Урок ОРКиСЭ по теме "Добро и зло"
план-конспект урока (4 класс) на тему
Конспект урока и презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_orkse_dobro_i_zlo.zip | 885.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме «Добро и зло»
Предметная область: «Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль: « Основы светской этики»
Класс: 4
Цель: формирование основ морали – осознанной необходимости определенного поведения, обусловленного в обществе представлениями о добре и зле.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
-Побудить к уважительному отношению к иному мнению, к иной точке зрения;
-Способствовать формированию этических чувств доброжелательности.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- Создать условия для формирования умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать);
-Способствовать формированию умений объяснять понятия «добро» и «зло» (познавательные УУД);
-Способствовать формированию умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;
-Создать условия для формирования умений работать в группах (коммуникативные УУД);
-Побудить к формированию рефлексии (регулятивные УУД).
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
-Подвести обучающихся к пониманию основных категорий морали- добро и зло.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: мастерская ценностных ориентаций
Методы: проблемно - поисковый; работа в группах.
Предполагаемый результат:
- обучающиеся имеют четкое представление о понятиях «Добро» и «Зло»,
- умеют давать оценку различным ситуациям и поступкам,
- способны дать анализ своим действиям и действиям товарищей,
- умеют работать в составе группы, анализировать учебный материал, излагать свою точку зрения.
Оборудование: ПК учителя, мультимедийное оборудование, карточки, капельки со словами (добро и зло), весы.
Ход занятия:
1. Индуктор
Зло как снежный ком катилось
И все больше становилось
Тут добро, как будто солнце
Глянуло в свое оконце.
И от Зла не отвернулось
А спокойно… улыбнулось.
Знаете, что вдруг случилось
Зло исчезло… Растворилось
Е.Королёва
-О чём стихотворение, которое я Вам сейчас прочитала?
-Какова его тема? Основная мысль?
-Кто уже понял, какова тема нашего сегодняшнего урока?
2. Самоконструкция
Поиграем в ассоциации. Заполните таблицу. Напишите, что у вас ассоциируется с добром, а что со злом.
цвет | слово | чувство | сказ. герой | поступок | |
добро | |||||
зло |
3. Социконструкция.
Работа в группах.
1. Как вы понимаете слово «добро»/ «зло». Подберите к этим слова однокоренные слова.
2. Прочитайте определение понятия добра/зла в словаре и сравните с вашими ответами. Как изменилось или дополнилось ваше представление об этих понятиях?
Словарь Ожегова
ДОБРО. Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок.
ЗЛО. 1. Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок. 2. Беда, несчастье, неприятность. 3. ед. Досада, злость. Сделать что-н. со зла 3. берет. Иметь (держать) з. на кого-н. Зла не хватает на кого-н. (очень зол на кого-н.; разг.).
Синонимы: доброта, добропорядочность, добродетель, доброволец, добровольность, доброжелатель, доброжелательность, добродушие, добряк, доброхот; злодей, злодеяние, злобный, незлобливый, злоключение.
Добро и зло являются основными этическими понятиями. Именно знанием о добре и зле руководствуются люди, совершая хорошие и дурные поступки. С точки зрения добра и зла человек оценивает как свои поступки, так и поступки других людей. Благодаря тому, что люди выработали понимание добра и зла, они могут поддерживать добрые отношения друг с другом, запрещать и предотвращать ссоры, насилие, жестокость.
3. Перед вами карточки с качествами человека. Вам необходимо распределить их на две группы
Качества - «помощники» добра.
Качества - «помощники» зла.
Мужество, честь, хвастливость, жестокость, скромность, милосердие, совесть, трусость, зависть, жадность, честность, тактичность, болтливость, правдивость, хитрость, бестактность, лживость, малодушие, справедливость, выдержка, эгоизм, бескорыстие.
4. Составьте синквейн со словами «добро»/ «зло»
Добро.
Чистое, бескорыстное.
Существует, помогает, воодушевляет.
Добро всегда побеждает зло.
Польза.
4. Разрыв
1. Работа с притчей
Когда- то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: - В каждом человеке идет борьба, похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
-О каких волках говорил старик?
Внук задумался над словами деда и спросил: - А какой волк в конце концов побеждает? …..
-Как вы думаете, что ответил старик?
Старик улыбнулся и ответил: - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
- Как вы понимаете слова старика?
«Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь: до первых нужно дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? Выбирай достойное, а не лёгкое». Академик Д.С.Лихачёв
2. Согласны ли в с данной схемой?
Доброта добрый поступок благодарность
Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра:
Карандаш мне дал однажды
(Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете, чуть не в каждой.
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок –
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка,
Откусить мне дал когда–то,
А теперь поставил в счёт.
И меня к нему, ребята,
Что–то больше не влечёт.
А. Барто
- О чём вы задумались, слушая стихотворение?
