Пояснительная к основам мировых религий и светской этике.
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Пимонова Светлана Николаевна

Подготовлены материалы для изучения данного курса по учебнику Н. И. Ворожейкиной и Д. В. Заяц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_orkse.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль «Основы светской этики»

Пояснительная записка

   Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики для учащихся 4-го класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, в соответствии с «Программой воспитания уч-ся 1-11 классов », Рекомендовано МО РФ Москва. Просвещение. 2000 г.

 Рабочая программа соответствует обязательному минимуму содержания по культуре.

Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

  1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Специфика данного курса заключается в нормативно-правовой основе  разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).  

Учебный курс является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его четыре блока согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Этот курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников  10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

 Основное культурологическое понятие учебного курса – «российская религиозно культурная традиция». Его можно рассматривать как категорию, интегрирующую в своем семантическом пространстве понятия «традиция», «религиозная традиция», «культурная традиция». 

Место комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

в  программе обучения

В федеральный базисный учебный план на изучение курса в 4-ом классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.

Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы.  И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

Обоснование особенностей изучения учебного предмета

    Содержание учебного курса организуется вокруг трех базовых национальных ценностей: Отечество, семья, религия – и представляется четырьмя основными тематическими блоками (разделами).

Учебный курс, в содержании которого представлены четыре отечественные религиозные традиции и сущностно связанная с ними этика, создает мировоззренческую и ценностную основу для интеграции разнопредметного гуманитарного учебного содержания в основной школе. Российскую историю, литературу, искусство легче понять и, следовательно, принять, зная их религиозно-культурологические основы, понимая те идеалы, ценности, жизненные приоритеты, которые разделяли и к которым стремились наши предки. Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни. 

Соотношение содержания программы и обязательного минимума соответствует требованиям государственных стандартов.

Формы работы:

  1. Коллективная
  2. Фронтальная
  3. Групповая
  4. Парная
  5. Индивидуальная
  6. Дифференцированная

Методы работы:

  1. Словесные
  2. Наглядные
  3. Практические
  4. Поисковые
  5. Объяснительно-иллюстративные
  6. Исследовательские
  7. Проблемные

          Используемые образовательные технологии для реализации данной программы:

  1. Технология личностно-ориентированного подхода
  2. Деятельностная технология
  3. Информационные технологии
  4. Технология критического мышления
  5. Игровые технологии
  6. Технология проблемно-диалогического обучения
  7. Технология групповой деятельности
  8. Технология воспитания в процессе обучения
  9. Технология оценивания учебных достижений

10.Использование технологии портфолио

Измерители  учебных достижений

В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов. Они могут быть индивидуальными, коллективными.  Подходы в системе оценивания: «зачёт-незачёт», вербальное поощрение, похвала, одобрение, интерес одноклассников и членов семей к результатам собственной деятельности. 

Контроль за ЗУН:

  1. Поурочный (через опрос учащихся)
  2. Самостоятельные работы творческого характера
  3. Индивидуальные задания
  4. Тесты

Все представленные материалы адаптированы с учетом возрастного восприятия младших подростков.

Прогнозируемые результаты

Личностные, метапредметные (компетентностные) и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» являются следующие умения и качества:

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностносмысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

организовывать свои действия; работать с информацией;

любовь и уважение к Отечеству, к народам, его населяющим, его языку, культуре, истории;

понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;

интерес к ведению диалога с детьми различных религиозных конфессий; потребность в общении;

наличие собственных приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;

этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебника, вопросы и задания к ним; авторские ремарки; высказывания учащихся; опора на свой жизненный опыт.

Метапредметными результатами изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» является формирование универсальных учебных действий (УУД):

- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

 - общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

 - обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и соблюдать общепринятые нормы поведения в храмах;

 - организовывать самостоятельную деятельность;

- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения

 Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы о России – нашей Родине;

добавлять и приводить необходимые доказательства по теме.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения, технологии групповой работы (модель: групповая работа в классе; модель коллективного творческого решения проблем) и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения; технология семейного воспитания; технология освоения информационной культуры.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики»» является сформированность следующих умений:

знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;  

самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

самостоятельно находить ключевые слова;

самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

формулировать основную мысль текста;  

писать минисочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;

аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному, понимать и определять свои эмоции;  

иметь собственные приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;

самостоятельно давать характеристику  и оценку обсуждаемому материалу.

Программно – методическое обеспечение предмета

для ученика

Предмет

Программа

                    Учебник

Основы религиозных культур и светской этики

УМК «Гармония»

Н. И. Ворожейкина, Д. В. Заяц «Основы религиозных культур и светской этики»

4 класс:

«Ассоциация XXI век», 2012

Учебник соответствует ФГОС и

рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации

Программно – методическое обеспечение предмета

для учителя

Предмет

Программа

                    Учебник, методические рекомендации

Основы религиозных культур и светской этики

УМК «Гармония»

Программы образовательных учреждений. Основы религиозных культур и светской этики.  Москва. «Просвещение» 2010

Методические рекомендации 1. 2 часть. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников.

Н. И. Ворожейкина, Д. В. Заяц «Основы религиозных культур и светской этики»

4 класс:

Смоленск. «Ассоциация XXI век», 2012

Учебник соответствует ФГОС и

рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации

Использованная литература:

  1. Информационно- публицистический бюллетень. И. Просвещение. Выпуск №10. 2010
  2. Методические материалы для учителей и организаторов апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Министерство образования и науки. 2010
  3. www.kniga21vek.ru 
  4.  http://nsportal.ru/novye-tekhnologii-v-nachalnoi-shkole/
  5.  http://cerm.ru/index.php
  6. www.school2100.ru/uroki/elementary/lit.php

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мировые религии. Основы религиозных культур и светской этики 4-5 класс.

Любая религия  учит добру, и каждая ставит целью спасение души человека.Время возникновения религии, её место и основатели....

Проект урока по "Основам мировых религий и светской этики" (модуль "Основы православной культуры") 4 класс

Тема: «Христос и Его Крест» Тип урока: комбинированный Цель урока: формирование понимания значения Креста для христиан. ТДЦ: 1. Образовательная. Раскрыть смысл Креста как символа православной ...

Презентация к уроку в 4 классе по предмету "Основы мировых религий и светской этики".

Презентация к уроку  по предмету "Основы мировых религий и светской этики" в 4 классе на тему : " Добро и зло. Понятие греха, раскаяния, воздаяния".Презентация состоит из 16 слайдов.На слайде №1 ...

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Основы мировых религий» для 5 класса

Рабочая программапо основам религиозных культур и светской этикимодуль «Основы мировых религий»для 5 класса...

Конспект урока учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль: «Основы мировых религиозных культур» по теме «Священные книги религий мира»

Данный урок входит в модуль "Основы мировых религиозных культур" по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». К уроку прилагается презентация, в которой отражены некоторые этапы работы на у...