпимость

месть

- А что означает ребята - поминать добром?

(ответы учащихся: вспоминать с благодарностью, с хорошим чувство)

- Вопросы добра и зла всегда волновали человечество. Разные религии по-своему отвечали на них. Давайте выясним, что общего в рассуждениях о добре. (Работа по учебнику)

Работа в группах

1 группа

Составить синквейн  к слову «добро»

ДОБРО

ХОРОШЕЕ, РАДОСТНОЕ

ПОМОГАТЬ, ЛЮБИТЬ, СОСТРАДАТЬ

ОБРАЗЕЦ ХОРОШИХ ПОСТУПКОВ ЛЮДЕЙ

ЛЮБОВЬ

2 группа

Составить синквейн к слову «зло»

Зло

ПЛОХОЕ, ПЕЧАЛЬНОЕ

РАЗРУШАТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, УНИЧТОЖАТЬ

МЕШАЕТ СУЩЕСТВОВАТЬ ДОБРУ

НЕНАВИСТЬ

3 группа

Состаить таблицу

Добро и зло в мировых религиях (Сходство-различия)

буддизм

иудаизм

христианство

ислам

Зло – это страдание.

Непослушание человека Богу.

Непослушание человека Богу.

Бог считает зло грехом

Итог урока.

Определение настроения к концу урока(сравнение)

Настроение

Начало урока

Конец урока

Домашнее задание.

Домашнее задание – привести примеры литературных произведений, в которых добро торжествует над злом.