Урок ОРКСЭ (модуль "Светская этика") на тему "Альтруизм и эгоизм"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Цель урока-  создать условия для формирования у учащихся представлений об альтруизме и эгоизме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon altruizm_i_egoizm.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Tема урока: Альтруизм и эгоизм.

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представлений об альтруизме и эгоизме.

Задачи:

- Познакомить учащихся  с основными понятиями: альтруизм и эгоизм, выявить положительные и отрицательные стороны этих понятий

- Развивать кругозор учащихся, пополнить их словарный запас

- Формировать коммуникативные умения работать в коллективе и  группах

- Воспитывать чувство сострадания другим людям, стремление делать благородные дела, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

  Личностные:

- Формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения;

- Воспитание доброжелательности и эмоционально – нравственной  отзывчивости, сопереживания, уважения к интересам и убеждениям других людей, что является первым шагом к добродетельному поведению;

- Развитие  самостоятельности  и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

 Метапредметные:

-Формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать);

-Формирование умений объяснять, что означают слова  альтруизм и эгоизм, различать понятия мораль, нравственность, этика;

-Формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;

-Формирование умений работать в группах;

-Формирование форм рефлексии.

 Предметные: 

-Освоение знаний по теме «Альтруизм и эгоизм».

  1. Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.

Ребята, здравствуйте.

Покажите мне свои глазки. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу.

- Закройте глазки. Представьте себя красивым цветком, который растет на большой поляне, и теплый летний ветерок играет с его лепестками. Красивое солнышко украшает цветок блеском золотистого цвета. Сделайте глубокий вдох, а на выдохе пропойте звук "Оооооооо ...".

 Я вам желаю удачной работы.  (слайд 2)

Предлагаю вам сегодня поработать  в  группах. Для эффективной и плодотворной  работы вы разделились на 3 группы.

Но сначала давайте вспомним  правила работы в группе:

 Подготовка рабочих мест, приветствие.

Психологический настрой учащихся на работу

Вспоминают правила.

  • Работать сообща.
  • Уметь выслушивать друг друга.
  • Слушать других не перебивая, внимательно.
  • Уметь распределять обязанности между собой, чётко знать долю работы каждого
  • Уметь договариваться, помогать друг другу.

Личностные:

Положительный настрой на урок, понимание необходимости учения

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II.  Актуализация изученного. Повторение.

- Давайте вспомним, что было задано на дом. C какими произведениями вы познакомились дома? (слайд 3)

- Согласны ли вы с данными концовками этих произведений?

- Справедливы ли они на ваш взгляд?

(слайд 4)

- Справедливо ли поступила девочка из произведения «Цветик-семицветик»?

Повторяют и проверяют домашнюю работу.

(Произведения «Морозко», “Фантазёры»,

«Цветик-семицветик»)

III. Вводно-мотивационный этап

 Ребята, послушайте притчу. Ваша задача - внимательно  прослушав, выразить своё отношение к поступку мальчика.

(слайд 5)

Читает один ученик , остальные слушают и смотрят слайды. (приложение1.)

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море.

Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон.

Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

—Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.

— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

— Но это же просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик посмотрел на море и сказал:

— Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды.

Тогда человек тоже поднял звезду и бросил ее в море. Потом еще одну. К ночи на пляже было множество людей ,каждый из которых поднимал и бросал в море звезду.

И когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной неспасенной души.

Личностные:

нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор

Познавательные:

извлечение необходимой информации из прослушанного текста

IV.  Изучение нового материала.   Определение темы урока.

- Какое впечатление оставила в вашей душе притча?

- Как вы оцениваете поступок мальчика?

 - Поддержали бы вы мальчика?

-Кто знает, как можно назвать такое качество в людях, - делать добро для других и не ждать за это  благодарности?

Такое качество  называют альтруизм.

- Хотелось бы вам  узнать об этом понятии?

 -Зачем?

- На столах у вас лежат толковые словари С.И. Ожегова. Поработайте в группах. Найдите, что обозначает это слово.

(слайд 6)

  -Ребята, как вы думаете, кого называют альтруистом?

- Попробуйте сформулировать сами.

-Давайте проверим себя по учебнику( стр.30)

-Прочитайте, кто такой альтруист.

(слайд 7)

-На ваших партах имеются карточки с написанными на них словами. Выберите  из них синонимы к слову альтруизм и подчеркните их красным цветом.

