Открытый урок по ОРКиСЭ на тему: "Добро и зло".
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Открытый урок с презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по ОРКиСЭ

по теме:

«Добро и зло».

Цели:

  • развитие представлений учащихся о добре и зле;
  • воспитание потребности к совершению добрых поступков.

Задачи:

  • развивать у детей чувство взаимопонимания и поддержки;
  • развивать умение различать понятия  «добро» и «зло».

Ход урока.

1. Организационный момент

2. Введение в тему

– Послушайте притчу и попробуйте определить ее тему.

Давным-давно жила прекрасная птица. Возле ее гнезда находились дома людей. Каждый день птица исполняла их заветные желания. Но однажды счастливая жизнь людей и птицы-волшебницы кончилась. Так как в эти места прилетел злой и страшный дракон. Он был очень голодный, и его первой добычей стала птица Феникс. Съев птицу, дракон не утолил свой голод и стал поедать людей. И тогда произошло великое разделение людей на два лагеря. Одни люди, не желая быть съеденными, перешли на сторону дракона, и сами стали людоедами, а другая часть людей постоянно искала надежное убежище, страдая от притеснений жестокого чудовища. Наконец дракон, насытившись, улетел в свое мрачное царство, а люди стали населять всю территорию нашей планеты. Они не остались под одним кровом, потому что не могли жить без доброй птицы, кроме того они постоянно ссорились. Так на свете появилось добро и зло.

3. Объявление темы урока.

  • О чем эта притча?
  • Как будет звучать тема нашего урока?

4. Работа по теме урока.

  • В каком литературном жанре мы наиболее часто сталкиваемся с победой добра над злом?
  • Назовите героев народных сказок, представителей этих сил.
  • Какие черты характера присущи представителям сил “добра” и “зла”?

Работа в парах.

 - Придумайте на каждую букву слова “добро” слова, обозначающие положительные качества характера человека.

д – дружелюбный;
о – отзывчивый;
б – бережливый;
р – рассудительный;
о – откровенный;

 - Какие отрицательные качества человека вы знаете?

  • Выберите из предложенных сказок ту, где отрицательный персонаж совершает добрый поступок. Объясните, как вы понимаете, почему?
    (“Царевна-лягушка”, “Гуси-лебеди”,“Русалочка”, “Дикие лебеди”, “Белоснежка и семь гномов”, “Финист – ясный сокол”).
  1. Физ. минутка.

- Все вы любите сказки. И одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Учитель называет сказочного героя.

Если добрый герой – вы поднимаете руки вверх, если злой – наклоняетесь вперёд. ( Иван – царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас – Барабас, Красная Шапочка, гуси – лебеди, водяной, Баба – яга, Золушка, Морозко, Мальвина ).

  1. Продолжение работы по теме урока.

Перед вами части пословиц и поговорок. Попробуйте соединить их.

Доброе слово

пока есть силы.

Доброе слово человеку,

кто добра не делает никому.

Не одежда красит человека,

чтобы добро тебя нашло.

Давай вершить добро,

Тому нет времени быть добрым.

Худо тому,

и некоторые глухие могут слышать.

Твори добро,

а его добрые дела.

Кто слишком долго думает о том, чтобы делать добро,

и кошке приятно.

Доброта- язык, на котором немые могут говорить

что дождь в засуху.

Поразмыслим над пословицей : ( пословица на слайде )

«Рождает зверя зверь,

Рождает птица птицу,

От доброго добро,

От злого зло родится».

Высказывания учащихся.

Ещё раз прочитайте, записанную на доске пословицу.

-Вы обратили внимание на то, что рядом с добром часто упоминается зло. Как вы думаете, почему?

-Верно, добро всегда противодействует злу, борется с ним.

-Попробуйте охарактеризовать разницу между добром и злом.

Пусть ребята поразмыслят, попытаются найти точные характеристики.

-Один из философов Альберт Швейцер очень образно определил сущность добра и зла: «Добро – то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей».

  • Следовательно, основное назначение человека – творить добро.
  • Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?
  • Обсудите в паре, как сделать так, чтобы добра стало больше?

          Высказывания детей.

  • Давайте попробуем с Вами сделать доброе дело.
  • У каждой пары лежит на парте белый лист бумаги и заготовки. Наша задача, создать добрую деревню и дать нашей картине название.
  • Какое чувство вы испытывали, делая доброе дело?

7.Работа с учебником:

стр.12 -13 — работа с текстом.

8. Рефлексия.

 - Оцените свое настроение.

9. Итог урока.

Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, трудолюбивыми, добрыми. Ведь делать добро – это здорово.

И в заключении мне хотелось бы прочитать вам еще одну притчу.

Жил мудрый старец. Люди, зная это,
И в холод, и в палящую жару
За помощью и за простым советом
Из дальних стран толпою шли к нему.

Вопросов у людей всегда так много,
Кто только гостем здесь не побывал.
Но старец, помолясь усердно Богу,
На все вопросы притчей отвечал.

И вот, когда закат земли касался,
А ночь была готова день сменить,
Из дальних странствий путник возвращался,
Спешил он с мудрецом поговорить.

Не смог тот путник отыскать ответа
На свой вопрос, куда бы ни ходил.
А поутру, встав рано до рассвета,
С надеждой у мудрейшего спросил:

"Скажи, отец, ну почему так быстро
Плохое может сердцем завладеть?
Греховные привычки или мысли
Стараются поглубже кинуть сеть.

К плохому мы нетрудно привыкаем,
И злое укрепляется быстрей,
Чем доброе, посеянное нами.
В неравной схватке зло добра сильней?

