Проект по курсу ОРКС "Россия - наша Родина"
проект по орксэ (4 класс) на тему

Шляхова Нина Иннокентьевна

     Вводный  урок в каждом из модулей ОРКСЭ; входит в блок «Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества». Данный урок организоваан в виде устного журнала.

     Подготовка и проведение данного урока позволят ввести обучающихся в новый учебный курс, создать правильный эмоциональный настрой. Реализация проекта позволит вести работу по формированию информационных и коммуникативных компетенций.

     Процесс подготовки занимает одну неделю. Класс делится на 4 группы. Каждая группа по заданию учителя готовит  свою «страницу».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_rossiya_-_nasha_rodina.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока №1 курса ОРКСЭ

 «Россия - Наша Родина»

(устный журнал)

     Вводный урок в каждом из модулей ОРКСЭ; входит в блок «Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества».

     Подготовка и проведение данного урока позволят ввести обучающихся в новый учебный курс, создать правильный эмоциональный настрой. Реализация проекта позволит вести работу по формированию информационных и коммуникативных компетенций.

     Процесс подготовки занимает одну неделю. Класс делится на 4 группы. Каждая группа по заданию учителя готовит  свою «страницу».

     Цели:

  1. Пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной истории и культуры.
  2. Воспитание гражданственности и патриотизма.

    Задачи:

  1. формирование и конкретизация понятия Родины, осознание собственного отношения к ней;
  2. формирование представления о культурном и историческом единстве российского народа и важности его сохранения;
  3. обучение работе в группах и правилам сотрудничества.

     Оборудование:

  • Мультимедийный проектор
  • Компьютер
  • Экран или ИАД
  • «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля
  • Книга Ушинского К.Д. «Детский мир и хрестоматия» (глава «Первое знакомство с родиной. Поездка из столицы в деревню»)
  • Административная карта Российской Федерации
  • Портреты  героев Великой отечественной войны, Расула Гамзатова, Мусы Джалиля.

Ход урока

Страница первая. Открытие журнала.

Учитель читает стихотворение  Дмитрия Кедрина «Родина»:

Весь край этот, милый навеки,

В стволах белокорых берёз,

И эти студёные реки,

У плёса которых ты рос.

И тёмная роща, где свищут

Всю ночь напролёт соловьи,

И липы на старом кладбище,

Где предки уснули твои.

И синий ласкающий воздух,

И крепкий загар на щеках,

И деды в андреевских звёздах,

В высоких седых париках.

 

И рожь на полях непочатых,

И эта хлеб-соль средь стола,

И псковских соборов стрельчатых

Причудливые купола…

И санки, чтоб вихрем летели,

И волка опасливый шаг,

И серьги вчерашней метели

У зябких осинок в ушах.

И ливни – такие косые,

Что в поле не видно ни зги…

Запомни:

Всё это – Россия,

Которую топчут враги.

Это стихотворение написано в 1942 году. Это был очень тяжёлый год для  страны, когда фашисты оккупировали большую часть нашей земли.

  - А что для вас значит Родина? Что вы считаете своей Родиной? За что вы её любите?

(Выслушиваются ответы детей)

Страница вторая. «Слово Родина»

(Выступает первая группа)

   - Откуда произошло слово Родина? Послушаем ребят, которые нашли этот ответ в словарях и книгах.

     Слово Родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас – потомок какого-нибудь древнего рода. А само слово род обозначает древнейшего бога славян Рода.

     В.И.Даль: «Отечество – родная земля, Отчизна, где кто родился, вырос; корень, земля народа, к коему кто, по рождению, языку, вере, принадлежит…

      Матушка Россия – земля, отечество многих народов, разных по языку и вере…»

     К.Д.Ушинский: «Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов…»

   - Подберите родственные слова к слову родина, объясните их значение.

   Родить – произвести на свет потомство. Родит женщина, родит животное, родит почва, земля.

   Родители – отец и мать, у которых рождаются дети.

   Родня – родственники.

   Родословная – перечень поколений одного рода.

   

Страница третья. «Символы государства»

(Выступает вторая группа)

(На экран выводятся изображения герба и флага Российской Федерации)

    Как и все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы – герб, флаг и гимн. Обойтись без них невозможно: герб и флаг являются обязательными атрибутами государственных учреждений, военных форм, морских кораблей, воздушных лайнеров, космических кораблей. Гербовой печатью скрепляются все самые важные документы. Без государственной символики не обходится ни одно знаменательное событие – будь то международный форум, спортивное состязание или военный парад.

