План-конспект урока ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики")
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Аблязизова Елена Викторовна

Проблема выбора между добром и злом стара, как мир, но между тем актуальна и сейчас. Без осознания сути добра и зла невозможно понять ни сущности нашего мира, ни роли каждого из нас в этом мире. Без этого теряют всякий смысл такие понятия, как совесть, честь, мораль, нравственность, духовность, истина, свобода, греховность, праведность, порядочность, святость. Действительно, трудно разобраться, где свет, а где тьма, где настоящее добро, а где — зло. Но пока живет человек, он будет стремиться к добру и к укрощению зла. Данный урок поможет сформировать у учащихся понятия «добро» и «зло», понимание качеств личности, присущих «доброму» человеку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chelovek_rozhdyon_dlya_dobra.docx34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Человек рождён для добра»

Цель урока:

Формирование у детей представления о понятиях «добро» и «зло».

Задачи:

раскрыть смысл понятий «добро», «зло» на жизненных примерах и деятельности реальных людей, героев мультипликационных фильмов, сказок;

формировать у учащихся понимание качеств личности, присущих «доброму» человеку .

Развитие умения анализировать, делать выводы,  работать с разнообразными источниками информации;

научиться видеть и исправлять отрицательные качества;

развивать умение правильно оценивать человеческие  поступки.

Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к миру.

Ожидаемые результаты: у учащихся будут сформированы такие понятия как доброта, щедрость, отзывчивость, сформированы понимания положительных и отрицательных качеств человека.

Оборудование:  компьютер, презентация «Добро и зло», мультимедийный  проектор, аудиозапись песен «Дорогою добра», «Что такое доброта», учебник «Основы светской этики» А.И.Шемшурина,  толковый словарь Ожегова, бумажная кукла, весы, фишки чёрные и белые, карточки для работы в парах, тесты, смайлики для рефлексии.

Педагогические технологии:  ИКТ-технология, педагогика сотрудничества, здоровьесберегающая технология.

Ход урока:

1.Оргмомент

Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас и ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Посмотрите, ребята, друг на друга и улыбнитесь друг другу. Друзья, у меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на минуту, улыбнитесь (обязательно от души), откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. Значит, здесь собрались добрые люди.

Ребята, вам приятно было дарить друг другу улыбку?

(ответы детей)

2.Введение в тему

Сегодняшний урок мы начнем с красивой песни и красивых картинок на экране. Внимательно послушайте и посмотрите и ответьте на вопрос « О чем мы сегодня будем говорить на уроке?» ( показ слайдов с изображением добрых поступков людей к животным, к пожилым, к маленьким детям и т.д.,  под песню «Дорога доброты»)

Итак, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?(ответы детей)

Притча «О добре с умом»

Когда-то жил император, который любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил:

 – Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.

Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили    в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.

 Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего княжества. Он увидел во дворце голубей и спросил:

 – Зачем столько птиц? Император ответил:

 – У меня доброе сердце, и я спасаю голубей от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми.

 – Кто же кормит птенцов? – поинтересовался мудрец.

– Каких птенцов? – спросил император.

 – У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?

 – Об этом я не думал, – признался император. Тогда мудрец сказал:

 – У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не принёс столько зла, сколько вы. Все гнёзда в ваших лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли пятьсот голубей, но погубили в пять раз больше!

 – Ах, как трудно быть добрым! – воскликнул огорчённый император. На это мудрец заметил:

 – И добро надо делать с умом. Ум без добра – плохо. Но добро без ума – не лучше.

-Ребята, наш урок мы начали с притчи не случайно. В ней то, о чём мы сегодня будем говорить. Но для начала мы ещё раз обратимся к тексту и ответим на некоторые вопросы:

- Как называется наша притча?  О чём она?  (высказывания детей)

- Назовите главные слова  (Предположительный ответ: добро и зло)

-Тема нашего урока «Человек рождён для добра»

-На какие вопросы вы бы хотели получить ответы сегодня на уроке?                                               

 -Ответы на эти вопросы мы будем искать не только сегодня на уроке, но и всю жизнь.

3.Изучение нового материала

-Давайте вспомним определения добра и зла. А поможет нам в этом толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова. Слово «добро» определяется, как нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок. 

У слова «доброта» есть много родственных слов:

добросердечный - это человек, обладающий добрым сердцем, ласковый

добродушный - добрый и мягкий по характеру, незлобный

доброжелательный - желающий добра

добропорядочный - приличный, достойный одобрения

добронравный - отличающийся хорошим поведением, хорошим нравом

добросовестный - честно выполняющий свои обязанности

А ещё доброта - это забота, понимание, сочувствие, любовь, милосердие

Зло – это противоположность добра, это то, что мораль стремится устранить и исправить.

Зло - нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок.

Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду.

Сегодня я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это Настя (кукла, вырезанная из бумаги). Сейчас мы её будем обижать. Я попрошу  вас помочь мне.   Вспомните, как вы обижаете, друг друга на перемене, когда злитесь и ссоритесь. Обижая друг друга, даже словом, мы причиняем боль. Вы  будете говорить Насте что-то обидное, а я буду причинять ей боль, загибая край бумаги.(Ученики называют обидные слова, учитель загибает края куклы)

Посмотрите на куклу, изменилась она? Такая ли она была в начале? Что в ней изменилось?

-  Мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (пожалеть куклу, попросить прощения, сказать что-то приятное).

- Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.

(Дети по очереди называют слова)

- Ребята, а сейчас посмотрите на Настю, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале разговора? Почему?

