Конспект занятия по основам православной культуры по теме "Иконы"
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Литовченко Нина Николаевна

Данный конспект занятия может быть использован педагогами как на уроках ОРКСЭ (модуль "ОПК"), так и на занятиях внеурочной деятельности в классах казачьей направленности- кружка "Основы православной культуры" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_teme_ikony.doc104.5 КБ
Файл prilozhenie3.docx137.3 КБ
Файл prilozhenie2.docx152.06 КБ
Файл prilozhenie_4.docx87.73 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4 г. Гулькевичи

муниципального образования Гулькевичский район

 

Методическая разработка занятия кружка «Основы православной культуры»  

по теме: «Иконы»

Автор:

Литовченко Нина  Николаевна,

учитель начальных классов,

муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы

№ 4 г. Гулькевичи

муниципального образования

Гулькевичский район

 


План – конспект занятия

Ф.И.О.(полностью)

Литовченко Нина Николаевна

Место работы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4 г. Гулькевичи

Должность

Учитель начальных классов

Телефон, E-mail  

8-961-53-000-59, litov4nina@mail.ru   

Предмет (кружок)

Основы православной культуры

Класс

4

Тема занятия

Иконы

Тип занятия

Урок открытия новых знаний

Цель

Формирование первого представления об иконах.

Задачи

Образовательные:  

  • объяснять понятие – икона;
  • знать особенности написания икон;
  • выяснить, чем икона отличается  от обычной живописной картины;
  • выяснить значение икон для христианина.

Развивающие:

  • участвовать в эвристической беседе, решать проблемные задания, делать выводы.
  • Работать в группах и парах, публично выступать.

Воспитывающие:

  • уметь воспринимать красоту;
  • способствовать развитию любви к культуре и истории страны.

Формировать Универсальные Учебные Действия:
Личностные: 

  • осознание  культурной идентичности, уважение к культуре народа.

Познавательные:

  • поиск и выделение информации, анализ объектов с целью выделения признаков, создание способов решения проблем, доказательство.

Регулятивные:  

  • целеполагание,  оценивание степени  успешности.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей,  понимать позицию другого, работать в парах, группах.

Планируемый результат

Предметные:

  • овладение базовыми знаниями, развитие умения искать, анализировать, сопоставлять события.

Личностные:

  • осознание  своей  этнической принадлежности, знание  культуры своего  народа

 Метапредметные:

  • готовность к сотрудничеству, владение умениями работать с различными источниками

Используемые технологии

Технология проблемного изучения, здоровье сберегающая.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник «Основы православной культуры» А.В. Куравлев

Наглядный и раздаточный материал, мультимедиа, презентация (Приложение 1). , карточки (Приложение 2), пропись иконы (Приложение 3), кроссворд  (Приложение 4)

Организация пространства

Работа фронтальная, в парах, группах

2.Технологическая карта урока

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся        

УУД

1этап. Мотивирование к учебной  деятельности

(организационный момент)

Цель – мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки 

     

Обеспечение эмоциональной готовности к уроку, создание позитивной обстановки. Проверяет готовность к уроку.

Добрый день, ребята!

- Все ли вы готовы к уроку?

-Я желаю, чтобы он прошел плодотворно, и каждый из вас открыл для себя что-то новое.

-Улыбнитесь друг другу,
Пожелайте мысленно удачи.

Проверяют готовность к уроку.

Желают друг другу успеха.

Личностные: 
Воспринимать речь учителя, выражать положительное отношение к процессу познания
Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков

Диалог с учителем

Личностные: самоопределение; самообразование

2. Проверка домашнего задания

Цель – выявление   выполнения домашнего задания.

Слайт 1

Слайт 2

Слайт 3

Выявление уровня знаний и качества выполнения домашнего задания.

-Ребята, давайте вспомним, о чем мы узнали на прошлом уроке.

-Правильно. Мы говорили о Храме.

-Составьте синквейн со словом Храм

-Ребята, вы должны были вместе с родителями составить свод правил «Как вести себя в храме». Давайте послушаем, что у вас получилось.

На прошлом уроке мы познакомились еще с одним понятием – иконостас. Что это такое?

Ведут диалог с учителем с опорой на слады презентации

Работа в парах - составление сиквейна с использованием карточки- подсказки.

