Главные вкладки

    Конспект урока ОРКСЭ (модуль ОПК) в 4 классе на тему "Храм"
    план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

    На данном уроке:

    • рассматриваются ключевые понятия: храм, иконостас, кадило, Царские врата,икона, алтарь, канун;
    • используются следующие формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая, работа в парах;
    • необходима дополнительная подготовка обучающихся к уроку:стихотворения, мини-сообщения.  

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_orkse_rotanova_e._a._mbou_sosh_no2.doc59 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    Сергачская средняя общеобразовательная школа № 2

    Разработка урока

    по модулю курса ОРКСЭ «Основы православной культуры»

    Тема:  «Храм»

     

    Выполнила: Ротанова Елена Александровна,

                                                   учитель начальных классов

                        МБОУ Сергачской СОШ №2

    г. Сергач – 2015г.

    Ф.И.О. учителя: Ротанова Елена Александровна, учитель начальных классов, МБОУ Сергачская СОШ №2

    Модуль.  Основы православной культуры

    Тема. Храм (урок № 14)

    Цель: сформировать у  обучающихся целостное представление о православном храме, его внутреннем и внешнем устройстве.

    Задачи:

    Образовательные (предметный результат)

    • узнать о назначении и устройстве православного храма;
    • познакомить с понятием «храм – дом Божий».

    Развивающие (метапредметный результат)

    • развивать интерес к знаниям о храме;  
    • развивать умения работать с текстом, иллюстративным материалом, умения выразительного чтения.

    Воспитательные (личностное развитие)

    • воспитывать у детей чувство уважения к истокам и традициям православной культуры;
    • осознать, что в культуре имеются запреты, выполнение которых способствует развитию внутреннего мира человека.

    Предварительная подготовка к уроку: выучить стихи и подготовить сообщения.

    Оборудование: учебник  А.В.Кураева «Основы православных культур»        4 класс, электронное  приложение к учебнику А. В. Кураева, мультимедийное оборудование (компьютер, проектор); мультимедийная презентация урока, толковый словарь С. И. Ожегова, карточки для работы. 

    План   урока с хронометражем:

    1. Организационный момент                                                            - 2 мин.  
    2.  Актуализация усвоения  знаний обучающихся                         - 3 мин.                                                                    
    3. Определение темы урока                                                              - 2 мин.                                                                            
    4. Подготовка к восприятию нового материала                             - 5 мин.                                                          
    5. Изучение нового материала                                                          - 20 мин.    

    Физкультминутка                                                                          - 1 мин.

    1. Первичное закрепление изученного  материала                         - 8 мин.                            
    2. Итог урока. Рефлексия                                                                    - 2 мин.                            
    3. Домашнее задание                                                                           - 2 мин.                            

    Ход урока.

    I. Организационный момент.

    Учитель: Добрый день! Встаньте, пожалуйста, красиво! Вспомните о чём-то приятном, радостном, улыбнитесь, протяните свои руки друг к другу, крепко возьмитесь за руки и поделитесь с окружающими вашим теплом, радостью, хорошим настроением. Слайд 2
                      Дружно за руки возьмёмся
                      И друг другу улыбнёмся.
                      Всем, всем добрый день
                      И работать нам не лень.
    Ребята, мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность.

    Хотите начать прямо сейчас? (Да.)

    II. Актуализация усвоения знаний обучающихся.

    Учитель:  На прошлом уроке вы познакомились с золотым правилом этики. Повторим его хором.

    Слайд 3

    «Во всём, как хотите, что бы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

    Учитель: Чему же учит золотое правило этики? Ответ на этот вопрос вы должны были найти в пословицах и поговорках.

    (Например: «Не рой другому яму: сам в неё попадёшь», «Живи так, чтоб ни от Бога греха, ни от людей стыда», «Как аукнется, так и откликнется», «Что посеешь, то и пожнёшь» и т.д.)

    Учитель: Какой же вывод можно сделать из всего этого?

    (Прежде, чем сделать что либо, нужно оценить последствия поступка, и задать себе вопрос: каково было бы мне, если бы так поступили со мной?)

    Учитель: Я надеюсь, что это правило станет главным законом вашей жизни.

