Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Основы мировых религий» для 5 класса
рабочая программа по орксэ на тему

Алешина Юлия Михайловна

Рабочая программа

по основам религиозных культур и светской этики

модуль «Основы мировых религий»

для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл omr.docx58.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная общеобразовательная средняя школа № 31

 с углубленным изучением предметов эстетического профиля

«Рассмотрено на заседании                                           Утверждаю

предметного методического объединения                   Директор школы:  

протокол №_____                                                                _____________Е.В.Туренко

 от «_____» _____________2014 г                                протокол педагогического совета №__

Руководитель МО:                                                         от «____»_______________2014 г.                                                                            

________________Г.Г.Рудько

Рабочая программа

по основам религиозных культур и светской этики

модуль «Основы мировых религий»

для 5 класса

Составитель рабочей программы

 Алёшина Юлия Михайловна,

учитель начальных классов.

г.  Нижневартовск, 2014 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики»

 преподаётся на основе нормативно-правовой базы:

  • Приказа МОН РФ от 31.01.2012 № 69,
  • Приказа МОН РФ от 1.02.2012 № 74,
  • приказа МО СО от 13.12. 2011 № 01-110/6434,
  • приказа МО СО от 14.12.2011 № 1404-ОД,
  • Письма МО СО от 17.02.2012 № 01-110/858,
  • Приказа УОКиС от 15.12.2011 № 779,
  • Письма УОКиС от 16.12.2011 № 2046 (информационная поддержка на сайте:http://orkse.org),
  • личных заявлений родителей и лиц их заменяющих,
  • учебного плана МБОУ « СОШ № 31 с УИП  ХЭП» г.  Нижневартовска ;  4 класс – 1 час в неделю.

Цели изучения предмета.

Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Мировые религиозные культуры» направлено на достижение следующих целей:

1)  развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества;

2)  формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

3)  знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

4)  воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

5)  становление внутренней установки личности поступать согласно

своей совести.

Задачи изучения  предмета:

1.развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

2. развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;

3.формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы

4.развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Этот курс не только готовит учащихся к освоению в основной школе  основ

обществознания и истории, но и способствует развитию и воспитанию личности. Его содержание вносит существенный вклад в формирование гражданской позиции, умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе социального опыта. Без решения этих задач невозможны выработка общероссийской идентичности и адапта-

ция к поликультурному  миру.Часто дети знают, как надо поступать, и легко могут

объяснить, почему правильно именно так, а не иначе. Но при этом они совершают прямо

противоположные поступки и, анализируя своё поведение, удивляются своим действиям. Осмысление личного опыта важно потому, что вводит в мир ребёнка ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Мировые религиозные культуры» помогает ребёнку в формировании личностного восприятия, эмоционального,

оценочного отношения к окружающему миру.

Для реализации программного содержания используется УМК

«Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религий. 4-5 классы. Москва. Просвещение, 2012 г

CD-диск к курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религий. 4-5 классы. Москва. Просвещение, 2012 г

Количество часов в год – 35

Количество часов в неделю – 1

Количество часов в I четверти – 9

Количество часов во II четверти – 7

Количество часов в III четверти –11

Количество часов в IV четверти – 8

Специфика класса

Рабочая программа по предмету « Русский язык» разработана для учащихся  5  классов.

В 5 « В» обучается 27 учащихся, 5 « Г» - 28 учеников, 5 « Д» - 26 учеников.

По исследованиям на начало учебного года в 5 классах, учащиеся показали следующий результат:

5 « В»•высокий уровень школьной мотивации у 17 учащихся, что составляет 61%, средний уровень мотивации - у 11 учащихся - 39 %.

5 « Г»•высокий уровень школьной мотивации у 15 учащихся, что составляет 53,5 %, средний уровень мотивации - у 11 учащихся - 39 %.

5 « Д»•высокий уровень школьной мотивации у 18 учащихся, что составляет 69%, средний уровень мотивации - у 7 учащихся - 27 %.

  • На параллели пятых классов отсутствуют учащиеся с неблагоприятной самооценкой. Самооценка – благоприятный уровень самооценки.
  • Учащиеся этих классов способны  адекватно судить о причинах своего успеха/ неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.