5. Социоконструкция
Добро и зло на чаше весов.
- Как выдумаете, ребята, чего на Земле больше: добра или зла? Может быть нам помогут узнать это весы?
- На одну чашу мы будем класть «зло»: зависть, грубость, хамство, наглость, жадность, лицемерие, безразличие.
- Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с «добром».
Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, совершают люди вокруг нас и по капельки положим их на чашу весов с «добром»: благородство, дружелюбие, радость, душевность, доброжелательность, счастье, отзывчивость, чуткость, забота, дружба, понимание, внимание, милосердие, доверие, любовь.
(Дети выходят по одному к весам со своей капелькой.)
- Вот видите, ребята, как можно победить зло, так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки в реку, реки – в море добра.
Игра «Добрый гном»
Чтобы мы не забывали о доброте друг к другу, мы с вами поиграем в игру, которая называется «Добрый гном»
Для этого вы напишите на листочке своё имя и сложите так, чтобы не развернулся. Я эти листочки перемешаю и вам раздам. Для того, кто вам достался, вы – «добрый гном». Одно условие – нельзя рассказывать, кто кому достался. Что же означает «добрый гном»? Это означает, что вы в течение недели должны сделать что-нибудь приятное, не привлекая к себе при этом внимания. Кто для кого был «добрый гномом» и какие добрые дела сделали, мы узнаем на следующем занятии. Одно из главных условий игры – на все добрые дела не должны быть потрачены деньги.
Домашнее задание
Творческое задание «Творить добро»
«Если бы я…»
- Если я был ветром, то…
- Если бы я был звездой, то…
- Если бы я был морем, то…
- Если бы я был лесом, то…
- Если бы я был врачом, то…
- Если бы я был волшебником, то…
- Если бы я был изобретателем, то…
6. Рефлексия
Как часто мы спорим, не зная значения слов.
А суть их поймёшь — и ответ очевидный готов.
Вот так же с вопросом важнейшим о зле и добре.
Все спорят, а смысл исчезает, как в чёрной дыре.
Но этот вопрос нам нельзя отложить на потом.
Иначе неясно, зачем на Земле мы живём.
Источник добра — совершенный и вечный Творец,
А зла — Разрушитель, кого ждёт бесславный конец.
Добро — гармоничный, живой, многокрасочный мир.
А зло — разрушенье, болезнь, паразит и вампир.
И ясно, что злу равноправным с добром не бывать.
И сущность свою злу приходится вечно скрывать.
Избытка добра не бывает нигде, никогда.
И лучше для всех, чтобы сгинуло зло навсегда.
И зло «нужно» миру, как людям — несчастья, беда,
Болезни, пороки, преступность, война и вражда.
И цель нашей жизни — гармонию мира крепить,
От зла отказаться, не дать ему мир погубить.
Но снова твердят о медали и двух сторонах,
О двух порождающих жизнь силовых полюсах…
Возможно, хотят утвердить своё право на зло,
Мечтают, чтоб зло им хоть в чём-нибудь, да помогло.
Но жизнь дал Творец, отвечать нам придётся пред ним.
А мы здесь всё спорим и правды признать не хотим…
Ю. НОВИКОВ «Споры о добре и зле»
-Что для вас сегодня было ценным?
-Что нового для себя вы узнали?
-О чем вы расскажете членам своей семьи и друзьям?
- Какой ответ вы дадите на главный вопрос «Что я могу сделать, чтобы наш мир стал добрее?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уроки ОРКиСЭ.
Презентации уроков....
Презентация к уроку ОРКиСЭ по модулю "Светская этика" 4 класс по теме "Альтруизм и эгоизм"
Данная презентация содержит определения основных понятий урока (альтруизм и эгоизм), знакомит с признаками эгоистичного человека. Притча и предложенные иллюстрации к известным литературным...
Учебно-методическая разработка урока ОРКиСЭ
Всероссийский конкурс «Преподавание курса ОРКиСЭ в начальной шк...
Конспект урока ОРКиСЭ "Искусство - часть духовной культуры" 4 класс
Конспект первого урока по теме "Исскусство - часть духовной культуры". На уроке рассматривается значение искусства и его виды....
Презентация к уроку ОРКиСЭ "Исскуство - часть духовной культуры" 4 класс
В презентации представлены виды искусства, особое внимание уделяется скульптурам животных в Санкт-Петербурге....
Урок ОРКиСЭ по теме: "Христос и его крест"
Цель урока: формирование понимания значения креста для христиан.Задачи урока: - ознакомить детей с основными этапами и событиями земной жизни Иисуса Христа;- способствовать воспитанию нравс...
Конспект урока ОРКиСЭ "Возникновение религии"
Тема урока: Возникновение религий.Цель: Изучение возникновения Иудейской религии.Задачи: 1) формировать умения поиска информации, умения выделять основное;2) формировать умения работать в ...