Урок ОРКиСЭ по теме "Добро и зло"
план-конспект урока (4 класс) на тему

Герасимова Т. В.

Конспект урока и презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon konspekt_uroka_po_orkse_dobro_i_zlo.zip885.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме «Добро и зло»

Предметная область: «Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль: « Основы светской этики»

Класс: 4

               

Цель: формирование основ морали – осознанной необходимости    определенного поведения, обусловленного в обществе представлениями о добре и зле.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

-Побудить к уважительному отношению к иному мнению, к иной точке зрения;

-Способствовать формированию этических  чувств доброжелательности.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- Создать условия для формирования умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать);

-Способствовать формированию умений объяснять понятия «добро» и «зло» (познавательные УУД);

-Способствовать формированию умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;

-Создать условия для формирования умений работать в группах (коммуникативные УУД);

-Побудить к формированию  рефлексии (регулятивные УУД).

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

-Подвести обучающихся к пониманию основных категорий морали- добро и зло.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: мастерская ценностных ориентаций

Методы: проблемно - поисковый; работа в группах.

Предполагаемый результат:

  1. обучающиеся имеют четкое представление о понятиях «Добро» и «Зло»,
  2. умеют давать оценку различным ситуациям и поступкам,
  3.  способны дать анализ своим действиям и действиям товарищей,
  4. умеют  работать в составе группы, анализировать учебный материал, излагать свою точку зрения.

Оборудование: ПК учителя, мультимедийное оборудование, карточки, капельки со словами (добро и зло), весы.

Ход занятия:

1. Индуктор

Зло как снежный ком катилось

И все больше становилось

Тут добро, как будто солнце

Глянуло в свое оконце.

И от Зла не отвернулось

А спокойно… улыбнулось.

Знаете, что вдруг случилось

Зло исчезло… Растворилось

                                                    Е.Королёва

-О чём  стихотворение, которое я Вам сейчас прочитала?

-Какова его тема? Основная мысль?

-Кто уже понял, какова тема нашего сегодняшнего урока?

2. Самоконструкция

Поиграем в ассоциации. Заполните таблицу. Напишите, что у вас ассоциируется с добром, а что со злом.

цвет

слово

чувство

сказ. герой

поступок

добро

зло

3. Социконструкция.

Работа в группах.

1. Как вы понимаете слово «добро»/ «зло». Подберите к этим слова однокоренные слова.

2. Прочитайте определение понятия добра/зла в словаре и сравните с вашими ответами. Как изменилось или дополнилось ваше представление об этих понятиях?

Словарь Ожегова

ДОБРО. Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок. 

ЗЛО. 1. Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок. 2. Беда, несчастье, неприятность. 3. ед. Досада, злость. Сделать что-н. со зла 3. берет. Иметь (держать) з. на кого-н. Зла не хватает на кого-н. (очень зол на кого-н.; разг.).

Синонимы: доброта, добропорядочность, добродетель, доброволец, добровольность, доброжелатель, доброжелательность, добродушие, добряк, доброхот; злодей, злодеяние, злобный, незлобливый, злоключение.

Добро и зло являются основными этическими понятиями. Именно знанием о добре и зле руководствуются люди, совершая хорошие и дурные поступки. С точки зрения добра и зла человек оценивает как свои поступки, так и поступки других людей. Благодаря тому, что люди выработали понимание добра и зла, они могут поддерживать добрые отношения друг с другом, запрещать и предотвращать ссоры, насилие, жестокость.

3. Перед вами карточки с качествами человека. Вам необходимо распределить их на две группы

Качества - «помощники» добра.

Качества - «помощники» зла.

Мужество,  честь,  хвастливость,   жестокость,  скромность,  милосердие, совесть, трусость, зависть,  жадность,  честность,   тактичность,  болтливость, правдивость,  хитрость,   бестактность,  лживость,  малодушие, справедливость, выдержка,  эгоизм, бескорыстие.

4. Составьте синквейн со словами «добро»/ «зло»

Добро.
Чистое, бескорыстное.
Существует, помогает, воодушевляет.
Добро всегда побеждает зло.
Польза.

4. Разрыв

1. Работа с притчей

Когда- то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: - В каждом человеке идет борьба, похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

-О каких волках говорил старик?

Внук задумался над словами деда и спросил: - А какой волк в конце концов побеждает? …..

-Как вы думаете, что ответил старик?

Старик улыбнулся и ответил: - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

- Как вы понимаете слова старика?

«Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь: до первых нужно дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? Выбирай достойное, а не лёгкое».  Академик Д.С.Лихачёв

2. Согласны ли в с данной схемой?

Доброта        добрый     поступок         благодарность

Друг напомнил мне вчера,

Сколько сделал мне добра:

Карандаш мне дал однажды

(Я в тот день забыл пенал),

В стенгазете, чуть не в каждой.

Обо мне упоминал.

Я упал и весь промок –

Он мне высохнуть помог.

Он для милого дружка

Не жалел и пирожка,

Откусить мне дал когда–то,

А теперь поставил в счёт.

