Совесть и раскаяние
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Рочева Инна Владимировна

Титульный лист, методическая разработка в форме технологической карты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovest_i_raskayanie.rar22.92 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение            Ненецкого автономного округа «Средняя школа п. Хорей-Вер»

Курс ОРКСЭ

Модуль «Основы православной культуры»

Урок №10

Тема «Совесть и раскаяние»

4 класс

                                                                               Рочева Инна Владимировна

                                                                                 учитель начальных классов

П. Хорей-Вер

2015

Пояснительная записка

Среди множества проблем современности особенно актуальной остаётся проблема совести. Совесть-высшее свойство человеческой души. Она дарована нам свыше. Совестливый человек отличается необыкновенной быстротой осознания собственной несправедливости.

В православии «добро»-это то, что способствует росту души человека, помогает другим людям, радует Бога.

«Зло»-это то, что удаляет от добрых целей. У слова «зло» в православии есть синоним «грех».

«Грех»-это недоброе чувство, мысль или дело. Грех противоречит голосу совести. Грех и преступление не одно и то же. Всякое преступление есть грех, но государство не всякий грех считает преступлением. Человеку на его грех указывает не полицейский, а его совесть. Ведь у любого недоброго поступка человека есть свидетель – его душа.

Во время проведения урока по теме «Совесть и раскаяние» дети должны понять, что за каждый плохой поступок надо отвечать, нельзя предавать близких людей, совершать недобрые дела. Совесть может напомнить о поступках через много лет и человек будет мучаться, жалеть о содеянном. Поэтому самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью.

Образовательное учреждение

ГБОУ НАО «СШ п. Хорей-Вер»

учитель

Рочева Инна Владимировна, учитель начальных классов

Т.89118761774

Курс ОРКСЭ

Основы православной культуры

Издательство, автор учебника

Москва «Просвещение» 2012г., автор А.В.Кураев

Тема урока

«Совесть и раскаяние»

класс

4

Цель урока

Познакомить с понятиями «совесть», «раскаяние» с помощью обсуждения различных ситуаций, чтения отрывков из литературных произведений.

Задачи урока

Развитие самостоятельной и личной ответственности за свои поступки; воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; учить делать выводы, строить высказывания, слушать и понимать других; сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

Оборудование

Аудиомагнитофон, ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска,

                                            Конспект урока

Предмет ОРКСЭ «Основы православной культуры», тип: изучение нового материала.

Тема: Совесть и раскаяние.

Знакомство с понятиями «совесть» и «раскаяние» с помощью обсуждения различных ситуации.

Задачи:

  1. Задачи, направленные на достижение личностных результатов: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  2. Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: строить речевые высказывания в устной форме; делать выводы; понимать цель выполняемых действий; слушать и понимать других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
  3. Задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: составить представление о понятиях «совесть» и «раскаяние».

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Актуализация знаний.

Учитель обращает внимание на слайд1.

Затем переходит к слайду 2. И сообщает тему урока. Предлагает детям  определить вопросы, на которые хотели бы узнать ответы.

Подготовленный ученик читает стихотворение А.Барто «Совесть».

Я кошку выставил за дверь,

Сказал, что не впущу.

Весь день ищу её теперь,

Везде её ищу.

Из-за неё

Вторую ночь

Всё повторяется

Точь-в-точь,

Во сне, как наяву:

Я прогоняю кошку прочь,

Я прогоняю кошку прочь.

Потом опять зову.

Дети обсуждают стихотворение и пытаются сформулировать тему урока.

Ученики определяют основные вопросы урока:

-что такое совесть?

-нужна ли совесть человеку?

-что надо делать, чтобы не мучала совесть?

Коммуникативное УУД:

Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

Регулятивное УУД:

Понимать цель выполняемых действий; определять цель деятельности на уроке; оценивать действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

Извлекать информацию из текста, строить высказывания в устной форме, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

Слушать и понимать других, оформлять свои мысли.

Личностные УУД:

Определять и высказывать самые простые правила, делать выводы.