А если зло в себе хотим исправить,
Греховное на чистое сменить,
То ждать плода приходится годами,
Чтоб доброту в себе укоренить.

Чтоб грех посеять не нужна сноровка,
Он может быстро душу погубить.
А доброе нужна тут тренировка,
Нельзя иначе сердце сохранить.

Ну почему, отец, так происходит?
Должно добро быстрее всход давать.
А в жизни получается напротив…
Что ты на это можешь мне сказать?"

Подумал старец, помолился Богу,
Но притчу говорить свою не стал.
Окинул взглядом пыльную дорогу,
Нагнулся и два семечка поднял.

Одно из них с изъянами, гнилое,
Он в землю возле дома закопал,
Второе же хорошее такое
На солнце положил и так сказал:

- Гнилое семя - грех, добро - другое.
Ты наблюдай, вот мой тебе совет.
Природа лгать не будет, и ты вскоре
На свой вопрос получишь сам ответ.

Неделя пролетела в ожиданье,
Не находил себе тот путник сна.
Едва дождавшись солнца утром ранним,
Пришел он посмотреть на семена.

То семя, что на солнышке лежало,
Засохло. Выдул влагу ветерок.
Гнилое же погибнуть не желало -
Из семечка проклюнулся росток.

Он с каждым днем корнями укреплялся,
Хоть и невзрачным был совсем на вид.
«Сорняк!» - все говорили. Ухмылялся.
Поскольку знал, что многим навредит.

Порою с нами тоже так бывает -
Спешим всем рассказать про добрый плод.
Его на обозренье выставляем,
От слов красивых внутренность поет.

Людские речи согревают душу,
Возводят на почетный пьедестал,
И вновь хотят услышать наши уши
Досель еще не слышанных похвал.

Хорошее в нас быстро угасает,
От счастья и похвал мы польщены.
Гордыня с хвастовством одолевают
Все доброе, чем были мы полны.

Грехи же скрыть пытаемся поглубже
И ничего о них не говорим,
Стараемся мы Богу быть послушны,
Но об изъянах в сердце мы молчим.

Грехи молчанье наше одобряют:
Их не тревожат, их не теребят.
Все глубже свои корни опускают -
Так укрепить позиции хотят.

Мой друг, хочу совет тебе дать дельный,
Да и себе, конечно, что ж скрывать:
В молитве перед Богом на коленях
Не бойся об изъянах рассказать.

О том, что много лет тебя терзает,
Излей пред Богом, голову склоня.
Отец о всех тревогах, тайнах знает,
И где бы ни был ты, хранит тебя.

А добрые дела твори в смиреньи,
Не выставляй их людям напоказ.
Имей в себе любовь, храни терпенье,
И Бог, увидев тайное, воздаст!

 - Ребята, я желаю вам творить добро, чтобы добро вас нашло...!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДОБРО И ЗЛО

Слайд 2

СКАЗКА

Слайд 3

ДОБРО

Слайд 5

Доброе слово пока есть силы. Доброе слово человеку, кто добра не делает никому. Не одежда красит человека, чтобы добро тебя нашло. Давай вершить добро, Тому нет времени быть добрым. Худо тому, и некоторые глухие могут слышать. Твори добро, а его добрые дела. Кто слишком долго думает о том, чтобы делать добро, и кошке приятно. Доброта- язык, на котором немые могут говорить что дождь в засуху.

Слайд 6

ПРОВЕРЬ СЕБЯ «Доброе слово и кошке приятно» «Доброе слово человеку, что дождь в засуху» «Не одежда красит человека, а его добрые дела» «Давай вершить добро, чтобы добро тебя нашло» «Худо тому, кто добра не делает никому» «Твори добро, пока есть силы» «Кто слишком долго думает о том, чтобы делать добро, тому нет времени быть добрым» «Доброта — язык, на котором немые могут говорить и некоторые глухие могут слышать»

Слайд 7

ПОРАЗМЫСЛИМ НАД ПОСЛОВИЦЕЙ «Рождает зверя зверь, Рождает птица птицу, От доброго добро, От злого зло родится»

Слайд 8

«Добро — то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей» Альберт Швейцер

Слайд 9

О ДОБРЕ И ЗЛЕ

Слайд 10

Рефлексия настроения и эмоционального состояния Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Слайд 11

«Твори добро, чтобы добро тебя нашло»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ОРКиСЭ по теме "Добро и зло"

Конспект урока и презентация....

урок по ОРКСЭ на тему Добро и Зло

Урок подходит для проведения урока в разных модулях ОРКСЭ, где есть тема Добро и Зло....

Материалы к уроку ОРКСЭ, 4 класс. Тема: "Добро и зло"

Материалы к уроку ОРКСЭ по теме "Добро и зло" содержат подборку пословиц и поговорок народов мира о добре и зле, афоризмы, а также материалы по мотивам русских народных и литературных сказок....

Открытый урок по ОРКиСЭ на тему: Любовь -основа жизни

Материал содержит конспект урока и мультимедийную презентацию к уроку....

Конспект урока по ОРКСЭ на тему: "Добро и зло"

Конспект урока по ОРКЭСЭ на тему: "Добро и зло"...

Урок по ОРКСЭ на тему "Добро и зло"

Данную методическую разработку можно использовать как урок по ОРКСЭ в 4 классе или во внеурочной деятельности....

Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Добро и зло", 4 класс

Урок общеметодологической направленности.Цель урока - формировать у обучающихся нравственные качества и моральные ориентиры....