5 « В»•Причинно-следственных связей и отношений, взаимосвязанных с речевым компонентом интеллекта на высоком уровне у 48% учащихся.

5 « Г»•Причинно-следственных связей и отношений, взаимосвязанных с речевым компонентом интеллекта на высоком уровне у 42 % учащихся.

5 « Д»•Причинно-следственных связей и отношений, взаимосвязанных с речевым компонентом интеллекта на высоком уровне у 54 % учащихся.

Средний по классам уровень учебной мотивации соответствует благоприятному уровню – нормальная мотивация.

Художественно- эстетическая направленность предмета.

Целью эстетизации образовательного процесса является формирование у учащихся эстетического отношения к действительности. Средствами уроков курса «Основы светской этики» формируется:

- стремление к гармонии и совершенству;

- толерантность, сочувствие, сопереживание, умение встать на позицию другого человека, понять его;

- чувствовать и переживать прекрасное, возвышенное, комическое и трагическое;

- придавать эстетическое содержание поведению, содержанию и результатам деятельности, отношениям, оценкам;

- способность к образности, метафоричности, эмоциональности в освоении мира и самовыражении.

Эстетизация  направлена  на подчинение всех видов и форм педагогического процесса законам красоты и гармонии.

Технологически урок выстраивается  по схемам:

 впечатление – понимание – принятие;

переживание - отношение-освоение;

впечатление - уподобление – осмысление – обобщение.

На уроке используются такие художественные приемы:

- составление художественных коллекций из произведений искусства по различным признакам: содержание, настроение, жанр, автор, эпоха, стиль;

- словесное рисование;

- музыкальное «рисование»;

- жестовое «рисование»;

- импровизация на уточнение деталей;

- импровизация на перевоплощение;

- создание системы творческих заданий.

На уроках используются формы художественно-познавательной ориентации:

- Дискуссионно - аналитические формы: беседа, обсуждение, конференции, вечер вопросов и ответов;

- наглядно-практические формы: выставки, экскурсии, встречи с интересными людьми, посещение музеев, оформление кабинетов;

- игровые формы: викторины, турниры, воображаемые путешествия, инсценирование,  выставки.

Искусство тесно связано с игрой. Общими между игрой и искусством являются такие свойства, как изобразительность, добровольность, свобода, особый характер общения, особое удовольствие. Через игровые ситуации создается эстетическая среда общения.

Эстетическая направленность предмета выражается  через  освоение понятий: гармония, прекрасное, совершенство, духовность, милосердие, сострадание, целостность…

   Способы и формы оценивания образовательных результатов

  1. Представление результатов в ходе реализации и презентации ученических проектов.
  2. Главный способ оценки – рефлексивная самооценка учеником по умениям линий развития и коллективная оценка учениками друг друга (под руководством учителя).
  3. Дополнительный способ оценки – экспертная оценка учителями в результате наблюдения за деятельностью учеников в ходе исполнения и презентации своих проектов.

Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и проектов могут учитываться при формировании портфолио учеников. Формализованные требования по оценке успеваемости по результатам освоения курса отсутствует.

Сроки реализации программы 2014-2015 учебный год.

Общая характеристика учебного курса

Цель комплексного учебного курса «Основы мировых религиозных культур» - формирование у младшего подрастающего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с

представителями других культур и мировоззрений.Данный курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозным и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сущность нашей страны и современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

·  Общая историческая судьба народов России;

·  Единое пространство современной общественной жизни, включающая развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этики посредством:

·  ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель – воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;

·  педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;

·  системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а так же между ними и другими учебными предметами;

·  ориентация учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;

Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.

Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимание религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Освоение школьниками учебного содержания учебного содержания «Основы мировых религиозных культур», должно обеспечить:

·  понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

·  формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур;

·  знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

·  укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

Перечень изучаемого учебного материала

Роль религии в культуре человечества

Культура и религия. Современная поликонфессиональная картина мира. Образ Добра и Зла в каждой религии.

Общие идеи в большинстве религиозных картин мира. Возникновение добра и зла. Понятия греха и добродетели. Человек в религиозных традициях мира. Духовное устройство человека: тело – дух душа, место человека в картине мира, смысл жизни человека в трактовке разных религий.

Понятия раскаяния и воздаяния за грехи/добродетели в том числе после смерти – Рай и ад в разных религиях.