(слайд 8)   

Бескорыстие, высокомерие, человеколюбие, чёрствость,бездушие, самоотверженность, предательство, забота, равнодушие, злость, зависть, жадность,доброта,любовь, жестокость,ласка,безжалостность, себялюбие, милосердие  (приложение 3)

– Среди ваших слов прозвучало слово -  МИЛОСЕРДИЕ. Этот термин не очень популярен в настоящее время. «Сестра милосердия», «Брат милосердия» в словарях даются как устаревшие сочетания слов. А ведь движение милосердия имеет целую историю.

Человек, бескорыстно совершающий добрые дела и помогающий бедным и больным, назывался на Руси благотворителем (творителем блага). Родоначальником благотворительности считается креститель Руси князь Владимир Красное Солнышко.( слайд 9) 

В его палаты за едой и ночлегом мог войти всякий, а тем, кто не мог прийти сам, княжеские слуги привозили пищу на телегах прямо домой.

 Позднее цари и царицы жаловали вдовам и сиротам на жизнь, бесприданницам - на свадьбу, детям бедняков - на обучение, заключенным в тюрьмах - на еду и одежду. Богатые торговые люди - купцы  раздавали деньги у церкви, предоставляли в своем доме ночлег, пищу и чистую одежду калекам и нищим. В конце 19 века в России стремительно выросло число благотворительных обществ, заботящихся о нищих и стариках, о лечении больных.

 (слайд 10)

В 1854 году княгиня Елена Павловна открыла в Санкт-Петербурге Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия. Между тем граждане занимались благотворительностью и лично.

(слайд 11)

Представители Царского дома тоже участвовали в движении сестер милосердия. Во время первой мировой войны императрица

Александра Федоровна и четыре Великие   Княжны стали сестрами милосердия, а Зимний дворец превратился в госпиталь. По их примеру многие представители дома Романовых свои личные средства вкладывали в благотворительность. 

(слайд 12)

Меценатами также были Савва Морозов, Конст. Станиславский, Федор Шаляпин, Павел Третьяков и др.

  (слайд 13) 

В наше время примером милосердия является доктор Леонид Рошаль. Выдающийся педиатр и хирург, спасавший детей во всех точках земного шара во время войн, землетрясений и революций,Он спасал маленьких пациентов в России и за рубежом, вел переговоры с террористами на Дубровке и в Беслане. Стараниями врача в Москве появился научный медицинский центр с вертолетной площадкой и современным оборудованием.

-А как вы думаете, заслуженно ли словосочетания относят к устаревшим?

-Нужно ли милосердие сегодня?

-Необходимо ли помогать пожилым, больным, бедным людям?

-А нужно ли проявлять милосердие к людям, которые остались без крова и вынуждены скитаться по улицам в поисках пищи, пьяницам, наркоманам?

 -В чём оно будет заключаться?

- Кому бы вы смогли помочь сейчас в первую очередь?

-Посмотрите на картинку на стр. 30 учебника. - - Что за история произошла?  Рассмотрите его внимательно, обсудите в группе, что происходит.

  -Как ведёт себя человек по отношению к другим людям?

-Это хорошо?

-  А вот я вижу, что в конце он остался без всего и уже не может помочь, причём бедному человеку!

- А вы обратили  внимание,  кому он раздавал свои вещи?

-Ребята, хорошо ли быть альтруистом?

- Я предлагаю вам подобрать антоним к слову альтруизм. ( эгоизм)

-Что такое эгоизм?

-Зачем нам знать об этом понятии?

Поработаем  с толковым словарём.

-Зачитайте определение.

(слайд 14)

Ребята, послушайте рассказ  В. Осеевой «Печенье» и оцените поведение героев.

-Понравился рассказ?

-Как повели себя мальчики?

-Как можно их назвать?

Эгоисту трудно приходится в жизни. Он сосредоточен только на себе, у него нет друзей. У русского народа есть чудесная мудрость : «Себялюб - никому не люб».

- Найдите в учебнике определение слова ЭГОИСТ (стр.31)

- Вернёмся к карточке.

 Там ещё остались слова.

Подберите из карточек к слову эгоизм синонимы и подчеркните их чёрным цветом.

-Прочитаем их, не повторяясь, по цепочке.

(слайд 15)

-Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите  это слово?

-Ребята, а эгоистом быть хорошо или плохо? Почему?

Работа со словарём в группах.

Учащиеся  зачитывают значение понятия

Работа  с учебником

Учащиеся  зачитывают значение понятия

Работа в группах.

Зачитывают по цепочке по  группам

Слушают, смотрят слайды презентация

Обсуждают  в группах.

Высказывают своё отношение.

Анализируют ситуацию, делают выводы.