II. Изучение новых знаний.

Учитель предлагает дать свои понятия к слову «совесть», подобрать однокоренные слова, прочитать понятие слова в учебнике с.37

Рассуждают над понятием «совесть», высказывают своё мнение, затем прочитывают понятие в учебнике с.37

Познавательные УУД:

Извлекать информацию из текста, делать выводы, осуществлять синтез, составлять целое из частей.

Коммуникативные УУД:

Слушать и понимать других, строить речевые высказывания в соответствии с задачами, сотрудничать в совместном решении задачи.

III. Первичное осмысление и закрепление.

Читает о обсуждает с учащимися «Отречение Петра» с.36-37, подводит к выводу.

Читают отрывок из Евангелие «Отречение Петра», рассматривают мозайку(слайд3),  делают выводы:

-нельзя предавать близких и потом оправдывать себя,т.к. у каждого человека есть совесть и она будет мучать;

-совесть нужна всем, т.к. она защищает от греха.

Познавательные УУД:

Извлекать информацию из текста; строить речевые высказывания, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:

Слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные результаты:

Определять и высказывать самые простые для всех людей правила, делать выводы, анализировать свои и чужие поступки, сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

IV. Практикум.

Предлагает послушать отрывок из песни Крокодила Гены. Подводит учащихся к выводу.

Предлагает привести примеры из жизни о муках совести и раскаянии.

Подводит к выводу, что раскаяние должно быть искренним.

Читает стихотворение Мажит Гафури «Совесть».

Совесть превыше всего,

Она всех сокровищ ценней.

Ей лишь внимаю одной,

Советуюсь в жизни лишь с ней.

Слушают отрывок из песни и делают выводы, что нельзя не придавать значения чужим слезам. Если вы совершили плохой поступок, надо его исправить(раскаяться).

Читают понятие «раскаяние» на с.38, выделяют шаги раскаяния:

1 шаг-согласие человека со своей совестью;

2 шаг-исправление ошибок;

3 шаг(у христиан)-молитва к Богу.

Слайд4.

Рассказывают о своих случаях в жизни, приводят примеры раскаяния, говорят о том, что после раскаяния на душе становится легко и радостно.

Коммуникативные УУД:

Слушать и понимать других, строить высказывания в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД:

Извлекать информацию из текста, устанавливать причинно-следственные связи.

Личностные результаты:

Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм, сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

V. Итоги урока. Рефлексия.

Предлагает подвести итоги урока и закончить предложения.

Предлагает оценить работу на уроке с помощью таблицы «Лесенка достижений» (приложение1) и аргументировать свой ответ.

Отвечают на вопросы:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Я понял, что…

Я почувствовал, что…

Я попробую…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Познавательные УУД:

Строить речевые высказывания в устной форме.

Коммуникативные УУД:

Слушать и понимать других, строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме.

Домашнее задание: найти сказку или рассказ о совести и раскаянии. Рассказать родителям о значении совести для человека.

                                    Литература

  1. А.Л.Барто «Совесть».
  2. М.Гафури «Совесть».
  3. Учебник ОРКСЭ «Основы православной культуры», Москва «Просвещение»2012.
  4. Программы ОРКСЭ 4-5 классов, Москва «Просвещение» 2012.

                               Средства ИКТ

  1. Аудиозапись отрывка из песни Крокодила Гены. Автор А.Тимофеевский, музыка В.Шаинского.
  2. Мультимедийная презентация «Совесть и раскаяние»  

(приложение 2).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совесть и раскаяние

презентация к уроку ОРКСЭ...

Добро и зло, совесть и раскаяние.

ОРКСЭ Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле, что долг  и совесть - важнейшие морально-этические регуляторы поведения человека....

Добро и зло, совесть и раскаяние.

Презентация к уроку основы православной культуры....

конспект урока по курсу ОРКСЭ "Совесть и раскаяние"

 на уроке даётся  представление о роли покаяния в духовной жизни человека. Возникает потребность детей узнать о значение и связь слов «грех», «совесть», «раскаяние» в русской православной культуре; уз...

Основы православной культуры. Урок Совесть и раскаяние

Презентация - урок  по предмету "Основы православной культуры"...

ОПК Урок № 10 "Совесть и раскаяние"

Урок по теме "Совесть и раскаяние"...