    III. Определение темы урока.

    Учитель: Наш сегодняшний урок мне хотелось бы продолжить стихотворением Надежды Веселовской «Поэзия небес». Слайд 4

    Идут года, теряют люди близких.
    Старухи в церкви слабою рукой
    Выводят поминальные записки,
    Где значится вверху: «За упокой».
    За всё они пред памятью в ответе!
    Начнут с отца и матери своих,
    А дальше – муж, невыжившие дети,
    В войну пропавший без вести жених...
    Все имена спешат соединиться,
    Сплестись в одну незыблемую суть, -
    Растущий список длинной вереницей
    Среди листа прокладывает путь...
    За ним лежат бескрайние просторы,
    Туманной дымкой скрытые вдали...
    А сам он служит точкою опоры
    Общения умерших и земли.

    Учитель:  Как вы думаете, о чём идет речь в данном стихотворении?

    (О церкви, храме)

    Учитель: Ребята, как вы считаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

    Учитель: Молодцы, открываем тетради, записываем число и тему урока «Храм».

    IV. Подготовка к восприятию нового материала.

    Учитель: Ребята, а сейчас произнесите про себя слово «храм» и попробуйте записать в тетради, как вы сами понимаете значение этого слова.

    (Дети работают в тетрадях.)

    Учитель: А  теперь пока мы заслушиваем ваши варианты ответов, я попрошу двух помощников,  обратиться к толковому словарю С. И. Ожегова и найти значение слова «храм» там.

    (Два ученика работают со словарём  Ожегова С.И., находят и зачитывают: храм – это здание для богослужения, церковь.) Слайд 5

    Учитель: Кто из вас был в храме? (Ответы детей)

    Учитель: Что вы видели, слышали, чувствовали в храме? (Ответы детей)

    Учитель: А сейчас мы совершим экскурсию и увидим храмы нашего города.

                 Слайд 6

    Учитель: Посмотрите еще раз на экран и ответьте на вопрос: что общего у всех храмов? ( Купола, кресты, колокольня).

    V. Изучение нового материала.

    Учитель: Итак, мы сегодня «отправляемся» с вами на экскурсию в храм. Одной из особенностей храма, отличающей его от других видов строений, является купол и крест. Почти у каждого храма построена колокольня, которая является важной его частью.

    Слайд 7

    Учитель: Об этом нам расскажет Шипунова Лиза.

    (Происхождение слова «колокол» иногда связывают с обычаем ударять кол о кол, создавая звук - сигнал. Внешняя форма колокола в христианской символике толкуется как опрокинутая чаша, из которой как бы изливаются звуки, несущие в себе благодать Бога. Вначале колокола не имели постоянного места в храме: их подвешивали и в арках вводных дверей, и внутри храма, и в башне куполов, и на отдельных звонницах близ храмов, и на воротах церковной ограды, на воротах монастырской стены. Затем на Руси появляются многоступенчатые башни с конусообразной или купольной кровлей, под которой находились колокола.)

    Учитель: Давайте  послушаем праздничный колокольный звон.

    (Звучит запись колокольного звона – электронное приложение к учебнику А. В. Кураева)

    Учитель: Какие чувства вызывают у вас звон колоколов?

    (Чувство праздника, возникают мысли о храме, чувство гордости за Россию и т. д.)

    Учитель: А сейчас я предлагаю вам рассмотреть внешнее строение православного храма по электронному приложению к учебнику (купол с крестом, барабан, закомара, аркатурный пояс, лопатки).

    (Дети рассматривают  под руководством учителя.)

    Учитель: А сейчас мы с вами «войдем» в храм. Что же мы там увидим? Я предлагаю поработать в группах и найти ответ на этот вопрос.

    Каждой группе я раздаю  карточки с написанными на них словами. Прочитайте эти слова, обсудите в группе их значение, может кто-то уже знает. А затем проверьте свои предположения.  

    1, 2, 3, 4, 5 группе я предлагаю воспользоваться информацией из учебника (страница указана в карточке), обратив внимание на выделенные слова.

    (иконостас, Царские врата, алтарь, икона, канун)

    6 группе – воспользоваться информацией  из словаря С. И. Ожегова (кадило).

     (Дети работают в группах.  На выполнение задания отводится 3 минуты.)

    Физкультминутка.