У нас очень красивый герб. На нём изображён золотой двуглавый орёл на фоне щита красного цвета. Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Вся золотая птица похожа на солнце. На груди орла помещён красный щит с изображением всадника. Это Святой Георгий Победоносец, сидящий на белом коне. За его плечами развивается синий плащ в правой руке него серебряное копьё, которое помогло ему победить дракона. Чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем, верный конь воина топчет дракона копытами. Это очень древний герб. Он появился 500 лет назад – в 1497 году. Впервые его ввёл царь Иван III Васильевич.

   Российский флаг – это трёхцветное полотнище с белой, синей и красной полосами. Появился он впервые в 1693 году, а единственным флагом Российского государства стал во время царствования Александра III. С 1993 года то государственный флаг Российской Федерации.

   - Что вы знаете о цветах нашего флага?

     (Есть разные версии. По одной из них, это единство моря, земли и неба. По другой – вверху расположен божественный мир, воплощённый в белом небесном цвете, ниже – синий небосвод, а под ним – мир людей, красный цвет. Есть и такая версия: белый символизирует веру, чистоту, синий – благородство, верность, а красный – героизм, отвагу, смелость.)

    Государственный гимн звучит в особо торжественных случаях. Во время его исполнения все присутствующие встают. Этим они выражают своё уважение к стране. Музыку нашего гимна написал композитор А.В.Александров, а слова – С.В.Михалков.

     (Можно прослушать фрагмент гимна Российской Федерации)

 Страница четвёртая. «Защитники нашей Родины».

 (выступает третья группа)

    Группа детей, готовившая эту страницу, выступает с краткими рассказами о героях, защищавших нашу родину от врага.

    Важно назвать защитников России разных национальностей. Уместно прочитать стихи о войне Александра Твардовского (русского поэта), Мусы Джалиля (татарского поэта),  Расула Гамзатова (дагестанского поэта). Можно

прослушать песню Я.Френкеля на стихи Р.Гамзатова «Журавли».

      Главная мысль этой страницы журнала: все народы, живущие в России, одинаково любят свою Родину и всегда готовы защищать её от врага, не жалея своей жизни.

Страница пятая.  «Мы разные, но Родина у нас одна»

(Выступает четвёртая группа)

Закрыть последнюю страницу нашего журнала нам помогут пословицы о Родине разных народов, живущих в нашей стране. Все эти народы говорят на разных языках, живут в тысячах километров друг от друга, в разном климате, в разных природных условиях. Но все они одинаково любят нашу общую Родину – Россию.

  (На экран выводятся слайды с пословицами, дети их читают, обсуждают, находят на карте регионы, где живут народы, создавшие эти пословицы).

            Русские пословицы:

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Своя земля и в горсти мила.

Чужбина – калина, родина – малина.

           Ногайская пословица (Дагестан):

Лучше быть на родине бедняком, чем в Каире царём.

           Татарская пословица:

Без глаза проживёшь, а без родины – нет.

           Бурятская пословица:

От родины веет теплом, а от чужбины – холодом.

           Адыгейская пословица:

В своей норке и мышь храбра.

           Осетинская пословица:

У чужой еды и вкус чужой.

Литература:

  1. С.В.Кутявина.  Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению. – М.: «ВАКО», 2009
  2. Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн. В помощь учителям начальных классов.  Сост. Т.В.Шепелева. – Волгоград: Учитель, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Россия - наша Родина" по курсу ОРКСЭ (модуль Основы мировых религиозных культур)

Цель данного урока: создание условий для формирования гражданской позиции младшего школьника, стремления познать историческое прошлое и культурное наследие своей страны.Материал урока может быть испол...

Курс ОРКСЭ урок 1 Россия - наша родина

Презентация и конспект урока....

Вводный урок по курсу ОРКСЭ "Россия наша-Родина"

Вводный урок "Россия - наша Родина " можно прводить по любому учебнику данного курса. Конспект урока также можно использовать при проведении классного часа во 2-4 классах на патриотическую тему....

Урок ОРКС " Россия- наша Родина" 4 класс.

Открытый урок по ОРКС " Школа России". Использовала слайды, музыку, песни и различную наглядность....

Конспект урока курса ОРКСЭ "Россия-наша Родина-"

Конспект урока курса ОРКСЭ для 4 класса....

ОРКС Тема: «Россия – наша Родина»

ОРКС УРОК1. Тема: "Россия- наша Родина"...