Работа со словарём в группах.

Читают определение.

Читает один ученик (приложение 2)

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол.- Дели по одному, - строго сказал Миша. Мальчики выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки.- Ровно? - спросил Вова. Миша смерил глазами кучки.  - Ровно. Бабушка, налей нам чаю! Бабушка подала чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались. - Рассыпчатые! Сладкие! - говорил Миша. - Угу! - отзывался с набитым ртом Вова. Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено,  Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму. Она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку.  Она жевала корочку хлеба...

Коллективное обсуждение

Работа по учебнику

Высказывания учащихся, обсуждение

Проверяют по эталону

Высказывания учащихся

Регулятивные:

целеполагание

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выделении необходимой информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Познавательные:

смысловое чтение, определение основной и второстепенной информации

Личностные:

нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор

Коммуникативные:

выявление, идентификация проблемы

Познавательные:

формулирование проблемы

Личностные:

нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор

Регулятивные:

оценка, выделение и осознание того, что усвоено

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации

V. Закрепление  и обобщение пройденного материала

Для закрепления изученного я предлагаю каждой группе выбрать конверт с заданием.

 

              Первая группа

Прочитайте рассказ. Определите его тему и  основную мысль.  Подберите название.

Андрейка – один сынок у папы с мамой. Любуются мама с папой Андрейкой – не налюбуются. Любуются Андрейкой и дедушка с бабушкой.

- Ты у нас самый красивый! – говорит мама.

-Ты у нас самый умный! – говорит папа.

- Ты у нас самый счастливый! – говорит бабушка.

- Ты у нас самый удачливый! – говорит дедушка.

Смотрит вокруг себя Андрейка, и кажется ему, что весь мир вокруг него, Андрейки, вращается. Кажется ему, что он – орёл, а все вокруг  - маленькие букашки-таракашки. Им, букашкам-таракашкам, по земле ползать, а ему, орлу, в небесах парить.

И никто не думает, как орёл этот с высоты небесной на землю рухнет, себя искалечит, другим горе принесёт.

                                        В. Сухомлинский

   Вторая  группа.

Найдите выход из ситуации.

Мама обещала пойти с Костей в выходной день в парк аттракционов и развлечений. Накануне долгожданного дня она пришла домой грустная. «Знаешь, - сказала мама, - не удаётся пойти нам в парк, у меня срочная работа…».

Варианты ответов:

-  - Ушёл в свою комнату, и долго рыдал, чтобы мама услышала.

-    -  Надулся и весь вечер не разговаривал с мамой.

-   - Начал кричать, что так происходит всегда, когда ему хочется куда – то пойти.

-   - Стал утешать маму, сказал, что вовсе не огорчился, что можно пойти в парк отдыха, когда появится наиболее удачный момент, в следующий выходной.

Представьте, что на месте Кости оказались вы. Как поведёте себя в такой ситуации?

  1. Третья группа

     Работа с пословицами. Восстановите пословицы. Объясните  их смысл. Распределите на 2 группы.

       Собака на сене лежит - сама не ест и другим не дает.

          После меня хоть трава не расти.

          Жизнь дана на добрые дела.

         Постучи в семь дверей, чтобы одна   открылась.

        Рубашка износится, а доброе дело не забудется.

     

(слайд 16)

      Вспомните героев басни И.А.Крылова. Какие людские пороки высмеивал автор. Соотнесите картинки  с предложенными пороками.

     

  - Какие варианты поведения характерны для эгоиста и для альтруиста? Почему?

- Сформулируйте, над какой темой мы работали?

      - Какие  понятия запомнили?

Самостоятельная работа в группах.

Самостоятельная работа в группах.

Самостоятельная работа в группах.

Работа по слайду (слайд 16)

Коммуникативные:

управление поведением партнёра - контроль, оценка его действий

Регулятивные:

оценка, выделение и осознание того, что усвоено

  VI.   Домашнее задание

Домашнее задание на выбор:

1.   Найди 5 пословиц на тему сегодняшнего урока.

2. Сочинить сказку или рассказ на тему: «Альтруизм и эгоизм»

Читают задания  и записывают в тетрадь.

VII. Рефлексия

Молодцы ребята, вы сегодня хорошо поработали на уроке. Кто может сказать про себя, что он узнал много интересного?

 А сможете ли вы передать эти знания другим, рассказать всё, что услышали и увидели?