    Поработали мы дружно,

    Отдохнуть немного нужно.

    Дружно встанем, тихо сядем

    И закроем все глаза.

    Наступает, наступает, наступает тишина.

    Снова в храм идти пора.

    Учитель: Мы продолжаем нашу экскурсию по храму. Слайд 8

    Выберите в группе того, кто будет излагать выполненное задание.

    Во время выступления каждая группа находит соответствие между картинкой и словом, обозначающим данный предмет.

    Слово первой группе.

    1 группа: Впереди мы видим целую стену из икон. Она называется иконостас. На нем в несколько рядов располагаются иконы.

    Учитель: Послушаем вторую группу.

    2  группа: В центре иконостаса – двери. Они называются Царские врата (ворота). Справа от Царских врат всегда икона Христа. Слева – всегда икона Девы Марии, Божией Матери…

    Учитель: Продолжает третья группа.

    3 группа: За иконостасом находится алтарь. Священник обычно молится именно там, и без благословения никто не имеет права туда входить.

    Учитель: Как вы думаете, почему нельзя входить в алтарь без особого разрешения, благословения? (Ответы детей)

    Учитель: Прочитаем об этом в учебнике на стр. 51 – последний абзац.

    (Дети находят в учебнике и зачитывают.)

    Учитель: Что находится в алтаре? Почему это место в храме является особо значимым? Об этом нам расскажет Кокурин Артём.

    (Посередине алтаря помещается небольшой квадратный стол – престол. Престол – это самое священное место в храме. На нем незримо восседает Бог, и поэтому к нему никто и никогда не имеет права прикасаться, кроме священнослужителей. Лишь один раз в жизни при Крещении человек мужского пола бывает в алтаре. Женщинам вход в алтарь строго запрещен. Исключения делаются только монахиням. Даже иконы с изображением женских ликов, кроме икон Богоматери, не полагается ставить в алтаре.)

    Учитель: Как вы думаете, для чего человек приходит в храм?

    (Помолиться и поставить свечу за здравие родных и близких, за упокой душ умерших)

    Учитель: А помогают нам в этом лики святых, которые смотрят на нас с икон. Своей информацией, что такое икона, с нами поделится 4 группа. 

    4  группа: Икона – это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории.

    При молитве христиане как бы рисуют на себе невидимый крест.   Это означает, что человек – христианин и молится Христу. Если же человек кладёт крест не на себя, а на другого человека, значит,  он  благословляет его во имя Христа.

    Учитель: Во время богослужения священник, держа в руке дымящееся кадило,  перед иконами и прихожанами совершает каждение, т. е. «наполняет воздух дымом благоуханным». Дым от кадила возносится кверху, но его благоухание радует окружающих.  Что такое «кадило» нам расскажет 6 группа. 

    6 группа: Кадило – это металлический сосуд на цепочке для курения ладаном при богослужении.

    Учитель: А вспомнить тех, кого уже нет сейчас с нами в этой жизни, нам помогают свечи, которые ставят в храме в определенное место. Как оно называется, нам сообщит 5 группа.

    5 группа: Это квадратный столик, на котором зажжено множество свечей. Православные этот столик называют «канун». Там ставят свечки и молятся о людях, уже ушедших из земной жизни.

    Учитель: Ребята, а часто ли  вы бываете в храме?

    Знаете ли вы, что в храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет? (Ответы детей)

    Сейчас вы услышите стихотворения, которые помогут вывести правила для мальчиков и девочек, посещающих храм. Слайд 9

    Прежде чем зайти в собор,

    Головной сними убор,

    Злые мысли отгони:

    Не нужны тебе они.

    Скромную надень одежду,

    В брюках в храм идёт невежда,

    Голову платком покрой

    И тихонько в храме стой.

    Никого не осуждай,

    Помощь нищему подай,

    Поставь свечку и потом

    Осени себя крестом.

    Богомыслие храни,

    Лень подальше прогони,

    Душой с Богом примирись,

    И со всеми ты молись.

    Богомольцев не толкай,

    К чину в храме привыкай.

    Не гляди по сторонам —

    Неполезно это нам.

    Учитель:

    И скажу я от души:

    Выйти с храма не спеши,

    Стой на службе до конца,

    Слушай проповедь отца.