1 сущ. (кто, что?) _____________

2 прил. (какой, какая?) _________

3 глагола (что делает?)_________

Фраза из 4 слов  _____________

1 сущ. (новое звучание темы)________________________

Зачитывают составленный дома свод правил «Как вести себя в храме».

Ответы детей: Иконостас – стена, состоящая из икон.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков

Диалог с учителем

Личностные: самоопределение; самообразование


Регулятивные:

умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; проговаривать   высказывать своё предположение.

  1. Целеполагание и мотивация.

Слайт 4

Учитель подводит к теме урока через отрывок из произведения, который описывает внутреннее убранство храма: «Внутреннее убранство христианских храмов отличается красотой и роскошью. Огромное количество светильников, икон в золотых и серебряных окладах, фрески, мозаики, роспись плафонов – все это говорит о почитании православных святых, Богородицы и Бога. Благодаря внутреннему убранству, которое собиралось в храмах несколько веков создается ощущение одухотворенности, умиротворения, возвышенности. Создается обстановка, располагающая к беседе с Богом.

Вместе со строительством храмов на Русь пришла иконопись – искусство создания икон. Икона – это священное для верующих изображение Бога, Богородицы или святого, нарисованного на доске. Сохранились иконы, которые располагаются на иконостасе в несколько рядов. На самом верху иконостас венчает крест. В храмах находятся иконы, которые написаны много столетий назад, перед которыми молились многие поколения православных христиан.

Такие намоленные иконы особо почитаются верующими. Одна из самых чтимых икон в России – это икона Владимирской богоматери.

В центре иконостаса расположены двери для прохода в алтарь, которые именуются Царскими вратами. Перед иконостасом находится возвышение – амвон, с которого читается Евангелие и священник произносит проповеди.

Иконы располагаются не только на иконостасе, но и украшают стены храма. Возле них стоят подсвечники, и каждый верующий может помолиться у образа избранного им святого и поставить свечку»

-Сегодня мы будем говорить с вами об иконе.

Включаются в мыслительную деятельность:

  • формулируют тему урока, понравившуюся записывают в тетрадь;
  • ставят задачи;
  • прогнозируют ожидаемые результаты.

Познавательные
анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
извлекать   и преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные: высказывать и аргументировать свою точку зрения;
слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

Регулятивные:
искать пути решения проблемы.
высказывать предположения на основе наблюдений.
осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

  1. Первичное осмысление материала.

Слайт 5

  1. Изучение нового материала.

Слайд 6

Карточка  (Приложение2)

-Ставит проблемный вопрос и создает условия для поиска решения проблемы.

Что такое икона?

 Чем икона отличается от обычной живописной картины?

Предлагает самостоятельную работу в группах.

-Посмотрите на слад. Что вы видите?  (репродукции картин и иконы) Что можно сделать с этими изображениями? (Распределить на две группы)

-Давайте разделим их на две группы и поработаем с учебником на с.52-53 и со сладом презентации. Ответим на вопрос «Чем икона отличается от картины»

Предлагает проверить выполненное задание, сделать выводы и  подвести итоги.

Пытаются дать ответы.

Икона – это изображение Бога, Богоматери, святых. Изображение христианских праздников.

Картина – изображение предметов, людей  и событий, так как это видит художник, приукрашая увиденное на картине.

Делятся на группы, знакомятся с заданиями, при необходимости задают вопросы, распределяют роли; планируют работу.

Выполняют задания, работая с  учебником и раздаточным материалом. (Задание 1,2)

Делают выводы.

Подводят итоги.

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

Логические:

решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные: высказывать и аргументировать свою точку зрения;
слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться о совместной деятельности, работать в паре

 Личностные:  смыслообразование

Познавательные: 
 адекватно понимать содержание прочитанного текста, выделять главную информацию, основную мысль.
Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества в парах;
оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Выражать свои мысли в соответствии с нормами речевого высказывания

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Познавательные:
Обобщать знания

  1. Физкультминутка

Создает условия для укрепления и сохранения здоровья.

Гимнастика для глаз  «Восьмерка»

Организация действий учащихся для проведения гимнастики для глаз по Базарному.

выполнения  

 Следите за подснежником, прикрепленном на кончике указки.