И меня к нему, ребята,

Что–то больше не влечёт.

                                       А. Барто

- О чём вы задумались, слушая стихотворение?

5. Социоконструкция

Добро и зло на чаше весов.

- Как выдумаете, ребята, чего на Земле больше: добра или зла? Может быть нам помогут узнать это весы?

- На одну чашу мы будем класть «зло»: зависть, грубость, хамство, наглость, жадность, лицемерие, безразличие.

- Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с «добром».

Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, совершают люди вокруг нас и по капельки положим их на чашу весов с «добром»: благородство, дружелюбие, радость, душевность, доброжелательность, счастье, отзывчивость, чуткость, забота, дружба, понимание, внимание, милосердие, доверие, любовь.

(Дети выходят по одному к весам со своей капелькой.)

- Вот видите, ребята, как можно победить зло, так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки в реку, реки – в море добра.

 Игра «Добрый гном»

Чтобы мы не забывали о доброте друг к другу, мы с вами поиграем в игру, которая называется «Добрый гном»

Для этого вы напишите на листочке своё имя и сложите так, чтобы не развернулся. Я эти листочки перемешаю и вам раздам. Для того, кто вам достался, вы – «добрый гном». Одно условие – нельзя рассказывать, кто кому достался. Что же означает «добрый гном»? Это означает, что вы в течение недели должны сделать что-нибудь приятное, не привлекая к себе при этом внимания. Кто для кого был «добрый гномом» и какие добрые дела сделали, мы узнаем на следующем занятии. Одно из главных условий игры – на все добрые дела не должны быть потрачены деньги.

Домашнее задание

Творческое задание «Творить добро»

«Если бы я…»

- Если я был ветром, то…

- Если бы я был звездой, то…

- Если бы я был морем, то…

- Если бы я был лесом, то…

- Если бы я был врачом, то…

- Если бы я был волшебником, то…

- Если бы я был изобретателем, то…

6. Рефлексия

Как часто мы спорим, не зная значения слов.

А суть их поймёшь — и ответ очевидный готов.

Вот так же с вопросом важнейшим о зле и добре.

Все спорят, а смысл исчезает, как в чёрной дыре.

Но этот вопрос  нам нельзя отложить на потом.

Иначе неясно, зачем на Земле мы живём.

Источник добра — совершенный и вечный Творец,

А зла — Разрушитель, кого ждёт бесславный конец.

Добро — гармоничный, живой, многокрасочный мир.

А зло — разрушенье, болезнь, паразит и вампир.

И ясно, что злу равноправным с добром не бывать.

И сущность свою злу приходится вечно скрывать.

Избытка добра не бывает нигде, никогда.

И лучше для всех, чтобы сгинуло зло навсегда.

И зло «нужно» миру, как людям — несчастья, беда,

Болезни, пороки, преступность, война и вражда.

И цель нашей  жизни — гармонию мира крепить,

От зла отказаться, не дать ему мир погубить.

Но снова твердят о медали и двух сторонах,

О двух порождающих жизнь силовых полюсах…

Возможно, хотят утвердить своё право на зло,

Мечтают, чтоб зло им хоть в чём-нибудь, да помогло.

Но жизнь дал Творец, отвечать нам придётся пред ним.

А мы здесь всё спорим и правды признать не хотим…

                              Ю. НОВИКОВ «Споры о добре и зле»

-Что для вас сегодня было ценным?

-Что нового для себя вы узнали?

-О чем вы расскажете членам своей семьи и друзьям?

- Какой ответ вы дадите на главный вопрос «Что я могу сделать, чтобы наш мир стал добрее?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки ОРКиСЭ.

Презентации уроков....

Презентация к уроку ОРКиСЭ по модулю "Светская этика" 4 класс по теме "Альтруизм и эгоизм"

Данная презентация содержит определения  основных понятий урока (альтруизм и эгоизм), знакомит с признаками эгоистичного человека. Притча и предложенные иллюстрации  к известным литературным...

Учебно-методическая разработка урока ОРКиСЭ

                                  Всероссийский конкурс «Преподавание курса ОРКиСЭ в начальной шк...

Конспект урока ОРКиСЭ "Искусство - часть духовной культуры" 4 класс

Конспект первого урока по теме "Исскусство - часть духовной культуры". На уроке рассматривается значение искусства и его виды....

Презентация к уроку ОРКиСЭ "Исскуство - часть духовной культуры" 4 класс

В презентации представлены виды искусства, особое внимание уделяется скульптурам животных в Санкт-Петербурге....

Урок ОРКиСЭ по теме: "Христос и его крест"

Цель урока: формирование понимания значения креста для христиан.Задачи урока:  - ознакомить детей с основными этапами и событиями земной жизни Иисуса Христа;- способствовать воспитанию нравс...

Конспект урока ОРКиСЭ "Возникновение религии"

Тема урока: Возникновение религий.Цель:  Изучение возникновения Иудейской религии.Задачи: 1) формировать умения поиска информации, умения  выделять основное;2) формировать умения работать в ...