Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Основы мировых религий» для 5 класса
рабочая программа по орксэ на тему
Рабочая программа
по основам религиозных культур и светской этики
модуль «Основы мировых религий»
для 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
omr.docx | 58.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальная общеобразовательная средняя школа № 31
с углубленным изучением предметов эстетического профиля
«Рассмотрено на заседании Утверждаю
предметного методического объединения Директор школы:
протокол №_____ _____________Е.В.Туренко
от «_____» _____________2014 г протокол педагогического совета №__
Руководитель МО: от «____»_______________2014 г.
________________Г.Г.Рудько
Рабочая программа
по основам религиозных культур и светской этики
модуль «Основы мировых религий»
для 5 класса
Составитель рабочей программы
Алёшина Юлия Михайловна,
учитель начальных классов.
г. Нижневартовск, 2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики»
преподаётся на основе нормативно-правовой базы:
- Приказа МОН РФ от 31.01.2012 № 69,
- Приказа МОН РФ от 1.02.2012 № 74,
- приказа МО СО от 13.12. 2011 № 01-110/6434,
- приказа МО СО от 14.12.2011 № 1404-ОД,
- Письма МО СО от 17.02.2012 № 01-110/858,
- Приказа УОКиС от 15.12.2011 № 779,
- Письма УОКиС от 16.12.2011 № 2046 (информационная поддержка на сайте:http://orkse.org),
- личных заявлений родителей и лиц их заменяющих,
- учебного плана МБОУ « СОШ № 31 с УИП ХЭП» г. Нижневартовска ; 4 класс – 1 час в неделю.
Цели изучения предмета.
Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Мировые религиозные культуры» направлено на достижение следующих целей:
1) развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества;
2) формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
3) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
4) воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
5) становление внутренней установки личности поступать согласно
своей совести.
Задачи изучения предмета:
1.развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
2. развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
3.формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы
4.развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Этот курс не только готовит учащихся к освоению в основной школе основ
обществознания и истории, но и способствует развитию и воспитанию личности. Его содержание вносит существенный вклад в формирование гражданской позиции, умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе социального опыта. Без решения этих задач невозможны выработка общероссийской идентичности и адапта-
ция к поликультурному миру.Часто дети знают, как надо поступать, и легко могут
объяснить, почему правильно именно так, а не иначе. Но при этом они совершают прямо
противоположные поступки и, анализируя своё поведение, удивляются своим действиям. Осмысление личного опыта важно потому, что вводит в мир ребёнка ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Мировые религиозные культуры» помогает ребёнку в формировании личностного восприятия, эмоционального,
оценочного отношения к окружающему миру.
Для реализации программного содержания используется УМК
«Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религий. 4-5 классы. Москва. Просвещение, 2012 г
CD-диск к курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религий. 4-5 классы. Москва. Просвещение, 2012 г
Количество часов в год – 35
Количество часов в неделю – 1
Количество часов в I четверти – 9
Количество часов во II четверти – 7
Количество часов в III четверти –11
Количество часов в IV четверти – 8
Специфика класса
Рабочая программа по предмету « Русский язык» разработана для учащихся 5 классов.
В 5 « В» обучается 27 учащихся, 5 « Г» - 28 учеников, 5 « Д» - 26 учеников.
По исследованиям на начало учебного года в 5 классах, учащиеся показали следующий результат:
5 « В»•высокий уровень школьной мотивации у 17 учащихся, что составляет 61%, средний уровень мотивации - у 11 учащихся - 39 %.
5 « Г»•высокий уровень школьной мотивации у 15 учащихся, что составляет 53,5 %, средний уровень мотивации - у 11 учащихся - 39 %.
5 « Д»•высокий уровень школьной мотивации у 18 учащихся, что составляет 69%, средний уровень мотивации - у 7 учащихся - 27 %.
- На параллели пятых классов отсутствуют учащиеся с неблагоприятной самооценкой. Самооценка – благоприятный уровень самооценки.
- Учащиеся этих классов способны адекватно судить о причинах своего успеха/ неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.
5 « В»•Причинно-следственных связей и отношений, взаимосвязанных с речевым компонентом интеллекта на высоком уровне у 48% учащихся.