История религий

Возникновение религий: древнейшие верования и религии мира.

Буддизм: избавление от страданий.

Иудаизм: возвращение утраченной связи с Богом.

Христианство: вера в спасение души.

Ислам: нет бога, кроме Аллаха.

Жизнь верующего человека

Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака, Тора, Библия, Коран. Роль и место Бога, богов, высших духовных сверхъестественных сил в разных религиях.

Религии и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозно-моральные нормы и реальное поведение.

Хранители преданий в религиях мира.

Священные сооружения. Знания о них в разных основных религиях.

Правила поведения в каждом из них. Искусство (изобразительное) в религиозной культуре. Разные смыслы, каноны и запреты в разных религиях.

Календари и праздники в религиях мира.

Общечеловеческие нравственные ценности в разных религиях мира

Семья и семейные ценности в религиях народов нашей страны.

Учение и труд в разных религиях.

Долг, свобода, достоинство в разных религиях.

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

Религиозная картина современного мира

Свобода совести.

Религии народов России.

Религиозные традиции разных народов мира.

 Любовь и уважение к Отечеству

Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом учебный курс «Основы мировых религий» изучается в объеме 1 ч в неделю 5 класса, всего 35 ч в год.

описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Вопросы, связанные с введением в школьную программу духовно-нравственной, культурологической тематики, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе, и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, остается слишком значимым.

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

В этой связи особо актуальным становится включение в школьную программу предмета «Основы мировых религиозных культур», имеющего комплексный характер и представляющего четыре национальных духовных традиций – православие, ислам,буддизм, иудаизм.

Введение предмета «Основымировых религиозных культур» должно статьпервым шагом на пути восстановления в новых условиях на основе принципов гуманизма, нравственности, традиционной духовности социально-педагогического партнерства школы, семьи, государства, общественности в деле воспитания детей и молодежи.

Педагогическая поддержка самоопределения личности, развитие её способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации, сами по себе не создают достаточных условий для свободного развития и социальной зрелости личности. Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, то есть всё то, в чём в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность. Знание наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие.

Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России –   педагогически

организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.

 Включение предмета «Основы мировых религиозных культур» в основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:

- Патриотизм;

- Социальная солидарность;

- Гражданственность;

- Семья;

- Труд и творчество;

- Наука;

- Традиционные российские религии;

- Искусство и литература;

- Природа;

- Человечество;

Система базовых национальных ценностей лежит в основе представления о единой нации и готовности основных социальных сил к гражданской консолидации на основе общих ценностей и социальных смыслов в решении общенациональных задач, среди которых воспитание детей и молодёжи.

Достижение гражданского согласия по базовым национальным ценностям позволит укрепить единство российского образовательного пространства, придать ему открытость, диалогичность, культурный и социальный динамизм.

Гражданское согласие по базовым национальным ценностям не имеет ничего общего с единообразием ценностей нации и самой нации, духовной и социальной унификацией. Единство нации достигается через базовый ценностный консенсус в диалоге различных политических и социальных сил, этнических и религиозных сообществ и поддерживается их открытостью друг другу, готовностью сообща решать общенациональные проблемы, в числе которых духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи как основа развития нашей страны.

Личностные, метапредметные и предметные Результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты:

  • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

Метапредметные результаты:

  • Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы мировых религиозных культур», высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности;
  • Осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).

Предметные результаты:

  • Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  • Знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  • Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
  • Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
  • Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
  • Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и    вероисповедания, духовных традициях народов России;
  • Осознание ценности человеческой жизни.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. (1ч.)

Россия  - наша Родина.

Основы мировых религиозных культур. (28ч.)

        Культура и религия. Культура и религия. Возникновение религий. Возникновение религий. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира: Веды,  Авеста, Типитака. Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран. Хранители предания в религиях мира. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад. Человек в религиозныз традициях мира. Священные сооружения. Священные сооружения. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Искусство в религиозной культуре. История религий в России. История религий в России.

История религий в России. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Поломничества и святыни. Праздники в религиях мира. Праздники в религиях мира. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. (6 ч.)

Долг, свобода, ответственность, труд. Любовь и уважение к Отечеству. Подготовка творческих проектов.  Подготовка творческих проектов. Презентации творческих проектов на выбранные темы.Презентации творческих проектов на выбранные темы.