    Приложись потом к кресту,

    Обещание дай Христу,

    Что исправиться намерен,

    Слову своему будь верен.

    Даром время не губи,

    Службу Божию полюби.

    Воскресенья подожди,

    На молитву приходи.

    Учитель: Ребята, а о чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм?

    Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу?

    VI. Первичное закрепление изученного материала.

    Учитель: Мы совершили экскурсию  в храм, а теперь поиграем и заодно проверим свои знания. Слайд 10

    Игра «Доскажи словечко».

    Сюда приходят в день воскресный,

    А в праздник здесь порою тесно.

    Народ здесь молится, крестясь.

    И хорошо известно нам,

    Что это собственно есть …  (храм).          

    Льётся, льётся дивный звон.

    Всех зовёт к молитве он.

    Знаешь ты, и знаю я,

    То звонят … (колокола).

    В храме том

    Стоит высокая стена.

    Она украшена прекрасно –

    На ней и крест, и образа.

    Ответьте громко мне сейчас:

    Эта стена - …  (иконостас).

    Как близки нам эти лики:

    Божья Матерь и Спаситель.

    Всех святых мы видим взоры

    С образов или с … (иконы).

    Там престол, где Господь восседает,

    Иерей службу там совершает.

    И святится то место, как в старь,

    И мы знаем, что это … (алтарь)

    Она стоит, и я стою.

    Она горит, и я хочу

    Гореть любовью к Богу, к людям…

    О том молюсь, того хочу,

    И зажигаю я … (свечу).

    VII. Итог урока. Рефлексия.  

    Учитель: Человек приходит в храм для того, чтобы пообщаться с Богом, поставить свечу и помолиться о здравии родных и близких можно перед любой иконой, стоящей в храме.

    (Учитель зажигает свечу и демонстрирует все сказанные далее слова)

    Учитель: Смотрите, свеча имеет такую особенность: её огонёк стремится вверх, но свет и тепло она отдаёт тем, кто рядом с ней. Вот такой должна быть и жизнь человека. Душой хороший человек тянется к небу, а своими добрыми делами светит всем окружающим.  Слайд 11

    Учитель: Вот и подходит к концу наш урок. Попробуйте оценить свою

    работу по опорным словам.

    1. Мне понравилось…
    2. Я узнал…
    3. Мне запомнилось…

    VIII. Домашнее задание. Слайд 12

    1. Учебник, стр. 48-51 – читать и отвечать на вопросы, поделиться своими знаниями с родителями.
    2. Подготовить сообщение «Православный храм» нашего города или подобрать и выучить стихотворение о храме.

    Литература.

    1. Учебник «Основы православной культуры», автор А.В. Кураев, изд. «Просвещение», 2012г. 
    2. «Символика и устройство православного храма», Москва, 2008г.
    3.  А. В. Левитский. «Методологические особенности преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», учебно – методическое пособие, Екатеринбург, 2011г.
    4. «Православная культура и мультипликационный ресурс», под ред. Е. П. Титкова, г. Арзамас, 2012г.

                                                                   


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"

    В данной работе представлен конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"...

    Милосердие и сострадание. План-конспект урока ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры"

    С 01.09.2012 года во всех общеобразовательных школах России введен новый предмет "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ). Педагоги нашей школы совместно с обучающимися овладевают новыми ...

    Конспект урока ОРКСЭ.Модуль «Основы светской этики» Тема"Дружба"

    Зачётная работа слушателя Оперативно-целевых курсов по программе "Ступени роста"Конспект урока ОРКСЭ .Модуль «Основы светской этики»  Тема"Дружба"...

    конспект урока ОРКСЭ модуль ОПК "Чудо в жизни христианина"

    Для чуда есть место не только в сказке. но и в жизни....

    План-конспект урока ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики")

    Проблема выбора между добром и злом стара, как мир, но между тем актуальна и сейчас. Без осознания сути добра и зла невозможно понять ни сущности нашего мира, ни роли каждого из нас в этом мире. Без э...

    Конспект урока ОРКСЭ (модуль ОПК) тема: " Зачем творить добро?"

    Конспект урока Основ религиозных культур и светской этики по модулю Основы православной культуры  с использованием технологии модерации представлен в виде технологической карты. На уроке обучающи...