5 « Г»•Причинно-следственных связей и отношений, взаимосвязанных с речевым компонентом интеллекта на высоком уровне у 42 % учащихся.
5 « Д»•Причинно-следственных связей и отношений, взаимосвязанных с речевым компонентом интеллекта на высоком уровне у 54 % учащихся.
Средний по классам уровень учебной мотивации соответствует благоприятному уровню – нормальная мотивация.
Художественно- эстетическая направленность предмета.
Целью эстетизации образовательного процесса является формирование у учащихся эстетического отношения к действительности. Средствами уроков курса «Основы светской этики» формируется:
- стремление к гармонии и совершенству;
- толерантность, сочувствие, сопереживание, умение встать на позицию другого человека, понять его;
- чувствовать и переживать прекрасное, возвышенное, комическое и трагическое;
- придавать эстетическое содержание поведению, содержанию и результатам деятельности, отношениям, оценкам;
- способность к образности, метафоричности, эмоциональности в освоении мира и самовыражении.
Эстетизация направлена на подчинение всех видов и форм педагогического процесса законам красоты и гармонии.
Технологически урок выстраивается по схемам:
впечатление – понимание – принятие;
переживание - отношение-освоение;
впечатление - уподобление – осмысление – обобщение.
На уроке используются такие художественные приемы:
- составление художественных коллекций из произведений искусства по различным признакам: содержание, настроение, жанр, автор, эпоха, стиль;
- словесное рисование;
- музыкальное «рисование»;
- жестовое «рисование»;
- импровизация на уточнение деталей;
- импровизация на перевоплощение;
- создание системы творческих заданий.
На уроках используются формы художественно-познавательной ориентации:
- Дискуссионно - аналитические формы: беседа, обсуждение, конференции, вечер вопросов и ответов;
- наглядно-практические формы: выставки, экскурсии, встречи с интересными людьми, посещение музеев, оформление кабинетов;
- игровые формы: викторины, турниры, воображаемые путешествия, инсценирование, выставки.
Искусство тесно связано с игрой. Общими между игрой и искусством являются такие свойства, как изобразительность, добровольность, свобода, особый характер общения, особое удовольствие. Через игровые ситуации создается эстетическая среда общения.
Эстетическая направленность предмета выражается через освоение понятий: гармония, прекрасное, совершенство, духовность, милосердие, сострадание, целостность…
Способы и формы оценивания образовательных результатов
- Представление результатов в ходе реализации и презентации ученических проектов.
- Главный способ оценки – рефлексивная самооценка учеником по умениям линий развития и коллективная оценка учениками друг друга (под руководством учителя).
- Дополнительный способ оценки – экспертная оценка учителями в результате наблюдения за деятельностью учеников в ходе исполнения и презентации своих проектов.
Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и проектов могут учитываться при формировании портфолио учеников. Формализованные требования по оценке успеваемости по результатам освоения курса отсутствует.
Сроки реализации программы 2014-2015 учебный год.
Общая характеристика учебного курса
Цель комплексного учебного курса «Основы мировых религиозных культур» - формирование у младшего подрастающего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с
представителями других культур и мировоззрений.Данный курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозным и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сущность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
· Общая историческая судьба народов России;
· Единое пространство современной общественной жизни, включающая развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этики посредством:
· ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель – воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
· педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
· системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а так же между ними и другими учебными предметами;
· ориентация учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимание религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение школьниками учебного содержания учебного содержания «Основы мировых религиозных культур», должно обеспечить:
· понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
· формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур;
· знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
· укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Перечень изучаемого учебного материала
Роль религии в культуре человечества
Культура и религия. Современная поликонфессиональная картина мира. Образ Добра и Зла в каждой религии.
Общие идеи в большинстве религиозных картин мира. Возникновение добра и зла. Понятия греха и добродетели. Человек в религиозных традициях мира. Духовное устройство человека: тело – дух душа, место человека в картине мира, смысл жизни человека в трактовке разных религий.
Понятия раскаяния и воздаяния за грехи/добродетели в том числе после смерти – Рай и ад в разных религиях.
История религий
Возникновение религий: древнейшие верования и религии мира.
Буддизм: избавление от страданий.
Иудаизм: возвращение утраченной связи с Богом.
Христианство: вера в спасение души.