 Рисуем глазами вертикальные и горизонтальные  восьмерки.

Исходное положение – глаза закрыты. Далее – глаза открываем – рисуем восьмерку. Как только восьмерка закончилась – глаза снова закрываем на несколько секунд. Медленный счет до восьми.

Рисуй восьмерку вертикально

и головою не крути,

А лишь глазами осторожно

ты вдоль по линиям води.

Теперь следи горизонтально

и в центре ты остановись,

Зажмурься крепко моментально.

Давай, дружочек, не ленись!

Глаза открой- ка  наконец.

Закончилась восьмерка.

 Молодец!

Выполняют движения под руководством учителя.

Делают гимнастику для глаз.

 Коммуникативные: слушать и понимать речь учителя

  1. Изучение нового материала

слайд 7

слайд 8

слайд 9

6.Закрепление нового материала

Карточка

(приложение  2)

слайд 10

слайд 11

(Приложение 3)

Предлагает посмотреть презентацию и ответить на проблемный вопрос: - Имеют ли иконы особое значение  для христианина?

 -Русская икона… Павел  Дмитриевич Корин, живописец, собиратель икон, писал: «Пока жив, буду  любоваться  ими, дышать их красотой,  питаться  их духом… Это великое искусство. Собирая камни, собираешь камни, собирая бабочек, собираешь бабочек, а, собирая древнюю русскую живопись, собираешь душу народа…»  

- Как вы понимаете слова Павла Дмитриевича?

- А для чего нужны иконы? (Ответы детей)

-Наличие икон меняет поведение, мысли и чувства человека. Человек как будто ощущает присутствие святого, чей образ отражен на иконе, либо может ощущать взгляд его на себе. Это удерживает человека от постыдных дел, гнева, ярости, помогает сдержаться от поступков, о которых, впоследствии, он может жалеть.

Человек мыслит и воспринимает не только через слова, но и через образы. Поэтому восприятие духовного мира происходит не только через священные тексты, и слова, но и через восприятие образов святых, изображенных на иконах.

Икона напоминает о молитве и направляет к ней. Перед иконой мы молимся о своих близких и любимых.

Икона  - это окно в неведомый духовный мир. Поэтому обращаясь к образу святого через икону, наши прошения и молитвы усиливаются.

-Ребята в вашем доме  обязательно должны быть иконы Спасителя и Божией Матери. И к ним мы должны обращаться со своими молитвами. Христиане не молятся иконам. Они молятся перед иконами. Христиане молятся тому, кого они видят на иконе.

-Определите, выполнив задание, кто изображен на иконах.

- Ребята, первые дошедшие до нас изображения Христа относятся  ко II в. После Рождества Христова. Но правила написания икон разрабатывались еще многие столетия.

-Процесс написания иконы разделяется на несколько последовательных этапов:

1) раскрытие иконы (закладка основных тонов);

2) опись (контур);

3) пробела — высветление одежд, зданий, горок и пр.;

4) охрение — высветление ликов и волос с последующей их обработкой (подрумянкой, притенениями и пр.);

5) нанесение ассиста.

- Ребята, перед вами прорись иконы «Казанская Божия Матерь». Давайте попробуем разрисовать прорись иконы по всем правилам.

Смотрят презентацию.

Отвечают на поставленный вопрос, доказывая свою точку зрения.

Работают в парах. Выполняют задание в парах. (Карточка – задание 3)

При проверке идет обсуждение, дети доказывают свою точку зрения.

Самостоятельная работа- разрисовка прописи иконы.

 

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные:
 выделять главную информацию, основную мысль.


Коммуникативные: управление поведением Личностные: 
Слушать учителя, выражать положительное отношение к процессу познания

7.Рефлексия

слайд 12

Предлагает сопоставить поставленные в начале урока задачи с уровнем своих достижений.

-Ребята, вам понравился наш сегодняшний урок? Вы узнали, что- то новое для себя? Оцените  свои ощущения после урока с помощью смайлика.

Оценивают результаты деятельности.

Оценивают настроение.

Личностные:

воспринимать речь учителя, выражать положительное отношение к процессу познания, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Познавательные:
выделять главную информацию, основную мысль.