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час).

Блок 2. Основы мировых религиозных культур. (28 часов) .

Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России. (5 часов)

Блоки  1    и  3    посвящены  патриотическим  ценностям  и  нравственному  смыслумежкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями таорческих проектов учащихся.

Блок 3 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой,деятельностной форме.

Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.

Граф – схема к программе по основам религиозных культур и

светской этики  

модуль « Основы мировых религий» для 5 класса                                                                                                             35 ч.

модуля

Название модуля

У - М

С - П

К – С

А – П

С - О

К - Р

1.

Основы мировых религиозных культур                

                              29 ч

1

8

2

9

7

2

2.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

 6 ч

1

1

1

1

1

1

Модуль № 1:Основы мировых религиозных культур                29 ч

Компетентность: - умение анализировать ситуации, отстаивать свою точку зрения.

Цель: - формировать представление о  духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества;

- развивать речь, воображение учащихся, умение работать с текстом, обогащать словарный запас;

- воспитывать нравственные качества на примере  литературных героев и  жизни реальных людей.

Знать:- что такое мировые религии, паломничество ; отличать добродетель от порока;

Уметь: -  оперировать словами: религиозные ритуалы, священные сооружения, добродетель, пороки;

УУД:свободная ориентация в понятийном аппарате данного модуля и восприятие текстов художественного и  научного стилей; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;Художественно-эстетическая направленность: эстетическая направленность данного модуля  выражается  через  освоение понятий: гармония, прекрасное, совершенство, духовность;

Дата

№ урока

Этап

Тема

Способы достижения цели

Оценочная  деятельность

1.

1н 01.09 -

06.09. 14

.У -М

Россия  - наша Родина.

Организация учебного процесса направленного на систематизацию и обобщение имеющихся знаний

с/о доли участия в беседе

2 - 3

2н.8.09-13.09

3н.15.09-20.09

С - П

Культура и религия.

Частично – поисковая деятельность

с/о доли участия в беседе

4 - 5

4н.22.09-27.09

5н.29.09-4.10

С – П

Возникновение религий.

Частично – поисковая деятельность

с/о доли участия в беседе

6

6н.6.10-11.10

С – П

Религии мира и их основатели.

Частично – поисковая деятельность

в/о доли участия в беседе

7 – 8

7н.13.10-18.10

8н.20.10-25.10

С – П

Священные книги религий мира.

Частично – поисковая деятельность

в/о доли участия в беседе

9

9н.27.10-1.11

С – П

Хранители предания в религиях мира.

Частично – поисковая деятельность

в/о доли участия в беседе

10 – 11

10н.10.11-15.11

11н.17.11-22.11

К – С

Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздания.

Самостоятельная работа.

рефлексивная оценка

12

12н.24.11-29.11

А – П

Человек в религиозных традициях мира.

Упражнения направленные на формирование понятийного аппарата

в/о доли участия в обсуждении

13 – 14

13н.1.12-6.12

14н.8.12-13.12

А – П

Священные сооружения.

Упражнения направленные на формирование понятийного аппарата

в/о доли участия в обсуждении

15 – 16

15н.15.12-20.12

16н.22.12-27.12

А – П

Искусство в религиозной культуре.

Упражнения направленные на формирование понятийного аппарата

с/о доли участия в беседе

17 -18

17н.12.01-17.01

18н.19.01-24.01

А – П

Исследовательские работы учащихся по теме: «Искусство в религиозной культуре.»

Упражнения направленные на формирование понятийного аппарата

рефлексивная оценка

19-20

19н.26.01-31.01

20н.2.02-7.02

А – П

История религий в России.

Упражнения направленные на формирование понятийного аппарата

с/о доли участия в беседе

21 – 22

21н.9.02-14.02

22н.16.02-21.02

С – О

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.

Упражнения направленные на формирование понятийного аппарата

самоконтроль: понятийный аппарат

23 -24

23н.24.02-28.02

24н.2.03-7.03

С – О

Паломничество и святыни.

Упражнения направленные на формирование понятийного аппарата

самоконтроль: понятийный аппарат

25 -26

25н.9.03-14.03

26н.16.03-21.03

С – О

Праздники и календари.