Ислам: нет бога, кроме Аллаха.
Жизнь верующего человека
Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака, Тора, Библия, Коран. Роль и место Бога, богов, высших духовных сверхъестественных сил в разных религиях.
Религии и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозно-моральные нормы и реальное поведение.
Хранители преданий в религиях мира.
Священные сооружения. Знания о них в разных основных религиях.
Правила поведения в каждом из них. Искусство (изобразительное) в религиозной культуре. Разные смыслы, каноны и запреты в разных религиях.
Календари и праздники в религиях мира.
Общечеловеческие нравственные ценности в разных религиях мира
Семья и семейные ценности в религиях народов нашей страны.
Учение и труд в разных религиях.
Долг, свобода, достоинство в разных религиях.
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Религиозная картина современного мира
Свобода совести.
Религии народов России.
Религиозные традиции разных народов мира.
Любовь и уважение к Отечеству
Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом учебный курс «Основы мировых религий» изучается в объеме 1 ч в неделю 5 класса, всего 35 ч в год.
описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Вопросы, связанные с введением в школьную программу духовно-нравственной, культурологической тематики, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе, и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, остается слишком значимым.
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
В этой связи особо актуальным становится включение в школьную программу предмета «Основы мировых религиозных культур», имеющего комплексный характер и представляющего четыре национальных духовных традиций – православие, ислам,буддизм, иудаизм.
Введение предмета «Основымировых религиозных культур» должно статьпервым шагом на пути восстановления в новых условиях на основе принципов гуманизма, нравственности, традиционной духовности социально-педагогического партнерства школы, семьи, государства, общественности в деле воспитания детей и молодежи.
Педагогическая поддержка самоопределения личности, развитие её способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации, сами по себе не создают достаточных условий для свободного развития и социальной зрелости личности. Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, то есть всё то, в чём в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность. Знание наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие.
Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России – педагогически
организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.
Включение предмета «Основы мировых религиозных культур» в основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:
- Патриотизм;
- Социальная солидарность;
- Гражданственность;
- Семья;
- Труд и творчество;
- Наука;
- Традиционные российские религии;
- Искусство и литература;
- Природа;
- Человечество;
Система базовых национальных ценностей лежит в основе представления о единой нации и готовности основных социальных сил к гражданской консолидации на основе общих ценностей и социальных смыслов в решении общенациональных задач, среди которых воспитание детей и молодёжи.
Достижение гражданского согласия по базовым национальным ценностям позволит укрепить единство российского образовательного пространства, придать ему открытость, диалогичность, культурный и социальный динамизм.
Гражданское согласие по базовым национальным ценностям не имеет ничего общего с единообразием ценностей нации и самой нации, духовной и социальной унификацией. Единство нации достигается через базовый ценностный консенсус в диалоге различных политических и социальных сил, этнических и религиозных сообществ и поддерживается их открытостью друг другу, готовностью сообща решать общенациональные проблемы, в числе которых духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи как основа развития нашей страны.
Личностные, метапредметные и предметные Результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
Метапредметные результаты:
- Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы мировых религиозных культур», высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности;
- Осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).
Предметные результаты:
- Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- Знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
- Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
- Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
- Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
- Осознание ценности человеческой жизни.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. (1ч.)
Россия - наша Родина.
Основы мировых религиозных культур. (28ч.)
Культура и религия. Культура и религия. Возникновение религий. Возникновение религий. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Типитака. Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран. Хранители предания в религиях мира. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад. Человек в религиозныз традициях мира. Священные сооружения. Священные сооружения. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Искусство в религиозной культуре. История религий в России. История религий в России.
История религий в России. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Поломничества и святыни. Праздники в религиях мира. Праздники в религиях мира. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. (6 ч.)
Долг, свобода, ответственность, труд. Любовь и уважение к Отечеству. Подготовка творческих проектов. Подготовка творческих проектов. Презентации творческих проектов на выбранные темы.Презентации творческих проектов на выбранные темы.
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час).
Блок 2. Основы мировых религиозных культур. (28 часов) .
Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России. (5 часов)
Блоки 1 и 3 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслумежкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями таорческих проектов учащихся.
Блок 3 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой,деятельностной форме.
Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.