Попытаемся сделать вывод: боль остаётся в душе ещё очень долго, и никакие комплименты не могут её разгладить. Русский учёный Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить». Слово имеет очень важное значение в жизни человека.  

-Добро или зло  мы совершали, говоря кукле плохие слова? А когда говорили что-то хорошее?

4.Физминутка под песню «Что такое доброта»

5.Первичное закрепление

– Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? Может, нам в этом помогут весы? На одну чашу весов мы будем класть “зло”.

(темные фишки, которые означают: “зависть”, “предательство”, “жадность”, “грубость”, “войну”, “ложь”, “трусость”, “равнодушие”).
– Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с добрыми делами. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, совершают люди вокруг вас, и по капельке положим их на чашу весов.

(Дети говорят о своем добром деле, на чашу весов кладется белая фишка. Вскоре чаша весов “добра” перевешивает чашу “зла”.)

– Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в реку, реки – в море добра.

-Доброта. Какое старое слово! Тысячелетия люди спорят о том, нужна ли доброта или нет? Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в их жизни не хватает. Оглянитесь вокруг, какими недружелюбными  и равнодушными бывают порой люди по отношению друг к другу. Именно доброта сближает людей, как ничто другое, она тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и не прощённых обид.

Прикоснись ко мне добротой,

И болезни смоет волной,

И печаль обойдёт стороной,

Озарится душа красотой...

-Как вы думаете, где живёт доброта? (Ответы детей).

Доброта в первую очередь должна жить в ваших сердцах.

Добрые сердца -это сады.

Добрые слова -корни.

Добрые  мысли –цветы.

Добрые дела –плоды.

-Так заботьтесь о своём саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, пусть в вашем саду летают бабочки добра, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.

Работа с учебником

Прочитайте текст учебника (с.87-88) и дайте ответ на вопрос:

-Как в сказках подтверждают мысль, что человек рождён для добра?

Физкультминутка-игра   

 Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть имя сказочного героя, а вы определяйте, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой — закрываете лицо ладошками. Итак, начали: Баба Яга, доктор Айболит,  Дюймовочка, Змей Горыныч, Винни Пух, Золотая рыбка,  Смешарики, Серый Волк, Кошей Бессмертный, Буратино.

Работа в парах. Игра «Найди пару» 

На партах у вас лежат таблички «начала» и «конца» правил, вы сейчас стрелками соедините пары правильно. А после, кто выполнит, поднимает руку, и мы с вами зачитаем, что же у нас получилось.

Не наступить,              

а склеить

Не разорвать,              

а поделиться

Не забрать,                  

а уступить

Не спрятать,                  

а отдать

Не кричать,                  

а ладонь протянуть

Не кулак показывать,    

а выслушать

Не наступить, а уступить.

Не разорвать, а склеить.

Не забрать, а отдать.

Не спрятать, а поделиться.

Не кричать , а выслушать.

Не кулак показать, а ладонь протянуть.

6.Оценочно-рефлексивный этап. Тест.

Выбери правильный ответ

•        Что считается добрым поступком?

р) решить за друга задачу;

б) опоздать на неинтересную встречу;

д) помочь соседу разобрать задачу;

г) забыть о неприятной просьбе.

•        Как творят добрые дела?

ж) чтобы избежать наказания;

л) в надежде на вознаграждение;

в) в надежде на похвалу;

о) бескорыстно и сознательно.

•        Укажи поступки, которые одобряет общество:

б) взаимопомощь;

к) насилие;

в) унижение;

т) обман.

•        Что является последствием злых дел?

р)   вражда;

б) радость;

в) мирное сосуществование;

г) дружба.

•        Чему учит сказка «Гуси-лебеди»?

р)   смелости;

б) честности;

о) доброте, взаимопомощи, ответственности;

г) дружбе.

-Какое слово получилось из букв, выбранных вами?

7. Итог урока

Притча «Два волка»

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

-О  чём мы сегодня с вами говорили? Что больше вам по нраву: добро или зло?  Почему?

Качество это серьезное,

 Главное, важное.

То, что значит оно,

Очень нужно для каждого.

В нем забота и ласка,

Тепло и любовь.

В нем стремленье

На помощь прийти вновь и вновь.

Это качество

В сердце у многих живет

 И о боли других

Позабыть не дает.

И оно поважнее,

Чем лица красота.

Это качество -

Наших сердец  ДОБРОТА.                

 

8.Рефлексия

Что было на уроке самым:

- интересным

- важным

- трудным

-С каким настроением вы заканчиваете урок? (показывают смайлик)

9.Домашнее задание (по выбору)

Подобрать пословицы о добре и зле

Описать, нарисовать свой добрый поступок.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологические карты уроков ОРКСЭ Основы светской этики.

Технологические карты пяти уроков в 4 классе....

Презентация к уроку ОРКСЭ (модуль Светская этика)

Презентация структурирует урок и активизирует познавательную деятельность учащихся....

Методическая разработка урока ОРКСЭ (основы светской этики) по теме "Совесть" 4й класс

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

Урок ОРКСЭ (модуль "Светская этика") на тему "Альтруизм и эгоизм"

Цель урока-  создать условия для формирования у учащихся представлений об альтруизме и эгоизме....

Технологическая карта урока ОРКСЭ. Основы светской этики.

В материале представлена технологическая карта урока и методический материал к уроку светской этики по теме: "Дружба"....

Технологическая карта урока ОРКСЭ (модуль светская этика) Тема: "Добро и зло"

Представлена технологическая карта урока "Добро и зло"...