Упражнения направленные на формирование понятийного аппарата

с/о доли участия в беседе

27

27н.30.03-4.04

С – О

Религия и мораль.

Упражнения направленные на формирование понятийного аппарата

Содержательная оценка умения систематизировать и обобщать изученное при коллективном обсуждении.

28 - 29

28н.6.04-11.04

29н.13.04-18.04

К - Р

Творческие работы по теме: «Нравственные заповеди мира».

Содержательная оценка учителем

Модуль № 2: Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.                           6 ч

Компетентность: - умение анализировать ситуации, отстаивать свою точку зрения.

Цель: - формировать представление о  духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества;

- развивать речь, воображение учащихся, умение работать с текстом, обогащать словарный запас;

- воспитывать нравственные качества на примере  литературных героев и  жизни реальных людей.

Знать:- что такое золотое правило нравственности, богатырь и рыцарь как нравственные идеалы; образцы нравственности в культуре Отечества;

Уметь: -  оперировать словами: честь и достоинство, нравственный поступок;

УУД: свободная ориентация в понятийном аппарате данного модуля и восприятие текстов художественного и  научного стилей; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;Художественно-эстетическая направленность: эстетическая направленность данного модуля  выражается  через  освоение понятий: гармония, прекрасное, совершенство, духовность;

Дата

№ урока

Этап

Тема

Способы достижения цели

Оценочная  деятельность

30

30н.20.04-25.04

У - М

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.

Организация учебного процесса направленного на систематизацию и обобщение имеющихся знаний

с/о доли участия в беседе

31

31н.27.04-2.05

 С – П

Семья.

Частично – поисковая деятельность

с/о доли участия в беседе

32

32н.4.05-9.05

К – С

Долг, свобода, ответственность и труд

Самостоятельная работа.

рефлексивная оценка

33

33н.11.05-16.05

А – П

Любовь и уважение к Отечеству.

Упражнения направленные на формирование понятийного аппарата

в/о доли участия в обсуждении

34 – 35

34н.18.05-23.05

35н..25-30.05

К – Р

Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур», «Любовь и уважение к Отечеству.»

Рефлексия

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по курсу « Основы мировых религий»

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

1. Дополнительная литература.

        

1.Лазарев А.И. Народоведение. Дом. Род. Народ. – Челябинск: ЮУКИ, 1997.

2.Лазарев А.И. Народоведение. Жизнь по народному календарю. – Челябинск: ЮУКИ, 1997.

3.Лазарев А.И. Народоведение. Народные промыслы и ремёсла. – Челябинск: ЮУКИ, 2000.

4. Праздники народов России. Энциклопедия / Бронштейн М.М., Жуковская Н.Л. и др. – М.: РОСМЭН-ИЗДАТ, 2004.

2. Интернет-ресурсы.

1.Специализированный  портал www.orkce.ru 

2.Электронная гуманитарная библиотека - www.gumfak.ru;

3.Государственный музей истории религии - www.gmir.ru.

3. Информационно-коммуникативные средства.

1.Электронное приложение к учебнику «CD-диск к курсу Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религий.  4-5 классы. Москва. Просвещение, 2012 г.    

 4. Технические средства обучения.

  1. Телевизор.
  2. Компьютер.
  3. Мультимедийная доска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы православной культуры" 4 класс.

Календарно-тематическое планирование по вновь вводимому с сентября 2012 года курсу ОРКСМ. Модуль "Основы православной культуры" 4 класс. 34 часа в год (17 + 17 часов) к учебнику А.В. Кураева 4-5 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы православной культуры народов России", 4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпредмета «Основы религиозных культур и светской этики»,модуль «Основы православной культуры народов России» 4 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» 4 класс на 2015 - 2016 учебный год

Данная рабочая программа курса ОРКСЭ модуль ОПК реализуется в 4-х классах течение 4-лет, претерпела изменения, добавлены творческие задания для учащихся....

Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Образовательная область «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» для 4 класса

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах  и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание ...

Методическая разработка урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль: «Основы православной культуры» Тема урока: «Жизненный подвиг Сергия Радонежского. Трудолюбие» (4 класс)

Начальная школа – наиболее благоприятный период для преподавания любой области знаний, в том числе и православной. Знакомство детей с православной культурой – необходимое условие воспитани...