Граф – схема к программе по основам религиозных культур и
светской этики
модуль « Основы мировых религий» для 5 класса 35 ч.
№ модуля | Название модуля | У - М | С - П | К – С | А – П | С - О | К - Р |
1. | Основы мировых религиозных культур 29 ч | 1 | 8 | 2 | 9 | 7 | 2 |
2. | Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. 6 ч | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Модуль № 1:Основы мировых религиозных культур 29 ч
Компетентность: - умение анализировать ситуации, отстаивать свою точку зрения.
Цель: - формировать представление о духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества;
- развивать речь, воображение учащихся, умение работать с текстом, обогащать словарный запас;
- воспитывать нравственные качества на примере литературных героев и жизни реальных людей.
Знать:- что такое мировые религии, паломничество ; отличать добродетель от порока;
Уметь: - оперировать словами: религиозные ритуалы, священные сооружения, добродетель, пороки;
УУД:свободная ориентация в понятийном аппарате данного модуля и восприятие текстов художественного и научного стилей; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;Художественно-эстетическая направленность: эстетическая направленность данного модуля выражается через освоение понятий: гармония, прекрасное, совершенство, духовность;
Дата № урока | Этап | Тема | Способы достижения цели | Оценочная деятельность |
1. 1н 01.09 - 06.09. 14 | .У -М | Россия - наша Родина. | Организация учебного процесса направленного на систематизацию и обобщение имеющихся знаний | с/о доли участия в беседе |
2 - 3 2н.8.09-13.09 3н.15.09-20.09 | С - П | Культура и религия. | Частично – поисковая деятельность | с/о доли участия в беседе |
4 - 5 4н.22.09-27.09 5н.29.09-4.10 | С – П | Возникновение религий. | Частично – поисковая деятельность | с/о доли участия в беседе |
6 6н.6.10-11.10 | С – П | Религии мира и их основатели. | Частично – поисковая деятельность | в/о доли участия в беседе |
7 – 8 7н.13.10-18.10 8н.20.10-25.10 | С – П | Священные книги религий мира. | Частично – поисковая деятельность | в/о доли участия в беседе |
9 9н.27.10-1.11 | С – П | Хранители предания в религиях мира. | Частично – поисковая деятельность | в/о доли участия в беседе |
10 – 11 10н.10.11-15.11 11н.17.11-22.11 | К – С | Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздания. | Самостоятельная работа. | рефлексивная оценка |
12 12н.24.11-29.11 | А – П | Человек в религиозных традициях мира. | Упражнения направленные на формирование понятийного аппарата | в/о доли участия в обсуждении |
13 – 14 13н.1.12-6.12 14н.8.12-13.12 | А – П | Священные сооружения. | Упражнения направленные на формирование понятийного аппарата | в/о доли участия в обсуждении |
15 – 16 15н.15.12-20.12 16н.22.12-27.12 | А – П | Искусство в религиозной культуре. | Упражнения направленные на формирование понятийного аппарата | с/о доли участия в беседе |
17 -18 17н.12.01-17.01 18н.19.01-24.01 | А – П | Исследовательские работы учащихся по теме: «Искусство в религиозной культуре.» | Упражнения направленные на формирование понятийного аппарата | рефлексивная оценка |
19-20 19н.26.01-31.01 20н.2.02-7.02 | А – П | История религий в России. | Упражнения направленные на формирование понятийного аппарата | с/о доли участия в беседе |
21 – 22 21н.9.02-14.02 22н.16.02-21.02 | С – О | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. | Упражнения направленные на формирование понятийного аппарата | самоконтроль: понятийный аппарат |
23 -24 23н.24.02-28.02 24н.2.03-7.03 | С – О | Паломничество и святыни. | Упражнения направленные на формирование понятийного аппарата | самоконтроль: понятийный аппарат |
25 -26 25н.9.03-14.03 26н.16.03-21.03 | С – О | Праздники и календари. | Упражнения направленные на формирование понятийного аппарата | с/о доли участия в беседе |
27 27н.30.03-4.04 | С – О | Религия и мораль. | Упражнения направленные на формирование понятийного аппарата | Содержательная оценка умения систематизировать и обобщать изученное при коллективном обсуждении. |
28 - 29 28н.6.04-11.04 29н.13.04-18.04 | К - Р | Творческие работы по теме: «Нравственные заповеди мира». | Содержательная оценка учителем |
Модуль № 2: Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. 6 ч
Компетентность: - умение анализировать ситуации, отстаивать свою точку зрения.