обобщать знания

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Регулятивные: 
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

8.Домашнее задание

слайд 13

слайд 14 (Приложение 4)

-Ребята, вместе с родителями, разгадайте дома кроссворд по теме «Икона».

 Спасибо, за работу на уроке.

Коммуникативные: управление поведением

Личностные: 
Слушать учителя, выражать положительное отношение к процессу познания


Дополнительный материал для раскрашивания прориси.

Современные иконописцы обычно создают рисунок на бумаге, делают с него ксерокопию и «передавливают» ее на доску, используя порошковый пигмент.

Для всякого иконописца важен вопрос, как писать изображение того или другого святого. Вопрос этот разрешает так называемый Лицевой подлинник.Подлинник, Образчик, Персональник — названия книги правил изображения святых для иконописца. В книге приводятся рисунки с характерными для каждого святого чертами и внешним видом, сообщаются также кратко цвета одежд.

Если некоторые части иконы: фон, нимбы, оплечья, поручи и другие детали — предполагается позолотить, то это необходимо выполнить до нанесения красочного слоя. Для позолоты фонов, нимбов и других деталей иконы требуется так называемое «сусальное золото» — «желтое» или «червонное».

Когда рисунок готов, икона, как говорят иконописцы, «раскрывается». Раскрыть икону — значит, заложить основные тона. В иконописи используется натуральная темпера. Краски изготавливают из натуральных пигментов, которые растираются на яичной имульсии. Натуральная желтковая темпера — самая надежная в отношении прочности краска. Краски, приготовленные на желтковой эмульсии, особенно краски земляные (натуральные), с годами и веками не выгорают, а лишь крепнут. Некоторые краски по своему минеральному составу близки к глиноземам: охра желтая, охра красная, умбры. Они дают разные оттенки желтого и коричневого. Красная киноварь имеет ртутную основу и требует осторожности в использовании. Особенно красивый синий цвет дает полудрагоценный камень лазурит. Из-за своей ценности эти пигменты не всегда доступны, поэтому современные иконописцы используют синтетические сухие пигменты.

После того как икона «раскрыта», по едва просвечивающейся под тоном прориси прописываются все лики и контуры рисунка. Этот процесс в иконописи носит название «росписи» или «описи».

Красота линии зависит от изящества ее вибрации, различной насыщенности и ритмической плавности. Ритмом в иконе называется искусство проведения линии определенного размера, определенной силы, на определенном месте и в определенном направлении. Чувство иконописного ритма развивается путем наблюдений.

После росписи по одеждам искусно наносятся пробела — высветления по выпуклым местам фигуры. Пробела разделываются 2–3 раза, каждый раз сокращаясь в площади. Их первый тон лишь немного светлее основного тона, второй значительно светлее и меньше по площади, наконец, третий — самые светлые черточки, которыми отмечают наиболее выступающие места складок.

Пробелами высветляют не только одежды, но и горки, и постройки, которым на языке иконописи усвоено название «палаток», и деревья.

Основной цвет телесных частей в иконе — санкирь закладывается при общем раскрытии всего изображения. Высветления же санкиря называются плавью или охрением, а по старой терминологии вохрением, поскольку охры в древности назывались вохрами.

Асист. Но на практике в иконописной технике ассистом называется разделка лепным золотом различных узоров. Ассистом расписываются одежды Богомладенца Христа на Богородичных иконах, чем указывается на Его безначальное Божественное естество. Часто расписываются ассистом крылья Ангелов, престолы, седалища, царские и княжеские (под парчу) одежды и другие детали.



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Тема 3. «Всегда живое».  Занятие по теме «Икона»

  1. Дополни предложения, пользуясь текстом учебника на с. 52

Слово «икона» в переводе с греческого языка означает _________ . Библия говорит, что каждый человек – это _____________________. Именно поэтому христианин каждого человека воспринимает как ___________. Поэтому люди _____________   друг другу.

  1. Дополни схему  «Чем икона отличается от картины».

  1. Кто изображён на иконе?

Нерукотворный образ Господа нашего Иисуса Христа      http://panasia.ru/pics/pic_2005528_13mn14s43mls35.jpg    http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/58/661/58661955_Georgiy_Pobedonosec.jpg 

_______________________       _____________________      ______________________



Предварительный просмотр:

Кроссворд