Закончите  предложения. (слайд 17)

      Сегодня я узнал...        Я выполнял задания…

      Я понял, что…            Теперь я могу…

       Я приобрел…              Я научился…

      У меня получилось …       Я смог…

      Я попробую…            Меня удивило…

И в заключении за хорошую работу вам подарок — мультфильм. (просмотр фрагмента из мультфильма «Просто так»).- резерв

Смотрят мультфильм

Коммуникативные:

аргументировать свои высказывания

Регулятивные:

саморегуляция, самооценка, осознание границ применения нового знания

Приложение1.  Притча про помощь другим.

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море.

Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон.

Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.

— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

— Но это же просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик посмотрел на море и сказал:

— Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды.

Тогда человек тоже поднял звезду и бросил ее в море. Потом еще одну. К ночи на пляже было множество людей , каждый из которых поднимал и бросал в море звезду.

И когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной неспасенной души.

Приложение  2.                 Рассказ  В. Осеевой  «Печенье» .

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол.

- Дели по одному, - строго сказал Миша.

Мальчики выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки.

- Ровно? - спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки.

- Ровно. Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

- Рассыпчатые! Сладкие! - говорил Миша.

- Угу! - отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола.  Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму - она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку - она жевала корочку хлеба...

Приложение  3.

Бескорыстие, высокомерие, человеколюбие, чёрствость,бездушие, самоотверженность, предательство, забота, равнодушие, злость, зависть,жадность,   доброта,    любовь,   жестокость,   ласка,  безжалостность, себялюбие,  милосердие  

Задание для I группы.

Прочитайте рассказ. Определите его тему и  основную мысль.  Подберите название.

Андрейка – один сынок у папы с мамой. Любуются мама с папой Андрейкой – не налюбуются. Любуются Андрейкой и дедушка с бабушкой.

- Ты у нас самый красивый! – говорит мама.

-Ты у нас самый умный! – говорит папа.

- Ты у нас самый счастливый! – говорит бабушка.

- Ты у нас самый удачливый! – говорит дедушка.

Смотрит вокруг себя Андрейка, и кажется ему, что весь мир вокруг него, Андрейки, вращается. Кажется ему, что он – орёл, а все вокруг  - маленькие букашки-таракашки. Им, букашкам-таракашкам, по земле ползать, а ему, орлу, в небесах парить.

И никто не думает, как орёл этот с высоты небесной на землю рухнет, себя искалечит, другим горе принесёт.

                                                                                                                                                        В.Сухомлинский 

Задание для II группы.

Найдите выход из ситуации.

Мама обещала пойти с Костей в выходной день в парк аттракционов и развлечений. Накануне долгожданного дня она пришла домой грустная. «Знаешь, - сказала мама, - не удаётся пойти нам в парк, у меня срочная работа…».

Представьте, что на месте Кости оказались вы.  Как поведёте себя в такой ситуации?

Задание для III группы.

   Восстановите пословицы. Объясните  их смысл. Распределите на 2 группы.

     Собака на сене лежит,                                                                             а доброе дело не забудется.                                                                          После меня хоть                                                                                        чтобы одна   открылась.

     Жизнь дана                                                                                               сама не ест и другим не дает.  

     Постучи в семь дверей,                                                                                на добрые дела.

     Рубашка износится,                                                                                  трава не расти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта урока ОРКСЭ. Светская этика."Мораль и культура"

Представлен ход урока по учебному курсу ОРКСЭ. Светская этика...

Урок ОРКСЭ. Светская этика «Добродетель и порок»

Тема "Добродетель и порок" расчитана на два урока. Презентация прилагается....

Урок ОРКСЭ (светская этика) "Добро и Зло"

Добро обычно ассоциируют со светом, светлым, белым. Зло —  с тьмой, тёмным, чёрным....

Презентация к курсу ОРКСЭ. Светская этика. Тема "Альтруизм и эгоизм".

В презентации раскрываются основные понятия, связанные с темой (эгоизм, милосердие, любовь. понимание, долг, терпимость, меценатство).  Для иллюстрации используются примеры от сказочных персонаже...

Урок ОРКСЭ (светская этика). В гости к дедушке Этикету. (Простые школьные и домашние правила этикета)

Урок ОРКСЭ (модуль основы светской этики ) 4 класс. Тема "Этикет". Урок № 3 (9)...

Урок ОРКСЭ. Светская этика

Урок ОРКСЭ. Светская этикаКласс: 4 Тема урока: «Милосердие» Цель урока:формирование  этических  норм  поведения  в  общении друг  с  друго...

Урок ОРКСЭ Светская этика. Ценность рода и семьи

Конспект урока по теме "Ценность рода и семьи"...