Цель: - формировать представление о духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества;
- развивать речь, воображение учащихся, умение работать с текстом, обогащать словарный запас;
- воспитывать нравственные качества на примере литературных героев и жизни реальных людей.
Знать:- что такое золотое правило нравственности, богатырь и рыцарь как нравственные идеалы; образцы нравственности в культуре Отечества;
Уметь: - оперировать словами: честь и достоинство, нравственный поступок;
УУД: свободная ориентация в понятийном аппарате данного модуля и восприятие текстов художественного и научного стилей; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;Художественно-эстетическая направленность: эстетическая направленность данного модуля выражается через освоение понятий: гармония, прекрасное, совершенство, духовность;
Дата № урока | Этап | Тема | Способы достижения цели | Оценочная деятельность |
30 30н.20.04-25.04 | У - М | Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. | Организация учебного процесса направленного на систематизацию и обобщение имеющихся знаний | с/о доли участия в беседе |
31 31н.27.04-2.05 | С – П | Семья. | Частично – поисковая деятельность | с/о доли участия в беседе |
32 32н.4.05-9.05 | К – С | Долг, свобода, ответственность и труд | Самостоятельная работа. | рефлексивная оценка |
33 33н.11.05-16.05 | А – П | Любовь и уважение к Отечеству. | Упражнения направленные на формирование понятийного аппарата | в/о доли участия в обсуждении |
34 – 35 34н.18.05-23.05 35н..25-30.05 | К – Р | Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур», «Любовь и уважение к Отечеству.» | Рефлексия |
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по курсу « Основы мировых религий»
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
1. Дополнительная литература.
1.Лазарев А.И. Народоведение. Дом. Род. Народ. – Челябинск: ЮУКИ, 1997.
2.Лазарев А.И. Народоведение. Жизнь по народному календарю. – Челябинск: ЮУКИ, 1997.
3.Лазарев А.И. Народоведение. Народные промыслы и ремёсла. – Челябинск: ЮУКИ, 2000.
4. Праздники народов России. Энциклопедия / Бронштейн М.М., Жуковская Н.Л. и др. – М.: РОСМЭН-ИЗДАТ, 2004.
2. Интернет-ресурсы.
1.Специализированный портал www.orkce.ru
2.Электронная гуманитарная библиотека - www.gumfak.ru;
3.Государственный музей истории религии - www.gmir.ru.
3. Информационно-коммуникативные средства.
1.Электронное приложение к учебнику «CD-диск к курсу Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религий. 4-5 классы. Москва. Просвещение, 2012 г.
4. Технические средства обучения.
- Телевизор.
- Компьютер.
- Мультимедийная доска.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы православной культуры" 4 класс.
Календарно-тематическое планирование по вновь вводимому с сентября 2012 года курсу ОРКСМ. Модуль "Основы православной культуры" 4 класс. 34 часа в год (17 + 17 часов) к учебнику А.В. Кураева 4-5 класс...
Рабочая программа по предмету ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ ( модуль «Основы православной культуры) 4 класс (ФГОС)
В программу включены планируемые результаты по окончанию изучения курса....
Рабочая программа и календарно – тематическое планирование курса «Основы религиозных культур и светской этики» (Модуль «Основы православной культуры») 4 класс - 34 часа
Структура рабочей программы соответствует стандарту начального общего образования (ФГОС)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы православной культуры народов России", 4 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпредмета «Основы религиозных культур и светской этики»,модуль «Основы православной культуры народов России» 4 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» 4 класс на 2015 - 2016 учебный год
Данная рабочая программа курса ОРКСЭ модуль ОПК реализуется в 4-х классах течение 4-лет, претерпела изменения, добавлены творческие задания для учащихся....
Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Образовательная область «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» для 4 класса
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание ...
Методическая разработка урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль: «Основы православной культуры» Тема урока: «Жизненный подвиг Сергия Радонежского. Трудолюбие» (4 класс)
Начальная школа – наиболее благоприятный период для преподавания любой области знаний, в том числе и православной. Знакомство детей с православной культурой – необходимое условие воспитани...