Проект урока по ОРКСЭ "Совесть и раскаяние"
методическая разработка (4 класс) по теме


Предварительный просмотр:

«Основы православной культуры»

Учителя начальных классов МОУ  «Начальная школа – детский сад»с.Ивановка

Беляковой С.В.

 Проект урока.

 Тема урока: Совесть и раскаяние

Тип урока : урок открытия новых знаний

Цель урока: Познакомить учащихся с православными представлениями о добре и зле в поведении и внутреннем состоянии человека.

Задачи урока: 

Обучающая: узнать значение и связь слов «добро», «зло», «грех», «совесть» в русской православной культуре

Развивающая: осознать, что различать добро и зло человеку помогает совесть.

Воспитывающая: понять, что значит «вести диалог со своей совестью».

Ключевые понятия урока добро, грех, совесть, быть в ладу со своей совестью.

Оборудование урока: мультимедиа проектор, слайд со словарными определениями слов добро, зло, грех, совесть (по современным толковым словарям, не по словарю Даля), бумага для письма

План  урока:

  1. Организация деятельности учащихся

  1. Приветствие
  2. Сообщение темы урока

II. Актуализация знаний.

На доску выписаны ключевые понятия урока, проводится с учащимися работа, направленная на выявление  понимания ими ключевых понятий урока со словом «добро» и его однокоренными словами составьте словосочетания (творить добро, излучать добро, добрый поступок, добрые люди и т. д.), затем со словом «грех» и его однокоренными словами (сотворить грех, покаяться в грехе, грешный человек, греховный поступок, смертный грех).

Проблемное задание: попробуйте поменять в словосочетаниях местами слова «добро» и «грех». Какие слова не сочетаются? Можно ли сказать  «раскаяться в добре»? А можно ли сказать  «смертное добро»? Какой вывод можно сделать из этого наблюдения?

  1. Изучение нового материала
  1. Беседа с учащимися.

Вам знакомы слова содружество, соединение, собрание и другие с приставкой «со». Приставка «со» означает соединение с чем-либо.

-С чем (или Кем?) происходит соединение, когда мы чувствуем укоры совести?

-Что означает выражение «быть в ладу со своей душой»?

-Совесть сопряжена с умом или душой?

- Или с тем и другим?    

-   Достаточно ли осознавать грех умом?

2. Обсуждение темы урока. Запись темы на доске.

3. Работа со статьёй учебника после прочтения.

Что показалось тебе самым главным в статье, выпиши эту мысль.

Выпиши в тетрадь определения добра, зла, греха, совести, как это понимают православные христиане.

  1. Работа по группам.

Сравните определения добра, зла, греха, совести с определениями в словарях. Что главное в определении обсуждаемых понятий у православных христиан (человек может управлять злом, побеждать его, может активизировать добро, может трудиться над своей душой).

5.Самостоятельная исследовательская работа с текстом

 Прочитайте отрывок из повести Л.Н. Толстого и постарайтесь уловить чувства Николеньки в этом отрывке: (до чтения надо рассказать детям, что действие сцены, которая будет прочитана, происходит после того, как за обедом, шаля, Николенька проливает квас на скатерть).

После обеда я в самом весёлом расположении духа, припрыгивая, отправился в залу, как вдруг из-за двери выскочила Наталья Савишна с скатертью в руке, поймала меня и, несмотря на отчаянное сопротивление с моей стороны, начал тереть меня мокрым по лицу, приговаривая: «Не пачкай скатертей, не пачкай скатертей!». Меня так это обидело, что я разревелся от злости.

«Как!  говорил я сам себе, прохаживаясь по зале и захлёбываясь от слёз. Наталья Савишна, просто Наталья, говорит мне ты и ещё бьёт меня по лицу мокрой скатертью как дворового мальчишку. Нет, это ужасно!»

Когда Наталья Савишна увидала, что я распустил слюни, она тотчас же убежала, а я, продолжая прохаживаться, рассуждал о том, как бы отплатить дерзкой Наталье за нанесённое мне оскорбление.

Через несколько минут Наталья Савична вернулась, робко подошла ко мне и начала увещевать:

 Полноте, мой батюшка, не плачьте, простите меня... я виновата... уж вы меня простите, мой голубчик... вот вам.

Она вынула из-под платка корнет, сделанный из красной бумаги, в котором были две карамельки и одна винная ягода, и дрожащей рукой подала его мне. У меня недоставало сил взглянуть в лицо доброй старушке; я, отвернувшись, принял подарок, и слёзы потекли ещё обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда.

Попытайтесь представить «партитуру» чувств Николеньки (как меняется его настроение):

Веселье – злость – желание мести – заговорила совесть – стыд – любовь.

Что же помогло Николеньке освободиться от злобы и досады, уязвлённой гордости? Какое название носит это чувство?

  1. Работа в прописи.

Задание 1.

Как бы ты определил сам для себя – что такое совесть? ______________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вспомни случаи в своей жизни, когда тебя обличала совесть. _________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.

Заполни таблицу.

Подумай и напиши, какими качествами ты хотел бы обладать.

Подумай и ответь, от каких недостатков тебе хотелось бы избавиться

Напиши, что ты будешь делать для того, чтобы приобрести хорошие качества и избавиться от своих недостатков.

1.

2.

3.

4.

7.Работа с иллюстративным материалом.

 Демонстрация репродукции картины Рембрандта «Возвращение блудного сына». Не сообщая названия картины, учитель проводит с учащимся беседу о сюжете картины, как его понимают дети. Как вам кажется, кто изображен на картине? В какой момент жизни изображены два человека? Почему один из них не показан лицом зрителю? Почему он стоит на коленях? Какие чувства отражены на лице человека, обращенного лицом к зрителю. Знаете ли вы, как называется картина? Какой сюжет лёг в её основу? Из какой книги этот сюжет?

  1. Подведение итогов урока.
  2. Домашнее задание.

- рассказать родителям о том, что запомнили  на уроке

- прочитать текст  учебника

- ответить на вопросы

Индивидуальное:

-  подобрать  произведения на тему «совесть»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПК Урок № 10 "Совесть и раскаяние"

Урок по теме "Совесть и раскаяние"...

Конспект урока ОПК "Совесть и раскаяние" 4 класс.

Конспект урока ОПК "Совесть и раскаяние" 4 класс....

Педагогический проект «Урок-проект «Театр кукол»

Пояснительная запискапедагогического проекта «Урок-проект «Театр кукол».Данный проект разработан для проведения урока изобразительное искусство по программе «Изобразительное искусство и художественный...

Презентация к уроку ОПК "Совесть и раскаяние" 4 класс

Основы православной культуры. Презентация к уроку "Совесть и раскаяние" 4 класс...

Проект урока по ОРКСЭ "Совесть и раскаяние"

Урок по основам православной культуры "Совесть и раскаяние" с презентацией....

Презентация к уроку ОРКСЭ "Совесть и раскаяние".

Презентация к уроку ОПК "Совесть и раскаяние"....

Конспект урока ОРКСЭ "Совесть и раскаяние"

Конспект урока ОРКСЭ, 4 класс, по теме "Совесть и раскаяние" с использованием ИКТ. Конспект включает в себя приложения....